Научная статья на тему 'Проблемы неравенства, бедности и миграции в российской экономике'

Проблемы неравенства, бедности и миграции в российской экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
704
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЦЕНЫ / НЕРАВЕНСТВО / МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ / БЕДНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Низамутдинов И.К., Малаев В.В.

В статье рассматриваются проблемы неравенства, бедности и миграции в российской экономике. Отмечается, что они связаны с проблемами достижения положительных темпов экономического роста. Экономический рост формирует среду, обеспечивающую уменьшение бедности и неравенства. В ходе активизации трансформационных процессов в рыночной экономике в последние десятилетия ее преимущества, ценовой механизм и эффективность в распределении ресурсов общества смогли сочетаться с социальной политикой. В современной экономике рыночные механизмы не оправдывают себя в ряде сфер (система здравоохранения, социальная система, наука, образование). Для повышения эффективности функционирования экономики в целом данные сферы, так же как и решение проблем уменьшения бедности и неравенства, подлежат государственному регулированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INEQUALITY, POVERTY AND MIGRATION IN THE RUSSIAN ECONOMICS

In the course of activation of transformational processes in the market economy in recent decades its advantages, pricing mechanism and effectiveness in resource allocation of society could combine with social policy. In modern economics market mechanisms aren’t justified in the variety of spheres (healthcare system, social system, science, education). For increasing effectiveness of functioning of economics at large data of spheres, as well as solution of problems of decrease of poverty and inequality are subject to state regulation. Problems of inequality and poverty in the Russian economics are connected with the problems of achievement of positive economic growth rate. Economic growth forms the sphere that ensures decrease of poverty and inequality.

Текст научной работы на тему «Проблемы неравенства, бедности и миграции в российской экономике»

УДК 330.5

В.В. Малаев, И.К. Низамутдинов*

ПРОБЛЕМЫ НЕРАВЕНСТВА, БЕДНОСТИ И МИГРАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ

В статье рассматриваются проблемы неравенства, бедности и миграции в российской экономике. Отмечается, что они связаны с проблемами достижения положительных темпов экономического роста. Экономический рост формирует среду, обеспечивающую уменьшение бедности и неравенства. В ходе активизации трансформационных процессов в рыночной экономике в последние десятилетия ее преимущества, ценовой механизм и эффективность в распределении ресурсов общества смогли сочетаться с социальной политикой. В современной экономике рыночные механизмы не оправдывают себя в ряде сфер (система здравоохранения, социальная система, наука, образование). Для повышения эффективности функционирования экономики в целом данные сферы, так же как и решение проблем уменьшения бедности и неравенства, подлежат государственному регулированию.

Ключевые слова: экономика, экономический рост, эффективность, цены, неравенство, миграция населения, бедность, социальная политика, промышленная политика, общество.

Понятия «неравенство» и «бедность» в экономике связаны между собой. Неравенство можно рассматривать как неравномерное распределение ресурсов общества между различными группами населения. В данном случае основным его показателем выступает количество ликвидных ценностей у того или иного индивида, определяющих его социальное место. В то же время бедность означает также снижение уровня интеллектуального и нравственного развития личности как следствие уменьшения ликвидных ценностей.

Таким образом, под бедностью можно понимать такое экономическое состояние индивидов, которое предполагает минимальное количество ликвидных ценностей и ограничение доступа к социальным благам. Понятие бедности определяется уровнем развития экономики в той или иной стране и богатством общества. Более развитая экономическая система позволяет разнообразить круг потребностей и повышать степень удовлетворенности. Однако чем богаче страна, тем шире круг потребностей, считающихся обязательными для нормальной жизни — удовлетворения потребностей, признанных оптимальными и сформированных эволюционным развитием данной экономической системы. Соответственно и критерии бедности будут различаться в зависимости от развитости экономики, а в рамках одной страны — в зависимости от развития того или иного региона. Причем данный вопрос является не теоретическим, а имеющим практическую значимость, определяя масштабы социальной помощи со стороны правительства (а значит, и масштабы расходования средств из государственного бюджета на социальные программы).

* © Малаев В.В., Низамутдинов И.К., 2014

Малаев Владимир Валентинович (vladimirmalaev@yandex.ru), кафедра управления человеческими ресурсами, Низамутдинов Ирек Камилевич (gknur@mail.ru), кафедра экономической теории, Институт управления, экономики и финансов Казанского (Приволжского) федерального университета, 420008, Российская Федерация, г. Казань, ул. Кремлевская, 18.

Закономерности изменения бедности и нормального неравенства достаточно устойчивы и связаны с существующими критериями оценки уровня жизни населения, которые, в свою очередь, предполагают использование макроэкономических индикаторов. Практически каждый макроэкономический параметр, влияющий на уровень жизни, имеет сильные связи с неравенством и бедностью. Повышение качества жизни может не уменьшать общего неравенства, но способно инициировать замещение нормальным неравенством избыточного неравенства, формируемого бедностью. В частности, в отношении России можно утверждать, что в настоящее время нормальное неравенство еще не достигло своего предельного уровня, когда рост качества жизни приводит к уменьшению общего неравенства как следствия сокращения бедности. При анализе конкретных макроэкономических параметров следует отметить, что иностранные инвестиции (в данном случае и прямые, и портфельные), уровень производства, общая величина внутренних инвестиций и сбережений, развитие финансовой системы, доля сырьевого экспорта в общей величине экспорта являются факторами, непосредственно влияющими на качество жизни и на масштабы бедности. Влияние данных параметров на экономический рост мы может проследить в том числе и на примере инструментария общей государственной промышленной политики в рамках всех ее составляющих (структурной, инвестиционной и инновационной).

Идея социального равенства предполагает использование критерия зависимости получаемых индивидом социальных благ от его вклада в развитие общества. Общество обеспечивает равенство своих граждан в ряде сфер. Однако экономическая свобода каждого индивида должна предполагать возможности увеличения личного благосостояния. В то же время рыночный механизм распределения ресурсов, доходов и полученного продукта не учитывает каких-либо иных запросов и особенностей экономического агента, кроме его платежеспособности. Подробный анализ проблематики данного вопроса был проведен в работе Р.М. Кундак-чян «Современные проблемы институционального моделирования социально-экономических отношений в российской экономике» [2].

Тем не менее можно утверждать, что в рамках эволюционного развития капиталистической системы рыночная экономика предполагает некоторое социальное выравнивание. Это связано с тем, что, во-первых, рынок можно рассматривать как некую форму компромисса между его участниками, которые вынуждены для повышения собственной эффективности уметь согласовывать свои экономические интересы. Во-вторых, при насыщении рынка и повышении конкуренции производители заинтересованы в росте доходов потребителей, обеспечивающем рост платежеспособности. Таким образом, можно согласиться, что рынок формирует условия для социального сближения, но лишь в некоторых границах. Именно в условиях опережающего экономического роста предприниматели и общество могут без значимых потерь в рамках достижения своих экономических и социальных интересов решать проблемы распределения доходов.

Рассматривая неравенство в российской экономике, нельзя не отметить, что взаимоотношения государства и рыночных структур в настоящее время проходят через сложный этап трансформации. Государство в условиях мирового кризиса пытается решать проблемы экономического развития, усиливая свое влияние в ряде рыночных сегментов. Целью государственной политики при этом является обеспечение вовлеченности в производство всех имеющихся ресурсов, включая трудовые, и при возможности их наращивание, то есть создание условий для перехода к стабильному экономическому росту. В этой связи объектом пристального внимания со стороны государства становятся также и процессы миграции, которые взаимосвязаны с неравенством и бедностью в национальной экономике. Процессы миграции являются, с одной стороны, возможностью для повышения качественных и количественных характеристик такого фактора производства, как рабочая сила в

рамках национальной экономической системы, а с другой стороны, при усиливающемся оттоке квалифицированных специалистов в зарубежные страны они способны создавать препятствия для экономического развития. Перемещение наиболее квалифицированной и мобильной части населения между различными странами и регионами в рамках одной страны происходит в направлении повышения качества жизни. Показателями, на которые ориентируется в данном случае население, можно считать культурную и социальную сферу, соответствие полученного образования возможной трудовой деятельности, стремление к творческой и высокооплачиваемой работе, позволяющей в большей степени проявить свои способности и дающей возможности для совершенствования в профессиональной сфере.

Рассматривая процессы вовлечения в производство дополнительных ресурсов, следует отметить ряд эффектов, получаемых при миграции. Во-первых, данный процесс может позволить привлечь квалифицированную рабочую силу, не затрачивая дополнительные ресурсы на ее подготовку, что весьма маловероятно в условиях российской экономики, когда подавляющее большинство мигрантов представляет собой неквалифицированную рабочую силу. Во-вторых, что более вероятно, процессы миграции способны нарушить баланс сил в том или ином регионе, учитывая масштабы миграции, национальный и религиозный состав мигрирующего населения. Более того, поскольку мигранты обычно согласны работать за меньшую заработную плату, то они с большей вероятностью попадают в группу наиболее бедного населения. Одновременно с увеличением бедности и неравенства в доходах при миграции происходит вытеснение части местного населения со своих рабочих мест, что также может способствовать дестабилизации социальной обстановки и усилению противоречий в том или ином регионе.

Известны следующие меры государственного вмешательства в существующую систему формирования доходов населения.

1. Проведение фискальной политики (в том числе с целью осуществления последующих трансфертных платежей). Фискальная политика должна учитывать не только удобства государства по сбору того или иного налога (косвенные налоги), но и влияние налогов на оптимальность поведения потребителей, что возможно через большое использование подоходного налога и перехода к прогрессивной шкале налогообложения физических лиц в российской экономике.

2. Непосредственное вмешательство в рыночный механизм через установление ограничения цен для ряда товаров.

В то же время в рамках определения степени вмешательства в ценовой механизм со стороны государства необходимо учитывать и роль ценового механизма в регулировании ситуации на рынке, которая подробно рассмотрена в трудах Ф. Хайека [4]. Рынок у Ф. Хайека является неким информационным устройством, механизмом взаимосогласования знаний, функционирование которого, в свою очередь, обеспечивается ценовым механизмом. Цены могут рассматриваться как носители информации о состоянии системы и подсказывать индивидам, какие из возможных решений и действий на рынке будут наиболее эффективными и имеют большую реальную и потенциальную ценность. Таким образом, неумение (в том числе и в силу недостаточного уровня образования) части населения использовать данную ценовую информацию может приводить к ошибкам в планировании экономической деятельности, к потерям и в максимальном приближении — к бедности. Более того, в данном случае отсутствие возможности для получения качественного образования становится механизмом воспроизводства бедности последующих поколений семьи.

При этом возможности государства по сдерживанию цен в рамках необходимости социального регулирования нарушают возможности саморегулирования рынка (по Ф. Хайеку) и, следовательно, снижают его общую эффективность функционирования, что замедляет темпы экономического роста. Это, в свою очередь,

опосредованно формирует среду, более способствующую развитию бедности, чем ранее, до вмешательства государства в ценовые механизмы.

Таким образом, мы видим противоречивое влияние на социальную составляющую развития общества такого инструмента регулирования рынка, как вмешательство государства в механизм формирования цен и условий для развития территорий через структурную перестройку экономики. Соответственно, опять можно поставить вопрос о противоречии в достижении государством краткосрочной цели снижения бедности, с одной стороны, и долгосрочной цели стимулирования экономического роста как инструмента подъема общего уровня жизни в стране (уменьшения бедности в долгосрочной перспективе) — с другой стороны.

Инерция развития социального государства как механизма противодействия самовоспроизводству бедности, по мнению Ф. Хайека, настолько велика, что с некоторого момента сама рыночная экономика трансформируется [5]. Новая система характеризуется крайней степенью неравновесия и нестабильности. И именно сейчас данная ситуация характерна для России. Именно сейчас очевидно, что различные социальные группы, сообщества и индивиды принципиально по-иному формируют подходы к социальному пространству нашего общества. Коренным образом меняются и принципы социальной стратификации. Мы наблюдаем очень серьезную проблему, когда значительная часть работающего населения не в состоянии обеспечивать себе достаточное качество жизни. И все это осложняется тем, что данные диспропорции относятся в том числе и к стратегическим (долгосрочным) сферам развития нашего общества, определение и регулирование которых лежит в основе базовых функций деятельности государственной власти.

Как следствие, механизмы взаимосогласования интересов и минимизации социальных и экономических издержек для каждой соответствующей социальной группы в России приводят к установлению определенного, приемлемого в данный момент, равновесного уровня неравенства, большего, чем уровень нормального неравенства.

Среди других инструментов регулирования бедности и неравенства со стороны государства можно назвать следующие:

1) удержание безработицы на «естественном уровне» (в рамках использования механизмов монетарной экономической политики);

2) индексацию доходов;

3) инструментарий структурной государственной экономической политики в рамках регулирования бедности и неравенства в региональном аспекте, в данном случае возможно создание условий для опережающего развития депрессивных регионов и решения социальных проблем.

При рассмотрении реализации структурной политики как долгосрочного инструмента решения социальных проблем и повышения уровня жизни в регионах с интенсивным развитием, следует отметить, что в рамках оценки эффективности данной политики обычно применяется определенная классификация отраслей. Методологически важно выделение двух главных групп отраслей: депрессивные отрасли, находящиеся в кризисе и требующие модернизации для сохранения конкурентоспособности и рабочих мест; молодые наукоемкие (быстрорастущие) отрасли с хорошими возможностями увеличения конкурентоспособности и развития региона. На основе подобного разделения меняются и инструменты достижения поставленных целей в рамках каждой отдельной группы.

По оценкам экспертов, бедность в России носит неглубокий характер и большая часть бедных находится на уровне незначительно ниже официальной черты бедности. Таким образом, можно сделать вывод, что ускорение темпов экономического роста следует рассматривать как наиболее действенный фактор уменьшения бедности и избыточного неравенства.

Библиографический список

1. Бодров О.Г. Экономическая свобода социального капитала // Вестник экономики, права и социологии. 2013. № 2. С. 19—22.

2. Кундакчян Р.М. Современные проблемы институционального моделирования социально-экономических отношений в российской экономике // Экономические науки. 2013. № 7. С. 35-38.

3. Фахрутдинова Е.В. Сущностная характеристика качества жизни населения. Современное искусство экономики. 2011. № 1 (1). С. 23-36.

4. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005. 264 с.

5. Хайек Ф.А. Индивидуализм и экономический порядок. М.: Изограф, 2000. 256 с.

6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В. С. Автономова. М.: ЭКСМО, 2007. 864 с.

References

1. Bodrov O.G. Economic freedom of social capital. Vestnik ekonomiki, prava i sotsiologii [Vestnik of Economics, Law and Sociology], 2013, no. 2, pp. 19—22 [in Russian]

2. Kundakchyan R.M. Modern problems of institutional modeling of social and economic relations in Russian economics. Ekonomicheskie nauki [Economic Sciences], 2013, no. 7, pp. 35—38 [in Russian]

3. Fakhrutdinova E.V. Essential characteristics of quality of life of population. Sovremennoe iskusstvo ekonomiki [Modern art of economics], 2011, no. 1 (1), pp. 23—26 [in Russian]

4. Hayek F.A. The Road to Serfdom. M., Novoe izdatel'stvo, 2005, 264 p. [in Russian]

5. Hayek F.A. Individualism and Economic Order. M., Izograf, 2000, 256 p. [in Russian]

6. Schumpeter J. Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy. Foreword by V.S. Avtonomov. M., EKSMO, 2007, 864 p. [in Russian]

V.V. Malaev, I.K. Nizamutdinov*

PROBLEMS OF INEQUALITY, POVERTY AND MIGRATION IN THE RUSSIAN ECONOMICS

In the course of activation of transformational processes in the market economy in recent decades its advantages, pricing mechanism and effectiveness in resource allocation of society could combine with social policy. In modern economics market mechanisms aren't justified in the variety of spheres (healthcare system, social system, science, education). For increasing effectiveness of functioning of economics at large data of spheres, as well as solution of problems of decrease of poverty and inequality are subject to state regulation. Problems of inequality and poverty in the Russian economics are connected with the problems of achievement of positive economic growth rate. Economic growth forms the sphere that ensures decrease of poverty and inequality.

Key words: economics, economic growth, effectiveness, prices, inequality, population movement, poverty, social policy, industrial policy, society.

* Malaev Vladimir Valentinovich (vladimirmalaev@yandex.ru), Department of Human Resource Management, Nizamutdinov Irek Kamilevich (gknur@mail.ru), Department of Economic Theory, Institute of Management, Economics and Finance, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, 420008, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.