Научная статья на тему 'Проблемы налогового аудита в современной России'

Проблемы налогового аудита в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
587
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / НАЛОГОВЫЙ МОНИТОРИНГ / ФНС (ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА) / TAX AUDIT / TAX MONITORING / THE FTS (FEDERAL TAX SERVICE)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петракова Наталия Геннадьевна, Бабилаев Николай Александрович, Онюшева Мария Андреевна, Ростиславская Кристина Александровна

Рассмотрена возрастающая в современных условиях роль налогового аудита, обосновывается актуальность данного процесса, раскрывается сущность и нюансы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAX AUDIT PROBLEMS IN MODERN RUSSIA

The article deals with the increasing in modern conditions the role of the tax audit, explains the relevance of this process, reveals the essence and nuances.

Текст научной работы на тему «Проблемы налогового аудита в современной России»

удк 657 6 Н.Г. Петракова, Н.А. Бабилаев,

М.А. Онюшева, К.А. Ростиславская

ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО АУДИТА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Рассмотрена возрастающая в современных условиях роль налогового аудита, обосновывается актуальность данного процесса, раскрывается сущность и нюансы.

Ключевые слова: аудит налогообложения, налоговый мониторинг, ФНС (федеральная налоговая служба).

Аудит налогообложения — это аудиторская услуга по проверке отчетности, составленной по правилам налогового учета. Налоговый аудит — это инструмент, который обеспечивает заинтересованных пользователей достоверной, полной и объективной информацией о правильности исчисления и уплаты обязательств по налогам в соответствии с нормами налогового законодательства.

В настоящее время аудит налогообложения как сегмент аудиторской деятельности имеет большой спрос и развивается очень стремительно. Это в первую очередь обусловлено экономической ситуацией в стране, новыми тенденциями в законодательстве, корпоративными слияниями и поглощениями. Отсюда и вытекает необходимость разработки и внедрения методологических подходов к технологии и стандартизации аудита налогообложения как самостоятельной деятельности.

Изучением аудита налогообложения также занимаются такие экономисты как С.М. Бычкова, Т.Ю. Фомина, А.Ю. Ларичев, Т.А. Терехова, Т. Яшина и другие научные деятели. Однако по сравнению с другими направлениями аудит налогов является недостаточно изученным благодаря постоянным изменениям в бухгалтерском, налоговом законодательстве, а также в связи с отсутствием отдельных нормативных документов, регулирующих аудит налогообложения. Поэтому при разработке методического обеспечения аудита налогообложения экономистам приходится опираться на собственную аудиторскую и арбитражную практику.

ISSN 0236-1493. Горный информационно-аналитический бюллетень. 2016. № 12. С. 80-85. © 2016. Н.Г. Петракова, Н.А. Бабилаев, М.А. Онюшева, К.А. Ростиславская.

Важно отметить, что все нормативные документы направлены на регулирование аудиторской деятельности в целом, и не затрагивают аудит налогообложения отдельно. Это можно объяснить тем, что аудит налогообложения проводится на добровольной основе по инициативе предприятия, поэтому все права и обязанности сторон и элементы проверки должны быть детально отражены в договоре между аудируемым лицом и аудиторской фирмой в индивидуальном порядке. Кроме того, методология аудита налогообложения совпадает с методологией аудита в целом, поэтому аудитор проводящий проверку налоговой отчетности должен руководствоваться всеми нормативными документами.

Во-вторых, среди других нормативных документов следует выделить стандарт ФСАД 8/2011 «Особенности аудита отчетности, составленной по специальным правилам». Настоящий стандарт применяется при проведении аудита отчетности, составленной по правилам налогового учета. Он регламентирует деятельность аудитора, например, при возникновении вопроса о применимости того или иного стандарта при аудите отчетности, составленной по правилам налогового учета. Также настоящий стандарт обязывает аудитора следовать этическим требованиям, обязательным для выполнения задания по аудиту бухгалтерской (финансовой) отчетности, что отсылает последнего к Кодексу профессиональной этики аудиторов.

Несовершенство законодательной базы, затрагивающей аудит налогообложения, приводит к различным трактовкам спорных вопросов.

К примеру, на сегодняшний день аудиторы используют Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств при проверке расчетов по налогу на добавленную стоимость, разработанные в 2003 г. С момента их выпуска прошло уже более 10 лет, естественно, что произошли изменения в законодательстве, поэтому аудитору необходимо адаптировать показатели, используемые в Методических рекомендациях, к современным реалиям. Также аудитор должен руководствоваться при проведении проверки прочими федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

Таким образом, аудит налогообложения это важная составляющая аудиторской деятельности, которая, к сожалению, не имеет конкретной нормативно правовой базы и не является достаточно изученной научной областью.

Рассмотрим еще одну особенность налогового аудита в России. Экономическое и политическое положение РФ, которое

обострилось в 2014 г., стало причиной порождения необходимости принимать меры по сохранению конкурентоспособности налоговой системы в сравнении с налоговыми системами других государств в борьбе за привлечение инвестиций в экономику. Для этого было необходимо создавать удобную и понятную систему для налогового администрирования. Такое реформирование было связано с внедрением концепции «расширенного взаимодействия», которая была одобрена Комитетом ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) по налоговым вопросам.

Среди преимуществ данной системы выделяется возможность решать налоговые споры в досудебном порядке, что приводит к смещению приоритетов с налоговой проверки на профилактику налоговых правонарушений. Так, возникает такая форма налогового контроля, как налоговый мониторинг [5].

Мониторинг налогоплательщиков — пассивная форма налогового контроля, основная цель которого состоит в том, чтобы получить объективную информацию о налогоплательщике. Преимуществами введения такой формы контроля выступают следующие:

• уменьшение издержек на налоговое администрирование посредством сокращения количества проверок;

• понижение управленческих расходов компании на взаимодействие с налоговыми органами;

• возможность получать оперативно рекомендации налогового органа по возникающим налоговым рискам [4].

Но новая система налогового контроля имеет также и свои недостатки, среди которых можно выделить следующие:

• используется лишь по отношению к крупным налогоплательщикам;

• участники консолидированной группы налогоплательщиков могут пользоваться таким соглашением лишь с 1 января 2016 г.;

• в пределах налогового мониторинга, налоговый орган может требовать у налогоплательщиков пояснения и документы по вопросам уплаты и исчисления налоговой, которые предоставляются в течение 10 дней.

Все это может создавать некоторые трудности для организации и стать причиной злоупотребления со стороны налоговой службы.

Также появляются и некоторые проблемы в области защиты конфиденциальной информации контрагентов и налогоплательщиков. Но переход к налоговому мониторингу для компа-

ний также приводит и к таким положительным последствиям, как увеличение стоимости бизнеса, инвестиционной привлекательности. Все это показывает добросовестность налогоплательщиков [5].

Решить данные проблемы возможно, если налоговые органы будут взаимодействовать с налогоплательщиками, образуя смену идеологии налогового контроля к переходу к профилактике налоговых правонарушений от осуществления контроля постфактум, также наловоый мониторинг следут применять для всех организаций, усовершенствуя при этом его методы.

Благодаря рассматриваемому механизму добросовестные плательщики сборов в казну, которые сумели выстроить эффективную систему внутреннего финансового контроля, смогут взаимодействовать с ФНС в порядке, при котором какие-либо сложности будут сведены к минимуму. В числе ключевых преимуществ, которые дает налоговый мониторинг — это, как мы уже отметили выше, освобождение бизнеса от проверок ФНС.

Данное обстоятельство позволяет компаниям, к примеру, существенно сэкономить на обращении к услугам юристов и адвокатов, помощь которых иногда просто необходима при повышенном внимании к бизнесу со стороны ФНС. Благодаря такому механизму, как мотивированное мнение, основные налоговые риски и разногласия, характерные для деятельности предприятий, будут разрешаться в самые оперативные сроки. До того как в РФ был внедрен налоговый мониторинг и методика его проведения была соответствующим образом утверждена, сложности в коммуникациях компаний и ФНС могли разрешаться годами.

Эффективное взаимодействие по правовым вопросам. Предусмотренный законодательством РФ механизм взаимодействия ФНС и предприятий характеризуется важным преимуществом — фирма может, если в этом будет необходимость, запрашивать в ведомстве те или иные комментарии, касающиеся соответствующей сферы правоотношений. Также сотрудники ФНС, проводя налоговый мониторинг, будут оперативно изучать имеющие отношение к отчетности документы и проверять то, насколько корректно они составлены.

Благодаря взаимодействию с ФНС по новой схеме предприниматели получили возможность запрашивать разъяснения, касающиеся перечисления сборов от сделок, еще до момента их совершения [6]. Это значительный шаг вперед во взаимодействии бизнеса и государства в аспекте конструктивного со-

трудничества. Участие предприятий в налоговом мониторинге позволяет избежать крупных и иногда неприятных для бюджета фирмы дополнительных начислений сборов в казну, которые порой необходимо уплачивать по факту выездных проверок. В процессе взаимодействия между бизнесом и ФНС по новой схеме вероятность подобных ситуаций минимальная.

В числе явных преимуществ договоренности между ФНС и предпринимателями о том, что мониторинг налоговых доходов будет осуществляться в рамках схемы, о которой идет речь, — возможность полноценного электронного обмена документами. Данный формат коммуникаций для многих бизнесменов более желателен, чем бумажный документооборот, так как в этом случае предполагается гораздо меньше затрат по времени и трудовым ресурсам на осуществление необходимых отчетных процедур.

Таким образом, в целях более четкого разграничения понятий и повышения эфективности налогового контроля необходимо закрепить содержание «налогового аудита» в нормативных документах, разработать и внедрить методологические подходы к технологии и стандартизации аудита налогообложения как самостоятельной деятельности, и обеспечить методическую поддержку налогового мониторинга, сделав его более доступным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (с изменениями на 01.01.2016 года).

2. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (принят ГД ФС РФ 24.12.2008).

3. Методика аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами», одобренная Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации (Протокол от 11 июля 2000 г. № 1).

4. Баженов А. А., Кузнецов Д. В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики // Налоги и налогообложение. — 2015. — № 3. - С. 15-19.

5. Зарипова Н. Д. Налоговое регулирование деятельности малого предпринимательства в России // Международный бухгалтерский учет. - 2014. - № 25. - С. 45-56.

6. Петракова Н. Г., Сорокина Л. Н. Современная налоговая политика России / Образовательная среда сегодня и завтра. Материалы X Международной научно-практической конференции / Под ред. Г. Г. Бубнова, Е. В. Плужника, В. И. Солдаткина. - 2015. - С. 451-453.

7. Консультант Плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru.

8. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. URL: http:// www.nalog.ru. итгге

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ

Петракова Наталия Геннадьевна1 — кандидат экономических наук,

доцент, e-mail: lvitsa360@yandex.ru,

Бабилаев Николай Александрович — старший менеджер,

«Газпромбанк премиум»,

Онюшева Мария Андреевна1 — студентка,

Ростиславская Кристина Александровна1 — студентка,

1 РАНХиГС.

Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten'. 2016. No. 12, pp. 80-85.

udc 657.6 n.G. Petrakova, N.A. Babilaev, M.A. Onyusheva, K.A. Rostislavskaya

TAX AUDIT PROBLEMS IN MODERN RUSSIA

The article deals with the increasing in modern conditions the role of the tax audit, explains the relevance of this process, reveals the essence and nuances. Key words: tax audit, tax monitoring, the FTS (Federal Tax Service).

AUTHORS

Petrakova N.G.1, Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, e-mail: lvitsa360@yandex.ru,

Babilaev N.A., Senior Manager, Gazprombank premium, Onyusheva M.A}, Student, Rostislavskaya K.A.1, Student,

1 The Russian Presidental Academy of National Economy and Public Administration, 119571, Moscow, Russia.

REFERENCES

1. Nalogovyy Kodeks Rossiyskoy Federatsii (s izmeneniyami na 01.01.2016 goda) (Tax Code of the Russian Federation (Revised as per January 1, 2016)).

2. Federal'nyy zakon ot 30.12.2008 № 307-FZ «Ob auditorskoy deyatel'nosti» (prinyat GD FS RF 24.12.2008) (Federal Law on Auditing, no. 307-FZ as of December 30, 2008. Enacted by the State Duma of the Russian Federation on December 24, 2008).

3. Metodika auditorskoy deyatel'nosti«Nalogovyy audit i drugie soputstvuyushchie uslugi po nalogovym voprosam. Obshchenie s nalogovymi organami», odobrennaya Komissiey po auditorskoy deyatel'nosti pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii (Protokol ot 11 iyulya 2000 g, no 1) (Auditing procedure «Taxation Auditing and Related Taxation Services. Communication with Fiscal Agencies,» approved by the Commission on Auditing at the President of the Russian Federation. Protocol no. 1 as of July 11, 2000).

4. Bazhenov A. A., Kuznetsov D. V. Nalogi i nalogooblozhenie. 2015, no 3, pp. 15—19.

5. Zaripova N. D. Mezhdunarodnyy bukhgalterskiy uchet. 2014, no 25, pp. 45—56.

6. Petrakova N. G., Sorokina L. N. Obrazovatel'naya sreda segodnya izavtra. Materialy X Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (Educational Environment Today and Tomorrow: X International Scientific—Practical Conference Proceedings), 2015, pp. 451-453.

7. Konsul'tantPlyus. URL: http://www.consultant.ru.

8. Federal'naya nalogovaya sluzhba. URL: http://www.nalog.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.