ЭКОНОМИКА
Перечисленные выше расходы определяют размер ущерба на восстановление загрязненных земель, но это лишь подготовительный этап рекультивации. Для получения экономического эффекта необходимо дальнейшее восстановление нарушенных земель в соответствии с выбранным направлением их использования.
При использовании рекультивируемых земель в сельском или лесном хозяйстве необходимо провести биологическую рекультивацию путем залужения или залужения с последующим созданием лесных насаждений. Это потребует дополнительных издержек.
При определении затрат на залужение необходимо учитывать норму расхода семян, минеральных и органических удобрений, вносимых в рекультивируемую площадь. Расчет затрат производится по формуле
З = (НР д. Цд. S + Р . S) +
+ (НР П k S + Р k S), (7)
v ceMk 'сем k р сем k р/7 4 у
где НРуд. , НРеемк - норматив расхода /-го вида удобрений и к-го вида семян соответственно на единицу рекультивируемой площади, кг/га;
Цуд г , Цсем к - цена /-го вида удобрений и к-го вида семян за единицу, руб./кг;
Руд., Рсем к - расценки на внесение /-го вида удобрений и посев к-го вида семян, руб./га
В случае выбора варианта рекультивации нарушенных земель путем создания лесных массивов формула затрат на производство работ принимает следующий вид
З = (Р д S) +
пос 4 подг р/
+ (НР Ц S + Р S),
4 пос.мат. ' пос.мат р л.к. р/у
(8)
где Рподг , Рлк - расценки на подготовку почвы под лесные культуры и их посадку соответственно, руб./га НР - норматив расхода посадочного
пос.мат.
материала при создании лесных культур, на единицу площади, шт./га;
Ц - стоимость посадочного материа-
ла, руб./шт.;
Вышеприведенная методика определения экономической эффективности рекультивации нарушенных земель может быть использована при совершенствовании существующей нормативной базы, которая в настоящее время в основном представлена ГОСТами, разработанными еще в СССР и нуждающимися в серьезной доработке. Существующие нормативные документы, хотя не противоречат, но и не соответствуют современным требованиям земельного и природоохранного законодательства, определяющего необходимость при разработке проектов природопользования проведения рекультивации нарушенных земель с учетом их целевого использования и экономической эффективности.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс РФ, (в ред. Федеральных законов от 06.12.2011 N 405-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 24.07.2008 N 161-ФЗ, от 18.07.2009 N 181-ФЗ, от 28.11.2011 N 337-ФЗ).
2. Голованов, А.И., Рекультивация нарушенных земель / А.И. Голованов, Ф.М. Зимин, В.И.Сметанин. - М.: КолосС, 2009. - 325 с.
3. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ПС по стр-ву, архит. и жил. политике; рук. авт. кол.: Коссов В.В., Лившиц В.Н., Шахназаров А.Г. - М.: Экономика, 2000. - 421 с.
ПРОБЛЕМЫ НЕЛЕГАЛЬНОГО ОБОРОТА ДРЕВЕСИНЫ
А.В. РОДИН, асп. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ
В отечественных средствах массовой информации и в выступлениях представителей федеральных и региональных органов власти проблеме нелегальных (незаконных) рубок леса в последнее время уделяется достаточно много внимания. Не обходят вни-
caf-buhuch@mgul.ac.ru
манием эту проблему официальные органы и специалисты зарубежных стран.
Впервые о проблеме нелегальных рубок и незаконной деятельности в лесном секторе было публично и официально заявлено на встрече руководителей стран «Большой
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
185
ЭКОНОМИКА
восьмерки» в Бирмингеме в 1998 г., а затем на Саммите в Окинаве в 2000 г. В 1998 г. в Бразилии был утвержден план действий в отношении лесов, в котором признана потребность в получении более подробной информации о масштабах проблемы нелегальных рубок. На Азиатской конференции на уровне министров в Бали, в 2001 г., участники договорились о необходимости совместных действий по борьбе с незаконной деятельностью в лесном секторе. Подобные конференции были проведены в Европе и Африке в 2002 и 2003 гг., что способствовало повышению уровня информированности о данной проблеме в международном масштабе. В 2002-2003 гг. различными международными организациями были проведены еще несколько совещаний, посвященных данной проблеме.
Существует множество определений, что такое легальные (незаконные) рубки (лесопользование). Одни употребляют термин «незаконные рубки» для обозначения деятельности, относящейся к заготовке древесины, не согласующейся с национальными или субнациональными законами. ФАО ООН дает такой перечень рубок, которые должны быть отнесены к незаконным (Шейнгауз, 2005): заготовление леса без разрешения; заготовка леса с превышением разрешенных объемов; незаконное получение разрешений на заготовки; рубки по поддельным документам; нанесение повреждений деревьям для последующей официальной рубки; рубка на особо охраняемых и других территориях, где это запрещено; рубки охраняемых видов деревьев; рубки за пределами отведенной лесосеки и др. Конференция европейских производителей бумаги (CEPI) считает, что незаконные рубки - это «заготовка древесины в нарушение национальных законов» и т.д. На шестой Конференции участников конвенции по биологическому разнообразию (2002 г.) использовался термин «неразрешенные рубки». Что касается термина «незаконная деятельность в лесном секторе», то он имеет более широкое значение, чем термин «незаконные рубки», и включает следующие группы, связанные с транспортом, переработкой и торговлей лесоматериалами.
Первая - незаконный захват лесных площадей путем вторжения на государственные лесные площади отдельных лиц, сообществ или частных корпораций с целью их преобразования в различные угодья, например сельскохозяйственные, а также незаконное занятие лесных площадей безземельными крестьянами с целью заставить правительство предоставить им право собственности на землю, а затем заставить правительство купить эту землю у крестьян.
Вторая - нелегальные рубки (незаконные); включающие: рубку охраняемых пород деревьев, копирование разрешений на рубку леса; повреждение деревьев с целью получения легальной возможности их срубить; заключение контрактов с предприятиями на заготовку деревьев на охраняемых площадях; рубку леса за пределами границ концессии; заготовку древесины в местах, где рубка леса запрещена: на крытых склонах, берегах рек, водосборных площадях; получение концессий с помощью взяток; умышленный поджог древостоев; незаконная транспортировка и торговля древесиной; незаконные бухгалтерские операции с заготовкой, переработкой и торговлей древесины.
Специальные исследования международных организаций по некоторым странам дают некоторое представление о масштабах проблемы.
По данным Всемирного Банка, от незаконных рубок и сопряженного с ним нелегального оборота лесоматериалов страны ежегодно теряют от 10 до 15 млрд долл. ежегодно в качестве прямого экономического ущерба, что составляет 10 % от продаж лесных товаров в мире. По сообщению FERN, около 50 % импорта древесины Европейским Союзом из тропических лесов и около 20 % импорта из бореальных лесов поступает из незаконных источников. Более того, по данным проведенного Фондом дикой природы исследования 13 % древесины и лесоматериалов, закупаемых странами G8 «Большой восьмерки» и Китаем, могут быть из незаконных источников или проданными незаконно.
Последствия незаконного лесопользования заключаются в том, что они наносят
186
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
ущерб защитным лесам, особенно кедровошироколиственным, где законные рубки не проводятся. Незаконные рубки проводятся без соблюдения лесоводственно-экологических требований, в том числе без соблюдения лесо-водственно обоснованных технологий рубок, без сохранения подроста, создают очаги почвенной эрозии, ведут к ухудшению породного состава лесов, повышают захламленность лесных массивов, препятствуют лесному восстановлению и усиливают пожарную опасность. Незаконная заготовка древесины ведет к истощению наиболее продуктивных и наиболее доступных лесных угодий, к подрыву потенциальной продуктивности угодий. Нерегулируемая и неконтролируемая незаконная рекреация ведет к разрушению наиболее эстетических ценных лесных участков, неограниченному повреждению на таких участках всех ярусов растительности, массовому разведению костров, повышению опасности загораний и возникновения пожаров. Часто не учитывается тот факт, что обезлесение и деградация лесов, вызванные незаконными рубками, обусловливают 1/5 объема выбросов углекислого газа в атмосферу.
Более разрушительными являются социальные последствия нелегального лесопользования, прежде всего потому, что оно во всех случаях связано с коррупцией, подкупом тех или иных работников лесного сектора, сотрудников правоохранительных органов. Нередко нелегальное лесопользование связано также криминальными структурами. То есть не отраслевая проблема, а отраслевое проявление системного социального явления.
Социальные последствия незаконного лесопользования, в большей степени, переплетаются с экономическими. Основные из таких социально-экономических последствий - это вовлечение значительной части жителей лесных населенных пунктов в криминальную деятельность, подрыв моральных устоев всего общества. Опросы показывают, что около 1/3 населения лесных поселков относятся к незаконным рубкам достаточно толерантно. Уход от налогов и платежей в бюджет, полное отсутствие социальных гарантий у работников нелегальных предприятий, расширение
коррумпированной части на всех социальных уровнях, срастание незаконного лесопользования с нелегальной деятельностью части зарубежных предпринимателей.
По причине незаконных рубок снижается инвестиционная привлекательность лесного сектора этих стран. Как правило, незаконно заготовленная древесина продается по более низким ценам, что отрицательно влияет на торговлю законно заготовленной древесиной. Результаты незаконных рубок - увеличение объемов лесозаготовок, увеличение предложения древесины, снижение цены для производителя. Снижение цены у производителя ведет к нечестной конкуренции, тем самым снижается конкурентоспособность легальных компаний.
Нелегальные рубки - это тормоз для устойчивого управления лесами. Торговля незаконно заготовленной древесины угрожает не только жизнеспособности законной торговли, но и ее репутации. В связи с этим зарубежные специалисты подчеркивают, что прекращение нелегальных рубок крайне необходимо для обеспечения в будущем конкурентоспособности лесоматериалов, так как незаконные рубки подрывают уверенность потребителя в том, что приобретаемые ими лесные продукты изготовлены из деревьев, заготовленных природощадящими методами и на законных основаниях. При этом отмечается, что некоторые заинтересованные потребители могут получить выгоду от незаконных рубок из-за более дешевого сырья.
В числе главных методов борьбы с незаконными рубками специалисты международных лесных организаций считают, в первую очередь, усиление мер государственного воздействия на этот процесс. Установлено, что основными причинами существования незаконных рубок является коррупция и неспособность правительств обеспечить правоприменение. Решение этих проблем требует проведения политических реформ.
Лесная сертификация также рассматривается в качестве инструмента, который поможет контролировать незаконную торговлю лесоматериалами, особенно в том, что касается производственно распределительной цепочки.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2012
187
ЭКОНОМИКА
К методам борьбы с незаконными рубками и незаконной торговлей лесоматериалами можно отнести: систему отслеживания продвижения круглого леса по производственно- распределительной цепочке, систему подтверждения происхождения товара с использованием лицензий и маркировок товара; международное сотрудничество и координацию торговой статистики; обмен информацией по незаконным рубкам и незаконной торговле и изучение возможных противодействующих мер. Также к ним можно отнести государственную закупку лесоматериалов, при котором поставщикам товаров для государственных нужд, участвующих в конкурсах, выставляются дополнительные требования по обеспечению и подтверждению легальности и (или) устойчивости происхождения лесоматериалов. Аналогичные требования могут предъявляться к поставщикам продукции, импортированной на рынок страны.
К числу конкретных мер, направленных на борьбу с нелегальными рубками на международном уровне, следует отнести декларацию участников конференции в Камеруне, где 39 стран заявили о стремлении противодействовать незаконным рубкам леса.
США выразила готовность оказать содействие в борьбе с незаконными рубками леса. Они готовы предоставить техническую помощь в организации системы мониторинга лесных территорий на основе космических съемок.
В октябре 2002 г. Евросоюз также объявил о «Плане действий по соблюдению лесного законодательства, управлению лесам и торговле». Он будет направлен против незаконных лесозаготовок и торговли древесиной, а также коррупции в лесном секторе. Широкомасштабные международные программы борьбы с незаконными рубками будут также начаты в Юго-Восточной Азии.
Проблема незаконных рубок очень актуальна и для российского лесного комплекса, особенно в приграничных районах европейской части страны, на Северном Кавказе, в Центральном и Дальневосточном федеральных округах.
Российская Федерация является одним из крупнейших производителей и экспортеров лесоматериалов в мире. Только по официальным данным Рослесхоза в 2009 г. нелегально было заготовлено около 1,5 млн м3, по экспертным же оценкам - до 20 % заготовленной в нашей стране древесины имеет незаконное происхождение.
Серьезные расхождения в оценках нелегальных рубок ставят под сомнение корректность применяемых методов оценки и полученных на их основе результатов. В этой связи возникает необходимость в специальных понятиях, ответах на вопросы: что такое нелегальные рубки в лесах России, какое место нелегальные рубки занимают в системе рубок, на каких звеньях организационного процесса лесопользования возникают действия, которые могут быть квалифицированы как незаконные и т.д.
В соответствии с официальной трактовкой действующего в России законодательства, к нелегальным относятся рубки, проведенные без разрешительных документов, и рубки запрещенных пород деревьев. Этими определениями руководствуются уполномоченные, государственные органы. Экологические организации в своих оценках используют более широкие трактовки, которые в основном связаны с теми или иными нарушениями правил рубок и других нормативов, регламентирующих лесопользование в России. Верховный суд РФ дает следующее определение нелегальных рубок. Незаконная рубка - это рубка деревьев, кустарников и лиан без разрешительных документов (лесобилета, ордера) или рубка по разрешительным документам, выданным с нарушением соответствующих правил рубок и материалов лесоустройства, либо рубка за пределами отведенного участка пород, не указанных в разрешительных документах либо запрещенных в рубку. Однако очевидно, что это определение устарело. Возникла необходимость внесения изменений в постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения». Лесной кодекс РФ
188
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012
ЭКОНОМИКА
установил новый порядок получения лесных участков для лесопользования не по лесорубочным билетам и ордерам, а путем заключения договоров аренды (на конкурсной основе) или путем купли-продажи этих участков для удовлетворения своих хозяйственных потребностей в лесоматериалах. Пользоваться разъяснениями Пленума в его настоящей редакции по уголовно-правовой оценке деяний, связанных с незаконной рубкой лесных насаждений, таким образом нельзя (Капланов, 2010).
Как известно российская система регламентации лесопользования является одной из самых жестких в мире, поэтому можно выявить много нарушений и тем самым увеличить объемы нелегальных рубок до нереальных масштабов. Исходя из этого можно отнести к нелегальным рубкам весь объем заготовленной древесины в той мере, в какой несовершенно наше законодательство.
Проблема нелегальных рубок в России действительно существует, но она требует системного осмысления, выработки единого понимания проблемы государственными органами и общественными экологическими организациями.
Порядок лесопользования и, в частности лесозаготовок в России, коренным образом отличается от мировой практики в развитых странах. Во-первых тем, что в России управление лесными ресурсами, лесное хозяйство и лесопользование, звенья, казалось бы, одной неразрывной цепи, разделены. В результате государство - владелец ресурсов разрабатывает законы и устанавливает общий порядок предоставления лесных ресурсов в пользование. Лесное хозяйство как орган, уполномоченный управлять лесными ресурсами, разрабатывает методы, правила лесопользования, осуществляет практический отпуск (отвод) сырьевых ресурсов в пользование и контроль за исполнением рубок в натуре. Лесозаготовитель осуществляет только технологический процесс лесозаготовок и не несет ответственности за недостатки методов управления, нормативов и т.д., отвечая только за точность исполнения технологической схемы и предписанных требований.
Заготовка древесины в России до 2007 г. осуществлялась исключительно в разрешительном порядке, в виде главного или промежуточного пользования. Главное пользование осуществлялось лесопользователем, как правило, в лице частного предприятия. Промежуточное пользование в порядке рубок, являющихся инструментами формирования древостоев, осуществлялось только органами лесного хозяйства. При такой сложной и многоступенчатой дифференциации процесса лесопользования между участниками лесных отношений возникали и возникают запутанные и сложные сочетания компетенции и ответственности.
В системном виде весь процесс вовлечения в главное пользование (рубку) лесных ресурсов делится на следующие этапы: приобретение и правовое оформление лесного участка в пользование; отпуск леса на корню (отвод лесного фонда в пользование); рубка леса (сам процесс заготовки древесины); вывоз лесопродукции, освидетельствование вырубок, сдача-приемка лесосек органами лесного хозяйства.
Этот процесс регламентировался соответствующими законодательно-нормативными актами, такими как Лесной кодекс РФ и законы субъектов РФ; федеральные правила отпуска древесины на корню; федеральные и региональные правила рубок главного пользования; нормативные акты по приемке, отчистке лесосек и др. Все они до 2007 г. носили характер жесткого предписания. Любое отклонение от требований установленного порядка или нормативных актов расценивалось как нарушение лесного законодательства.
В этой связи целесообразно перечислить наиболее типичные и распространенные нарушения в цепи лесозаготовительного процесса (таблица).
Рассматривая практику промышленных лесозаготовок через правовые, организационно-институциональные и технические основы, легко убедиться, что любые рубки в России могут и чаще всего имеют на одном или на всех этапах те или иные отклонения (нарушения) от требований лесного законодательства и, в строгом смысле слова, впра-
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 5/2012
189
ЭКОНОМИКА
Таблица
Типичные и распространенные нарушения в цепи лесозаготовительного процесса
Этапы Нарушения Виновные
1 Несоблюдение порядка торгов лесными ресурсами, подмена принципа равных возможностей участников торгов предвзятым администрированием Несоответствие заявленных объемов и качества, выставленных на торги лесных ресурсов состоянию и качеству лесного фонда в натуре Отсутствие проектов лесоэксплуатации на участки и объекты лесфонда, передаваемые в аренду или краткосрочное пользование Отсутствие системы контроля со стороны владельцев лесов (государства) за выполнением договорных условий аренды и исполнением краткосрочного пользования Отсутствие системы экспертизы лесных проектов или отдельных блоков планирования лесопользования Нарушения этого блока возникают из-за несовершенства законодательства и порядка предоставления ресурсов в пользование, коррумпированности исполнительных структур
2 Неточность плановой привязки лесосек, отведенных в рубку, на местности Самоотвод лесосек лесопользователями Крайне низкая точность перечета деревьев на лесосеках, предвзятое занижение запасов древесины на отведенной площади лесосечного фонда Заведомо неправильное назначение способа рубок, не соответствующего лесоводственным требованиям, структуре и особенностям лесосечного фонда Безответственность и низкое качество оформления разрешительных документов на Нарушение данного этапа происходит по вине территориальных органов управления лесами, в силу маломощности системы и низкой квалификацией работников лесного хозяйства. Например, назначение сплошного способа рубок в древостоях, где по правилам должны быть выборочные или постепенные рубки, заведомо предопределяет высокую долю уничтожения подроста и недоруб тонкомерной части деревьев и деревьев лиственных пород
3 Применение техники и технологий, не прошедших экологической экспертизы Отклонение от технологической схемы рубок, уничтожение части древостоя, не подлежащего рубке и нижних ярусов леса Захламление (не очистка) лесосек Недорубы ликвидной части древостоя Самовольная рубка за пределами отведенной площади лесного фонда Составление срубленной или приземленной древесины на лесосеке Переруб обозначенных в декларации и сокрытие фактических объемов заготовленной древесины Эти и другие нарушения происходят, как правило, по вине лесопользователя
4 Отсутствие учета заготовленной и вывезенной с лесосеки продукции Формальное (без натурного аудита) обследование и принятие лесосеки На этом этапе все нарушения в основном носят характер необъективной искаженной фиксации (актирования) фактического состояния вырубок (лесосек), занижения объемов заготовленной и вывезенной древесины и других моментов
ве расцениваться как незаконные. Однако с точки зрения ответственности, не всегда возможно и следует относить такие рубки к нелегальным. Без сомнения, к «нелегальным» могут быть отнесены только самовольные,
то есть браконьерские (без каких-либо разрешительных оснований) рубки ( заготовки древесины) или исполненные с преступным умышленным игнорирование требований, предписанных лесным законодательством.
190
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 5/2012