ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
781
Экономика
УДК 332.33 Н.А. Алексеева
ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ОБЪЕКТОВ АПК
Рассмотрены тенденции и проблемы обновления основных средств в сельском хозяйстве, начиная с 2010 г. Заострены проблемы обновления наименее ликвидной части основных средств - зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств. Определены основные тенденции за последние 7 лет в движении и структуре основных средств. Приведена сравнительная статистика о суммах государственной поддержки основных и оборотных средств в сельском хозяйстве на примере Удмуртской Республики. Выявлено, что темп обновления основных средств достаточно длительный - около 10 лет. Раскрыта роль Постановления Правительства РФ от 2018 г. о порядке субсидирования понесенных затрат на создание, модернизацию производственных мощностей объектов АПК за счет иных межбюджетных трансфертов. Проанализирована статистическая отчетность по форме .№11-АПК за 2018-2019 гг. по республике о состоянии производственных мощностей объектов АПК. Выявлена структура имеющихся объектов АПК в республике, определена их совокупная первоначальная стоимость, износ, суммы введенных основных средств, рассчитаны коэффициенты износа и обновления основных средств. Приведен отчет о получении субсидий на возмещение части понесенных затрат в республике, вскрыты причины отсутствия финансирования. Приведен положительный пример комплексного обновления основных средств в конкретном хозяйстве республики, который привел к экономии затрат на корма. Сделан вывод о необходимости налаживания регулярной статистической отчетности по форме №11-АПК для всех российских пользователей, подачи заявки в Минсельхоз России на получение данного вида субсидий.
Ключевые слова: сельское хозяйство, производственные мощности, субсидии, иные трансферты, объекты АПК, молочная ферма, хранилище.
DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-6-781-786
Основные средства являются важнейшей частью имущества любого сельскохозяйственного предприятия, от наличия и от повышения эффективного использования которой зависят эффективность деятельности всего предприятия, финансовое состояние, конкурентоспособность продукции на рынках [5; 6]. Абсолютный показатель остаточной стоимости основных средств в сельском хозяйстве в Удмуртской Республике увеличивался с 15,6 млрд руб. в 2013 г. до 26,2 млрд руб. в 2019 г. Но относительные показатели эффективности использования основных средств заставили поднять ряд проблем [1].
Тенденция роста фондообеспеченности сельского хозяйства с 1,57 млн руб. на 100 га сельскохозяйственных угодий в 2013 г. до 3,03 млн руб. на 100 га в 2019 г. представляется положительной. Более глубокий анализ фондообеспеченности с помощью факторного анализа свидетельствует, что ее рост достигнут в большей степени за счет роста остаточной стоимости основных средств, чем за счет снижения площади угодий.
То же касается фондовооруженности труда. Она увеличилась с 0,47 млн руб. на 1 работника в 2013 г. до 1,02 млн руб. на 1 работника в 2019 г. И ее рост достигнут за счет более ускоренного роста остаточной стоимости основных средств, чем за счет выбытия работников.
Тем самым фондообеспеченность и фондовооруженность в сельском хозяйстве за последние 7 лет более-менее отвечали критерию прогрессивного развития.
На первый взгляд, рост с 2015 г. энергообеспеченности сельского хозяйства со 166,4 л.с. на 100 га угодий до 184,8 л.с. на 100 га угодий в 2019 г. является положительной тенденцией. Но факторный анализ энергообеспеченности сельского хозяйства свидетельствует о росте показателя за счет преимущественного снижения площади сельхозугодий, чем за счет роста энергетических мощностей предприятий.
Энерговооруженность труда в сельскохозяйственных организациях также повышалась: с 55,1 л.с. в 2013 г. до 66,1 л.с. в 2019 г. в основном за счет более быстрого выбытия работников, чем за счет роста энергетических мощностей.
2020. Т. 30, вып. 6 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
Соответственно, энергообеспеченность и энерговооруженность в сельском хозяйстве не отвечали требованиям прогресса, так как рост стоимостной оценки основных средств не сопровождался ростом их энергетического потенциала.
Следовательно, необходимо сделать структурный анализ основных средств. Выяснено, что доля машин, оборудования и транспортных средств, которые и составляют энергетический потенциал, существенно снизилась в анализируемом периоде - с 39,6 % в 2013 г. до 34,0 % в 2019 г. Наоборот, доля зданий и сооружений в структуре основных средств увеличилась с 39,6 % в 2013 г. до 43,7 % в 2019 г.
Вынуждены согласиться с мнением Л.В. Поповой, А.Г. Досовой о том, что ни одна из действующих государственных программ «не содержит целенаправленных мер по поддержке материально-технической базы сельского хозяйства, тем самым вынуждая сельскохозяйственных товаропроизводителей в вопросах обновления материально-технического потенциала полагаться на собственные возможности» [3. С. 277]. Так, в 2019 г. государственная помощь оказана на 89,7 % на компенсацию текущих затрат, и только на 10,3 % на капитальные вложения во внеоборотные активы, на 3,9 % на модернизацию, реконструкцию, строительство производственных мощностей и на 5,3 % на приобретение сельскохозяйственной техники.
С другой стороны, сельхозтоваропроизводители передали в залог основных средств в обеспечение своих обязательств в 2018 г. на 40,1 % от стоимости основных средств, в 2019 г. на 33,9 %.
Примерно 10-11 % от стоимости основных средств было получено в аренду в 2018-2019 гг. Около 0,7-1,4 % от стоимости основных средств передавалось в аренду. Примерно на сумму, равную 8,5-10,2 % от стоимости основных средств, предприятия имели основные средства в незавершенном состоянии или имели незаконченные операции по приобретению, модернизации основных средств.
За последние три года общее количество единиц сельскохозяйственной техники увеличивалось только в 2017 г. на 2077 единиц, в том числе на 1248 единиц машин и оборудования для обработки почвы. В натуральном измерении за 2019 г. (2018 г.) количество сельскохозяйственных тракторов всех марок уменьшилось на 17 (60) единиц, количество машин и оборудования для обработки почвы - на 465 (343) единиц (за счет борон, культиваторов, машин для прополки), количество зерноуборочных комбайнов - на 17 (28) единиц, грузовых автомобилей на 39 (39) единиц.
Решение проблемы обновления основных средств и повышения их энергетической мощности только за счет средств сельхозтоваропроизводителей напоминает движение по кругу: чтобы обновить основные средства, надо иметь в достаточном размере чистую прибыль или быть кредитоспособным; чтобы выплатить кредит, надо иметь достаточный объем выручки от реализации сельскохозяйственной продукции; чтобы получать высокую выручку и чистую прибыль, необходимо иметь эффективную ценовую политику на конечную продукцию и покупные ресурсы и т.д.
Различные формы государственной поддержки сельского хозяйства касались в большинстве случаев поддержки оборотных средств товаропроизводителей (семян, посадочного материала и прочих оборотных средств в рамках субсидирования кратко-, средне-, долгосрочного кредитования малых форм деятельности, субсидий на выращивание сельскохозяйственных культур фермерам, на программы по развитию животноводства).
Поддержка обновления внеоборотных средств также предусматривалась в направлениях:
- сельскохозяйственной потребительской кооперации (на приобретение специализированного транспорта, фургонов, прицепов, полуприцепов, вагонов, контейнеров для транспортировки, обеспечения сохранности при перевозке и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, на строительство, реконструкцию и/или модернизацию производственных объектов по заготовке, хранению, подработке, сортировке, первичной переработке картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод и других видов продукции, на приобретение и монтаж оборудования для оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы);
- субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам в растениеводстве (на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, на тепличные комплексы по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, прочие объекты, включая строительство, реконструкцию, модернизацию мелиоративных систем на общую сумму 89,1 млн руб. в 2019 г., 11,5 млн руб. в 2018 г.);
- субсидирования процентной ставки по инвестиционным кредитам в животноводстве (на приобретение сельскохозяйственной техники, машин и оборудования, приобретение племенной продукции, строительство, реконструкцию и модернизацию комплексов (ферм), объектов животноводства на общую сумму 75,7 млн руб. в 2019 г., 139,3 млн руб. в 2018 г.
Не по всем направлениям поддержки внеоборотных активов в Удмуртию поступали средства. Например, в 2018-2019 гг. не было финансирования сельскохозяйственной производственной кооперации, мощностей по переработке продукции растениеводства и животноводства. В 2017 г. 40 сельскохозяйственных производственных кооперативов из 63 обследованных кооперативов получили непрограммные инвестиции в основные фонды в размере 25,6 млн руб.
Полученных средств в обновление внеоборотных активов, особенно зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств, несоизмеримо мало по отношению к их остаточной балансовой стоимости, которая составила в 2019 г. 20,4 млрд руб., в 2018 г. 18,3 млрд руб.
Из-за высокой конкуренции на рынках сельскохозяйственной продукции, хронического недостатка долгосрочных финансовых ресурсов у сельхозтоваропроизводителей в обновление основных средств и недостаточной государственной поддержки данного направления коэффициент износа основных средств в сельском хозяйстве республики повышался с 0,37 в 2010 г. до 0,63 в 2018 г. С учетом незначительных объемов ежегодно поступавших основных средств полностью обновить парк машин и оборудования, транспорта, а также зданий и сооружений удастся за 7-11 лет (табл. 1).
Таблица 1
Динамика коэффициентов движения по зданиям, сооружениям, машинам и оборудованию, транспортным средствам, задействованным в сельскохозяйственном производстве,
в Удмуртской Республике
Наименование показателя 2010 г. 2014 г. 2018 г. 2019 г.
Первоначальная стоимость основных средств, млн руб. 18013 25268 36616 41161
Накопленная амортизация, млн руб. 6710 11855 23085 20789
Поступило основных средств, млн руб. 2536 3184 3254 5453
Коэффициент износа 0,37 0,47 0,63 0,51
Темп обновления основных средств, лет 7,1 7,9 11,3 7,5
Положение несколько улучшилось в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 24 ноября 2018 г. № 1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса» [4].
Под объектами АПК стали понимать: хранилища под хранение плодов, ягод, овощей и картофеля; тепличные комплексы для производства овощей в защищенном грунте; животноводческие комплексы молочного направления (молочные фермы), селекционно-семеноводческие центры в растениеводстве, селекционно-питомниководческие центры в виноградарстве, селекционно-генетические центры в птицеводстве, овцеводческие комплексы мясного направления; мощности по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них, льно- и пень-коперерабатывающие предприятия. В связи с чем с 2018 г. начали субсидироваться расходы на новое строительство и модернизацию зданий, строений, сооружений, оборудования, которые были построены не ранее, чем за три года до принятия Постановления Правительства РФ.
Также была введена новая форма статистической отчетности №11-АПК «Отчет о производственных мощностях (объектах агропромышленного комплекса)», которая содержит информацию о состоянии вышеуказанных видов основных средств. В течение двух последних лет накоплена отчетность о наличии и использовании в республике вновь построенных и модернизированных производственных мощностей АПК, которая требует критического изучения и оценок состояния дел в данной сфере отношений (табл. 2).
В качестве элемента управленческой новизны в данном Постановлении следует отметить решение законодателя о том, что, если предприятие-получатель субсидии выполнит не в полной мере плановые целевые показатели производства продукции, субсидии подлежат возврату в бюджет в части недовыполнения показателей.
В Удмуртской Республике имеются мощности по большинству объектов АПК. В наибольшей степени вводятся в строй молочные фермы. В значительном объеме имеются хранилища, тепличные комплексы. В незначительных объемах представлены мощности по переработке льна и пеньки, цен-
2020. Т. 30, вып. 6 ЭКОНОМИКА И ПРАВО
тры селекции по семенам и посадочному материалу в растениеводстве. Наиболее активно эксплуатируются молочные фермы и тепличные комплексы.
Поскольку производственные мощности объектов АПК новые, коэффициент износа составил 0,23 в 2018 г. и 0,27 в 2019 г. При сохраняющихся темпах ввода основных средств объектов АПК в основном за счет средств самих товаропроизводителей их полное обновление следует ожидать не ранее, чем через 11-13 лет. Это соответствует среднему возрасту имеющихся на конец года машин и оборудования в сельском хозяйстве России - 9,1 года за 2019 г. [2].
Таблица 2
Динамика коэффициентов движения основных средств - объектов АПК
в Удмуртской Республике
Наименование показателя 2018 г. 2019 г.
Первоначальная стоимость основных средств, млн руб. Накопленная амортизация, млн руб. Поступило основных средств, млн руб. Первоначальная стоимость основных средств, млн руб. Накопленная амортизация, млн руб. Поступило основных средств, млн руб.
Хранилище (плодо-, овощехранилища) 173,4 52,9 - 176,4 58,9 -
Тепличный комплекс для производства овощей в защищенном грунте 7,1 1,6 - 508,1 173,6 39,3
Селекционно-семеноводческий центр в растениеводстве (по производству семян) 3,3 0,959 - 3,3 1,05 -
Селекционно-семеноводческий центр в растениеводстве (по производству посадочного материала) 0,677 0,435 - 0,677 0,532 -
Селекционно-питомнико-водческий центр в виноградарстве - - - -
Льно-, пенькоперераба-тывающее предприятие 20,1 6,3 3,6 20,3 8,68 0,240
Животноводческий комплекс молочного направления (молочная ферма) 3 608,8 820,3 306,3 4 719,5 1203,9 343,9
Селекционно-генетический центр в птицеводстве 0,3 - - -
Овцеводческий комплекс (ферма) мясного направления 0,038 0,010 - 0,038 0,010 -
Мощности по производству сухих молочных продуктов для детского питания и компонентов для них - - - - -
Всего 3 813,5 882,4 309,9 5428,3 1446,7 383,4
Коэффициент износа X X 0,23 X X 0,27
Темп обновления основных средств, лет X X 11,7 X X 13,3
Несмотря на наличие проблемы медленных темпов строительства и ввода объектов АПК, в 2018-2019 гг. региональный бюджет не предоставлял субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и модернизацию объектов АПК. Первая причина - не подана заявка на получение субсидий. В этом случае выделенные средства в федеральном бюджете на эти цели перераспределяются между другими субъектами РФ. Вторая причина - недостаточность финансовых ресурсов в федеральном бюджете на эти цели. Тогда поданные и рассмотренные инвестиционные проекты ждут улучшения финансовой ситуации и своей очереди на возмещение затрат. Третья причина - большие риски и необходимость возврата субсидий в бюджет в случае не достижения целевых показателей.
Таким образом, темпы обновления наименее ликвидных основных средств в республике не соответствуют задачам роста производительности труда, повышения эффективности производства в сельском хозяйстве, импортозамещении и создании устойчивых преимуществ российской сельскохозяйственной продукции на мировом рынке. Сложилась неблагоприятная тенденция по структуре обновляемых основных средств: наибольшую долю в остаточной стоимости имеют здания и сооружения в ущерб машинам, оборудованию, транспортным средствам, что свидетельствует об отсутствии комплексного подхода к решению проблемы.
Необходимо совершенствовать организацию производства в сельском хозяйстве на инновационной основе с использованием цифровых технологий. В АО «Восход» Шарканского района республики имеется положительный опыт оснащения молочной фермы компьютерной программой для управления сбалансированным кормлением скота. Соотношение компонентов корма рассчитывается зоотехником в соответствии с питательными потребностями конкретной категории скота. Имеющиеся данные по стоимости каждого корма позволяют оперативно контролировать стоимость используемого рациона кормов, а показатель сухого вещества позволяет оценить, сколько реально потреблено сухого вещества животными при раздаче кормосмеси. Для каждой группы скота выбирается определенный рецепт кормления. Применение системы автоматизированного приготовления и раздачи кормов для КРС позволило существенно увеличить не только среднегодовой удой молока, но и снизить затраты на корма.
Кроме автоматизированной системы управления кормлением скота в АО «Восход» внедрили доильную установку «Карусель» и поточно-цеховую систему содержания скота. В результате дойка коров сократилась на 40 мин, обслуживать комплекс могут 3 человека. На привязном содержании скота использовали бы труд 5 доярок, 2 операторов [6].
Впервые за многие годы Правительство РФ целенаправленно обратилось к проблеме комплексного обновления основных средств и предложило направление поддержки товаропроизводителей путем субсидирования части понесенных затрат на создание новых производственных мощностей определенных категорий. Не менее 25 % от стоимости произведенных затрат товаропроизводители могут получить по молочным фермам. Выявлено, что данные категории мощностей развиваются в республике точечно и темпами, сравнимыми со среднероссийскими. Считаем, что отчетность по субсидируемым объектам АПК в республике необходимо продолжать вести, анализировать и оценивать потребность в модернизации основных средств и в случае достаточности средств в вышестоящем бюджете необходимо претендовать на получение таких субсидий. Следует организовать отчетность по форме №11-АПК на уровне Росстата.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Годовые отчеты по сельскому хозяйству Удмуртской Республики за 2018, 2019 годы.
2. Официальный сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat _main/rosstat/ru/statistics/databases/ emiss/ (дата обращения: 26.10.2020 г.).
3. Попова Л.В., Досова А.Г. Воспроизводство машинно-тракторного парка в сельском хозяйстве Волгоградской области: проблемы и тенденции. Изв. Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2017. № 3 (47). С. 274-281.
4. Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2018 г. № 1413 «Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса». URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72013428/ (дата обращения 21.10.2020 г.).
5. Раевский А. А. Инвестиционные проекты в агропромышленном комплексе Челябинской области // АПК России. 2017. Т. 24. № 1. С 9-13.
6. Теория и практика развития агропродовольственной системы в Удмуртской Республике / Коллективная монография. Ижевск, 2020.
Поступила в редакцию 26.10.2020
Алексеева Наталья Анатольевна, доктор экономических наук, профессор ФГБОУ ВО «Ижевская государственная сельскохозяйственная академия» 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Свердлова, 30 E-mail: 497477@mail.ru
N.A. Alekseeva
THE PROBLEM OF UPDATING THE FIXED ASSETS OF THE AIC FACILITIES
DOI: 10.35634/2412-9593-2020-30-6-781-786
The article considers trends and problems of renewal of fixed assets in agriculture, starting in 2010. The problems of updating the least liquid part of fixed assets - buildings, structures, machines, equipment, vehicles are highlighted. Comparative statistics are given on the amounts of state support for fixed and working capital in agriculture on the example of the Udmurt Republic. It was revealed that the rate of renewal of fixed assets is quite long - about 10 years. The role of the Decree of the Government of the Russian Federation of 2018 on the procedure for subsidizing the costs incurred for the creation and modernization of production capacities of agro-industrial facilities due to other inter-budget transfers was disclosed. Statistical reporting on form No. 11-AIC for 2018-2019 in the republic on the state of production capacities of AIC facilities was analyzed. The structure of the existing agro-industrial complex facilities in the republic was revealed, their total initial cost, depreciation, the amounts of fixed assets introduced were determined, depreciation and update factors of fixed assets were calculated. The report on receiving subsidies for reimbursement of part of the incurred costs in the republic is presented, the reasons for lack of funding are revealed. It was concluded that it is necessary to establish regular statistical reporting on form No. 11-AIC for all Russian users, to submit an application to the Ministry of Agriculture of Russia for this type of subsidies.
Keywords: agriculture, production facilities, subsidies, other transfers, agro-industrial complex facilities, dairy farm, storage.
Received 26.10.2020
Alekseeva N.A., Doctor of Economics, Professor Izhevsk State Agricultural Academy Sverdlova st., 30, Izhevsk, Russia, 426069 E-mail: 497477@mail.ru