Научная статья на тему 'Проблемы обновления дноуглубительного флота в Волжском бассейне'

Проблемы обновления дноуглубительного флота в Волжском бассейне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Киреева М. В.

В статье рассматривается современное состояние дноуглубительного флота в Волжском бассейне и проблемы, решение которых позволит выполнить решения ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в части обеспечения гарантированных глубин Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Updating problems of dredging fleet in the Volga basin

In the article the modern condition of dredging fleet in the Volga basin and the problems which decision will allow to execute decisions of governmental programme «Development of transport system of Russia (2010-2015)» regarding maintenance of the guaranteed depths to Uniform deep-water system of the European part of Russian Federation is considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы обновления дноуглубительного флота в Волжском бассейне»

Список литературы

[1] Жмачинский, В. И. Бизнес-планирование: теория, методика, практика: Учебное пособие / В. И. Жмачинский. - Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2003. - 256 с.

[2] Баринов, В. А. Бизнес-планирование: учебное пособие. - 2-изд., испр. и доп. / В. А. Баринов. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 256 с.'

[3] Валдайцев, С. В. Антикризисное управление на основе инноваций: Учебник / С. В. Валдай-цев. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 312 с.

[4] Орехов, В. И. Антикризисное управление: учебное пособие / В. И. Орехов, К. В. Балдин, Н. П. Гапоненко. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 544 с.

[5] Бланк, И. А. Основы финансового менеджмента. - Т. 2 / И. А. Бланк. - К.: Ника-Центр, Эльга, 2003. - 624 с.

BUSINESS PLANNING AS AN ELEMENT OF ANTI RECESSIONARY BUSINESS MANAGEMENT

I. G. Iljuschenko

In the process of anti-recessionary business management special significance is made by the business plan working out, as the business plan allows generating anti-recessionary strategy of the business, to develop the complex of anti-recessionary actions, to define sources and necessary financing volumes. So the working out of the structure of anti-recessionary business plan supplying the decision of the main goals of anti-recessionary management gets the great value.

УДК 338.32:656.6

М. В. Киреева, главный бухгалтер, ФГУ «Волжское ГБУ».

603950, Нижний Новгород, ул. Рождественская, 23.

ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНОГО ФЛОТА В ВОЛЖСКОМ БАССЕЙНЕ

В статье рассматривается современное состояние дноуглубительного флота в Волжском бассейне и проблемы, решение которых позволит выполнить решения ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» в части обеспечения гарантированных глубин Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации.

Россия располагает значительной сетью внутренних водных путей (ВВП), используемых для транспортного судоходства, с общей протяженностью 102 тыс.км, из них путей с гарантируемыми габаритами - 32 тыс.км. В европейской части РФ функционирует Единая глубоководная система протяженностью 6,5 тыс. км, участки которой входят в перечень Европейского Соглашения о ВВП международного значения, а также являются маршрутами европейских и евроазиатских транспортных коридоров.

Современное состояние инфраструктуры ВВП, находящихся в федеральной собственности, не позволяет эффективно использовать транспортный флот, снижает скорость движения судов и их грузоподъемность.

Основной причиной этого является многолетнее недофинансирование объектов инфраструктуры ВВП из средств федерального бюджета (не более 60% от потребности).

Более того, с введением в действие федерального закона 122-ФЗ прекращено финансирование объектов инфраструктуры ВВП, находящихся в федеральной собственности из бюджетов субъектов Российской Федерации. Потери составили более 400 млн. руб.

В Волжском бассейне государственной организацией в сфере внутреннего водного транспорта, является Федеральное государственное учреждение «Волжское бассейновое управление водных путей и судоходства» (ФГУ «ГБУ»), подведомственное Федеральному агентству морского и речного транспорта Минтранса РФ. Территориальные границы деятельности ФГУ «ГБУ»: на Волге - от пристани «Колхозник» (с. Хопылево) до пристани «Стрелецкое» (пос. Красные Баррикады); на Оке - от входа в канал Сейма до устья Волги; на Каме - от устья Вятки до устья Волги; Горьковское, Чебоксарское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское водохранилища с боковыми реками и притоками. Филиалы ФГУ «ГБУ»находятся в областных городах Поволжья. В структуру ФГУ «ГБУ» входят 5 районов гидротехнических сооружений и судоходства, 7 районов водных путей и судоходства и информационно-технический центр.

Протяженность водных путей, обслуживаемых ФГУ «ГБУ», составляет около 10 тысяч километров, третья часть из которых - с гарантированными габаритами. Протяженность водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой, - более 5 тысяч километров. ФГУ «ГБУ» имеет триста единиц флота (это второе место после Волжского пароходства) и две с половиной тысячи человек работающих.

Волжские путейцы обеспечивают содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений в соответствии с программой гарантированных габаритов судовых ходов, категорийностью и сроками действия судоходной обстановки, а также работу основных шлюзов и каналов. В их ведении находится судоходная обстановка. Подразделения ФГУ «ГБУ» проводят дноуглубительные, выпра-вительные, тральные, дноочистительные, изыскательские и другие путевые работы. Путейцы организуют работы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях.

Однако на выполнение указанных работ из федерального бюджета выделяется лишь 50 % требуемых для нормального функционирования средств. Остальное должны зарабатывать сами путейцы.

Главными источниками внебюджетных доходов являются добыча и продажа песка. В связи с этим нередко возникает дилемма: или срочно заниматься перекатом, или выполнять частный заказ? И ответ не так уж прост, если иметь ввиду, что из 7 тыс. тонн необходимого для работы топлива лишь две оплачиваются государством, а на пять зарабатывает само ФГУ «ГБУ» (еще недавно это соотношение было с точностью до наоборот: пять и две).

На балансе ФГУ «ГБУ» находится 24 единицы дноуглубительной техники, однако в работах по дноуглублению и добыче ПГС из них задействовано ежегодно от 13 до 15. Причина, по которой не работает до 40 % дноуглубительной техники разные, но главной из них является ее значительный износ. По землесосам он составляет порядка 65 %, причем две трети землесосов имеет остаточную стоимость, равную нулю. Еще хуже положение по земснарядам. Единственный одночерпаковый земснаряд изношен на 100 % (год постройки 1954), а средний износ многочерпаковых земснарядов превышает 80 %, хотя здесь лишь 25 % от общего числа имеют износ 100 %.

Анализ показывает, что объем фунта, ежегодно перерабатываемого за навигацию действующими земснарядами и землесосами, составляет около 10 миллионов кубометров. При этом следует отметить, что лишь одни земснаряд .имеет возможность работать в условиях льда. Все остальные имеют период работы от 140 до 200 суток. Потенциальные возможности путейцев не используются.

Очевидно, что такое положение дел не может устраивать ни волжских путейцев, ни судовладельцев. Поэтому одной из важнейших проблем сегодняшнего дня для путейцев является обновление существующей дноуглубительной техники.

Следует отметить, что понимая остроту данной проблемы руководство Минтранса РФ включило ФГУ «ГБУ» в перечень организаций, которым запланирована финансовая

государственная поддержка в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» путем выделения средств на строительство и ремонт дноуглубительной техники в целях обеспечения гарантированных глубин в Единой глубоководной системе европейской части Российской Федерации. Однако этих средств явно недостаточно для полноценного обновления основных средств ФГУ «ГБУ».

И, тем не менее, по нашему мнению, задачу по обновлению дноуглубительного флота надо решать. В связи с этим нам представляется, что началом выполнения данной задачи могут служить следующие мероприятия:

1) проведение анализа современного состояния условий судоходства в границах ФГУ «Волжское ГБУ»;

2) оценка эффективности использования дноуглубительного флота ФГУ «Волжское ГБУ» за 2003-2007 годы;

3) проведение анализа технического состояния и движения основных средств ФГУ «Волжское ГБУ», занятых дноуглубительными работами;

4) разработка прогноза объемов дноуглубительных работ на период до 2015 года и обоснование потребности в дноуглубительной технике ФГУ «Волжское ГБУ»;

5) оценка объемов возможных видов работ по обновлению существующего дноуглубительного флота: переоборудование, модернизация, капитальный ремонт, приобретение;

6) исследование возможных источников и форм финансирования инвестиций в обновление дноуглубительного флота;

7) выбор экономически целесообразного варианта обновления дноуглубительного флота ФГУ «Волжское ГБУ» с учетом возможных сценариев инвестирования.

Выполнение указанных работ позволит разработать программу обновления дноуглубительной техники на перспективу до 2015 года.

-

UPDATING PROBLEMS OF DREDGING FLEET IN THE VOLGA BASIN

M. V. Kireeva

In the article the modern condition of dredging fleet in the Volga basin and the problems which decision will allow to execute decisions of governmental programme «Development of transport system of Russia (2010-2015)» regarding maintenance of the guaranteed depths to Uniform deep-water system of the European part of Russian Federation is considered.

УДК 658.562

П. В. Куренное, д. э. н., профессор.

Т. М. Тарасова, аспирант, СамГУПС.

443066, Самара, 1-ый Безымянный пер., 18.

КОНЦЕПЦИЯ ВСЕОБЩЕГО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

В статье раскрыта актуальность концепции всеобщего управления качеством. Определены цель, задачи и основные концепции TQM. Сформулированы основные этапы трилогии Джурана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.