Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения пассажиров информацией о заторах на дорогах в связи с ДТП'

Проблемы обеспечения пассажиров информацией о заторах на дорогах в связи с ДТП Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
72
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНЫЙ ЗАТОР / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ДОРОГА / СИСТЕМА КОНТРОЛЯ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Немцева А.С., Криволапова А.С., Баранова Д.М., Поночевный Д.А.

Рассмотрена проблема увеличения опасности дорожных заторов транспортных средств в связи с возрастанием количества ДТП на дорогах общего пользования. Исследованы темпы развития ИТС (инновационные транспортные системы) в нашей стране и на международном рынке, а также их необходимость. ИТС являются системами обеспечения эффективного функционирования территории (ее жизнеобеспечения), создание которых возможно только при объединении усилий большого числа участников, представляющих и государственные структуры, и бизнес. Сформирован ряд проектов, увязанных между собой, в которых разрабатываются различные составляющие кооперативных ИТС. Также предложены пути решения для усовершенствования ИТС. Сделан сравнительный анализ характеристик существующих моделей и выявлены преимущества оперативного обеспечения пассажиров информацией о заторах в связи с ДТП

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения пассажиров информацией о заторах на дорогах в связи с ДТП»

Проблемы обеспечения пассажиров информацией о заторах на дорогах в связи с ДТП

Немцева Анастасия Сергеевна,

бакалавр, кафедра инновационные транспортные технологии, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, nemtseva.anastasya@yandex.ru

Криволапова Анастасия Сергеевна,

бакалавр, кафедра инновационные транспортные технологии, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, crivolapovaa@mail.ru

Баранова Дарья Михайловна,

бакалавр, кафедра инновационные транспортные технологии, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, dariabaranovaa@yandex.ru

Поночевный Дмитрий Алексеевич

к.э.н. доцент, кафедра инновационные транспортные технологии, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, ivc.engec@mail.ru

Рассмотрена проблема увеличения опасности дорожных заторов транспортных средств в связи с возрастанием количества ДТП на дорогах общего пользования. Исследованы темпы развития ИТС (инновационные транспортные системы) в нашей стране и на международном рынке, а также их необходимость. ИТС являются системами обеспечения эффективного функционирования территории (ее жизнеобеспечения), создание которых возможно только при объединении усилий большого числа участников, представляющих и государственные структуры, и бизнес. Сформирован ряд проектов, увязанных между собой, в которых разрабатываются различные составляющие кооперативных ИТС. Также предложены пути решения для усовершенствования ИТС. Сделан сравнительный анализ характеристик существующих моделей и выявлены преимущества оперативного обеспечения пассажиров информацией о заторах в связи с ДТП

Ключевые слова: дорожный затор, транспортное средство, информационное обеспечение, дорога, система контроля

Развитие ИТС становится одним из важнейших инструментов повышения конкурентоспособности транспортного комплекса и экономики в целом. Сегодня именно технологии транспортных процессов становятся основным инструментом в повышении эффективности работы транспортного комплекса. ИТС активно развиваются в России в последние годы, активизирована работа в данном направлении Министерством транспорта РФ, создан Экспертный совет по ИТС, разработана Концепция развития интеллектуальных транспортных систем в Российской Федерации. Формируется нормативная база создания и функционирования ИТС, прежде всего стандарты по ИТС. Наиболее активно исследования в области ИТС ведутся в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ). Выполняются и стратегические работы, определяющие направления развития ИТС в России, подходы к разработке отдельных проектов ИТС и решается широкий круг конкретных задач по различным аспектам функционирования ИТС. На базе МАДИ Приказом Росстандарта от 24.01.2012 № 44 создан технический комитет по стандартизации в сфере ИТС - ТК 57 «Интеллектуальные транспортные системы», который ведет работу по разработке ГОСТа в сфере ИТС.

Большая работа в данном направлении развернута в Государственной компании «Автодор» (ГК «Автодор»), занимающейся развитием системы платных автомагистралей. В ГК «Автодор» разработан и принят ряд стандартов по созданию и эксплуатации ИТС на автодорогах госкомпании, осуществляется их оснащение современными ИТС. С целью популяризации своего опыта, а так же изучения передового опыта партнеров ГК «Автодор» ежегодно проводит конференции по ИТС на автодорогах. Реализуется программа по созданию беспилотных автомобилей на базе объединения КАМАЗ, что можно отнести к отработке технологий кооперативных ИТС. В части ИТС в городской среде, наиболее активно работы ведутся в Москве и республике Татарстан. Оптимальная система по

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 4

М О

О)

о

сч

OI

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

набору сервисов, техническому оснащению и решаемым задачам ИТС создана в Москве, активно развивается ИТС Казани.

Однако темпы развития ИТС в нашей стране явно не соответствуют потребностям экономии и населения. Следует отметить, что работы по созданию ИТС в нашей стране пока существенно отстают от ситуации в Евросоюзе, США и Японии.

В рамках проведенного исследования нами были выявлены организационные причины, которые негативно влияют на отставание, основными из которых являются: недостаточная роль государства в развитии ИТС, отсутствие интеграции элементов ИТС различных уровней и собственников, недостаточное развитие нормативной базы, несовершенные механизмы создания и эксплуатации ИТС, нехватка квалифицированных кадров и т.д.

Создание национальной ИТС является сложной межотраслевой задачей и опыт стран наиболее динамично развивающих ИТС - Евросоюз, США, Япония, показывает, что в данном вопросе очень важна четкая государственная политика, наличие долгосрочной стратегии развития ИТС, позволяющей объединить и скоординировать усилия государства и бизнеса, различных отраслей экономики. Однако в настоящее время в России: нет четкой программы развития ИТС, недостаточная координация в развитии ИТС на региональном уровне, отсутствует координация развития ИТС в городской среде.

Необходимо повышение роли государства в организации процессов создания ИТС и широкого вовлечения бизнеса в эти процессы, в нормативном обеспечении, отработке эффективных механизмов создания и функционирования ИТС. Сегодня работы по развитию ИТС ведутся на государственном, региональном и муниципальном уровнях. При этом согласованной политики нет, отсутствует интеграция элементов ИТС различных уровней и собственников. Отсутствует взаимодействие в развитии и функционировании городских ИТС и ИТС на загородных дорогах, практически нет информационного обмена и выработки управляющих воздействий в ИТС различных дорог, находящихся на одной территории. Отсутствие координации в создании ИТС приводит к неэффективному расходованию средств бюджетов разных уровней и получению нерациональных, а иногда и не работающих, технических решений.

Основой, определяющей правила создания ИТС, служит нормативная база. Как указывалось выше, работа в этом направлении ведется, создан технический комитет по стандартизации в сфере ИТС - ТК 57. Однако в настоящее время количество разработанных стандартов явно недостаточно, имеет место острая нехватка ме-

тодических документов по развитию и функционированию ИТС, крайне мало документов по развитию городских ИТС, которые являются наиболее сложными. Необходимо ускорение этого процесса, вовлечение более широкого круга разработчиков, при строгом контроле их квалификации.

Серьезной проблемой является несовершенство механизмов создания и эксплуатации ИТС. ИТС являются системами обеспечения эффективного функционирования территории (ее жизнеобеспечения), создание которых возможно только при объединении усилий большого числа участников, представляющих и государственные структуры и бизнес. Создание таких систем в рамках действующего законодательства о госзакупках является крайне проблематичным. Необходимо широкое применение механизмов ГЧП при создании и эксплуатации ИТС, что позволит решать задачу создания и эксплуатации ИТС как единой системы на основе комплексных долгосрочных контрактов. Однако проблемой здесь является недостаточное развитие бизнеса в сфере ИТС и отсутствие государственной политики по его развитию. Успех любой отрасли, определяется уровнем развития отраслевого бизнеса, т.к. именно бизнес создает ту или иную продукцию, и без выхода бизнеса на передовой уровень невозможно получение качественной и современной продукции.

В качестве примера организации взаимодействия государств и бизнеса при создании ИТС можно рассмотреть организацию работы по развитию кооперативных ИТС в странах Евросоюза. Сформирован ряд проектов, увязанных между собой, в которых разрабатываются различные составляющие кооперативных ИТС. В реализации проектов участвуют большое количество исполнителей разного профиля. Так в уже завершенном европейском проекте «Ddrive-С2Х», в составе которого были отработаны технологии и технические средства предупреждения водителей о различных видах опасности и помощи ему в различных ситуациях, участвовало 44 компании и 11 поддерживающих партнеров.

В проекте CVIS (Cooperative Vehicle-infrastructure System) разработана собственная технология «интеллектуального автомобильного движения». Исполнителем проекта является консорциум, в состав которого входит 61 компания. В данном проекте отрабатываются технологии взаимодействия автомобилей, дорожной инфраструктуры, в том числе, техническими средствами организации движения, сервисной службой. Силами всех водителей и служб управления движением обеспечивается непрерывный мониторинг окружающей обстановки, предупреждение о возможных опасностях. Про-

ектом разработан комплекс CALMcompliant equipment по типу «черных ящиков», которыми снабжены самолеты, а также универсальные стандарты коммуникации в соответствии с требованиями ISO.

Проект SAFESPOT включает в себя 8 под-проектов, направленных на решение широкого круга задач, связанных с самим автомобилем, информации о нем, спутниковым позиционированием, «умной инфраструктурой», организационными и правовыми проблемами. Так подпро-ект «Scova» по развитию и реализации приложений безопасности транспортных средств, а подпроект INFRASENS - расширению роли инфраструктуры в средствах предупреждения возможных дорожных инцидентов. Ставилась задача создать инфраструктурную платформу, которая совместно с платформой транспортного средства, разрабатываемой в подпроекте SAFEPROBE, обеспечивала бы совместный подход к сокращению несчастных случаев. Транспортные средства должны обмениваться данными с помощью VANET (одноранговой сети транспортного средства).

В рамках шестой рамочной программы Европейской Комиссии финансируется так же проект COOPERS, обеспечивающий совместимость существующих инфраструктур и технологий в рамках объединенной системы интеллектуальной безопасности на дорогах. Проект направлен, в первую очередь, на развитие технологий взаимодействия инфраструктуры и автомобиля (I2V), с ориентацией на обеспечение безопасности дорожного движения. Данный подход существенно расширяет возможности по сравнению с ранее отрабатывающимися технологиями взаимодействия автомобилей между собой (V2V). Наибольший эффект применения технологий I2V обеспечивается в условиях плотного трафика, а также в местах с высоким риском возникновения аварий и возникновения заторов, что проверялось на таких участках дорог в Нидерландах, Германии, Австрии.

В развитие проектов CVIS, SAFESPOT и COOPERS реализуется проект Co Cities (Cooperative Cities extend and validate mobility Service), предусматривающий максимально широкий обмен опытом в данной сфере между европейскими городами и обеспечению согласованной политики в развитии кооперативных ИТС

Реализация всех проектов выполняется консорциумами, включающими ведущих производителей автомобилей, электронного оборудования, разработчиков новых технологий, исследовательских институтов в сфере транспорта, провайдеров мобильных связей. Активно участвуют также представители местных органов власти ряда европейских стран. Финансирование проектов осуществляется из различных ис-

точников, включая фонды Евросоюза, отдельных стран и бизнеса, ведущих компаний работающих в данной сфере.

Таким образом, достигается максимальный эффект, как с точки зрения получаемых результатов и их дальнейшего использования, так и в организации финансирования с широким привлечением внебюджетных средств.

В последние годы очень активно ведутся работы по созданию беспилотных автомобилей и совершенствованию дорожной инфраструктуры для их движения. Например, в 2017г. в Дубаи прошли испытания первого в мире беспилотного такси.1 Электрическое беспилотное такси, разработанное в тандеме с немецкими инженерами и созданное совместно с компанией Volocopter, способно перевозить до двух пассажиров одновременно с максимальной скоростью 100 км/час. Летающий дрон теперь может доставить пассажира из точки А в точку В на высоте 900 м. Для этого пассажиру необходимо всего лишь указать точку назначения на городской карте. Преимуществами передвижения на дроне названы его экологическая безвредность, экономичность и безопасность. С точки зрения разработчиков модели беспилотного такси и главы Управления дорог и транспорта Дубаи, транспортировка без

водителей позволит сократить расходы на 6

2

миллиардов долларов в год.

С целью отработки всех элементов инфраструктуры и ее взаимодействия с автомобилем активно создаются экспериментальные полигоны. Одним из таких проектов является европейский проект CityMobil2 направленный на создание экспериментальной платформы для автоматизированных систем дорожного транспорта, который осуществляется в различных городах по всей Европе. Работы по проекту CityMobil2 реализуется в два этапа. На первом этапе, в каждом из городов-партнеров проводятся исследования для определения возможности внедрения автоматизированной транспортной системы в определенных районах (экспериментальных полигонах). Параллельно с этим, пять производителей автомобилей, отрабатывают минимальные технические спецификации для обеспечения работы автоматизированных систем дорожного транспорта. По итогам первого этапа будут определены два производителя автомобилей, которые предоставят экспериментальные транспортные средства для демонстрации работы системы в пяти из двенадцати

х

X

о го А с.

X

го m

о

1 В Объединенных Арабских Эмиратах протестировали первое в мире беспилотное летающее такси. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.ntv.ru/novosti/1933320/ 2дата обращения 26.10.2018).

2 Источник. - [Электронный ресурс]. - Режим досту-па:https://www.ntv.ru/novosti/1768940/ (дата обращения 26.10.2018).

ю 4

М О

to

О)

о

см

О!

О Ш

т

X

3

<

т о х

X

городов-партнеров, которые так же будут отобраны по результатам первого этапа для проведения демонстраций. На втором этапе будет осуществлена демонстрация работы на выбранных полигонах.

ИТС являются очень наукоемкими системами, для создания которых необходимы серьезные комплексные исследования, требующие не только значительных финансовых ресурсов, но и специалистов высокой квалификации. Однако сегодня явно недостаточен объем подготовки специалистов в сфере ИТС и центров их подготовки, имеет место острая нехватка высококвалифицированных преподавателей, практически отсутствует система повышения квалификации специалистов в сфере ИТС.

Не менее важным является вопрос повышения квалификации и переподготовки уже работающих в сфере создания и эксплуатации ИТС специалистов. Поскольку создание и развитие различных подсистем ИТС осуществляется уже не одно десятилетие, для выполнения этих работ сформировался ряд предприятий занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией, прежде всего АСУДД и АСУ ГПТ. Необходимо скорейшее развитие системы подготовки и повышения квалификации специалистов по ИТС. В этом вопросе также имеют место несколько проблем. Первая: крайне мало специалистов в России, владеющих именно современным уровнем знаний по ИТС и умеющих преподавать. Требуется организация повышения квалификации самих преподавателей, желательно со стажировкой за рубеж, в ведущие университеты и исследовательские фирмы, работающие в данной сфере. Целесообразно установить партнерские отношения с ведущими зарубежными университетами (центрами), выпускающими специалистов по ИТС.

Целесообразно создать под эгидой Минтранса РФ на базе университетов, выпускающих специалистов по организации дорожного движения и ИТС нескольких научно-образовательных центров (НОЦ) по ИТС. В этих НОЦ могли бы осуществляться: подготовка, повышение квалификации и переподготовка специалистов по ИТС с высшим и средним специальным образованием; аттестация специалистов по ИТС; тестирование оборудования для различных подсистем ИТС; выполнение НИР.

Для качественно проведения занятий в сфере ИТС необходимо и соответствующее техническое обеспечение, специализированные компьютерные классы с современным программным обеспечением. Здесь, по нашему мнению, должны быть более активны ведущие фирмы поставщики оборудования для ИТС и производители программных продуктов. Это общепринятая практика, когда университетам оказыва-

ется помощь в оснащении специализированных аудиторий со стороны профильного бизнеса. Анализ передового зарубежного опыта в исследованиях по созданию ИТС позволяет определить ключевые условия успеха, к которым можно отнести руководящую роль государственных структур и финансовую поддержку со стороны государства, а точнее, если рассматривать опыт Евросоюза, то объединение усилий государства для решения данных проблем;

- применение механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) для проведения исследований и опытно-конструкторских работ, т.е. кооперация финансовых и организационных возможностей бизнеса и государственных органов управления транспортом;

- комплексный подход, выражающийся, прежде всего, в привлечении к решению задач создания ИТС широкого круга специалистов различных направлений деятельности - транспортных инженеров, ведущих фирм по производству автомобилей, производителей оборудования для управления движением, связистов, разработчиков программного обеспечения и др.;

- широкое внедрение натурных экспериментов, создание специальных полигонов на реальной улично-дорожной сети для отработки технологий кооперативных ИТС, например, даже в такой небольшой стране как Финляндия создается пять таких полигонов.

Создание ИТС должно стать приоритетной задачей Минтранса РФ, т.к. отставание в их развитии существенно снизит конкурентоспособность нашего транспортного комплекса. Помимо снижения его функциональной эффективности, связанной собственно с задачи обеспечения перевозок пассажиров и грузов, не будут решены задачи обеспечения безопасности всех участников движения. В качестве первоочередных мероприятий для ликвидации складывающегося в настоящее время отставания в развитии ИТС можно предложить:

- разработку и принятие государственной программы по созданию ИТС;

- создание на основе механизмов ГЧП нескольких полигонов по отработке технологий кооперативных ИТС в различных городах России;

- широкое привлечение ВУЗ специалистов к выполняемым работам для использования их научного потенциала, а так же для обеспечения их вовлечения в данные работы, с целью повышения уровня компетенций в сфере кооперативных ИТС, что важно с точки зрения подготовки кадров для данной сферы деятельности;

- развертывание на базе наиболее подготовленных ВУЗов центров подготовки и повышения квалификации специалистов в области ИТС.

Создание ИТС является важнейшей задачей обеспечения высокой эффективности функционирования автомобильно-дорожного комплекса и стратегическим направлением обеспечения его безопасности. Необходима активизация работы в данном направлении под государственным управлением.

Литература

1. В Объединенных Арабских Эмиратах протестировали первое в мире беспилотное летающее такси. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.ntv.ru/novosti/1933320/ (дата обращения 26.10.2018).

2. Источник. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://www.ntv.ru/novosti/1768940/ (дата обращения 26.10.2018).

Problems of providing passengers with information about traffic jams in connection with the accidents

Nemtseva A.S., Krivolapova A.S., Baranova D.D., Pono-chevnyy D.A.

Saint Petersburg National Research University of Information Technologies, Mechanics and Optics

The problem of increasing the risk of traffic congestion due to the increasing number of accidents on public roads is considered. The rates of development of ITS (innovative transport systems) in our country and in the international market, as well as their necessity are investigated. ITS is a system to ensure the effective functioning of the territory (its life support), the creation of which is possible only with the combined efforts of a large number of participants representing both government structures and business. A number of projects have been formed, linked together, in which various components of cooperative ITS are developed. The ways of solution for ITS improvement are also offered. The comparative analysis of characteristics of existing models is made and advantages of prompt providing passengers with information on traffic jams in connection with road accident are revealed

Key words: traffic jam, vehicle, information support, road, control system

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. In the United Arab Emirates, tested the world's first unmanned

flying taxi. -[Electronic resource]. - Access mode: https: //www.ntv.ru/novosti/1933320/ (access date 10/26/2018).

2. Source. - [Electronic resource]. - Access mode: https: //www.ntv.ru/novosti/1768940/ (access date 26.10.2018).

X X О го А С.

X

го m

о

ю 4

М О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.