общественно опасного деяния, размера причиненного вреда квалифицированные и особо квалифицированные виды с соответствующими более строгими санкциями.
Реализация указанных предложений, на наш взгляд, позволит улучшить деятельность служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт, создаст дополнительные предпосылки для успешного проведения оперативно-розыскных и иных мероприятий по предупреждению, пресечению, раскрытию, а также расследованию угонов и хищений транспортных средств.
Список литературы
1. Гагарин Н.Н., Приходько В.Е. К проблеме борьбы с кражами и угонами автотранспортных средств / Раскрытие преступлений: состояние, проблемы, перспективы: материалы науч.-практ. семинара. - М., 1993. - С. 94-98.
2. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. - М., 2004. - 496 с.
3. Курс российского уголовного права: учеб. для вузов: в 2 т. Т.2. Особенная часть / под ред. А.Н. Игнатова, Ю.А. Красикова. - М., 2002. - 639 с.
4. Министерство внутренних дел Российской Федерации. Официальный сайт [Электронный ресурс]. - URL: https://mvd.ru/. (Дата обращения 20.01.2015).
5. Статистические данные об угонах за 2013-2014 гг. // За рулем. - Вып. № 2 (1066). - Февр. 2015.
М. Ю. Павлик, О. Р. Шепелёва
Проблемы обеспечения прав потерпевшего в досудебном производстве: уголовно-процессуальные аспекты
Истинное величие государства состоит в благосостоянии и безопасности его граждан, надежной защите их прав и законных интересов. Осуществляя судебно-правовую реформу, мы должны разработать законодательство, обеспечивающее гражданину должное право на справедливую защиту. Основной идеей УПК, принятого в ноябре 2001 г. является защита прав и законных интересов гражданина, попавшего в орбиту уголовного судопроизводства (ст. 6 УПК РФ). Сказанное в полной мере относится к такому участнику процесса, как потерпевший [6, с. 4].
В научной литературе отмечается, что «вся процедура расследования и ее регламентация - это конкуренция прав и интересов потерпевших и преступников, интересов личности и общества: любое положение (правило) процедуры расследования, любая мера, предпринимаемая в процессе уголовного судопроизводства, либо защищает интересы потерпевшего и тогда ограничивает права привлекаемого к ответственности, либо обеспечивает защиту (увеличи-
84
вает ее степень) прав виновного и соответственно уменьшает меру защиты прав и интересов пострадавшего от преступления, интересов общества» [2, с. 301]. В то же время нельзя не согласиться с тем, что права обвиняемого представляют собой определенную социальную ценность, благо. Они служат обеспечению законных интересов личности (обвиняемого) и содействуют обществу в его борьбе с преступностью, которая может быть успешной при условии недопущения осуждения невиновных и справедливого в соответствии с законом решения вопроса об ответственности виновных. То же можно сказать и в отношении обеспечения прав и интересов других участников процесса. Представляется, что использование участниками процесса своих процессуальных прав, реализация соответствующих процессуальных гарантий дополнительно дисциплинирует правоприменителя, способствует устранению произвола, субъективизма при принятии решений. Одной из причин принятия незаконных и необоснованных процессуальных решений, нарушающих права личности и наносящих вред (порой невосполнимый) охраняемым законом интересам, является недостаточность процессуальных гарантий, отсутствие отработанного механизма их реализации [4, с. 18]. Необходимо найти оптимальное соотношение между интересами раскрытия и расследования преступлений и интересами обеспечения прав и свобод участвующих в уголовном судопроизводстве лиц.
Несмотря на достаточно большой объем прав, предоставленных законодателем потерпевшему, нельзя не признать, что УПК РФ не разрешил ряд насущных проблем, связанных с его процессуальным положением. Проведенный нами анализ действующего законодательства, призванного защищать права потерпевшего, позволяет говорить о его недостаточной эффективности.
Статья 52 Конституции Российской Федерации гласит: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба» [5, с. 20]. Соответственно ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 5 дублирует данное положение. Однако на деле в настоящее время по многим 5 процессуальным позициям потерпевший поставлен в неравное положение с подозреваемым, обвиняемым и подсудимым и таким образом фактически рассматривается как второстепенный участник уголовного процесса, что позволяет говорить о неполной реализации как принципа равенства сторон в уголовном судопроизводстве, так и принципа состязательности.
Законодатель в п. 1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ предоставляет потерпевшему право знать о предъявленном обвинении. Данное право
является одной из новелл УПК РФ. Как верно отметила Т. В. Тете-рина, что данное право «позволяет ему иметь информацию об изобличении виновных, их отношении к предъявленному обвинению, что позволяет, в частности, решить вопрос о примирении его с обвиняемым в совершении преступления небольшой и средней тяжести» [8, с. 21]. Кроме того, данное право имеет немаловажное значение для информационного обеспечения результатов расследования, поскольку именно в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого (а также обвинительном заключении) лицо, ведущее расследование, формулирует оценку совершенного деяния от имени государства, которая зачастую по разного рода причинам может не совпадать с мнением потерпевшего. Но несмотря, как нам кажется, на положительные изменения, законодатель не предусмотрел механизма реализации данного права потерпевшего, на что обращали внимание в своих работах некоторые авторы.
Так, С. А. Бояров, по нашему мнению, абсолютно верно указывает, что право потерпевшего знать о предъявленном лицу обвинении невозможно реализовать на стадии предварительного расследования, поскольку нет соответствующего полномочия по ознакомлению с постановлением о привлечении лица в качестве обвиняемого в досудебном производстве [1, с. 16].
Д. П. Чекулаев также обращает внимание на отсутствие законодательного закрепления механизма доведения до сведения потерпевшего о предъявленном обвинении, поскольку непонятно, после производства каких следственных действий происходит уведомление, в течение какого срока, его содержание, обязательно ли ходатайство или до сведения потерпевшего доводится информация в обязательном порядке. Автор предлагает ввести обязательное уведомление, с указанием формулы обвинения, путем направления копии постановления о привлечении в качестве обвиняемого не позднее 24 часов после предъявления обвинения [9, с. 64].
Представляется, что в какой-то мере правы все вышеуказанные авторы. Законодатель не зря поставил данное право первым в перечне правовых возможностей потерпевшего: он, как участник уголовного преследования, должен обладать информацией о квалификации содеянного со стороны государственных органов и тем самым иметь возможность выразить согласие или обжаловать формулу предъявленного обвинения.
В соответствии с ч. 8 ст. 172 УПК РФ копия постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого вручается последнему в обязательном порядке, а потерпевший имеет лишь право на получение копии постановления о признании его таковым. Анализ ч. 2 ст. 171 УПК РФ наглядно показывает, что обвиняемый после вручения ему копии данного постановления располагает данными о вреде
причиненным преступлением и квалификации совершенного им преступления, в то же время в содержании постановления о признании лица потерпевшим указывается только на причиненный ему вред, что для необходимого информационного обеспечения в целях реализации последним права на уголовное преследование недостаточно.
Резюмируя вышеизложенное, со ссылкой на анализ п. 1 ч. 2 ст. 42 УПК РФ, представляется, что в целях действенной реализации данного права в УПК РФ должно содержаться указание на обязанность вручения потерпевшему копии постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого наравне с правом потерпевшего знать о предъявленном обвинении. Поэтому предлагается включить в формулировку п. 13 ч. 2 ст. 42 УПК РФ словосочетания: «копию постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого», а ч. 8 ст. 172 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Следователь вручает обвиняемому, его защитнику, потерпевшему, его представителям копию постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого».
Следующим важным вопросом реализации прав потерпевшего является законодательно закрепленная возможность предоставления адвоката в качестве представителя потерпевшего за счет средств федерального бюджета. Часть 3 ст. 42 УПК РФ в отношении возмещения расходов участия в уголовном деле представителя потерпевшего является фактически нерабочей, поскольку отсылает к положениям ст. 131 УПК РФ, согласно которой оплачиваются только «суммы, выплачиваемые адвокату за оказание им юридической помощи в случае участия адвоката в уголовном судопроизводстве по назначению», т. е. при оказании юридической помощи защитником подозреваемому (обвиняемому). Необходимо отметить, что на возможность закрепления в уголовно-процессуальном законодательстве нормы, предусматривающей бесплатное обеспечение потерпевшего услугами представителя, обращалось внимание многими правоведами. Так, например, Н. Г. Галютина в своей работе указывает, что «бесспорным пробелом УПК РФ является отсутствие самостоятельной нормы, закрепляющей право потерпевшего иметь бесплатного защитника. Это приводит к нарушению состязательности в уголовном процессе» [3, с. 144-145]. Существует и критика данного положения. По мнению ряда ученых, оказание бесплатной юридической помощи не только потерпевшему, но и подозреваемому (обвиняемому) недопустимо. Так, по мнению И. Л. Петрухина, «обязывая защитников принимать участие в уголовном деле по назначению, государство «грабит» профессиональную общественную организацию - адвокатуру, что снижает эффективность ее деятельности» [7, с. 110].
Мы же придерживаемся иного мнения. Видится, что требования ч. 3 ст. 42 УПК РФ относятся к общим правам потерпевшего, тем более п. 9 ч. 2 ст. 131 УПК РФ предполагает открытый перечень оснований возмещения расходов, в том числе и за предоставление адвоката за счет средств федерального бюджета. Другой вопрос, что практические работники чересчур буквально толкуют положения ст. 131 УПК РФ, что является необоснованным, прежде всего из-за соображений целей уголовного судопроизводства.
Думается, что возможность предоставления представителя потерпевшего за счет средств федерального бюджета по назначению имеет еще одно важное значение для реализации прав потерпевшего. В соответствии со ст. 5 и 22 УПК РФ потерпевший выступает на стороне обвинения и вправе участвовать в уголовном преследовании обвиняемого, т. е. в весьма специфичной процессуальной деятельности, требующей серьезной профессиональной подготовки. Очевидно, что без оказания необходимой профессиональной юридической помощи, которую может оказать адвокат в качестве представителя потерпевшего, последнему будет очень сложно реализовывать предоставленные ему права.
В связи с этим мы предлагаем внести изменения в диспозицию ст. 45 УПК РФ путем дополнения ч. 5 следующего содержания: «В случае если представитель потерпевшего участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению лица, ведущего расследование или судьи, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета».
Вышеизложенное позволяет прийти к выводу о том, что предусмотренные национальным законодательством правовые гарантии не защищают в полной мере потерпевшего, препятствуя ему при защите и восстановлении нарушенного права и интереса. С другой стороны, лицо, совершившее преступление, имеет более защищенное процессуальное положение, что прямо противоречит целям уголовного преследования. Предложенные выше рекомендации и предложения направлены прежде всего на обеспечение реального исполнения таких основополагающих принципов, как состязательность, доступ к правосудию и равноправие сторон.
Список литературы
1. Бояров С.А. Правовое положение потерпевшего // Уголовный процесс. -М., 2004. - № 7. - С. 16.
2. Бухин В.П., Карпов Н.С. Проблемы соотношения прав личности и методов борьбы с преступностью // 50 лет в криминалистике. К 80-летию со дня рождения Р.С. Белкина: материалы междунар. науч.-практ. конф. - Воронеж, 2002. - С. 301.
3. Галютина Н.Г. Процессуальные возможности совершенствования статуса потерпевшего. Актуальные проблемы правотворчества и правоприменения: сб. науч. тр. - Омск, 2003. - С. 144-145.
4. Китаев Н.Н. Неправосудные приговоры к смертной казни: системный анализ досудебных ошибок. - Иркутск, 2000.
5. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. - М., 1996. - С. 20.
6. Павлик М.Ю., Поляков С.А., Шепелева О.Р. Реализация прав потерпевшего в уголовном судопроизводстве: моногр. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. - 196 с.
7. Петрухин И.Л. Концептуальные основы реформы уголовного судопроизводства в свете нового УПК РФ. Прокурорская и следственная практика. - М., 2002.
8. Тетерина Т. В. Потерпевший в уголовном судопроизводстве: понятие и процессуальный статус. - Сыктывкар: Изд-во КРАГСиУ, 2003. - 58 с.
9. Чекулаев Д.П. Потерпевший в уголовном судопроизводстве: доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба: дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2005.
В. Г. Павлов
Некоторые структурные особенности личности преступника при совершении насилия в отношении несовершеннолетних
Развитие криминологии в стране обусловило значительный интерес юристов, психологов, социологов, педагогов и представителей других наук к личности преступника. Не случайно эта проблема рассматривается не только в фундаментальных работах, но и в различных криминологических, уголовно-правовых и других исследованиях [2; 4; 5; 6; 10; 15; 17].
Однако преступник, как и всякая личность, характеризуется сочетанием самых различных социальных, биологических, психологических свойств, черт и признаков, которыми обладает любой человек. В этой связи понятие «личность преступника» необходимо рассматривать комплексно, т. е. не только с позиции криминологии, уголовного права, уголовно-исполнительного права, но и других дисциплин.
Поэтому личность преступника раскрывается не только через социальную сущность лица, но и сложный комплекс характеризующих его признаков, свойств, связей, отношений во взаимодействии с индивидуальными особенностями и жизненными факторами, лежащими в основе преступного поведения. При этом сознание и воля данного лица реагируют на внешние обстоятельства и условия, обусловливая его общественно опасное поведение.
Установление характерных свойств (особенностей) личности конкретного преступника и, в частности, посягающего на несовер-
89