СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ
Ю.Ф. Флоринская
ПРОБЛЕМЫ НОВОГО РОССИЙСКОГО ПРИГРАНИЧЬЯ
(на примере омского участка российско-казахстанской границы)
В статье рассматриваются проблемы приграничных территорий и приграничных миграций на омском участке российско-казахстанской границы, оценивается отношение к ним различных уровней власти и местного населения. Исследование базируется на проведеннных социологических опросах и экспертных интервью с руководителями разного уровня (от районных до областных), литературных источниках, прессе.
Появление новых границ России со странами СНГ, превращение бывших внутренних районов страны в приграничные зоны, а внутренней миграции во внешнюю, стало предметом нового масштабного исследования независимого исследовательского совета по миграции стран СНГ и Балтии, проведенного в 2001-2002 гг.
Международный опыт показывает, что решение сложных проблем в области миграции и выработка конструктивной миграционной политики возможны только при согласованных действиях различных ветвей власти, в том числе, и силовых структур. Немаловажен при этом учет не только интересов государства, но и местного населения. На основе этих постулатов предпринята попытка оценить позиции власти и местного населения по отношению к границе и приграничным миграциям на российско-казахстанской границе. Работа выполнялась на омском участке границы, протяженностью больше 1 тыс. км, что составляет примерно седьмую часть всей границы России и Казахстана.
Исследование включало в себя как изучение литературных источников, прессы, официальных межправительственных документов и соглашений, так и непосредственную работу на границе с проведением социологических опросов участников приграничных миграций и местного населения и экспертных интервью с руководителями областной и местных администраций, работниками миграционных служб, правоохранительных органов, пограничниками и таможенниками (было взято 25 экспертных интервью).
Общая ситуация в Омской области. В последние 10 лет численность населения области менялась волнообразно; пики подъема пришлись на начало 1995 г. -2181 тыс. чел. и начало 1998 г. - 2180 тыс. чел. (рис. 1). Подъем был обусловлен исключительно большим миграционным приростом в 1994 и 1997 гг. - величина естественного прироста в области стала отрицательной еще в 1993 г. (табл. 1).
Таблица 1
Естественный и миграционный прирост населения в Омской области в 1992-2000 гг., чел.
Прирост 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.
Естественный Миграционный 4525 1275 -2473 -423 -5191 12091 -4273 1139 -5217 2517 -6670 11497 -5370 5073 -10341 -5359 -10409 -6091
Тыс. чел.
Рис. 1. Численность населения Омской области в 1990-2002 гг. (на начало года)
В составе области 32 района, среди них 9 - приграничные с Казахстаном. Городов в области всего 6, крупный из них один - Омск (1157,6 тыс. жителей). В следующем по величине пограничном городе Исилькуле всего 27,6 тыс. чел. В приграничных с Казахстаном районах в основном проживает сельское население.
Резких различий в стоимости жизни между областным центром, в котором проживает более половины населения области, и периферией нет. На фоне соседних сибирских регионов стоимость жизни в Омской области невысока. Омский обл-комстат провел сравнение стоимости минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину мужчины трудоспособного возраста, в территориальных центрах Западной Сибири. В апреле 2001 г. она составляла в Омске 781 руб., Барнауле - 746 руб., Тюмени - 951 руб., в Новосибирске - 881 руб.
Положение на внутреннем рынке труда. Численность экономически активного населения области в 2000 г. равнялась 1108 тыс. чел., из них 13% были безработными. По прогнозам специалистов службы занятости [1], наиболее благоприятным для развития области с точки зрения наличия трудовых ресурсов будет период с 2001 по 2006 г. После 2006 г. численность населения моложе трудоспособного возраста (а в дальнейшем и трудовых ресурсов) начнет сокращаться (рис. 2)1.
За последние годы произошли существенные изменения в сферах занятости населения. Если в 1992 г. 70% населения работали в государственных и муниципальных организациях и только 30% - в частном секторе, то к 2000 г. ситуация изменилась почти на противоположную: 35% - в государственных и муниципальных организациях и 50% - в частном секторе (если учесть работающих на совместных предприятиях и в организациях со смешанной формой собственности, то изменения будут еще существеннее). Численность занятых в частном секторе области даже превышает среднероссийский показатель.
Общая численность безработных в области в 2000 г. уменьшилась в первый раз за 10 лет и стала несколько меньше показателя за 1999 г. Если учесть, что в начале 90-х годов прирост безработицы достигал 40% в год, то налицо явное улучшение ситуации (табл. 2). С 1998 г. сокращается и число официально зарегистрированных безработных, хотя по оценкам, этот показатель может вырасти, что связано, видимо, с ростом доверия граждан к службам занятости благодаря пособиям по безработице, которые в
1 За 2001 г. — оценочные данные службы занятости Омской области; с 2004 г. — прогноз.
последние годы начали выплачиваться регулярно. Уровень зарегистрированной безработицы в 2000 г. - 1,1%. Если сравнивать Омскую область по напряженности ситуации на рынке труда с другими регионами, то она занимает 38 место в России, т. е. срединное положение. В то же время уровень общей безработицы в области - 12,7% -существенно превышает среднероссийский показатель [2].
Тыс. чел.
1349 1350 1353 1348
1
..
Год
1998 1999 2000 2001 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 2. Среднегодовая численность трудовых ресурсов Омской области
Таблица 2
Общая и зарегистрированная безработица в Омской области
1400
1340
1350
1329
1314
1297
1278
1250
1210
1200
Показатель 1992 г. 1994 г. 1996 г. 1998 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2010 г. 2015 г.
Численность безработных, в среднем за год (по методологии МОТ), тыс. чел. 51,8 71,1 102,0 116,0 140,0 138,0 136,0 134,0 122,0 100,0
Численность зарегистрированных безработных, в среднем за год, тыс. чел. 2,1 9,6 25,7 20,1 12,6 25,0 27,7 30,6 33,0 35,0
Уровень безработицы, % общей 4,6 6,7 9,7 11,0 12,7 12,4 12,2 12,0 11,0 9,2
регистрируемой 0,2 0,9 2,4 1,9 1,1 2,3 2,5 2,7 3,0 3,2
Средняя продолжительность безработицы - около 7 мес. По области в целом на каждую вакансию претендуют двое безработных, а в сельских районах, где ситуация значительно хуже, - 33. Уровень общей безработицы в некоторых районах области, где преобладает сельское население, достигает 33%. Высокая напряженность рынка труда в сельских районах усугубляется постоянным притоком в село вынужденных переселенцев (ВП) из Казахстана. Выжить в сельских районах позволяют
личные подсобные хозяйства, причем этот вид занятости охватывает всех - как безработных, так и работающих [3].
В квалификационной структуре предлагаемых на рынке труда вакансий преобладают вакансии квалифицированных рабочих (58% в начале 2001 г.), на втором месте - специалистов (27,1%). Наиболее устойчив спрос на преподавателей и врачей, медицинских сестер, однако эти вакансии плохо заполняются по причине низкой оплаты труда, отсутствия престижа, слабой социальной защищенности.
В документах службы занятости постоянно подчеркивается структурное несоответствие уровня подготовки ищущих работу квалифицированных рабочих требованиям работодателей. В период свертывания промышленного производства профессиональные училища области прекратили подготовку по многим специальностям. Сейчас, в связи с оживлением работы машиностроительного комплекса спрос на высококвалифицированных рабочих повысился. Учитывая, что полный цикл подготовки рабочих высокой квалификации достаточно продолжителен, в ближайшее время трудно ожидать удовлетворения спроса на эту категорию работников2.
Миграционная ситуация. За период с 1992 по 2000 г. в Омскую область прибыли 149,8 тыс. чел. из стран СНГ (табл. 3). За это же время из области в страны СНГ выбыло примерно 120 тыс. чел. Положительное сальдо миграции со странами СНГ обеспечивало в отдельные годы заметный прирост населения Омской области - с зарубежными странами и с другими российскими регионами сальдо миграции на протяжении всего рассматриваемого периода было отрицательным.
Таблица 3
Число мигрантов, прибывших в Омскую область из стран СНГ в 1992-2000 гг., тыс. чел.
Миграционный приток 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г. 1992-2000 гг.
Прибыло, всего 13,7 14,5 25,4 21,7 18,1 22,2 17,4 8,6 8,2 149,8
в том числе
из Казахстана 5,3 7,8 18,5 16,9 14,7 19,7 15,4 7,1 6,5 111,9
Основным источником мигрантов все эти годы являлся Казахстан - на его долю приходится 75% прибывших, хотя в отдельные годы (1997 и 1998 гг.) его вклад в миграционный приток достигал 88-89%. Наблюдаемое в последние годы, после кризиса 1998 г., снижение притока в область в целом из стран СНГ, в частности из Казахстана, вызвано в первую очередь экономическими причинами. По свидетельству работников миграционной службы области и казахстанских приграничных мигрантов, в Россию приехало бы гораздо больше людей, если бы была минимально реальная помощь в покупке жилья и в трудоустройстве. Даже те, кому удается получить статус ВП, получают единовременно по 15 тыс. руб. на человека. Естественно, жилья на эти деньги не купить. Поэтому довольно распространены случаи, когда мигранты встают в миграционной службе области на учет, а сами уезжают обратно в Казахстан, в свои непроданные квартиры ждать бесплатного российского жилья. Купить жилье на вырученные за казахстанские квартиры деньги в России нельзя,
2 Подтверждением данного факта могут служить и публикации в местной прессе: «Крупнейшие предпри-
ятия омского ВПК объявили о наборе 8 тысяч специалистов (АКО «Полет», МПО им. Баранова и НПО «Ав-
томатика»)... Однако сейчас набрать даже сотню классных станочников — проблема. Нужные кадры находятся с большим трудом, несмотря на высокую зарплату — от 2 до 6 тысяч рублей. Пока предприятиям Омска требуются около 12 тысяч рабочих, а что будет, если заказов станет больше?» [4].
так как разница в ценах на жилье между приграничными территориями двух стран очень велика. Единственная возможность для мигрантов купить дешевое жилье -уехать на север Омской области, но там самые высокие показатели безработицы, и пока перспектив на появление работы нет.
За период с 1992 по 2000 г. статус ВП получили 28892 чел. По числу ВП, состоящих на учете, Омская область занимает 13-е место в России. С каждым годом количество вновь регистрируемых ВП уменьшается: например, в 1999 г. этот статус получили 1257 чел., а в 2000 г. - вдвое меньше, 577 чел.; причем снизилась и численность претендующих на этот статус, что соответствует общероссийской тенденции. Работники миграционной службы объясняют этот факт слишком малыми льготами для ВП, отсутствием экономической заинтересованности в получении статуса. (К примеру, когда в 1992-1994 гг. наличие статуса позволяло бесплатно растаможивать автомобили, поток претендующих на статус был неизмеримо выше.)5 Доля выходцев из Казахстана среди ВП выше, чем среди мигрантов вообще (в отдельные годы она достигала 95%).
В национальном составе прибывающих мигрантов преобладают русские - от 62 до 68%; на втором месте - украинцы - 10-14; на третьем месте в 1996-1997 гг. были немцы - 8, но затем их поток стал иссякать (до 4%), и их опередили казахи - 7 в 1996 г. и 5% в 2000 г. Среди имеющих статус ВП доля русских еще выше - 8085%, украинцев - 8, немцев - 4%, казахов практически нет.
Большинство прибывающих мигрантов находится в трудоспособном возрасте, хотя их доля в потоке постепенно уменьшается (62% в 1994 г., 55% в 2000 г.); при этом выросла доля детей до 16 лет - с 27% в 1994 г. до 33% в 2000 г.; доля пенсионеров колебалась в разные годы от 10 до 12%.
Заметное явление в миграционных процессах области - эмиграция в страны дальнего зарубежья. За последние 10 лет в эти страны выехали на постоянное место жительства свыше 110 тыс. жителей Омской области. Особенностью эмиграции является ее ярко выраженный этнический характер: 93% - это немцы и члены их семей, выезжающие в Германию (в том числе часть немцев, переехавших из Казахстана в Омскую область с целью дальнейшего транзита в Германию). Основной пик эмиграции пришелся на 1995 г., когда из области выехали 16 тыс. чел. В последние годы наблюдается снижение потока: в 2000 г. на постоянное место жительства выехали около 8 тыс. чел. Возрастная структура выезжающих отличается от структуры постоянного населения области более высокой долей детей (этот факт не может не волновать областные власти, так как отток молодого поколения происходит на фоне отрицательных величин естественного прироста). В местной прессе [5] и в структурах областной власти активно обсуждается вопрос реэмиграции немцев в Омскую область, но число возвратившихся настолько мало, что ни о какой положительной тенденции говорить не приходится: в 1998 г. вернулись 238 чел., а уехали в Германию 8892; в 1999 г. соответственно 170 и 9091 чел.; в 2000 г. - 179 и 7557 чел.
Оформленная трудовая миграция в области невелика: по лицензиям здесь трудятся 490 граждан других стран, тогда как, по мнению бывшего руководителя местной миграционной службы, неофициально в области работают не менее 5000 иностранных граждан, включая и приехавших из стран СНГ. Две трети зарегистрированной иностранной рабочей силы - это граждане Китая, используемые на низкоквалифицированных работах, в основном в сельском хозяйстве. В миграционной службе считают, что многие из них остаются в области и после окончания срока
5 Правда, в Омской региональной организации Российского общества Красного Креста уменьшение количества претендующих на статус ВП объясняют не улучшением материального положения приезжающих мигрантов, а усложнением процедуры получения вида на жительство и гражданства — мигранты просто не успевают оформить права на получение статуса ВП в течение отведенного для этих целей года.
контракта уже на нелегальном положении. Граждан Казахстана среди официально работающих по контрактам нет, хотя, по свидетельствам отдельных специалистов, их труд все же используется на сезонных сельскохозяйственных работах. Во время опроса приграничных мигрантов также выявились отдельные случаи работы казах-станцев в частных фирмах, как правило, охранниками.
Межнациональные отношения. По переписи населения 1989 г. на территории области проживало около 80 национальностей, в основном русские (80%), кроме того, - немцы (6,3%), украинцы (4,9%), казахи (3,5%), татары (2,3%). Современные достоверные данные о национальном составе населения будут получены после публикации результатов недавно прошедшей переписи населения, но о тенденциях можно говорить уже сейчас. Самые заметные из них - существенные изменения в численности казахов и немцев, причем увеличение первых было обеспечено за счет естественного прироста, а убыль вторых - за счет эмиграции (табл. 4). В результате в структуре населения по национальному признаку немцы со 2-го места передвинулись на 4-е (3,7% населения в 1998 г.), а казахи - с 4-го на 3-е (3,8%). Интересно отметить также в процессе миграции казахов тенденцию (с 1996 г.) преобладания въезда в область над выездом (как и в конце 80-х годов).
Таблица 4
Миграционный и естественный прирост казахов и немцев в Омской области в 1989-1998 гг., чел.
Год Прирост
естественный миграционный естественный миграционный
Немцы Казахи
1989 1797 -2521 1502 973
1990 1589 -4342 1526 141
1991 1099 -5387 1483 -134
1992 883 -7813 1278 -1293
1993 369 -9655 978 -1511
1994 399 -7760 797 -623
1995 402 -10569 874 -2
1996 308 -7167 848 669
1997 358 -4806 687 938
Итого 7204 -60020 9973 -842
Справочно:
общая численность
1989 134200 75000
1998 81383 84122
Многонациональность состава населения области не является причиной возникновения серьезных противоречий и конфликтов в отличие от внутринациональных проблем во многих российских регионах. По мнению властей, «стабилизируют межэтнические отношения в области, во-первых, относительная отдаленность ее от очагов межнациональных столкновений; во-вторых, однородная языковая среда (свыше 85% населения - представители славянских народов); в-третьих, характер деятельности общественных и национально-культурных объединений татар, казахов, немцев, армян, азербайджанцев и лиц других национальностей, протекающий без националистических проявлений» [6]. Согласно утверждению в работе [7]: «сложный этнический состав, преобладание системы чересполосного расселения людей разных национальностей, высокий процент национальносмешанных браков обусловили формирование здесь многоконтурной системы межнациональных установок. Сказывается длительность совместного проживания людей разных национальностей, достаточно благоприятные установки на межна
циональное общение, менее кризисная по сравнению с другими регионами России экономическая ситуация». Недаром Омская область вошла в число территорий, выделенных в свое время Федеральной миграционной службой России в качестве благоприятных для массового приема и обустройства ВП.
Этот феномен обозначают как сибирский менталитет: ...При всем многообразии национального спектра — практически полное отсутствие национальных проблем... Подавляющее большинство сибиряков — люди пришлые; на две трети — русские, на треть — остальные национальности СНГ. Мигранты принесли с собой на новые земли свою культуру, свой язык, свою веру. ... Сегодня Сибирь переживает новую волну миграции. Процесс смешения культур и языков в сибирском котле получил новый импульс [8].
Вообще, изучение местной прессы, освещающей национальные проблемы, оставляет очень благоприятное впечатление. Ни одной отрицательной статьи о мигрантах, ни одного нарочитого упоминания национальности, если речь идет о проблемах преступности и т. д. Конечно, за этим стоит четкая позиция не только главных редакторов изданий, но и местной власти по этим вопросам, которые и формируют национально терпимую позицию населения.
К примеру, в центре Омска, на одной из самых красивых площадей города у Оперного театра, каждый вечер собирается казахская молодежь, и, по свидетельству дежурящих там милиционеров, ни разу за все годы там не происходило столкновений на национальной почве; если и бывают молодежные стычки, то внутри мононациональных компаний.
Конечно, полной идиллии в национальных отношениях нет и быть не может. В сельских районах, где особенно высока безработица и низок уровень жизни, возможно негативное отношение местного населения к приезжающим казахам, компактному их расселению, высокой рождаемости и т.д. Но эти проявления единичны, а недовольства по поводу русскоязычных мигрантов не высказывается вовсе. Учитывая приграничное положение Омской области, современные процессы этно-национальной консолидации, идущие в Казахстане и Средней Азии [9], и перспективу существенного возрастания потока мигрантов, подобная терпимость местного населения представляется очень ценной.
Российско-казахстанская граница: разные подходы к проблеме. В ходе экспертных интервью, изучения информационных материалов, проведения социологических опросов населения, удалось выявить несколько подходов к проблемам российско-казахстанских приграничных территорий.
Официальный взгляд областного руководства. Администрация Омской области считает своим долгом поддерживать длительно существующие экономические, культурные, образовательные связи с Казахстаном.
Казахстан занимает первое место среди торговых партнеров области, его удельный вес в товарообороте за 2000 г. - 57,3% (торговый баланс в среднем 1:3 - 1:4 в пользу Омской области). Доля Казахстана в региональном экспорте - 53,3%, в импорте - 62,5%. Экспорт в Казахстан представлен нефтепродуктами, продукцией шинной промышленности, машиностроения. В структуре импорта преобладают топливо, машиностроительная продукция, зерно. Особенно важны для Омской области поставки Экибастузского угля: все Омские ТЭЦ рассчитаны только на этот уголь (область пытается уменьшить зависимость от поставок казахстанского топлива за счет закупок кузнецкого угля, но они экономически невыгодны).
В области созданы и действуют 65 совместных омско-казахстанских предприятий, причем ни одно из них не ушло с рынка в 1998 г. Были попытки создавать совместные предприятия и на территории Казахстана, но они не увенчались успехом - слишком ненадежно защищены инвестиции. В Омской области даже открылся казахстанский банк, чтобы не пересылать деньги через границу и тем ускорить прохождение платежей. Для области это выгодно - казахстанские деньги инвестируются в местную экономику.
Еще один вид сотрудничества - работа на казахстанских объектах. В Казахстане развита тендерная продажа заказов, например на строительство. Омские предприятия заключают контракт, командируют работников, которые выполняют работу на казахстанских объектах, а заработную плату при этом получают у себя на предприятии.
Тесное и давнее экономическое сотрудничество не обходится без проблем: несогласованности таможенной политики двух сторон (в 1998-1999 гг. Казахстан в одностороннем порядке ввел ограничения на ввоз определенных видов продовольственных товаров, затем запрет был снят, так как последствия сказались в первую очередь на казахстанской экономике); задержки товаров на границе (прежде всего, российской стороной); разные подходы к ветеринарному контролю и т. д. Решением всех возникающих проблем занимается созданная Межправительственная комиссия по сотрудничеству между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, но при этом все эксперты отмечают важность личных контактов представителей области с руководителями казахстанских районов (по их словам, около 80% вопросов решается в Казахстане на уровне личных контактов).
Все опрошенные эксперты из областной администрации отмечали важность сотрудничества в сфере образования. Происходит обмен учебниками (область посылает учебную литературу в русские школы в Казахстане, а Казахстан - в казахские школы на территории Омской области), учителя русских школ из Казахстана приезжают в область на бесплатные курсы повышения квалификации. В сфере образования партнерство явно неравное: в силу значительно более высокого образовательного уровня в России в основном казахстанцы едут учиться в Омскую область, а не наоборот. Многие дети из Казахстана отправляются на учебу в школы приграничных районов России, обычно в старшие классы, чтобы было легче поступать в российские вузы. Что касается вузов, то единых правил приема в них не существует. Приказом Минобразования РФ от 24 августа 1998 г. предусмотрено, что «лица, проживающие на территории государств - республик бывшего СССР (соотечественники), могут приниматься в высшие учебные заведения на конкурсной основе на места, финансируемые за счет средств бюджета». Но опыт общения непосредственно в вузах показал, что об этом чаще всего казахстанцы не знают и поэтому подают заявления на коммерческие отделения. Так, почти половина платных студентов Сельскохозяйственного института - казахстанцы. В танковом училище другая ситуация - в него ежегодно поступают 30 казахстанцев, но за их обучение платит правительство Казахстана. Еще одна чисто коммерческая форма обучения - открытие представительств омских вузов в Казахстане. Пример - отделение регионоведов Омского Государственного Университета в Павлодаре; первые два года студенты обучаются в Павлодаре, а последние три - в Омске. На этом фоне Омский Педагогический Университет (ОПУ) является, скорее, исключением из общего правила (табл. 5).
Таблица 5
Численность абитуриентов и принятых в ОПУ в 2001 г., чел.
Откуда прибыли Всего поступали Поступили на отделение
бесплатное коммерческое
Из России и стран СНГ 4601 865 360
В том числе из Казахстана 164 23 14
Казахстанцам сложнее, чем россиянам поступить на бесплатные места, что объясняется разным уровнем знаний выпускников российских и казахстанских школ.
Общая же статистика примерно такова: из обучающихся в вузах Омска 61% выпускники школ Омска; 22 - сельских школ; 12 - школ из «русских» областей Казахстана; 5% - из других регионов России и республик бывшего СССР [10]. Обучаются в основном русскоязычные абитуриенты, и областные руководители понимают, что приезжающие на обучение за редким исключением в Казахстан уже не возвращаются.
Если подвести общий итог экспертным интервью с представителями областной администрации, то их деятельность по решению проблем российско-казахстанского приграничья направлена на расширение сотрудничества (в том числе и за счет привлечения мигрантов) и поддержку русскоязычного населения приграничных областей Казахстана.
Взгляды руководителей приграничных районов. Выявленная в ходе экспертных интервью позиция представителей районных администраций по отношению к ближайшему зарубежному соседу коренным образом отличается от точки зрения областного руководства. Близость границы оценивается только как негативный фактор: казахстанцы завозят продовольствие и промышленные товары без пошлин и проверки; приезжают на жительство в район с поддельными трудовыми книжками, чтобы получать пенсию и в Казахстане, и в России4; приезжающие больные лечатся за счет средств района; из-за них растет преступность и потребление наркотиков и т.д.'5 Отчасти, такое отношение местного руководства объяснимо. Именно местная администрация должна выделять здания таможне, пограничникам, финансировать посты вблизи границы; обустраивать территорию рынка, на котором торгуют казахстанцы, проверять качество привозимых ими продуктов; предотвращать распространение эпидемий ящура, то и дело вспыхивающих на казахстанской территории. С медицинским обслуживанием ситуация действительно сложная. Та благостная картина, которую рисуют чиновники в Омске (договора между больницами, оплата казахстанской стороной лечения своих граждан в российских стационарах, помощь районным больницам продовольствием и т. д.), на районном уровне выглядит совсем по-другому6. К примеру, бюджет районной больницы в Исилькуле составляет 2,5 млн. руб. в год, а на лечение казахстанцев затрачено в последний год около 500-600 тыс. руб., которые российский фонд обязательного медицинского страхования не возмещает. Не видят местные руководители и положительной роли приграничного положения для занятости населения: сельское хозяйство и промышленность на близлежащих казахстанских территориях в упадке, и трудно рассчитывать на то, что россияне смогут там работать.
Таким образом, районные власти не видят преимуществ приграничного положения, между тем они, безусловно, есть. Во-первых, и таможенники, и пограничники, и сотрудники ветеринарного контроля, работающие на границе, - местные жители, которые получили работу; во-вторых, из бесед в службе занятости стало известно о российских гражданах, взявших в аренду на казахстанской территории участки до 1000 га для организации фермерского хозяйства; в-третьих, с приезжающими казахстанцами активно работают местные оптовики, скупающие у них продукцию и переправляющие ее вглубь российской территории; в-четвертых, доходы от коммерческого обучения казахстанцев в местном педагогическом колледже (до 50% студентов - казахстанцы) помогают выжить самому учебному заведению и его педагогам.
Взгляды пограничников, таможенников и работников правоохранительных органов. Позиция представителей силовых ведомств, как в Омске, так и на местах,
4При подробном выяснении оказалось, что всего 2 таких случая было за все годы.
5 Такая позиция местных руководителей характерна не только для Омской области.
6В самом Омске лечение граждан Казахстана организовано на платной основе.
сводится к необходимости установления жесткой границы [11]. Основные претензии пограничников и силовиков вызваны сложившейся ситуацией.
Во-первых, на 200 грунтовых и огромное количество проселочных дорог приходится всего 7 таможенных и пограничных постов. Поэтому ни о каком нормальном контроле на границе речи быть не может.
Во-вторых, посты расположены на большом расстоянии от границы (18-40 км и более). Пограничники объясняют это тем, что первыми обустраивали границу таможенники, которые старались быть ближе к райцентрам [12]. Перенос постов, по мнению пограничников, связан только с финансированием. Но многие эксперты придерживаются другого мнения: кому-то из властных структур выгодно, чтобы между границей и таможней оставался зазор.
В-третьих, сама граница существует лишь условно, на карте, без формальных признаков четко обозначенного рубежа и атрибутов «нормальной» государственной границы [11].
Свои требования об ужесточении пограничного режима силовики объясняют недопустимой ситуацией с беспошлинной контрабандой товаров, поставками нар-
„7
котиков и нелегальной миграцией .
Омско-казахстанский участок границы, к сожалению, является одним из активно используемых наркокурьерами. И хотя число задержаний наркокурьеров непосредственно на границе не так уж велико - 3-5 (по разным источникам) за 2001 г., о росте поставок можно косвенно судить по наркоситуации в самой области (рис. 3 и табл. 6) (по данным Облкомстата).
Число преступлений
6000 •
5134
5000
4000
3480
3000
2714
2593
2457
2000
1532
1369
1000
Год
0
1995
1996
1997
1998
1999
2000
2001
Рис. 3. Число преступлений, связанных с наркотиками, в Омской области, 1995-2001 гг.
7 В материалах правительственной комиссии по борьбе с наркотиками содержится озабоченность сложившейся ситуацией. «К сожалению, мы вынуждены констатировать, что тенденция увеличения попыток ввоза в Россию наркотических веществ носит устойчивый характер. Особенно с этой точки зрения нас беспокоит российско-казахстанская граница. Именно она в силу ее прозрачности наиболее привлекательна для наркодельцов, создающих новые каналы переправки смертоносного зелья к нам в страну и в Европу. Не от хорошей жизни мы были вынуждены создать новое Юго-Восточное региональное управление, которое решает вопросы контроля за перемещением людей и транспортных средств через границу России и Казахстана. ... Казахстан в основном является транзитной страной, через которую осуществляются поставки наркотиков из Афганистана и Юго-Восточной Азии. ... 96,5%о героина, изъятого из незаконного оборота российскими таможенниками и пограничниками, перехвачено именно на этом направлении. ... Рост объема контрабанды героина обусловлен наличием объективных экономических условий для транзита этого наркотика через Россию в другие страны, в первую очередь, Западной Европы, поскольку средняя цена героина на российском «черном рынке» в 5-6раз ниже, чем в европейских странах» [13].
Таблица 6
Численность наркологических больных в Омской области (на 100000 чел.)
Год Больные с впервые установленным диагнозом, взятые под наблюдение Больные, состоящие на учете
1990 1,4 11,8
1995 16,2 38,7
1996 33,5 67,4
1997 33,4 99,5
1998 64,8 162,4
1999 49,4 205,3
2000 64,8 262,7
2001 55,8 314,7
Как видим, рост по всем показателям колоссальный. Только за 2001 г. количество преступлений, связанных с наркотиками, выросло по сравнению с 2000 г. в 1,5 раза. Численность больных нарко- и токсикоманией в расчете на 100000 чел. населения за последние 11 лет выросла в 26(!) раз. Причем, это официальная статистика. Если учитывать мнение экспертов о реальном числе наркоманов, то по Омской области они как минимум в 10 раз выше официальных (около 40 тыс. наркоманов). В области принята программа мероприятий по усилению борьбы с наркоманией, создан специальный областной фонд [14], хотя по свидетельству жителей малых приграничных городов, еще несколько лет назад они не знали вообще о существовании такой проблемы.
Но все же в большей степени Омская область - это область транзита наркотиков. Через Омскую область наркотики распространяются по территории России (Екатеринбург, Хабаровский край, Приморье) и переправляются за рубеж (например, в Германию) [15].
В последнее время в торговле наркотиками преобладает героин. По мнению главного специалиста Омского комитета по национальной политике, это связано также с ужесточением режима на границе: наркомафиозным дельцам, имеющим деньги и связи, легче найти новые каналы через границу взамен раскрытых пограничниками, чем мелким торговцам «легкими» наркотиками.
В ситуации с нелегальными мигрантами в области, на наш взгляд, следует четко разделять незарегистрированных граждан СНГ, приезжающих в область на непродолжительное время торговать или в гости к родственникам, и действительных нарушителей пограничного режима из дальнего зарубежья. Правоохранительные органы и пограничники, как правило, такого разделения не делают [16].
Среди нелегалов из дальнего зарубежья, задерживаемых на Омском участке российско-казахстанской границы, чаще всего встречаются граждане Афганистана, Бангладеш, Шри-Ланки и Пакистана. На российско-казахстанской границе в целом задерживается около 34% общего числа нелегальных мигрантов из дальнего зарубежья, попадающих в Россию [17]. За первую половину 2001 г. общее число задержанных составило 111 чел. Число задержаний росло вплоть до начала американской операции в Афганистане. Затем поток нелегалов стал уменьшаться.
По свидетельству пограничников, многие имеют на руках визы в Киргизию, иногда в Казахстан. Афганцы часто едут по поддельным таджикским паспортам. В большинстве случаев этих людей, пересекающих российскую границу незаконно, сама Россия интересует только как страна транзита на пути в Европу.
Таким образом, проблемы наркотиков и нелегальных мигрантов требуют пристального внимания и контроля.
Взгляды жителей приграничных российских территорий. Оценка местным населением казахстанского соседства неоднозначна. С одной стороны, оно озабочено появлением наркоманов у себя в городах и поселках, с другой - высказывает недовольство порядками, заведенными на границе и вблизи нее.
Во-первых, люди оказались не готовыми к необходимости все время носить при себе документы, причем с подтверждением российского гражданства (по сути, это требование должно распространяться на 5-километровую зону вдоль границы, но так как все посты расположены на большом расстоянии от границы, то быть всегда с документами приходится и тем, кто живет на значительном расстоянии от границы).
Во-вторых, обыденные, житейские дела на российской приграничной территории (например, доставка купленной мебели в российскую же деревню, но расположенную у границы уже за таможенным постом) превращаются в очень сложные из-за неупорядоченности таможенных формальностей.
В-третьих, существуют приграничные поселки с двух сторон от границы, на расстоянии 5-7 км, жители которых издавна связаны дружественными и родственными связями. Но чтобы попасть в гости на несколько часов, люди обязаны проехать 30 км с лишним до ближайшего таможенного и пограничного поста, там заплатить за проезд машины, а затем вернуться обратно; в противном случае, они будут признаны нарушителями пограничного режима.
Местные жители, кого эти проблемы непосредственно не касаются, при опросах почти никогда не высказывались в пользу жестко контролируемой границы с вооруженными пограничниками, визами и т. д. Они единодушны во мнении о необходимости прозрачных границ или, по крайней мере, придания особого статуса жителям приграничья. Не рассчитывая найти постоянную работу на казахстанской территории, они все равно заинтересованы в свободном проезде через границу, например для покупки более дешевого товара там или у казахстанцев - торговых мигрантов.
Таким образом социологические обследования интересов населения приграничных регионов, позиций местных и областных органов власти способствуют выработке конструктивной государственной миграционной политики и решению проблем обустройства новых границ.
Литература
1. 10 лет — службе занятости, Омская область. Стат. сб. Омск, 2001.
2. Омская правда, 2001, 25 июня.
3. Лоткин И.В. Социально-профессиональная мобильность сельского населения Омской области / Сибирская деревня: история, современное состояние, преспективы развития. Сб. научных трудов. Омск: ОмГУ, 2000.
4. Омский вестник, 2001, 3 июля.
5. Омская правда, 2001, 11 апреля; Омский вестник, 2001, 5 июня.
6. Концепция государственной национальной политики в Омской области. Омск, 2000.
7. Томилов Н.А., Лоткин И.В. Этнодемографические процессы в Западной Сибири в 1960-е — середине 1990-х годов и региональная национальная политика // Исторический ежегодник. Омск. ОмГУ, 1998.
8. Монахов А. О чалдонах и москалях. Омский вестник, 2001, 13 марта.
9. Марта Брилл Олкотт. Двенадцать мифов о Центральной Азии (Возвращаясь к написанному) / Рабочие материалы Московского Центра Карнеги. М., 2001. № 2.
10. Самохин Н.П. Демократические преобразования в России глазами Омского студенчества // Омский научный вестник. Вып. 11, июнь 2000.
11. Омский вестник, 2001, 17 апреля.
12. Соколов-Митрич Д. Рубеж инкогнито. Известия, 2001, 11 июля.
13. О наркоситуации в Российской Федерации. Материалы к заседанию Правительственной комиссии по борьбе с наркотиками (апрель-июнь 2001 г.). Информационно-публицистический ресурс — «Нет наркотикам». 2001. 25 сентября.
14. Омск принимает вызов // Омский вестник. 2001. 25 января.
15. Омский вестник. 2001. 6 марта и 26 июня; Омская правда. 2001. 16 марта и 23 марта; Намедни. 2001. 25 сентября.
16. Бережная О. Стой! Государственная граница! Криминал-экспресс. 2001. 11 июля.
17. Росбизнесконсалтинг, 2000, 31 декабря.