Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ГУ МЧС РОССИИ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ГУ МЧС РОССИИ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГУ МЧС РОССИИ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КАДРЫ МЧС РОССИИ / МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Данкова Жанна Юрьевна, Максименко Сергей Александрович

Обосновывается необходимость выявления и устранения проблем, влияющих на обеспечение оптимального исполнения задач по антикризисному управлению. Исследование проводится на основании эмпирических данных, отражающих реализацию обозначенных выше задач в ГУ МЧС России по Тамбовской области. В ходе исследования заявленной проблемы применяется ряд диагностических и социологических методов, по результатам которых делается вывод о таких проблемных аспектах в организации и осуществлении процесса антикризисного управления как: недостаточно плотное межведомственное взаимодействие; устаревшая материально-техническая база; несовершенная нормативноправовая база, характеризующаяся избыточными, дублирующими и устаревшими нормативно-правовыми документами; низкий уровень профессиональной подготовки личного состава ГУ по Тамбовской области. В заключении предлагается ряд практических мер по минимизации и/или преодолению выявленных проблем. по антикризисному управлению в ГУ МЧС России по Тамбовской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Данкова Жанна Юрьевна, Максименко Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ENSURING OPTIMAL PERFORMANCE OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT TASKS IN THE CENTRAL MANAGERIAL OFFICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCIES OF RUSSIA OVER TAMBOV OBLAST

This article substantiates the need to identify and eliminate the problems that affect optimal implementation of anti-crisis management tasks. The study is conducted on the basis of empirical data reflecting implementation of the tasks outlined above in the Central Managerial Office under the Ministry of Emergencies of Russia over Tambov oblast. In the course of the study of the stated problem the authors apply a number of diagnostic and sociological methods the results of which conclude that there are such problematic aspects in organization and implementation of the anticrisis management process as: insufficiently dense interdepartmental interaction; outdated logistic base; imperfect regulatory-legal framework characterized with redundant, duplicate and outdated regulatory documents; low level ofprofessional training of the personnel of the Central Managerial Office under the Ministry of Emergencies of Russia over Tambov oblast. In conclusion, a number of practical measures are proposed to minimize and / or overcome the identified problems.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ГУ МЧС РОССИИ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

УДК 323.22/.28 ББК 66.3 (2Рос).4

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ ЗАДА Ч ПО АНТИКРИЗИСНОМУ УПРАВЛЕНИЮ В ГУ МЧС РОССИИ ПО ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МАСЪАЛАИ ТАЪМИНИ ИСТИФОДАИ МУНОСИБИ ВАЗИФАХрИ ИДОРАКУНИИ ЗИДДИБУХРОНИ ДАР ИМ ВХФ-И РУСИЯ ДАР ВИЛОЯТИ ТАМБОВ

PROBLEMS OF ENSURING OPTIMAL PERFORMANCE OF ANTI-CRISIS MANAGEMENT TASKS IN THE CENTRAL MANAGERIAL OFFICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCIES OF RUSSIA OVER TAMBOV OBLAST

Данкова Жанна Юрьевна, канд. социол. наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России, Максименко Сергей Александрович, студент 3-го курса Академии гражданской защиты МЧС России (Россия, Московская обл., г. Химки)

Данкова Жанна Юревна, н.и.сотсиология, дотсенти кафедраи идоракунии давлатй ва мунитсипиалии Академияи мудофиаи шаурвандии МЧС-и Русия, Максименко Сергей Александрович, донишцуи соли 3-юми Академияи мудофиаи шаурвандии МЧС-и Русия (Русия, вилояти Москва, ш.Химки)

Dankova Zhanna Yurievna, candidate of sociological sciences, Associate Professor of the department ofstate and municipal management of the Academy of Civil Protection under the Ministry of Emergencies of Russia, Maksimenko Sergey Alexandrovich, 3rd year student of the Academy of Civil Protection under the Ministry of Emergencies of Russia (Russia, Moscow) E-MAIL: zdankova@yandex.ru

Ключевые слова: антикризисное управление, ГУ МЧС России по Тамбовской области, информационно-коммуникационное взаимодействие, кадры МЧС России, материально-технический потенциал, ресурсное обеспечение, профессиональная готовность, профессиональная компетентность, повышение квалификации, чрезвычайная ситуация

Обосновывается необходимость выявления и устранения проблем, влияющих на обеспечение оптимального исполнения задач по антикризисному управлению. Исследование проводится на основании эмпирических данных, отражающих реализацию обозначенных выше задач в ГУ МЧС России по Тамбовской области. В ходе исследования заявленной проблемы применяется ряд диагностических и социологических методов, по результатам которых делается вывод о таких проблемных аспектах в организации и осуществлении процесса антикризисного управления как: недостаточно плотное межведомственное взаимодействие; устаревшая материально-техническая база; несовершенная нормативно-правовая база, характеризующаяся избыточными, дублирующими и устаревшими нормативно-правовыми документами; низкий уровень профессиональной подготовки личного состава ГУ по Тамбовской области. В заключении предлагается ряд практических мер по минимизации и/или преодолению выявленных проблем.

Калидвожа^о: идоракунии зиддибууронй, ИМ ВХ<Ф-и Русия дар вилояти Тамбов, уамкории иттилоотй-коммуникатсионй, кадруои ВХ^Фи Русия, ицтидори моддй-техникй, таъминоти захиравй, омодагии касбй, салоуияти касбй, такмили ихтисос, уолати фавцулодда

Зарурати ошкор ва рафъи муаммоуои таъсиррасон ба таъмини ицрои муносиби вазифауои идоракунии зиддибууронй асоснок карда шудаанд. Тащиц дар асоси далелуои тацрибавие гузаронида мешавад, ки амалисозии вазифауои дар боло зикргардидаро дар ИМ ВХФ-и Русия дар вилояти Тамбов инъикос мекунад.

Дар рафти тауцици масъалаи мазкур як цатор усулуои ташхисй ва сотсиологй истифода гардидааст, ки аз руи натицауои онуо доир ба цанбауои муаммоии зерин дар ташкил ва амалисозии раванди идоракунии зиддибууронй хулоса бароварда мешавад: уамкории ба цадри нокофй зичи байниидоравй, пойгоуи моддй-техникии куунашуда; асоси меъёрии ууцуции номукаммал, ки он бо ууццатуои меъёрии ууцуции барзиёд,такрорй ва куунашуда тавсиф мегардад;сатуи пасти омодагии касбии уайати шахсии ИМ вилояти Тамбов.Дар хотима як цатор тадбируои амалй оид ба рафъ ва/ё ба уадди ацал расонидани масъалауои ошкоргардида пешнщод шудааст.

Key-words: anti-crisis management, Central Managerial Office of the Ministry of Emergency Situations of Russia over Tambov oblast, informational-communicational interaction, personnel of the Ministry of Emergency Situations of Russia, logistic potential, resource support, professional readiness, professional competence, professional development, emergency situation

This article substantiates the need to identify and eliminate the problems that affect optimal implementation of anti-crisis management tasks. The study is conducted on the basis of empirical data reflecting implementation of the tasks outlined above in the Central Managerial Office under the Ministry of Emergencies of Russia over Tambov oblast. In the course of the study of the stated problem

the authors apply a number of diagnostic and sociological methods the results of which conclude that there are such problematic aspects in organization and implementation of the anticrisis management process as: insufficiently dense interdepartmental interaction; outdated logistic base; imperfect regulatory-legal framework characterized with redundant, duplicate and outdated regulatory documents; low level ofprofessional training of the personnel of the Central Managerial Office under the Ministry of Emergencies of Russia over Tambov oblast. In conclusion, a number of practical measures are proposed to minimize and / or overcome the identified problems.

Актуальность вопросов антикризисного управления за последние годы чрезвычайно выросла ввиду возникновения целого ряда факторов, деструктивно влияющих на стабильность и процессы развития всех сфер жизнедеятельности. Особое внимание к организации работы в условиях кризисных ситуаций уделяется в контексте исследования выполнения задач в структурных подразделениях системы МЧС России [1, с. 16].

По нашему мнению, важность изучения заявленной темы исследования определяется следующими обстоятельствами:

- во-первых, увеличением угрозы чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) техногенного и природного характера в условиях современных реалий;

- во-вторых, объективной необходимостью своевременного оперативного реагирования при принятии и реализации управленческих решений в специфических условиях;

- в-третьих, антикризисное управление (далее - АКУ) в условиях кризиса/ЧС требует новых навыков работы в нетипичных, экстренных ситуациях, когда ранее отработанные модели и алгоритмы действий не приносят результата. В качестве негативных примеров можно привести ЧС, связанные с разливом нефтепродуктов 29 мая 2020 года и сходом лавины 8 января 2021 г. в г. Норильске.

Представление об актуальности темы исследования позволяет говорить о необходимости совершенствования и детальной подготовки нормативно-правового, материально-технического, кадрового и информационно-коммуникационного компонентов процесса АКУ в МЧС России, которые обеспечат оптимальное решение задач в условиях кризиса.

Проблематизация. Все вышеперечисленное, полагаем, требует повышенного внимания к организации работы по обеспечению оптимального исполнения задач по АКУ с дефицитом факторов времени и ресурсов. Для этого необходима разработка комплексного механизма АКУ, включающего систему мер по оценке внешних и внутренних угроз, выявлению благоприятных условий для АКУ.

Однако на сегодняшний день можно говорить о существовании сложившегося противоречия между актуальной задачей, требующей максимального включения всех средств и ресурсов для ликвидаций ЧС, и недостаточным уровнем эффективности применяемых технологий и инструментов для подобного рода деятельности. Данным противоречием и определяется проблема исследования.

Поэтому целью настоящей статьи является разработка предложений по обеспечению оптимального исполнения задач по АКУ в ГУ МЧС России по Тамбовской области. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: традиционный анализ документов, включенное наблюдение, анкетирование, метод описательных статистик, экспертная оценка и ранжирование.

Приступая к исследованию, считаем целесообразным обозначить специфику и структурные компоненты процесса АКУ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Изучение научных публикаций по проблеме настоящей статьи позволяет утверждать, что под АКУ следует понимать совокупность методов и приемов, позволяющих распознавать кризисы, осуществлять их профилактику, преодолевать негативные последствия и ликвидировать последствия кризиса. При этом технология АКУ включает в себя ряд последовательных шагов по реализации механизма воздействия на систему с целью предупреждения, смягчения и преодоления кризисов [2, с.158; 3, с.7].

К специфическим особенностям АКУ можно отнести следующие:

- необходимость принятия срочных неотложных мер, действий, решений;

- высокая степень значимости временного, ресурсного и информационного факторов;

- выбор оптимального набора средств и действий;

- реализация управленческих задач в условиях существенных ограничений;

- высокий уровень мобильности и динамичности исполнения служебных задач. Основные элементы АКУ представлены на рисунке 1.

Элементы антик] шзисного управления

Субъекты (участники) антикризисного управления Механизмы антикризисного управления

Ресурсы антикр жзисного управления

Рисунок 1. Ключевые элементы процесса антикризисного управления Следует отметить, что на сегодняшний день можно говорить о чрезмерности и избыточности нормативных, распорядительных и регламентационных документов данного вида управленческой деятельности. Сформулированный вывод подтверждается результатами проведенного анализа документов [4; 5; 6; 7; 8; 9] (см. таблицу 1).

Таблица 1.Результаты анализа документов по антикризисному управлению

Содержа

№ Наименование НПА

ние

Федеральный уровень

1 Федеральный закон от 21.12.1994, № 68-ФЗ

2 Федеральный закон от 12.02.1998, № 28-ФЗ о ^

3 Указ Президента Российской Федерации от 11.07.2004, № 868 ю О

4 Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2010, № 1632 О м Й £

5 Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003, № 794 * й рж

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.05.2007, № 304 и О о о

7 Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.2003, № 547 о с

8 Постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2011, №958

Региональный уровень

1 Постановление администрации Тамбовской области от 20.03.2006, № 257 и т §§

2 Постановление администрации Тамбовской области от 15.05.2007, № 524

3 Постановление администрации Тамбовской области от 15.05.2007, № 705 и й 8 сЗ 8 Сн Й ^ о та и р

4 Постановление администрации Тамбовской области от 27.04.2015, № 417 се ^ С о

Муниципальный уровень

1 Постановление администрации Тамбовского района от 28.06.2012 , №2563 и- зируют порядок АКУ на

2 Постановление администрации г. Мичуринска от 31.07.2018, №1469

3

Постановление администрации Кирсановского района от 14.07.2020, №570

При проведении традиционного анализа документов установлено:

• федеральные законы и постановления правительства определяют общие положения АКУ в условиях ЧС;

• региональные нормативно-правовые акты устанавливают механизм ликвидации ЧС с учётом специфики региона;

• муниципальные нормативно-правовые акты детализируют порядок действий органов управления на местах и организацию работы с населением в условиях кризиса.

Таким образом, оптимальное решение задач по АКУ - это выбор наилучшего варианта исполнения всего спектра функций и действий участников процесса АКУ в условиях, характеризующих особенности наступившего кризиса. Для диагностики обеспечения задач по АКУ мы изучили практику реализации подобного рода деятельности в ГУ МЧС России по Тамбовской области. На рисунке 2 представлено распределение задач по АКУ в ГУ МЧС России по Тамбовской области.

Начальник ГУ МЧС России по Тамбовской области

= I :

1-й заместитель начальника

Заместители по направлениям деятельности

Зам. начальника по АКУ

Оперативн ый отдел (4 ед.) Отдел СМИ (3 ед.)

ЕДДС Тамбовской области

ЦУКС (39 ед.)

Отдел связи (9 ед.)

ЕДДС муниципальных образований Тамбовской области

Рисунок 2. Организационно-управленческая структура по антикризисному управлению ГУ МЧС России по Тамбовской области

Как следует из представленной на рисунке 2 схеме, в своей деятельности структурные подразделения ГУ МЧС России по Тамбовской области выполняют различные оперативные задачи по АКУ на территории региона. В целом можно укрупнить эти задачи по ряду признаков:

- задачи, направленные на контроль ситуации;

- задачи по сбору информации, ее анализу и учету;

- задачи по оперативному управлению ситуацией в регионе;

- задачи по планированию АКУ в регионе.

Также задачи ГУ МЧС России по Тамбовской области в рамках АКУ можно подразделять как по функциям, так и по их сущности, иерархичности и т.п.

Основная работа по АКУ сосредоточена на информационном взаимодействии ГУ МЧС России по Тамбовской области с территориальной и функциональной подсистемой в условиях кризиса [3, с. 4]. Примечательно, что на территории Тамбовской области действует 21 функциональная подсистема РСЧС, работу которой регулируют 20 органов управления (включая ГУ МЧС России по Тамбовской области) на уровне субъекта. Со всеми органами управления подписаны двусторонние соглашения и регламенты информационного обмена, составлены алгоритмы.

Проблемным на сегодняшний день остаётся вопрос подключения и использования единых баз данных. Установлено, что информационное взаимодействие не организовано со службами «02», «04», Территориальной подсистемой (ДДС области, службой «03», Тамбовским лесхозом, авиацией).

Анализ Табеля оснащенности ЦУКС ГУ МЧС России по Тамбовской области зафиксировал недостаточный уровень материально-технического обеспечения АКУ ГУ МЧС России по Тамбовской области, которое в настоящее время не позволяет решать задачи АКУ в условиях дефицита времени (см. таблицу 2).

Таблица 2. Состояние материально-технического обеспечения АКУ ГУ МЧС России по

Тамбовской области

№ Наименование материально-технического Укомплектованность,

п/п обеспечения %

1 Наличие автоматизированных рабочих мест 50

2 Количество прямых каналов связи 25

3 Наличие серверного оборудования 50

4 Наличие средств отображения информации 25

5 Наличие средств передачи данных 60

6 Наличие средств криптографической защиты 50

7 Наличие ВКС-оборудования 75

8 Наличие БПЛА-систем 100

Из данных таблицы 2 видно, что в полной мере обеспеченность в части материально-технических средств отражает наличие БПЛА-систем. Наименьший уровень обеспеченности касается прямых каналов связи и средств отображения информации. Полагаем, что сложившаяся ситуация обуславливает появление рисков в условиях возникновения ЧС, ограничивает возможности и успешность их преодоления и ликвидации.

Еще одним фактором, влияющим на качество АКУ и результативность поставленных задач, является степень готовности кадрового состава к их реализации. Для уточнения данного вопроса в марте 2021 года был проведен анкетный опрос служащих ГУ МЧС России по Тамбовской области (п=55).

Респондентам были заданы некоторые вопросы, полученные ответы на которые представлены далее. В частности, как следует из ответов на первый вопрос:

«Удовлетворены ли Вы уровнем своей профессиональной подготовленности к выполнению задач по АКУ?», только 25 % личного состава дает утвердительный ответ с различными оговорками (см. рисунок 3), 22,2 % опрошенных не уверены в этом.

Представляется важным, что достаточно большой процент опрошенных (41,70%) выбрали ответ «Затрудняюсь ответить», что является, по нашему мнению, тревожным фактом, так как при устранении опасностей и угроз техногенного, природного, социального и тем более военного характера требуется четкое понимание ситуации, ее адекватная быстрая оценка, на основании которой выбирается оптимальный набор действий и проявляются собственные профессиональные навыки и умения. Неумение дать объективную самооценку своей профподготовке и/или замалчивание существующих проблем в итоге может привести к серьезным последствиям самого негативного характера.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Степень удовлетворенности собственным уровнем подготовленности к

решению задач по АКУ

Данный вывод приобретает еще более значимый эффект ввиду полученных ответов на следующих вопрос: «Насколько часто возникают ситуации, когда Вы лично чувствуете недостаток профессиональной подготовленности при выполнении задач по АКУ?» (см. рисунок 4).

Рисунок 4. Частота возникновения трудностей при решении задач по АКУ

45% 40% 35% 30% 25% 20% 15% 10% 5% 0%

38,90%

25,10%

19,40%

8,30% 8,30%

Постоянно Иногда Не возникают Затрудняюсь

ответить

Не ответили

Полученные распределения говорят о том, что только примерно 20% служащих не испытывают никаких затруднений и сложностей с решением задач по АКУ. Важно, что каждый пятый опрошенный уклонился от ответа. Проведенный нами анализ многомерной сопряженности показал, что это те респонденты, которые не смогли дать однозначного ответа на предыдущий вопрос а значит, представляют собой контингент личного состава, который в условиях ЧС гипотетически может не отработать свои функции в полном объеме. Среди ситуаций, которые вызывают больше всего затруднений, участники опроса чаще всего называют любую внештатную ситуацию и происшествие с двумя и более погибшими (по 33,3%), а также «тренировку с НЦУКС» (22,20%) (см. рисунок 5).

Рисунок 5.Ситуации, вызывающие наибольшие затруднения у служащих

Кроме того, респонденты ответили, что испытывают затруднения в условиях ограничения по времени (16,70 %) и ресурсам (11,10 %). Примечательно, что 2,2 % боятся принимать самостоятельные управленческие решения. Также снова обращает на себя внимание высокий процент (16,70 %) опрошенных, которые выбрали вариант ответа «Затрудняюсь ответить». Среди мер, которые, по мнению респондентов, будут способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности личного состава служащих, выбирают вполне традиционные: направление на повышение квалификации по программам АКУ (69,40 %), совершенствование технологий оценки кадров при формировании кадрового состава (55,50 %) и проведение психологических и профессиональных тренингов (47,20 %) (см. рисунок 6).

Таким образом, основными проблемами реализации задач по АКУ являются следующие: ^ недостаточно плотное межведомственное взаимодействие, обусловленное формальным подходом к подготовке и использованию регламентационных и иных документов;

^ устаревшая материально-техническая база, призванная обеспечить высокий уровень реализации задач по АКУ;

> несовершенная нормативно-правовая база, характеризующаяся избыточными, дублирующими и устаревшими нормативно-правовыми документами;

> низкий уровень профессиональной подготовки личного состава ГУ по

- 169 -

Dankova Zh. Y., Maksimenko S.A. Problems of Ensuring Optimal Performance of Anti-Crisis Management Tasks in the Central Managerial Office of the Ministry of Emergencies of Russia Over Tambov Oblast

Тамбовской области.

Рисунок 6. Меры по повышению уровня профессиональной подготовленности для решения

задач по АКУ

16,70%

5,60%

22,20%

47,20%

Совершенствование оценочных процедур при подборе кадров

Разработка тренировочных заданий по решению задач в условиях ограничения времени и ресурсов

Направление на повышение квалификации по программам АКУ

I Проведение тренигов по формированию

ответственности и уверенности

в собственной компетентности Прохождение стажировок в вышестоящем органе управления

■ Другое 1,70%

Затрудняюсь ответить

Опыт непосредственной работы в исследуемом учреждении, подведомственном МЧС России, одного из авторов настоящей статьи (С. А. Максименко) позволяет утверждать, что решение названных выше проблем лежит в плоскости таких практических действий как:

^ перераспределение сферы ответственности по вопросам АКУ с разграничением задач и полномочий;

^ разработка алгоритма межведомственного взаимодействия и обмена информационно-справочными данными;

> формирование плана поэтапной замены устаревшего оборудования; ^ последовательное наполнение информационными сведениями базы знаний;

^ организация и проведение ревизии нормативно-правовых актов на предмет выявления избыточных, дублирующих положений и определения их актуальности;

^ согласование со всеми участниками АКУ вопроса изменений и актуализации нормативно-правовых инструментов;

> включение в оценочные процедуры личного состава ГУ МЧС России по Тамбовской области параметров, отражающих готовность сотрудников к действиям в условиях кризиса;

> увеличение количества тренировочных заданий, психологических тренингов по решению задач в условиях ограничения времени и ресурсов;

^ направление на повышение квалификации по программам АКУ. Реализация обозначенных действий позволит в определенной мере решить проблему, поставленную в настоящей научной статье.

Список использованной литературы:

1. Остудин Н. В. Модели и алгоритмы информационно-аналитической поддержки антикризисного управления: дис. ... канд. техн. наук. - СПб.: ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России», 2017. - 150 с.

2. Герасименко О. А. Антикризисное управление как основа развития региона [Текст] / О. А. Герасименко, К. К. Токарев // Актуальные вопросы современной экономики. -2020. - № 10. - С. 157-166.

3. Александрова А. С. Информационное обеспечение антикризисного управления на региональном уровне [Текст] / А. С. Александрова, Т. В. Какатунова // Энергетика, информатика, инновации - 2020. Сборник трудов X Национальной научно-технической конференции с международным участием. В 3 т. - Смоленск, 2020. - С. 3-7.

4. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федер. закон Рос. Федерации от 21 декабря 1994 г., № 68-ФЗ [Электр. ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/ (дата обращения: 20.04.2021).

5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления: Федер. закон Рос. Федерации от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ [Электр. ресурс]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602 (дата обращения: 28.03.2021).

6. О федеральном государственном учреждении «Национальный центр управления в кризисных ситуациях»: Указ Президента РФ от 23 октября 2008 г., № 1515 [Электр. ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/94122/ (дата обращения: 17.04.2021).

7. Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий: Указ Президента РФ от 11.07.2004, N 868 [Электр. ресурс]. URL: http://base.garant.ru/187212/(дата обращения: 17.04.2021).

8. Об утверждении положения о территориальном органе МЧС России - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской

Федерации: приказ МЧС России от 6 августа 2004 г., № 372 [Электр. ресурс]. URL: http://www.mchs.gov.ru/document/3818072 (дата обращения: 17.04.2021).

9. Постановление от 28.06.2012 г. № 2563 «О внесении изменений в постановление администрации Тамбовского района Тамбовской области от 28.01.2011г. №171 «О создании единой дежурно-диспетчерской службы Тамбовского района» [Электр. ресурс] // Официальный сайт Тамбовского района Тамбовской области. URL: http://tambrn.ru/28/38/89.htm / (дата обращения: 17.05.2021).

Reference Literature:

1. Ostudin N. V. Models and Algorithms of Informational-Analytical Support of Anti-Crisis Management: candidate dissertation in technical sciences. - St. Petersburg: St. Petersburg University State Fire Service of the Ministry ofEmergency Situations ofRussia, 2017. - 150pp.

2. Gerasimenko O.A. Anti-crisis Management as a Basis for the Development of the Region [Text] / O.A. Gerasimenko, K.K. Tokarev //Actual Issues of Modern Economy. 2020, №10. -pp. 157-166.

3. Alexandrova A.S. Information Insurance of Anti-crisis Management at the Regional Level [Text] / A.S. Alexandrova, T.V. Kakatunova // Energetics, Computer Science, Innovation-2020. Proceedings of the X-th National Scientifico-Technical Conference with International Participation. In 3 volumes. - Smolensk, 2020. - pp. 3-7.

4. On the Protection of Population and Territories from Natural and Man-Made Emergencies: Federal Law of Russian Federation from December 21, 1994 No. 68-FZ, 1994 [electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5295/(Date of appeal: 20.04.2021).

5. On Ensuring Access to Information on the Activities of State Bodies and Local self-Governed Bodies:Federal Law of Russian Federation from February 9, № 8-FZ, 2009 [electronic resource]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84602 (Date of appeal: 28.03.2021).

6. On the Federal State Institution "National Center for Crisis Management": Decree of the President of the Russian Federation from October 23, 2008 [electronic resource]. URL: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/94122/ (Date of appeal: 17.04.2021).

7. Issues of the Ministry of Russian Federation for Civil Defense, Emergency Situations and Elimination of Natural Disasters Consequences: Decree of the President of the Russian Federation from 11.07.2004 N 868 [electronic resource]. URL: http://base.garant.ru/187212/ (Date of appeal: 17.04.2021).

8. On Validation of the Provision on the Territorial Body of the Emergency Situations Ministry of Russia - the Body Specially Authorized to Solve the Tasks of Civil Defense on Preventing and Eliminating Emergency Situations on the Subject of Russian Federation: Order of the Emergency Situations Ministry of Russia, № 372 of August 6, 2004 [Electr. resource]. URL: http://www.mchs.gov.ru/document/3818072 (Date of appeal: 17.04.2021).

9. Resolution No. 2563 from 28.06.2012 "On Amendments to Resolution of the Administration of Tambov Rayon of Tambov Oblast from 28.01.2011 No. 171 "On Creation of a Unified Duty Dispatch Service of Tambov Rayon" [Electr. resource] // Official website of Tambov Rayon of Tambov Oblast. URL: http://tambrn.ru/28/38/89.htm /(Date of appeal: 17.05.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.