Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Д. ПОПКО)'

ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Д. ПОПКО) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
39
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАВКАЗ / СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL ACTIVITIES / ПОПКО / КУБАНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЧЕРНОМОРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО / ЛИЧНАЯ БИБЛИОТЕКА / POPKO / CAUCASUS / KUBAN REGION / STAVROPOL TERRITORY / BLACK SEA COSSACK ARMY / PERSONAL LIBRARY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Трофименко Светлана Витальевна

Трудности народного просвещения и сегодня не утратили своей актуальности. Существенной поддержкой в деле образования служили и служат яркие личности. В данной статье поднимается вопрос развития народного образования на Кубани, а также влияния выдающегося просветителя генерал-лейтенанта И.Д. Попко на этот процесс. Проведя исторический анализ личной библиотеки кубанского деятеля, авторы определили цели, хронологические и территориальные рамки просветительской деятельности Ивана Диомидовича. Основой исследования послужил каталог, оставленный И.Д. Попко в дворянском доме в городе Ставрополе, а также в работе И.В. Дубинина и И.Г. Иванцова «Материалы к библиографической реконструкции каталога личной библиотеки Ивана Диомидовича Попко» [8].The difficulties of public education have not lost their relevance today. Vivid personalities served and serve as substantial support in the matter of education. This article raises the question of the development of public education in the Kuban region, as well as the influence of the outstanding enlightener Lieutenant General I.D. Popko on this process. Having conducted a historical analysis of the personal library of the Kuban figure, the authors define the goals, chronological and territorial frameworks of the educational activities of Ivan Diomidovich. The basis of the study was the catalog left by I.D. Popko in a noble house in the city of Stavropol, as well as in the work of I.V. Dubinin and I.G. Ivantsov «Materials for the bibliographic reconstruction of the catalog of the personal library of Ivan Diomidovich Popko» [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Трофименко Светлана Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ИСТОРИЧЕСКАЯ РЕТРОСПЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И.Д. ПОПКО)»

УДК 9

DOI 10.21661/r-475082

History

С.В. Трофименко

Проблемы народного образования: историческая ретроспектива (на примере деятельности И.Д. Попко)

Аннотация

Трудности народного просвещения и сегодня не утратили своей актуальности. Существенной поддержкой в деле образования служили и служат яркие личности. В данной статье поднимается вопрос развития народного образования на Кубани, а также влияния выдающегося просветителя генерал-лейтенанта И.Д. Попко на этот процесс. Проведя исторический анализ личной библиотеки кубанского деятеля, автор определил цели, хронологические и территориальные рамки просветительской деятельности Ивана Диомидовича. Основой исследования послужил каталог, оставленный И.Д. Попко в дворянском доме в городе Ставрополе, а также в работе И.В. Дубинина и И.Г. Иванцова «Материалы к библиографической реконструкции каталога личной библиотеки Ивана Диомидовича Попко».

I Ключевые слова: И.Д. Попко, Кавказ, Кубанская область, Ставропольский край, Черноморское казачье войско, личная библиотека, просветительская деятельность.

S.V. Trofimenko

Problems of national education: historical retrospective (on the example of I.D. Popko's activity)

Abstract

The difficulties of public education have not lost their relevance today. Vivid personalities served and serve as substantial support in the matter of education. This article raises the question of the development of public education in the Kuban region, as well as the influence of the outstanding enlightener Lieutenant General I.D. Popko on this process. Having conducted a historical analysis of the personal library of the Kuban figure, the author defines the goals, chronological and territorial frameworks of the educational activities of Ivan Diomidovich. The basis of the study was the catalog left by I.D. Popko in a noble house in the city of Stavropol, as well as in the work of I.V. Dubinin and I.G. Ivantsov «Materials for the biblio-graphic reconstruction of the catalog of the personal library of Ivan Diomidovich Popko».

I Keywords: I.D. Popko, Caucasus, Kuban region, Stavropol Territory, Black Sea Cossack army, personal library, educational activities.

Сегодня по-прежнему не утратил своей актуальности вопрос народного образования, и несмотря на то что основной ряд проблем, связанных с его доступностью для подавляющей массы населения, был решен еще более века назад. Некоторые вопросы просвещения до сих пор остаются открытыми. Нехватка учителей, переполненность школ

или их полное отсутствие в удаленных районах, а также необходимость организации вспомогательных заведений (библиотек, музеев и т. д.) составляют основной пласт нерешенных задач для народного образования, требующих пристального внимания. Современная государственная политика направлена на искоренение подобных «тормозящих факторов». Существенной

История

поддержкой могут послужить и отдельные личности, имеющие средства и возможности для реализации подобных программ [11].

Говоря о народном просвещении в истории Кубанского края, несомненно, следует упомянуть деятельность казачьего генерал-лейтенанта, историка, этнографа и общественника Ивана Диомидовича Попко. Его заслуги перед регионом заключаются, в первую очередь, в создании достаточно обширной коллекции историко-художественных работ, посвященных внутренней жизни Кубани XIX века. Ключевой из них традиционно выделяют описание «О состоянии Черноморского казачьего войска с 1 января 1825 по 1 января 1850 года» [7]. Занимая должность письмоводителя Черноморского казачьего войска, Попко получил задание составить историческую справку как о уже прошедших событиях, так и о состоянии региона на момент 1850 года. Будучи с детства увлеченным гуманитарными науками, Иван Диомидович выполнил поручение в рекордно короткий срок - всего за три месяца. Сама работа была настолько высоко оценена, что император Николай I пожаловал почти неизвестному письмоводителю бриллиантовый перстень. Данный труд стал отправной точкой для Ивана Диомидовича Попко как историка.

Кроме того, значительна роль И.Д. Попко как народного просветителя. Получив звание командира недавно организованного Псекупского полка, Иван Диомидович раскрывается с новой стороны: Попко проявляет себя талантливым общественником. В период с 1864 по 1867 годы в станицах Шабановской, Афипской, Ключевой, Чибийской, Хребтовой и Владикавказской им были открыты 9 школ, которые приняли первых учеников. Также в 1865 году в станице Ключевой Попко организовал так называемую «общую квартиру», где дети из малолюдных станиц могли постоянно пребывать, дабы иметь возможность получить хотя бы начальное образование [1].

В политических кругах И.Д. Попко активно продвигал следующие идеи народного просвещения:

1. Начальное образование должно быть обязательным для каждого мальчика.

2. В каждой станице должна быть, как минимум, одна школа.

3. Содержание учебных заведений необходимо возложить на станичные общества.

4. Ввести новую выборную должность - смотритель школы [2].

Обоснование таких предложений он видел в том, что каждый будущий кубанский солдат должен быть умен и грамотен, а также «освобожден от телесных наказаний». Последнее характеризует Попко как приверженца гуманистических воззрений. Дабы дополнить его портрет, следует привести один из моментов биографии Ивана Диоми-довича: в 1885 году на порог его дома была подброшена новорожденная девочка. И.Д. Попко не остался равнодушным и удочерил ее, дав свою фамилию.

Успешно воплощая свои просветительские идеи в жизнь, Попко столкнулся с серьёзной проблемой - нехваткой учителей для новых школ: «заводить школы не трудно, но находить учителей для них весьма затруднительно». Однако решение вопроса было найдено довольно быстро. В 1871 году в здании окружного училища станицы Полтавской была создана первая на Кубани учительская семинария, которая уже через два года предоставила станичным школам 11 своих выпускников. А к концу XIX века почти половина всех учителей Кубанской области являлись ее бывшими воспитанниками [10, с. 65].

В 70-х гг. XIX века И.Д. Попко стал первопроходцем еще в одном непростом аспекте народного образования - создании школьного музея. Начало этому было положено 4 (16) июня 1864 года, когда вышло обращение к станичным главам, где Попко призывал прекратить уничтожать следы пребывания там абадзехов и шапсугов [4]. На призыв откликнулись сразу же, и к Ивану Диомидовичу стали присылать первые находки, которые позже станут экспонатами музея. С ростом количества предметов начал возникать вопрос - где хранить эти исторические ценности? Решение было найдено довольно быстро. Современный исследователь Б.А. Трехбра-тов, в своей работе «Жизненный путь и творческое наследие Ивана Диомидовича Попко» описывает это следующим образом: «на полковой двор была привезена срубная горская сакля, в которой и разместили музейные реликвии. Перед фасадом врыли уцелевшие надгробные памятники, создавшие необходимый антураж комплексу» [8, с. 6-21].

Предметы историко-культурного наследия края продолжали поступать в штаб-квартиру Псекупско-го полка, что натолкнуло Ивана Диомидовича на идею создать еще один музей: школьный. При поддержке хорунжего Шишацкого ему удалось воплотить и эту задумку. Псекупский школьный музей был открыт, получив в свое ведение 23 экспоната местной истории и культуры [5].

В заключение, следует сделать вывод о значительном вкладе генерал-лейтенанта Ивана Диоми-довича Попко не только в историографию Кубанской области, но и отметить его умение слышать и отвечать на общественные нужды. Обладая управленческим талантом и стремлением улучшить жизнь своих соотечественников, а также руководствуясь глубоким и искренним чувством патриотизма и человеколюбия, Иван Диомидович смог справиться с самыми сложными проблемами еще неосвоенного края.

12

Интерактивная наука | 1 (35) • 2019

Литература

History

1. ГАКК. Ф. 249 Оп. 1 Д. 2380 Л. 105.

2. ГАКК. Ф. 249 Оп. 1 Л. 176-177.

3. ГАКК. Ф. 252 Оп. 2 Д. 1860 Л. 34.

4. ГАКК. Ф. 351 Оп. 1 Д. 19 Л. 1-2.

5. ГАКК. Ф. 351 Оп. 1 Д. 43 Л. 1, 147-160.

6. ГАКК. Ф. 470 Оп. 2 Д. 1093 Л. 11.

7. ГАСК. Ф. 52 Оп. 1 Д. 5 Л. 143-144.

8. Трехбратов Б.А. Жизненный путь и творческое наследие Ивана Диомидовича Попко: Материалы к библиографической реконструкции каталога личной библиотеки Ивана Диомидовича Попко // Книги из библиотеки И.Д. Попко в фонде Ставропольской краевой универсальной библиотеки им. М.Ю. Лермонтова / Под ред. А.И. Слуцкого, О.В. Кирьяновой. - Краснодар, 2017. - С. 6-21.

9. Энциклопедический словарь по истории Кубани: С древнейших времен до октября 1917 г. / Администрация Краснодарского края; Б.А. Трехбратов. - Краснодар, 1997.

10. Памятная книжка Кубанской области на 1878 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://istmat.info/ node/57227 (дата обращения 11.11.2018).

11. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. .№808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/70828330/ (дата обращения 11.11.2018).

1. GAKK. F. 249 Op. 1 D. 2380 L. 105.

2. GAKK. F. 249 Op. 1 L. 176-177.

3. GAKK. F. 252 Op. 2 D. 1860 L. 34.

4. GAKK. F. 351 Op. 1 D. 19 L. 1-2.

5. GAKK. F. 351 Op. 1 D. 43 L. 1, 147-160.

6. GAKK. F. 470 Op. 2 D. 1093 L. 11.

7. GASK. F. 52 Op. 1 D. 5 L. 143-144.

8. Trekhbratov, B. A. (2017). Zhiznennyi put' i tvorcheskoe nasledie Ivana Diomidovicha Popko. Knigi iz biblioteki I.D. Popko v fonde Stavropol'skoi kraevoi universal'noi biblioteki im. M.Iu. Lermontova, 6-21. Krasnodar.

9. Trekhbratov, B. A. (1997). Entsiklopedicheskii slovar' po istorii Kubani: S drevneishikh vremen do oktiabria 1917 g. Krasnodar.

10. Pamiatnaia knizhka Kubanskoi oblasti na 1878 g. Retrieved from http://istmat.info/node/57227

11. Ukaz Prezidenta RF ot 24 dekabria 2014 g. 808 "Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi kul'turnoi politiki". Retrieved from http://base.garant.ru/70828330/.

References

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.