ДОКЛАД НА СИМПОЗИУМЕ “НЕДЕЛЯ ГОРНЯКА - 97”
МОСКВА, МГТУ, 3. 02. 97 — 7. 02. 97 СЕМИНАР 4 »ГОРНАЯ ТЕХНИКА: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ’
М. Груйич, проф., д-р Р. Неделькович, инж.
Горно-геологический факультет Белградского университета
ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ УГЛЯ ИЗ ЮГОСЛАВСКИХ ШАХТ
Югославские угольные шахты относятся к числу некрупных, как по величине месторождений так и по годовому производству. Энергетическая политика в Югославии привела к тому, что главным энергетическим сырьем стали низкокалорийные лигниты, добываемые на крупных карьерах. Этим обусловлен значительный упадок угольного производства на шахтах, так что к настоящему времени их доля в общей угледобыче составляет не более 5%.
В Сербии сейчас всего 8 действующих угольных объединений с 12 производственными цехами (шахтами). На пяти угольных шахтах имеются свои обогатительные фабрики, тогда как из остальных доставляется рядовой уголь. На сепарацию поступают грузопотоки из 8 угольных шахт, причем их расстояние от поверхности шахты составляет в среднем 2410 м. Транспортирование угля от выхода из шахты к сепарации обычно проводят теми же транспортными средствами, что и на внутри-шахтном транспорте, так что внешний транспорт на участках, непосредственно прилегающих к околоствольным дворам, взаимоувязан с внутришахтным.
Кроме транспорта угля к сепарации, с точки зрения охраны окружающей среды представляет интерес и его транспорт от сепарации к объектам и средствам общественного транспорта (железнодорожные станции, погрузочные платформы для гру-
зовых автомобилей и пр.). Длина транспорта в данном случае колеблется от нескольких сотен метров до нескольких десятков I километров. На югославских шахтах внеш- ; ний транспорт угля, считая от выхода на \ поверхность до пунктов перегрузки в средства общественного транспорта или близ- ! ких потребителей, по большей части про- ! водится автомобилями (58%), затем под- | весными канатными дорогами (26%), тогда | как доля транспорта ленточными конвейе- • рами совпадает с процентной долей транс- | порта вагонетками, составляя 8%.] (распределение исчислялось, исходя из | протяженностей транспорта).
Линии транспортных путей проходят через различные среды, начиная с хорошо ; сохранившихся сред вплоть до урбанизо-ванных территорий. Для правильной оценки экологического воздействия транспорта минерального сырья выделены четыре категории окружающей среды:
1. Особо охраняемые территории (национальные парки, заповедники, курортные санатории и пр.);
2. Охранные зоны (хорошо сохранившаяся среда);
3. Частично деградированные и загрязненные территории (рудничные дворы, близко расположенные отвалы, промышленные зоны и т.п.);
4. Урбанизованные территории (города, села, рудничные поселки).
Анализируя ущербное воздействие средств внешнего транспорта угля на окружающую среду, в югославских условиях особо акцентируются;
• пересечение природных течений;
• нарушение внешнего облика среды постройкой путей сообщения;
• создание шумов и вибраций при движении;
• увеличение запыленности;
• загрязнение горючим и смазочными материалами;
• просыпка угля при транспорте;
• загрязнение отработавшими газами.
Автомобильный транспорт имеет место в шести из восьми угольных шахт. Количество и виды грузовых автомобилей различны относительно грузоподъемности и качества. Их трассы проходят через все указанные категории окружающей среды. При перемещении грузовых автомобилей с углем происходит просыпка последнего (особенно на поворотах), увеличивается запыленность на не покрытых асфальтом дорогах. Разнос пыли с дорог и угольных частиц из автомобилей обусловлен интенсивностью и скоростью воздушного течения; он приносит значительный ущерб при транспортировании из шахты «Соко» угля через город, а также через один из самых знаменитых в Сербии курортов. Загрязнение выхлопными газами, горючим и смазочными материалами вдоль дорог также отрицательно сказывается на окружающей среде. Шум и вибрации в свою очередь приводят к нарушениям не только растительного и животного мира, но и у человека в населенных пунктах, через которые проезжают грузовые автомобили.
Подвесные канатные дороги нашли применение на двух шахтах и в обоих слу-
чаях они проложены в хорошо сохранившейся среде. Кроме умеренного нарушения внешнего облика природной среды, ущербное воздействие на окружающую среду оказывают как смазочные материалы, стекающие с канатов подвесной дороги, так и вызываемая ветром повышенная запыленность мелкими частицами угля, которые разносятся из вагонеток. Просыпка угля из грузовых тележек подвесной канатной дороги - явление постоянное, причем шумы, создаваемые при работе подвесной дороги, лежат в относительно допустимых пределах.
Транспорт ленточными конвейерами и вагонетками проводится главным образом в околоствольных дворах, где среда уже нарушена и деградирована, поэтому данному вопросу уделялось несколько меньше внимания. Однако следует учесть, что в непосредственно прилегающей к шахте зоне выросли четыре шахтных поселка, которые насчитывают несколько тысяч жителей, испытывающих ущербное воздействие шума, запыленности и других отрицательных эффектов, создаваемых этими транспортными средствами.
Общая оценка воздействия на окружающую среду систем внешнего транспорта на угольных шахтах сводится к выводу об их ущербном влиянии, т.е. о том, что необходимо интенсивировать мероприятия по охране окружающей среды. Данную проблему следует решать в двух аспектах:
• приведением действующих транспортных решений к такому уровню охраны окружающей среды, который лежал бы в рамках допустимого;
• введением нового способа транспорта с возможно наибольшей степенью охраны окружающей среды.
Совершенствование действующих решений является объектом проводимых
исследований, причем с уверенностью можно сказать, что более чем на половине рудников имеется возможность добиться определенных результатов по повышению уровня охраны среды. Для этих целей следует:
• строить системы кругового движения транспорта вокруг охраняемой среды;
• улучшать качество выхлопных газов;
• предотвращать запыленность;
• совершенствовать технические характеристики транспортных средств;
• расширять знания и навыки у обслуживающего персонала, занятого в области внешнего транспорта.
На некоторых шахтах уже созданы предпосылки для внедрения современных транспортных систем, обеспечивающих высокий уровень охраны окружающей среды. Это станет объектом исследований в предстоящие годы, когда истекают назначенные сроки по охране окружающей среды, поставленные перед угольными шахтами.
Относительно выбора новых способов транспорта необходимо, чтобы показатели, способствующие охране окружающей среды, были представлены с достаточной точностью для последующего их сравнения с другими технико-экономическими параметрами. В этом плане разработана и методология, которой пользуются при выборе транспортных систем на югославских рудниках. Методология эта основана на введении двух величин, причем одна из них является объективным фактором К, выражающим трудоемкость проблемы относительно условий труда и окружающей обстановки. В случае внешнего транспорта он принимает разные значения для возможного ущерба по отдельным категориям окружающей среды. Вторая величина О — численное значение субъективной оценки лица, принимающего решение, которая зави-
On 0|J °,j - • oln
o2l oJ3 o2j .. C*2n
o„ Oj2 Oy, ..
°ml ^m2 Omj •• ^mn
сит от численных и описательных показателей степени ущербного воздействия в конкретных условиях.
По значениям двух указанных величин составляют матрицы, произведение которых дает оптимальное решение транспорта в аспекте охраны окружающей среды. Оптимальным оказывается то решение, которое имеет наибольшее численное значение.
[К, К2 ... К, ... Кга]:
Полученное решение можно по представленной же методике сопоставить с другими техническими и экономическими параметрами в целях выявления наиболее оптимальной внешней транспортной системы. Угольные шахты все более и более становятся объектом пристального взгляда тех специалистов, которые занимаются охраной окружающей среды. Поэтому все более напрашивается мысль о внедрении новых технологий по внешнему транспорту угля. Имеются в виду, прежде всего, системы с глухим несущим органом, трубопроводные конвейеры, гидравлический и пневматический транспорт жидкой средой и капсулами и т.д. Подобное же происходит и при эксплуатации других полезных ископаемых, где так же прилагаются усилия в поисках транспортных решений, минимально загрязняющих окружающую среду.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М. Grujic. Metodologija ocene transportnih sredstava sa aspekta zastite zivotne sredine u rudarstvu, cas. Eoologica, Ъг. I, Beograd, 1994.
2. M. Grujic, B. Kolonja: Tehnologije
transporta mineral nih sirovina koje minimalno ugrozavaju zivotnu sredmu, Zbomik radova konferencije RUDARSTVO I ZAST1TA SREDINE, Beograd, 1996.
3. D. Marasova: Netradiene sposoby dopravy materialu, cas. Doprava, 34/4, Kosice, 1992.
© М. Груйич, P. Неделькович