УДК 796.011.3+351.86
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ БОЕВЫМ ПРИЕМАМ БОРЬБЫ КУРСАНТОВ ЖЕНСКОГО ПОЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИХ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
PROBLEMS OF TRAINING FEMALE CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN COMBAT TECHNIQUES IN THE CONTEXT OF ENSURING THEIR PERSONAL SAFETY
Романова Екатерина Юрьевна
курсант
Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Romanova Ekaterina Yuryevna
cadet
Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Баркалов Сергей Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орел, Россия Barkalov Sergey Nikolaevich PhD., assistant professor head of the chair of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В статье анализируются возможные пути решения проблем, связанных с низкой эффективностью подготовки курсантов женского пола к применению боевых приемов борьбы, что в реальных условиях служебной деятельности не может в полной мере обеспечить их личную безопасность.
Abstract. The article examines possible ways to solve problems related to the low efficiency of training female cadets for the use of combat techniques, which in real conditions of service cannot fully ensure their personal safety.
Ключевые слова: физическая подготовка; боевые приемы борьбы; моделирование ситуаций; личная безопасность; курсанты женского пола; сотрудник полиции
Keywords: physical training; combat methods of fighting; simulation of situations; personal security; female cadets; police officer
Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации, при этом под угрозами безопасности подразумевается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
В последнее десятилетие в сфере внимания все большего числа исследователей находятся различные аспекты личной безопасности сотрудников правопорядка, представляющей собой единый комплекс знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения более или менее комфортного, безопасного состояния сотрудников как при исполнении повседневных служебных обязанностей, так и в чрезвычайных обстоятельствах, внештатных ситуациях и экстремальных условиях служебной деятельности [1].
Установлено, что первостепенная роль в целостной структуре личной безопасности сотрудников ОВД принадлежит их физической подготовленности [2], где ее прикладное значение детерминируется принципом связи физической подготовки со служебной практикой, построенной на учете индивидуальных особенностей психофизической организации личности, проявляющихся в создании предпосылок разнообразных форм жизнедеятельности, в том числе профессиональной. То есть хаи ■ и и ^ 1
рактер прикладной физической подготовки по освоению той или иной профессии представляет собой целостную конструкцию взаимосвязанной и последовательной смены процесса обучения и воспитания, активности и адаптации. Эти процессы характеризуются своей функциональной направленностью и своей собственной технологией воздействия на физическую, психическую и социальную сферы с целью повышения продуктивности профессиональной деятельности [3].
Служебно-профессиональная деятельность сотрудников ОВД несравнима с другими профессиями по условиям опасности для жизни и здоровья [4]. Поэтому вопросам формирования знаний, умений и навыков, способствующих обеспечению личной безопасности сотрудников, в системе МВД России уделяется особое внимание.
Одним из путей решения обозначенной проблемы является создание для сотрудников ОВД специальных программ обучения боевым приемам борьбы, комплексно воздействующих на психофизические способности [5, 6], применение которых на практике в рамках физической подготовки может позволить добиться качественной и всесторонней готовности сотрудников к обеспечению личной безопасности в процессе служебной деятельности.
Тенденция к росту правонарушений и преступлений, связанных с применением приемов различных видов единоборств, требует новых подходов к подготовке сотрудников ОВД, в том числе женского пола. Нет смысла говорить о сегодняшней роли женщины в любой профессии, не говоря уже о защите правопорядка, где она является ярким примером сочетания многих качеств: гуманность, умение владеть собой, тонкий психологический подход к людям. Вместе с тем, известно, что у определенной части населения существует негативное отношение к сотрудникам полиции, как к представителям власти, и свои личные проблемы зачастую стараются выместить именно на них. Женщина-полицейский наиболее вероятная цель для подобного рода посягательств, так как считается, что она неспособна оказать достойного сопротивления [7].
Опрос женщин-сотрудников ОВД, проходивших повышение квалификации в Орловском юридическом институте МВД России имени В. В. Лукьянова, показал, что только 12,8 % из них применяли физическую силу, в том числе боевые приемы
борьбы, в служебной и (или) повседневной деятельности. Отметим, что в подавляющем большинстве случаев противником являлся мужчина. Причем, на вопрос: «Встречались ли Вы с ситуациями, когда, по Вашему мнению, применение боевых приемов борьбы было целесообразным?» - 45,7 % ответили утвердительно. Причины такой нерешительности они видят в следующем: в незнании приемов (20,8 %); в неуверенности в своих силах, а именно: считают, что выполнить известные приемы в реальной обстановке практически невозможно (42,7 %); в психологической неподготовленности к действиям в таких ситуациях (33,3 %); затруднялись ответить (3,2 %).
Анализируя результаты проведенного опроса можно сказать, что абсолютное большинство женщин-сотрудников считают себя неспособными физически и психологически применить боевые приемы борьбы в ситуациях, когда это необходимо. При этом примерно треть из числа опрошенных являются выпускниками очной формы обучения образовательных организаций МВД России, что может свидетельствовать о низкой результативности образовательного процесса по физической подготовке.
Объективно возникает мнение, что женщина, значительно уступающая в антропометрических данных, специально не занимающаяся каким-либо видом спортивных единоборств, не способна эффективно применить против мужчины какой-либо из изучаемых сегодня на занятиях бросок или болевой прием. Косвенно это подтверждается результатами опроса. Существующая техника боевых приемов борьбы, на наш взгляд, является не только сложной в координационном плане, но и требует
и у—. и
высокого уровня развития специальной подготовленности. С другой стороны, результата, возникающего от применения подобного рода приемов, можно достичь, используя более простую технику.
Результаты проведенного исследования показали, что пользуются заслуженной популярностью такие приемы, как удары стопой и коленом в пах. Удар сбоку открытой ладонью в лицо при правильном формировании ладони («лодочкой») также обладает достаточной поражающей силой. Однако неоправданно редко используются болевые захваты и надавливания на уязвимые места тела (болевые точки). Очень редко применяются для отражения нападения подручные средства и удары ногой по ногам противника (в голень, колено, подъем стопы), хотя они просты в исполнении, требуют мало времени на подготовку и непосредственное выполнение, поэтому на них трудно среагировать, при этом обладают сильным травмирующим эффектом. Кроме того, беседуя с женщинами-сотрудниками, выяснилось, что многие из них, начиная атаковать, наносят один удар, а затем «теряются» и не знают как завершить атаку, и в целом имеют расплывчатые представления об алгоритме действий в подобных ситуациях. В то же время женщины, которые хотя бы раз удачно применяли боевые приемы борьбы, после этого чувствуют себя намного уверенней и готовы повторно применять их, а некоторые делали это неоднократно. Те же, кто имеют «печальный» опыт или не имеют такого опыта, боятся вступать в противоборство, так как не знают своих возможностей.
Решению обозначенных проблем, на наш взгляд, будет способствовать массовое вовлечение курсантов в занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях, причем не обязательно по единоборствам, а по любым видам спорта,
воспитывающим терпение, выдержку, уверенность в собственных силах [8]. Ключевое значение будет иметь целенаправленное применение в ходе занятий по физической подготовке метода моделирования ситуаций, которые наиболее часто встречаются в реальных условиях самозащиты, силового пресечения противоправных действий и задержания лиц, их совершивших [9]. Кроме того, необходимо системное использование упражнений, связанных с достаточно высокими психофизическими нагрузками [10], в том числе с определенным риском (чтобы обучающиеся учились владеть собой во время стресса), а также проведение учебных спаррингов с подготовленным и специально проинструктированным курсантом-мужчиной или с преподавателем (чтобы курсанты-женщины имели представление о своих возможностях). И самое главное - индивидуальный подход, убедить, что это нужно, это срабатывает, заставить поверить в свои силы.
Литература
1. Махов С. Ю., Герасимов И. В., Баркалов С. Н. Формирование готовности сотрудников МВД России к обеспечению личной безопасности в процессе служебной деятельности средствами и методами физической подготовки : монография. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2020. 108 с.
2. Кузнецов М. Б. Профессиональная значимость физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 89-92.
3. Махов С. Ю., Герасимов И. В., Баркалов С. Н. Функциональный силовой тренинг без специального оборудования в формировании психофизической готовности к обеспе-чению личной безопасности сотрудников органов внутренних дел : учебно-методическое пособие. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2020. 107 с.
4. Кузнецов М. Б. Здоровьесбережение курсантов и слушателей как задача образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготов-ки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 107-110.
5. Кузнецов М. Б. Метод спортивной тренировки в процессе обучения боевым приемам борьбы курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России // Наука и инновации в сфере образования и производства : сборник научных трудов. Орел : Орловский государственный университет, 2015. С. 138-143.
6. Кузнецов М. Б. Некоторые моменты обучения курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России боевым приемам борьбы // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 95-99.
7. Моськин С. А. Психологическая подготовка курсантов образовательных органи-заций системы МВД России в ходе проведения занятий по физической подготовке // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы Международной научно-практической конференции. В 2 т. Т. I. Иркутск : ВСИ МВД России, 2016. С. 197-200.
8. Моськин С. А. Физическая подготовка в системе учебно-тренировочного
процесса сборной команды ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова по легкоатлетическому кроссу // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2015. С. 126-128.
9. Кузнецов М. Б., Осипов Д. В. Системный подход в организации физической подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Физичес-кая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2017. С. 150-153.
10. Гуняев Е. В., Моськин С. А. Методика построения физических нагрузок при проведении различных форм физической подготовки // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов : сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2017. С. 85-89.
References
1. Makhov S. Yu., Gerasimov I. V., Barkalov S. N. Formirovanie gotovnosti sotrudnikov MVD Rossii k obespecheniyu lichnoy bezopasnosti v protsesse sluzhebnoy deyatel'nosti sredstvami i metodami fizicheskoy podgotovki [Formation of readiness of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia to ensure personal security in the process of official activity by means and methods of physical training]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2021, 108 p.
2. Kuznetsov M. B. Professional'naya znachimost' fizicheskoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del [Professional significance of physical training of employees of internal affairs bodies]. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta kursantov i slushateley. Sbornik statey [Current problems of physical culture and sports of cadets and students. ollection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2017, pp. 89-92. (In Russian).
3. Makhov S. Yu., Gerasimov I. V., Barkalov S. N. Funktsional'nyy silovoy trening bez spetsial'nogo oborudovaniya v formirovanii psikhofizicheskoy gotovnosti k obespecheniyu lichnoy bezopasnosti sotrudnikov organov vnutrennikh del [Functional power training without special equipment in formation of psychophysical readiness to ensure personal safety of employees of internal affairs agencies]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2020, 107 p.
4. Kuznetsov M. B. [Health care of cadets and students as a task of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey [Improvement of physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2016, pp. 107-110. (In Russia).
5. Kuznetsov M. B. [Method of sports training in the process of training in combat techniques of wrestling of cadets and students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauka i innovatsii v sfere obrazovaniya i proizvodstva. Sbornik nauchnykh trudov [Science and innovations in the field of education and production. Collection of scientific works]. Orel, Orel State University Publ., 2015, pp. 138-143.
6. Kuznetsov M. B. [Some moments of training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia on combat techniques of wrestling]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoy kul'tury slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy MVD
Rossii. Sbornik statey [Current problems of physical culture and sports of cadets and students. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2018, pp. 95-99. (In Russia).
7. Mos'kin S. A. [Psychological training of students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs system during physical training classes]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2 t. T. I. [Improvement of professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Materials of the International scientific and practical conference. In 2 t. T. 1]. Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2016, pp. 197-200. (In Russia).
8. Mos'kin S. A. [Physical training in the system of the training process of the national team of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia in athletics]. Sovershenstvovanie professional'noy i fizicheskoy podgotovki kursantov, slushateley obrazovatel'nykh organizatsiy i sotrudnikov silovykh vedomstv. Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Improvement of the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Materials of the International scientific and practical conference]. Irkutsk, East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia Publ., 2015, pp. 126-128. (In Russia).
9. Kuznetsov M. B., Osipov D. V. [System approach in the organization of physical training of cadets and listeners of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noy deyatel'nosti: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Physical culture and sport in professional activity: modern directions and educational technologies. Collection of materials of the International scientific and practical conference]. Habarovsk, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia Publ., 2017, pp. 150-153. (In Russia).
10. Gunyaev E. V., Mos'kin S. A. [Methodology for the construction of physical activities during various forms of physical training]. Sovershenstvovanie fizicheskoy podgotovki sotrudnikov pravookhranitel'nykh organov. Sbornik statey [Improvement of physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia Publ., 2017, pp. 85-89. (In Russia).