Научная статья на тему 'Проблемы нормативного регулирования внесения в трудовые книжки записей о награждении (поощрении)'

Проблемы нормативного регулирования внесения в трудовые книжки записей о награждении (поощрении) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
840
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ КНИЖКА / НАГРАЖДЕНИЕ / ПООЩРЕНИЕ / ЗАПИСЬ О НАГРАЖДЕНИИ / ЗАПИСЬ О ПООЩРЕНИИ / СВЕДЕНИЯ О НАГРАЖДЕНИИ / НАГРАДНАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАГРАДА / ВЕДОМСТВЕННАЯ НАГРАДА / НАГРАДЫ И ПООЩРЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / WORK BOOK / REWARDING / PROMOTION / RECORD OF AWARD / RECORD OF REWARD / INFORMATION ABOUT REWARDING / AWARD SYSTEM / STATE AWARD / DEPARTMENTAL AWARD / AWARDS AND REWARDS OF THE CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кичигин Сергей Владиславович

В настоящей статье рассматривается проблема, касающаяся противоречий в нормативном регулировании, связанном с порядком внесения в трудовую книжку записей о состоявшихся награждениях и поощрениях работников. Правовые нормы, определяющие виды наград и поощрений, записи о которых подлежат внесению в трудовые книжки награждённых лиц, имеют значительные недостатки, которые приводят к невозможности однозначного и непротиворечивого понимания этих норм правоприменителем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On Issue of Legal Regulation of Recording Rewards (Awards) in the Employment Record Book

The article considers the issue of contradictions in the legal regulation related to the procedure for making records about employees’ awards in the employment book. Legal norms that determine the types of awards and rewards to be recorded in the employment books have significant shortcomings that lead to the inability of unambiguous and consistent understanding of these norms by the law enforcer.

Текст научной работы на тему «Проблемы нормативного регулирования внесения в трудовые книжки записей о награждении (поощрении)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 349.2[331.108.263:331.108.5]

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕСЕНИЯ В ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ ЗАПИСЕЙ О НАГРАЖДЕНИИ (ПООЩРЕНИИ)

Кичигин Сергей Владиславович,

сотрудник (юрисконсульт)

Спортивная школа олимпийского резерва по боксу им. заслуженного тренера СССР В. П. Курегешева (г. Кемерово).

В настоящей статье рассматривается проблема, касающаяся противоречий в нормативном регулировании, связанном с порядком внесения в трудовую книжку записей о состоявшихся награждениях и поощрениях работников. Правовые нормы, определяющие виды наград и поощрений, записи о которых подлежат внесению в трудовые книжки награждённых лиц, имеют значительные недостатки, которые приводят к невозможности однозначного и непротиворечивого понимания этих норм правоприменителем.

Ключевые слова: трудовая книжка, награждение, поощрение, запись о награждении, запись о поощрении, сведения о награждении, наградная система, государственная награда, ведомственная награда, награды и поощрения субъектов Российской Федерации.

ON ISSUE OF LEGAL REGULATION OF RECORDING REWARDS (AWARDS) IN THE EMPLOYMENT RECORD BOOK

Kichigin Sergey Vladislavovich,

legal adviser,

Sports School of the Olympic Boxing Reserve named after the Honored Trainer of the USSR V. P. Kuregeshev (Kemerovo).

The article considers the issue of contradictions in the legal regulation related to the procedure for making records about employees' awards in the employment book. Legal norms that determine the types of awards and rewards to be recorded in the employment books have significant shortcomings that lead to the inability of unambiguous and consistent understanding of these norms by the law enforcer.

Key words: work book, rewarding, promotion, record of award, record of reward, information about rewarding, award system, state award, departmental award, awards and rewards of the constituent entities of the Russian Federation.

Введение

Согласно положениям ч. 1 ст. 66 Трудового кодекса РФ [1] и п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках» [2] трудовая книжка установленного образца является основным документом, фиксирующим сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. Этот документ попал в современную российскую правовую систему по наследству из Кодекса законов о труде 1918 года советского государства (см. ст. 80 и Приложение к ней «Правила о трудовых книжках» [3]). В реалиях

тех лет такая форма фиксации информации о трудовой деятельности и трудовом стаже была оправданна и рациональна. Нормами ст. 18 КЗоТ 1971 года [4] была прямо установлена возможность заключения трудового договора как в письменной, так и в устной форме. В этих условиях трудовая книжка становилась не только основным, но зачастую и единственным документом работника, подтверждающим его трудовой путь (не считая распорядительных документов, издаваемых работодателем). Документ этот, удобный и оправданный в одних социально-экономических условиях, в на-

ше время оказывается в положении некоего правового вестигия1, уже не способного исполнять свои функции в должной мере.

В настоящее время сведения, отражаемые в трудовой книжке, часто недостаточны даже для идентификации работодателя, так как наименования организаций могут быть идентичными либо сходными до степени смешения, а иных сведений (ИНН, ОГРН/ОГРНИП) в документе не содержится. Более того, даже место нахождения работодателя может отсутствовать в трудовой книжке, если у последнего нет печати или она не содержит названного реквизита. Все эти и многие другие данные содержатся в трудовом договоре и в дополнительных соглашениях к нему, для которых законом установлена обязательная письменная форма. Но трудовой договор, являясь основой трудовых правоотношений, не имеет статуса основного трудового документа работника. Так, при установлении трудового стажа, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, она используется наравне со справками, выписками из приказов и другими документами [6].

Так или иначе трудовая книжка сегодня остаётся основным трудовым документом работника, и в обозримом будущем потеря этого статуса ей не грозит. Более того, начиная с 2020 года, в стране планируется постепенный перевод трудовых книжек в электронный вид. И с этим фактом необходимо считаться.

В число сведений, которые отражаются в трудовой книжке работника, входят данные о награждениях (поощрениях) работника. «Правила ведения трудовых книжек» (далее - Правила) утверждены постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках» [2]. В частности, п. п. 24 и 25 на-

'Вестигий (от лат. vestigium «след», «следовой признак»); в биологии - это уменьшившийся или упростившийся в ходе эволюции остаток какого-либо органа, имевшегося на более ранних стадиях развития [5].

званных Правил определяют виды награждений (поощрений), запись о которых подлежит внесению в трудовые книжки работников. Положения названных пунктов Правил вызывают довольно много споров и разногласий, которые, однако, почти не выплёскиваются на страницы профильных или научных журналов. В работе кадровых служб вопрос о том, записи о каких именно наградах (поощрениях) следует вносить в соответствующий раздел трудовых книжек, находится в состоянии хронической неразрешённости. На практике решение этого вопроса происходит путём прочтения положения о той или иной награде, запись о которой в этот раз явилась причиной спора. Положения о ведомственных наградах, утверждённые приказами федеральных органов государственной власти, практически в один голос говорят об обязательности внесения записи о состоявшемся награждении (поощрении) ведомственными наградами в личное дело и трудовую книжку поощрённых лиц. Аналогичное требование нередко встречается и в положениях о наградах субъектов РФ и органов местного самоуправления. Названные выше Правила ни словом не упоминают ни ведомственных наград, ни наград субъектов РФ, ни наград органов местного самоуправления, ни наград общественных объединений. Нужно ли вносить записи о наградах названных органов власти и местного самоуправления в трудовую книжку награждённого при условии, что тот не является их работником? Должны ли вноситься в трудовую книжку записи о награждении теми или иными наградами профсоюзов, с которыми награждаемый не состоит в трудовых отношениях? Так какие именно награды и поощрения должны отражаться в трудовых книжках?

Основания для внесения записи о награждении в трудовую книжку работника

Начнём с того, что ч. 4 ст. 66 Трудового кодекса РФ гласит, что «в трудовую книжку вносятся сведения [...] о награждениях за успехи в

работе» [1], определяя именно это необходимым и достаточным условием для внесения записи о награждении в трудовую книжку работника. Ей вторит ч. 1 ст. 191 данного же документа, формулируя это условие награждения несколько иначе: «добросовестное исполнение работником своих трудовых обязанностей» [1]. Обе приведённые статьи Трудового кодекса РФ ставят награждение и поощрение работника в прямую зависимость от его трудовой деятельности. Пункт 24 «Правил ведения трудовых книжек» также устанавливает, что в трудовую книжку вносятся сведения о награждении (поощрении) «за трудовые заслуги» [3]; далее в документе поясняется, о каких именно награждениях вносятся записи.

Условие, по-разному сформулированное в ст. 66 и 191 Трудового кодекса РФ и п. 24 Правил, тем не менее совершенно определённо выражает непосредственную связь награждения с трудовой деятельностью награждаемого лица. Рассмотрим подробнее содержание указанного пункта Правил.

1.1. Подпункт «а» пункта 24 Правил

Подпункт «а» пункта 24 Правил определяет, что в трудовую книжку вносятся сведения «о награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почётных званий, на основании соответствующих указов и иных решений» [3].

В приведённой норме речь идёт о награждении наградами, включёнными в наградную систему РФ. Согласно п. 2 Указа Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» [7] в государственную наградную систему России входят:

- высшие звания РФ;

- ордена РФ;

- знаки отличия РФ;

- медали РФ;

- почётные звания РФ.

При этом в п. 3 названного указа делается крайне важное ограничительное уточнение о

том, что не относится к государственным наградам РФ: это юбилейные медали РФ, а также награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ (вне зависимости от их типа), общественными и религиозными объединениями. Говоря другими словами, перечень государственных наград является закрытым и не подлежит расширительному толкованию.

Мнение отдельных авторов о том, что государственными наградами являются также «государственные премии в области литературы и искусства, науки и техники, премии Президента РФ и премии Правительства РФ, а также благодарность Президента РФ и Почётная грамота Правительства РФ» [8] следует признать несостоятельным, так как даже в публикациях, где это мнение высказывается, не приводится никакого нормативного обоснования, никакой аргументации в пользу выдвинутого предположения. Из названных в приведённой цитате видов наград, по нашему мнению, внесению в трудовую книжку подлежат только премии, так как они не входят в систему оплаты труда (пункт 25 Правил). Все остальные награды являются наградами от имени высшего должностного лица России и высшего органа исполнительной власти РФ, но, поскольку они не включены в государственную наградную систему, то и государственными наградами они не являются (при этом в соответствии с нормами правовых актов, регулирующих трудовую деятельность отдельных категорий работников, записи о награждении данными наградами могут вноситься в трудовые книжки награждённых лиц, однако не на основании пп. «а», а на основании пп. «в» п. 24 Правил).

Также, на наш взгляд, является излишним указание в рассматриваемом тексте на то, что награждение государственными наградами и запись о нём производятся «на основании соответствующих указов и иных решений».

Лишнее оно потому, что, во-первых, награждение не может быть произведено иначе, чем через издание распорядительного акта, во-вторых, внесение записи о награждении (поощрении) в трудовую книжку по общему правилу без исключений производится на основании распорядительного документа о награждении, с указанием «в графе 4 наименования документа, на основании которого внесена запись, со ссылкой на его дату и номер» [9].

1.2. Подпункт «б» пункта 24 Правил

Подпункт «б» пункта 24 Правил гласит, что в трудовую книжку работника вносятся сведения «о награждении почётными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почётными грамотами, производимом работодателями» [3].

Текст приведённой нормы построен таким образом, что читающий делает логичный вывод о том, что в данном случае необходимым условием для внесения записи о награждении названными видами наград является произведение награждения конкретным субъектом. В качестве награждающего субъекта здесь упомянут только работодатель, что, на первый взгляд, не предполагает возможности иного

понимания текста нормы, кроме того, что речь в данном подпункте идёт о награждениях со стороны работодателя.

Однако при внимательном прочтении обращает на себя внимание довольно странный выбор видов наград (поощрений), приведённый в рассматриваемом подпункте, а также то, что почётные грамоты в качестве вида награждения упомянуты в данном подпункте дважды. Двукратное упоминание в тексте почётных грамот даже толкает авторов на внесение коррективов в текст подпункта (исключение повторения) там, где они не цитируют дословно пп. «б» п. 24 Правил, а своими словами объясняют положения части 24 Правил [8; 10; 11].

Приведённые в рассматриваемом подпункте виды награждений характерны скорее всего не для рядового работодателя, а для того или иного властного субъекта. Более того этот перечень поощрений (наград) имеет только один пункт, пересекающийся с перечнем поощрений (наград), приведённым в ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса РФ, и это именно награждение почётной грамотой, которое упомянуто в тексте подпункта дважды (в таблице данный подпункт выделен курсивным шрифтом).

Сравнительная таблица перечней видов награждений (поощрений)

Ч. 1 ст. 191 ТК РФ Пп. «б» п. 24 Правил

объявление благодарности награждение почётными грамотами

выдача премии присвоение звания

награждение ценным подарком награждение нагрудным знаком

награждение почетной грамотой награждение значком

представление к званию лучшего по профессии награждение дипломом

При этом следует принять во внимание ещё и то, что в ч. 1 ст. 191 Трудового кодекса РФ речь идёт именно о поощрениях со стороны работодателя. Иначе говоря, можно предположить, что двукратное упоминание в пп. «б» п. 24 Правил награждения почётными грамотами обусловлено тем, что речь идёт о разных почётных грамотах, различающихся награждающим субъектом. Рассуждая таким образом, можно предположить, что в рамках рассматриваемого под-

пункта наличествует множественность награждающих субъектов.

В этом случае текст подпункта «б» пункта 24 Правил следует читать следующим образом: «о награждении почётными грамотами, присвоении званий и награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, а также о награждении почётными грамотами, производимом работодателями» [3]. Иначе говоря, награждение упомянутыми в начале списка почётными грамотами, а также званиями, на-

грудными знаками, значками и дипломами производится не работодателем, а кем-то иным. Тогда нужно сделать следующий шаг и определить, кем в этих случаях производится награждение. Например, А. А. Мусаткина полагает, что под присваиваемыми званиями в разбираемом подпункте «подразумеваются ведомственные отраслевые награды: почётный работник сферы образования РФ; почётный работник транспорта России; почётный работник морского флота; почётный работник энергетики и т. д.» [12]. Приведённое мнение в рамках подхода, предполагающего множественность награждающих субъектов, имеет достаточно убедительную аргументацию, заключающуюся в первую очередь в том, что, как было сказано выше, названные в рассматриваемом подпункте виды награждений характерны для тех или иных органов государственной власти или местного самоуправления и они не встречаются в основном массиве коммерческих и некоммерческих организаций-работодателей, относящихся к малым и средним предприятиям.

В качестве примеров использования органами государственной власти поименованных в пп. «б» п. 24 Правил видов наград можно привести следующие:

1) звания. Данный вид имеет две разновидности:

а) звание «почётный», например: «Почётный работник судебной системы» [13], «Почётный работник Министерства юстиции РФ» [14], «Почётный работник антимонопольных органов России» [15];

б) почётное звание (отличное от почётного звания РФ, входящего в наградную систему РФ). Например: «Почётный шахтёр», «Почётный строитель» [16], «Почётный работник государственной статистики» [17]. При этом, например, «ОК 018-2014. Общероссийский классификатор информации о населении» [ 18] ставит знак равенства между «званием» и «почётным званием», включая и

те, и другие в раздел ведомственных почётных званий;

2) нагрудные знаки, например: «Отличник здравоохранения» [19], «За вклад в российскую культуру» [20], «Отличник физической культуры и спорта» [21]. Вероятно, сюда же, следует отнести знаки, знаки отличия и нагрудные знаки отличия, такие как: знак «Почётный строитель России» [22], знак «За отличие в учёбе» [23], знак отличия «Отличник ФНС России» [24], нагрудный знак отличия «За безаварийное УВД» [25];

3) значки. Действующих примеров такой награды нам найти не удалось. Однако в этот раздел наград, полагаем, включаются нагрудные значки, которые, занимая некое промежуточное положение между нагрудными знаками и значками, по родовому слову являются всё же именно значками. В качестве единственного найденного примера назовём нагрудный значок «Почётный радист» [26];

4) дипломы. В соответствии со словарём С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой диплом - это свидетельство, выдаваемое как награда за успешное выступление на конкурсе, фестивале, а также за высокое качество экспонатов на выставке [27, с. 168]. Таким же образом толкует данное понятие и автор словаря иноязычных слов Л. П. Крысин [28, с. 258]. Напомним, что в трудовую книжку вносится запись только о наградах, связанных с трудовой деятельностью награждаемого. В документах федерального уровня сведений о такой награде нам найти не удалось. Однако на уровне субъектов РФ диплом (почётный диплом) как награда встречается, например, в Кузбассе [29], Нижегородской [30] и Ростовской [31] областях, Алтайском крае [32] и других регионах.

Судебная практика по рассматриваемому вопросу о множественности или единичности награждающих субъектов довольно скупа, однако нам удалось обнаружить очень интересное постановление Президиума Сахалинского областного суда от 25.01.2019 г. по делу

№ 44г-4/2019, в котором было указано, что «из буквального содержания подпункта «б» пункта 24 [...] Правил следует, что за трудовые заслуги в трудовую книжку работника подлежат занесению сведения как о производимом работодателем награждении нагрудными знаками, значками, дипломами, почётными грамотами, так и сведения о награждении почётными грамотами, присвоении званий, когда решение об этом принято иным должностным лицом (органом)» [33]. При этом нужно заметить, что нижестоящие суды первых двух инстанций придерживались прямо противоположной точки зрения.

Министерство труда и социальной защиты РФ также стоит на позиции множественности награждающих субъектов. Однако прочтение Минтрудом текста пп. «б» п. 24 Правил отличается от мнения Президиума Сахалинского областного суда. Минтруд полагает, что рассматриваемое положение Правил предоставляет право награждения нагрудными знаками, значками, дипломами и почётными грамотами работодателю, а награждение званиями и почётными грамотами отнесено к компетенции иных награждающих субъектов (см. Письмо Минтруда от 19.06.2019 г. № 14-2/00Г-4088)1.

Федеральные органы государственной власти и - в меньшей степени - субъекты РФ и органы местного самоуправления при учреждении своих наград массово включают в текст положений об учреждаемых наградах требование о внесении в трудовые книжки награждённых лиц записей о состоявшихся награждениях [34]. Ввиду многочисленности примеров такого рода, проще назвать те федеральные органы государственной власти, в положениях о ведомственных наградах которых отсутствует требование внесения записи о награждении ведомственной наградой в трудовые книжки награждённых. Это Министерство юстиции [35], Министерство транспорта [36], Мини-

1Данный документ получен автором данной статьи в ответ на его обращение в Минтруд.

стерство иностранных дел [37], Министерство финансов [38].

Дальше других в этом направлении шагнуло Министерство образования и науки РФ (ныне Министерство просвещения РФ), которое в своём совместном с профсоюзом работников народного образования и науки РФ письме от 20.04.2018 г. № ТС-1114/08 и № 188 «О системе отраслевых наград», в разделе «Информация о системе наград учителей в Российской Федерации», указывает, что, согласно положениям п. 24 Правил, в трудовые книжки учителей могут также вноситься сведения о награждении их наградами названного выше профсоюза, региональных (межрегиональных) организаций профсоюза, а также наградами (поощрениями) по итогам профессиональных конкурсов [39; 40]. Названное письмо, кроме государственных наград (двух почётных званий) и наград, вручаемых работнику работодателем, включает в систему наград учителей награды Правительства РФ, ведомственные награды Минобрнауки, награды Общероссийского профсоюза образования, награды субъектов РФ и награды муниципальных образований, очевидно, предполагая также возможность внесения записи о них в трудовые книжки работников (именно так считает соавтор этого письма Минобрнауки РФ - Общероссийский профсоюз образования2).

Обращает на себя внимание и использование в названном письме диспозитивного понятия «могут» применительно к внесению записи о награждениях в трудовые книжки, в то время как Правила говорят не о возможности, а о внесении записи, не оставляя этот вопрос на усмотрение правоприменителя.

Особенно странное впечатление производит приведённое выше совместное письмо на фоне действующего приказа Минобрнауки России

2Письмо Общероссийского профсоюза образования от 22.05.2019 г. № 36к получен автором данной статьи в ответ на его обращение в Общероссийский профсоюз работников образования.

от 11.12.2018 г. № 71н «О ведомственных наградах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации» [41], в котором, напротив, отсутствует требование о внесении записи о награждении ведомственными наградами Минобрнауки России в трудовую книжку награждённых лиц.

Однако гипотеза о множественности награждающих субъектов имеет и серьёзные недостатки. В частности, вызывает недоумение, почему в приведённом в пп. «б» п. 24 Правил перечне видов награждений отсутствуют: благодарность, которая является одним из самых массовых видов награждений, а также медали, учреждаемые федеральными органами государственной власти, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и общественными объединениями. Исходя из такого понимания пп. «б» п. 24 Правил получается, что награждение медалью федерального министерства или орденом субъекта РФ менее значимо, чем произведённое ими же награждение значком или почётной грамотой, и записи о них не подлежат внесению в трудовую книжку награждённого лица.

Также не понятно, чем руководствовался нормотворец, если, предполагая в рассматриваемом подпункте множественность награждающих субъектов, вообще включает в текст упоминание о работодателе. Логичнее в этом случае было бы вынести все без исключения награждения, производимые работодателем, в пп. «в» п. 24 Правил, установив необходимость предусмотреть их в коллективном договоре и/или правилах внутреннего трудового распорядка.

Следующий вопрос, на который не может быть получен удовлетворительный ответ в рамках гипотезы о множественности награждающих субъектов, - это вопрос о том, почему нормотворцем был избран путь поимённого перечисления видов поощрений вместо указания классифицирующего признака группы/групп наград или награждающих субъек-

тов. Нормотворец перечисляет звания (почётные звания и звания «почётный»), нагрудные знаки (очевидно, подразумевая и нагрудные знаки, и знаки отличия, и нагрудные знаки отличия, и просто знаки), значки (в том числе нагрудные) и дипломы (в том числе почётные) вместо краткого указания на то, что в трудовые книжки работников следует вносить сведения о награждении их за трудовые заслуги наградами органов власти, органов местного самоуправления и, возможно, общественных объединений.

В качестве аргумента против множественности награждающих субъектов можно также привести решение Пермского краевого суда от 17.09.2010 по делу № 3-166-2010 [42] и Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2010 г. [43] по делу № 44-Г10-49 по иску прокурора Пермской краевой прокуратуры о признании недействующими норм Положения о Памятном знаке «Герб Пермского края», Положения о Почётной грамоте губернатора Пермского края, Положения о Благодарственном письме губернатора Пермского края, утверждённых Указом губернатора Пермского края от 01.06.2010 г. № 34. В названном правовом акте губернатора Пермского края была установлена обязательность внесения записи о награждении названными выше наградами в трудовые книжки награждённых лиц. Краевой суд, а за ним и Верховный суд РФ прямо указали на отсутствие оснований для внесения записей о награждениях данными наградами в трудовые книжки. Пермский краевой суд указал, что поскольку порядок ведения трудовых книжек работников устанавливается Правительством РФ (а с 2008 года - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на то Правительством РФ), то ни иной (неуполно-мочённый) федеральный орган государственной власти, ни орган власти субъекта РФ, ни орган местного самоуправления не вправе осуществлять правовое регулирование в этой сфере и предусматривать иной порядок веде-

ния трудовых книжек, который в части внесения в них сведений о поощрениях и награждениях отличается от порядка, предусмотренного «Правилами ведения трудовых книжек» [42].

Частями 2 и 3 ст. 6 Трудового кодекса РФ возможность принятия органами государственной власти субъектов РФ законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предусмотрена лишь по вопросам, не отнесённым к полномочиям федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ [43], при этом принимаемые нормативные акты не должны противоречить нормативным актам большей юридической силы. В данном случае пробела в нормативном регулировании нет, равно как нет и полномочий у названных выше субъектов принимать нормативные акты, регулирующие порядок ведения трудовых книжек, а тем более противоречащие федеральному правовому акту, принятому Правительством РФ.

Вводя дополнительные сведения о награждении (поощрении), подлежащие внесению в трудовые книжки поощрённых лиц, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления превышают свои полномочия в сфере регулирования трудовых отношений. Иначе говоря, по мнению Верховного суда РФ, записи о награждении наградами федеральных органов государственной власти, субъектов РФ, муниципальных образований, любых общественных и религиозных объединений (при условии, что эти субъекты не являются работодателями награждаемого) в трудовую книжку работников вноситься не должны.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что однозначно ответить на вопрос о единственно верном понимании текста пп. «б» п. 24 Правил в рамках действующей редакции нормы невозможно.

1.3. Подпункт «в» пункта 24 Правил

Подпункт «в» пункта 24 Правил гласит, что в трудовую книжку работника вносятся сведения «о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка, уставами и положениями о дисциплине». Все названные источники в качестве награждающего субъекта называют работодателя.

В целях уяснения смысла каждого отдельного положения подпункта «в» п. 24 Правил разделим его текст на составные части. Итак, внесению в трудовые книжки полежат записи:

1) о других видах поощрения, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Речь идёт о видах поощрения, предусмотренных федеральными законами. См., например, ст. 47 Федерального закона от 23.05.2016 г. № 141 -ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы.» [44]; ст. 48 Федерального закона от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации.» [45]; ст. 48 Федерального закона от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации...» [46]; ст. 55 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» [47]. Названные нормы применяются к государственным служащим субъектов РФ с учётом региональных законов о государственной службе, а к муниципальным служащим - с учётом региональных законов о муниципальной службе и правовых актов муниципалитетов. Однако нужно отметить, что в рассматриваемой норме ничего не говорится о законодательстве субъектов РФ и нормативных актах органов местного самоуправления.

Отдельно нужно сказать о том, что п. 3 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской

службе РФ» в качестве поощрений и награждений за гражданскую службу устанавливает любопытную категорию «иные виды поощрения и награждения государственного органа» [47]. На основании этого положения в трудовые книжки государственных гражданских служащих субъектов РФ совершенно обоснованно вносятся записи о награждении их ведомственными наградами профильного органа власти, работниками которого они не являются. Точно так же, через упоминание в федеральном законе в отношении названных выше категорий работников, решён вопрос о внесении в их трудовые книжки записей о поощрениях со стороны Президента и Правительства РФ, которые так же, как и ведомственные награды, могут в данном случае, при несколько расширительном толковании нормы, отнесены к награждениям со стороны работодателя (нанимателя).

Полагаем также неверным расширительное толкование термина «законодательство РФ», включая в него, кроме федеральных законов и иных нормативных актов, ещё и нормативные акты федеральных органов государственной власти, законы субъектов РФ, правовые акты органов местного самоуправления. Такое расширительное толкование термина представляет собой не более чем попытку втиснуть в рамки пп. «в» п. 24 Правил награды названных субъектов с целью обосновать обязательность внесения записи о награждении ими в трудовые книжки награждённых лиц, не связанных трудовыми отношениями с награждающими субъектами. Подзаконные акты в рассматриваемом пункте упомянуты отдельно: это уставы о дисциплине и положение о дисциплине. Представляется странным, чтобы разработчики проекта Правил для определения всего массива нормативных актов не использовали бы принятое и устоявшееся словосочетание «иные нормативные правовые акты», для чего-то заменив его указанием на федеральное законода-

тельство (и продублировав далее указание на подзаконные нормативные акты).

Кроме того, если принять как правильное расширительное толкование термина «законодательство РФ», тогда ломается вся логика данного подпункта, в котором собраны источники наградного права, в рамках которых награждающим субъектом выступает только работодатель;

2) о других видах поощрения, предусмотренных коллективными договорами.

Данное положение, на наш взгляд, не требует обстоятельных пояснений. Речь здесь идёт о видах поощрения, предусмотренных коллективным договором - правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемым работниками и работодателем в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ), а также подлежащим регистрации в Федеральной службе по труду и занятости (ст. 50 ТК РФ);

3) о других видах поощрения, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР).

Здесь речь идёт о том, что в трудовую книжку работника вносятся записи о тех видах поощрений, которые предусмотрены работодателем в принимаемом им локальном нормативном акте, регламентирующем в числе прочего и применяемые к работникам меры поощрения (ст. 189 ТК РФ).

К этой же категории поощрений, по нашему мнению, должны быть отнесены, например, поощрения, предусмотренные органом местного самоуправления относительно своих работников - муниципальных служащих. Уставом муниципального образования, которое в данном случае выступает как рядовой работодатель, и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут быть предусмотрены дополнительные меры поощрения муниципальных служащих с учётом условий и особенностей муниципаль-

ного образования [48]. К названным источникам можно, пожалуй, добавить соответствующие положения законов субъектов РФ о муниципальной службе с учётом того, что все виды поощрений со стороны работодателя должны быть предусмотрены Правилами внутреннего трудового распорядка (ПВТР) или коллективным договором (продублированы в них).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отдельно нужно остановиться на порочной, на наш взгляд, практике включения в ПВТР требования вносить в трудовые книжки работников записи о награждении их наградами тех органов и организаций, работниками которых они не являются. Причиной этого является неверное (по нашему мнению, лукавое) понимание рассматриваемого положения пп. «в» п. 24 Правил, как разрешение включать в ПВТР не только награждения со стороны работодателя, но и награды иных субъектов (как правило, ведомственные награды, награды субъектов РФ и органов местного самоуправления). Делается это в попытке преодолеть отсутствие прямого указания в Правилах на возможность внесения в трудовые книжки работников записей о награждении их наградами названных выше субъектов. Мы полагаем, что под предусмотренными в ПВТР видами поощрения нор-мотворец понимал только и исключительно награды работодателя, учреждённые и вручаемые им своим работникам;

4) о других видах поощрения, предусмотренных уставами и положениями о дисциплине.

Положения о дисциплине и уставы расположены в конце списка нормативных актов, которыми могут предусматриваться поощрения (награждения) и запись о награждении которыми подлежит внесению в трудовую книжку работника. Под положениями о дисциплине и уставами понимаются нормативные правовые акты, распространяющие своё действие на всю территорию РФ.

Дисциплинарные уставы и положения о дисциплине могут иметь различную юридиче-

скую силу. уставы о дисциплине могут быть приняты в виде федерального закона [49] либо утверждены Указом Президента РФ [50] или постановлениями Правительства РФ [51]. Действующее в настоящий момент положение о дисциплине известно автору в единственном числе, им является «Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации» [52], утверждённое Постановлением Правительства РФ от 25.08.1992 г. № 621. Иначе говоря, нормативные акты, объединённые в пп. «в» п. 24 Правил под общим и не вполне удачным термином «уставы и положения о дисциплине», имеют различную юридическую силу и при этом - в нарушение правил юридической техники, требующей расположения нормативных актов в порядке убывания их юридической силы,- помещены после нормативных актов, действующих на уровне организации.

Отличительной особенностью анализируемых источников является то, что уставы о дисциплине и положение о дисциплине принимаются одним субъектом (Правительством, Президентом, Государственной думой), а награждения производятся другим субъектом -непосредственным работодателем награждаемого лица.

Результаты

Проведённое исследование позволяет заключить, что формулировки, применённые в тексте пункта 24 «Правил ведения трудовых книжек», представляются нам некорректными, так как:

1. В пп. «а» п. 24 Правил речь должна идти не о «награждении государственными наградами, в том числе о присвоении государственных почётных званий», а о награждении государственными наградами, включёнными в наградную систему Российской Федерации. А упоминание о распорядительном акте, являющемся основанием для внесения записи о состоявшемся награждении, является общим правилом для любых награждений. Данное

требование отражено в разделе 4 Инструкции по заполнению трудовых книжек, утверждённой Постановлением Минтруда России от 10.10.2003 № 69, и упоминание в Правилах этого технического момента совершенно излишне.

2. Пп. «б» п. 24 Правил вовсе сформулирован таким образом, что не предполагает однозначного его понимания. Вследствие этого положения названного подпункта по-разному понимаются региональными судами, Верховным судом РФ и Минтрудом. Более того, различия в толковании данной нормы могут доходить до степени взаимоисключения. Иначе говоря, налицо ситуация, когда неясность правовой нормы фактически равна её отсутствию.

3. Пп. «в» п. 24 Правил нарушены правила юридической техники: источники права приведены не в порядке убывания юридической силы, а вразброс. Кроме того, полагаем, было бы правильным во избежание неоднозначного понимания со стороны правоприменителя указать в тексте на то, что награждение видами наград и поощрений, предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка или коллективным договором, производится работодателем в отношении своих работников.

Нормотворец, группируя в подпункте «в» награды и поощрения, которыми награждает работодатель (а в части отдельных категорий работников - наниматель и представитель нанимателя), никак не обозначает этого обстоятельства, что, на наш взгляд, представляется неверным и ведёт к ошибкам в процессе правоприменения.

4. В п. 24 Правил отсутствует прямое установление относительно ведомственных наград, наград субъектов РФ и органов местного самоуправления (что, как мы выяснили, является крайне актуальным вопросом), отсутствует аналогичное установление также и по отношению к наградам общественных объединений (в первую очередь профсоюзов).

5. Отсутствует единый критерий (основание), по которому сгруппированы награды и поощрения.

Выводы

На основании проведённого анализа текста пункта 24 «Правил ведения трудовых книжек», утверждённых в Постановлении Правительства РФ «О трудовых книжках» от 16.04.2003 г. № 225, можно делать вывод о необходимости коррекции текста данного документа, поскольку текст действующей его редакции вызывает значительные затруднения при его толковании и применении. Воля нормотворца должна быть выражена предельно ясно, чётко и недвусмысленно. Должны быть разрешены вопросы о внесении в трудовые книжки записей и награждении ведомственными наградами, наградами субъектов РФ, органов местного самоуправления и профсоюзов лиц, не состоящих в трудовых отношениях с награждающим субъектом. Кроме того, полагаем, что сам текст пункта 24 должен иметь стройную логическую структуру, а упоминаемые в нём награды и поощрения должны быть объединены в группы по единому критерию.

В рамках данного исследования полагаем возможным предложить своё видение текста пункта 24 анализируемых Правил, которое, опираясь на практику применения действующей редакции, на системное понимание рассматриваемого вопроса, на вполне определённые тенденции в трактовке спорных положений, по нашему мнению, разрешит имеющиеся неоднозначные и противоречивые положения проанализированной нормы. Текст пункта 24 Правил оправданно было бы изложить следующим образом:

«В трудовую книжку работников вносятся сведения о следующих видах награждений и поощрений их за трудовые заслуги (достижения в труде):

а) о награждении государственными наградами, включёнными в наградную систему Российской Федерации;

б) о награждении наградами Президента и Правительства Российской Федерации, наградами федеральных и региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов (в отношении членов профсоюза);

в) о награждении, производимом работодателем в отношении своих работников, наградами и поощрениями, предусмотренными кол-

лективным договором и/или правилами внутреннего трудового распорядка;

г) об иных видах награждений и поощрений отдельных категорий работников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иными федеральными нормативными правовым актами».

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ) от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019). -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (дата обращения: 23.04.2019).

2. О трудовых книжках (вместе с «Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей»): Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N° 225 (ред. от 25.03.2013). -URL: https://base.garant.ru/12130601/ (дата обращения: 23.04.2019).

3. Кодекс законов о труде // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства за 1917-1918 гг. - № 87-88 от 10 декабря 1918 г. Отдел первый. - URL: http://istmat.info/node/31919 (дата обращения: 23.04.2019).

4. Кодекс законов о труде РСФСР (Утверждён Верховным Советом РСФСР 09.12.1971; введён в действие 1 апреля 1972 года). -URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/usr_7723.htm (дата обращения: 23.04.2019).

5. Давыдова, Е. В. Раздел «Вопрос-ответ» / Е. В. Давыдова // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. - 2018. -№ 10. - С. 77-78.

6. Об утверждении Правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам: Приказ Минздравсоцразвития России от 06.02.2007 № 91 (Зарегистрировано в Минюсте России 14.03.2007 № 9103). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 23.04.2019).

7. О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 07.09.2010 г. № 1099 (с изменениями и дополнениями). - URL: https://base.garant.ru/199318/ (дата обращения: 23.04.2019).

8. Орловский, Ю. П. Настольная книга кадровика: юридические аспекты / Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова; отв. ред. Ю. П. Орловский. - 3-е изд. - М.: Контракт, 2018. - 240 с.

9. Инструкция по заполнению трудовых книжек (Зарегистрирована в Минюсте России 11.11.2003 № 5219) (Утверждено постановлением Минтруда России от 10.10.2003 г. № 69) (ред. от 31.10.2016). - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 23.04.2019).

10. Орловский, Ю. П. 500 актуальных вопросов по Трудовому кодексу Российской Федерации: Комментарии и разъяснения: практическое пособие / Ю. П. Орловский, А. Ф. Нуртдинова, Л. А. Чиканова; под ред. Ю. П. Орловского. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Юрайт-Издат, 2007. - 575 с.

11. Рогожин, М. Ю. Кадровый бестселлер: справочник / М. Ю. Рогожин. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007. - 368 с.

12. Мусаткина, А. А. Об альтернативных поощрительных дисциплинарных санкциях А. А. Мусаткина, Д. А. Липинский // Власть Закона. - 2018. - № 3. - С. 38-48.

13. Об утверждении положений о ведомственных наградах: Приказ Верховного Суда РФ № 1007/кд, Судебного департамента при Верховном Суде РФ № 288 от 12.12.2014 (ред. от 05.12.2018). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

14. О ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 17.07.2013 № 116 (ред. от

13.12.2018) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.07.2013 № 29188). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения:

30.05.2019).

15. О ведомственных знаках отличия Федеральной антимонопольной службы: Приказ ФАС России от 06.07.2015 № 553/15 (ред. от 13.08.2018). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

16. О ведомственных наградах Министерства энергетики Российской Федерации: Приказ Минэнерго России от 23.10.2017 № 999. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

17. О ведомственных наградах Федеральной службы государственной статистики: Приказ Росстата от 25.10.2018 № 635. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

18. Общероссийский классификатор информации о населении. ОК 018-2014 (Принят и введён в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2019-ст.). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_181559/ (дата обращения: 27.04.2019).

19. О ведомственных наградах Министерства здравоохранения РФ: Приказ Минздрава России от 10.08.2012 № 78н (Зарегистрировано в Минюсте России 28.11.2012 № 25949). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

20. Об учреждении геральдического знака-эмблемы Министерства культуры Российской Федерации и нагрудного знака «За вклад в российскую культуру»: Приказ Минкультуры России от 09.08.2012 № 844 (Зарегистрировано в Минюсте России 13.09.2012 № 25460). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

21. О ведомственных наградах Министерства спорта РФ: Приказ Минспорта России от 17.08.2012 № 88 (Зарегистрировано в Минюсте России 27.09.2012 № 25553). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

22. О ведомственных наградах Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ: Приказ Минстроя России от 26.10.2016 № 742/пр (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2016 № 44590). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

23. О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации: Приказ Минтранса России от 30.09.2016 № 285. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

24. О ведомственных знаках отличия Федеральной налоговой службы: Приказ ФНС России от 07.06.2005 № САЭ-3-15/243@ (Зарегистрировано в Минюсте России 17.04.2006 № 7715). - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

25. О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации: Приказ Минтранса России от 30.09.2016 № 285. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

26. О нагрудном значке «Почётный радист»: Приказ Мининформсвязи РФ № 35 от 14.03 2007 г. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

27. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 72 500 слов и 7 500 фразеол. выражений / С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведова; РАН; Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры - М.: АЗЪ, 1993. - 960 с.

28. Крысин, Л. П. Толковый словарь иноязычных слов / Л. П. Крысин. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 944 с.

29. О наградах Коллегии Администрации Кемеровской области: Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 23.10.2006 г. № 212. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

30. О наградах и премиях Нижегородской области: Закон Нижегородской области от 21.04.2003 г. N° 28-З. - URL: http://docs.cntd.ru/document/944917481 (дата обращения: 17.05.2019).

31. О Почётном дипломе Губернатора Ростовской области «За заслуги в воспитании детей: Постановление Правительства Ростовской области от 09.12.2011 № 225. - URL: http://minstroy.donland.ru/Default.aspx?pageid=106287 (дата обращения: 17.05.2019).

32. О мерах поощрения Губернатора Алтайского края: Указ Губернатора Алтайского края от 30.06.2017 г. № 78. - URL: http://docs.cntd.ru/document/450254349 (дата обращения: 10.05.2019).

33. Постановление Президиума Сахалинского областного суда от 25.01.2019 г. по делу № 44г-4/2019. - URL: https://oblsud-sah.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=doc&number=1297923&delo_id=2800001&new=2800001&text_number=1 (дата обращения: 03.05.2019).

34. Давыдова, Е. В. Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения / Е. В. Давыдова. - 2018. - № 10. - С. 77-78

35. О ведомственных наградах Министерства юстиции Российской Федерации: Приказ Минюста России от 17.07.2013 г. № 116. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

36. О ведомственных наградах Министерства транспорта Российской Федерации: Приказ Минтранса России от 30.09.2016 г. № 285. -Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

37. О ведомственных наградах Министерства иностранных дел Российской Федерации: Приказ МИД России от 30.01.2017 г. № 1438. -Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

38. Об учреждении ведомственных наград Министерства финансов Российской Федерации: Приказ Минфина России от15.02.2019 г. № 20н. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

39. О системе отраслевых наград // Письмо Минобрнауки России № ТС-1114/08, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 188 от 20.04.2018 (вместе с Информацией о системе наград учителей в Российской Федерации). - URL: https://ppt.ru/docs/pismo/minobmauki/n-ts-1114-08-200275 (дата обращения: 30.05.2019).

40. Отраслевые награды для работников образовательных организаций // Управление образовательной организацией. - 2019. - № 1. -С. 71-75.

41. О ведомственных наградах Министерства науки и высшего образования Российской Федерации: Приказ Минобрнауки России от 11.12.2018 г. № 71н. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72041744/ (дата обращения: 30.05.2019).

42. О признании недействительными пункта 10 Положения о памятном знаке «Герб Пермского края», пункта 13 Положения о Почётной грамоте губернатора Пермского края, пункта 12 Положения о Благодарственном письме губернатора Пермского края, утверждённых Указом губернатора Пермского края от 01.06.2010 № 34: Решение Пермского краевого седа от 17.09.2010 по делу № 3-166-2010. -Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

43. Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2010 г. № 44-Г10-49. - URL: http://sudbiblioteka.ru/vs/text_big3/verhsud_big_47695.htm (дата обращения: 01.06.2019).

44. О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71303774/ (дата обращения: 30.05.2019).

45. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

46. О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: Федеральный закон от 19.07.2018 г. № 197-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_302867/ (дата обращения: 30.05.2019).

47. О государственной гражданской службе РФ: Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 30.05.2019).

48. Ежевский, Д. О. Правовые основы прохождения муниципальной службы в Российской Федерации / Д. О. Ежевский // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3. - С. 57-73.

49. Устав о дисциплине работников организаций, эксплуатирующих особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты в области использования атомной энергии: Федеральный закон от 08.03.2011 № 35-ФЗ. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

50. Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 16.11.1998 № 1396 Указ Президента РФ от 14.10.2012 № 1377 «О Дисциплинарном уставе органов внутренних дел Российской Федерации» . - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

51. Об утверждении Устава о дисциплине экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота: Постановление Правительства РФ от 22.09.2000 № 715. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30.05.2019).

52. Положение о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации: утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.08.92 № 621 (ред. от 14.07.2001). - URL: https://zakonbase.ru/content/part/263193 (дата обращения: 30.05.2019).

© Кичигин С. В., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.