Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ФОРМАМ МОДАЛЬНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ФОРМАМ МОДАЛЬНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
186
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
модальность / модальный глагол / упрек / обязательство / прошедшее время / будущее время / настоящее время / способность / долженствование / мнение / совет. / modality / modal verb / reproof / obligation / past tense / future tense / present tense / ability / necessity / opinion / advice.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кракович В.Б., Костина И.О.

В обучении модальным глаголам в английском языке формально уделяется недостаточно времени на мета-анализ основных модальных глаголов и их форм. Студенты-дипломники (причем это касается даже студентов языковых или лингвистических факультетов) зачастую все еще нетвердо ориентируются в тонкостях различий как форм, так и значений этих глаголов. Студенты могут употреблять подобные конструкции рефлекторно правильно, но нередко не в состоянии увидеть общую связь, которая четко объясняет оттенки значения, семантические границы и общий узус употребления каждой формы. В данном случае мы говорим не о всех модальных глаголах, но о наиболее важных и широкоупотребимых их представителях и заместителях, то есть CAN/COULD, MUST, HAVE TO, NEED, TO BE ABLE TO, SHOULD. Именно различия в значениях разных форм этих глаголов и вызывают проблемы как в их обучении, так и понимании (и, соответственно, в воспроизведении). Во введении статья кратко определяет проблемы, цели и задачи, а также очерчивает круг обсуждаемых глагольных форм. В основной части предлагается схема, в которой эти глаголы сравниваются как формально, так и формально семантически, причем с подробным описанием тех ошибок и «подводных камней», которые подстерегают студентов при попытке их употребления. В заключении делаются следующие выводы: во-первых, на основании перечисленных ошибок доказывается, что проблема идентификации и воспроизводства данных глаголов является существующей и острой. Во-вторых, статья заключает, что представленный мета-анализ основных модальных глаголов необходим как способ упорядочивания знаний в этой области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLAINING THE MOST COMMON FORMS OF MODAL VERBS IN THE ENGLISH LANGUAGE: TEACHING EXPERIENCE

In teaching modal verbs of the English language, not enough time is formally dedicated to a meta-analysis of the main modal verbs and their forms. Senior students (and this applies even to students of linguistics or those majoring in subjects requiring advanced professional knowledge of English) are often not well versed in the intricacies of the differences in both the forms and meanings of these verbs. Students can use such constructions correctly as part of a linguistic learned reflex, but often are not able to see a common connection, which clearly explains the shades of meaning, semantic boundaries and the general usage pattern of each form. Here we are not talking about all modal verbs, but about the most important and widely used representatives of their class, that is, CAN/COULD, MUST, HAVE TO, NEED, TO BE ABLE TO, SHOULD. It is the differences in the meanings of the forms of these verbs that cause problems both in their learning and understanding (and, accordingly, in reproduction). In the introduction, the article briefly defines the problems, goals and objectives, and also lists the verb forms under discussion. In the main part, a scheme is proposed in which these verbs are compared both formally and semantically, with a detailed description of those mistakes that students are liable to make when trying to use them. In the last part, the following conclusions are made: firstly, on the basis of the errors listed in the main part, it is set forth that the issue of identifying and reproducing these verbs is an existing and acute one. Secondly, the article concludes that the presented meta-analysis of the main modal verbs could and should be as a method of organizing knowledge in this area

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ФОРМАМ МОДАЛЬНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ»

7. Koebler, J. (2012, April 12). Community college attendance up, but graduation rates remain low. US News and World Report. Retrieved from http://www.usnews.com/education /best-colleges/arti-cles/2012/04/21/report-community-college-attend-ance-up-but- graduation-rates-remain-low

8. National Commission on Community Colleges. (2008). Winning the skills race and strengthening America's middle class: An action agenda for community colleges. Retrieved from http://professionals.col-legeboard.com/profdownload /win-ning_the_skills_race.pdf

9. Novikova K. (2013). Pozaaudytorna robota z

obdarovanymy studentamy u vyschyh navchalnyh zak-ladah SSHA [Extracurricular work with gifted students in US universities]. Porivnyalno-pedahohichni studiyi, No 4(18) [In Ukrainian].

10. Wyner J. S. (2014). What Excellent Community Colleges Do Preparing All Students for Success. Cambridge: Harvard Education Press https://doi.org/10.1080/10668926.2014.997564

11. Zalesova N.V. (2014). K voprosu o formiro-vanii akademicheskoy uspeshnosti studentov [On the question of the formation of academic success of students]. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo instituta: 2 (22)- 34-39 [In Russian].

ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНЫМ ФОРМАМ МОДАЛЬНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ

ЯЗЫКЕ: ОПЫТ ПРЕПОДАВАНИЯ

Кракович В.Б.,

PhD, Российский государственный гуманитарный университет,

Россия, Москва Костина И.О.

кандидат исторических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной

службы при Президенте Российской Федерации Российский государственный гуманитарный университет

Москва, Россия

EXPLAINING THE MOST COMMON FORMS OF MODAL VERBS IN THE ENGLISH LANGUAGE:

TEACHING EXPERIENCE

Krakovich V.,

Ph.D., Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia

Kostina I.

Cand. of History, associate professor, Russian Presidential Academy of Russian Economy and Public Administration

Russian State University for the Humanities

Moscow, Russia

Аннотация

В обучении модальным глаголам в английском языке формально уделяется недостаточно времени на мета-анализ основных модальных глаголов и их форм. Студенты-дипломники (причем это касается даже студентов языковых или лингвистических факультетов) зачастую все еще нетвердо ориентируются в тонкостях различий как форм, так и значений этих глаголов. Студенты могут употреблять подобные конструкции рефлекторно правильно, но нередко не в состоянии увидеть общую связь, которая четко объясняет оттенки значения, семантические границы и общий узус употребления каждой формы. В данном случае мы говорим не о всех модальных глаголах, но о наиболее важных и широкоупотребимых их представителях и заместителях, то есть CAN/COULD, MUST, HAVE TO, NEED, TO BE ABLE TO, SHOULD. Именно различия в значениях разных форм этих глаголов и вызывают проблемы как в их обучении, так и понимании (и, соответственно, в воспроизведении). Во введении статья кратко определяет проблемы, цели и задачи, а также очерчивает круг обсуждаемых глагольных форм. В основной части предлагается схема, в которой эти глаголы сравниваются как формально, так и формально семантически, причем с подробным описанием тех ошибок и «подводных камней», которые подстерегают студентов при попытке их употребления. В заключении делаются следующие выводы: во-первых, на основании перечисленных ошибок доказывается, что проблема идентификации и воспроизводства данных глаголов является существующей и острой. Во-вторых, статья заключает, что представленный мета-анализ основных модальных глаголов необходим как способ упорядочивания знаний в этой области.

Abstract

In teaching modal verbs of the English language, not enough time is formally dedicated to a meta-analysis of the main modal verbs and their forms. Senior students (and this applies even to students of linguistics or those majoring in subjects requiring advanced professional knowledge of English) are often not well versed in the intricacies of the differences in both the forms and meanings of these verbs. Students can use such constructions correctly as part of a linguistic learned reflex, but often are not able to see a common connection, which clearly

explains the shades of meaning, semantic boundaries and the general usage pattern of each form. Here we are not talking about all modal verbs, but about the most important and widely used representatives of their class, that is, CAN/COULD, MUST, HAVE TO, NEED, TO BE ABLE TO, SHOULD. It is the differences in the meanings of the forms of these verbs that cause problems both in their learning and understanding (and, accordingly, in reproduction). In the introduction, the article briefly defines the problems, goals and objectives, and also lists the verb forms under discussion. In the main part, a scheme is proposed in which these verbs are compared both formally and semantically, with a detailed description of those mistakes that students are liable to make when trying to use them. In the last part, the following conclusions are made: firstly, on the basis of the errors listed in the main part, it is set forth that the issue of identifying and reproducing these verbs is an existing and acute one. Secondly, the article concludes that the presented meta-analysis of the main modal verbs could and should be as a method of organizing knowledge in this area.

Ключевые слова: модальность, модальный глагол, упрек, обязательство, прошедшее время, будущее время, настоящее время, способность, долженствование, мнение, совет.

Keywords: modality, modal verb, reproof, obligation, past tense, future tense, present tense, ability, necessity, opinion, advice.

Введение

Цель статьи:

1. кратко перечислить наиболее распространенные формы модальных глаголов, воспроизводство и понимание которых является проблематичным для студентов;

2. кратко описать и объяснить наиболее распространенные ошибки;

3. предложить наиболее логичный способ общей схемы исправления этих ошибок.

Задача статьи:

Предоставить преподавателям английского языка (уровень В2 и выше) матрицу обучения формам и значениям наиболее распространенных модальных глаголов.

Количество модальных глаголов в английском языке (включая квазимодальные, полумодальные глаголы) определяется как 15-20 [Melvin 2017, pp. 5-30]. В данной статье мы рассмотрим самые распространенные глаголы из тех, чье употребление доставляет студентам наибольшие проблемы. Вот полный список этих форм:

CAN/CAN'T + инфинитив без TO COULD/COULDN'T + инфинитив без TO SHOULD/SHOULDN'T + инфинитив без TO MUST/MUSTN'T+ инфинитив без TO NEED/NEEDN'T/DON'T NEED +инфинитив с TO/+инфинитив без TO/+инфинитив с TO COULD/COULND'T/CAN'T + HAVE V3 MUST + HAVE V3

NEEDN'T + HAVE V3 WAS ABLE + инфинитив с TO DO NOT HAVE + инфинитив с TO HAD +инфинитив с TO

Именно разница в употреблении вышеуказанных форм доставляет проблемы студентам, причем иногда даже старшекурсникам языковых факультетов. Авторы статьи считают, что без осознания вышеупомянутой разницы языковой уровень С1 является неполным.

Основная часть

Для лучшего понимания вышеперечисленных значений мы предлагаем воспользоваться несколькими моделями, обычно не употребляющимися в распространенных учебниках английского языка. Первая модель - самая простая. Студентам показывают, что форма прошедшего времени некоторых модальных глаголов может употребляться для описания настоящего времени. Единственный примером здесь является оппозиция CAN/COULD/CAN'T/COULDN'T. Студенты обычно знают, что COULD при описании настоящего времени приобретает значения либо просьбы, либо предложения помощи, а COULN'T - вежливого отказа [Hewings 2013, pp. 30-31].

Вторая модель - это сводная таблица синонимов модельных глаголов.

В краткой табличной форме это можно представить так:

Таблица 1

Модальный глагол в прошедшем времени Может ли употребляться для описания отношений настоящего времени?

COULD Да, в двух значениях

Все остальные глаголы НЕТ

Примечание: есть и другие модальные глаголы, подпадающие под это правило (may, would) [Philip, Jones, 2012, pp. 84-85], но они выходят за рамки этой статьи

«Чистый» модальный глагол Синоним

Can To be able to

Must Have to

Should Have to (это не совсем верно, разумеется, но общее значение сохранено)

Need НЕТ

Таблица 2

Третья таблица - это корреляция настоящих и прошедших форм модальных глаголов. _Таблица 3

Глагол Форма прошедшего времени

Can Could

To be able to Was/were able to

Must НЕТ

Have to Had to

Need Needed to

Should НЕТ

Далее, и это очень важно, студенты должны понять разницу между индикативной и сослагательной [Huddlestom, Pullum, 2002, pp. 105-110] формами модельных глаголов.

Таблица 4

Глагол Сослагательная форма настоящего времени (если ее значение не совпадает с индикативной) Сослагательная форма прошедшего времени

Can Could Could have done (вариант отрицательной формы: Can't have done)

To be able to нет нет

Must Must Must have done

Have to нет нет

Need нет Needn't have done Didn't need to do

Should нет Should have done

Уже, начиная с таблицы 4, у студентов начинаются проблемы понимания и воспроизведения. Информация таблиц 1 -3 обычно выучивается основательно еще в школе, и в университете у студентов нет проблем с пониманием этих значений. Однако информация в таблице 4 является если не новой, то

очень не полностью понятой. Поэтому (для облегчения) мы предлагаем таблицу 5, в которой

- убраны глаголы, у которых нет сослагательной формы (то есть, HAVE TO и TO BE ABLE TO), и в которую добавлены примеры:

_Таблица 5

Глагол Настоящее время индикатив Прошедшее время индикатив Настоящее время сослагат. накл. Прошедшее время сослагат. накл.

Can I can swim (значение -МОГУ) I could speak Spanish 10 years ago (значение - МОГ) I could help you. (значение МОГ БЫ СЕЙЧАС) You could have helped her (значение - МОГ БЫ ТОГДА)

Must I must talk to him (значение -ДОЛЖЕН) Не существует You must be a student (значение -ДОЛЖНО БЫТЬ) It must have rained (значение - ДОЛЖНО БЫТЬ, ЭТО ПРОИЗОШЛО)

Should You should see Helen (значение -СЛЕДУЕТ) Не существует Не существует или совпадает с индикативом) You should have called him (значение -СЛЕДОВАЛО)

Need I need to go (значение -НАДО) He needed to call Maria (значение -НУЖНО БЫЛО) Не существует You needn't have cooked dinner (значение - МОГ БЫ И НЕ)

Шестая таблица объясняет разницу между утвердительной и отрицательной формами модальных глаголов, причем особое внимание надо уделить пониманию идеи, что синонимичные формы модальных глаголов в утвердительной форме зачастую не остаются таковыми в отрицательной. Студенты прекрасно понимают разницу между

SHOULD и SHOULDN'T, CAN и CAN'T, NEED и DON'T NEED TO и некоторых других, но во всем остальном корпусе значений они обычно разбираются не так хорошо. В таблице 6 представлены проблематичные для студентов пары утвердительных и отрицательных форм

Таблица 6

Глагол или пары глаголов Пример утвердительной формы Пример отрицательной формы Объяснение проблемы

Must -have to I must go I have to go (обе фразы значат «Я должен идти») You mustn't go You don't have to go Значения противоположны: Тебе запрещено идти. Ты не обязан идти. Студенты считают, что значения MUST и HAVE TO полностью параллельны как в утвердительной, так и в отрицательной форме, и в утвердительной форме это действительно так, но в отрицательной значения MUST и HAVE противоположны

CAN -MUST I must sleep I can sleep Значения явно разные You mustn't smoke here You can't smoke here Значения явно близки Студенты должны понять, что в отрицательной форме значение глагола CAN может сближаться с MUST

И, наконец, последнее разграничение (Таблица 7) касается разницы значений настоящего и прошедшего времени: зачатую глаголы, синонимич-

Как становится ясно из таблиц, трудности для студентов представляют три вещи

1. некоторые модальные глаголы имеют форму прошедшего времени, употребимую для описаний некоторых ситуаций в настоящем.

2. Некоторые модальные глаголы имеют два употребления, индикативное и сослагательное, причем как в настоящем, так и в прошедшем времени.

3. Некоторые модальные глаголы имеют синонимы, но их значение синонимично только частично, завися от времени глагола и его формы.

4. Значение некоторых форм некоторых модальных глаголов в некоторых ситуациях сходится (CAN'T и MUSTN'T).

Заключение.

На основании перечисленных сложностей (очень часто ведущих к грубым ошибкам) мы видим, что проблема идентификации (то есть понимания и правильного перевода) и воспроизводства (то есть употребления) данных модальных глаголов является существующей и острой. Как следствие, можно сделать заключение, что представленный мета-анализ основных модальных глаголов необхо-

ные в настоящем времени, приобретают совершенно разные значения в прошедшем [8тиек, Stefanowicz-Kocol 2012, pp. 15-43].

Таблица 7

дим как способ упорядочивания знаний в этой области на уровне В2. Совершенно очевидно, что многие из представленных трудностей не будут являться таковыми для многих студентов; однако для полноты академической картины авторы все же советуют делать полный повтор материала.

Список литературы

1. Hewings 2013 - Hewings M. Advanced Grammar in Use. Cambridge University Press, 2013. 340 p.

2. Huddlestom and Pullum 2002 - Huddlestom R. and Pullum G. The Cambridge Grammar of the English Language. Cambridge University Press, 2002. 1842 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Melvin 2017 - Melvin J. Modal Verbs: Modal Auxiliary Verbs Workbook. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2017. 130 p.

4. Philip K. and Jones 2012 - Philip K. and Jones C. Straightforward. Upper Intermediate. Macmillan Publishing, 2012. 175 p.

5. Smutek and Stefanowicz-Kocol 2012 -Smutek L. and Stefanowicz-Kocol A. English Grammar in Use - Practice Exercises: Modal Verbs. CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012. 68 p.

Пары глаголов В настоящем времени В прошедшем времени

CAN и TO BE ABLE TO Разница есть, но небольшая Разница есть He could come - «Он мог прийти» (но не факт, что пришел) He was able to come - «Он cмог прийти» (то есть пришел)

MUST и HAVE TO Разница есть, но небольшая He must have walked the dog - «Он, должно быть, выгулял собаку» (но это не 100% информация) He had to walk the dog - «Ему пришлось выгулять собаку", то есть действие было точно совершено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.