Научная статья на тему 'Проблемы обращения с рыбными отходами, образующимися в результате хозяйственной деятельности рыбодобывающих предприятий Камчатского края'

Проблемы обращения с рыбными отходами, образующимися в результате хозяйственной деятельности рыбодобывающих предприятий Камчатского края Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
350
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
рыбные отходы / рыбопромышленные предприятия / рыбохозяйственный комплекс / водные биологические ресурсы / безотходное производство / комплексная переработка / инвестиции / fish waste / fishing enterprises / fishery complex / water biological resources / non-waste produc-tion / complex processing / investments

Аннотация научной статьи по экологическим биотехнологиям, автор научной работы — И. Г. Герасимова

В статье рассмотрены основные сложившиеся тенденции обращения с рыбными отходами в Камчат-ском крае, указаны основные пробелы в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность в области обращения с рыбными отходами в РФ и в Камчатском крае, отражены основные проблемы при утилиза-ции рыбных отходов, определены препятствия на пути внедрения технологий по комплексной переработ-ке водных биологических ресурсов, включая переработку рыбных отходов, и перехода развития рыбохо-зяйственного комплекса Камчатского края на путь безотходного производства, предложены мероприятия для решения проблем обращения с рыбными отходами, образующимися в результате хозяйственной дея-тельности предприятий рыбной промышленности Камчатского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FISH WASTE TREATMENT PROBLEMS OCCURRING AS A RESULT OF FISHING ENTERPRISES ECONOMIC ACTIVITIES IN KAMCHATSKY KRAI

The main trends in the fish waste treatment in Kamchatsky Krai are described in the article. The main gaps in the regulatory framework governing activities in the field of fish waste treatment in the Russian Federation and in Kamchatsky Krai are identified. The main problems in the fish recycling are reflected. The obstacles to introduce technologies for the complex processing of aquatic biological resources, including the fish waste processing and to change the fishery complex of Kamchatsky Krai into non-waste production are identified. The measures to solve the problems of fish waste treatment occurring as a result of fishing industry economic activities in Kamchatsky Krai are proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы обращения с рыбными отходами, образующимися в результате хозяйственной деятельности рыбодобывающих предприятий Камчатского края»

УДК 639.2/.3(571.66)

И.Г. Герасимова

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: asole_e-mail.ru@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ С РЫБНЫМИ ОТХОДАМИ, ОБРАЗУЮЩИМИСЯ В РЕЗУЛЬТАТЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЫБОДОБЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАМЧАТСКОГО КРАЯ

В статье рассмотрены основные сложившиеся тенденции обращения с рыбными отходами в Камчатском крае, указаны основные пробелы в нормативно-правовой базе, регулирующей деятельность в области обращения с рыбными отходами в РФ и в Камчатском крае, отражены основные проблемы при утилизации рыбных отходов, определены препятствия на пути внедрения технологий по комплексной переработке водных биологических ресурсов, включая переработку рыбных отходов, и перехода развития рыбохо-зяйственного комплекса Камчатского края на путь безотходного производства, предложены мероприятия для решения проблем обращения с рыбными отходами, образующимися в результате хозяйственной деятельности предприятий рыбной промышленности Камчатского края.

Ключевые слова: рыбные отходы, рыбопромышленные предприятия, рыбохозяйственный комплекс, водные биологические ресурсы, безотходное производство, комплексная переработка, инвестиции.

I.G. Gerasimova

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatskу, 683003 e-mail: asole_e-mail.ru@mail.ru

FISH WASTE TREATMENT PROBLEMS OCCURRING AS A RESULT OF FISHING ENTERPRISES ECONOMIC ACTIVITIES IN KAMCHATSKY KRAI

The main trends in the fish waste treatment in Kamchatsky Krai are described in the article. The main gaps in the regulatory framework governing activities in the field of fish waste treatment in the Russian Federation and in Kamchatsky Krai are identified. The main problems in the fish recycling are reflected. The obstacles to introduce technologies for the complex processing of aquatic biological resources, including the fish waste processing and to change the fishery complex of Kamchatsky Krai into non-waste production are identified. The measures to solve the problems of fish waste treatment occurring as a result of fishing industry economic activities in Kamchatsky Krai are proposed.

Key words: fish waste, fishing enterprises, fishery complex, water biological resources, non-waste production, complex processing, investments.

Нерешенным и актуальным для Камчатского края остается вопрос использования рыбных отходов, которые образуются в результате хозяйственной деятельности рыбодобывающих и рыбоперерабатывающих предприятий. С 2014 г. в соответствии с внесением изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» [1] биологические и медицинские отходы выведены из общей системы регулирования обращения с отходами и в сведениях статистической отчетности 2-ТП (отходы) не учитываются. Рыбные отходы на основании этих изменений были отнесены к биологическим отходам. Перечень биологических отходов установлен пунктом 1.2 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов [2], а термины и определения - ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» [3]. На текущий момент отсутствует нормативный правовой акт, содержащий разработанный перечень мероприятий по утилизации предприятиями рыбных отходов. Ведение учета образующихся на предприятиях рыбных отходов, объема их переработки на имеющихся производственных мощностях, а также

ведение реестра таких производств действующим законодательством не предусмотрено. В этой связи в настоящее время не представляется возможным получить общие сведения об объеме отходов, образовавшихся от переработки рыбы и других морепродуктов в Камчатском крае.

В крае действует 190 береговых рыбоперерабатывающих предприятий, из них только 14 имеют собственные мощности по переработке рыбных отходов в рыбную муку. Специализированные предприятия, осуществляющие прием и переработку рыбных отходов, находятся в Ели-зовском районе - 2 (ООО «ЭкоПолис», ООО РПК «Южно-Камчатское»), Петропавловске-Камчатском - 1 (ООО «Экологический резерв»), Усть-Большерецком районе - 1 (ООО СП «Да-чен»). Наиболее успешный опыт переработки и утилизации рыбных отходов отмечается в Усть-Камчатском муниципальном районе, где переработка рыбных отходов ведется на специальном заводе, построенном НО «Усть-Камчатская Ассоциация рыбопромышленников». К отстающим в сфере переработки рыбных отходов можно пока отнести Корякский округ и Соболевский муниципальный район. В Камчатском крае планируется строительство дополнительных мощностей по переработке рыбных отходов, общей суточной мощностью около 400 т, из них на 300 т/сут на восточном побережье Камчатки (РК им. В.И. Ленина, ООО «РК «Оссорский», ООО «Тымлат-ский РК», ОАО «Колхоз им. Бекерева», ООО «СВК», ООО «Апукинское», ООО «Ресурсы Камчатки», ООО «Город 415», ООО РПЗ «Максимовский») и 100 т/сут на западном побережье Камчатки (ОАО «Колхоз Октябрь», ООО «Камчатморепродукт», ООО «Дельта Фиш ЛТД», РК им. В.И. Ленина) [4].

В отдаленных населенных пунктах Камчатского края, в которых располагаются рыбодобы-вающие и рыбоперерабатывающие предприятия, вопрос использования рыбных отходов до настоящего времени не решен в полном объеме. Мощностей предприятий, занимающихся переработкой рыбной продукции, явно недостаточно, и перерабатывающие установки рассредоточены неравномерно. Кроме этого, работа предприятий по утилизации рыбных отходов вызывает жалобы жителей населенных пунктов в связи со специфическим запахом выбрасываемых загрязняющих веществ, которые в настоящее время не поддаются нормированию расчетным путем. На сегодняшний день отсутствуют методические документы, позволяющие определить расчетным путем весь спектр выбрасываемых загрязняющих веществ, таких как альдегиды, диоксин, меркаптаны, фенолы, фураны и др., образующиеся при кремации биологических отходов [5], к которым относятся рыбные отходы. Имеющиеся аттестованные лаборатории в Камчатском крае не проводят измерений на эти вещества. Как правило, предприятия создают перерабатывающий комплекс отходов на имеющейся производственной площадке, для которой расчет санитарной защитной зоны (далее - СЗЗ) был произведен без учета этого производства. Санитарные правила [6] требуют для таких производств (в зависимости от мощности установки) введения СЗЗ до 1000 м. Поскольку предприятие действующее, то расчет СЗЗ не производится, и зона определяется сложившейся, которая значительно меньше требуемой. Другой проблемой при производстве рыбной муки является рыбный подпрессовый бульон. Технологии очистки рыбного бульона достаточно дорогостоящие, и в большей степени его сброс происходит без очистки. Таким образом, современные технологии не позволяют полностью нейтрализовать неприятный запах в результате производства рыбной муки, обезвреживания рыбных отходов в современных печах (крематорах), а также вопрос с подпрессовым бульоном. Проблема усугубляется тем, что, когда предприятия отчитываются об утилизации рыбных отходов сторонними организациями или в море за пределами трехмильной зоны, проверить эту информацию невозможно из-за отсутствия механизма контроля [7].

Необходимо обратить внимание, что пунктом 89.б Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (далее - Правила), выбрасывать добытые (выловленные) водные биоресурсы, разрешенные для добычи (вылова), запрещается [8]. В пункте 22.8 Правил указано, что измельченные отходы переработки уловов водных биоресурсов могут сбрасываться за пределами трех морских миль от ближайшего берега, за исключением такого сброса в акваториях водных объектов, предоставленных в пользование юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и (или) гражданам на основании договора водопользования, в зонах санитарной охраны водных объектов, в портовых акваториях и на рейдах судов [8]. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что данная часть пункта 22.8 противоречит природоохранному законодательству, поскольку для размещения отходов во внутренних водах РФ требуется специальное разрешение.

На современном этапе одним из основных направлений развития рыбохозяйственного комплекса Камчатского края должно стать создание условий, побуждающих предприятия к внедрению технологий по комплексной переработке водных биологических ресурсов, включая переработку рыбных отходов, с учетом законодательных требований. Сегодня некоторые рыбопромышленные предприятия Камчатского края стараются уйти от понятия «рыбные отходы», переводя их в понятия «продукция», «сырье». Рыбные отходы либо перерабатываются предприятиями на своих рыбомучных установках, либо передаются другим предприятиям, у которых есть такие установки, как сырье для производства кормов и удобрений. Однако в крае для рыбопромышленных предприятий, внедряющих технологии безотходного производства, отсутствуют меры поддержки, а также недостаточно проработан вопрос рынка сбыта переработанных рыбных отходов, что делает труднодостижимым переход к комплексной переработке сырья.

Для решения вышеперечисленных проблем обращения с рыбными отходами, образующимися в результате хозяйственной деятельности предприятий рыбной промышленности Камчатского края, предлагается осуществить следующие мероприятия:

1. Создать систему учета образующихся рыбных отходов и мощностей по их переработке на территории Камчатского края.

2. Дополнить государственную программу Камчатского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2014-2020 годы» [9] в части разработки мероприятий по утилизации предприятиями рыбных отходов.

3. Дополнить «Стратегию развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края до 2025 года» [10] в части внедрения инвестиционных проектов, предполагающих строительство комплексов по переработке рыбных отходов, в том числе для производства муки кормовой, с учетом отдаленности районов края и соблюдением всех действующих нормативных правовых актов.

4. Рассмотреть возможность разработки краевой системы нормирования дурнопахнущих веществ в атмосферном воздухе для контроля деятельности предприятий, осуществляющих деятельность по переработке рыбных отходов.

5. Установить соответствие нахождения промышленных зон относительно населенных пунктов требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» [6].

6. Обозначить на законодательном уровне конкретные сроки предприятиям, перерабатывающим рыбные отходы при изготовлении рыбной муки, рыбоперерабатывающим предприятиям для установления СЗЗ в порядке, определенном Правилами установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон [11].

7. При невозможности соблюдения предприятиями санитарно-защитной зоны решить вопрос о прекращении их деятельности либо о переносе производств для соблюдения требований законодательства.

8. Исключить из пункта 22.8 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйствен-ного бассейна размещение отходов за пределами трех морских миль от ближайшего берега.

9. При рассмотрении инвестиционных проектов, а также проектов создания технологических комплексов по переработке рыбных отходов проводить учет экологической составляющей в части их влияния на атмосферный воздух и рекомендовать строительство подобных объектов за границами селитебной зоны с учетом требуемой СЗЗ.

10. Разработать и внедрить меры поддержки предприятий, переходящих на безотходное производство продукции из водных биологических ресурсов (строительство цехов по переработке отходов).

11. Создать гарантированный рынок сбыта переработанных рыбных отходов.

12. Провести региональную научно-практическую конференцию по вопросу внедрения инновационных технологий по переработке рыбных отходов.

13. Создать информационный блок о ресурсосберегающих технологиях и предприятиях, осуществляющих обезвреживание и использование рыбных отходов.

Литература

1. Об отходах производства и потребления: Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2020).

2. Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов: утв. Минсельхозпродом РФ от 04.12.1995 № 13-7-2/469 (ред. от 16.08.2007) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2020).

3. ГОСТ 30772-2001 Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения: Постановление Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2020).

4. О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Камчатском крае, утвержденную постановлением Правительства Камчатского края от 08.11.2016 № 444-П: Постановление Правительства Камчатского края от 25.10.2019 № 454-П [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kamgov.ru/ (дата обращения: 15.02.2020).

5. Ответы специалистов НИИ Атмосфера, Бюллетень № 29 за 3 квартал 2014 [Электронный ресурс]. - URL: http://logosoft.ru/knigi/vozduh/bul_3kv_2014.html (дата обращения: 15.02.2020).

6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов: Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 № 74 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2020).

7. Занимаешься переработкой рыбы - установи мощности по утилизации рыбных отходов // Общественно-политическое издание «Камчатский край» [Электронный ресурс]. - URL: http://kam-kray.ru/news/12149-zanimaeshsja-pererabotkoi-ryby-ustanovi-moschnosti-po-utilizacii-rybnyh-othodov.html (дата обращения: 15.02.2020).

8. Об утверждении Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна: Приказ Минсельхоза России от 23.05.2019 № 267 (ред. от 23.05.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2020).

9. О государственной программе Камчатского края «Развитие рыбохозяйственного комплекса Камчатского края на 2014-2020 годы»: Постановление Правительства Камчатского края от 29.11.2012 № 533-П [Электронный ресурс]. - URL: https://www.kamgov.ru/ (дата обращения: 15.02.2020).

10. Об утверждении Стратегии развития рыбопромышленного комплекса Камчатского края до 2025 года: Распоряжение Правительства Камчатского края от 16.02.2011 № 72-РП [Электронный ресурс]. - URL: http://docs.cntd.ru/document/446224059 (дата обращения: 15.02.2020).

11. Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон: Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 (ред. от 21.12.2018) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.02.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.