документы строго привязаны к изучаемой теме и при этом легко доступны, который позволяет создать у курсанта более объемное представление об изучаемом явлении, проследить междисциплинарные связи.
Но, несмотря на преимущества, которые имеет электронный учебник, следует учитывать, что это, прежде всего, вспомогательный инструмент для преподавателя. Кроме того, электронный учебник потенциально готовит человека к жизни в современных условиях, к анализу большого потока информации и принятию грамотных, взвешенных решений.
Список литературы /References
1. Schumpeter Josef Alois. The theory of economic development. М., 1982. Р. 72-73.
2. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». Статья 2.
3. Приказ Министра обороны РФ «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 15 сентября 2014 г. № 670.
ПРОБЛЕМЫ НЕЗАКОННОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГОВ
НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В РОССИИ 1 2 Савина Л.Л. , Кораблева Д.И. Email: Savina1795@scientifictext.ru
1Савина Любовь Львовна - старший преподаватель;
2Кораблева Дарья Игоревна - магистрант, кафедра финансов и кредита, Нижегородский институт управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Нижний Новгород
Аннотация: в современном обществе в формировании налоговой политики государства и создании правовых основ рыночной экономики косвенные налоги играют огромную роль. Как показывает практика, из всех входящих в налоговую систему налогов, НДС является самым сложным для исчисления и уплаты. В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о проблемах возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета, так как именно на этой стадии выявляются наиболее значимые нарушения законодательства. Значительное количество нарушений происходит, в первую очередь, в части налоговых вычетов. В данной статье рассматривается одна из наиболее часто используемых схем незаконного применения налогового вычета по налогу на добавленную стоимость. На основе этого проводится анализ схемы уклонения от налогообложения и рекомендуются мероприятия по предотвращению налоговых нарушений.
Ключевые слова: косвенные налоги, доходы бюджета, налоговая система, налог на добавленную стоимость, налоговые обязательства, налоговый вычет, незаконное возмещение НДС.
PROBLEMS OF ILLEGAL COMPENSATION OF TAX ON VALUE
ADDED IN RUSSIA Savina L.L.1, Korableva D.I.2
1Savina Lyubov Lvovna - senior teacher;
2Korableva Darya Igorevna - the undergraduate, DEPARTMENT OF FINANCE AND CREDIT, NIZHNY NOVGOROD INSTITUTE OF MANAGEMENT RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION, NIZHNY NOVGOROD
Abstract: in today's society in shaping tax policy of the State and the establishment of a legal framework for a market economy indirect taxes play a huge role. As practice shows from all the tax system taxes, VAT is the most difficult for the calculation and payment. At present, the most urgent question about the problems of reimbursement of value-added tax from the budget because it is at this stage identifies the most significant violations of the law. A significant number of violations occur primarily in part tax deductions. This article discusses one of the most commonly used illicit schemes of tax deduction of value added tax. Based on this analysis of tax evasion schemes and recommended measures to prevent tax violations. Keywords: indirect taxes, budget revenues, tax system, value added tax, tax liabilities, tax deduction, illegal VAT refund.
УДК 336.226.32
Еще с момента возникновения государства налоги являлись важной частью экономических отношений. Установление и развитие форм государственного устройства всегда сопутствует трансформации и модернизации налоговой системы.
В развитом государстве налоги всегда будут оставаться основной формой доходов государства. Они представляют собой экономические рычаги, при помощи которых государство может воздействовать на экономику страны. Любое государство всегда обширно использует налоговую политику в качестве определенного регулятора. Именно с помощью налоговой политики можно влиять на формирование производственных и социальных секторов экономики, сокращать неконтролируемые рыночные процессы.
В современном обществе в формировании налоговой политики государства и создании правовых основ рыночной экономики косвенные налоги играют огромную роль. Одним из регуляторов перераспределения общественных благ и одним из основных и стабильных источников поступления доходов в бюджет является налог на добавленную стоимость. А также он помогает соблюдать экономическое и юридическое равноправие налогоплательщиков, являясь способом перераспределения налогового бремени.
Как показывает практика, из всех входящих в налоговую систему налогов, НДС является самым сложным для исчисления и уплаты. В настоящее время правовое регулирование НДС не является в полной мере эффективным. Это связано как с недоработкой ряда теоретических вопросов правового регулирования НДС, так и с несовершенством действующего налогового законодательства [5].
Именно поэтому данная тема является актуальной и значимой для ее рассмотрения в данной статье.
НДС имеет огромное значение в формировании бюджета РФ. Рассмотрим роль НДС в системе доходов консолидированного бюджета РФ, для этого изучим динамику сбора данного налога за предшествующие периоды [4].
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Рис. 1. Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ 2010 - 2015 гг.
С каждым годом налоговые поступления в консолидированный бюджет страны увеличиваются. Например, в 2015 году налоговые поступления составили 13,8 трлн руб., что на 8,7% выше, чем в 2014 году. В 2014 году рост поступлений повысился по сравнению с 2013 годом на 16,5%. Это один из самых высоких темпов роста налоговых поступлений за рассматриваемый период. Самый высокий рост был в 2011 году, который составил 25,7%. Самое главное, обеспечен рост реальных поступлений налогов и сборов во все уровни бюджетной системы.
НДС всегда называли самым сложным налогом в налоговой системе Российской Федерации, проблем, связанных с исчислением, взиманием, возвратом НДС, огромное количество.
В настоящее время наиболее остро стоит вопрос о проблемах возмещения НДС из бюджета, так как именно на этой стадии выявляются наиболее значимые нарушения [2]. По данным статистики более одной десятой части поступлений по НДС начисляется к уплате за счет камеральных и выездных налоговых проверок [3]. Это может свидетельствовать о том, что значительное количество нарушений происходит, в первую очередь, в части налоговых вычетов.
Для того чтобы решить данную проблему необходимо вырабатывать и принимать предложения по пресечению незаконного предъявления сумм НДС к вычетам. В первую очередь провести изменения в законодательной базе, которые были бы направлены на ужесточение мер по проводимым проверкам по предъявленным налогоплательщиком вычетам.
Первоочередная задача, которая сейчас стоит перед законодательными органами, это улучшение и дополнение законодательной налоговой базы. В настоящее время в России складывается такая практика, что по одному и тому же судебному делу суды в разных составах или в различных инстанциях могут принять абсолютно разные решения, противоречащие друг другу. Все это свидетельствует о некачественно выработанном законе. Закон должен трактоваться четко и без сомнений [3].
Таким низким качеством закона пользуются недобросовестные налогоплательщики. Самым распространенным способом получения необоснованной налоговой выгоды является создание и сотрудничество организации с фирмой-однодневкой. Такие фирмы создаются для создания иллюзии проведения хозяйственных операций, с целью сокрытия доходов, создания ложных расходов и получения возмещения косвенных налогов, в частности НДС. Исключение составляют фирмы, работающие на упрощенной системе налогообложения. «Упрощенцы» не являются плательщиками данного налога, поэтому, в отличие от организаций, работающих на общей системе налогообложения, сумма НДС включается в стоимость приобретения [6].
Рассмотрим более подробно данную схему. Вначале организация, которая является налогоплательщиком НДС, должна заключить договор на поставку товаров, оказание работ или услуг с так называемой фирмой-однодневкой. После чего организация получает от данной фирмы все надлежаще оформленные первичные документы, к которым относятся счет-фактура, акт или накладная. Для того чтобы принять к вычету входной НДС по счетам-фактурам фирмы-однодневки достаточно того, что бы были оформлены все первичные документы и были приняты к учету поставленные товары или оказанные услуги. Но фактически операции по поставке товаров или услуг могут совсем отсутствовать, либо быть приняты от другого поставщика.
Далее организация перечисляет фирме-однодневке оплату за поставку товаров или оказание услуг, работ, которая обязательно включает в себя и НДС. Таким образом, при наличии всех оформленных первичных документов организация имеет право на получения вычета по НДС, равному стоимости поставке. При этом денежные средства, перечисленные на счета фирмы-однодневки, возвращаются обратно организации. Таким образом, организация не несет налоговых обязательств по уплате НДС, уменьшая свои расходы. В свою очередь и фирма-однодневка не уплачивает НДС в бюджет, так как после совершения данных операций перестает существовать как юридическое лицо.
Все сделки, которые заключает организация с фирмами-однодневками можно разделить на 2 вида: возмездные и безвозмездные.
Сделки, которые предусматривают безвозмездную поставку товара или оказание услуги, заключать организациям бессмысленно, так как в этом случае организация будет вынуждена включить стоимость этой поставки в состав доходов. Тем самым увеличив свою прибыль, а, следовательно, и налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Все это минимизирует налоговую выгоду по НДС, полученную в форме вычетов со стоимости безвозмездно полученных товаров или услуг.
Возмездные сделки, в свою очередь, представляют наибольшую массу. Именно с помощью таких сделок организации получают необоснованную налоговую выгоду, когда предъявляют НДС к вычету по счетам-фактурам фирм-однодневок.
Используя такой способ ухода от налогообложения организации, во-первых, минимизируют размер НДС, который должен быть уплачен в бюджет, а во-вторых, обналичивают денежные средства через подставное лицо, тем самым, выводя деньги из легального оборота. Поэтому необходимо совершенствовать контроль за перечислением оплаты, включающей в себя НДС, между контрагентами.
Подробно рассмотрев данную схему уклонения от налогообложения можно выделить несколько направлений для решения проблемы. Например, что если у банка появится обязанность, которая предусматривает следующее: при получении платежного документа для перечисления суммы платежа с выделенным НДС, банк будет обязан удержать и перечислить в бюджет сумму налога от имени получателя данных средств. Данным действием можно создать эффективную систему, которая не позволит уклоняться от уплаты налога. Тем самым, есть полная уверенность в том, что поставщик исполнит свои обязанности как налогоплательщика. При данном способе нет необходимости перестраивать систему исчисления НДС.
Но для того, чтобы данный способ использовался на практике, необходимо вносить изменения в НК РФ [5]. Характер изменений должен состоять в том, чтобы кредитные организации были обязаны перечислять в бюджет РФ НДС, который будет поступать клиенту банка от его поставщиков.
Кроме НК РФ изменения необходимо будет внести в Положение «О правилах осуществления перевода денежных средств» Центрального Банка Российской Федерации от 19.06.2012 г. № 383-П.
Данные изменения помогут снизить количество незаконных возмещений НДС из бюджета, так как он будет препятствовать использованию организаций в своей хозяйственной и финансовой деятельности подставных лиц в виду фирм-однодневок.
Эти изменения нацелены именно на ситуацию, когда организация уклоняется от налогообложения, используя подставные счета-фактуры фирмы-однодневки.
Но в применении этого способа есть минусы. Сейчас организации получают от своих покупателей и перечисляют поставщикам оплату, включающую в себя и НДС. Следовательно, до момента уплаты данного налога в бюджет, налог, который был получен от покупателя, находится в распоряжении продавца, тем самым увеличивая его средства.
После внесения изменений в НК РФ, организации будут перечислять оплату поставщикам и покупателям с суммой налога. Но денежные средства, поступающие от покупателей, не будут содержать в себе налог. НДС все так же как и раньше будет поступать в бюджет. Все это означает, что некоторое время часть средств будет находиться в распоряжении организаций. Эти средства будут извлечены из оборота, образовывая переплату по НДС. Поэтому необходимо будет смягчить и упростить порядок зачета или возврата средств, поступивших в бюджетную систему через механизм перечисления НДС кредитными организациями.
Данные изменения повлекут за собой последствия, как для налоговой системы, так и для банковской системы в целом. В банках очень сильно возрастет число платежных документов. Однако при развитии информационных технологий в банковской сфере, данная проблема быстро решится.
Таким образом, можно сделать вывод, что государству необходимо упростить систему исчисления и взимания данного налога, что позволит снизить количество незаконных операций и возмещения НДС, применяемых схем ухода от обложения НДС. Для решения этих проблем необходимо развивать и изменять порядок применения счетов-фактур, внедрять альтернативные налоги для определенных категорий налогоплательщиков, совершенствовать администрирование налога для предупреждения налоговых правонарушений.
Список литературы /References
1. Налоговый кодекс РФ (ред. 28.12.2016). [Электронный ресурс]. Режим доступа: www. consultant. Ru/ (дата обращения: 22.02.2017).
2. Постановления Пленума ВАС РФ №53 от 12.10.2006 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды».
3. Постановление Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость».
4. Официальный сайт Казначейства России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/ (дата обращения: 20.03.2017).
5. Кобзарь-Фролова М.Н. Налог на добавленную стоимость: пробелы законодательства, проблемы правоприменительной практики налоговых органов. М.: РНКУ, 2015. 19 с.
6. Савина Л.Л.Проблемы финансовой безопасности при использовании национальной платежной системы «МИР» // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 34 (76). С. 63-66.