DOI: 10.24412/2076-1503-2023-9-450-455 NIION: 2018-0076-9/23-744 MOSURED: 77/27-023-2023-9-744
ШИНКАРЕЦКАЯ Галина Георгиевна,
главный научный сотрудник ИГП РАН доктор юридических наук, e-mail: gshink@yandex.ru
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ПРИРОДЫ В АРКТИКЕ НА ФОНЕ ПОТЕПЛЕНИЯ КЛИМАТА
Аннотация. Северная полярная область Земного шара, называемая Арктикой, традиционно представляла интерес только для прибрежных государств в силу суровости своих природных условий. Однако в конце ХХ века на всем Земном шаре отмечается потепление климата; в Арктике оно отразилось в таянии льдов, в том числе «вечных». Последовали явления, которые можно характеризовать как выгодные для человечества, так и очень для него вредные. Отсутствие льдов на большей части Северного Ледовитого океана означает значительное сокращение и удешевление морского пути между Европой и Азией. Теперь Северный Ледовитый океан не разделяет, а связывает континенты. Освобождение ото льдов означает также доступ к минеральным богатствам дна. Однако эти же явления означают драматические изменения в образе жизни коренного населения, а также внесение возможных необратимых изменений в ландшафте Арктики, в состоянии ее животного и растительного мира. Между тем образ жизни коренного населения, его этническая и культурная идентичность тесно связаны с природой Арктики, с возможностями охоты и транспортного передвижения. Более того, таяние вечной мерзлоты оказывает свое негативное влияние и на население, проживающее гораздо южнее побережья Северного Ледовитого океана: в многих местах Аляски и Российского севера наблдается разрушение фундаментов жилых и общественных зданий, дорог и иных сооружений.
В этих условиях наобходимо тесное и продуманное сотрудничество в решении эти настоятельных проблем. Однако сотрудничество приарктических государств пока налажено довольно слабо. Отмечается настороженное отношение и государств, и их населения к наделению Арктического совета значительными полномочиями. Нет и достаточного доверия между ними в области безопасности.
Ключевые слова: Арктика, Северный Ледовитый океан, коренные народы Севера, приарктические государства, полярные льды, вечная мерзлота, охрана окружающей среды, животный мир Арктики, рыболовство в Северном Ледовитом океане, Северный морской путь.
SINKARETSKAIA Galina G.,
Dr of Law, principal fesearch fellow, Institute of State and Law RAS
PROBLEMS OF NATURE PROTECTION IN THE ARCTIC AGAINST THE BACKGROUND OF CLIMATE WARMING
Annotation. The northern polar region of the globe, called the Arctic, has traditionally been of interest only to coastal States due to the severity of natural conditions. However, at the end of the twentieth century, climate warming was observed all over the globe; in the Arctic it was reflected in the melting of ice, including "eternal" ones. There followed phenomena that can be characterized as both beneficial to humanity, and very harmful to it. The absence of ice in most of the Arctic Ocean regions means a significant reduction and cheapening of the sea route between Europe and Asia. Now the Arctic Ocean does not divide, but connects the continents. Liberation from the ice also means access to the mineral riches of the bottom. However, these same phenomena mean dramatic changes in the lifestyle of the indigenous population, as well as the introduction of possible irreversible changes in the landscape of the Arctic, in the state of its fauna and flora. Meanwhile, the lifestyle of the indigenous population, its ethnic and cultural identity are closely connected with the nature of the Arctic, with the possibilities of hunting and means of transportation. Moreover, the melting of permafrost has its negative impact on the population living also southward of the Arctic Ocean coast: in many places in Alaska and the Russian North, the foundations of residential and public
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
buildings, roads and other structures are being destroyed. In these conditions, close and thoughtful cooperation in solving these urgent problems is necessary. However, the cooperation of the Arctic states is still rather poorly established. There is a wary attitude of both states and their populations to the granting of significant powers to the Arctic Council. There is also not enough trust between them in the field of security.
Key words; Arctic, Arctic Ocean, indigenous peoples of the North, Arctic states, polar ice, permafrost, environmental protection, Arctic wildlife, fishing in the Arctic Ocean, Northern Sea Route.
Арктический регион не имеет точного определения; в науке принято рассматривать в качестве Арктического региона область Земного шара, ограниченную северным тропиком [3, а14]. Его главная особенность — наличие вечного льда на море и вечной мерзлоты в почве. На протяжении всей человеческой истории арктический лед постоянно таял и снова замерзал в соответствии с изменениями погоды; примерно в 1970-х годах ХХ века впервые за тысячи лет сформировался процесс преобладания таяния льда над обратным замерзанием. Научные данные говорят о том, что этот процесс вызван обильным выбросом в атмосферу производимого человеческой деятельностью углекислого газа, что создает в атмосфере парниковый эффект.
Повышение температуры окружающей среды Арктики приводит к изменению географии Арктики, состояния снежного покрова, морского льда, ледников и вечной мерзлоты. Эти изменения ведут, в свою очередь, к значительным переменам в ландшафте, способах эксплуатации природных ресурсов, состояния животного мира. Последствия этого пока трудно предсказать, но уже сейчас заметно, что под угрозой находятся не только интересы людей, но и сама арктическая природа.
1.Приарктические государства
В Арктическом регионе проживает около 4 миллионов человек, населяющие государства, которые называют «арктической пятеркой»: Россия, Канада, США, Норвегия (учитывая местоположение Шпицбергена) и Дания (учитывая местоположение Гренландии и Фарерских островов). К арктическим государствам относят также входящие в Арктический совет Швецию, Финляндию и Исландию.
Из разнообразного населения данного региона около 400 тысяч относят к коренным жителям (это эвенки, чукчи, эскимосы, нганасаны, алеуты, ханты , ненцы и др). Эти коренные сообщества особенно обеспокоены изменением климата из-за того, что не только для своего выживания они зависят от окружающей среды, но и их духовность и культура неотделимы от арктической природы [9, а74-78]. Кроме того, местное население опасается прибытия большого числа работников извне, что может создать перевес этого прибывшего
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
населения и превратить коренное население в меньшинство на своей территории [11]. Дж.Хайнд-ман отмечает, что компании стремятся привлечь к добыче и завезти в Арктику наиболее квалифицированных и образованных работников, с которыми, очевидно, местным жителям будет трудно конкурировать [10, а243-255].
2. Международное сотрудничество в Арктике
Универсальных договоров о международном сотрудничестве в Арктике пока не существует. В 1996 году был образован Арктический совет [2, а220-233] - международная организация, в которую, помимо восьми арктических стран-членов, обладающих правом принятия решений, входят организации коренных народов Севера: Арктический совет атабасков, Международная ассоциация алеутов, Международный совет гвичинов, Циркумполярный совет инуитов, Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и Совет саамов. Они участвуют в подготовке всех документов и решений совета. Кроме того, статус наблюдателя имеют 12 государств (Великобритания, Германия, Индия, Испания, Италия, Китай, Республика Корея, Нидерланды, Польша, Сингапур, Франция и Япония), девять межправительственных организаций и 11 неправительственных организаций.
Задача Арктического совета - защита арктической экосистемы и ее обитателей, улучшение и сохранение качества окружающей среды и содействие рациональному использованию природных ресурсов, признание и удовлетворение самоопределяющихся культурных и традиционных потребностей арктических сообществ в отношении окружающей среды, постоянном мониторинге состояния арктической среды, а также сокращение и устранение ее загрязнения.
Основные позиции Арктических государств выражены в Илулиссатской декларации, которой был учрежден Арктический совет; там же на Арктику
распространено действие Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. В 2011 году была запущена программа «Круглый стол сил безопасности Арктики», которая проводится ежегодно и ее главная цель - проанализировать, как вооруженные силы и береговая охрана могут оказывать
помощь гражданским властям. В 2013 году Исландия инициировала создание организации под названием Арктический круг, которая содействует диалогу между политическими и деловыми лидерами, экспертами-экологами, учеными, представителями коренных народов и другими международными заинтересованными сторонами для решения проблем, стоящих перед Арктикой в результате изменения климата и таяния морского льда.
В 2016 году был создан Форум Арктической береговой охраны, в котором сотрудничают и производят обмен информацией службы береговой охраны. Таким образом, кроме межгосударственного Арктического совета, активно развивается межведомственное сотрудничество [8, а40-42].
Ведется также сотрудничество в исследовательской области. В Международный арктический научный комитет, созданный в 1990 году, входит 23 страны. Комитет занимается всеми сторонами арктических исследований, а также предоставляет соответствующие научные консультации. Другой организацией является сеть университетов и колледжей, развивающих междисциплинарное образование, направленное на решение проблем циркумполярного региона с учетом перспектив коренных народов Арктики. Существует также Международный союз циркумполярного здравоохранения, который занимается медицинскими проблемами людей в Арктике [12, а8].
З.Последствия таяния льдов
Таяние льдов создает выгодные условия для новых видов экономической деятельности в Арктическом регионе. Прежде всего это относится к активизации транспортных отношений и к возможностям добычи природных ресурсов. Теперь арктические воды в значительной мере открылись для навигации. Теперь они не разделяют, а связывают Азию и Северную Америку с помощью Северного морского пути вблизи российского побережья Сибири. Облегчается проход и по Северо-Западному проходу, пересекающему Канадский арктический архипелаг, проходным может стать и путь прямо через Северный полюс. Время в пути между Северной Азией и Северной Европой и расходы на топливо значительно сокращаются (примерно на 40%) по сравнению с тем, что было раньше. В течение последних десяти лет наблюдался рост товарооборота; по сравнению с 2017 годом количество товаров, перевозимых по этому маршруту, увеличилось на 70% в следующем году. В 2018 году через Россию было перевезено более 18 миллионов тонн товаров; в 2019 году Северным морским путем было перевезено 25 миллионов тонн товаров [8, а23].
Не только морские суда, но и круизные лайнеры начинают появляться в Арктическом реги-
оне. Туризм в летнее время расширяется и, по прогнозам, будет продолжать расти. В 2019 году появилось 13 новых круизных лайнеров, способных преодолевать льды. К 2022 году вступят в строй еще 28 новых круизных лайнеров [13, а11].
Доступнее станут и залежи нефти не океанском дне. По существующим оценкам до сих пор еще в его недрах хранится 90 миллиардов баррелей нефти, то есть приблизительно 13% неразведанной нефти в мире, 20% жидкого газа и 30% природного газа [6, а60].
К сожалению, увеличение добычи нефти и газа делает регион уязвимым для разливов, которые могут нанести вред экосистемам, уничтожить дикую природу и повлиять на жизнедеятельность жителей Арктики. Низкая температура воздуха затрудняет очистку от загрязнений, которые разлагаются очень медленно, что ухудшает ситуацию. Пока нет достаточно эффективных технологий борьбы с разливами в Арктическом регионе. В свою очередь, нефть, покрывая лед, способствует его нагреву и еще более усиленному таянию.
4. Уроза животному миру
Влияние потепления на животный мир оказывается многослойным. С одной стороны, освобождение ото льда континентальных шельфов и новые возможности для добычи нефти создают опасность для тюленей и китов; с другой стороны, перемещение масс рыбы вслед за планктоном из-за изменения температуры воды вызывает перемещение стад тюленей и моржей, но эти животные в открытом море оказываются лишенными таких «лежбищ для отдыха», как льды; с третьей стороны, сокращается численность полярных медведей, которые из-за недостатка снега не могут строить берлоги для рождения детенышей. Из-за этого же сокращается численность нерп, составляющих основной рацион для белых медведей. Все это делает охотничьи угодья местного населения более скудными.
Совершенно неожиданно оказалось, что с повышением температуры воздуха на север перемещаются различные виды насекомых, против которых у местных лесов нет средств бороться, это ведет к их гибели и учащению лесных пожаров, что, в свою очередь, создает угрозу диким оленям. Всем оленям — и диким, и домашним, непривычные формы таяния и замерзания льда создают трудности добывания лишайника зимой. Недостаточно изучены пока проблемы возможного изменения путей миграции птиц из-за изменения растительности в результате повышения температуры [9].
Освобождение от льда центральной части Северного Ледовитого океана и с учетом миграции трески и палтуса на север делает потенци-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
ально неизбежным приход сюда множества рыболовецких судов [1, 196-198]. Как меру предотвращения полного истощения здесь запасов рыбы группа государств — Россия, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Соединенные Штаты - вместе с Китаем, Европейским союзом, Японией и Южной Кореей в 2018 году подписали крупное соглашение о предотвращении нерегулируемого рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана1. Этим Соглашением запрещен коммерческий промысел в регионе на 16 лет, в течение которых будут проводиться исследования морской экосистемы.
Морская экосистема Арктики изучена слабо по сравнению с более теплыми регионами, и риск был бы слишком велик, в случае начала коммерческого промысла, когда еще нет установленных базовых показателей для мониторинга состояния экосистемы.
5. Перемещение людей
Таяние льдов может привести к необходимости переселения людей: их жилища приходят в негодность из-за оттаивания вечной мерзлоты и разрушения фундаментов. Известно, что общины коренных жителей Аляски вынуждены восстанавливать свои системы канализации, а также многие общественные объекты [9]. Нередки случаи, когда в России и Северной Америке рушатся целые дома, а в Скандинавии дороги требуют более частого обслуживания и ремонта [5, с.84-86]. Люди больше не могут использовать замерзшие реки и озера как дороги, а тонкий лед зачастую препятствует успешной охоте на зверей, а также не позволяет использовать их для передвижения на собачьих упряжках. Все это создает также трудности транспортировки продовольственных и промышленных товаров для местного населения. Хотя людям доступны авиаперелеты, они намного дороже, чем перевозка товаров по морю [9].
6. Территориальные споры
В настоящее время в Арктическом регионе сохраняется напряженность из-за неразрешенных территориальных споров. Н.Н.Швец и В.П. Берес-нева указывают на три из них:
1. Территориальный спор между Канадой и Данией вокруг острова Ханс;
2. Определение статуса Северо-Западного прохода между Канадой и США;
3. Разграничение акваторий в море Бофорта между Канадой и США [6, с.60].
В отличие от вышеуказанных правоотношений, Россия сумела урегулировать свои территориальные отношения с соседними арктическими государствами. Ее шельф имеет четкие юридические границы, позволяющие правомерно устанавливать права собственности на нефтегазовые ресурсы, добытые на 200-мильной зоне континентального шельфа, а также на расширенном континентальном шельфе, на который в настоящее время Комиссия ООН по границам континентального шельфа рассматривает заявку [4]. По справедливому мнению, Н.Н.Швеца и В.П.Бересневой, «вопросы правового статуса Северного Ледовитого океана в настоящее время не являются принципиально важными при рассмотрении вопроса освоения нефтегазовых ресурсов Арктики, а имеют большее отношение к вопросам геополитики и военно-стратегической доктрины» [6, с.60].
7.Вопросы безопасности
В Оттавской декларации 1996 года, которой был учрежден Арктический совет, содержался запрет Арктическому совету «заниматься вопросами, связанными с военной безопасностью». Это ограничение не исключало привлечение военных средств к решению общих проблем. Например, на межведомственной основе был создан Североатлантический Форум береговой охраны. В целом же решение проблем безопасности в Северном Ледовитом океане требует целостных стратегий с международными, междисциплинарными и инклюзивными перспективами.
На уровне отдельных арктических государств интересы безопасности выражаются различным образом. Например, в Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике говорится о том, что целью РФ является сохранение Арктики как территории мира, стабильного и взаимовыгодного партнерства2. Политика Соединенных Штатов в отношении Арктического региона [14] поощряет «мирное разрешение споров в Арктическом регионе». Главной целью Северной стратегии Канады3 объявлена защита суверенитета Канады в арктическом секторе. В Арктической стратегии Дании главным объявлена защита суверенитета и безопасности страны4.
1 Соглашение о предотвращении нерегулируемого промысла в открытом море в центральной части Северного Ледовитого океана 2018 года (вступило в силу для Российской Федерации 25 июня 2021 года) // http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202106280035?y (дата обращения 24.08.2023) sclid=llp5cgcekc487500090
2 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 г № 164. http://www.kremlin.ru/acts/ bank (дата обращения 23.08.2023)
3 Government of Canada. (2009) Canada's Northern Strategy: Our North, Our Heritage, Our Future. Ministry of Indian Affairs and Northern Development. Available at: http://library.arcticportal.org/1885/1/canada. pdf (дата обращения 23.08.2023)
4 Demark, Granland & F^raerne: Kongeriet Danmarks Strategi for Arktis 2011-2020 // Udenrigsminis-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
Это совсем не значит, что арктические государства заинтересованы в конфликте. Декларация Тромсё Арктического совета 2009 года1 подтверждает, "что в международных отношениях верховенство закона является необходимым условием мирного регионального развития". Аналогичным образом Нуукская декларация Арктического совета 2011 года2 признает "важность поддержания мира, стабильности и конструктивного сотрудничества в Арктике".
Представляется, однако, что мир и стабильность в Арктическом регионе пока не осознаны как «общие арктические проблемы», так что в этом отношении между арктическими государствами существует недостаточное регулирование.
7. Заключение
Технологическое развитие нашего времени предоставило человечеству необозримые возможности экономического использования биосферы. Человечество сильно преуспело в преобразовании своей среды обитания.Мир становится все более искусственным.
Таяние Арктики для общин коренных народов зачастую становится катастрофой, и изменение климата бросает вызов существующим системам управления. Территориальный контроль и насилие не в полной мере решают мировые проблемы. Но ни власти, ни общества арктических государств пока не имеют четкого представления о том, как строить управление и разрабатывать политику, отвечающую потребностям коренных народов в современных условиях.
Анализ показывает наличие у арктических государств «общих арктических проблем», как сказано в Оттавской декларации 1996 года, которой был учрежден Арктический совет. Именно решение этих общих проблем позволит сохранить Северный Ледовитый океан как зону стабильности и мира на долгосрочное благо всего человечества. В отсутствие такого подхода вполне вероятно, что там возникнет лоскутное одеяло институтов и организаций, занимающихся разными вопросами. Это может привести только к фраг-
tenet. 2011. 58 s. URL: https://um.dk/~/media/UM/Dan-ish-site/Documents/Udenrigspolitik/Udenrigspolitikny/ Lande%20og%20regioner/Arktisk/Arktis%20strategi. pdf?la=da (дата обращения 23.08.2023)
1 Arctic Council. Troms0 Declaration on the Occasion of the Sixth Ministerial Meeting of The Arctic Council, Troms0, Norway, 29 April 2009, http://library.arcticportal. org/1253/1/Tromsoe_Declaration 1..pdf, (дата обращения 23.08.2023)
2 Arctic Council. Nuuk Declaration on the Occasion of the Seventh Ministerial Meeting of the Arctic Council, Nuuk, 12 May 2011, http://www.arctic-council.org/index. php/en/about/documents/category/ 20-main-documents-from-nuuk
ментированному и нестабильному управлению. Однако следовать общим интересам означает балансировать между национальными интересами и общими интересами в решении вопросов, как в пределах суверенных юрисдикций, так и за их пределами.
Список литературы:
[1] Горнова А.М. О состоянии рыболовства в арктических акваториях // Арктика и Север. 2016. № 25 DOI: 10.17238/issn2221-2698.2016.25.196. С.196-210.
[2] Журавель В.П. Арктический совет: основные вехи развития (к 25-летию образования) // Арктика и Север. 2022. № 46. С. 220-233. doi:10.37482/issn2221-2698.2022.46.220
[3] Минаева И.Ю. Экологическая безопасность Арктического региона (международно-правовые аспекты) // Сибирский юридический вестник. 2004. № 1. С.13-19
[4] Мороз Е.Н. Правовые проблемы и перспективы делимитации континентального шельфа в Арктике// Международное право. 2021. № 2. DOI: 10.25136/2644-5514.2021.2.34800 URL: https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id=34800 (дата обращения 23.08.2023) С.37-48.
[5] Пунтус В.А., Мясепп К.К. Здания двойного применения в Арктике и Антарктиде. (анализ эволюции формы и технологии) // Национальная ассоциация ученых (НАУ) № VIII (13), 2015 / ВОЕННЫЕ НАУКИ. 84-89
[6] Швец Н.Н. , Береснева В.П. Нефтегазовые ресурсы Арктики: правовой статус, оценка запасов и экономическая целесообразность их разработки // МИЭП к 70-летию МГИМО. С.60-67.
[7] Csurgai G. The Increasing Importance of Geoeconomics in Power Rivalries in the Twenty-First Century // Geopolitics, 23(1), 38-46. (2017, October 27).
[8] Ebinger C., Zambetakis E. The Geopolitics of Arctic Melt // International Affairs, 2009, November. № 85(6). Р. 1215-1232.
[9] Ferris E. A Complex Constellation: Displacement, Climate Change and Arctic Peoples. // Brookings-LSE Project on Internal Displacement. L., OUP, 2013.
[10] Hyndman, J. (2012, April 25). The Geopolitics of Migration and Mobility. Geopolitics, 17(2), 243-255.
[11] Macalister T. Arctic resource wealth poses dilemma for indigenous communities // The Guardian. 2011, July 4 https://www.theguardian.com/ environment/2011/jul/04/arctic-resources-indige nous-communities (дата обращения 23.08.2023).
[12] Olesen M. Sovereignty Issues, Economic Stakes and Outsider Interests in Arctic Rivalries:
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023
Friendly Competition or Dangerous Conflict? Danish Institute for International Studies. Kobenhavn, 2017. P. 7-11.
[13] Zandee D., Kruijver K., Stoetman A. Arctic Security Trends // In The Future of Arctic Security. Clingendael Institute. 2020. P.5-17.
[14] National Strategy for the Arctic region 2022.
Spisok literatury:
[1] Gornova A.M. O sostoyanii rybolovstva v arkticheskih akvatoriyah // Arktika i Sever. 2016. № 25 DOI: 10.17238/issn2221-2698.2016.25.196. S.196-210.
[2] ZHuravel' V.P. Arkticheskij sovet: osnovnye vekhi razvitiya (k 25-letiyu obrazovaniya) // Arktika i Sever. 2022. № 46. S. 220-233. doi:10.37482/ issn2221-2698.2022.46.220
[3] Minaeva I.YU. Ekologicheskaya bezopas-nost' Arkticheskogo regiona (mezhdunarodno-pravo-vye aspekty) // Sibirskij yuridicheskij vestnik. 2004. № 1. S.13-19
[4] Moroz E.N. Pravovye problemy i perspektivy delimitacii kontinental'nogo shel'fa v Arktike// Mezh-dunarodnoe pravo. 2021. № 2. DOI: 10.25136/26445514.2021.2.34800 URL: https://nbpublish.com/ library_read_article.php?id=34800 (data obrash-cheniya 23.08.2023) S.37-48.
[5] Puntus V.A., Myasepp K.K. Zdaniya dvo-jnogo primeneniya v Arktike i Antarktide. (analiz evolyucii formy i tekhnologii) // Nacional'naya associ-aciya uchenyh (NAU) № VIII (13), 2015 / VOENNYE NAUKI. 84-89
[6] SHvec N.N. , Beresneva V.P. Neftegazovye resursy Arktiki: pravovoj status, ocenka zapasov i ekonomicheskaya celesoobraznost' ih razrabotki // MIEP k 70-letiyu MGIMO. S.60-67.
[7] Csurgai G. The Increasing Importance of Geoeconomics in Power Rivalries in the Twenty-First Century // Geopolitics, 23(1), 38-46. (2017, October 27).
[8] Ebinger C., Zambetakis E. The Geopolitics of Arctic Melt // International Affairs, 2009, November. № 85(6). R. 1215-1232.
[9] Ferris E. A Complex Constellation: Displacement, Climate Change and Arctic Peoples. // Brook-ings-LSE Project on Internal Displacement. L., OUP, 2013.
[10] Hyndman, J. (2012, April 25). The Geopolitics of Migration and Mobility. Geopolitics, 17(2), 243255.
[11] Macalister T. Arctic resource wealth poses dilemma for indigenous communities // The Guardian. 2011, July 4 https://www.theguardian.com/environ-ment/2011/jul/04/arctic-resources-indige nous-communities (data obrashcheniya 23.08.2023).
[12] Olesen M. Sovereignty Issues, Economic Stakes and Outsider Interests in Arctic Rivalries: Friendly Competition or Dangerous Conflict? Danish Institute for International Studies. Kobenhavn, 2017. P. 7-11.
[13] Zandee D., Kruijver K., Stoetman A. Arctic Security Trends // In The Future of Arctic Security. Clingendael Institute. 2020. R.5-17.
[14] National Strategy for the Arctic region 2022.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2023