Научная статья на тему 'Проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами в регионах Арктической зоны'

Проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами в регионах Арктической зоны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
363
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СХЕМА ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ / ТВЕРДЫЕ КОММУНАЛЬНЫЕ ОТХОДЫ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМ / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Житник Анастасия Олеговна, Онокулева Мария Владимировна

В статье анализируются проблемы порядка обращения с твердыми коммунальными отходами, с которыми сталкиваются регионы Арктической зоны при разработке проектов территориальных схем обращения с отходами и региональной программы в области обращения с отходами, необходимой для выполнения деятельности региональных операторов в области обращения с отходами на территории регионов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, а также предлагаются варианты решений для анализируемых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обращения с твердыми коммунальными отходами в регионах Арктической зоны»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ В РЕГИОНАХ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ Житник А. О.1, Онокулева М. В.2

'Житник Анастасия Олеговна / Zhitnik Ana.sta.siya Olegovna — магистрант;

2Онокулева Мария Владимировна / Onokuleva Maria Vladimirovna — магистрант, направление: экология и природопользование, кафедра инженерно-экологических систем и технологий,

отдел магистратуры,

Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет, г. Нижний Новгород

Аннотация: в статье анализируются проблемы порядка обращения с твердыми коммунальными отходами, с которыми сталкиваются регионы Арктической зоны при разработке проектов территориальных схем обращения с отходами и региональной программы в области обращения с отходами, необходимой для выполнения деятельности региональных операторов в области обращения с отходами на территории регионов в соответствии с требованиями природоохранного законодательства, а также предлагаются варианты решений для анализируемых проблем.

Ключевые слова: территориальная схема обращения с отходами, твердые коммунальные отходы, региональный оператор в области обращения с отходам, Арктическая зона.

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ» [1], который внес изменения в ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» в отношении обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) (в предыдущей редакции закона - твердые бытовые отходы). Согласно изменениям и нововведениям в ФЗ № 89 каждый субъект РФ должен к 2017 году разработать территориальную схему обращения с отходами (далее ТСОО), на основании которой должна быть создана региональная программа обращения с ТКО и выбран оператор по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО.

При разработке проектов ТСОО регионы сталкиваются с рядом проблем, свойственной их специфике и местоположению. Проводя анализ норморегулирующей документации в области порядка отбора и возлагаемых прав и обязанностей регионального оператора, а также документации связанной с разработкой ТСОО[1,2,5], было выявлено, что законодательство в сфере обращения с отходами не учитывает особенности ведения хозяйственной деятельности в регионах, входящих в состав Арктической зоны РФ (Указ Президента РФ № 296 от 02.05.2014) [3], предусмотренные «Основами государственной политики РФ в Арктике на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу» [4].

Арктическая зона Российской Федерации (АЗРФ) является уникальным объектом природного наследия, которая обладает рядом социально-экономических и природно-климатических особенностей:

- экстремальные природно-климатические условия, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях;

- очаговый характер промышленно-хозяйственного освоения территорий и низкая плотность населения (1-2 чел. на 10 км2);

- удаленность от основных промышленных центров, высокая ресурсоемкость и зависимость хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России;

- уязвимость природы от техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС) и производственной деятельности человека.

В силу выше обозначенных особенностей принципы обращения с отходами в Арктической зоне существенно отличаются от принятых в регионах с менее суровым климатом.

Значительную часть территорий Арктической зоны занимают земли лесного фонда с наличием густой речной сети (в среднем 0,5 - 0,6 км/км2 площади) и заболоченных участков, с не глубоким залеганием грунтовых вод. Данный факт осложняет размещение объектов обращения с отходами в соответствии с требованиями п. 5 ст. 12 федерального закона № 89-ФЗ,

| 117 | НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017

влечет за собой проведение усиленной программы инженерных изысканий, а также обустройства дорогостоящего водонепроницаемого слоя тела полигонов и обустройства иных инженерно-защитных сооружений.

Кроме того, исполнение обязательных требований земельного и градостроительного законодательства предполагает, что постановка на кадастровый учет земельных участков возможных объектов строительства обращения с отходами, требует не менее 1 года.

Таким образом, исполнение норм федерального законодательства в области обращения с отходами, а именно работа выбранного регионального оператора будет проходить с нарушениями, т.к. захоронение отходов будет происходить на объектах обращения с отходами не соответствующих природоохранному законодательству (свалках) в силу длительных сроков исполнения требований земельного и градостроительного законодательства.

Проблемой регионов Арктической зоны является не только исполнение законодательства в области размещения объектов инфраструктуры по обращению с ТКО, но и выбор технологий сбора, транспортирования, обезвреживания и размещения отходов для малонаселенных районов с низким уровнем образования отходов, не имеющих постоянного доступа с крупными областными и районными центрами. К таким районам относятся острова морей Северного-Ледовитого океана и населенные пункты, имеющие низкий уровень развития транспортной инфраструктуры, где вывоз отходов возможен либо в период работы зимников или(и) ледовых переправ в зимнее время или с помощью железнодорожного (узкоколейные дороги), авиационного и речного(морского) транспорта в летнее время.

В данной ситуации строительство обособленного объекта обращения с отходами является экономически нецелесообразным в силу небольшого количества образования отходов и высокими ценами на обслуживание объекта, что влечет за собой рост тарифа на услуги регионального оператора в данном районе. Транспортирование отходов из таких районов с соблюдением СанПин 42-128-4690-88 не представляется возможным в силу невозможности постоянного вывоза отходов к объектам инфраструктуры обращения с отходами.

Одним из решений данной проблемы является разделение массы образующихся отходов собственными силами населения:

а) отходы бумаги и картона - сжигаются в домашних печах;

б) пищевые отходы - компостируются в домовладениях;

в) вторичное сырье (пластик, стекло, металл);

г) опасные отходы (аккумуляторы, ртутьсодержащие отходы) - осуществляется установка терминалов для приема данного вида отходов в крупных объектах инфраструктуры (магазины, сельские клубы) для сдачи отходов (в каждом населенном пункте), откуда периодически вывозятся доступным транспортом (наземным или воздушным) на обезвреживание.

Противоречивость созданных условий для исполнения нормативно-правовых актов по данному вопросу абсурдна, а значит требует принятия ряда административных решений на местах. Это возможно при пересмотре ряда положений вышеуказанных законодательных актов и учета ЭГП каждого района Арктической зоны. В ключе рассматриваемых оперативных действий остается выбор технологий обращения с ТКО в труднодоступных населённых пунктах.

Литература

1. Федеральный закон № 458 от 29.12.2014 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» с изменениями от 29.12.2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172948/ (дата обращения: 25.12.2016).

2. Федеральный закон № 89 «Об отходах производства и потребления» с изменениями на 29.12.2016 года (редакция, действующая с 1.01.2017 года). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19109/ (дата обращения: 25.12.2016).

3. Указ Президента РФ «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации» № 296 от 02.05.2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162553/ (дата обращения: 26.12.2016).

4. Постановление Правительства РФ «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» № 881 от 5 сентября 2016 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/71483832/ (дата обращения: 26.12.2016).

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ № 1 (12). 2017 | 118 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.