Научная статья на тему 'Проблемы нормативного регулирования качества работ в строительстве'

Проблемы нормативного регулирования качества работ в строительстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
671
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
строительная деятельность / качество работы / надлежащее выполнение / договор подряда / показатель объекта строительства / производственная мощность предприятия / СНиП / ГОСТ / технические нормы

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Киретова Татьяна Владимировна

В статье дается общая характеристика нормативно-правового регулирования качества работ в строительной деятельности. Автор уделяет внимание данному правовому аспекту в связи с исследованием проблематики надлежащего исполнения строительных работ в договоре подряда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы нормативного регулирования качества работ в строительстве»

трибуна молодого ученого

проблемы нормативного регулирования качества работ в строительстве

© т. в. киретова

киретова

татьяна владимировна

преподаватель кафедры гражданского права и процесса филиал самарской гуманитарной академии в г. тольятти

В статье лается общая характеристика нормативноправового регулирования качества работ в строительной деятельности. Автор уделяет внимание данному правовому аспекту в связи с исследованием проблематики надлежащего исполнения строительных работ в договоре подряда.

Ключевые слова: строительная деятельность, качество работы, надлежащее выполнение, договор подряда, показатель объекта строительства, производственная мощность предприятия, СНиП, ГОСТ, технические нормы.

В сфере активного реформирования законодательства, регламентирующего строительную деятельность, постоянным вопросом возникает проблема качества работы. Последнее связано не только с подтверждением надлежащего выполнения подрядчиком обязательств и дальнейшей оплаты заказчиком, но нередко низким уровнем сданных в эксплуатацию объектов строительства [1].

Поэтому возникает актуальность выработки с научной и практической точки зрения единого граждан-ско-правового понятия качества работ.

Действующее гражданское законодательство не дает четкую дефиницию качества работ, а лишь определяет в статье 721 ГК РФ, что «выполненные работы должны соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии и неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работе соответствующего вида».

В этой же статье определяется: «если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными

обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода».

Что касается определения понятия качества строительных работ, то в пункте 1 статьи 754 ГК РФ законодатель установил критерий, как «показатель объекта строительства» и производный от него — «производственная мощность предприятия».

Эта же статья определяет условие, что «подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации и обязательных для сторон строительных нормативов и правил, а также за недостижение в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия».

При этом возникают следующие проблемы, во-первых, в законодательстве нет определения, характеризующего «показатель объекта строительства» и «производственную мощность предприятия». Единственное схожее упоминание, которое дается в законодательстве, имеющее отношение к показателю объекта строительства и производственной мощности предприятия, дано в Градостроительном кодексе РФ. Пункт 14 ст. 1 Градостроительного кодекса содержит термины «параметры объекта капитального строительства и показатели производственных мощностей» [2], определение которым в данном Кодексе тоже не дано. Даже терминологически нормы ч. 1 п. 1 ст. 754 ГК РФ и п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса разнятся. Во-вторых, по сути, применяя категорию «показатель объекта строительства», законодатель в ч. 1 п. 1 ст. 754 ГК РФ дублирует технический элемент понятия качества, а именно тех показателей качества строительства, которые закреплены в технической документации к договору строительного подряда, и согласно п. 1 ст. 743 ГК РФ является неотъемлемой частью договора строительного подряда.

Таким образом, нормы, устанавливающие условия о качестве работ, отсылают к техническим нормам. Последние в совокупности составляют систему технических актов в виде строительных норм и правил, ГОСТ и технических условий.

Поэтому при осуществлении строительства соблюдение требований, содержащихся в технических актах, является обязательным, так как они устанавливают требования к качеству выполняемой работы, а также содержат условия безопасности и надежности выполняемых работ, обеспечивают охрану окружающей среды.

В технических нормах отсутствует определение качества работ, указанные нормы лишь определяют критерии, устанавливающие, что работы выполнены в соответствии с предъявляемыми требованиями качества.

Например, СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства» определяет, что обязательным подтверждением качества выполненных подрядчиком работ является их соответствие требованиям нормативных документов и стандартов. В разделе 6 указанного СНиПа установлены требования, которые включаются в «производственный контроль качества строительства» [ 3].

Кроме того, на законодательном уровне установлена система управления (контроля) качеством в строительных организациях на основе Национальных стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9001-2001 [4].

Необходимость регулирования техническими нормами условий о качестве работ связана, прежде всего, с разнообразием выполняемых работ и особенностью их выполнения.

В то же время разнообразие видов работ и технологий строительства, управ-

Проблемы нормативного регулирования качества работ в строительстве

ление производством предопределило создания большого количества технических норм. По содержанию эти документы наполнены техническими нормами, которые указывают на основные права и обязанности участников строительства и регулируют разнообразные виды, этапы и технологии строительного производства.

Таким образом, технические нормы содержат критерии, устанавливающие качество работ и процедуры контроля за их выполнением, но не определяют понятие качества работ.

Однако возникает вопрос, почему огромное количество разработанных годами технических норм не может совместно с правовыми нормами определить понятие качества работ и соответственно обеспечить надлежащий уровень их выполнения?

К примеру, если рассмотреть процессы строительства, происходящие в настоящее время на территории Московской области, то можно увидеть, что лишь немногие объекты строительства в полном объеме отвечают требованиям технических норм по вопросу качества, притом, что в Московской области создана достаточно сильная нормативная база по строительству объектов. Успешно в Московской области действует государственный архитектурно-строительный надзор, усилия которого направлены на качество возводимых объектов. Полномочия, предоставленные этой структуре, достаточно широки, но механизм реализации их в настоящее время отсутствует, т. к. на федеральном уровне вопросы качества работ до настоящего времени четко не установлены [5].

Все эти и другие проблемы вызвали необходимость существенного реформирования законодательства в строительстве.

Первым документом в реформировании стал Федеральный закон от 27.12.2002 ц 184-ФЗ «О техническом регулировании»[6], в соответствии с которым систему нормативного обеспечения сферы регулирования строительства должны составить принимаемые технические регламенты. Таким образом, строительные нормы и правила, регулирующие вопросы качества работ, строительных материалов, оборудования, выполнения работ и управления процессом строительства, и прочие вопросы будут заменены на технические регламенты в течение семи лет.

Пока не ясно, насколько грамотно и в отведенные законом сроки будут разработаны технические регламенты, ведь строительные нормы и правила разрабатывались учеными десятилетиями. Поэтому объем подлежащих переработке норм настолько велик, что разработка новых технических норм может занять более десятка лет. А что будет, когда действие обязательных требований СНиПов прекратится? Этот вопрос пока остается без ответа.

Думается, что пока не вступят в силу разработанные технические регламенты, законодатель продлит срок действия строительных норм и правил.

Таким образом, анализ действующего законодательства и отдельных технических актов, регулирующих строительство, позволяет сделать вывод о назревшей необходимости пересмотра существующего порядка реформирования законодательства в этой области.

Относительно вопросов реформирования законодательства по качеству работ, — то целесообразно в свете совершенствования технических норм вести разработку понятия и критериев качества работ параллельно с правовыми нормами, но не заменять их.

Законодателю необходимо на уровне правовой нормы выработать четкую, концептуальную и универсальную дефиницию качества работ.

Представляется, что высказанные суждения по проблематике не останутся без внимания и станут поводом для глубоких научных исследований.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Например, трагедия в «Трансвааль парке» г. Москва заставила обратить пристальное внимание на повышение уровня качества объектов строительства.

2. Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16.

3. Постановление Госстроя РФ от 19.04.2004 № 70 // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2004. № 12.

4. Приказ Росстроя от 13.07.2005 № 190 «О применении систем управления (контроля) качеством на основе национальных стандартов серии ГОСТ РИСО 9000» // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации. 2005. № 9.

5. Бунакова,Е. В. К вопросу о правовой реформе строительства // Правовые вопросы строительства.2005. № 2. С. 11.

6. Собрание законодательства РФ. 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.