Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
139
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНВЕРГЕНЦИЯ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Кожевников Сергей Александрович

Статья посвящена исследованию актуальной для современной России задачи - обеспечению пространственной интеграции ее регионов. В работе рассмотрены теоретические аспекты тематики, обоснована необходимость интеграции экономического пространства страны по линии «Север-Юг». Выявлены ключевые проблемы пространственной интеграции северных регионов и обоснованы приоритеты государственной политики по обеспечению единства экономического пространства страны, направленные на эффективное использование потенциала межрегионального взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Кожевников Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF SPATIAL INTEGRATION OF RUSSIAN REGIONS

The article is devoted to the study of the urgent task for modern Russia - to ensure the spatial integration of its regions. The paper examines the theoretical aspects of the subject, substantiates the need for the integration of the country's economic space along the "North-South" line. The key barriers to the development of spatial integration are identified and the priorities of state policy to ensure the unity of the country's economic space are substantiated, aimed at the effective use of the potential of interregional interaction.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ»

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ

ИНТЕГРАЦИИ РЕГИОНОВ РОССИИ1

PROBLEMS OF SPATIAL INTEGRATION OF RUSSIAN REGIONS

DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4-339 -345

КОЖЕВНИКОВ Сергей Александрович

Ведущий научный сотрудник, заместитель заведующего отделом Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Вологодский научный центр Российской академии наук», к.э.н.

Sergey A. KOZHEVNIKOV

Leading Researcher, Deputy Head of Department, Vologda Research Center of the Russian Academy of Sciences, Candidate of Economics Sciences

Статья посвящена исследованию актуальной для современной России задачи - обе -спечению пространственной интеграции ее регионов. В работе рассмотрены тео -ретические аспекты тематики, обоснована необходимость интеграции экономиче -ского пространства страны по линии «Север - Юг». Выявлены ключевые проблемы пространственной интеграции северных регионов и обоснованы приоритеты государственной политики по обеспечению единства экономического пространства страны, направленные на эффективное использование потенциала межрегиональ -ного взаимодействия.

The article is devoted to the study of the urgent task for modern Russia - to ensure the spatial integration of its regions. The paper examines the theoretical aspects of the subject, substantiates the need for the integration of the country's economic space along the "North - South" line. The key barriers to the development of spatial integration are identified and the priorities of state policy to ensure the unity of the country's economic space are substantiated, aimed at the effective use of the potential of interregional interaction.

Ключевые слова Экономическое пространство, пространственная интеграция, регион, региональная экономика, конвергенция.

Keywords Economic space, spatial integration, region, regional economy, convergence.

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта Президента Российской Федерации № МК-2099.2020.6 «Механизмы управления пространственной интеграцией экономики регионов Европейского Севера России в контексте реализации Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года».

Аннотация

Abstract

Введение

Распад СССР и рыночные реформы в экономике страны, проведенные в 90 -х гг. ХХ века в «шоковом» варианте, привели к разрушению сложившихся социально - экономических связей между регионами России. Только за 1990-1994 гг. доля межрегионального оборота в ВВП (характеризует уровень развития интеграционных процессов) снизилась с 22 до 16%, а к концу 1990 гг. - до 13% [1, с. 9]. Несмотря на восстановительный рост экономики в 2000-х гг., она так и не превышала 15% [2, 3].

Проблематика пространственной интеграции является особенно актуальной для северных регионов России, поскольку порядка 2/3 ее площади относится к зоне Крайнего Севера и приравненным к ней местностям. Однако снижение в условиях рынка регулирующей роли государства в освоении и удержании пространства Севера привело к нарастанию дезинтеграционных процессов в национальном экономическом пространстве, снижению эффективности использования потенциала данных территорий и их вклада в обеспечение роста экономики России. Эти обстоятельства обусловливают актуальность данной статьи.

Целью работы является исследование особенностей и проблем обеспечения пространственной интеграции регионов России.

Информационную базу исследования составили научные публикации из баз данных Scopus, Web of Science Core Collection, РИНЦ, данные Росстата, Росавтодора, стратегические и программные документы развития северных регионов, отчеты о деятельности институтов межрегионального развития и др.

Пространственная интеграция: теоретические аспекты и проблемы обеспечения в северных регионах России

Сложность исследования проблематики пространственной интеграции регионов в условиях рынка заключается в том, что в настоящее время в науке не сложилось единой теории, которая бы комплексно объясняла процессы интеграции региональных социально - экономических систем с точки зрения пространственного подхода (когда регион рассматривается не как точка, а как система, имеющая внутреннее пространственное измерение). Отдельные аспекты данной тематики нашли свое отражение в теориях международной экономической интеграции; регионального роста, пространственной экономики и размещения производительных сил на мезоуровне; теориях интеграции хозяйствующих субъектов и др. Именно их синтез и формирование своего рода «метатеории» позволяет комплексно взглянуть на эту категорию.

На основе критического анализа положений данных направлений научной мысли, а также публикаций авторов [4, 5, 6 и др.] можно сделать вывод о том, что пространственная интеграция регионов является управляемым полифакторным процессом, характеризующимся ростом связности и сближением сегментов экономического пространства вследствие увеличения масштабности и интенсивности экономических, социальных, культурных и других контактов между его элементами, в результате которого возникает новая система с новым качеством. Иными словами, пространственная интеграция регионов страны представляет собой управляемый процесс «сращивания» их хозяйственных систем, а результате чего повышается устойчивость системы в целом и входящих в ее состав элементов. При этом интеграция развивается во времени и по сферам: наличие производственно - экономических взаимосвязей регионов является лишь условием для дальнейшей акти-

визации интеграционных процессов не только в производстве, но и других сферах региональной социально - экономической системы (инновационной, социальной сфере, культуре, розничной торговле и др.).

Анализ опыта северных и арктических стран мира (Дания, Норвегия, Швеция, Канада, США) свидетельствует о том, что пространственная интеграция регионов обеспечивается как за счет эффективного использования факторов «первой» (сырьевой, экономико - географическое положение и др.), так и «второй» природы (агломерационный эффект и близость к потребителю, инфраструктуре; качество человеческого потенциала, благоприятная институциональная среда и др.) в рамках развития полицентрического пространственного каркаса. При этом в силу таких особенностей экономического пространства северных и арктических территорий, как дисперсно - очаговый характер размещения производительных сил и населения, поляризованность, разреженность и разорванность, в большинстве стран мира государство играет ключевую роль в обеспечении интеграции северных регионов в национальное экономическое пространство. В то же время в России в настоящее время роль факторов «второй» природы в развитии северных регионов имеет ограниченный характер, что консервирует сырьевую модель их экономики и снижает возможности интеграции в национальное пространство.

Среди северных территорий страны особое место занимает Европейский Север России (ЕСР)2, который обладает огромным природно -ресурсным, промышленным, транзитным, геостратегическим потенциалом. Отраслями специализации ЕСР являются лесной комплекс, черная и цветная металлургия, химическая промышленность, ТЭК, опирающиеся на богатую минерально - сырьевую базу, а также транспорт. В период СССР здесь был сформирован ряд крупных территориально-производственных комплексов (ТПК). Именно в рамках их сложились основные кооперационные связи между субъектами ЕСР. Так, в Вологодскую область в настоящее время направляется почти треть вывозимой из Республики Коми в другие регионы РФ продукции; из Мурманской области - 60% (ПАО «Северсталь», выросшая в рамках Северной угольно - металлургической базы). Однако все же более тесные связи у северных территорий в рамках системы национального разделения труда сложились с более южными субъектами СЗФО. При этом за пределы ЕСР вывозится в основном продукция минерально -сырьевого комплекса и переработки природных ресурсов, а ввозятся товары более высоких технологических переделов. Именно эти связи, на наш взгляд, являются объективной предпосылкой для развития пространственной интеграции северных регионов как между собой, так и южными регионами страны.

В настоящее время отмечается слабая интегрированность северных регионов на рынках факторов производства (труда, капитала). При этом однородность рынка труда в данной работе мы будем оценивать на основе закона единой цены путем анализа уровня вариации показателей уровня безработицы (по методологии МОТ) и напряженности на рынке труда. Полученная в результате расчетов динамика коэффициента вариации уровня безработицы по субъектам свидетельствуют об определенном повышении степени однородности рынка труда ЕСР (если в 1993 г. он составлял 23,8%, то в 2020 г. - 13,1%; пороговое значение - 33,3%). Вместе с тем интегрированность рынка труда ЕСР в целом пока, к сожалению, не обес-

2 В состав ЕСР (его границы совпадают с границами Северного экономического района) входят Архангельская,

Вологодская, Мурманская области, республики Коми, Карелия и Ненецкий автономный округ.

печена. Об этом, в частности, свидетельствует высокий коэффициент вариации по показателю напряженности на рынке труда субъектов ЕСР (1992 г. - 91,6%; 2019 г. - 46,6%). Это связано со слабым перетоком трудовых ресурсов в рамках Европейского Севера России и центростремительным направлением миграции населения в субъекты СЗФО и ЦФО.

Такой вектор миграции является одной из ключевых причин устойчивого снижения численности населения ЕСР. Так, только в 1990-2019 гг. регион потерял более У своего населения (1,6 млн чел.). Вслед за сокращением населения происходит сжатие региональных рынков, снижение инвестиционной привлекательности данных регионов, ослабление встречных торговых связей и интеграционных процессов по линии «Север - Юг».

Сокращение численности населения ведет к разрушению расселенческого каркаса Севера и росту экономического расстояния между его узлами. В частности, в Вологодской области без населения или малочисленными (до 10 человек) в 2010 г. было более 2/3 общего числа мест расселения, часть из которых к 2020 г. потеряла статус населенного пункта (см. таблицу). Аналогичная ситуация складывается и в других субъектах Европейского Севера России.

Таблица. Распределение населенных пунктов Вологодской области по численности населения

Год Всего, из них:

ед.

без с числом жителей

населения

до 10 чел. 11-50 чел. 51-100 чел. свыше 100 чел.

1979 9052 484 2049 4232 1276 1011

1989 8459 1346 2746 2904 641 822

2002 8041 1625 3046 2244 424 702

2010 8006 2131 3228 1684 369 594

2020 7877

Источник: данные Всероссийских переписей населения, Вологдастата и Росавтодора.

Важнейшим препятствием обеспечения пространственной интеграции экономики страны выступает ее слабая инфраструктурная обустроенность. Согласно исследованию компании InfraOne3, инфраструктурные проблемы являются весьма актуальными и для ЕСР. Так, в 2020 г. интегральный индекс развития инфраструктуры4 здесь составлял от 5,34 (Архангельская область) до 5,81 балла (Ненецкий АО) из 10 возможных.

3 Аналитический обзор «Инфраструктура России: индекс развития 2020». URL: https://infraone.ru (дата обращения: 20.06.2021).

4 Он включает субиндексы по развитию энергетической, транспортной, телекоммуникационной, социальной и коммунальной инфраструктуры.

Согласно расчетам автора, проведенным на основе данных Федерального дорожного хозяйства, особенно слабая транспортная связность характерна для сельских территорий. В частности, в настоящее время 48,5% сельских населенных пунктов в Архангельской области не имеют связи по автомобильным дорогам с твердым покрытием с сетью дорог общего пользования (ближайшей ж/д станцией, портом/пристанью, аэропортом); в Коми - 32,6%, Вологодской области - 31,6%.

Особенности сложившегося нормативно-правового и институционального регулирования регионального развития в РФ также ограничивают развитие интеграционных процессов. Так, управление развитием регионов построено преимущественно по административно -территориальному принципу, что снижает возможности использования инструментов скоординированного развития нескольких субъектов РФ, реализации межрегиональных проектов.

В свою очередь, потенциал существующих в настоящее время институтов межрегионального сотрудничества также весьма ограничен. Так, за созданными в 90 - е гг. ХХ века ассоциациями экономического взаимодействия с самого начала не было закреплено полноценных управленческих функций и соответствующего этому финансового обеспечения (субъекты Европейского Севера России входили в состав ассоциации экономического взаимодействия «Северо - Запад»; ее правопреемник -АНО «Стратегическое партнерство „Северо - Запад"»). Это ограничивало возможности проведения ими политики по согласованному социально - экономическому развитию входящих в их состав субъектов РФ.

При этом проведенный анализ реализуемых с участием Стратегического партнерства региональных и межрегиональных социальных и экономических проектов свидетельствует о том, что партнерство на практике выполняет лишь функции эксперта при реализации данных проектов; куратора при обращении в федеральные органы власти; площадки для обмена опытом входящих в его состав регионов; обеспечивает определенное согласование позиций субъектов РФ по вопросам их развития. Однако реализуемые при этом проекты являются преимущественно организационными, просветительскими или носят пока концептуальную степень проработки5.

В свою очередь, созданные в начале 2000-х гг. федеральные округа были направлены на усиление «вертикали» власти и проведение федеральной политики на уровне макрорегиона. При этом СЗФО, в состав которого входят все субъекты Европейского Севера России, как и другие аналогичные структуры, в настоящее время не имеет «хозяйственных» инструментов управления развитием входящих в его состав территорий (бюджета, иных «собственных» финансовых инструментов). Это ограничивает реализацию межрегиональных инвестиционных проектов и проведение единой экономической политики.

Определенной новацией в поддержке развития пространственной интеграции является формирование в 2019 году в соответствии со Стратегией пространственного развития РФ новой сетки макрорегионов. Поскольку данные структуры были созданы «сверху», то для использования их интеграционного потенциала необходима реализация по отношению к ним специальной государственной политики, а также создание организационных структур управления. Однако пока этого, к сожалению, сделано не было [7, 8].

5 Официальный сайт АНО «Стратегическое партнерство „Северо-Запад"». URL: https://n-west.su/(дата обращения: 19.05.2021).

Ограниченный интеграционный потенциал существующих межрегиональных структур усугубляется их слабым инструментальным обеспечением. Так, практически не используются возможности разработки стратегических документов развития и территориального планирования нескольких субъектов РФ; стратегии развития части субъекта РФ, что закреплено в Федеральном законе № 172 - ФЗ.

Заключение

Устранению существующих барьеров и обеспечению пространственной интеграции северных регионов, на наш взгляд, будет способствовать реализация федеральной и региональной государственной политики, направленной на:

1) возрождение устойчивых социальных и экономических связей между узловыми (крупные, средние и малые города) и неузловыми (сельская местность) элементами регионального экономического пространства на инновационной основе;

2) обоснование с использованием подхода «умной» специализации механизмов модернизации существующих, развития новых центров роста с учетом глобальных сдвигов в мировой экономике;

3) разработку механизмов создания и функционирования региональных и межрегиональных институтов модернизации хозяйственных систем Европейского Севера России (например, создание на базе АНО «Стратегическое партнерство „Северо -Запад"» Центра проектирования вертикальной и сетевой интеграции, ориентированного на технологическую модернизации экономики Севера и развитие длинных технологических цепочек на ЕСР; развитие института межмуниципального сотрудничества для реализации проектов, направленных на решение общих проблем развития сразу нескольких муниципальных образований);

4) поддержку внедрения эффективных форм пространственной организации хозяйства в условиях зон Арктики и Севера, учитывая необходимость снижения территориальных диспропорций между размещением ресурсов Севера и Арктики и центрами их переработки и потребления с ориентацией на эффективное использование научного, научно -технического, производственного и трудового потенциалов регионов ЕСР и развития связей по линии «Север - Юг» (например, платформенных, учитывая интересы развития территории базирования производств);

5) интеграцию в стратегии и программы развития округов и макрорегионов организационных и экономических инструментов разработки и реализации межрегио -нальных проектов;

6) повышение эффективности функционирования межрегиональных институтов научно -технологического развития регионов Севера (например, потенциала НОЦ мирового уровня «Российская Арктика»).

Научная новизна и авторский вклад в развитие теории и методологии пространственной интеграции состоит в том, что на основе критического анализа существующих теоретических концепций был обоснован подход ктрактовке пространственной интеграции регионов как процесса, развивающегося во времени и по сферам региональной социально -экономической системы; обоснованы факторы, которые влияют на интеграцию экономического пространства регионов Севера. Практическая значимость работы состоит в исследовании особенностей и проблем обеспечения пространственной интеграции северных регионов России, а также обосновании приоритетов государственной политики, направленной на развитие интеграционных процессов регионов России по линии «Север - Юг».

Библиографический список

1. Гранберг А.Г. Регионы в экономическом пространстве России //Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. 1999. № 2. С. 4-12.

2. Гусев А. Ослабленная экономическая интеграция регионов России - угроза территориальной целостности страны // Общество и экономика. 2011. № 10. С. SG-66.

3. Котов А.В. Территория требует связной работы: роль межрегиональных взаимодействий в восстановлении экономики (к 100-летию работы И.Г. Александрова «Экономическое районирование России») //Пространственная экономика. 2021. Т. 17. № 1. С. 18-34.

4. Курушина Е.В. Управление пространственным развитием на основе межрегиональной экономической интеграции /Е.В. Курушина. Тюмень: ТИУ. 2019. С. 78.

5. Лаженцев В.Н. Взаимосвязь теории и практики (пример методологии экономико-географического исследования) //Известия Коми НЦ УрО РАН. 2010. № 3. С. 99-105.

6. Колодина Е.А. Регулирование межрегиональной экономической интеграции в России: дис.... д-ра экон. наук: 08.00.05: Иркутск, 2004.316 c.

7. Бухвальд Е.М., Валентик О.Н. Макрорегионы как новация стратегирования пространственного развития экономики России //Региональная экономика. Юг России. 2019. Т. 7. № 1. С. 18-28.

8. Кузнецова О. Альтернативные подходы к определению роли макрорегионов России в системе государственного управления //Федерализм. 2019. № 4. С. 112-125.

References

1. Granberg A.G. Regiony v ekonomicheskom prostranstve Rossii // Ekonomika Severo-Zapada: problemy i perspektivy razvitiya. 1999. № 2. S. 4-12.

2. Gusev A. Oslablennaya ekonomicheskaya integratsiya regionov Rossii - ugroza territorial'noi tselostnosti strany// Obshchestvo i ekonomika. 2011. № 10. S. 50-66.

3. Kotov A.V. Territoriya trebuet svyaznoi raboty: rol' mezhregional'nykh vzaimodeistvii v vosstanovlenii ekonomiki (k 100-letiyu raboty I.G.Aleksandrova «Ekonomicheskoe raionirovanie Rossii») //Prostranstvennaya ekonomika. 2021. T 17. № 1. S. 18-34.

4. Kurushina E.V. Upravlenie prostranstvennym razvitiem na osnove mezhregional'noi ekonomicheskoi integratsii/E.V. Kurushina. Tyumen': TIU. 2019. S. 78.

5. Lazhentsev V.N. Vzaimosvyaz' teorii i praktiki (primer metodologii ekonomiko-geograficheskogo issledovaniya) // Izvestiya Komi NTs UrO RAN. 2010. № 3. S. 99-105.

6. Kolodina E.A. Regulirovanie mezhregional'noi ekonomicheskoi integratsii v Rossii: dis.... d-ra ekon. nauk: 08.00.05: Irkutsk, 2004.316 c.

7. Bukhval'd E. M., Valentik O.N. Makroregiony kak novatsiya strategirovaniya prostranstvennogo razvitiya ekonomiki Rossii//Regional'naya ekonomika. Yug Rossii. 2019. T. 7. № 1. S. 18-28.

8. Kuznetsova O.Alternativnyepodkhodyk opredeleniyu roli makroregionovRossii vsisteme gosudarstvennogo upravleniya //Federalizm. 2019. № 4. S. 112-125.

Контактная информация / Contact information

ФГБУН «Вологодский научный центр Российской академии наук»

Россия, 160014, Вологда, ул. Горького, д. 56а.

Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

56а, st. Gorky, 160014, Vologda, Russia.

Кожевников Сергей Александрович / Sergey A. Kozhevnikov

kozhevnikov_sa@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.