Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения национальной безопасности на юге России'

Проблемы обеспечения национальной безопасности на юге России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
975
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ / ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / НАЦИЯ / ЗАДАЧИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NATIONAL SAFETY / CONCEPT / SOUTH FEDERAL DISTRICT / NATION / TASKS OF MAINTAINING NATIONAL SAFETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Безрукова Анастасия Александровна

В статье рассматриваются проблемы обеспечения национальной безопасности России в Южном федеральном округе в аспекте уточнения понятийного аппарата, анализа факторов, влияющих на исследуемый процесс, подходов к совершенствованию Концепции национальной безопасности и выработки рациональных механизмов решения стратегической проблемы России.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article problems of maintaining national safety of Russia in South Federal district in aspect of specification of the conceptual device, the analysis of the factors influencing on investigated process, approaches to perfection of The Concept of National Security and development of rational mechanisms of the decision of a strategic problem of Russia are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения национальной безопасности на юге России»

Анастасия БЕЗРУКОВА

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ЮГЕ РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы обеспечения национальной безопасности России в Южном федеральном округе в аспекте уточнения понятийного аппарата, анализа факторов, влияющих на исследуемый процесс, подходов к совершенствованию Концепции национальной безопасности и выработки рациональных механизмов решения стратегических проблем России.

In the article problems of maintaining national safety of Russia in South Federal district in aspect of specification of the conceptual device, the analysis of the factors influencing on investigated process, approaches to perfection of The Concept of National Security and development of rational mechanisms of the decision of strategic problems of Russia are considered.

Ключевые слова:

национальная безопасность, концепция, Южный федеральный округ, нация, задачи по обеспечению национальной безопасности; national safety, concept, South Federal district, nation, tasks of maintaining national safety.

БЕЗРУКОВА

Анастасия

Александровна —

яспирант

Московского

государствеиного

ибластного

упиввреитета

bezrukovanatia@

yahoo.com

Впервые понятие национальной безопасности было употреблено в 1904 г. в послании президента Теодора Рузвельта1 Конгрессу США, где он обосновывал военную акцию в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности. Понятие национальной безопасности американские авторы связывают с теорией национальных интересов. Во многих учебных изданиях национальная безопасность рассматривается как комплекс мер (мероприятий) по защите интересов личностей (граждан), общества и государства, а также национальных ценностей от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и др.).

В нашей стране термин «национальная безопасность» был впервые официально использован в федеральном законе 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации», а его определение дано в первом послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию «О национальной безопасности» 1996 г. Национальная безопасность понимается как состояние защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, обеспечивающее прогрессивное развитие личности, общества и государства2.

Основополагающим документом для нашей страны в области национальной безопасности является Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная президентом России в 1997 г. (затем была редакция в 2000 г). В 2009 г. был подписан Указ №537 об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года3.

Понятие национальной безопасности страны тесно связано с понятием национальных интересов. Английский исследователь А. Бэттлер считает, что национальная безопасность есть категория политики, обозначающая способы, средства и формы обеспечения национальных интересов государства как внутри страны, так и в

1 Проскурин С.А. Национальная безопасность страны: сущность, структура, пути укрепления. — М. : Знание, 1991, с. 4.

2 О национальной безопасности. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию // Независимая газета, 1996, 14 июня.

3 http://www.scrf.gov.ru/news/436.html

системе международных отношений. Под интересом он понимает объективные потребности государства1.

В коллективной монографии «Национальная безопасность России» под национальными интересами подразумевается совокупность жизненно важных интересов личности, общества, государства, выражающих стремление нации к сохранению и устойчивому развитию2. Нация (государство) находится в состоянии безопасности, когда ей не приходится приносить в жертву свои национальные интересы и когда она в состоянии защитить эти интересы посредством политических, экономических, социально-психологических, военных и других действий. В Концепции национальной безопасности к интересам российского общества отнесены: незыблемость конституционного строя; обеспечение гражданского мира и национального согласия; обеспечение суверенитета и территориальной целостности России; обеспечение политической стабильности; единство правового пространства; обеспечение законности и поддержание правопорядка; завершение процесса становления демократизации общества; нейтрализация причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма.

Если представить национальную безопасность в виде структуры, то в качестве объектов структурных элементов национальной безопасности можно выделить безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. Среди опасностей и угроз этим структурным элементам отмечаются политические, экономические, правовые, социальные, военные, экологические, генетические, информационные, научно-технические, технологические и др.

Все семь федеральных округов, образующих административно-территориальную систему России, имеют как общие, так и специфические проблемы в рамках обеспечения национальной безопасности страны. Так, Южный федеральный округ включает в себя 13 субъектов Российской

1 Бэттлер А. Национальные интересы, национальная и международная безопасность // Полис, 2002, № 4, с. 153.

2 Буркин А.И., Возженников А.В., Синеок Н.В.

Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. — М. : Изд-во РАГС, 2008, с. 47.

Федерации: Республику Адыгея,

Республику Дагестан, Республику Ингушетия, Чеченскую Республику, Кабардино-Балкарскую Республику, Республику Калмыкия, Карачаево-Черкесскую Республику, Республику Северная Осетия (Алания), Краснодарский край, Ставропольский край, Астраханскую область, Волгоградскую область, Ростовскую область. На протяжении многих столетий на территории этих субъектов складывались характерные внутренние особенности, свойственные этим субъектам. Это, прежде всего, историческая полиэт-ничность, память национального самосознания, высокий уровень политизации, наличие множества религиозных партий и движений, конкурирующих с органами государственной власти за выбор государственного национального развития, ста-тусность различных национальных групп, многочисленные переделы национальных территорий — как границ, так и статуса национальных территориальных образований. Поэтому на юге России наиболее остро стоят вопросы национальной безопасности и присутствуют проблемы, требующие незамедлительного решения.

Во-первых, необходимо добиться ликвидации искусственных барьеров между территориями округа. Эти барьеры ограничивают права граждан на свободу передвижения по территории округа, усложняют процессы движения товаров, капитала, инвестиций, трудовых ресурсов.

Второй ряд проблем связан с низкой эффективностью деятельности государственных органов власти — как на уровне федерального округа, так и на уровне его территорий. Уровень коррумпированности и клановости государственной машины на уровне территорий округа определяет социально-экономическую отсталость. Частично решить данную проблему должна федеральная целевая программа «Юг России, 2008—2012 годы», принятая постановлением Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2001 г. № 5813.

Третьей проблемой является низкая производительность труда и низкий среднедушевой доход на человека. Особенно высокий уровень безработицы по Южному федеральному округу говорит о том, что на территории не созданы условия для развития и размещения производствен-

3 Ы1р: //www.programs-gov.rU/41_1 ^р

ных сил, отсутствуют условия для предпринимательской инициативы.

Четвертой группой проблем является неэффективная структура экономики, нет продуманной политики по диверсификации экономики территории округа. Поэтому промышленность национальных республик в составе Южного федерального округа находится на крайне низком уровне.

Особой группой проблем является сепаратизм. Наиболее остро стоит вопрос снижения влияния экстремизма, прежде всего исламского. Вызывает озабоченность наличие постоянно тлеющих очагов и готовых в любой момент разгореться вновь конфликтных ситуаций в Чеченской республике, Ингушетии и Дагестане. Конфликтная ситуация, чреватая серьезными осложнениями, складывается вокруг добычи и транспортировки нефти и газа на континентальном шельфе Каспийского моря.

В связи с вышеизложенными проблемами можно определить важнейшие задачи по обеспечению национальной безопасности на юге России. Это, прежде всего, сохранение общей стабильности в регионе; предотвращение или ликвидация напряженности вблизи территории РФ; способность противостоять сепаратизму, исламскому экстремизму и попыткам развязать внутренний вооруженный конфликт; сохранение и перевод отношений со всеми субъектами округа на уровень партнерства; укрепление и развитие общественных институтов и демократических преобразований; достижение договоренности об урегулировании вопроса по административным границам влияния.

Для положительного решения задач по обеспечению национальной безопасности необходимы определенные условия. Наиболее важными среди них будут следующие: стабилизация экономического развития региона; обеспечение высокого уровня жизни населения; обеспечение гражданского согласия; достижение национального согласия среди народов юга

России; обеспечение стабильности государственной власти и ее институтов на юге России; установление соглашения и договоров между народами юга России с целью снятия причин, приводящих к возникновению социальных и межнациональных конфликтов, национального и религиозного сепаратизма.

Для своевременного обеспечения этих условий необходимо проводить ряд целенаправленных действий, которые будут способствовать обеспечению национальной безопасности на юге России. Это, прежде всего, совместная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан в предупреждении различных угроз безопасности личности, общества и государства.

К этим действиям можно отнести: объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности на юге России; определение критериев национальной безопасности и пороговых значений, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности; поддержание на необходимом уровне силовых ресурсов государства; организацию работы законодательных и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации по реализации комплекса мер, направленных на предотвращение или ослабление угроз национальной безопасности.

Таким образом, анализ проблем, возникающих на юге России, и обеспечение условий стабильности в Южном федеральном округе — важнейшие аспекты обеспечения национальной безопасности и национальных интересов страны в целом. Комплексный подход к решению правовых, экономических, социальных, этнополитических проблем, а также совершенствование федеративных отношений и местного самоуправления должны способствовать соблюдению интересов Российской Федерации и ее субъектов по обеспечению национальной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.