Научная статья на тему 'Проблемы обеспечения экологической безопасности при транспортировке нефтепродуктов'

Проблемы обеспечения экологической безопасности при транспортировке нефтепродуктов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
1950
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы обеспечения экологической безопасности при транспортировке нефтепродуктов»

© И.В. Петров, В.Д. Харченко, 2007

УДК 502/504

И.В. Петров, В.А. Харченко

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ

Семинар № 8

Топливно-энергетический комплекс является основой успешного развития экономики России. Нефтяная промышленность является важнейшим сектором топливноэнергетического комплекса. Согласно официальным российским источникам, Россия обладает более 10 % мировых запасов нефти, занимая 2-ое место в мире по подтвержденным запасам. По данным мирового банка, подсчитанные российские запасы нефти оцениваются в 12 млрд. т, что ставит страну на 8-ое место в мире. По добыче нефти Россия находится на третьем месте в мире.

Для обеспечения функционирования отрасли необходима стабильная транспортировка нефтепродуктов, которая могла бы обеспечить своевременную их доставку в необходимую точку страны и на экспорт. Транспорт занимает первое место среди других отраслей России по стоимости основных фондов (7.2 трлн. руб.). Несмотря на то, что инвестиции в сферу транспорта в абсо-

лютном выражении весьма высоки (более 19 % от всех инвестиций в российскую экономику), в целом для транспортной отрасли отмечается постоянный рост износа основных фондов. Уровень износа магистрального трубопроводного транспорта составляет 44 %.

Для обеспечения выполнения задач по транспортировке к потребителям нефтепродуктов задействованы различные виды транспорта (табл. 1, 2.)

Как видно из представленных в табл. 1 данных, объем транспортировки нефтепродуктов по всем видам транспорта составляет порядка 190 млн. т. При этом наблюдается тенденция роста объема услуг по 2,5 % в год, с наибольшим годовым приростом объемов транспортирования трубопроводным транспортом - 5,07 %.

В обшей структуре транспортировки нефтепродуктов (табл. 2) наибольшую долю составляет железнодорожный транспорт, с наибольшим приростом в структуре трубопроводного транспорта 2,1 %.

Таблица 1

Структура транспортировки нефтепродуктов (млн. т)

Вид транспорта 2002 2003

Ж/д транспорт 144,8 148,1

Трубопроводный транспорт 25,6 26,9

Внутренний водный транспорт 7,7 7,8

Автотранспорт 4,0 3,9

Всего транспортировка 182,1 186,7

Таблица 2

Структура транспортировки нефтепродуктов (%).

Вид транспорта 2002 2003

Железнодорожный транспорт 79,5 79,3

Внутренний водный транспорт 4,2 4,2

Автотранспорт 2,2 2,1

Трубопроводный транспорт 14,1 14,4

К достоинствам железнодорожного транспорта можно отнести:

- универсальность (перевозка всех видов нефтепродуктов в любых объемах);

- равномерность доставки грузов в течение всего года с более высокой скоростью, чем водным транспортом;

- доставка нефтепродуктов в большинство пунктов потребления в связи с наличием разветвленных железнодорожных сетей в густонаселенных промышленных и сельскохозяйственных районах.

В то же время железнодорожный транспорт имеет ряд недостатков:

- большие капитальные затраты при строительстве новых, ремонте и реконструкции сушествуюших линий;

- относительно высокие эксплуатационные затраты;

- относительно низкая эффективность использования мошности подвижного состава (цистерны в обратном направлении идут незагруженными);

- значительные потери нефти и нефтепродуктов при транспорте и разгрузочно-погрузочных операциях;

- необходимость сливно-наливных специальных пунктов и пунктов зачистки вагонов цистерн;

- экологической опасностью в случае аварий со значительным локальным воздействием на экосистемы.

Все виды водного транспорта нефтепродуктов (речной и морской) характеризуются:

- неограниченной пропускной способностью водных путей;

- зависимостью от климатических условий;

- в большинстве случаев отсутствием необходимости создания дорого-стояших линейных сооружений;

- ограниченностью провозной способности флота грузоподъемностью и другими показателями передвижных средств, производительностью причального и берегового нефтебазового хозяйства;

- зависимостью эффективности от тоннажности используемых танкеров и дальности перевозок;

- экологической опасностью для акваторий в случае аварий с переносом воздействий на значительные расстояния и уничтожением экосистем.

Трубопроводный транспорт неф-тегрузов производится по специальным трубопроводам от мест производства к местам потребления. К достоинствам трубопроводного транспорта относятся:

- низкая себестоимость перекачки;

- небольшие удельные капитальные вложения на единицу транспортируемого груза и быстрая окупаемость затрат при строительстве трубопроводов;

- бесперебойная поставка в течение года, практически не зависяшая от климатических условий;

- высокая производительность труда;

- незначительные потери нефтепродуктов при перекачке;

- сравнительно короткие сроки строительства;

- возможность перекачки нескольких сортов нефтепродуктов по одному трубопроводу;

- возможность нарашивания пропускной способности трубопровода за счет строительства дополнительных насосных станций и прокладки параллельных участков (лупингов).

К недостаткам трубопроводного транспорта могут быть отнесены:

- крупные единовременные капитальные вложения в строительство;

- потребность в крупных материальных затратах на заполнение всего трубопровода нефтепродуктом при вводе в эксплуатацию;

- большая металлоемкость строительства;

- необходимость устойчивого грузопотока на длительное время;

- небольшая скорость движения нефтепродуктов (5-10 км/ч).

Автомобильный транспорт - основной вид транспорта для доставки нефтепродуктов с распределительных нефтебаз и наливных пунктов непосредственно к местам потребления (на АЗС, заводы, фабрики, автобазы и т.д.). Перевозки нефтепродуктов автомобильным транспортом осушествляют, в основном, в пределах нескольких десятков километров. При больших расстояниях автотранспорт не экономичен, по сравнению с железнодорожным, и его применяют лишь там, где отсутствует сеть других видов транспорта. Массовые нефтепродукты (бензин, дизельное топливо, мазут, некоторые масла) перевозят в специализированных автомобильных цистернах и автоприцепах, мелкие партии нефтепродуктов - в таре на бортовых машинах.

К достоинствам автотранспорта следует отнести:

- доставку небольших партий нефтепродуктов на различные расстояния с большой скоростью;

- большую маневренность и высокую проходимость;

- высокую оперативность.

Его недостатками являются:

- высокие затраты на эксплуатацию, в 10-120 раз стоимость перевозок автотранспортом выше, чем по железной дороге;

- сравнительно небольшая грузоподъемность автоцистерн, неполная загрузка подвижных средств из-за порожних пробегов цистерн;

- зависимость от наличия и технического состояния дорог.

В настояшее время проблемы связанные с эксплуатацией трубопроводного транспорта, как наиболее экономически эффективного и значимого для РФ, так и наиболее экологически опасного для окружаюшей природной среды, требуют своевременного исследования и решения.

При этом высоко развитая система нефтепродуктоводов включает целый ряд производственных объектов характеризующихся различным уровнем экономических эффектов и издержек и степенью воздействия на окружаю-шую природную среду. По подсчетам специалистов обшая протяженность нефтепродуктоводов в РФ составляет более 19 тыс. км, а темпы роста объемов транспортирования составляют до 12 % в год. При этом необходимо отметить, что система нефтепродуктоводов в РФ уже сформирована, что не позволяет одномоментно решать задачи по снижению их негативного влияния на окружаюшую природную среду.

Причинами загрязнения окружаюшей среды нефтепродуктоводами являются высокая степень износа обо-

рудования и технологические недоработки, обусловленные экономическими требованиями. Известно, что износ основных фондов в системе магистральных трубопроводов России превышает 70 %. Только 7 % российских нефтепроводов находятся в эксплуатации менее 10 лет, а 34 % эксплуатируются свыше 30 лет. Возраст более 20 лет имеют 70 % резервуаров, обеспечиваюших технологические процессы по транспортировке и хранению нефти. Согласно данным Минэкономразвития РФ, ежегодная потребность в инвестициях для поддержания в рабочем состоянии нефтепроводов составляет 120-130 млн. долларов.

В итоге, ежегодно в РФ в результате эксплуатации нефтепродуктоводов и возникновения аварийных ситуаций сбрасывается в окружаюшую среду более 500 тыс. т нефтепродуктов. Основная масса этих загрязнений негативно воздействует на водные и земельные ресурсы. Социально-экологические последствия такого воздействия характеризует динамика угнетения растительности и животного мира, роста заболеваемости населения, связанной с изменяющимися условиями окружаюшей среды в районах эксплуатации нефтепродуктоводов. Наиболее серьезно эта проблема стоит при размешении производственных объектов нефтепродуктоводов в крупных промышленных центрах.

С течением времени при сохранявшихся тенденциях развития, при заинтересованности нефтяных компаний в максимизации прибыли данные проблемы приобретают все большую значимость для окружаюшей среды и требуют их незамедлительного решения. В тоже время ужесточение природоохранных требований при невозможности их соблюдения,

особенно при расположении объектов инфраструктуры транспортировки нефтепродуктов в крупных промышленных конгломерациях, может привести к нарушению стабильности поставок.

Обеспечением своевременной доставки нефтепродуктов в основном нефтепродуктоводами занимается акционерная компания «Транснефтепродукт». В процессе своей деятельности компания оказывает негативное воздействие на окружаюшую природную среду, для предотврашения которого осушествляет соответствую-шие затраты, которые в основном направлены на технические и организационные работы и мониторинг окружаюшей среды.

Важнейшим направлением в решении сложившихся проблем является использование новых технологий при эксплуатации нефтепродуктоводов, но, с одной стороны, данный подход должен обеспечить получение дополнительных эффектов в различных сферах, а с другой - применение новых технологий требует дополнительных капитальных затрат. При этом необходимо осушествлять выбор таких вариантов мер, которые позволят снизить отрицательное воздействие на окружаюшую среду и добиться положительных результатов в решении возникших эколого-экономических проблем.

Для этого необходима экологоэкономическая оценка эффективности функционирования производственных объектов нефтепродуктоводов, позволяющая разработать комплекс мер по снижению их негативного воздействия на окружаюшую среду. Осушествление обоснованного и правильного выбора наиболее эффективных мер по охране окружаюшей природной среды необходим механизм, позволяющий учиты-

вать эколого-экономические и производственные факторы, оказываю-шие влияние на принятие технических решений по их выбору, с учетом современных требований и условий.

Охрана окружаюшей среды при строительстве и эксплуатации магистральных нефтепродуктоводов - это одна из важнейших задач, от правильности решения которой зависит не только сохранность природной среды, но и в значительной мере надежность самих трубопроводов. Именно это обстоятельство и нужно учитывать, прежде всего, как в процессе строительства, так и в период эксплуатации трубопровода. Мероприятия по охране окружаюшей сре-

ды не могут быть разовыми, после выполнения которых не требуется больше заниматься природоохранной проблемой. Охрана окружаюшей среды начинается одновременно с началом строительства трубопровода и осушествляется в течение всего периода эксплуатации.

При разработке мероприятий по охране окружаюшей среды, проектировании, строительстве и эксплуатации промышленных объектов, в том числе и магистральных трубопроводов необходимо руководствоваться основополагаюшими документами, определявшими обшие требования и цели по охране почв, воздушного бассейна, рек и водоемов, растительного и животного мира. НДВ

— Коротко об авторах---------------------------------------------------

Петров И.В., Харченко В.А. - Московский государственный горный университет.

---------------------------------- ДИССЕРТАЦИИ

ТЕКУЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ЗАЩИТАХ ДИССЕРТАЦИЙ ПО ГОРНОМУ ДЕЛУ И СМЕЖНЫМ ВОПРОСАМ

Автор Название работы Специальность Ученая степень

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ ИНСТИТУТ им. Г.В. ПЛЕХАНОВА

ВАСИЛЬЕВ Антон Михайлович Сегрегация мелкозернистых материалов при гравитационном обога-шении 25.00.13 К.Т.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.