Научная статья на тему 'Проблемы нейминга: новые русские урбанонимы в лингвокреативном аспекте'

Проблемы нейминга: новые русские урбанонимы в лингвокреативном аспекте Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
972
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНОМАСТИКА / НЕЙМИНГ / УРБАНОНИМ / ГОРОДСКАЯ НОМИНАЦИЯ / ЛИНГВИСТИКА КРЕАТИВА / МАССОВЫЙ ЛИНГВОКРЕАТИВ / НЕЙМИНГОВАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ремчукова Елена Николаевна, Соколова Татьяна Петровна, Махиянова Ляйсан Рафатовна

В статье изложены принципы описания ономастического пространства русского мегаполиса в аспекте проблем современного нейминга и креативной речевой деятельности. Актуальность такого описания обусловлена направленностью современной русистики на решение конкретных прикладных задач, в том числе в активно развивающейся сфере нейминга и нейминговой экспертизы. Современный номинатор использует определенные техники, в основе которых лежат лингвокреативные механизмы, обусловленные и общей тенденцией к речевому творчеству, и потенциалом русского языка. Сфера искусственной номинации относится авторами к «массовому лингвокреативу», для которого характерно превалирование волюнтативной функции языка над эстетической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Ремчукова Елена Николаевна, Соколова Татьяна Петровна, Махиянова Ляйсан Рафатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы нейминга: новые русские урбанонимы в лингвокреативном аспекте»

УДК 821

Ремчукова Елена Николаевна

доктор филологических наук.

Российский университет дружбы народов remchukova@pochta.ru

Соколова Татьяна Петровна

кандидат филологических наук.

Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина tsokolova58@mail.ru

Махиянова Ляйсан Рафатовна

аспирант.

Российский университет дружбы народов l-makhiyanova@yandex.ru

Проблемы нейминга: новые

РУССКИЕ УРБАНОНИМЫ В ЛИНГВОКРЕАТИВНОМ АСПЕКТЕ1

Elena N. Remchukova

Doctor of Philology.

Russian university of friendship of the people remchukova@pochta.ru

Tatyana P. Sokolova

Candidate of Philology.

The Moscow state

legal university of O.E. Kutafin

tsokolova58@mail.ru

Lyaysan R. Makhiyanova

Graduate student.

Russian university of friendship of the people l-makhiyanova@yandex.ru

Naming problems:

NEW RUSSIAN URBANONYMS IN A LINGUOCREATIVE ASPECT

Аннотация. В статье изложены принципы описания ономастического пространства русского мегаполиса в аспекте проблем современного нейминга и креативной речевой деятельности. Актуальность такого описания обусловлена направленностью современной русистики на решение конкретных прикладных задач, в том числе в активно развивающейся сфере нейминга и нейминговой экспертизы. Современный номинатор использует определенные техники, в основе которых лежат лингвокреативные механизмы, обусловленные и общей тенденцией к речевому творчеству, и потенциалом русского языка. Сфера искусственной номинации относится авторами к «массовому лингвокреативу», для которого характерно превалирование волюнтативной функции языка над эстетической.

Annotation. This article deals with the principles of describing Russian megalopolises onomastic environment in the aspect of contemporary naming and creative speech activity. The subject is relevant because modern Russian linguistics is focused on solving applied problems including ones in the actively developing sphere of naming and naming examination. A contemporary nominator uses specific techniques which are based on the lin-guocreative mechanisms determined by both a general tendency to speech creativity and the potential of the language system. The authors consider the sphere of commercial naming as «widespread linguistic creativity». It means that it is not the aesthetic function that is important; it is the actualization of the communicative and voluntary function that comes to the fore.

Ключевые слова: ономастика, нейминг, ур-баноним, городская номинация, лингвистика креатива, массовый лингвокреатив, нейминго-вая экспертиза.

Keywords: onomastics, naming, urbanonym,

commercial names, linguistics of creativity, widespread linguistic creativity, naming examination.

Особое внимание современной русистики направлено на те области, в которых решение теоретических проблем имеет практическое значение: именно такой областью является ономастика и особенно её новый раздел - урбонимика, который находится в стадии формирования.1

В научной среде интерес к сфере городской номинации активизировался в конце )0< в., когда смена политических реалий и форм собственности обусловила ее активное развитие. Урбано-нимы рассматривались в русле изучения искус-

Статья подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (грант № 15-04-00282).

ственной номинации [1], как рекламные имена [2], как элементы городского ландшафта [3] (в основном - в таксономическом и семантическом аспекте). Однако, системного многоаспектного описания урбанонимов (названий городских объектов - кафе, ресторанов, магазинов, новых жилых комплексов, улиц и станций метрополитена, салонов красоты, туристических фирм и др.) как лингвистического феномена пока не существует.

Современные ономастические исследования характеризуются антропоцентрической направленностью, поэтому при описании новых урбанонимов в фокус внимания исследователей попадает личность номинатора - создателя урбанонимов. Так как в условиях высокой конкурен-

328

ции перед владельцами коммерческих заведений встает серьезная задача привлечения потенциальных клиентов, в том числе и за счет оригинального и запоминающегося названия, речетворческая деятельность номинатора становится объектом изучения не только ономастики, но и такого развивающегося научного направления в современной русистике как лингвистика креатива.

Основы данного направления были заложены в монографии Т.А. Гридиной, где были определены особенности лингвокреативного мышления, основанного на «ассоциативных механизмах и проявляющего способность говорящих к намеренному использованию нестандартного языкового кода в разных ситуациях речевой деятельности» [4]. Использование лексемы «креативный» в качестве термина позволило адекватно представить как единое целое творческий потенциал языковой личности (в данном случае -сознательного субъекта сферы номинации) и творческий, созидающий характер самого языка.

На современном этапе развития русистики вопросы, касающиеся творческих возможностей говорящего, степени его лингвистической компетенции, различных форм и способов речетворчества, активно обсуждаются и в контексте феномена языковой игры, и за его пределами - в более широком контексте современных лингвокреативных техник в массмедиа (тем не менее исследования речетворческих аспектов современной номинативной деятельности носят пока единичный характер).

В рамках лингвистики креатива органично связаны и взаимообусловлены креативные составляющие художественного и нехудожественного текста (см., например [5]). Однако, между ними существует и принципиальное различие, связанное с полнотой реализации эстетической функции языка в художественном тексте и ее подчиненностью функции воздействия во всех разновидностях медиа-текстов. Это принципиальное различие обосновано в работах Е.Н. Ремчуко-вой, в которых предложено понятие массового лингвокреатива: выявлена его специфика, обозначены его сферы, в том числе и сфера городской номинации, для которой характерны авторские трансформации разного рода, метафориза-ция, актуализации лексической и грамматической семантики, потенциальная деривация [6].

Интенсивность и массовый характер лингвокреативной деятельности - специфическая и важная черта современного коммуникативного пространства России. Важно отметить, что в массовом лингвокреативе отражаются не только активные языковые процессы, но и феномены русской истории и культуры. Это демонстрирует анализ урба-нонимов, созданных на основе прецедентных онимов (кафе «Пушкинъ», бар «Что делать?»; жилые комплексы «Дворянское гнездо», «Аль/е паруса» и т.д.), которые рассматриваются как «один из способов хранения и передачи информации, особым образом структурированное знание, обладающее культурно специфическими коннотациями и значительным прагматическим потенциа-

лом» [7]. Сопоставительный анализ ономастического пространства русских мегаполисов (в частности, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани) подтверждает, что своеобразие сферы городской номинации определяется языковыми и культурными особенностями данных регионов, а также лингвистической и профессиональной компетенцией самого имядателя.

Развитие данных компетенций необходимо начинать еще в школе, что и предусмотрено Федеральным законом № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральным государственным образовательным стандартом. В контексте нового содержания образования, которое должно соответствовать запросам информационного общества, современному учителю-русисту требуется по-новому организовать образовательный процесс: стимулировать учащихся к исследовательской деятельности, актуализировать метапредметные связи, научить соотносить получаемые знания с реальными коммуникативными ситуациями [8, с. 22]. Именно такой коммуникативной ситуацией является развитие сферы городской номинации.

Поэтому, в настоящее время в теории и практике преподавания русского языка в школе и в вузе уделяется внимание массовому лингвокреативу. Так, работа с креативными урбанонимами способна стимулировать интерес учащихся к живым языковым процессам и сформировать у них умение давать не только лингвистическую, но и этическую оценку креативным номинациям (ресторан «Петров-Водкин»: имя известного русского художника использовано явно с нарушением этики; кафе «Шиколат»: название, в котором правилами орфографии пренебрегают для создания сомнительного эффекта графической омонимии со словом шик и мн. др.). Урба-нонимы целесообразно использовать в ходе проектной деятельности учащихся, предлагая им такие темы, как «Урбанонимы моего города», «Латиница на у л ицах города: за и против», «Идеальное название для моего будущего ресторана». Данную работу важно продолжать и в вузе, особенно со студентами гуманитарных факультетов. Профессиональные компетенции сту-дентов-филологов можно формировать, интерпретируя и анализируя лексико-грамматические механизмы креативных городских номинаций, а также заголовков и рекламных слоганов.

При этом, необходимо отметить, что творческая деятельность номинатора должна ограничиваться правилами нейминга. Это важно учитывать при проведении нового вида судебной лингвистической экспертизы - нейминговой экспертизы, которая формируется на стыке лингвистики, ономастики и юриспруденции и заключается в исследовании нейма как речевого продукта, результата номинативной деятельности адресанта [9]. В настоящее время нейминговая экспертиза становится всё более востребованной в судопроизводстве в связи с защитой права интеллектуальной собственности на урбанонимы.

Таким образом, изучение лингвокреативного ономастического пространства современного города должно быть комплексным и проводиться

329

в аспекте проблем современного нейминга и креативной речевой деятельности, в основе которой лежат лингвокреативные механизмы, обусловленные потенциалом системы русского языка. При этом, необходимо учитывать националь-

Литература:

1. Голомидова М.В. Искусственная номинация в ономастике : дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 1998. 215 с.

2. Крюкова И.В. Рекламное имя : от изобретения до прецедентное™. Волгоград: Перемена, 2004. 286 с.

3. Шмелева ТВ. Ономастический ландшафт Великого Новгорода. Новгородика - 2006: материалы Междунар. науч. конф., 20-22 сент. 2006 г. Великий Новгород, 2007. Ч 1. С. 132-140.

4. Гридина ТА. Языковая игра: стереотип и творчество. Екатеринбург. Изд-во Уральского гос. педагог. ун-та, 1996. 225 с.

5. Лингвистика креатива: коллективная монография. Отв. ред. Т.А. Гридина. Екатеринбург, 2009. 368 с.

6. Ремчукова Е.Н. Массовый лингвокреатив: преодоление стандарта / Е.Н. Ремчукова, Е.Н. Ремчукова // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2013. № 2. C. 83-90.

7. Нахимова Е.А. Теория и методика когнитивнодискурсивного исследования прецедентных они-мов в современной российской коммуникации : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2011. 45 с.

8. Махиянова Л.Р. Чему может научить вывеска? Работа с урбанонимами на уроках русского языка. Русский язык в школе. 2014. № 6. С. 22-26.

9. Соколова Т.П. Нейминговая экспертиза: генезис, проблемы, перспективы // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2014. № 3. С. 142-150.

но-культурную специфику урбанонимов мегаполисов России. Данная работа позволит выявить наиболее активные зоны современных языковых процессов и лингвокреативные тенденции в ономастике.

Literature:

1. Golomidova M.V. Artificial naming in onomastics : ph. ... dr. thesis. Yekaterinburg, 1998. 215 p.

2. Krukova I.V. An advertising name: from creating to precedency. Volgograd, 2004. 286 p.

3. Shmeleva T. V. Great Novgorod onomastic landscape. Novgorodica - 2006: materials of the International scientific conference (Sept. 20-22, 2006). Great Novgorod, 2007. Part 1. Pp. 132-140.

4. Gridina T.A. Language game: stereotypes and creativity. Yekaterinburg, 1996. 225 p.

5. Linguistics of creativity: multi-authored monograph. Editor in chief T.A. Gridina. Yekaterinburg, 2009. 368 pp.

6. Remchukova E.N. Mass linguocreative input: the standards overcoming. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Theory of language. Semiotics. Semantics. 2013. № 2. P. 83-90.

7. Nakhimova E.A. Theory and methodic of cognitive and discourse analysis of precedent onyms in the contemporary Russian communication: diss. abstract. Yekaterinburg, 2011. 45 p.

8. Makhiyanova L.R. What can a sign teach? Using urbanonyms on Russian lessons. Russian language in school. 2014. № 6. P. 22-26.

9. Sokolova T.P. Naming examination: genesis, problems, prospects // Bulletin of. Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 2014. № 3. P. 142-150.

330

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.