Научная статья на тему 'Проблемы направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения'

Проблемы направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
771
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛЬНОЕ ОПЬЯНЕНИЕ / МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ / ALCOHOL INTOXICATION / MEASURES TO ENSURE THE PROCEEDINGS IN THE CASE OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE / MEDICAL EXAMINATION FOR THE STATE OF INTOXICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дугенец Александр Сергеевич

В статье рассмотрены проблемы, возникающие в деятельности полиции в процессе реализации такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Перечислены объективные основания, при наличии которых лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно направляться на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Обоснована необходимость внесения в законодательство конструктивных изменений, которые будут способствовать более эффективному предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дугенец Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems Referring to a Medical Examination for the State of Intoxication of Persons Who Have Committed Administrative Offenses

The article considers the problems that arise in the activities of the police in the process of implementing such a measure to ensure the proceedings in an administrative case, such as referral to a medical examination for intoxication. Objective grounds are listed, in the presence of which a person held administratively liable must be sent for a medical examination for intoxication. The necessity of introducing constructive amendments to the legislation that will contribute to a more effective prevention and suppression of administrative offenses committed while intoxicated is justified.

Текст научной работы на тему «Проблемы направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушения»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

УДК 351.75

БО1: 10.19073/2658-7602-2020-17-1-89-92

ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕНИЯ НА МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ НА СОСТОЯНИЕ ОПЬЯНЕНИЯ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

ДУГЕНЕЦ Александр Сергеевич*

И dugenets@rambler.ru

Ул. Житная, 14, Москва, ГСП-1, 119991, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены проблемы, возникающие в деятельности полиции в процессе реализации такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Перечислены объективные основания, при наличии которых лицо, привлекаемое к административной ответственности, должно направляться на медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Обоснована необходимость внесения в законодательство конструктивных изменений, которые будут способствовать более эффективному предупреждению и пресечению административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения.

Ключевые слова: алкогольное опьянение, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, медицинское освидетельствование на состояние опьянения.

Problems Referring to a Medical Examination for the State of Intoxication of Persons Who Have Committed Administrative Offenses

Dugenets Aleksandr S.**

H dugenets@rambler.ru

14 Zhitnaya st., Moscow, GSP-1, 119991, Russia

Abstract. The article considers the problems that arise in the activities of the police in the process of implementing such a measure to ensure the proceedings in an administrative case, such as referral to a medical examination for intoxication. Objective grounds are listed, in the presence of which a person held administratively liable must be sent for a medical examination for intoxication. The necessity of introducing constructive amendments to the legislation that will contribute to a more effective prevention and suppression of administrative offenses committed while intoxicated is justified.

Keywords: alcohol intoxication, measures to ensure the proceedings in the case of an administrative offense, medical examination for the state of intoxication.

* Главный научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.

** Chief Researcher of Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Doctor of Legal Sciences, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation.

Ежегодно 60 % административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, совершается в состоянии алкогольного опьянения. Согласно требованиям ст. 27.12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) все привлекаемые к административной ответственности лица, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, подлежат направлению на медицинское освидетельствование. Алгоритм направления на медосвидетельствование установлен подзаконным актом1.

Следует отметить, что требованиями других статей гл. 27 КоАП РФ более четко урегулированы основания и цели их реализации. Например: доставление (ст. 27.2) осуществляется в случае невозможности составления административного протокола на месте выявления противоправного деяния; задержание (ст. 27.3) - если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела; личный досмотр (ст.27.7) - в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения и т. д. [4, с. 37, 88, 106]. Требования же ст. 27.12.1 КоАП РФ устанавливают лишь основания для медицинского освидетельствования на состояние опьянения. При этом законодателем не в полной мере уточнены его цели. Если состояние опьянения является квалифицирующим признаком состава административного правонарушения (например, ношение оружия в состоянии опьянения, п. 4.1 ст. 20.8 КоАП РФ), то в данном случае цель очевидна - получение доказательств, подтверждающих событие правонарушения. Когда речь идет об источнике повышенной опасности, коим является транспортное средство или оружие, применение данной меры принуждения представляется оправданным [5, с.72]. Но как оправдать направление на медицинское освидетельствование лица, например, не представившего в таможенный орган отчетности [7, с. 6-13] (ст. 16.15 КоАП РФ), если у него резко изменена окраска кожных покровов лица? Обоснован ли будет вывод о том, что причиной проступка могло стать употребление алкоголя?

В подобных ситуациях существует риск нарушения законности со стороны прежде всего правоприменителя в связи с широким административным усмотрением в данном вопросе. На наш взгляд, законодателю в диспозиции ст. 27.12.1 КоАП РФ требуется предусмотреть иное условие применения медицинского освидетельствования. Такое условие должно соответствовать необходимости установления состояния опьянения как объективного признака состава противоправного деяния, а также обстоятельства, отягчающего административную ответственность.

Таким образом, помимо случаев, когда опьянение является квалифицирующим признаком, на медосвидетельствование должны направляться лица, совершившие грубые и несомненно обладающие признаком общественной опасности административные правонарушения, санкциями которых предусмотрено лишение специального права, обязательные работы, административный арест, запрет на посещение официальных спортивных соревнований в дни их проведения, а также несовершеннолетние.

Изучение правоприменительной практики отражает также еще одну проблемную ситуацию. Дело в том, что лицензией на право медицинского освидетельствования обладает далеко не каждое медицинское учреждение. Данная процедура может осуществляться только врачом-психиатром-наркологом, допускается также проведение осмотра другим врачом или фельдшером, прошедшими подготовку на базе наркологической больницы или наркологического диспансера2. Ограниченное число указанных специалистов или вообще их отсутствие в некоторых сельских поселениях вызывает затруднение у правоприменителей при проведении освидетельствования, особенно в ночное время. Чтобы собрать полноценный материал по делу об административном правонарушении, связанном с потреблением алкогольной продукции, например, участковому уполномоченному полиции необходимо вывозить лиц, совершивших правонарушения, в районные центр. Практика показывает, что доставление лиц в состоянии алкогольного опьянения на указанную процедуру занимает много времени и отвлекает от исполнения других служебных

1 Об утверждении Правил направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, совершивших административные правонарушении : постановление Правительства Рос. Федерации от 23 янв. 2015 г. № 37 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 5, ст. 817.

2 О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) : приказ Минздрава России от 18 дек. 2015 г. № 933н // Рос. газ. 2016. 23 марта.

Административное право, административный процесс

обязанностей, в частности уклонение наружных нарядов на продолжительное время от маршрутов патрулирования и т. п. Время проведения освидетельствования в среднем занимает более часа, а с учетом наличия очередей наряды полиции проводят в медицинских учреждениях и, соответственно, отвлекаются от несения службы на маршрутах патрулирования, в среднем до двух и более часов.

По мнению некоторых исследователей [2, с. 65-69; 3, с. 170], более эффективному противодействию административным правонарушениям, связанным с потреблением алкоголя, способствовало бы предоставление права участковым уполномоченным полиции, должностным лицам дежурных частей территориальных органов МВД России проводить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения лиц, совершивших противоправные деяния, с помощью технических средств измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе, а также фиксация показаний данных приборов в качестве доказательств. Использование сотрудниками полиции технических средств измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе непосредственно в месте доставления за совершение административного правонарушения положительно повлияло бы на результативность применения мер административного принуждения к лицам, злоупотребляющим алкоголем [6, с. 269-276].

Существующее положение негативно сказывается на качестве правоохранительной деятельности органов внутренних дел, особенно при предупреждении и пресечении административных правонарушений, предусмотренных ст.ст. 20.21 и 20.22 КоАП РФ, в которых обязательным квалифицирующим признаком является наличие состояния опьянения.

Следует также отметить, что согласно данным статистики МВД России ежегодно сотрудниками полиции составляется в среднем около 2 млн протоколов о направлении на медицинское освидетельствование в порядке ст. 27.12.1 КоАП РФ. Ввиду отсутствия в действующем законодательстве установленных юридических санкций за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения более 50 % посягнувших на общественный порядок лиц, отказавшихся от его прохождения,

фактически избегают административной ответственности [1, с. 50-53].

Предупреждение правонарушений, связанных с потреблением алкогольной продукции, а также совершенных в состоянии опьянения, требует совершенствования правового регулирования такой меры принуждения, как направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, в котором необходимо предусмотреть устранение вышеуказанных противоречий и недостатков.

Представляется целесообразным внесение в законодательство следующих изменений и дополнений:

1) закрепить в гл. 27 КоАП РФ такую меру обеспечения производства, как освидетельствование лица, совершившего административное правонарушение (за исключением случаев, указанных в чч. 1 и 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ), в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения, с его добровольного согласия, с использованием технических средств измерения алкоголя в выдыхаемом воздухе;

2) установить административную ответственность (по аналогии со ст. 6.9 и ч. 2 ст. 20.20 КоАП РФ) за невыполнение требований должностных лиц о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения лицами с явными признаками алкогольного опьянения;

3) дополнить ч. 1 ст. 27.12.1 КоАП РФ примечанием, в котором установить, что направлению на медицинское освидетельствование подлежат лица, в отношении которых имеются основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, совершившие правонарушения, санкциями которых предусмотрены наказания в виде лишения специального права, обязательных работ, административного ареста, запрета на посещение официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Полагаем, что данные предложения будут способствовать достижению максимальной эффективности решения задач при обеспечении производства по делам об административном правонарушении, неотвратимости наказания, а также обеспечению гарантий прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в производстве.

Список литературы

1. Кирюхин В. В., Сокол А. М. Проблемы применения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при производстве по делам об административных правонарушениях и пути их законодательного регулирования // Административное право и процесс. 2019. № 4. С. 50-53.

2. Костин С. Г. К вопросу о проблемах применения мер административного принуждения в виде направления правонарушителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения // Административное право и процесс. 2018. № 8. С. 65-69.

3. Мотрович И. Д. Предупреждение и пресечение органами внутренних дел (полицией) административных правонарушений в сфере общественного порядка, связанных с потреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции и появлением в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах : дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2014. 316 с.

4. Совершенствование системы административных наказаний и порядка их назначения : аналитический обзор / А. В. Шевцов [и др.]. М., 2019. 149 с.

5. Состояние правовой обеспеченности правоохранительной деятельности органов внутренних дел : аналитический обзор / В. М. Атмажитов [и др.]. М., 2017. 142 с.

6. Шевцов А. В. К вопросу о реализации должностными лицами органов внутренних дел (полиции) несвойственных административно-процессуальных полномочий, связанных с назначением и исполнением административных наказаний // Полиция и общество: проблемы и перспективы взаимодействия. 2019. № 1 (3). С. 269-276.

7. Шевцов А. В. К вопросу о соответствии составов административных правонарушений административно-юрис-дикционным полномочиям должностных лиц органов внутренних дел // Административное право и процесс. 2019. № 4. С. 6-13.

References

1. Kiryukhin V. V., Sokol A. M. Problemy primeneniya meditsinskogo osvidetel'stvovaniya na sostoyanie op'yaneniya pri proizvodstve po delam ob administrativnykh pravonarusheniyakh i puti ikh zakonodatel'nogo regulirovaniya [Issues of Application of Medical Examination as to the State of Alcoholic Intoxication in Administrative Offense Proceedings and Ways of Their Legal Regulation]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative Law and Procedure, 2019, no. 4, pp. 50-53.

2. Kostin S. G. K voprosu o problemakh primeneniya mer administrativnogo prinuzhdeniya v vide napravleniya pravonarushi-telya na meditsinskoe osvidetel'stvovanie na sostoyanie op'yaneniya [On the Issues of Application of Administrative Coercion Measures in a Form of Commissioning an Offender for Alcohol Testing]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative Law and Procedure, 2018, no. 8, pp. 65-69.

3. Motrovich I. D. Preduprezhdenie i presechenie organami vnutrennikh del (politsiei) administrativnykh pravonarushenii v sfere obshchestvennogo poryadka, svyazannykh s potrebleniem alkogol'noi i spirtosoderzhashchei produktsii i poyavleniem v sostoyaniialkogol'nogo op'yaneniya v obshchestvennykh mestakh. Dis. kand. yurid. nauk [Prevention and Suppression by the Internal Affairs Bodies (Police) of Administrative Offenses in the Field of Public Order Related to the Consumption of Alcohol and Alcohol-Containing Products and the Appearance of Intoxication in Public Places. Cand. Legal Sci. Dis.]. Khabarovsk, 2014. 316 p.

4. Shevtsov A. V. Sovershenstvovanie sistemy administrativnykh nakazanii iporyadka ikh naznacheniya [Improving the System of Administrative Penalties and the Procedure for Their Appointment]. Moscow, 2019. 149 p.

5. Atmazhitov V. M. Sostoyanie pravovoi obespechennosti pravookhranitel'noi deyatel'nosti organov vnutrennikh del [The State of Legal Security of Law Enforcement Activities of the Internal Affairs Bodies]. Moscow, 2017. 142 p.

6. Shevtsov A. V. K voprosu o realizatsii dolzhnostnymi litsami organov vnutrennikh del (politsii) nesvoistvennykh adminis-trativno-protsessual'nykh polnomochii, svyazannykh s naznacheniem i ispolneniem administrativnykh nakazanii [To the Question of the Implementation by Officials of the Bodies of Internal Affairs (Police) of Non-Administrative Administrative and Procedural Powers Related to the Appointment and Execution of Administrative Penalties]. Politsiya i obshchestvo: problemy iperspektivy vzaimodeistviya - Police and Society: Problems and Prospects of Interaction, 2019, no. 1 (3), pp. 269-276.

7. Shevtsov A. V. K voprosu o sootvetstvii sostavov administrativnykh pravonarushenii administrativno-yurisdiktsionnym pol-nomochiyam dolzhnostnykh lits organov vnutrennikh del [On Correspondence of Elements of Administrative Offences to Administrative Jurisdiction Authorities of Officials of Internal Affairs Agencies]. Administrativnoe pravo i protsess - Administrative Law and Procedure, 2019, no. 4, pp. 6-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.