УДК 342.8
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЗРАЧНОСТИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ И ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КАМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Полянский А.Ю., студент группы 17АТП(ба)ОП, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: [email protected]
Научный руководитель: Никитина Т.А., канд. полит. наук, доцент кафедры общих правовых дисциплин и политологии, Оренбургский государственный университет, Оренбург
Современная политическая риторика почти во всех странах мира, вне зависимости от политического режима, предполагает следование ценностям демократии, осуществляемой через проведение регулярных конкурентных выборов. Не исключением является и Россия, в которой декларируется приверженность честным демократическим выборам. Одной из ключевых проблем выборов, которые сегодня активно обсуждаются во всем мире, стала проблема финансирования избирательных кампаний и политической деятельности в целом. Более того, она постепенно разрастается в связи с увеличением роли денег в политике.
Ключевые слова: финансирование, партия, поддержка, избирательная кампания.
Под финансированием политической деятельности мы понимаем законное и/или противозаконное финансирование текущей деятельности политических факторов (партий, кандидатов и третьих лиц, аффилированных с ними), оказывающее влияние на итоги избирательных кампаний и конкуренцию на политическом рынке в целом. Последнее особенно важно, поскольку в сегодняшних условиях в России наибольшее влияние на результаты выборов зачастую оказывает даже не сам ход избирательной кампании, включая день голосования, а перманентное искажение конкурентного политического поля [1].
Фактически проблематика финансирования политической деятельности распадается на две тесно связанные, но все же самостоятельные темы: обеспечение финансовой прозрачности политической деятельности и соблюдение принципов политического нейтралитета государства в электоральных процессах.
Один из главных принципов заключается в том, что публичные должностные лица не имеют права помогать избранным политическим партиям деньгами и административным ресурсом, а органы власти должны быть политически нейтральными [2].
Согласно российскому законодательству, донорами партий и кандидатов могут выступать общественные организации, за некоторыми исключениями Проблема в том, что такие юридические лица не обязаны раскрывать своих собственных доноров. Таким образом, они зачастую превращаются в своеобразные «партийные кошельки», куда могут вносить средства те, кто не хочет оказывать публичную поддержку.
В российских реалиях эта, в целом положительная, практика значительно искажается: граждане-доноры зачастую оказываются лишь посредниками, скрывающими реальных жертвователей [3].
Также в РФ разрешена личная косвенная поддержка. Косвенная частичная поддержка может осуществляться только одним способом - посредством добровольного бесплатного личного выполнения гражданином работ, оказания услуг без привлечения третьих лиц.
Однако в российской практике существуют и незаконные виды косвенной государственной поддержки, которые, как правило, и понимаются под термином «административный ресурс». Выявление таких технологий представляет серьезную проблему для любого исследователя. Еще более сложной задачей.
Система финансирования избирательных кампаний и политических партий в Российской Федерации прописана на законодательном уровне довольно подробно, однако проведенный анализ показывает, что существует значительный разрыв между нормами и реальной практикой их применения. Тем более что и само законодательное регулирование может серьезно отличаться от региона к региону и, как правило, не в лучшую сторону в сравнении с нормами, принятыми на федеральном уровне. Кроме того, зачастую даже прямо прописанные в законодательстве нормы могут просто не выполняться. Например, финансовую отчетность, которую избирательные комиссии обязаны публиковать на своих официальных сайтах, нередко просто невозможно там найти [4].
Ситуация усугубляется тем, что официальная отчетность во многих случаях значительно искажена и мало соответствует действительности: огромная часть средств, привлеченных для финансирования политических кампаний, просто не отображается в официальных отчетах. При этом органы, организующие выборы, не имеют никаких реальных полномочий для эффективного контроля за поступлениями - этим должны заниматься следственные органы. Фактически на сегодняшний день единственным методом борьбы с этим явлением, на эффективность которого можно хоть сколько-нибудь надеяться, остается повышение предельных размеров пожертвований и размеров избирательных фондов.
Однако самой большой проблемой на сегодня является использование административного ресурса и непрямой государственной поддержки конкретным политическим силам. Такая поддержка осуществляется за счет публичных средств, из кармана налогоплательщиков. Она может заключаться в формировании искаженной информационной картины через СМИ, подконтрольные государству или отдельным должностным лицам, в покупке услуг политконсультантов и социологов за бюджетный счет или ином использовании должностного положения, вплоть до прямого участия должностных лиц в агитационных мероприятиях или оказании давления на избирателей, кандидатов или членов избирательных комиссий.
Такое нарушение принципа политического нейтралитета публичных должностных лиц ведет к серьезнейшему искажению всего политического поля и является очевидным проявлением политической коррупции.
К сожалению, очевидно, что для изменения этой ситуации недостаточно поправок в существующее законодательство. Гораздо важнее наличие политической воли, потребности самих лиц, формирующих правила игры, изменить сложившуюся удручающую ситуацию. Однако возникновение такой потребности возможно лишь при наличии четко артикулированного общественного запроса и соответствующего давления «снизу», со стороны самих граждан.
Литература
1. Романенко, О.В. Косвенное финансирование избирательных кампаний политических партий в России / О.В. Романенко // Право и власть. - 2002. - № 3. - С. 20-33.
2. Федеральный закон от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». - М., 2003.
3. Финансовое обеспечение федеральных избирательных кампаний 1993-2004 годов: Сборник документов. - М., 2005. - С. 345.
4. Финансы КПРФ: слухи и правда»: Интервью Управляющего делами ЦК КПРФ А.А. Пономарева. / А.А. Пономарева // Советская Россия. - 2006. - №2. - С. 27-34.
5. Шашкова, Я.Ю. Влияние государства на партийную конкуренцию в современной России (На примере регионов Юго-западной Сибири) / Я.Ю. Шашкова // Политическая конкуренция и партии в государствах постсоветского пространства, 2009. - 134 с.