Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ'

ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1281
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ / ПРИМЕНЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Денисович В.В., Панина М.О., Денисова Д.В.

Важное значение для повышения боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации имеет укрепление воинской дисциплины. Поэтому укрепление воинского правопорядка требует постоянного совершенствования организации военной службы, а также строгого соблюдения уставного порядка и законности в деятельности всех должностных лиц. Представленная научная статья посвящена проблемам практики назначения наказаний военнослужащим, особенностям применения отдельных видов санкций к рассматриваемой категории специальных субъектов уголовно-правовых отношений. Важнейшей задачей законодателя является не отмена части наказаний как решение проблем уголовных военных наказаний, а глубокая проработка уголовного закона, регламентирующего меры уголовно-правового воздействия на военнослужащих, порядок их применения и приведения в исполнение. Именно это будет показателем индивидуализации и укрепления уголовного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF THE APPOINTMENT AND EXECUTION OF CRIMINAL PENALTIES AGAINST MILITARY PERSONNEL

Strengthening military discipline is essential to improving the combat readiness of the Armed Forces of the Russian Federation. Therefore, strengthening the military law and order requires constant improvement in the organization ofmilitary service, as wellas strict compliance with thestatutory order and legality in the activities of all officials. The presented scientific article is devoted to problems of practice of assignment of punishments to military personnel, peculiarities of application of certain types of sanctions to the considered category of special subjects of criminal-legal relations. The most important task of the legislator is not the abolition of a part of punishments as a solution of problems of criminal military punishments, but a deep elaboration of the criminal law regulating measures of criminal-legal influence on servicemen, a procedure of their application and execution. It is this that willbe an indicator of the individualization and strengthening of criminal legislation.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ»

Научная статья

УДК 334. 44

ПРОБЛЕМЫ НАЗНАЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ В ОТНОШЕНИИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Вероника Владимировна Денисович,

Челябинский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация ltybctyejv1984@yandex.ru

Мария Олеговна Панина,

Челябинский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация panina19990511@mail.ru

Дарья Валерьевна Денисова,

Челябинский государственный университет, Челябинск, Российская Федерация keks 1580@mail.ru

Аннотация. Важное значение для повышения боеготовности Вооруженных Сил Российской Федерации имеет укрепление воинской дисциплины. Поэтому укрепление воинского правопорядка требует постоянного совершенствования организации военной службы, а также строгого соблюдения уставного порядка и законности в деятельности всех должностных лиц. Представленная научная статья посвящена проблемам практики назначения наказаний военнослужащим, особенностям применения отдельных видов санкций к рассматриваемой категории специальных субъектов уголовно-правовых отношений. Важнейшей задачей законодателя является не отмена части наказаний как решение проблем уголовных военных наказаний, а глубокая проработка уголовного закона, регламентирующего меры уголовно-правового воздействия на военнослужащих, порядок их применения и приведения в исполнение. Именно это будет показателем индивидуализации и укрепления уголовного законодательства.

Ключевые слова: наказания военнослужащих, применение отдельных видов наказаний, организация военной службы.

Для цитирования: Денисович, В.В., Панина, М.О., Денисова, Д.В. Проблемы назначения и исполнения уголовных наказаний в отношении военнослужащих // Вестник Уральского института экономики, управления и права. 2022. №2 (59). С. 30-37.

Original article

PROBLEMS OF THE APPOINTMENT AND EXECUTION OF CRIMINAL PENALTIES AGAINST MILITARY PERSONNEL

Veronika V. Denisovich,

Chelyabinsk State University,

Chelyabinsk, Russian Federation ltybctyejv1984@yandex.ru

Maria O. Panina,

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation panina19990511@mail.ru

Darya V. Denisova,

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russian Federation keks 1580@mail.ru

Abstract. Strengthening military discipline is essential to improving the combat readiness of the Armed Forces of the Russian Federation. Therefore, strengthening the military law and order requires constant improvement in the organization ofmilitary service, as well as strict compliance with the statutory order and legality in the activities of all officials. The presented scientific article is devoted to problems of practice of assignment of punishments to military personnel, peculiarities of application of certain types of sanctions to the considered category of special subjects of criminal-legal relations. The most important task of the legislator is not the abolition of a part of punishments as a solution of problems of criminal military punishments, but a deep elaboration of the criminal law regulating measures of criminal-legal influence on servicemen, a procedure of their application and execution. It is this that will be an indicator of the individualization and strengthening of criminal legislation.

Keywords: punishments ofmilitary personnel, application of certain types of punishments, organization of military service.

For citation: Denisovich, V.V., Panina, M.O., Denisova, D.V. Problems ofthe appointment and execution of criminal penalties against military personnel // Bulletin of the Ural Institute of Economics and Law. 2022. No.2(59). P. 30-37. (In Russ.).

Введение

Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершённые в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством России военного времени (ч. 3 ст. 331 УК РФ). Указанная норма изложена не совсем удачно, поскольку Уголовный кодекс является единственным кодифицированным законом, устанавливающим уголовную ответственность в России.

Согласно ч. 1 ст. 1 УК РФ новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Более того, такого закона в России до настоящего времени нет, и о его разработке ничего не слышно, несмотря на фактичес-

кое пребывание российских военнослужащих в условиях боевой обстановки.

Отсутствие таких норм является очевидным пробелом в российском уголовном законодательстве, поскольку воинские преступления, совершенные в военное время или в боевой обстановке, представляют повышенную общественную опасность и должны предполагать более суровую уголовную ответственность, что и было ранее установлено в советском уголовном законодательстве. УК РФ в ст. 356 ограничивается лишь общей нормой об ответственности за применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации, не уточняя конкретные формы указанных

преступлений, что не улучшает восприятие и предупредительное воздействие уголовного закона в этой части.

По нашему мнению, своевременное и подробное введение таких норм в уголовный закон Российской Федерации позволит эффективнее решать вопросы привлечения к уголовной ответственности виновных в совершении преступлений, совершенных в военное время или в боевой обстановке (при обязательном четком закреплении этих понятий в законе, чтобы было понятно, что такое война и военное время, в каких случаях наступает боевая обстановка и чем она отличается от других ситуаций, например, патрулирования). Это также будет способствовать более ясному пониманию военнослужащими, что именно запрещено делать, то есть способствовать профилактике таких преступлений и соблюдению военнослужащими норм Международного гуманитарного права, ратифицированных Российской Федерацией и в силу этого обязательных к соблюдению.

Помимо указанного, имеются проблемы с применением уголовного законодательства России при назначении и исполнении уголовных наказаний военнослужащим и в мирное время.

В отличие от наказания в виде направления военнослужащих, совершивших преступления, в дисциплинарный батальон, предусмотренного УК РСФСР 1960 г., в УК РФ 1996 г. применительно к содержанию в дисциплинарной воинской части расширен круг лиц, которые могут быть подвергнуты этому наказанию, за счёт включения военнослужащих-контрактников; уменьшен срок лишения свободы, который может быть заменен содержанием в дисциплинарной воинской части, с трех до двух лет; сняты ограничения на применение этого вида наказания к лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы.

Описание исследования

По мнению ряда авторов, о возросшем внимании законодателя к анализируемому виду наказания говорит и то, что в Общей

части УК РФ его характеристика содержится не только в одной самостоятельной специальной норме (ст. 55 УК РФ), но имеется еще 9 статей, в которых прямо упоминается содержание в дисциплинарной воинской части и в той или иной мере раскрываются общие вопросы применения данного вида уголовного наказания [1].

Н.А. Петухов в своей работе «Преступления против военной службы» ссылается на мнение профессора Я.В. Лобова, который выделяет два признака, присущих содержанию в дисциплинарной воинской части:

1) государство сохраняет в составе Вооруженных Сил Российской Федерации тех осуждённых, которые могут быть исправлены под воздействием на них специфических уголовно-правовых мер;

2) в мирное время государство стремится обучить военному делу осуждённых, которые в дальнейшем могут быть призваны для защиты Отечества [2, с. 11].

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что: осуждённые к содержанию в дисциплинарных частях остаются в сфере воинских правоотношений, на них также распространяются уставы Вооруженных Сил Российской Федерации, приказы и наставления и они так же продолжают обучение военному делу, что в итоге приведет к готовности осужденного к боевым действия без потери времени на отбытие наказания.

Представляется, что данные критерии являются наиболее конкретными по отношению к наказаниям в виде нахождения в дисциплинарной части.

Еще одним обстоятельством, препятствующим более широкой реализации данного вида наказания, на наш взгляд, является сокращение, начиная с 1991 года, количества дисциплинарных воинских частей до 2-х частей на всю территорию России, а также удаленность дисциплинарных частей от мест дислокации линейных войск.

Видится, что решение проблемы возможно путем создания в каждом военном округе по одной дисциплинарной воинской части. Это позволит решить проблему переполня-

емости двух оставшихся на всю Россию дисциплинарных воинских частей, существенно сократит временные и материальные затраты, возникающие в связи с обращением данного уголовного наказания к исполнению. А кроме того, военнослужащие, отбывающие наказание в виде заключения в дисциплинарной части, остаются в регионе, где они проходили службу. В связи с чем лицо не испытывает дискомфорта при переводе в новую войсковую часть (новый регион), остается возможность поддерживать социально полезные связи с родственниками.

Также проблемой можно назвать ограниченный срок пребывания военнослужащими в дисциплинарных воинских частях. С учетом уменьшения военнослужащим по призыву времени службы до одного года, а кроме того, с учетом значительного снижения числа дисциплинарных батальонов следует уменьшить верхние границы нахождения в дисциплинарных воинских частях с двух лет до одного года, а также устранить вероятность назначения данного наказания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

Порядок применения и исполнения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части является не в полной мере сбалансированным, в связи, с чем решение данной проблемы видится во внесении специальных оговорок о возможностях этого вида наказания военными судами при совершении преступлений общеуголовной направленности.

Целесообразно ст. 55 УК РФ дополнить ч. 3 следующего содержания: «При систематическом нарушении осужденными военнослужащими порядка содержания в дисциплинарной воинской части суд по представлению командования части может заменить данное наказание на лишение свободы».

Также необходимо предусмотреть условия, исключающие применение данного наказания к военнослужащим, а именно:

- к лицам, ранее отбывающим уголовное наказание в виде лишения свободы;

- к страдающим алкоголизмом и нарко-

манией возможно применение мер медицинского характера.

Военнослужащие, осужденные к содержанию в дисциплинарной части, до получения из суда распоряжения об исполнении вступившего приговора находятся на гауптвахте, что, по нашему мнению, является неоправданным, так как закон не запрещает лицу самостоятельно по предписанию прибыть на место отбывания наказания под наблюдением командования войсковой части.

В научной литературе также рассматривался вопрос относительно возможности применения наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части к несовершеннолетним, а именно к курсантам младших курсов военно-учебных заведений.

По мнению некоторых ученых, такая ситуация представляется возможной исходя из содержания ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и воинской службе», которая устанавливает, что граждане, не проходившие военную службу, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву [5, с. 15].

На наш взгляд, с такой позицией авторов нельзя согласиться, поскольку ст. 88 УК РФ устанавливает исчерпывающий перечень наказаний, который исключает возможность назначения несовершеннолетним наказания в виде содержания в дисциплинарной воинской части.

Еще одним «специфическим воинским наказанием» является ограничение по военной службе. Согласно ч. 1 ст. 51 УК РФ ограничение по военной службе назначается осужденным военнослужащим, проходящим воинскую службу по контракту, на срок от 3 месяцев до 2 лет в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ за совершение преступлений против военной службы, а также осужденным военнослужащим-контрактникам вместо исправительных работ, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ.

В.В. Сверчков считает, что ограничение по военной службе может быть назначено лишь при одновременном соблюдении следующих условий:

1) осужденный является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту;

2) он совершил преступление против военной службы;

3) за данное преступление предусмотрено наказание в виде ограничения по военной службе.

Я.В. Лобов и С.Н. Шарапов полагают, что основания для назначения наказания в виде ограничения по военной службе, определенные в ст. 51 УК РФ, являются исчерпывающими и не подлежат изменению или дополнению. При этом они считают невозможным назначение осужденному военнослужащему наказания в виде ограничения по военной службе в соответствии со ст. 64 УК РФ как более мягкого вида наказания, если им совершено:

- преступление против военной службы, и в соответствующей статье УК РФ не предусмотрено назначение ограничения по военной службе;

- общеуголовное преступление, за совершение которого не предусмотрены исправительные работы [3, с. 9].

С применением ст. 64 УК РФ военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, в качестве более мягкого наказания возможно назначить ограничение по военной службе вместо любого вида наказания, в том числе и за общеуголовное преступление, даже если санкция соответствующей статьи не предусматривает исправительные работы. Очевидно, что и характер совершаемых военнослужащими преступлений, и недостаточная теоретическая проработка порядка и условий применения наказаний за преступления против военной службы приводят к редкому их использованию правоприменителями в связи с указанными выше проблемами.

Помимо изложенного, в теории уголовного права долгое время между учеными-юри-

стами возникают дискуссии по поводу исполнения ареста как вида наказания. Существуют различные точки зрения, в том числе и разногласия по данному вопросу, что дает нам право говорить о том, что в этом проявляется актуальность исследуемой темы.

Одни ученые считают, что арест станет одним из самых эффективных и действенных наказаний [8].

В то же время другие противостоят этой позиции и называют арест «мертворожденным» видом наказания [2].

Уже на основе пары мнений можно сделать вывод о том, что арест неоднозначно оценивается исследователями в сфере уголовного и уголовно-исполнительного права. Особенные условия отбывания ареста для военнослужащих определяются тем, что в случае осуждения военнослужащего к аресту он не увольняется, а отбывает наказание в условиях дальнейшего прохождения военной службы. Такое положение, на наш взгляд, является достаточным стимулом к исправлению. В данном случае у осужденного сохраняются социальные связи и дальнейшие жизненные перспективы, связанные с делом, которому военнослужащий посвящает свою жизнь.

Одним из главных отличий исполнения уголовных наказаний в отношении данной категории лиц является возможность широкого использования элементов воинского воспитания в отношении осужденных. Выделение порядка и условий исполнения наказания в виде ареста в отдельную главу (гл. 19 УИК РФ) обусловлено тем, что по сравнению с правилами, предусмотренными в нормах статей главы 10 УИК РФ, регулирующими реализацию этого наказания в гражданской сфере, они имеют особую специфику.

Оказание исправительного воздействия на осужденных является целью любого наказания, и арест не является исключением. Для достижения указанной цели уголовно-исполнительным законодательством предусмотрен целый набор соответствующих средств, одним из которых является воспи-

тательная работа, которая может быть реализована в индивидуальной, групповой и массовых формах.

Действенным способом осуществления воспитательного воздействия в воинских коллективах является применение средств взыскания и поощрения. Эти меры разнообразны и способны удержать осужденного военнослужащего от неправомерных действий и обеспечить его успешное исправление. В соответствии с действующим законодательством к осужденным военнослужащим могут быть применены следующие меры поощрения: благодарность, досрочное снятие ранее наложенного взыскания, зачет времени отбывания ареста в общий срок военной службы полностью или частично.

При назначении взыскания учитывается характер и тяжесть совершенного проступка. В случае необходимости, если это будет оправданно с воспитательной точки зрения, должностное лицо может ограничиться устным предупреждением военнослужащего, напоминанием о его обязанности и воинском долге.

На сегодняшний день авторами предлагается в качестве основания применения мер взыскания рассматривать не только нарушение правил отбывания наказания, но и совершение воинского дисциплинарного проступка. Под таким проступком необходимо понимать противоправно виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины, которое в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности [6, с. 112].

Следовательно, в настоящее время в Вооруженных Силах Российской Федерации условия, которые созданы для исполнения ареста в отношении военнослужащих, соответствуют основным международным стандартам и требованиям. Несмотря на то, что рассматриваемое уголовное наказание на практике пока не реализуется, законодательством весьма основательно регламентируются вопросы его отбывания и

исполнения. Достаточно подробно определяется статус осужденных военнослужащих, условия их содержания, вопросы оказания исправительного воздействия, специфика осуществления информационных взаимосвязей, организация охраны и конвоирования данной категории осужденных.

В свою очередь для осуждённых к лишению свободы в исправительных учреждениях проводится воспитательная работа, которая способствует их исправлению, для этого осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы при вступлении в законную силу приговора суда о привлечении военнослужащего к наказанию в виде лишения свободы в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ.

По причине, что военнослужащий исключён из сферы военнослужебных отношений, занятия по военной подготовке и по воспитанию в духе соблюдения воинских законов с данной категорией лиц уже не проводятся [8, с. 22].

Вследствие того, что при лишении свободы военнослужащие подлежат увольнению с военной службы и они не могут в дальнейшем поступить на иные виды государственной службы, то в отличие от них приговорённые к аресту или к содержанию в дисциплинарной воинской части военнослужащие не исключаются из военно-служебных отношений и им даётся шанс продолжить прохождение службы. С данной категорией осуждённых проводят занятия по военной подготовке и мероприятия по воинскому воспитанию.

Заключение

С учетом изложенного представляется, что для устранения рассматриваемых проблем, возникающих при применении судами уголовных наказаний в отношении военнослужащих, целесообразно дополнить законодательную базу соответствующими разъяснениями о допустимости назначения указанных наказаний. Осуществление изло-

женных предложений позволит более эффективно реализовать потенциал указанных выше двух уголовных наказаний в отноше-

нии военнослужащих и, кроме того, будет способствовать достижению целей, указанных в ст. 43 УК РФ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Байбарин, А.А., Тарыкин, В.К. Оперативно-розыскная деятельность в уголовно-исполнительной системе. Курск: ЮЗГУ, 2020. 800 с.

2. Кадникова, Н.Г. Уголовное право. М.: Премьер, 2019. 120 с.

3. Лобов, Я.В. Ограничение по военной службе как вид уголовного наказания: сущность, правовые последствия, порядок исполнения // URL: http://voenprav.ru/doc-4262-4.htm (дата обращения: 18.02.2022).

4. Петухов, Н.А. Преступления против военной службы. М.: НОРМА, 2002. 300 с.

5. Сверчков, В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части. М.: Юрайт, 2022. 400 с.

6. Сурин, В.В., Головкин, Р.Б. Особенности правовой регламентации наказания в виде ареста в отношении осужденных военнослужащих // Вестник Воронежского института ФСИН России. 2020. № 2. С. 224-232.

7. Шевелева, С.В., Яковлева, Е.О. Проблемы экономизации уголовного права России: тенденции и пределы реализации // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2020. № 2. С. 41-47.

8. Шигабутдинова, З.Р., Малышева, Ю.Ю. Проблемы юридической ответственности военнослужащих // Государство и общество: актуальные вопросы взаимодействия: Сб. трудов конф. Казань: ЮрЭксПрактик, 2020. С. 41-47.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Bajbarin, A.A., Tarykin, V.K. Operativno-rozysknaya deyatel'nost' v ugolovno-ispolnitel'noj sisteme. Kursk: YUZGU, 2020. 800 s.

2. Kadnikova, N.G. Ugolovnoe pravo. M.: Prem'er, 2019. 120 s.

3. Lobov, Ya.V. Ogranichenie po voennoj sluzhbe kak vid ugolovnogo nakazaniya: sushchnost', pravovye posledstviya, poryadok ispolneniya // URL: http://voenprav.ru/doc-4262-4.htm (data obrashcheniya: 18.02.2022).

4. Petuhov, N.A. Prestupleniya protiv voennoj sluzhby. M.: NORMA, 2002. 300 s.

5. Sverchkov, V.V. Ugolovnoe pravo. Obshchaya i Osobennaya chasti. M.: YUrajt, 2022. 400 s.

6. Surin, V.V., Golovkin, R.B. Osobennosti pravovoj reglamentacii nakazaniya v vide aresta v otnoshenii osuzhdennyh voennosluzhashchih // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. 2020. № 2. S. 224-232.

7. Sheveleva, S.V., Yakovleva, E.O. Problemy ekonomizacii ugolovnogo prava Rossii: tendencii i predely realizacii // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2020. № 2. S. 41-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Shigabutdinova, Z.R., Malysheva Yu.Yu. Problemy yuridicheskoj otvetstvennosti voennosluzhashchih // Gosudarstvo i obshchestvo: aktual'nye voprosy vzaimodejstviya: Sb. trudov konf. Kazan': YUrEksPraktik, 2020. S. 41-47.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Денисович Вероника Владимировна, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Института права, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия.

Панина Мария Олеговна, обучающийся Института права ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия.

E-mail: panina19990511@mail.ru

Денисова Дарья Валерьевна обучающийся Института права, ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», 145001, Челябинск, ул. Братьев Кашириных, д. 129.

E-mail: keks1580@mail.ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Veronika V. Denisovich, Candidate of Law Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Law and Criminology, Institute ofLaw, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

Maria O. Panina, student of the Institute ofLaw, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk Ryssia.

E-mail: panina19990511@mail.ru

Daria V. Denisova, student of the Institute of Law, Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: keks1580@mail.ru

Дата поступления статьи / Received: 08.04.2022

Принята к публикации / Accepted: 15.06. 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.