Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОЛОГИИ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА'

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОЛОГИИ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
144
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психология общения / проблемы / интерпретация / внешний облик / psychology of communication / problems / interpretation / appearance

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лабунская В.А.

Общение между людьми, разворачивающееся в мире визуальной культуры, неизбежно приводит к актуализации разнообразных психологических проблем у субъектов общения. Одним из факторов порождения психологических проблем общения является активная интерпретационная деятельность, направленная на свой и чужой внешний облик. Психологические проблемы общения, возникающие в результате интерпретаций внешнего облика,приводят к формированию «диспозиционной сосредоточенности на внешнем облике», к глубинным переживаниям привилегий человека, наделенного привлекательным внешним обликом, к приписыванию статуса «дефекта» отдельным компонентам и элементам внешнего облика, к постоянным привлечениям внимания Других и навязывания им своего взгляда на свой внешний облик. Переживания, связанные с внешним обликом, перфекционистское и одновременно критическое отношение к нему ведут к разрыву социально-психологических связей, ограничивают круг общения, нарушают дружеские, романтические, семейные, профессиональные отношения, способствуют избеганию тех ситуаций, в которых человек должен проявить свой коммуникативный потенциал как субъект общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF COMMUNICATION THROUGH THE PRISM OF PSYCHOLOGY OF APPEARANCE

Communication between people, unfolding in the world of visual culture, inevitably leads to the actualization of a variety of psychological problems in the subjects of communication. One of the factors in the generation of psychological problems of communication is active interpretive activity aimed at one's own and someone else's appearance.Psychological problems of communication arising as a result of interpretations of the appearance lead to the formation of "dispositional concentration on the appearance", to the deep experiences of the privileges of a person endowed with an attractive appearance,to attributing the status of a "defect" to individual components and elements of the appearance, to constantly attracting the attention of Others and imposing on them their view of their appearance.Experiences associated with the appearance, perfectionist and, at the same time, a critical attitude towards it lead to the rupture of socio-psychological ties,limit the circle of communication, violate friendly, romantic, family, professional relations, contribute to the avoidance of those situations in which a person must show his communicative potential as a subject of communication.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОЛОГИИ ВНЕШНЕГО ОБЛИКА»

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕНИЯ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ПСИХОЛОГИИ

ВНЕШНЕГО ОБЛИКА

Лабунская В.А. (Ростов-на-Дону, ЮФУ) vlab@sfedu.ru

Аннотация. Общение между людьми, разворачивающееся в мире визуальной культуры, неизбежно приводит к актуализации разнообразных психологических проблем у субъектов общения. Одним из факторов порождения психологических проблем общения является активная интерпретационная деятельность, направленная на свой и чужой внешний облик. Психологические проблемы общения, возникающие в результате интерпретаций внешнего облика,приводят к формированию «диспозиционной сосредоточенности на внешнем облике», к глубинным переживаниям привилегий человека, наделенного привлекательным внешним обликом, кприписыванию статуса «дефекта» отдельным компонентам и элементам внешнего облика, к постоянным привлечениям внимания Других и навязывания им своего взгляда на свойвнешний облик. Переживания, связанные с внешним обликом, перфекционистское и одновременно критическое отношение к нему ведут к разрыву социально-психологических связей, ограничивают круг общения, нарушают дружеские, романтические, семейные, профессиональные отношения, способствуют избеганию тех ситуаций, в которых человек должен проявить свой коммуникативный потенциал как субъект общения.

Ключевые слова: психология общения, проблемы, интерпретация, внешний облик.

PROBLEMS OF COMMUNICATION THROUGH THE PRISM OF PSYCHOLOGY OF APPEARANCE Labunskaya V.A. (Rostov-on-Don, SFEDU) vlab@sfedu.ru

Abstract. Communication between people, unfolding in the world of visual culture, inevitably leads to the actualization of a variety of psychological problems in the subjects of commu-nication.One of the factors in the generation of psychological problems of communication is active interpretive activity aimed at one's own and someone else's appearance.Psychological problems of communication arising as a result of interpretations of the appearance lead to the formation of "dispositional concentration on the appearance", to the deep experiences of the privileges of a person endowed with an attractive appearance,to attributing the status of a "defect" to individual components and elements of the appearance, to constantly attracting the attention of Others and imposing on them their view of their appearance.Experiences associated with the appearance, perfectionist and, at the same time, a critical attitude towards it lead to the rupture of socio-psychological ties,limit the circle of communication, violate friendly, romantic, family, professional relations, contribute to the avoidance of those situations in which a person must show his communicative potential as a subject of communication.

Keywords: psychology of communication, problems, interpretation, appearance.

Важнейшим вопросом психологии общения является вопрос о влиянии контекста взаимодействия на актуализацию ряда феноменов, сопровождающих интерпретацию и оценку внешнего облика субъектами общения. Как констатируютN.Rumsey, D.Harcourt (Rumsey, Harcourt, 2014), многие люди переживают влияние восприятия, интерпретации, оценки их внешнего облика на самочувствие,навыбор определенных способов поведения в сфере социальных контактов. Перед ними стоит задача преодолевать в обществе визуальной культуры,стремящемся к идеализированным образцам внешнего облика, как негативное восприятие их внешнего облика Другими, так и негативное самовосприя-

тие.Проблема принятия разнообразия внешнего облика начинает входить в глобальную проблему принятия разнообразия бытия человека в этом мире.

Необходимо отметить, что в современных исследованиях внешнего облика (Лабун-ская, 2019; Рамси, Харкорт, 2009; Mulgrew, Prichard, 2019)подчеркивается зависимость меры влияния внешнего облика на различные аспекты жизни человека от того, насколько сфокусирован человек на различных компонентах внешнего облика, на его оценках и самооценках, на стремлении выглядеть лучше для того, чтобы жить лучше, быть счастливее. В зависимости от силы центрации на реальных или надуманных дефектах внешнего облика наблюдаются переходы от легкой озабоченности внешним обликом к выраженной озабоченности, а затем к дистрессу, нарушающему общение и межличностные отношения (Mulgrew, Tiggemann, 2018).Сензитивность человека к тем функциям внешнего облика, которые он может выполнять в общении, приводит к центрации на его отдельных компонентах и характеристиках, способствуя тем самым формированию, актуализации психологических проблем, порожденных внешним обликом.

В контексте психологии общения можно выделить ряд психологических проблем личности, порожденных отношением к своему и чужому внешнему облику. Прежде всего, следует указать на такие проблемы, как «диспозиционная сосредоточенность на внешнем облике» (Noser, Zaigler-Hill, 2014), дифференциация людей на основе критерия «внешне привлекательный / непривлекательный», влияние привлекательного/непривлекательного внешнего облика на благополучие человека, предубежденное (дискриминационное) отношение к человеку, наделенному как привлекательным, так и непривлекательным внешним обликом. Эти проблемы человека в мире визуальной культуры являются тем фундаментом, на котором выстраиваются ожидаемые психологические проблемы конкретного человека, представленные в различных исследованиях (Рамси, Харкорт, 2009; Лабунская, Серикова, 2019). Прежде всего, это мера позитивности/негативности оценки и самооценки внешнего облика; проблема соотношения удовлетворенности и обеспокоенности внешним обликом; проблема ценности и меры значимости внешнего облика в пространстве бытия человека; проблема переживаний, порожденных как позитивными, так и негативными оценками внешнего облика - от легкой озабоченности до формирования лукофобии (страх оценки внешнего облика).Иными словами, такие психологические проблемы, как «стыдливое отношение к своему внешнему облику» (Noser, Zaigler-Hill, 2014)или низкая самооценка, являются результатом пристального внимания к различным аспектам внешнего облика, становятся следствием постоянной «объективизации» внешнего облика и обнаружения его несоответствия сложившимся эталонам красоты и привлекательности.

В целом можно заключить, что представленность внешнего облика в различных контекстах общения, его постоянная интерпретация увеличивает набор психологических проблем, приводит к эскалации фрустрации в ответ на оценочный компонент интерпретации внешнего облика, способствует формированию дезадаптивного поведения, ведет к снижению уровня субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью, усиливает переживание одиночества, тревоги и т.д. Следовательно, при обнаружении дезадаптивно-го поведения, снижения субъективного благополучия, удовлетворенности жизнью, склонности к одиночеству и т.д. мы можем предположить, что в их основе лежат психологические проблемы человека, порожденные его отношением к внешнему облику в процессе общения.Названные выше психологические проблемы человека обнаруживаются в рассказах людей, в процессе межличностного общения. Содержание рассказов, включающее различные сюжеты, свидетельствует о том, что человеку свойственно проявлять интоле-рантность к оценкам внешнего облика, повышенную озабоченностьотносительно того, как он выглядит, испытывать навязчивый страх, обостряющийся в различных публичных ситуациях общения. Авторы рассказов склоны переживать эмоционально-когнитивный диссонанс, «культурный шок», порожденные столкновением различных представлений о внешнем облике. Испытывая «социокультурное давление», осуществляемое различными

средствами информации, «социально-психологическое давление», осуществляемое различными группами, членами семьи, коллегами, сверстниками, обыденный человек сворачивает сферу общения.

Таким образом, субъект общения может испытывать страдания, переживания, связанные со своим внешним обликом, формировать у себя либо перфекционистское отношение к нему, либо сверхкритичное, что ведет к разрыву социально-психологических связей, ограничивает круг общения, нарушает межличностные отношения, приводит к избеганию тех ситуаций, тех профессий, в которых человек должен быть представлен Другим людям, выступать как субъект общения.

Литература

1. Лабунская В.А. Отношение к внешнему облику, его ценность и значимость как факторы субъективного благополучия молодых людей// Социальная психология и общество. Т. 10. 2019. № 3. С. 51-66. DOI: 10.17759/sps.2019100304.

2. Лабунская В.А. Самооценка, ценность, значимость внешнего облика в студенческой среде и удовлетворенность жизнью//Южно-российский журнал социальных наук. Т. 20. 2019. № 4. С. 198-209. DOI: 10.31429/26190567-20-4-198-209.

3. Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности/пер. с англ. СПб.: Питер, 2009. 245 с.

4. Лабунская В.А., Серикова Г.В., Шкурко Т.А. Социальная психология внешнего облика: теоретические подходы и эмпирические исследования:коллективная монография. Ростов н/Д: Мини-Тайп, 2019. 445с.

5. Mulgrew K.E., Prichard I., Stalley N., LimMegan S.C. Effectiveness of a multi-session positive self, appearance, and functionality program on women's body satisfaction and response to media// Body Image. 2019. Vol. 31.Р. 102-111. DOI: 10.1016/j.bodyim.2019.08.012.

6. Mulgrew K. E., Tiggemann M. Form or function: Does focusing on body functionality protect women from body dissatisfaction when viewing media images?// Journal ofHealth Psychology. 2018. No. 23(1).Р. 84-94.DOI: 10.1177/1359105316655471.

7. Noser A., Zeigler-HillV.Investing in the ideal: Does objectified body consciousness mediate the association between appearance contingent self-worth and appearance self-esteem in women?//Body Image. 2014. Vol.P. 119-125. DOI: 10.1016/j.bodyim.2013.11.006.

8. Rumsey N., Harcourt D. (Eds.). The Oxford handbook of the psychology of appearance. Oxford: Oxford University Press, 2014. DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199580521.001.0001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.