Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПАРТИЯ / ПОДДЕРЖКА / ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / FINANCING / PARTY / SUPPORT / ELECTION CAMPAIGN

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Полянский А. Ю.

Современная политическая риторика почти во всех странах мира, вне зависимости от политического режима, предполагает следование ценностям демократии, осуществляемой через проведение регулярных конкурентных выборов. Не исключением является и Россия, в которой декларируется приверженность честным демократическим выборам. Одной из ключевых проблем выборов, которые сегодня активно обсуждаются во всем мире, стала проблема финансирования избирательных кампаний и политической деятельности в целом. Более того, она постепенно разрастается в связи с увеличением роли денег в политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING THE TRANSPARENCY OF FINANCING POLITICAL PARTIES AND ELECTION CAMPAIGNS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Modern political rhetoric in almost all countries of the world, regardless of the political regime, implies the adherence to the values of democracy, carried out through the holding of regular competitive elections. No exception is Russia, which declares adherence to fair democratic elections. One of the key problems of the elections, which are now being actively discussed all over the world, was the problem of financing election campaigns and political activity in general. Moreover, it is gradually expanding due to the increasing role of money in politics.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 342.8

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Полянский А.Ю., студент группы 17АТП(ба)ОП, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: [email protected]

Научный руководитель: Никитина Т.А., канд. полит. наук, доцент кафедры общих правовых дисциплин и политологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург

Современная политическая риторика почти во всех странах мира, вне зависимости от политического режима, предполагает следование ценностям демократии, осуществляемой через проведение регулярных конкурентных выборов. Не исключением является и Россия, в которой декларируется приверженность честным демократическим выборам. Одной из ключевых проблем выборов, которые сегодня активно обсуждаются во всем мире, стала проблема финансирования избирательных кампаний и политической деятельности в целом. Более того, она постепенно разрастается в связи с увеличением роли денег в политике.

Ключевые слова: финансирование, партия, поддержка, избирательная кампания.

Под финансированием политической деятельности мы понимаем законное и/или противозаконное финансирование текущей деятельности политических факторов (партий, кандидатов и третьих лиц, аффилированных с ними), оказывающее влияние на итоги избирательных кампаний и конкуренцию на политическом рынке в целом. Последнее особенно важно, поскольку в сегодняшних условиях в России наибольшее влияние на результаты выборов зачастую оказывает даже не сам ход избирательной кампании, включая день голосования, а перманентное искажение конкурентного политического поля [1].

Фактически проблематика финансирования политической деятельности распадается на две тесно связанные, но все же самостоятельные темы: обеспечение финансовой прозрачности политической деятельности и соблюдение принципов политического нейтралитета государства в электоральных процессах.

Один из главных принципов заключается в том, что публичные должностные лица не имеют права помогать избранным политическим партиям деньгами и административным ресурсом, а органы власти должны быть политически нейтральными [2].

Согласно российскому законодательству, донорами партий и кандидатов могут выступать общественные организации, за некоторыми исключениями Проблема в том, что такие юридические лица не обязаны раскрывать своих собственных доноров. Таким образом, они зачастую превращаются в своеобразные «партийные кошельки», куда могут вносить средства те, кто не хочет оказывать публичную поддержку.

В российских реалиях эта, в целом положительная, практика значительно искажается: граждане-доноры зачастую оказываются лишь посредниками, скрывающими реальных жертвователей [3].

Также в РФ разрешена личная косвенная поддержка. Косвенная частичная поддержка может осуществляться только одним способом - посредством добровольного бесплатного личного выполнения гражданином работ, оказания услуг без привлечения третьих лиц.

Однако в российской практике существуют и незаконные виды косвенной государственной поддержки, которые, как правило, и понимаются под термином «административный ресурс». Выявление таких технологий представляет серьезную проблему для любого исследователя. Еще более сложной задачей.

Система финансирования избирательных кампаний и политических партий в Российской Федерации прописана на законодательном уровне довольно подробно, однако проведенный анализ показывает, что существует значительный разрыв между нормами и реальной практикой их применения. Тем более что и само законодательное регулирование может серьезно отличаться от региона к региону и, как правило, не в лучшую сторону в сравнении с нормами, принятыми на федеральном уровне. Кроме того, зачастую даже прямо прописанные в законодательстве нормы могут просто не выполняться. Например, финансовую отчетность, которую избирательные комиссии обязаны публиковать на своих официальных сайтах, нередко просто невозможно там найти [4].

Ситуация усугубляется тем, что официальная отчетность во многих случаях значительно искажена и мало соответствует действительности: огромная часть средств, привлеченных для финансирования политических кампаний, просто не отображается в официальных отчетах. При этом органы, организующие выборы, не имеют никаких реальных полномочий для эффективного контроля за поступлениями - этим должны заниматься следственные органы. Фактически на сегодняшний день единственным методом борьбы с этим явлением, на эффективность которого можно хоть сколько-нибудь надеяться, остается повышение предельных размеров пожертвований и размеров избирательных фондов.

Однако самой большой проблемой на сегодня является использование административного ресурса и непрямой государственной поддержки конкретным политическим силам. Такая поддержка осуществляется за счет публичных средств, из кармана налогоплательщиков. Она может заключаться в формировании искаженной информационной картины через СМИ, подконтрольные государству или отдельным должностным лицам, в покупке услуг политконсультантов и социологов за бюджетный счет или ином использовании должностного положения, вплоть до прямого участия должностных лиц в агитационных мероприятиях или оказании давления на избирателей, кандидатов или членов избирательных комиссий.

Такое нарушение принципа политического нейтралитета публичных должностных лиц ведет к серьезнейшему искажению всего политического поля и является очевидным проявлением политической коррупции.

К сожалению, очевидно, что для изменения этой ситуации недостаточно поправок в существующее законодательство. Гораздо важнее наличие политической воли, потребности самих лиц, формирующих правила игры, изменить сложившуюся удручающую ситуацию. Однако возникновение такой потребности возможно лишь при наличии четко артикулированного общественного запроса и соответствующего давления «снизу», со стороны самих граждан.

Литература

1. Романенко, О.В. Косвенное финансирование избирательных кампаний политических партий в России / О.В. Романенко // Право и власть. - 2002. - № 3. - С. 20-33.

2. Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». - М., 2003.

3. Финансовое обеспечение федеральных избирательных кампаний 1993-2004 годов: Сборник документов. - М., 2005. - С. 345.

4. Финансы КПРФ: слухи и правда»: Интервью Управляющего делами ЦК КПРФ А.А. Пономарева. / А.А. Пономарева // Советская Россия. - 2006. - №2. - С. 27-34.

5. Шашкова, Я.Ю. Влияние государства на партийную конкуренцию в современной России (На примере регионов Юго-западной Сибири) / Я.Ю. Шашкова // Политическая конкуренция и партии в государствах постсоветского пространства, 2009. - 134 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.