DOI10.26425/1816-42 77-2019-6-94-99
ПРОБЛЕМЫ НЕПЛАТЕЖЕЙ НАСЕЛЕНИЯ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ
Аннотация. Описано современное состояние задолженности населения за электроэнергию, рассмотрены методы борьбы энергокомпаний и регулирующих органов с ее ростом в России. Проанализированы причины неплатежей населения и их доля в структуре общей задолженности за электроэнергию в 2014-2017 гг. Освещены способы борьбы с неплатежами населения за энергоресурсы в ряде зарубежных стран. Рассмотрены перспективы применения зарубежного опыта в России в части методов регулирования роста задолженности населения за электроэнергию.
Ключевые слова: неплатежи, электроэнергия, население, методы борьбы, зарубежный опыт.
Цитирование: Гергерт Н.И., Любимова Н.Г. Проблемы неплатежей населения за электроэнергию// Вестник университета. 2019. № 6. С. 94-99.
PROBLEMS OF NON-PAYMENT OF POPULATION FOR ELECTRIC ENERGY
Abstract. Current state of the debt of population for electricity has been described, the methods of struggle ofpower companies and regulatory agencies with its growth in Russia have been considered. The reasons for non-payment ofpopulation and their share in the structure of total debt for electricity in 2014-2017 have been analyzed. The ways of struggle with non-payment of the population for energy in a number of foreign countries have been highlighted. The prospects for the application of foreign experience in Russia have been considered in terms of methods of regulating the growth of the debt of population for electricity.
Keywords: non-payment, electricity, population, methods of struggle, foreign experience.
For citation: Gergert N.I., Lubimova N.G. Problems of non-payment of population for electric energy (2019) Vestnik universiteta, I. 6, pp. 94-99. doi: 10.26425/1816-4277-2019-6-94-99
В электроэнергетике Российской Федерации (далее - РФ) увеличение задолженности за электроэнергию является одной из самых острых проблем. Высокие объемы неплатежей достаточно длительное время на региональных (розничных) рынках электроэнергии (мощности) указывают на отсутствие действенных механизмов стимулирования платежной дисциплины и необходимость введения специальных мер на уровне федерального и регионального права и управления [6]. Неплатежи потребителей ведут к недостатку оборотных средств, росту дебиторской задолженности энергокомпаний, дефициту топлива на электростанциях и связанному с ними неоптимальному режиму их загрузки. В результате увеличиваются затраты, снижается экономическая эффективность работы отрасли [3].
Согласно информации Ассоциации «НП Совет рынка», представленной на рисунке 1, доля населения в общей структуре задолженности по оплате потребленной электроэнергии прочно занимает второе место после непромышленных потребителей [7; 8]. Основными неплательщиками среди населения являются либо асоциальные категории, либо владельцы инвестиционных квартир, а самой дисциплинированной категорией плательщиков являются пенсионеры [4]. Социально незащищенные граждане - малоимущие, пенсионеры, многодетные семьи - стараются оплачивать жилищно-коммунальные услуги (далее - ЖКУ), в том числе электроэнергию, вовремя.
© Гергерт Н.И., Любимова Н.Г., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
УДК 621.311:338.465 JEL М21
Гергерт Наталья Игоревна
студент, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Любимова Наталия Геннадьевна
д-р экон. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Gergert Natalya
Student, State University of Management,
Moscow, Russia
e-mail: [email protected]
Lubimova Natalia
Doctor of Economic Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
60 -г
55 %
19,90% 19,90%
19 %
14 %
8,70 % 8,70 %
Непромышленные потребители
1,30% 1,30%
Потребители
Население Промышленные Бюджетные С/х производители
потребители потребители
1 - 2014-2015 ггл 2-2016-2017 гг.
Источник: [7; 8]
Рис. 1. Структура задолженности за электроэнергию в 2014-2015 и 2016-2017 гг.
Относительно распределения задолженности по регионам следует отметить, что самыми «проблемными» являются Северо-Кавказский федеральный округ (далее - СКФО) и Архангельская область. Согласно данным, представленным в информационной справке о состоянии платежной дисциплины потребителей электрической энергии на территории субъектов РФ, входящих в состав СКФО [9], общий уровень расчетов всех категорий потребителей электрической энергии на территории данного округа по итогам 8 месяцев 2018 г. составил 82,1 %. Наименьший уровень расчетов потребителей, отнесенных (приравненных) к категории «население», среди субъектов, входящих в состав СКФО, зафиксирован в Республике Ингушетии -за тот же период он составляет 33,1 %.
Среди причин, по которым население отказывается от своевременной оплаты потребленной электроэнергии, выделяют повышение цен и тарифов на электроэнергию [4]. В ряде населенных пунктов чрезмерно высокие платежи за ЖКУ стали причиной возникновения социальной напряженности [2, с. 15]. Бывают случаи, когда некоторым категориям граждан приходится выбирать между покупкой продуктов и оплатой коммунальных платежей, в том числе электричества. К этой категории можно отнести самые незащищенные слои населения: пенсионеры, инвалиды, люди, получающие очень скромные зарплаты и многодетные одинокие матери. В этих случаях, скорее, речь должна пойти о социальной политике государства, а не о методах борьбы с ростом задолженности за электроэнергию.
Значительную роль в неплатежах за энергоресурсы, в том числе электроэнергию, имеет и принципиальная позиция части населения. Речь идет о том, что некоторые люди не платят и считают, что государство обязано обеспечивать их всеми необходимыми ресурсами бесплатно. Замотивировать население на погашение задолженности в данном случае практически невозможно. Отключение электричества их нисколько не испугает, поскольку в наш «продвинутый век» самовольное подключение к сети, достаточно распространенная практика. В данном случае взыскание задолженности возможно только посредством судебных разбирательств, в течение которых долги продолжают накапливаться. В итоге после вынесения решения суда можно снова подавать в суд на должника [4]. Отсутствие весомых штрафных санкций при несвоевременной оплате населением приобретенных услуг, неэффективность и трудоемкость взыскания платежей с граждан через судебные органы не позволяет управляющим компаниям выдержать платежную дисциплину в соответствии с договором поставки ресурса [5].
Одной из немаловажных причин неплатежей являются жизненные обстоятельства, т. е., например, потеря или смена работы. За время поисков новой работы задолженности копятся не только за потребленную электроэнергию, но и по другим счетам. Таким образом, найдя работу, население стремится погасить долги по кредитам и займам, отдать долги друзьям, а платежи за электричество и другие коммунальные услуги оставляют «на потом».
Еще одной причиной неплатежей (и самой распространенной) является элементарная забывчивость. Как правило, люди привыкают к тому, что их жилище имеет электроснабжение, и что за электроэнергией не нужно идти в магазин, как, например, за продуктами питания.
Разумеется, органы государственной власти всегда помогали и помогают энергокомпаниям бороться с ростом задолженности за электроэнергию. Основой урегулирования платежной дисциплины в энергоснабжении в целом и в электроэнергетике в частности стал Федеральный закон от «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее - Закон), главными задачами которого являются:
- укрепление платежной дисциплины;
- ужесточение административной ответственности в случае самовольного подключения к сетям снабжения, если это не классифицируется как случай уголовного преступления;
- увеличение ответственности, если нарушен режим ограничения потребления энергоресурсов [1].
Действие Закона распространено на все группы потребителей энергоресурсов, в том числе население,
исполнителей коммунальных услуг, промышленных потребителей, непромышленных потребителей, сельскохозяйственных потребителей и др.
В итоге приняты следующие методы борьбы с неплатежами за электроэнергию.
1. Изменение величины пени за просроченный платеж (табл. 1). Если оплата за потребленные ресурсы была внесена в установленный срок, но не в полном размере, пени начисляются на оставшуюся сумму задолженности. Начисление пеней осуществляется в течение всего периода наличия непогашенной задолженности, а неоплаченная сумма пеней прибавляется к сумме пеней за следующий месяц.
До введения вышеупомянутого Закона пени начислялись в том случае, если потребитель не заплатил в течение 2 месяцев, следующих за месяцем начисления. По данным таблицы 1 мы видим, что принцип начисления пеней, в частности, по категории «населения», изменился. С принятием Закона пени стали начислять с 31 по 90 день следующих за месяцем начисления, в таком же размере, как и ранее, но с 91 дня пени увеличивается до 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ [1].
Таблица 1
Принцип начисления пеней за просрочку платежа за энергоресурсы (в том числе за электроэнергию)
Период начисления Население, ТСЖ и ЖСК Управляющие компании Прочие потребители
С 1-го дня следующего за ме- 1/130 ставки рефинанси-
сяцем начисления рования ЦБ
С 1-го дня по 60-ый 1/300 ставки рефинансиро-
вания ЦБ
С 31-го дня по 90-ый 1/300 ставки рефинансиро-
вания ЦБ
С 61-го дня по 90 -ый 1/170 ставки рефинансиро-
вания ЦБ
С 91-го дня 1/130 ставки рефинансирования ЦБ 1/130 ставки рефинансирования ЦБ -
Источник: [1]
2. Административная ответственность за нарушение порядка доступа к сетям. В основном, изменения коснулись размеров штрафов, взимаемых в случае самовольного подключения к сетям энергоснабжения (табл. 2).
Непосредственно для физических лиц размер установленного штрафа был увеличен более чем в три раза. Увеличение суммы взыскания за нарушение порядка доступа к сетям, к сожалению, не позволило снизить долю неплатежей.
Таблица 2
Штрафы в случае самовольного подключения к сетям
Субъект Размер штрафа, тыс. руб.
До принятия Закона № 307 После принятия Закона № 307
Физические лица 3-4 10-15
Юридические лица 60-80 100-200
Должностные лица 6-8 30-80
Источник: [1]
Несмотря на принятые меры, ситуация, складывающаяся в сфере неплатежей в последние 5 лет, говорит о неэффективности государственных методов борьбы с ростом задолженности. Возможно, стоит рассмотреть зарубежный опыт применения мер борьбы с неплатежами в электроэнергетике.
В некоторых государствах граждане вовсе не оплачивают услуги ЖКХ, в том числе и потребленную электроэнергию. К примеру, Объединенные Арабские Эмираты, Ливия и Кувейт освободили жителей от этой необходимости. Дело в том, что у данных государств в достаточном количестве имеются природные ископаемые и это позволяет обеспечивать граждан необходимыми благами бесплатно. Однако в Объединенных Арабских Эмиратах закон действует только для коренных жителей. Что касается гастарбайтеров, они оплачивают счета по установленным тарифам. Таким образом, государство регулирует размер задолженности и не допускает ее чрезмерного роста.
Услуги жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) оказываются бесплатно и жителям Туркменистана: страна также хорошо обеспечена энергоресурсами, но уровень жизни в стране очень низкий. Учитывая значительную долю бедного населения, государство освободило некоторые группы населения от платежей, взяв это на себя. Возможно, опыт Туркменистана можно было бы применить в России, в части незащищенных слоев населения.
Во многих западных государствах в сфере ЖКХ работают частные компании. Именно такие организации в США отвечают перед гражданами за энергоснабжение и невыполнение обязательств по договору. При этом перед американским законодательством все равны - и население, и прочие потребители, и энер-госнабжающие компании. Благодаря здоровой конкуренции обслуживание в стране осуществляется на достойном уровне, а стоимость сервиса от энергоснабжающих организаций в сфере ЖКХ вполне приемлема. Если вдруг жители дома решают, что есть перебои с подачей электричества или у него недостаточная мощность, вода недостаточно подогревается, а цена на все эти услуги завышена, в достаточно короткий срок они имеют право поменять организацию, их предоставляющую [6]. На подобный зарубежный опыт ЖКХ стоит ориентироваться и в России.
В отдельных штатах США существует интересная практика, применимая к платежам за электроэнергию. К примеру, в штате Флорида потребляемая электроэнергия оплачивается в автоматическом режиме. В случае невнесения денег до 15 числа следующего месяца жильца могут просто выселить из дома [6].
В Германии применяется тот самый метод воздействия на задолженность за электроэнергию, применение которого уже давно обсуждается аналитиками в России: при организации поставки газа, воды и (или) электроэнергии, каждый собственник жилья индивидуально устанавливает договорные отношения с продающей их компанией [6]. Индивидуальный подход к каждому отдельному потребителю позволяет увеличить процент своевременных платежей, поскольку учтены индивидуальные особенности каждого конкретного потребителя.
Возможно, России следует начать адаптацию зарубежного опыта с повышения информационной открытости. Можно принять во внимание опыт таких стран, как Франция и Финляндия. Важная составляющая коммунальных услуг в этих государствах - информационные технологии. Сведения собираются автоматически. Взаимодействие представителей коммунальных служб с потребителями и структурами власти также осуществляется в удаленном режиме. В век цифровизации, когда каждый человек неразлучен с гаджетами, введение подобных инноваций позволяет усовершенствовать систему платежей за электричество и сделать ее более эффективной за счет предотвращения такого фактора появления неплатежей, как забывчивость. Ведь электронное устройство может быть запрограммировано на автоматическое оповещение потребителя о просроченном платеже.
Кроме того, остается открытым вопрос об авансовых платежах, которые отсутствуют как таковые в сфере платежей за электроэнергию в электроэнергетической отрасли России. Электричество оплачивается населением (да и другими группами потребителей) уже по факту потребления, что, несомненно, также является одной из значимых причин роста задолженности. Заимствование опыта авансовых платежей, применяемых в отопительной системе в Норвегии, было бы весьма перспективным: помещение начинает отапливаться только после оплаты услуги через терминал, установленный прямо на батарее. Конечно, установка подобных терминалов на щитках электричества в жилых помещениях - это достаточно затратный процесс. Соответственно, применение данного подхода требует дополнительного исследования и финансовых расчетов.
Библиографический список
1. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции» от 03.08.2018 г. № 307-Ф3 (ред. 06.02.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 27.03.2019).
2. Авдюшина, М. А. и др. Способы управления кредиторской задолженностью в целях обеспечения ликвидности компаний ЖКХ / М. А. Авдюшина, Е. Н. Захарова, В. А. Авдюшина. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. - 138 с.
3. Баркатунова, Е. В. Основные проблемы энергосбытовой деятельности//Аллея науки. - 2017. - № 13. - С. 585-588.
4. Орлова, Н. Г. Долги ЖКХ - причины возникновения и методы совершенствования управления / Н. Г. Орлова, С. Н. Усен-ко//Сб. науч. тр по материалам междунар. науч.-практ. конф. «Логистика в условиях экономической турбулентости», Иркутск, 31 мая 2017 г. - Иркутск, 2017. - С. 131-135.
5. Тарасова, Е. В. Прозрачность финансовых потоков в жилищно-коммунальном секторе экономики - почему долги имеют место быть?//Сб. науч. тр. по материалам междунар. науч.-практ. конф. «Актуальные проблемы развития финансового сектора», Тамбов, 22 нояб. 2017 г. - Тамбов, 2017. - С. 240-248.
6. Чайка, Л. В. Финансовое состояние регионального электроснабжения//Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - № 3 (45). - С. 98-107.
7. Годовой отчет о деятельности Ассоциации «НП Совет рынка» за 2016 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.np-sr.ru/sites/default/files/sr_pages/SR_0V055333/go_2016.pdf (дата обращения: 27.03.2019).
8. Годовой отчет о деятельности Ассоциации «НП Совет рынка» за 2017 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.np-sr.ru/sites/default/files/1_go_0.pdf (дата обращения: 27.03.2019).
9. Информационная справка Министерства энергетики РФ о состоянии платежной дисциплины потребителей электрической энергии на территории субъектов РФ, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, по итогам работы за 8 месяцев 2018 г.
References
1. Federal'nyi zakon «O vnesenii izmenenii v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiiskoi Federacii v celyah sovershenstvovaniya kontro-lya za soblyudeniem zakonodatel'stva Rossiiskoi Federacii o protivodeistvii korruptsii» ot 03.08.2018 g. № 307-FZ (red 06.02.2019) [Federal Law «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in order to improve the monitoring ofcompliance with the legislation of the Russian Federation on countering corruption» dated August 03, 2018 № 307-FZ (ed. 06.02.2019)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/cons (accessed 27.03.2019).
2. Avdyushina M. A. Sposoby upravleniya kreditorskoii zadolzhennost'yu v tselyah obespecheniya likvidnosti kompanii ZhKKH [Ways to manage accounts payable in order to ensure the liquidity of housing and utilities companies]. Irkutsk: BGUEHP Publ., 2015. 138 p.
3. Barkatunova E. V Osnovnye problemy energosbytovoi deyatel'nosti [The main problems of energy sales]. Alleya nauki [Alley of science], 2017, I. 13, pp. 585-588.
4. Orlova N. G., Usenko S. N. Dolgi ZHKKH - prichiny vozniknoveniya i metody sovershenstvovaniya upravleniya [Housing and Communal Services Debt - Causes and Management Improvement Methods]. Sb. nauch. tr. po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Logistika v usloviyakh ekonomicheskoi turbulentosti», Irkutsk, 31 maya 2017 g. [Proceedings of science conference «Logistics under economic turbulence», Irkutsk, May 31, 2017], 2017, pp. 131-135.
5. Tarasova E. V. Prozrachnost' finansovykh potokov v zhilishchno-kommunal'nom sektore ekonomiki - pochemu dolgi imeyut mesto byt'? [Transparency offinancial flows in the housing and utilities sector of the economy - why do debts take place?]. Sb. nauch. tr. po materialam mezhdunar. nauch.-prakt. konf. «Aktual'nye problemy razvitiya finansovogo sektora», Tambov, 22 noyab. 2017 [Proceedings of science conference «Actualproblems offinancial sector development», Tambov, Nov. 22, 2017], 2017, pp. 240-248.
6. Chaika L. V Finansovoe sostoyanie regional'nogo elektrosnabzheniya [Financial status of regional power supply]. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 2016, I. 3 (45), pp. 98-107.
7. Godovoi otchet o deyatel'nosti Assotsiatsii «NP Sovet rynka» za 2016 god [Annual report on the activities of the Association «NPMarket Council» for 2016]. Available at: https://www.np-sr.ru/sites/default/files/sr_pages/SR_0V055333/go_2016.pdf (accessed 27.03.2019).
8. Godovoi otchet o deyatel'nosti Assotsiatsii «NP Sovet rynka» za 2017 god [Annual report on the activities of the Association «NP Market Council» for 2017]. Available at: https://www.np-sr.ru/sites/default/files/1_go_0.pdf (accessed 27.03.2019).
9. Informatsionnaya spravka Ministerstva energetiki RF o sostoyanii platezhnoi discipliny potrebitelei elektricheskoi energii na territorii sub''ektov RF, vkhodyashchikh v sostav Severo-kavkazskogo federal'nogo okruga, po itogam raboty za 8 mesyatsev 2018 g [Information note of the Ministry of Energy of the Russian Federation on the state ofpayment discipline of consumers of electrical energy in the territory of the subjects of the Russian Federation, belonging to the North Caucasus Federal District, according to the results of work for 8 months of 2018].