Научная статья на тему 'Проблемы оплаты труды при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время'

Проблемы оплаты труды при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
136
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СТИМУЛИРУЮЩАЯ ЧАСТЬ ОПЛАТЫ ТРУДА / КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / MEDICAL INFORMATION SYSTEM THAT STIMULATES THE PART OF PAYROLL AND THE QUALITY OF MEDICAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Райх А. В., Дубровин А. А., Чеченин Г. И.

В условиях одноканального финансирования медицинские организации получили право самостоятельно определять критерии для распределения фонда оплаты труда между участниками лечебнодиагностического процесса. Основная цель: мотивировать медицинского работника на достижение наилучшего конечного результата и предоставление качественных услуг пациентам. Медицинская информационная система «ИнфоМуЗдрав» позволяет учитывать простые и сложные медицинские услуги, выполненные согласно стандартам оказания медпомощи, и объективно рассчитать стимулирующие доплаты для каждого сотрудника медицинской организации с учетом количества и качества выполненной им работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Райх А. В., Дубровин А. А., Чеченин Г. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы оплаты труды при оказании платных медицинских услуг в основное рабочее время»

■m Информатизация здравоохранения ü

A.B. Райх,

заместитель главного врача по поликлинической части МБЛПУ ГКБ №2

A.A. Дубровин,

директор ООО «Инфохол», г. Абакан

Г.И. Чеченин,

д.м.н., профессор, заслуженный работник здравоохранения РФ, заслуженный деятель науки РФ, директор Кустового медицинского информационно-аналитического центра г. Новокузнецка, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Минздрава России, г. Новокузнецк, Россия

МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА КАК СРЕДСТВО УЧЕТА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ И ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ РАСЧЕТА СТИМУЛИРУЮЩЕЙ ЧАСТИ ОПЛАТЫ ТРУДА

УДК 61:007

Райх A.B., Дубровин A.A., Чеченин Г.И. Медицинская информационная система как средство учета медицинских услуг и инструмент для расчета стимулирующей части оплаты труда (ГБОУ ДПО «Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей» Минздрава России, г. Новокузнецк, Россия)

Аннотация. В условиях одноканального финансирования медицинские организации получили право самостоятельно определять критерии для распределения фонда оплаты труда между участниками лечебно-диагностического процесса. Основная цель: мотивировать медицинского работника на достижение наилучшего конечного результата и предоставление качественных услуг пациентам. Медицинская информационная система «ИнфоМуЗдрав» позволяет учитывать простые и сложные медицинские услуги, выполненные согласно стандартам оказания медпомощи, и объективно рассчитать стимулирующие доплаты для каждого сотрудника медицинской организации с учетом количества и качества выполненной им работы. Ключевые слова: медицинская информационная система, стимулирующая часть оплаты труда, качество медицинской помощи.

Актуальность

Согласно указу Президента России В.В.Путина №597 от 07.05.2012, необходимо пересмотреть принципы оплаты труда медиков. Врач должен быть заинтересован в результатах своей работы, а его зарплата напрямую зависеть не только от количества пациентов, а от того, насколько эффективным в итоге оказалось лечение.

Одним из наиболее эффективных методов управления персоналом является экономический. В силу этого перед руководителем медицинской организации встает вопрос о решении одной из сложнейших задач — формирование эффективной системы оплаты труда персонала, которая должна укладываться в общую стратегию развития организации. Сложность решения этой задачи на сегодняшний день определяется множеством факторов, среди которых можно выделить несовершенство собственно системы оплаты труда работников бюджетных организаций, отсутствие приемлемых систем стимулирующего характера, недостаточность финансирования

А.В. Райх, А.А. Дубровин, Г.И. Чеченин, 2014 г.

Информатизация здравоохранения ян

II

медицинской помощи из общественных фондов и слабая отлаженность рыночных механизмов в здравоохранении.

Для того, чтобы система оплаты труда эффективно выполняла все свои функции, даже при наличии адекватного финансирования из всех источников она должна в максимальной степени дифференцировать все составляющие труда медицинского работника. Соответственно появляется большое количество критериев оценки деятельности медицинского персонала, а система оплаты труда приобретает вид системы высокой степени сложности. Оперативное управление такой системой возможно только посредством ее детального анализа и возможности моделирования каждого этапа. Реализовать эти подходы представляется возможным только при использовании целевого управления с адекватным информационным обеспечением и мотивацией исполнителей, что определяет целесообразность настоящего исследования.

Цель: разработать медицинскую информационную систему и систему оплаты труда, способствующие повышению доступности и качества медицинской помощи.

Задачи:

1. Провести анализ методов учета выполненных услуг в медицинских организациях без применения системных компьютерных технологий при оказании первичной медико-санитарной помощи.

2. Проанализировать методику расчета стимулирующей части оплаты труда медицинского персонала до внедрения МИС.

3. Обосновать целесообразность персонифицированного учета медицинских услуг, оценки качества выполненных услуг.

4. Создать модель медицинской информационной системы и систему оплаты труда, способствующие повышению доступности и качества медицинской помощи.

5. Оценить эффективность новой системы.

Объектом исследования явилась ам-

булаторно-поликлиническая служба г. Новокузнецка.

Предметом исследования явились организация и управление оказанием первичной медико-санитарной помощи взрослому населению г. Новокузнецка.

Методы исследования

Основными использованными методами были изучение и обобщение опыта, социально-гигиенический метод, социологический, эмпирического логикосодержательного моделирования.

В 2013 году во многих лечебных учреждениях, вопреки ожиданиям, врачи и средний медперсонал стали получать зарплату меньше, чем в 2012 на 10%, а в некоторых ЛПУ на 50%. При этом наполнение ТП ОМС увеличилось и впервые за многие годы стало бездефицитным. Анализируя ситуацию, мы приходим к выводу, что в новых условиях не все лечебные учреждения смогли адекватно перестроиться и эффективно осваивать выделенные средства.

Нами проведен анализ сложившейся ситуации и предложены меры эффективного управления ЛПУ. Работая в системе ОМС, важным моментом является своевременная передача реестров на оплату в ТФОМС за оказание медуслуг обратившимся пациентам. На практике до 30% случаев оказания медпомощи и выполнения простых медицинских услуг остаются не оплаченными по причине наличия ошибок в реестрах и передаче данных.

Второй значимой проблемой становится распределение средств, полученных за оказание медпомощи. Данный порядок определяется исключительно по локальным нормативным актам, по решению главного врача, профсоюза, трудового коллектива. Значимым моментом становится создание такого положения о распределении средств, при котором каждый врач будет заинтересован в выполнении большего количества медицинских услуг лучшего качества. Индивидуальный расчет коэффициента достижения результатов традиционным способом влечет за собой существенные трудовые затраты, поскольку необходим ежедневный учет

№5 Менеджер

3014 '

здравоохранения

■ш Информатизация здравоохранения §§

выполненной работы на каждого сотрудника, работающего в МО, и обратный расчет стимулирующих доплат за выполненную работу. Решением обеих проблем стала автоматизация процессов учета и обработки информации. Медицинская информационная система «Инфо-МуЗдрав», разработанная Новокузнецким КМИАЦ, позволяет своевременно учитывать выполненную работу каждым сотрудником, оценить качество выполненной работы и без потерь передать реестры на оплату в ТФОМС.

Для уменьшения количества ошибок в реестре экономический модуль медицинской информационной системы поддерживает ряд функций:

Учет тарифов. В данном механизме предусмотрена работа с тарифами ТФОМС. Одновременно может быть создано несколько тарифов.

Автоматизированное формирование реестра. Данный механизм позволяет формировать реестр ОМС, включая его печатную часть и электронную таблицу для передачи в страховую компанию.

Модуль контроля качества реестра. В программу встроен внутренний контроль реестра. С его помощью проводится автоматический контроль реестра на наличие ошибок, полноты заполнения, дублирования сведений

06 услугах и т.д. Наличие этого модуля позволяет существенно сократить количество ошибок в реестре, выявляемых при экспертизе в страховой компании, а за счет этого — сократить число штрафных санкций к ЛПУ.

Автоматический импорт данных из блока статистики МИС. Данные для реестра автоматически импортируются из подсистемы статистики МИС.

Автоматизированная валидация реестром на оплату по ОМС. Позволяет выполнять проверку структуры, которая должна полностью соответствовать структуре реестра, утвержденной Приказом ФОМС от

7 апреля 2011 г. №79: осуществляется проверка порядка следования элементов, их

наименование, размерность, обязательность и тип. Можно проверить реестр по различным настраиваемым критериям, которые собраны в наборы. Перед запуском валида-ции реестра можно выбрать необходимые наборы критериев для проверки.

Для эффективного распределения средств, полученных за выполненные медицинские услуги, используется экономическое приложение медицинской информационной системы. Данный блок позволяет автоматически распределить фонд материального поощрения по специалистам в соответствии с критериями, определенными для каждого из них.

Основные положения при формировании системы распределения стимулирующей части оплаты труда:

1. Фонд экономического стимулирования формировать отдельно для каждого этапа оказания медицинской помощи (стационарного и амбулаторного).

2. Целевые стимулирующие выплаты за неотложную помощь, диспансеризацию, раннее выявление онкологических заболеваний осуществлять работникам, непосредственно выполнявшим данные виды работ.

3. Коэффициент достижения результата (КДР) рассчитывать персонально на каждого сотрудника исходя из объема и качества фактически выполненных работ.

При оценке КДР установить следующие критерии:

1. Объем выполненной работы — 80%.

2. Качество — 10%.

3. Работа в МИС «ИнфоМуЗдрав» — 10%.

4. Учитывать результаты медико-экономической экспертизы — 1/10 от размера штрафа СМО накладывать на сотрудника, допустившего нарушение.

Ежемесячно в каждом структурном подразделении формируется матрица распределения фонда материального поощрения. В таблице 1 приведен пример «тела» матрицы, в которое внесены персональные показатели деятельности каждого сотрудника подразделения по следующим критериям: должность

Информатизация здравоохранения ян

Щ

Таблица 1

Определение КДР и сумм стимулирующих выплат

Должность -е-1 Ф.И.О. ОД План на 1 ст. Факт Из них НП О Сложн. Уровень качества МИС КДР Сумма за КДР Сумма за НП Сумма за ДС Итог Сумма

Врач-терапевт участковый 4 А.Ф. 18 588 866 164 20 1,0 0,56 0,90 2,97 10 000 1175 4940 16 115

ЛОР-врач 4 М.И. 20 781 923 60 1 1,00 0,94 1,00 4,73 4866 474 250 5590

Фельдшер на вр. приеме 4 Т.Н. 19 588 781 136 0 1,20 0,73 1,00 4,65 4913 1213 0 6126

Медсестра участковая 2 А.П. 18 588 866 164 0 1,00 0,89 1,00 2,62 5000 1312 0 6312

Медсестра ЛОР-врача 2 Н.Н. 20 781 923 60 0 1,00 0,87 0,90 1,85 2075 469 0 2544

Регистратор 2 Е.Ю. 20 500 650 1,2 0,9 1,00 2,81 3148 0 0 3148

Санитарка 1 А.В. 6 800 230 1,00 0,86 1,00 0,25 1292 0 0 1292

сотрудника, базовый (квалификационный) коэффициент (Коэф.), фамилия, имя, отчество сотрудника (Ф.И.О.), количество отработанных дней (ОД), плановое количество условных трудовых единиц на полный месяц на 1 ставку (План на 1 ст.), фактически выполненное количество трудовых единиц (Факт), количество посещений, выполненных с неотложной целью (из них НП), Количество пациентов, пролеченных в дневном стационаре (ДС), сложность выполняемой работы (Сложн.), уровень качества предоставляемых услуг, рассчитываемый ежемесячно в соответствии с положением о внутриведомственном контроле качества (Уровень качества), работа в медицинской информационной системе в соответствии с квалификацией (МИС), коэффициент достижения результата (КДР), сумма стимулирующих доплат за рассчитанный КДР ('Сумма за КДР), сумма стимулирующих доплат за оказание пациентам неотложной помощи (Сумма за НП), сумма стимулирующих доплат за лечение пациентов в дневном стационаре (Сумма за ДС), общая сумма начисленных стимулирующих доплат (Итог, сумма).

По данным таблицы 1 видно, что итоговая сумма стимулирующих доплат прямопропор-циональна рассчитанному КДР, количеству

выполненных посещений по заболеванию, неотложных посещений, количеству пролеченных больных в дневном стационаре, качеству работы и работе в МИС.

Заключение

Предложенная система позволяет эффективно мотивировать сотрудников медицинской организации на достижение лучших результатов деятельности, учесть выполненную работу и значительно увеличить материальное вознаграждение медицинских работников.

Выводы

1. Ввиду необходимости обработки огромного количества информации при оказании первичной медико-санитарной помощи населению учет медицинских услуг без применения систем автоматизированной обработки данных не позволяет эффективно использовать имеющиеся кадровые и материальные ресурсы.

2. Применяемая система распределения фонда материального поощрения по правилу «3:2:1» не позволяет произвести материальное поощрение сотрудника за персональное достижение качественных и количественных показателей труда.

№5 Менеджер

3014 здравоохранения /

■ш Информатизация здравоохранения Ü

3. Персонифицированный учет медицинских услуг, оценка качества выполненных услуг и расчет стимулирующих выплат на основе индивидуальных показателей результативности являются эффективным метом мотивирования персонала на достижение лучших показателей.

4. Предложенная модель медицинской информационной системы и системы оплаты труда позволяет в автоматизированном режиме проводить учет количества и качества выполненной работы, а также на основе имею-

щихся данных осуществить расчет персональных для каждого сотрудника стимулирующих доплат, что в конечном итоге способствует повышению доступности и качества медицинской помощи.

5. По данным исследования, после внедрения МИС и новой системы распределения стимулирующего фонда оплаты труда выполнение плана посещений увеличилось на 46%, выполнение плана по дневным стационарам — на 134%, средняя заработная плата врачей увеличилась в 1,7 раза.

1. Кадыров Ф.Н. Стимулирующие системы оплаты труда в здравоохранении. — М.: ГРАНТЪ, 1998. — 336с.

2. Кадыров Ф.Н., Филатов В.Н., Хайруллина И.С. Некоторые аспекты современной системы обязательного медицинского страхования. Часть 2//Менеджер здравоохранения. — 2010. — №8. — С. 10-20.

3. Калининская А. А,ДзугаевА.К, Чижикова Т.В. Кадровая политика в здравоохранении Российской Федерации//3дравоохранение Российской Федерации. — 2009. — №5. — С. 11-14.

4. Комаров Ю.М. К вопросу о приемлемой оплате труда врачей в Российской Федерации//3дравоохранение. — 2009. — №6. — С. 169-176.

5. Линденбратен А Л. Основные подходы к более эффективному внедрению новой системы оплаты труда в здравоохранении//3ам. гл. врача: лечеб. работа и мед. экспертиза. — 2010. — № 12. — С. 62-65.

6. Москвитина НА. Порядок и размеры стимулирующих выплат работников учреждений здравоохранения с учетом должностных окладов//ГлавВрач. — 2010. — № 10. — С. 69-71.

UDC 61:007

Raykh A .V, DubrovinA. A., Chechenin G. I. Medical Information System as a means of excluding medical services and tools for enabling calculation of the wage (Novokuznetsk State Institute ofPostgraduate Medicine MinistryofHealth ofRussia, Novokuznetsk, Russia)

Abstract. In the context of the single-channel financing medical organizations have received the right to determine the criteria for the distribution of the wage fund among participants diagnostic and treatment process. The main goal — to motivate health care worker to achieve the best outcome and provide quality services to patients. Medical Information System «InfoMuZdrav» takes into account simple and complex medical services performed according to standards of medical care and objectively calculate incentive surcharge for each employee of the medical organization of the amount and quality of work performed.

Keywords: Medical Information System that stimulates the part of payroll and the quality of medical care.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.