Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ)'

ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РФ / ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО / ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / РЕКУЛЬТИВАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Липски Станислав Анджеевич, Стороженко Ольга Михайловна

Задача: изучить проблемы нормативного правового регулирования нарушения и рекультивации земель в условиях Арктики. Для этого рассмотрены: 1) соотношение площадей нарушенных земель в северных регионах по разным причинам (выявлены основные факторы их нарушения); 2) организация мониторинга таких земель; 3) нормативное правовое регулирование проведения использования и рекультивации земель Арктической зоны РФ; пробелы в соответствующем законодательстве. В основу исследований положены отчетные данные Росреестра, федеральные и региональные нормативные правовые акты, научные разработки по тематике, в том числе авторов данной статьи. Выводы. Законодательное регулирование использования и рекультивации земель имеется, однако оно определяет лишь их общие черты (как для расположенных в пределах АЗРФ, так и для других регионов), характеризуется отсутствием системного подхода к регулированию правоотношений и значительными пробелами. Практическое значение состоит в сборе и проведении анализа данных по состоянию земель в Арктической зоне РФ и обзоре регионального законодательства, регламентирующего рекультивацию территорий АЗРФ. Ценность обусловлена тем, что состояние нормативного правового регулирования рекультивации земель Арктической зоны РФ проанализировано в меньшей степени, чем состояние аналогичного законодательства других регионов. А работы по сопоставлению темпов нарушения и рекультивации земель в условиях Арктики вообще не выполнялись.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Липски Станислав Анджеевич, Стороженко Ольга Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTUAL ISSUES OF LEGAL REGULATION OF LANDS USE, PROTECTION AND RECLAMATION IN ARCTIC REGION

Purpose: to study the dynamics of the disturbed and reclaimed lands in Arctic Zone in correlation to the country’s relevant data. The following issues were investigated to achieve the research objective: proportion of disturbed lands in Northern regions and primary factors of the lands violation; organization of disturbed lands monitoring; legislation related to use and reclamation of Arctic Zone lands; regional legislations gaps. The research is grounded on official reports of Rosreestr; federal and regional legislative acts ensuring reclamation of the disturbed lands; related scientific research including studies of the authors. Resume. The legislation ensuring the above-mentioned activities is available, but it defines particularly general aspects for the territories compounding AZR as well as for other regions characterized by the lack of a systematic approach to the regulation of legal relations and significant gaps. The practical issue of the article is expressed in collection and analysis of the data related to Arctic zone lands and study of regional legislation ensuring reclamation activities at Arctic Zone of Russia. Value ensured by the fact that Arctic land resources were studied and examined to a very small extent as the processes of Land at other country’s lands. Moreover, dynamics of the disturbed and reclaimed lands in Arctic Zone have never been studied before.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ)»

6. ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО; ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО; АГРАРНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.06)

6.1. ПРОБЛЕМЫ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИНОВ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ)

Липски Станислав Анджеевич, д-р экон. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Государственный университет по землеустройству. Подразделение: кафедра земельного права. E-mail: lipskisa@guz.ru

Стороженко Ольга Михайловна, канд. юрид. наук. Должность: доцент. Место работы: Российская открытая академия транспорта РУТ. Подразделение: кафедра экономической теории и менеджмента. E-mail: olgastorozhenko@gmail.com

Аннотация

Задача: изучить проблемы нормативного правового регулирования нарушения и рекультивации земель в условиях Арктики. Для этого рассмотрены: 1) соотношение площадей нарушенных земель в северных регионах по разным причинам (выявлены основные факторы их нарушения); 2) организация мониторинга таких земель; 3) нормативное правовое регулирование проведения использования и рекультивации земель Арктической зоны РФ; пробелы в соответствующем законодательстве.

В основу исследований положены отчетные данные Росреестра, федеральные и региональные нормативные правовые акты, научные разработки по тематике, в том числе авторов данной статьи.

Выводы. Законодательное регулирование использования и рекультивации земель имеется, однако оно определяет лишь их общие черты (как для расположенных в пределах АЗРФ, так и для других регионов), характеризуется отсутствием системного подхода к регулированию правоотношений и значительными пробелами.

Практическое значение состоит в сборе и проведении анализа данных по состоянию земель в Арктической зоне РФ и обзоре регионального законодательства, регламентирующего рекультивацию территорий АЗРФ.

Ценность обусловлена тем, что состояние нормативного правового регулирования рекультивации земель Арктической зоны РФ проанализировано в меньшей степени, чем состояние аналогичного законодательства других регионов. А работы по сопоставлению темпов нарушения и рекультивации земель в условиях Арктики вообще не выполнялись.

Ключевые слова: Арктическая зона РФ, землеустройство, особо охраняемые природные территории, рекультивация земель.

ACTUAL ISSUES OF LEGAL REGULATION OF LANDS USE, PROTECTION AND RECLAMATION IN ARCTIC REGION

Lipski Stanislav Andgeevich, Dr of Economics, Associate professor. Position: Head of chair. Place of employment: State University of Land Use Planning. Department: Land Law chair. E-mail: lipskisa@guz.ru

Storozhenko Olga Mikhailovna, PhD in Law. Position: Associate professor. Place of employment: Russian Open Transport Academy of RUT. Department: Economics Theory And Management chair. E-mail: olgastorozhenko@gmail.com

Annotation

Purpose: to study the dynamics of the disturbed and reclaimed lands in Arctic Zone in correlation to the country's relevant data. The following issues were investigated to achieve the research objective: proportion of disturbed lands in Northern regions and primary factors of the lands violation; organization of disturbed lands monitoring; legislation related to use and reclamation of Arctic Zone lands; regional legislations gaps.

The research is grounded on official reports of Rosreestr; federal and regional legislative acts ensuring reclamation of the disturbed lands; related scientific research including studies of the authors.

Resume. The legislation ensuring the above-mentioned activities is available, but it defines particularly general aspects for the territories compounding AZR as well as for other regions characterized by the lack of a systematic approach to the regulation of legal relations and significant gaps.

The practical issue of the article is expressed in collection and analysis of the data related to Arctic zone lands and study of regional legislation ensuring reclamation activities at Arctic Zone of Russia.

Value ensured by the fact that Arctic land resources were studied and examined to a very small extent as the processes of Land at other country's lands. Moreover, dynamics of the disturbed and reclaimed lands in Arctic Zone have never been studied before.

Keywords: Arctic Zone of the Russian Federation, Land Management, Specially Protected Natural Areas, land reclamation.

Особое правовое положение земель Арктической зоны РФ (далее - АЗРФ) обусловлено спецификой климата, наличием разрабатываемых значительных запасов полезных ископаемых и специфической экосистемой, практически не способной к самовосстановлению. Территория Арктической зоны составляет 17% всей территории Российской Федерации, на которой проживает всего около 1% населения. Именно эти территории являются исконным местом проживания коренных малочисленных народов Севера, для которых основой хозяйственной деятельности являются традиционные промыслы (охота, рыболовство, оленеводство).

«Северное» землепользование специфично и в осуществлении природоохранных мероприятий (учитывая развитие здесь негативных процессов, таких как нарушение и загрязнение земель, которые, как и экосистемы в целом, обладают пониженной способностью к самовосстановлению). Особенно уязвимы оленьи пастбища, 74,6% общей площади которых находится в деградированном состоянии. Причем это усугубляется

несоблюдением ограничений нагрузки на пастбища при выпасе оленей.

Все вышеперечисленные условия требуют сохранения определенного баланса между: 1) промышленным освоением и неизбежным при этом негативным воздействием на окружающую среду и на процесс традиционного природопользования 2)сохранением уникальных экосистем; 3) традиционным природопользованием, которым занимаются проживающие здесь КМНС и их общины - они более крепко, чем остальная часть человечества, связаны с природой (охота, рыбная ловля, оленеводство, иные промыслы являются для них необходимыми жизненными условиями).

Для достижения и поддержания такого баланса нужно не только проводить рекультивацию нарушенных земель, но и иметь правовой механизм, позволяющий соответствующим образом обустроить эти территории.

Как следует из данных официальной отчетности Росреестра, в 2017 году по стране в целом общая площадь нарушенных земель составила 1058,6 тыс. га. [1] По данным же Росприроднадзора их площадь -1242,4 тыс. га. [2] Расхождение объясняется тем, что с 2013 года Росприроднадзор использует материалы специального наблюдения «Сведения о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя почвы» - форма № 2-ТП (далее - форма № 2-ТП). По данным Росреестра почти половина площади нарушенных земель в стране (43,6%) приходится на 7 регионов: Ямало-Ненецкий (105,5 тыс. га или 10% от общей площади нарушенных земель по стране), Ханты-Мансийский (55,7 тыс. га или 5,5%) и Чукотский (47,5 тыс. га или 4,5%) автономные округа, Кемеровская (79,1 тыс. га или 7,5%), Магаданская (77,4 тыс. га или 7,3%) и Свердловская (62,0 тыс. га или 5,9%) области, а также Республика Саха (Якутия) (30,9 тыс. га или 2,9). Все это регионы с развитой нефте- газодобычей и другими видами добывающей промышленности. При этом следует учитывать, что помимо техногенного воздействия причиной деградации часто становится нерациональное использование земель, выражающееся в несоблюдении отработанных технологий и землеустроительных предписаний. Это относится, например, к оленьим пастбищам - большая их часть (56,6% - 189,7 тыс. га из 335,2 млн. га) никак не закреплена за оленеводами [1]. Это влечет за собой нарушение режима их использования, в частности происходит превышение допустимой оленеемкости пастбищ вблизи мест проживания оленеводов. Как результат -почти 75% из них в той или иной мере деградированы [3, 2011].

Что касается распределения нарушенных земель между различными целевыми категориями, то наибольшая площадь относится к промышленности и иным землям специального назначения (415,8 тыс. га или 39,3%). Примерно вдвое меньше - земли лесного фонда (236,8 тыс. га или 22,4%) и сельскохозяйственного назначения (206,4 тыс. га или 19,5%). Из земель запаса нарушенными являются 98,0 тыс. га или 9,2%, а населенных пунктов - 97,3 тыс. га или 9,2%. Практически нет нарушенных земель в составе земель водного фонда (3,0 тыс. га или 0,3%) и особо охраняемых территорий и объектов (1,3 тыс. га или 0,1%).

На северные регионы сейчас приходится 29,2% от площади всех нарушенных земель в стране. Больше всего нарушенных земель находится в Ямало-Ненецком автономном округе и Республиках Коми (причем здесь происходит увеличение площади вновь нарушенных в течение года земель: 2015 г. - 4320 га;

2016 г. - 9913 га; 2017 г. - 25104 га; в результате в

2017 г. в регионе сложилось катастрофическое соотношение нарушенных за год земель с ранее нарушенными -73,5%, то есть вред одного года сопоставим со всем предыдущем периодом) и Саха (Якутия), где темпы новых нарушений земель также достаточно высокие (ежегодный прирост за 2015-2016 и 2016-2017 годы - 28,3% и 14,9%).

Основной причиной нарушения земель по стране в целом и во всех регионах АЗРФ является разработка месторождений полезных ископаемых, удельный вес которой находится в интервале 73-87% от нарушенных площадей.

Для наблюдения за состоянием нарушенных земель и отслеживания развивающихся на них процессов осуществляется государственный мониторинг земель, но для территорий АЗРФ он носит пока весьма ограниченный (точечный) характер.

Нарушение и деградация земель сказываются и на смежных участках - на их почвенном и растительном покрове, гидрологическом режиме. Поэтому в отношении деградированных и нарушенных земель проводится рекультивация. Причем, для таких вариантов землепользования, когда нарушение земель технологически неизбежно, законодательство заранее предусматривает необходимость предварительной разработки проекта проведения рекультивации. И соответствующие работы проводятся.

Что касается ежегодно выполняемых работ по рекультивации нарушенных земель в регионах АЗРФ, то в каждом регионе АЗРФ состояние рекультивации различны. Так, в Ямало-Ненецком и Чукотском автономных округах ситуация достаточно стабильна и сводится в основном к устранению негативных последствий разработки полезных ископаемых; в Красноярском крае наблюдается устойчивая тенденция повышения темпов рекультивации земель над их нарушением; в Республике Саха и Ненецком автономном округе выполнение работ характеризуются значительными ежегодными колебаниями; в Республике Коми, Республике Карелия, Архангельской области, Мурманской области работы либо почти не ведутся, либо показатели меняются в худшую сторону.

Регламентация рекультивации земель долгое время была основана на положениях Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» [4]. Но применение в принципиально новых социально-экономических и правовых условиях решений 20-25-летней давности вызывало определенные затруднения. Поэтому в июле 2018 г. Правительство утвердило Правила проведения рекультивации и консервации земель [5].

Следует отметить, что Правила уточнили понятийный аппарат в соответствующей сфере; закрепили различие между рекультивацией и консервацией земель (первая - обеспечивает их восстановление до состояния, пригодного для их использования, а вторая проводится, если нельзя в течение 15 летнего срока устранить последствия деградации, ухудшения экологической обстановки или нарушения почвенного слоя, из-за которых невозможна хозяйственная деятельность на этих землях); детально регламентируют требования к проекты рекультивации, а также содержанию и порядку подписания акта о рекультивации.

При этом нельзя не отметить недостаток этих Правил, состоящий в том, что в них продолжен начатый в

2008 году курс на принижение роли землеустройства. Новые правила не просто выводят проекты по рекультивации и консервации из сферы землеустройства, но и создают правовую неопределенность (не ясно - это землеустроительные проекты или какие-то другие).

Между тем, обустройство территорий АЗРФ не просто входит в сферу задач землеустройства (как для других территорий), оно направленно как раз на организацию территорий, используемых общинами КМНС и лицами, относящимися к указанным народам, для обеспечения их традиционного образа жизни [6, ст.18]. Соответствующие землеустроительные мероприятия направлены на регламентацию процессов рационального использования земель и природно-ресурсного потенциала и их охраны на территориях, предоставленных КМНС для обеспечения их традиционного образа жизни.

С учетом того, что в историческом аспекте базовыми отраслями традиционного хозяйствования в местах исконной среды обитания КМНС являются оленеводство, охотничий и другие промыслы, рыболовство, сбор ягод и дикоросов, землеустройство территорий АЗрФ направлено на достижение оптимального сочетания этих традиционных отраслей хозяйствования КМНС и промышленного освоения указанных территорий. Также оно обеспечивает сбалансированное использование имеющихся земельных угодий и биоресурсов с учетом наличия трудовых и материальных ресурсов.

Однако рассмотренные выше проблемы землеустройства в целом (как института) негативно сказались и на землеустроительной обустроенности АЗРФ. Так, с начала земельных преобразований 1990-х годов, землеустройство там практически не проводится, что отрицательно повлияло на эффективность традиционных отраслей хозяйствования, а также на состояние качества земель, ресурсов растительного и животного мира. В результате практически повсеместно оказался нарушен режим пастбищного содержания оленей и па-стбищеобороты, не соблюдаются места проходов и маршруты движения стад оленей по сезонным участкам выпаса, увеличилось время выпаса оленей на участках и сверхнормативное количество выпасаемых на них животных. Стада, как правило, стали выпасать вблизи мест проживания, что привело к повышенному стравливанию растительности на пастбищах. Именно нарушение режима использования оленьих пастбищ (переиспользование) вышло на первое место среди причин их деградации.

Наиболее сильное воздействие на оленьи пастбища оказывает неупорядоченный выпас оленей в Республике Саха (Якутия), Таймырском, Чукотском и Ямало-Ненецком автономных округах.

При этом отсутствие проектов и опыта внутрихозяйственного землеустройства для таких условий не позволяет правильно и эффективно осуществлять мероприятия, связанные с восстановлением деградированных земель и проведением всего комплекса природоохранных мероприятий.

Для землеустроительного обеспечения северных территории и, в особенности таких, где проживают КМНС, разработаны соответствующие методические решения. Так, в отношении первого шага - оценки качества земель, являющихся исконной средой их обитания, еще в 2004 году Росземкадастром были утверждены соответствующие Методические рекомендации

Характеризуя непосредственно проведение землеустройства в районах Крайнего Севера, следует отметить его системный характер. Это различные виды землеустроительных решений (документации), выполняемые в определенной последовательности.

Совмещение на одних и тех же территориях различных видов хозяйствования и многофункциональность традиционного природопользования предъявляют повышенные требования к организации рационального использования земель и природно-ресурсного потенциала (по сравнению с аналогичным содержанием организации территорий в старообжитых земледельческих регионах).

При этом особую актуальность приобретает интеграция мероприятий по хозяйственному освоению и инфраструктурному обустройству землепользований с сохранением окружающей природной среды. В разрабатываемых для АЗРФ землеустроительных проектах важна их адаптивная направленность, позволяющая обеспечить более полное использование естественного и хозяйственного потенциала территорий, охрану окружающей среды, защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни КМНС.

При этом ключевой особенностью использования земельных угодий в АЗРФ (и соответствующих проектных решений) является их многофункциональность, когда одна и та же территория может одновременно использоваться и как оленьи пастбища, и как охотничьи угодья, и угодья для сбора дикоросов и как территория для рыболовства.

Кроме того, именно в рамках землеустроительных проектов следует определять состав и последовательность природоохранных мероприятий при рекультивации земель нарушенных при разработке полезных ископаемых, транспортировке углеводородов, перевыпасе оленей, а также рассчитываться компенсационные платежи при ухудшении качества земель, связанном с указанными факторами, приведшими к нарушению почвенного покрова.

Что кается регионального законодательства, регламентирующего рекультивацию территорий АЗРФ и проведение там землеустройства, то в качестве примера приведем Закон Чукотского автономного округа от 21 декабря 2007 г. № 159-ОЗ «Об охране земель, занятых оленьими пастбищами в Чукотском автономном округе»[8]. В ст. 2 данного Закона предусмотрено проведение мероприятий по рекультивации нарушенных земель, занятых оленьими пастбищами, восстановление их почвенно-растительного покрова и других полезных свойств земли. Если же восстановить поч-венно-растительный покров невозможно, то, согласно указанному закону, такие оленьи пастбища подлежат консервации.

Землеустройство же в целом законами субъектов Российской Федерации, входящих в АЗРФ, регулируется в меньшей степени (в сравнении с «традиционными» сельскохозяйственными регионами). Причем, чем больше развито в регионе сельское хозяйство, тем более полно раскрыты в его законодательстве землеустроительные аспекты.

Так, в Красноярском крае действует закон «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» [9], в котором, в его нынешнем виде, землеустройству посвящена только одна статья «Землеустроительная документация». Кроме того, вопросы поддержки землеустроительных, кадастровых и других работ по оленьим пастбищам регулирует краевой за-

кон «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае» [10].

В Республике Саха принят Земельный кодекс Республики Саха (Якутия)[11]. Вопросам землеустройства в этом кодексе посвящены две статьи, согласно которым как в части содержания землеустройства (ст. 6), так и организации и порядка его проведения (ст. 7) полностью воспроизводятся федеральные нормы.

Кроме того, республиканский закон «О северном домашнем оленеводстве» [12] определяет, что государственное регулирование оленеводства направлено, в том числе на организацию и проведение землеустройства оленьих пастбищ (ст. 4), а их использование должно осуществляться в полном соответствии с проектами землеустройства (ст. 23).

В других регионах АЗРФ специальных законов о землеустройстве нет. С 1991 по 2001 годы в Республике Карелия действовал Земельный Кодекс, который определял землеустройство как систему мероприятий, направленных на осуществление земельного законодательства, решений по организации использования и охраны земель, создание благоприятной экологической среды и улучшение природных ландшафтов. Примерно в такие же сроки действовал и Земельный Кодекс Республики Коми. Из действующих в настоящее время законов, закрепляющих региональную специфику, следует отметить Закон «Об оленеводстве в Республике Коми» [13], согласно которому отношения, связанные с использованием оленеводческими хозяйствами Республики Коми земель, расположенных на территориях других регионов, регулируются в том числе согласно проектам внутрихозяйственного землеустройства (ст. 4), а границы земельных участков, используемых под оленьи пастбища и закрепляемых за конкретными лицами, устанавливаются также указанными проектами (ст. 15).

Из региональной законодательной специфики следует отметить, что в Архангельской области определение порядка проведения землеустройства отнесено к полномочиям регионального Правительства (в соответствии с федеральным и региональным законодательством - Областной закон 2009) [14].

В Мурманской области особенности землеустройства не установлены - соответствующий региональный закон (2003) отсылает к федеральному законодательству (ст. 8) [15].

В Ненецком автономном округе с 2005 года действует Закон «О регулировании земельных отношений на территории Ненецкого автономного округа» [16], согласно которому образование занятых оленьими пастбищами земельных участков при их предоставлении в аренду осуществляется на основании материалов землеустройства (п. 3 ст. 30). Кроме того региональным Законом «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе» [17] предусмотрено, что именно проектами внутрихозяйственного землеустройства определяется оленеемкость территорий оленьих пастбищ, которая не должна превышаться. В случае же превышения общей численности поголовья оленей, содержащихся на оленьем пастбище, над его оленеемко-стью это является основанием для расторжения договора аренды представленного под оленье пастбище участка и влечет административную ответственность. При этом оленеводы (юридические лица и индивидуальные предприниматели) обязаны заключать договоры о разработке таких проектов с организациями, уполномоченными на проведение землеустроительных работ, а за счет средств окружного бюджета осу-

ществляется частичное возмещение затрат на разработку указанных проектов (ст. 8).

В Ямало-Ненецком автономном округе также действуют законы «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» (2009) [18] и «Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе» (2016) [19]. Но в первом упоминание землеустройства ограничено наделением окружного Правительства полномочием инициировать проведение землеустройства и устанавливать дополнительные, не предусмотренные федеральным законодательством виды землеустроительной документации (ст. 3). Во втором же лишь указано, что организация и проведение внутрихозяйственного землеустройства оленьих пастбищ является одной из мер государственной поддержки в сфере оленеводства (ст. 9).

Земельное законодательство Чукотского автономного округа каких-либо особенностей о землеустройстве на территории округа не содержит (Закон Чукотского автономного округа «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Чукотского автономного округа» 2015 [20]). Здесь можно отметить лишь Закон «О государственном регулировании и государственной поддержке развития северного оленеводства в Чукотском автономном округе» (2007) [21], который определяет развитие научных исследований в сфере землеустроительных, кадастровых и других работ по оленьим пастбищам в качестве одного из основных направлений государственного регулирования оленеводства (ст. 2). Также участие в финансировании землеустроительных и кадастровых работ, направленных на сохранение и воспроизводство кормовой базы северного оленеводства, признано в качестве меры его государственной поддержки (ст. 3).

Нормы федерального законодательства создали необходимые правовые основы для баланса различных интересов в АЗРФ (традиционные образ жизни и промыслы КМНС - сохранение уникальных экосистем -добывающая промышленность). Это является основой формирования концептуального подхода к проблеме баланса таких интересов. Однако разнонаправленные изменения в некоторых отраслевых законах последних лет не позволяют достичь оптимальности в таком балансе и максимально использовать потенциал этих территорий [22].

Земли АЗРФ весьма уязвимы по отношению к разного рода техногенным воздействиям (в первую очередь - добыча и транспортировка полезных ископаемых) и переиспользованию при выпасе северного оленя. Поэтому для северных территорий ничуть не меньше, чем для остальной части страны важны 1) система наблюдений за состоянием нарушенных и деградированных (и потенциально опасных в этом отношении) земель, 2) землеустроительные меры по их рациональному использованию (особенно - оленьих пастбищ) и рекультивации. Процессы нарушения и восстановления земель в северных регионах идут по-разному (но в общем здесь ситуация хуже, чем по Российской Федерации в целом). Поэтому мониторинг и землеустройство здесь должны иметь «северную» специфику: определение оленеемкости пастбищ, при разработке проектов - сокращение маршрутов кочевания оленей, уменьшение мозаичности пастбищ, при ее наличии - проектирование проходных путей для перегона оленей по сохраняющимся чересполосным участкам пастбищ. Также важна интеграция мероприятий по хозяйственному освоению и инфраструктурному обу-

стройству оленьих пастбищ с охраной окружающей природной среды.

Следует отметить, что на примере АЗРФ наглядно проявилась общая ситуация в сфере правового регулирования использования, охраны и рекультивации земель. Так хотя Земельный кодекс Российской Федерации [23] (далее - ЗК РФ) определяет, что он, как и иные акты земельного законодательства, призваны регулировать земельные отношения, то есть связанные с использованием и охраной земель (п. 1 ст. 3), но Кодексом, как и другими актами федерального уровня в настоящее время регулируются большей частью иные, связанные земельными ресурсами аспекты (их предоставление, реализация прав на них, образование земельных участков и др.). Вопросам же охраны земель посвящены только одна глава ЗК РФ (3 статьи из 170 содержащихся в нем статей, из которых 77 были добавлены уже после его принятия) и косвенно некоторые федеральные законы.

К настоящему времени федеральным законодателем уточнены цели охраны земель (новая ред. ст. 12 ЗК РФ) - наряду с прежними 1) предотвращение негативного воздействия на земли и почвы и 2) ликвидация их последствий (если предотвратить такое воздействие не удалось), в качестве еще одной цели указано на 3) обеспечение рационального использования земель [6]. Однако обозначение этой новой задачи, связанной с рациональным использованием земель, не получило последующего законодательного развития. Так, основным институтом, обеспечивающим такое использование, является землеустройство. Между тем, все изменения, которые соответствующий специальный федеральный закон [24] претерпел с момента его принятия, представляли собой исключения из него объектов и видов работ, традиционно считавшихся землеустройством. Не лучше обстоят дела и с подзаконными актами в указанной сфере. То есть формально вопросам законодательной охраны земель, их рекультивации уделяется должное внимание - совершенствуются нормы действующих законов и даже принимаются новые нормативные акты. Однако на деле ситуация отнюдь не улучшается.

Список литературы:

1. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии [Электронный ресурс]: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2017 году - URL: https://rosreestr.ru/site/activity/sosto-yanie-zemel-ossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ 2017 (дата обращения 15.04.2019)

2. Приказ Министерства регионального развития РФ от 9 декабря 2009 г. № 565 «Об утверждении Методики исчисления размера убытков, причиненных объединениям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в результате хозяйственной и иной деятельности организаций всех форм собственности и физических лиц в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации» // СПС Гарант -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/97228/ (дата обращения 15.04.2019)

3. Klokov K.B. National fluctuations and regional variations in domesticated reindeer numbers in the Russian

North: some possible explanations. - Sibirica, 2011(a), vol. 10, issue 1, pp. 23-47.

4. Постановления Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1994 г. №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» (утратило силу) // СПС Гарант - URL: https://base.garant.ru/2108079/ (дата обращения 15.04.2019)

5. Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. №800 «О проведении рекультивации и консервации земель» // СПС Гарант -URL:https://base.garant.ru/71985800/8900cbc30878bfaaa 64df31a477f801a/#block_21 (дата обр. 15.04.2019)

6. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» (с изм.от 31.12.2017) // СПС Консультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_32132/ (дата обр. 15.04.2019)

7. Методические рекомендации по оценке качества земель, являющихся исконной средой обитания коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, утвержденные Федеральной службой земельного кадастра 02.03.2004 // Электронный фонд правовой и научно-технической документации - URL: http://docs.cntd.ru/ document/902382880 (дата обращения 15.04.2019)

8. Закон Чукотского автономного округа от 21 декабря 2007 г. № 159-ОЗ «Об охране земель, занятых оленьими пастбищами в Чукотском автономном округе» // СПС Гарант - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/ chukotka/170259/ (дата обращения 15.04.2019)

9. Закон Красноярского края от 4 декабря 2008 г. № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» (с изм.и доп.) // СПС Гарант -URL: https://base.garant.ru/29990494/ (дата обращения 15.04.2019)

10. Закон Красноярского края от 11 декабря 2012 г. № 3-868 «О государственной поддержке северного оленеводства в Красноярском крае» (с изм.и доп.) // СПС Гарант - URL: https://base.garant.ru/18638212/ (дата обращения 15.04.2019)

11. Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 г. № 888-З № 673-IV // СПС Гарант -URL: https://base.garant.ru/26722905/ (дата обращения 15.04.2019)

12. Закон Республики Саха (Якутия) от 25 июня 1997 года № 179-I «О северном домашнем оленеводстве» // СПС Гарант - URL: https://base.garant.ru/26700935/ (дата обращения 15.04.2019)

13. Закон Республики Коми от 1 марта 2011 года № 18-РЗ «Об оленеводстве в Республике Коми» // СПС Гарант - URL: https://base.garant.ru/27326291/ (дата обращения 15.04.2019)

14. Областной закон Архангельской области от 21 января 2009 г. N 655-33-ОЗ «О регулировании отдельных земельных отношений» // СПС Гарант - URL: https://base.garant.ru/25126059/ (дата обр. 15.04.2019)

15. Закон Мурманской области от 31 декабря 2003 г. № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области» // СПС Гарант -URL: https://base.garant.ru/16944923/ (дата обращения 15.04.2019)

16. Закон Ненецкого автономного округа от 29 декабря 2005 г. № 671 -ОЗ «О регулировании земельных отношений на территории Ненецкого автономного округа» // СПС Гарант - URL: https://base.garant.ru/ 33605388/ (дата обращения 15.04.2019)

17. Закон Ненецкого автономного округа «Об оленеводстве в Ненецком автономном округе» от 06.12.2016 № 275-оз // СПС Гарант - URL: https://www.garant.ru/ hotlaw/nenecky/1057068/ (дата обращения 15.04.2019)

18. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 г. № 39-3AO «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» // СПС Гарант - URL: https://base.garant.ru/ 27913986/ (дата обращения 15.04.2019)

19. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 6 июня 2016 г. № 34-ЗАО «Об оленеводстве в Ямало-Ненецком автономном округе» // СПС Гарант - URL: https://base.garant.ru/46601696/ (дата обр. 15.04.2019)

20. Закон Чукотского автономного округа от 22 декабря 2015 г. № 141-ОЗ «О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Чукотского автономного округа» // СПС Гарант -URL: https://base.garant.ru/31383280/ (дата обращения 15.04.2019)

21. Закон Чукотского автономного округа от 8 июня 2007 № 57-ОЗ «О государственном регулировании и

государственной поддержке развития северного оленеводства в Чукотском автономном округе» // СПС Гарант - URL: https://base.garant.ru/31317057/ (дата обращения 15.04.2019)

22. Липски С.А., Стороженко О.М. Проблемы нарушения земель и их рекультивация в условиях Арктики // Технологическая перспектива: новые рынки и точки экономического роста. Материалы 4 международной конференции. 13-15 ноября 2018. Под ред.проф. Ко-раблевой О.Н. - СПб Издательство «Астерион», 2019 -с.598-604.

23. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 (с послед. дополн. и изм.) // СПС Консультант Плюс - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения 15.04.2019)

24. Федеральный закон от Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 234-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс - URL: http://www.consul-tant.ru/document/cons doc LAW 165825/

Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; Оригинальность текста 89%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.