4. Диагноз
Объекты городской инфраструктуры — это сервисные предприятия, деятельность которых в рыночных и иных условиях требует рекламы и информационного обеспечения.
Неопределенность дефиниций "муниципальное управление" (чем ? кем ?) — "автоматизированным объектом ?" — небезобидна. Деформация подобных понятий приводит к иррациональным представлениям о публичном местном самоуправлении и к самым мрачным формам абсолютизма технического толка в пользу насильственного сервиса.
Так, например, понятие "Служба единого заказчика" не дает ответа на вопросы "Служба кому ?", "Единого с кем ?", "Заказчика чего ?". И наконец, что и за чей счет подлежит автоматизации, если коммерческая организация наделена властными функциями, несовместимыми с сервисной концепцией муниципального устройства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Грузинов А. С., Рюмин В. П. Город: управление, проблемы. Лениздат, 1977.
2. Кожурин Ф. Д. Процесс управления (системная разработка на примере региона). М.: Мысль, 1988.
3. Лаппо Г. М. Города на пути в будущее. М.: Мысль, 1987.
4. Попков Ю. С. и др. Системный анализ и проблемы развития городов. М.: Наука, 1983.
5. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: 1977. С. 264.
6. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 29. С. 106.
Кутырев Н. П.
ПРОБЛЕМЫ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ
Эффективность муниципального управления зависит от многих факторов как объективных, так и субъективных: состояния законодательства, определяющего место и роль органов местного самоуправления в системе власти; состояния эффективности государственной власти и управления в целом в стране; структуры субъекта управления; целевой обоснованности /целенаправленности/ организации и функционирования субъекта управления, его звеньев; стиля управления органов местного самоуправления, их отделов и служб; кадров органов местного самоуправления; наличие обратной связи в системе муниципального управления и др.
Не являясь активным сторонником кибернетических теорий, считаем интересной и актуальной их идею об упорядочении системы управления, в основе которой лежит тезис: без обратной связи нет управления. Этот тезис слишком категоричен, но значение одного из механизмов управления отражает.
Муниципальное управление представляет собой воздействие субъекта на объект. Последний может оказывать противодействие субъекту — это и есть обратная связь, принуждающая субъект управления корректировать свои действия. Если же субъект реагирует неадекватно на обратную связь, ошибки в управлении накапливаются.
Как утверждает В. Арнольд, «управление без обратной связи приводит к катастрофам» [1]. Еще более категоричен О. Шабров, считая, что без обратной связи нет управления [2]. Он же рассматривает обратную связь как общий принцип управления: "Суть же принципа обратной свя-
Раздел I. Организационно-экономические механизмы
муниципального управления
зи состоит в том. что любое отклонение управляемой подсистемы от параметров, заданных управляющей подсистемой, порождает действие, корректирующее эти параметры." [2].
Можно согласиться с таким пониманием принципа обратной связи. Игнорирование сигналов обратной связи можно считать одной из причин крушения Советского Союза. Обратная связь сводилась чаще всего к информированию, а верхи по собственному усмотрению реагировали на ту или иную информацию. Такая же схема преобладала и на местном уровне.
Отчуждение масс от власти, в связи с отсутствием необходимого механизма обратной связи, имевшее место в СССР, не только не ослабло в современных условиях, но и усилилось. Отсутствует система народного контроля за действиями органов власти, на появляющиеся критические сигналы в средствах массовой информации органы власти или не реагируют, или реагируют формально. Кстати, при советской власти чиновник или партийный функционер обязан был давать ответ на критику, появившуюся в СМИ, в течение месяца.
На муниципальном уровне обратная связь особенно необходима, т. к. этот уровень более, чем региональный или федеральный, самоорганизующийся и самоуправляемый, причем в большей степени поддается стихийному воздействию.
Механизмы обратной связи многообразны. Прежде всего необходима артикуляция /выявление/ интересов и преобразование их в требования и действия.
Для эффективного воздействия на органы власти необходимо агрегирование интересов, т. е. согласование и объединение требований и действий. Артикуляция и агрегирование интересов необходимы и органам местной власти при принятии решений. Без этого они могут остаться "на бумаге" или вызвать негативную реакцию населения.
Становление в России многопартийности способствовало образованию институтов артикулирования и агрегирования интересов. Но, к сожалению, политические партии и движения, как институты артикуляции и агрегирования, зачастую уступают лоббистским группам как внутри власти, так и за ее пределами. В муниципальном управлении нельзя не учитывать и такой фактор, как память объекта управления. Социальная память, менталитет российского народа связаны с социалистическими ценностями, коллективизмом, с политической культурой в целом. Одна из причин медленного продвижения реформ, затянувшегося кризиса в России как раз связана с тем, что целерациональное мышление реформаторов вступило в противоречие с нравственно-оценочным мышлением народа. Сработала обратная связь — народ не хочет реформ, которые проводятся за счет ухудшения его жизни.
Важным механизмом обратной связи являются выборы. Только на выборах народ становится субъектом управления, т. к. именно он принимает решения. Однако для влияния на решение избирателей изобретено множество способов: от прямой подтасовки результатов голосования до подкупа избирателей или запугивания претендентов.
О. Шабров в [2], отмечая, что демократия — это власть народа, а механизмом реализации этой власти являются выборы, ставит вопрос: "Можно ли поставить знак равенства между электоратом и народом ?" Нет, нельзя. За Конституцию РФ проголосовало менее половины избирателей. На мартовском 1991 года референдуме электорат проголосовал за Союз и это было выражением воли народа. Народ вроде бы и сегодня есть, а вот страны и электората уже нет. Отсюда отделает вывод о том,
что процедурная демократия становится народовластием по мере выполнения условия: электорат = народ [3].
Важную роль в муниципальном управлении играет институт обратной связи — служба связи с общественностью /паблик рилейшнз/, призванная устанавливать и поддерживать двухстороннее общение между органами власти и общественностью с целью достижения взаимопонимания и сотрудничества между ними. Такая служба призвана решать ряд конкретных задач:
- приобщение органов власти к ценностям граждан, чтобы действовать в интересах общественности;
- создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности к работе государственной и муниципальной власти;
- сохранение или изменение имиджа органов власти;
- поддержка внутренних отношений в органах власти, способствующих созданию у служащих заинтересованности в делах руководства и др.
В механизме обратной связи большую роль играют социологические службы как независимые, так и функционирующие в структурах власти. Основное направление их деятельности — изучение общественного мнения. Оценки, полученные в результате опросов и других методов, заслуживают внимания при следующих условиях:
- систематичность выявления общественного мнения, причем при использовании разнообразных методов сбора и анализа информации;
- применение таких способов, средств и процедур социологических исследований, которые обеспечивали бы и гарантировали адекватность выводов и оценок по поводу характера и уровня управления;
- поддержание должного авторитета общественного мнения путем принятия активных нормативных и практических мер по тем или иным его требованиям.
Система обратной связи включает и СМИ, которые в значительной мере отражают общественное мнение, но и не только. Они и формируют общественное мнение, в том числе и по поводу органов власти и их руководства. В последнее время наметилась тенденция усиления негативного отношения прессы к представителям власти. Это вызвало стремление власти усилить контроль за СМИ, фактически сузить обратную связь. Созданные же практически на всех уровнях власти пресс-службы, пресс-центры, пресс-секретари при главах администрации занимаются чаще всего оперативным информированием и созданием положительного имиджа главы администрации и других ответственных работников.
Обратная связь — неотъемлемая часть любого управления. Но в социальных системах ее значимость повышается. Однако она сама собой не выстраивается. Управленец должен понимать, что налаживание обратной связи — его непосредственная задача, если он думает о повышении эффективности управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арнольд В. И. Теория катастроф. М.: 1990. С. 99—100.
2. Шабров О.Ф. Политическое управление: проблема стабильности и развития.
М.: 1997. С. 160.
3. Там же. С. 182.