ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ ДОРОГИХ ЗАКУПОК
Д. А. ПЕРШИН
Система государственных и муниципальных закупок находится в постоянном движении к совершенствованию. Введение общественного обсуждения закупок с ценой свыше 1 млрд руб. в 2012 г. является важным шагом на пути модернизации системы закупок. Общественное обсуждение направлено на повышение уровня прозрачности и гласности в государственных закупках. Прошло больше года с момента введения общественного обсуждения, соответственно актуально проведение исследований этого нового сегмента закупок. Данная статья направлена на рассмотрение текущей ситуации с общественным обсуждением дорогих закупок: рассмотрены основные аспекты общественного обсуждения закупок; проведен количественный анализ данных с Официального сайта zakupki.gov.ru. В результате выявлены проблемы: низкий уровень участия в общественном обсуждении дорогих закупок; наличие группы контрактов, которые не проходят общественное обсуждение по причине меньшей начальной цены, чем 1 млрд руб., но впоследствии поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг увеличения итоговой цены до значения выше 1 млрд руб. В процессе рассмотрения выявленных проблем предложены пути их решения.
Ключевые слова: закупки, общественное обсуждение, дорогие закупки, система государственных и муниципальных закупок.
В современном обществе большое внимание со стороны населения уделяется бюджетной политике своего государства. Общественности интересно знать из чего формируются доходы страны, и в каких направлениях осуществляется расходование бюджетных средств. Одним из таких направлений являются государственные и муниципальные закупки. С их помощью государство удовлетворяет потребности государственных и муниципальных заказчиков в товарах, работах и услугах, необходимых им для выполнения своих обязательств. Поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг осуществляют предприниматели, а значит государственные и муниципальные закупки также обеспечивают поддержку производства и бизнеса, стимулируют инновационные исследования, влияют на социальную стабильность в стране.
Осуществление расходования бюджетных средств через государственные и муниципальные закупки регламентируется Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» [1]. Закон обеспечивает соблюдение основных принципов закупок:
1) поддержка и развитие честной конкуренции;
2) обеспечение открытости, гласности и прозрачности информации;
3) достижение эффективного использования бюджетных средств;
4) наличие ответственности у участников закупок, как заказчиков, так и исполнителей.
С начала действия ФЗ-94 прошло немало споров, проведено анализов и исследований с целью совершенствования системы государственных и муниципальных закупок. Много выступлений было посвящено вопросам коррупции в данном сегменте бюджетных расходов, бесконтрольности формирования, размещения и исполнения многомиллиардных контрактов.
С целью повышения обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов на закупку товаров, работ и услуг Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» было постановлено Правительству Российской Федерации в области совершенствования бюджетной, налоговой политики, повышения эффективности бюджетных расходов и государственных закупок представить в установленном порядке до 1 июня 2012 г. доклад о реализации мер по обеспечению обязательного предварительного публичного обсуждения размещаемых заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государст-
венных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд руб., включая формирование начальной цены контрактов [2].
В результате исполнения данного Указа Минэкономразвития России разработало проект концепции организации общественного обсуждения крупных закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Последним шагом установления общественного обсуждения крупных закупок стал Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 ноября 2012 г. № 1051 «Об утверждении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд на сумму свыше 1 млрд руб.».
Согласно данному Порядку принципами общественного обсуждения являются:
1. Открытость. В общественном обсуждении могут на равных условиях принимать участие любые юридические лица, вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, любые физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, а также государственные органы и органы местного самоуправления.
2. Прозрачность. Все поступившие замечания и предложения участников общественного обсуждения, ответы заказчиков на поступившие замечания и предложения, промежуточный и итоговый протоколы общественного обсуждения должны быть опубликованы Заказчиком (заказывающие Управление) в открытом доступе на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг [4].
Процедура проведения общественного обсуждения состоит из двух этапов:
1) обсуждение заказов на Официальном сайте. По завершении первого этапа Заказчик (заказывающие Управление) формирует промежуточный протокол общественного обсуждения, размещает его на Официальном сайте и направляет в ФАС России;
2) проведение заказчиком (уполномоченным органом) очного публичного обсуждения. По завершении второго этапа Заказчиком (заказывающим Управлением) формируется и размещается на Официальном сайте итоговый протокол общественного обсуждения [4].
В «Порядке общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных
нужд на сумму свыше 1 млрд руб.» можно выделить 2 ключевых аспекта:
- общественное обсуждение, которое подразумевает активное участие населения в рассмотрении извещений о проведении государственного заказа;
- цена (НМЦК) выше 1 млрд руб.
Рассмотрим первый аспект. Чтобы стать участником общественного обсуждения необходимо пройти регистрацию на Официальном сайте. После этого участник имеет право оставлять ответы (комментарии) в темах.
Все поступившие на форум комментарии проходят премодерацию (не более 1 дня) и публикуются на Официальном сайте. Премодерация исключает только комментарии, содержащие высказывания, нарушающие общепринятые нормы публичной дискуссии (т. е. жаргонизмы, ненормативную лексику и т. п.), не относящиеся к предмету общественного обсуждения комментарии [4].
Проведем количественный анализ данных общественного обсуждения с Официального сайта zakupki.gov.ru. Целью анализа является выявить уровень участия в общественном обсуждении.
На момент проведения анализа на сайте было размещено всего 853 темы с начала размещения извещений по закупкам с ценой свыше 1 млрд руб. для общественного обсуждения. Из них 1 тема носит общий информационный характер - «Перечень извещений (НМЦК свыше 1 млрд.), Порядок обсуждения, Руководство» [5]. Каждая тема из остальных 852 это извещение о проведении государственной закупки с НМЦК свыше 1 млрд руб. Количественный анализ по темам представлен ниже в таблице 1.
Таблица 1
Количественный анализ тем на содержание общественного обсуждения
Тем всего, шт. Количество тем, не содержащих обсуждение Количество тем, содержащих обсуждение
шт. % шт. %
852 255 30 597 70
Из таблицы 1 видно, что 255 закупок (30 %) с НМЦК свыше 1 млрд руб. не обсуждались. Если оценить сумму данных закупок по минимуму, то получается, что расходование 255 млрд руб. никого не заинтересовало.
На момент проведения анализа в темах по закупкам было размещено 3260 ответов.
Каждая тема начинается извещением, содержащим следующую информацию о заказе:
1) наименование заказа;
2) номер заказа, который при клике по нему переносит пользователя на страницу «Сведения о заказе», на которой уже отображена общая информация о заказе;
3) ИНН, КПП, Название заказчика;
4) предложение заполнить анкету общественного обсуждения закупки.
Это дает 852 ответа по темам.
Далее ответ может содержать или не содержать информацию, относящуюся к обсуждению. К первой группе ответов относятся сообщения, в которых размещают свои вопросы, предложения, замечания участники обсуждения и ответы заказчика на поступившие вопросы, предложения, замечания. К второй группе ответов относятся сообщения, в которых размещается следующая информация: промежуточный протокол общественного обсуждения, итоговый протокол общественного обсуждения, объявление о проведении второго этапа общественного обсуждения. Результаты количественного анализа по ответам в темах представлены ниже в таблице 2.
Таблица 2
Количественный анализ ответов по содержанию в них общественного обсуждения
Из таблицы 2 видно, что количество ответов участников общественного обсуждения и заказчиков составляют всего 40 % от общего числа ответов - 1310 штук.
Следовательно, мы имеем 597 тем и 1310 ответов, которые содержат общественное обсуждение. Разобьем эти темы на группы по количеству ответов в них. Также выделим в отдельную группу темы, где нет ответов, кроме извещения о проведения закупки. Вариант группировки представлен ниже в таблице 3.
Число тем с количеством ответов от 1 до 10 составляет 568 или 95 % от всех тем, содержащих общественное обсуждение. Получается, что в среднем на 1 тему из 568 приходится 1,4 ответа.
В конце нашего анализа сформировалась следующая картина:
- общественное обсуждение обходит стороной 30 % размещенных извещений о проведении закупок с ценой свыше 1 млрд руб.;
- в 95 % извещений, содержащих общественное обсуждение, участники обсуждения размещают максимум 10 ответов, при этом среднее значение составляет 1,4 ответа на извещение.
Будет целесообразно для развития принципов открытости и прозрачности общественного обсуждения разработать на Официальном сайте в соответствующем разделе фильтр по количеству сообщений в темах на примере группировки, приведенной в таблице 3. Это упростит в дальнейшем возможность отслеживать уровень участия в общественном обсуждении.
Таблица 3
Г руппировка тем по количеству ответов, относящихся к общественному обсуждению
№ группы Описание группы Количество тем, шт.
1 Количество ответов 0 255
2 Количество ответов от 1 до 10 568
3 Количество ответов от 11 до 20 23
4 Количество ответов от 21 до 30 2
5 Количество ответов от 31 до 40 2
6 Количество ответов от 41 и более 2
Теперь рассмотрим второй аспект общественного обсуждения. Стоит обратить внимание на одно слабое место общественного обсуждения - случаи повышения конечной стоимости контракта. Это может происходить в результате размещения дополнительных заказов на небольшие суммы относительно первоначального контракта. К примеру, можно заключить контракт на строительство объекта ценой в 980 млн руб. В процессе работ у заказчика могут возникнуть новые потребности: доукомплектование оборудованием, дополнительные работы и другое. Будут размещены дополнительные небольшие заказы на сумму в 30 млн рублей. В итоге контракт получается с конечной ценой выше 1 млрд руб., но он не проходил общественное обсуждение. Стоит уделить внимание таким контрактам на раннем этапе функционирования общественного обсуждения. Предлагаем отслеживать такие ситуации и формировать специальный реестр для дальнейшего рассмотрения и принятия решения по таким государственным закупкам. В результате можно рассчитать средний
Всего ответов, шт. Ответы, содержание которых не относится к обсуждению Ответы, содержание которых относится к обсуждению
Ответы, содержащие информацию о заказе Ответы, содержащие объявления о процессе обсуждения
шт. % шт. % шт. %
3 260 852 26 1 098 34 1 310 40
процент отклонения в сторону увеличения конечной цены - назовем его процент вероятного увеличения конечной стоимости контракта. На основе этого список размещаемых закупок на Официальном сайте для общественного обсуждения будет дополняться закупками с корректированной ценой на процент вероятного увеличения конечной стоимости контракта.
В нашем примере процент вероятного увеличения конечной стоимости контракта составляет 3 %. Следовательно, при формировании следующего заказа с ценой Х, его цену необходимо увеличить на 3 %. Если в результате этого цена станет выше 1 млрд руб., то заказчику необходимо разместить извещение о заказе для общественного обсуждения.
Выдвинутые нами предложения по выявленным недостаткам должны повысить эффективность распределения бюджетных средств через государственные закупки, проходящие общественное обсуждение.
Литература
1. О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: федер. закон № 94 от 21 июля 2005 г. // Российская газета. 2005. 28 июля.
2. О долгосрочной государственной экономической политике: указ Президента РФ № 596 от 7 мая 2012г. // Российская газета. 2012. 9 мая.
3. О применении порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. рублей: письмо Правительства Российской Федерации № АД-П13-4450 от 2 августа 2012 г. // иКЬ: http://base.garant.ru
4. Об утверждении Порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государ-
ственных нужд на сумму свыше 1 млрд руб.: приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 1051 от 21 ноября 2012 г. // Вестник Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. 2012. № 12.
5. иКЬ: http://zakupki.gov.ru
6. иКЬ: http://www.garant.ru
* * *
PROBLEMS OF PUBLIC DISCUSSION OF EXPENSIVE PURCHASES
D. A. Pershin
The system of the government and municipal purchases is in continuous movement to improvement. Introduction of public discussion of purchases with the price over 1 billion rubles in 2012 is an important step on a way of modernization of system of purchases. Public discussion is directed on increase of level of transparency and publicity in government procurements. It is passed more than one year from the moment of introduction of public discussion, so carrying out of researches of this new segment of purchases is respectively actual. This article is directed on consideration of the current situation with public discussion expensive purchases: the main aspects of public discussion of purchases are considered; the quantitative analysis of data from the Official site zakupki.gov.ru is carried out. As a result problems are revealed: low level of participation in public discussion of expensive purchases; existence of group of contracts which don't pass public discussion on the reason of the smaller initial price, than 1 billion rubles, but subsequently deliveries of goods, performance of work, rendering services of increase in the total price to value above 1 billion rubles. In the course of consideration of the revealed problems ways of their solution are proposed.
Key words: purchases, public discussion, expensive purchases, system of government and municipal purchases.