Научная статья на тему 'Проблемы оказания бесплатной юридической помощи'

Проблемы оказания бесплатной юридической помощи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2785
477
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БЕСПЛАТНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / ФИНАНСИРОВАНИЕ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / КВАЛИФИЦИРОВАННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / FREE LEGAL ASSISTANCE / FINANCING OF FREE LEGAL ASSISTANCE / QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулькова Ксения Константиновна, Шумов Петр Владимирович

Работа посвящена исследованию бесплатной юридической помощи в Российской Федерации и выявлению проблем данного явления. Основной метод аналитический. Определено, что в стандартах качества оказания бесплатной юридической помощи необходимо отразить навыки и умения: интервьюирование, консультирование клиентов, анализ правовой позиции, составление процессуальных документов, соблюдение профессиональной этики. В заключении делается вывод о востребованности бесплатной юридической помощи. Юридическая помощь приблизилась по своему качеству, своевременности и квалифицированности к правовой помощи. Необходимо разработать и внедрить стандарт качества бесплатной квалифицированной юридической помощи, утвердить критерии специалистов, сделать финансирование из федерального бюджета, и направить силы на стимулирование юристов, дабы они были заинтересованы в оказании этих услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Providing Free Legal Aid

The work is devoted to the study of free legal aid in the Russian Federation and the identification of problems of this phenomenon. The main method is analytical. It was determined that the quality standards for the provision of free legal assistance should reflect the skills and abilities: interviewing, advising clients, analyzing legal position, drafting procedural documents, compliance with professional ethics. In conclusion, it is concluded that there is a demand for free legal aid. Legal assistance approached in terms of its quality, timeliness and qualification to legal assistance. It is necessary to develop and implement a quality standard of free qualified legal assistance, approve the criteria for specialists, make funding from the federal budget, and send forces to encourage lawyers to be interested in providing these services.

Текст научной работы на тему «Проблемы оказания бесплатной юридической помощи»

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

УДК 347.965 https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/60

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ БЕСПЛАТНОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

©Кулькова К. К., ORCID: 0000-0002-7196-3889, Владимирский государственный

университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, riven04@yandex.ru ©Шумов П. В., ORCID: 0000-0001-9275-9791, канд. юрид. наук, Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых, г. Владимир, Россия, pshumov@gmail.com

PROBLEMS OF PROVIDING FREE LEGAL AID

©Kulkova K., ORCID: 0000-0002-7196-3889, Vladimir State University, Vladimir, Russia, riven04@yandex.ru.

©Shumov P., ORCID: 0000-0001-9275-9791, J.D., Vladimir State University, Vladimir, Russia, pshumov@gmail.com

Аннотация. Работа посвящена исследованию бесплатной юридической помощи в Российской Федерации и выявлению проблем данного явления. Основной метод -аналитический. Определено, что в стандартах качества оказания бесплатной юридической помощи необходимо отразить навыки и умения: интервьюирование, консультирование клиентов, анализ правовой позиции, составление процессуальных документов, соблюдение профессиональной этики. В заключении делается вывод о востребованности бесплатной юридической помощи. Юридическая помощь приблизилась по своему качеству, своевременности и квалифицированности к правовой помощи. Необходимо разработать и внедрить стандарт качества бесплатной квалифицированной юридической помощи, утвердить критерии специалистов, сделать финансирование из федерального бюджета, и направить силы на стимулирование юристов, дабы они были заинтересованы в оказании этих услуг.

Abstract. The work is devoted to the study of free legal aid in the Russian Federation and the identification of problems of this phenomenon. The main method is analytical. It was determined that the quality standards for the provision of free legal assistance should reflect the skills and abilities: interviewing, advising clients, analyzing legal position, drafting procedural documents, compliance with professional ethics. In conclusion, it is concluded that there is a demand for free legal aid. Legal assistance approached in terms of its quality, timeliness and qualification to legal assistance. It is necessary to develop and implement a quality standard of free qualified legal assistance, approve the criteria for specialists, make funding from the federal budget, and send forces to encourage lawyers to be interested in providing these services.

Ключевые слова: бесплатная юридическая помощь, финансирование бесплатной юридической помощи, квалифицированная юридическая помощь.

Keywords: free legal assistance, financing of free legal assistance, qualified legal assistance.

В 2011 г был принят Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (1), предметом регулирования которого является право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации. В соответствии с данным законом местные

444

Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

законодательные органы многих субъектов РФ приняли базовые законы об оказании бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации, так как эффективность реализации Федерального закона о бесплатной юридической помощи во многом зависит, прежде всего, от того, как данная работа организовывается на местах, то есть в региональных и местных масштабах.

Идея юридической помощи, оказываемой населению на безвозмездной основе, является по своей сути хорошим начинанием. Так как получить надежную юридическую консультацию и помощь часто становится довольно сложной задачей, особенно если учитывать при этом ценовую политику частных адвокатских контор. Стоимость стандартных услуг адвоката варьируется от 1000 до 5000 руб. в час.

Однако определенные категории граждан имеют право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи. Статья 20 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» определяет такие категории, так, например, правом на бесплатную юридическую помощь обладают инвалиды I и II групп, ветераны Великой Отечественной война, дети-сироты, граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, и другие. Иными словами, бесплатную юридическую помощь могут получить те, кто не имеют в своем распоряжении средств, которые можно использовать для покрытия судебных издержек.

Однако на практике реализация оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи неизбежно сталкивается с рядом проблем, которые, как правило, трудно разрешить.

Во-первых, сама суть того, что юридическая помощь оказывается на бесплатной основе. Любая услуга должна иметь свою цену. В современном мире, где каждый специалист ценит свое время и свои деньги, данное утверждение становится негласной аксиомой. Если услуга бесплатна, то в большинстве случаев она оказывается бесполезной или даже принесет вред тому, кому была оказана.

Следовательно, подобная юридическая помощь должна кем-то финансироваться. На сегодняшний день решение проблемы финансирования бесплатной юридической помощи фактически полностью отдано субъектам РФ. Согласно части статьи 29 ФЗ «О бесплатной юридической помощи» финансирование расходов, которое связано с созданием и деятельностью государственных юридических бюро и (или) оплатой труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в предусмотренных этим Законом случаях, и компенсация таких расходов на оказание подобной помощи являются расходным обязательством субъектов РФ (2). Однако местные бюджеты во многом носят ограниченный характер финансовых возможностей, а потому многие положения ФЗ «О бесплатной юридической помощи» не могут быть реализованы на практике.

Во-вторых, проблема качества. Действительно ли бесплатная квалифицируемая юридическая помощь будет настолько квалифицируемой? Пойдут ли опытные юристы на подобную государственную службу, если они высоко ценят свой опыт и профессионализм? Не станут ли бюро для бедных временным «отстойником» для выпускников вузов, не имеющих блата устроиться на хорошую работу, начинающих юристов? [2] Такие бюро едва ли станут пристанищем серьезных и высокооплачиваемых адвокатов.

Также бесплатная юридическая консультация может отличаться своей неполнотой. Дело в том, что чаще всего проблема, с которой идет клиент, не имеет сиюминутного разрешения. Для подготовки правильного и полного ответа юристу требуется изучить большое количество законодательства, юридической литературы, судебной практики. Юридическая консультация — самый неблагодарный труд юриста или адвоката. Основным стимулом и целью юридических консультаций является привлечение клиента и реклама собственных услуг.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

Станут ли квалифицированные, добросовестные специалисты тратить большое количество своего времени, дабы изучить проблему клиента, и не получив за это никакого, даже минимального гонорара? Едва ли подобное представляется возможным.

Как правило, у большинства юридических фирм, которые оказывают бесплатные юридическую помощь, бесплатной является именно консультация, а если человек хочет, чтобы ему составили документы или юрист участвовал в судебном заседании, то за это уже необходим платить.

Таким образом, размер и порядок оплаты труда юриста, который оказывает гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы, компенсация их расходов на оказание такой помощи должны быть достойными и соразмерными реально оказанной юридической помощи [1], дабы юрист был финансово простимулирован и заинтересован в оказании качественной юридической помощи своему клиенту

Финансированием бесплатной юридической помощи должно заниматься именно государство и выделять денежные средства в первую очередь из федеральных бюджетов, а не перекладывать все это на местные органы.

Также необходимо разработать стандарт качества оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, то есть существенно дополнить положения статьи 8 ФЗ «Об оказании бесплатной юридической помощи», дабы бесплатные юридические консультации оказывались не некомпетентными лицами, а добросовестными специалистами (1). В настоящее время данная статья предусматривает только один критерий, которому должны соответствовать специалисты, оказывающие бесплатную юридическую помощь населению, - иметь высшее юридическое образование. Однако, как уже было сказано выше, в таком случае мы можем прийти к тому, что бесплатную юридическую помощь станут представлять студенты без какого-либо опыта работа в правовой сфере, или некомпетентные специалисты, оказавшиеся невостребованные на рынке данного вида услуг. С одной стороны, бесплатная юридическая помощь — неплохой опыт работы для начинающих юристов, а с другой мы снова возвращаемся к проблеме качества и квалифицированности такой помощи.

В настоящее время единые стандарты оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи, обсуждение которых не прекращается вот уже несколько лет, все еще не разработаны. Еще один вопрос, который встает в связи с этим: кому должно быть поручено разработка данных стандартов? Возможно, данным вопросом должны заниматься специалисты ведущих юридических вузов страны.

Еще один момент, который должен быть разрешен в ходе решения проблем оказания бесплатной юридической помощи, — вопрос опыта. Мы считаем, что необходимо законодательно установить критерий о наличии у консультирующего специалиста юридической практики, которая составляет не менее двух или трех лет.

Бесплатная юридическая помощь, а также ее эффективность зависит не только от того, кто ее оказывает, но и от того, какими способами происходит ее оказание? Для эффективности, быстроты, своевременности и качества оказания бесплатной юридической помощи требуется широкое внедрение современных информационных технологий, однако это возможно только при существенной финансовой поддержке. Это еще один момент, почему финансирование данного вида услуг должно происходить на федеральном уровне, а не из средств местных бюджетов.

Можно говорит о создании консультационных пунктов в сети «Интернет», что позволило бы избежать личного контакта с заинтересованными лицами, а также снизить некоторые психологические издержки в первую очередь для консультирующих специалистов.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

Помощи должна быть не только бесплатной, но и квалифицированной. Возможно было бы установить некоторую систему оценки клиентами оказанных услуг, исходя из анализа которых юристы, оказывающие юридическую помощь на безвозмездной основе, смогли бы учитывать проблемы, возникающие на практике, и искать пути их решения, дабы улучшить систему оказания подобного рода услуг.

В стандартах качества оказания бесплатной юридической помощи также, необходимо отразить те навыки, которыми следует обладать специалистам, оказывающим юридическую помощь на безвозмездной основе. В такие навыки должны входить следующие умения: интервьюирование, консультирование клиентов, анализ правовой позиции, составление процессуальных документов, соблюдение профессиональной этики.

Последнее представляется весьма значимым вопросом, так как юристы, несмотря на возможное решение многих из озвученных проблем, скорее будут подходить к оказанию бесплатной юридической помощи не столь скрупулезно, как если бы они представляли данную услугу на возмездной основе. Поэтому существенно может снизиться не столько вопрос качества, но также общение и непосредственное взаимодействие с клиентом.

Вопрос, который оказывается центральным и остается в корне всех проблем, связанных с реализацией права граждан на получение бесплатной юридической помощи, был и остается в том, что ни один специалист не станет тратить свое время и навыки, чтобы подойти к решению вопроса клиента без получения хоть какого-то, даже минимального гонорара, как если бы за эту услугу он получил оплату. Нам едва ли представляется возможным полное бесплатное оказание юридической помощи. Выше уже было сказано, что стоит ввести систему оценки качества оказанных услуг. Вероятно, в зависимости от удовлетворения граждан полученным результатом, можно было бы оплачивать труд юристов. Однако здесь сразу же может встать проблема особой изворотливости лиц, претендующих на бесплатную правовую помощь, в подобных вопросах: они могут сказать, что остались недовольны, чтобы не платить юристу, однако воспользоваться результатами его трудов, хотя бы даже консультацией.

Поэтому, чтобы бесплатная юридическая помощь приблизилась по своему качеству, своевременности и квалифицированности к правовой помощи, оказываемой на возмездной основе, необходимо решить комплекс вышеозвученных проблем: разработать и внедрить стандарт качества бесплатной квалифицированной юридической помощи, утвердить критерии специалистов, что станут заниматься подобным трудом, перенести вопрос финансирования данного проекта на федеральные бюджеты, и направить силы на стимулирование юристов, дабы они были заинтересованы в оказании этих услуг.

Источники:

(1). Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. № 263. 23.11.2011.

(2). Федеральный закон от 21.11.2011 N 324-Ф3 (ред. от 28.11.2015) «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Российская газета. № 263. 23.11.2011.

Список литературы:

1. Галоганов А. П. Региональное законодательство о бесплатной юридической помощи и практика его реализации // Вестник Университета О. Е. Кутафина. 2014. № 1. С. 30-33.

2. Дмитриев Ю. А. Неудачный эксперимент по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам // Пробелы в Российском законодательстве. 2008. №5. С. 33-35.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 5. №6. 2019

https://www.bulletennauki.com DOI: 10.33619/2414-2948/43

3. Фролов Д. В. Проблемы финансирования оказания бесплатной юридической помощи в субъектах Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 6. С. 21-24.

References:

1. Galoganov, A. P. (2014). Regional'noe zakonodatel'stvo o besplatnoi yuridicheskoi pomoshchi i praktika ego realizatsii. Vestnik Universiteta O. E. Kutafina, (1). 30-33.

2. Dmitriev, Yu. A. (2008). Neudachnyi eksperiment po sozdaniyu gosudarstvennoi sistemy okazaniya besplatnoi yuridicheskoi pomoshchi maloimushchim grazhdanam. Probely v Rossiiskom zakonodatel'stve, (5). 33-35.

3. Frolov, D. V. (2012). Problemy finansirovaniya okazaniya besplatnoi yuridicheskoi pomoshchi v sub"ektakh Rossiiskoi Federatsii. Probely v rossiiskom zakonodatel'stve, (6). 21-24.

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 20.04.2019 г. 25.04.2019 г.

Ссылка для цитирования:

Кулькова К. К., Шумов П. В. Проблемы оказания бесплатной юридической помощи // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №6. С. 444-448. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/60

Cite as (APA):

Kulkova, K., & Shumov, P. (2019). Problems of Providing Free Legal Aid. Bulletin of Science and Practice, 5(6), 444-448. https://doi.org/10.33619/2414-2948/43/60 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.