АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 351.75
БО1: 10.19073/2658-7602-2020-17-1-89-92
ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
ДУГЕНЕЦ Александр Сергеевич*
И dugenets@rambler.ru
Ул. Житная, 14, Москва, ГСП-1, 119991, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, возникающие в деятельности полиции в процессе реализации такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Перечислены объективные основания, при наличии которых лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно направляться на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Обоснована необходимость внесения в законодательство конструктивных изменений, которые будут способствовать более эффективному предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.
Ключевые слова: алкогольное опьянение, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Problems Referring to a Medical Examination for the State of Intoxication of Persons Who Have Committed Administrative Offenses
Dugenets Aleksandr S.**
H dugenets@rambler.ru
14 Zhitnaya st., Moscow, GSP-1, 119991, Russia
Abstract. The article considers the problems that arise in the activities of the police in the process of implementing such a measure to ensure the proceedings in an administrative case, such as referral to a medical examination for intoxication. Objective grounds are listed, in the presence of which a person held administratively liable must be sent for a medical examination for intoxication. The necessity of introducing constructive amendments to the legislation that will contribute to a more effective prevention and suppression of administrative offenses committed while intoxicated is justified.
Keywords: alcohol intoxication, measures to ensure the proceedings in the case of an administrative offense, medical examination for the state of intoxication.
* Главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
** Chief Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.
Ежегодно 60 % административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, совершается в состоянии алкогольного опьянения. Согласно требованиям ст. 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) все привлекаемые к административной ответственности лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование. Алгоритм направления на медосвидетельствование установлен подзаконным актом1.
Следует отметить, что требованиями других статей гл. 27 КоАП РФ более четко урегулированы основания и цели их реализации. Например: доставление (ст. 27.2) осуществляется в случае невозможности составления административного протокола на месте выявления противоправного деяния; задержание (ст. 27.3) - если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела; личный досмотр (ст.27.7) - в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения и т. д. [4, с. 37, 88, 106]. Требования же ст. 27.12.1 КоАП РФ устанавливают лишь основания для медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При этом законодателем не в полной мере уточнены его цели. Если состояние опьянения является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения (например, ношение оружия в состоянии опьянения, п. 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ), то в данном случае цель очевидна - получение доказательств, подтверждающих событие правонарушения. Когда речь идет об источнике повышенной опасности, коим является транспортное средство или оружие, применение данной меры принуждения представляется оправданным [5, с.72]. Но как оправдать направление на медицинское освидетельствование лица, например, не представившего в таможенный орган отчетности [7, с. 6-13] (ст. 16.15 КоАП РФ), если у него резко изменена окраска кожных покровов лица? Обоснован ли будет вывод о том, что причиной проступка могло стать употребление алкоголя?
В подобных ситуациях существует риск нарушения законности со стороны прежде всего правоприменителя в связи с широким административным усмотрением в данном вопросе. На наш взгляд, законодателю в диспозиции ст. 27.12.1 КоАП РФ требуется предусмотреть иное условие применения медицинского освидетельствования. Такое условие должно соответствовать необходимости установления состояния опьянения как объективного признака состава противоправного деяния, а также обстоятельства, отягчающего административную ответственность.
Таким образом, помимо случаев, когда опьянение является квалифицирующим признаком, на медосвидетельствование должны направляться лица, совершившие грубые и несомненно обладающие признаком общественной опасности административные правонарушения, санкциями которых предусмотрено лишение специального права, обязательные работы, административный арест, запрет на посещение официальных спортивных соревнований в дни их проведения, а также несовершеннолетние.
Изучение правоприменительной практики отражает также еще одну проблемную ситуацию. Дело в том, что лицензией на право медицинского освидетельствования обладает далеко не каждое медицинское учреждение. Данная процедура может осуществляться только врачом-психиатром-наркологом, допускается также проведение осмотра другим врачом или фельдшером, прошедшими подготовку на базе наркологической больницы или наркологического диспансера2. Ограниченное число указанных специалистов или вообще их отсутствие в некоторых сельских поселениях вызывает затруднение у правоприменителей при проведении освидетельствования, особенно в ночное время. Чтобы собрать полноценный материал по делу об административном правонарушении, связанном с потреблением алкогольной продукции, например, участковому уполномоченному полиции необходимо вывозить лиц, совершивших правонарушения, в районные центр. Практика показывает, что доставление лиц в состоянии алкогольного опьянения на указанную процедуру занимает много времени и отвлекает от исполнения других служебных
1 Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушении : постановление Правительства Рос. Федерации от 23 янв. 2015 г. № 37 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 5, ст. 817.
2 О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) : приказ Минздрава России от 18 дек. 2015 г. № 933н // Рос. газ. 2016. 23 марта.
Административное право, административный процесс
обязанностей, в частности уклонение наружных нарядов на продолжительное время от маршрутов патрулирования и т. п. Время проведения освидетельствования в среднем занимает более часа, а с учетом наличия очередей наряды полиции проводят в медицинских учреждениях и, соответственно, отвлекаются от несения службы на маршрутах патрулирования, в среднем до двух и более часов.
По мнению некоторых исследователей [2, с. 65-69; 3, с. 170], более эффективному противодействию административным правонарушениям, связанным с потреблением алкоголя, способствовало бы предоставление права участковым уполномоченным полиции, должностным лицам дежурных частей территориальных органов МВД России проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лиц, совершивших противоправные деяния, с помощью технических средств измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также фиксация показаний данных приборов в качестве доказательств. Использование сотрудниками полиции технических средств измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе непосредственно в месте доставления за совершение административного правонарушения положительно повлияло бы на результативность применения мер административного принуждения к лицам, злоупотребляющим алкоголем [6, с. 269-276].
Существующее положение негативно сказывается на качестве правоохранительной деятельности органов внутренних дел, особенно при предупреждении и пресечении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 20.21 и 20.22 КоАП РФ, в которых обязательным квалифицирующим признаком является наличие состояния опьянения.
Следует также отметить, что согласно данным статистики МВД России ежегодно сотрудниками полиции составляется в среднем около 2 млн протоколов о направлении на медицинское освидетельствование в порядке ст. 27.12.1 КоАП РФ. Ввиду отсутствия в действующем законодательстве установленных юридических санкций за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения более 50 % посягнувших на общественный порядок лиц, отказавшихся от его прохождения,
фактически избегают административной ответственности [1, с. 50-53].
Предупреждение правонарушений, связанных с потреблением алкогольной продукции, а также совершенных в состоянии опьянения, требует совершенствования правового регулирования такой меры принуждения, как направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в котором необходимо предусмотреть устранение вышеуказанных противоречий и недостатков.
Представляется целесообразным внесение в законодательство следующих изменений и дополнений:
1) закрепить в гл. 27 КоАП РФ такую меру обеспечения производства, как освидетельствование лица, совершившего административное правонарушение (за исключением случаев, указанных в чч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения, с его добровольного согласия, с использованием технических средств измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
2) установить административную ответственность (по аналогии со ст. 6.9 и ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ) за невыполнение требований должностных лиц о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лицами с явными признаками алкогольного опьянения;
3) дополнить ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ примечанием, в котором установить, что направлению на медицинское освидетельствование подлежат лица, в отношении которых имеются основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, санкциями которых предусмотрены наказания в виде лишения специального права, обязательных работ, административного ареста, запрета на посещение официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Полагаем, что данные предложения будут способствовать достижению максимальной эффективности решения задач при обеспечении производства по делам об административном правонарушении, неотвратимости наказания, а также обеспечению гарантий прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в производстве.
Список литературы
1. Кирюхин В. В., Сокол А. М. Проблемы применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при производстве по делам об административных правонарушениях и пути их законодательного регулирования // Административное право и процесс. 2019. № 4. С. 50-53.
2. Костин С. Г. К вопросу о проблемах применения мер административного принуждения в виде направления правонарушителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения // Административное право и процесс. 2018. № 8. С. 65-69.
3. Мотрович И. Д. Предупреждение и пресечение органами внутренних дел (полицией) административных правонарушений в сфере общественного порядка, связанных с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах : дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2014. 316 с.
4. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения : аналитический обзор / А. В. Шевцов [и др.]. М., 2019. 149 с.
5. Состояние правовой обеспеченности правоохранительной деятельности органов внутренних дел : аналитический обзор / В. М. Атмажитов [и др.]. М., 2017. 142 с.
6. Шевцов А. В. К вопросу о реализации должностными лицами органов внутренних дел (полиции) несвойственных административно-процессуальных полномочий, связанных с назначением и исполнением административных наказаний // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2019. № 1 (3). С. 269-276.
7. Шевцов А. В. К вопросу о соответствии составов административных правонарушений административно-юрис-дикционным полномочиям должностных лиц органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2019. № 4. С. 6-13.
References
1. Kiryukhin V. V., Sokol A. M. Problemy primeneniya meditsinskogo osvidetel'stvovaniya na sostoyanie op'yaneniya pri proizvodstve po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh i puti ikh zakonodatel'nogo regulirovaniya [Issues of Application of Medical Examination as to the State of Alcoholic Intoxication in Administrative Offense Proceedings and Ways of Their Legal Regulation]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative Law and Procedure, 2019, no. 4, pp. 50-53.
2. Kostin S. G. K voprosu o problemakh primeneniya mer administrativnogo prinuzhdeniya v vide napravleniya pravonarushi-telya na meditsinskoe osvidetel'stvovanie na sostoyanie op'yaneniya [On the Issues of Application of Administrative Coercion Measures in a Form of Commissioning an Offender for Alcohol Testing]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative Law and Procedure, 2018, no. 8, pp. 65-69.
3. Motrovich I. D. Preduprezhdenie i presechenie organami vnutrennikh del (politsiei) administrativnykh pravonarushenii v sfere obshchestvennogo poryadka, svyazannykh s potrebleniem alkogol'noi i spirtosoderzhashchei produktsii i poyavleniem v sostoyaniialkogol'nogo op'yaneniya v obshchestvennykh mestakh. Dis. kand. yurid. nauk [Prevention and Suppression by the Internal Affairs Bodies (Police) of Administrative Offenses in the Field of Public Order Related to the Consumption of Alcohol and Alcohol-Containing Products and the Appearance of Intoxication in Public Places. Cand. Legal Sci. Dis.]. Khabarovsk, 2014. 316 p.
4. Shevtsov A. V. Sovershenstvovanie sistemy administrativnykh nakazanii iporyadka ikh naznacheniya [Improving the System of Administrative Penalties and the Procedure for Their Appointment]. Moscow, 2019. 149 p.
5. Atmazhitov V. M. Sostoyanie pravovoi obespechennosti pravookhranitel'noi deyatel'nosti organov vnutrennikh del [The State of Legal Security of Law Enforcement Activities of the Internal Affairs Bodies]. Moscow, 2017. 142 p.
6. Shevtsov A. V. K voprosu o realizatsii dolzhnostnymi litsami organov vnutrennikh del (politsii) nesvoistvennykh adminis-trativno-protsessual'nykh polnomochii, svyazannykh s naznacheniem i ispolneniem administrativnykh nakazanii [To the Question of the Implementation by Officials of the Bodies of Internal Affairs (Police) of Non-Administrative Administrative and Procedural Powers Related to the Appointment and Execution of Administrative Penalties]. Politsiya i obshchestvo: problemy iperspektivy vzaimodeistviya - Police and Society: Problems and Prospects of Interaction, 2019, no. 1 (3), pp. 269-276.
7. Shevtsov A. V. K voprosu o sootvetstvii sostavov administrativnykh pravonarushenii administrativno-yurisdiktsionnym pol-nomochiyam dolzhnostnykh lits organov vnutrennikh del [On Correspondence of Elements of Administrative Offences to Administrative Jurisdiction Authorities of Officials of Internal Affairs Agencies]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative Law and Procedure, 2019, no. 4, pp. 6-13.