ПРОБЛЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ И
ЕЕ ЭЛЕМЕНТОВ
PROBLEMS OF DEFINITION THE CONCEPT OF THE TRANSPORT SECURITY SYSTEM AND ITS ELEMENTS IN RUSSIA
УДК 342.951
M.A. ПОПОВА,
адъюнкт
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
MARGARITA A. POPOVA,
postgraduate (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: в статье с теоретических позиций рассматривается обеспечение транспортной безопасности как системы, выделены основные элементы данной системы и охарактеризованы некоторые особенности ее функционирования. Авторами обосновывается тезис о том, что нормативное правовое регулирование обеспечения транспортной безопасности не отвечает требованиям системности. В связи с этим отмечается необходимость законодательного регламентирования системы обеспечения транспортной безопасности, а также закрепления данного понятия в Федеральном законе «О транспортной безопасности».
Ключевые слова: транспортная безопасность, система обеспечения транспортной безопасности, меры обеспечения транспортной безопасности, элементы системы обеспечения транспортной безопасности.
Abstract: the paper considers the provision of transport security as a system from theoretical positions, identifies the main elements of the system and describes some features of its functioning. The authors substantiate the thesis that the regulatory legal regulation of transport security does not meet the requirements of systemic. In this regard we have the need for legislative regulation of the system for ensuring transport security, as well as the consolidation of this concept in the Federal Law «On Transport Security» is noted.
Keywords: transport security, transport security system, transport security measures, elements of the transport security system.
Транспорт представляет собой весьма специфическую сферу жизнедеятельности, потому во многом обусловливает степень прогресса развитости страны и общества, а также уровень обеспечения прав и свобод человека и гражданина, текущее состояние окружающей среды и т.д. Тем более что в пору глобализации обеспечение перевозок грузов и пассажиров, усиление транспортной безопасности и развитие системы данных правоотношений являются актуальными и приоритетными целями.
Неизбежный рост потенциальных и реальных угроз предопределяет развитие системы обеспечения транспортной безопасности, ведь от надежного обеспечения транспортной безопасности зависит в
первую очередь жизнь и здоровье каждого участника транспортных правоотношений. В остальном же от качества и надежности обеспечения транспортной безопасности находятся в зависимости и иные сферы общественных отношений: экономика, промышленное производство, социальная сфера и т.д.
Нельзя не учитывать тот факт, что транспортный комплекс является сложноорганизованной системой, обеспечение безопасности которой должно носить системный характер, а также учитываться как важнейшая составляющая безопасности транспорта в целом, основанная на учете природных, техногенных и социогенных факторов. Также видится, что создание целостной системы
Проблемы правоохранительной деятельности 2'17
транспортной безопасности определяет необходимость законодательного закрепления и четкой регламентации всех составляющих данной системы.
На данном этапе мы отмечаем особую актуальность рассмотрения системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ОТБ) с входящими в нее структурными элементами ввиду того, что конечный результат всей деятельности по ОТБ зависит от того, насколько четко закреплены все составляющие систему ОТБ элементы [2, с. 6871]. Для этого мы избираем системный подход, и теория безопасности не может обойтись без него, потому как, помимо определения содержания и соотношения исходных понятий в системе научных знаний, он необходим для составления и уяснения теоретических конструкций - моделей систем безопасности.
Рассматривая транспортную безопасность, нужно сказать, что она имеет специфические черты как вид безопасности по той причине, что угрозы в сфере транспорта прямо связаны с подрывом основ национальной безопасности страны. Поэтому транспортная безопасность и ее обеспечение являются частью системы обеспечения национальной безопасности государства.
О.Е. Трофимов излагал мысль по поводу того, что в стратегии национальной безопасности Российской Федерации отсутствует тезис о взаимосвязанности и взаимозависимости ОТБ и обеспечения национальной безопасности [4, с. 12-13]. Полагаем, данный факт имеет весомое значение, и мы в свою очередь считаем рациональным отразить его в ФЗ «О транспортной безопасности».
Следуя логике, любая система безопасности выстраивается исходя из взаимодействия объекта безопасности с другими объектами (факторами), способными нанести ему вред - угрозами. Угрозы являются своеобразным «толчком» для создания и функционирования системы ОТБ. Понятие «угрозы транспортной безопасности» отсутствует в Законе, однако является важнейшим, т.к. с ним неразрывно связан весь процесс обеспечения транспортной безопасности. Именно от угроз необходимо обезопасить транспортный комплекс, грузы, багаж и пассажиров. По существу угроза транспортной безопасности есть не что иное, как фактор, препятствующий нормальному и эффективному функционированию объектов транспортной инфраструктуры, осуществлению перевозок грузов, пассажиров и багажа транспортными средствами. Само же ОТБ строится на реализации системы мер - действиях субъектов безопасности по обеспечению безопасности соответствующих объектов.
Так, согласно ФЗ «О транспортной безопасности» ОТБ - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного
комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства1.
Правовые, экономические и организационные меры, отмеченные в определении, содержат в своем понимании огромнейший массив деятельности различного характера, а комплексный подход применения субъектами ОТБ указанных мер имеет важное значение в построении системы ОТБ, и это указано как один из принципов в ФЗ «О безопасности»2.
В общем понимании система - это совокупность и единство взаимосвязанных между собой частей (элементов), представляющих собой некую целостность. Так, в отношении рассматриваемого нами вопроса ОТБ необходимо рассматривать как систему, потому как она располагает внутренней структурой с набором элементов, объединенных общей целью.
Необходимо отметить, что в технократическом, исключительно транспортном контексте систему обеспечения транспортной безопасности определяют совокупностью разнообразных технических конструкций и механизмов, а также структурных единиц. Но наше исследование, носящее административно-правовой характер, преследует государственно-управленческие цели, поэтому указанные конструкции имеют второстепенное значение, и главное место занимают субъект-объектные связи и подсистемы [3, с. 27].
Немаловажно также указать на необходимость разграничения таких понятий, как «система ТБ» и «система ОТБ», принципиальное отличие которых лежит в том, что обеспечение - это деятельность субъектов, в то время как система ТБ - это функциональная система взаимодействия интересов и угроз объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, включая систему управления [1, с. 34].
Подход к определению системы ОТБ у каждого автора свой. Так, например, заслуживает внимания мнение В.И. Якунина, который предложил рассматривать систему ОТБ в узком и в широком смысле: в узком смысле система ОТБ представлена как совокупность средств, которыми располагает государство и должностные лица, которые должны поддерживать уровень защищенности транспорта и граждан; в широком смысле - определенный механизм, который помимо субъектов данной деятельности должен иметь нормативно-правовую, организационную, научную и финансово-ресурсную основы [5, с. 75].
1 Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 г.) «О транспортной безопасности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://base.consultant.ru
2 Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 (ред. от 5 октября 2015 г.) «О безопасности» [Электронный ресурс]. - Режим доступа - http://base.consultant.ru
Проблемы правоохранительной деятельности 2'17
А.И. Поздняков отмечает, что система деятельности по обеспечению безопасности включает связанные между собой субъекты, объекты, средства, функционирующие в определенной социальной, природной и технической окружающей среде [4].
В ОТБ мы также можем выделить данные элементы как основные составляющие системы. Особенность функционирования указанных элементов в том, что они представляют всю систему ОТБ как субъект-объектную. Это поясняется тем, что объекты и субъекты обеспечения безопасности между собой взаимозависимы и отличаются функциями, которые они выполняют в данной системе. Поэтому субъект безопасности может быть частью объекта и наоборот, но при этом у них должна сохраняться чувствительность к изменениям в целостности друг друга. Полагаем, что суть субъект-объектной особенности системы ОТБ в адаптации субъектов к сохраняющимся в целостности объектам.
Касаемо третьего элемента - средств,то здесь мы в основном подразумеваем технические средства. Они представляют собой искусственно созданные человеком средства деятельности, которые создаются с целью повышения ее эффективности.
Традиционно в системах обеспечения безопасности в качестве элемента выделяются силы и средства, но мы, полагая, что аналогичная ситуация складывается в рассматриваемой нами системе ОТБ, подразумеваем в своем исследовании средства ОТБ исключительно как технику, а под силами ОТБ понимаем субъекты ТБ.
Системность в ОТБ должна проходить не только через теорию ТБ, но и быть неотъемлемой
частью законодательной основы. К сожалению, на данном этапе мы отмечаем, что нормативная база в лице ФЗ «О транспортной безопасности» не располагает необходимыми условиями системности. Аналогичная ситуация складывается и с ФЗ «О безопасности», в котором также не в полной мере отражена система обеспечения безопасности и отсутствуют ее необходимые элементы.
Однако стоит отметить, что утративший силу ФЗ «О безопасности» располагал минимальным набором необходимых элементов ее обеспечения, закреплял правовые основы, отражал систему безопасности и ее основные функции .
По нашему мнению, применяя законодательные нормы, правоприменителям должны быть понятны цели нормативных актов, а также основные понятия, характеризующие объекты безопасности и субъекты, ее осуществляющие.
В заключение хотелось бы сделать вывод о том, что анализ законодательства и теоретических основ в области ОТБ Российской Федерации показывает, что, несмотря на принимаемые меры в правовом обеспечении транспортной безопасности страны, собрание нормативных правовых актов, регламентирующих это важнейшее направление деятельности государства, еще далеко от совершенства, и пока не удалось возвести обеспечение транспортной безопасности государства в целостную систему. Полагаем, что создание и закрепление понятия «система обеспечения транспортной безопасности», а также входящих в данное понятие элементов будет способствовать формированию полноценного и комплексного понимания обеспечения транспортной безопасности как системы.
Литература
1. Горев А.Э. Основы теории транспортных систем: учебное пособие. - Санкт-Петербург, 2010. 214 с.
2. Долгополое A.A., Билоконь A.B. О некоторых аспектах правового регулирования обеспечения транспортной безопасности II Вестник Краснодарского университета МВД России. 2015. № 1 (27).
3. Поздняков AM Основы теории национальной безопасности II Электронное научное издание Альманах «Пространство и Время». 2013. Выпуск № 1. Т. 2.
4. Трофимов О.Е. Административно-правовое регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере обеспечения безопасности на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14. - Москва, 2013.
5. Якунин В.И., Сулакшин С.С., Порфирьев Б.Н. и др. Проблемы формирования государственной политики транспортной безопасности I Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования. - Москва: Наука, 2006.
= References =
1. GorevA.E. Osnovy teorii transportnykh sistem: uchebnoe posobie. - Sankt-Peterburg, 2010. 214 s.
2. Dolgopolov A.A., Bilokon'A.V. O nekotorykh aspektakh pravovogo regulirovaniya obespecheniya transportnoi bezopasnosti II Vestnik Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii. 2015. № 1 (27).
3. Pozdnyakov A.I. Osnovy teorii natsional'noi bezopasnosti II Elektronnoe nauchnoe izdanie Al'manakh «Prostranstvo i Vremya». 2013. Vypusk № 1. T. 2.
4. Trofimov O.E. Administrativno-pravovoe regulirovanie deyatel'nosti federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti v sfere obespecheniya bezopasnosti na ob»ektakh transporta i transportnoi infrastruktury: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk: 12.00.14. - Moskva, 2013.
5. Yakunin V.l., Sulakshin S.S., Porfir'ev B.N. i dr. Problemy formirovaniya gosudarstvennoi politiki transportnoi bezopasnosti I Tsentr problemnogo analiza i gosudarstvenno-upravlencheskogo proektirovaniya. - Moskva: Nauka, 2006.
(статья сдана в редакцию 20.04.2017)
- Проблемы правоохранительной деятельности 2'17
150