Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда РФ и пути их решения'

Проблемы обеспечения финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда РФ и пути их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

CC BY
1023
124
Поделиться
Ключевые слова
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД / ФИНАНСЫ / РАСХОДЫ / ДОХОДЫ / PENSION FUND / FINANCE / EXPENSES / INCOME

Аннотация научной статьи по экономике и экономическим наукам, автор научной работы — Дадаян А.С.

Пенсионный фонд и механизм управления его финансами требует изменений экономических, социальных и демографических условий с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, её последствиями, функционированием пенсионной системы и, главное, деятельностью Пенсионного фонда государства.

PROBLEMS OF ENSURING FINANCIAL STABILITY OF THE BUDGET OF PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION AND WAY OF THEIR DECISION

The pension fund and the controling mechanism its finance requires changes of economic, social and demographic conditions taking into account the best international experience which is saved up by financial science. It causes the necessity of the deep scientific analysis of the problems connected with implementation of pension reform, its consequences, functioning of the pension system and, the main thing, pension fund activity of the state.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда РФ и пути их решения»

УДК 336.2

А. С. Дадаян

магистрант,

направление подготовки «Менеджмент», специалист по учебно-методической работе, Волжский гуманитарный институт (филиал) ФГАОУВО «Волгоградский государственный

университет»

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ БЮДЖЕТА ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Пенсионный фонд и механизм управления его финансами требует изменений экономических, социальных и демографических условий с учетом передового мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это вызывает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, её последствиями, функционированием пенсионной системы и, главное, деятельностью Пенсионного фонда государства.

Ключевые слова: пенсионный фонд, финансы, расходы, доходы.

A.S. Dadayan, Volzhsky Humanitarian Institute (branch) Volgograd State University

PROBLEMS OF ENSURING FINANCIAL STABILITY OF THE BUDGET OF PENSION FUND OF THE RUSSIAN FEDERATION AND WAY OF THEIR DECISION

Abstract. The pension fund and the controling mechanism its finance requires changes of economic, social and demographic conditions taking into account the best international experience which is saved up by financial science. It causes the necessity of the deep scientific analysis of the problems connected with implementation of pension reform, its consequences, functioning of the pension system and, the main thing, pension fund activity of the state.

Keywords: pension fund, finance, expenses, income.

Повышение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы России требует разработки и реализации мероприятий, обеспечивающих решение проблем, касающихся в первую очередь бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Это обусловлено значительной долей бюджета фонда в ВВП страны - около 10%, тогда как федеральный бюджет РФ занимает около 20% от ВВП.

Основными проблемами, определяющими неустойчивость бюджета Пенсионного фонда России, являются:

- отсутствие инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в Пенсионном фонде России, даже по отношению к расходам на содержание фонда;

- различный подход к пенсионному обеспечению российских пенсионеров, проживающих за рубежом, и иностранных пенсионеров, проживающих в России, что приводит к увеличению расходов бюджета Пенсионного фонда;

- бездефицитность, но высокодотационность бюджета Пенсионного фонда России, особенно с учетом средств Фонда национального благосостояния;

- высокий рост расходов на «Общегосударственные вопросы» в 2014 г. с 0,01 до 68 млрд руб.

По каждому направлению Правительством Российской Федерации были пред-

приняты определенные мероприятия, направленные на решение указанных проблем, либо поставлены задачи их решения.

Так, по отношению к инструментам бюджетирования, ориентированного на результат, перед органами управления Пенсионным фондом была поставлена задача формирования государственной программы «Развитие пенсионной системы». С 2015 г. на федеральном уровне планировалось перейти к «программному бюджету», полностью состоящему из 42 государственных программ. К концу 2014 г. не все расходы были представлены в требуемом формате (табл. 1).

Таблица 1 - «Программный» федеральный бюджет в 2015-2018 гг., млрд руб.*

Наименование 2015 (аналитич. Проект

распределение) 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Расходы федерального бюджета, всего 13387,3 13847,0 14854,8 15629,2

Из них:

расходы на реализацию государственных программ РФ, всего 7821,0 8029,3 8277,6 8611,6

в том числе по направлениям: I Новое качество жизни (12 программ) 3380,5 3399,8 3395,0 3458,7

II Инновационное развитие и модернизация экономики (17 программ), без закрытой части 2063,4 2137,2 2260,1 2415,5

III Обеспечение национальной безопасно- 9,0 6,5 5,0 2,5

сти (1 программа), без закрытой части

IV Сбалансированное региональное развитие (5 программ) 677,1 677,9 697,3 766,6

V Эффективное государство (5 программ) 1066,6 1151,5 1236,5 1281,5

расходы на реализацию государственных программ РФ (закрытая часть) 624,4 656,4 683,7 686,8

расходы на непрограммную деятельность 5566,3 5817,7 6577,2 7017,6

в том числе:

финансовое обеспечение развития пенсионной системы 2775,6 2611,7 2785,1 2936,3

финансовое обеспечение национальной обороны 1912,2 2294,7 2840,7 3112,6

прочие непрограммные расходы 878,5 911,4 951,4 968,7

* Источник: составлено автором [1]

Таким образом, только расходы на национальную оборону и на пенсионную систему Российской Федерации не оформлены в виде государственных программ.

В отношении второй проблемы, касающейся различного подхода к пенсионному обеспечению российских пенсионеров, проживающих за рубежом, и иностранных пенсионеров, проживающих в России, Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. № 2524-р, поставлена задача «активизировать работу по заключению международных договоров Российской Федерации в области пенсионного обеспечения, основанных на принципе пропорциональности, принимая во внимание необходимость соблюдения пенсионных прав граждан и интересы Российской Федерации».

Единый подход к различным странам позволит оптимизировать расходы бюдже-

та Пенсионного фонда, так как, согласно Отчету Пенсионного фонда России за 2015 г. [3, с. 24]. Россия выплачивала пенсии пенсионерам следующих стран, проживающих на нашей территории: Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина, Молдова, Литва, Грузия, Словакия, Румыния, Венгрия, Монголия. В то же время Пенсионный фонд выплачивал пенсии российским пенсионерам, проживающим в Германии, Израиле, США, Финляндии и Канаде. Пропорциональная система применялась в Беларуси, Болгарии, Испании, Латвии и Эстонии.

В отношении решения проблемы высокой дотационности бюджета Пенсионного фонда России Правительством Российской Федерации были предприняты при формировании бюджета на 2015-2016 гг. В частности, были сокращены межбюджетные трансферты из федерального бюджета нецелевого характера, на которые приходится около четверти всех доходов бюджета фонда. Бюджет Пенсионного фонда России занимает около 10% ВВП, в то время как федеральный бюджет - около 20% ВВП.

Последней проблемой, влияющей на финансовую устойчивость бюджета Пенсионного фонда России, является самостоятельное исполнение бюджета фонда. С 1 января 2015 г. произошел переход Пенсионного фонда на кассовое обслуживание исполнения его бюджета в органы Федерального казначейства. Значительной экономии бюджетных средств при этом, по мнению экспертов, получено не будет, однако значительно упорядочится бюджетный процесс в Пенсионном фонде РФ [2, с. 43].

В целях повышения финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда считаем обоснованным и целесообразным реформирование досрочных пенсий, отмену пониженного тарифа взносов во внебюджетные фонды и другие мероприятия, утвержденные Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации.

Список литературы:

1. Об основных направлениях бюджетной политики на 2014 г. и на плановый период 2015-2016 гг. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.minfin.ru 10 (дата обращения: 04.05.2014).

2. Пенсионная система России: ключевые проблемы и направления реформирования / под ред. Д.Ю. Федотова. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2013. - 146 с.

3. Публичный годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2015 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. - URL: http://files.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/godotchet_2015.pdf (дата обращения: 04.05.2015).