Научная статья на тему 'Проблемы наказания во взглядах античных философов'

Проблемы наказания во взглядах античных философов Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3664
547
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / АНАЛИЗ / ТОЧКА ЗРЕНИЯ / ЦЕЛИ НАКАЗАНИЯ / PUNISHMENT / PHILOSOPHY / ANALYSIS / POINT OF VIEW / THE OBJECTIVES OF PUNISHMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Конегер Петр Егорович

Статья посвящена актуальным вопросам эволюционного развития учения о наказании. Автор акцентирует свое внимание на философских источниках зарождения теоретических попыток объяснения самой природы наказания, его сущности и предназначения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PUNISHMENT IN THE VIEWS OF ANCIENT PHILOSOPHERS

The scientific article is devoted to the evolutionary development of the doctrine of punishment. The author focuses on the philosophical sources of the origin of the theoretical attempts to explain the nature of punishment and its purpose.

Текст научной работы на тему «Проблемы наказания во взглядах античных философов»

П.Е. Конегер

ПРОБЛЕМЫ НАКАЗАНИЯ ВО ВЗГЛЯДАХ АНТИЧНЫХ ФИЛОСОФОВ

Статья посвящена актуальным вопросам эволюционного развития учения о наказании. Автор акцентирует свое внимание на философских источниках зарождения теоретических попыток объяснения самой природы наказания, его сущности и предназначения. Ключевые слова: наказание, философия, анализ, точка зрения, цели наказания.

P.E. Koneger

THE PROBLEM OF PUNISHMENT

IN THE VIEWS OF ANCIENT PHILOSOPHERS

The scientific article is devoted to the evolutionary development of the doctrine of punishment. The author focuses on the philosophical sources of the origin of the theoretical attempts to explain the nature of punishment and its purpose.

Keywords: punishment, philosophy, analysis, point of view, the objectives of punishment.

Наказание традиционно относится к числу наиболее сложных правовых институтов, уяснение сути которого возможно в философском аспекте. Философская основа природной сути наказания определяет его практическое и теоретическое назначение и содержательное наполнение. Для научного анализа правовой сущности наказания именно философский подход позволяет рассмотреть указанный институт в качестве комплексного теоретического и социально-правового явления, обладающего собственным содержанием и логикой развития.

Проблема социальной и правовой природы наказания и его понятие привлекали к себе внимание мыслителей с древних времен. С философских позиций само понятие наказания — обязательный и объективно существующий признак общественного бытия. Наказание есть порождение правовых институтов, их продукт.

Первые попытки определить закономерности, которым подчиняются право и наказание, были предприняты еще в античные времена в рамках зарождавшихся самых различных философских учений и их направлений.

Античная философия, сформировавшаяся на самых ранних этапах развития научных взглядов, может рассматриваться в качестве выработанной идеи мыслителями задолго до нашей эры. К их числу можно отнести таких философов, как Платон, Демокрит и Аристотель.

Основная идея философов того времени выражалась тремя основными аспектами: отношение к вопросам предупреждения (профилактики) преступности; надлежащее воспитание; справедливое наказание за преступление. Справедливость наказания должна быть оценкой объективного основания и приобретать, когда это необходимо, форму критерия степени наказуемости. Вместе с тем наказание может принимать и иные относительно радикальные формы. Напи-мер, Конфуций, Пифагор, Демокрит, Платон, Сократ отмечали необходимость наказывать посредством правильного воспитания. Так, Пифагор разработал

© Конегер Петр Егорович, 2015

Кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Саратовская государственная юридическая академия)

основы гражданского воспитания в Древней Греции. Демокрит же сформулировал основополагающие идеи наказания за преступность с помощью различных методов воспитания. Платон, в свою очередь, разработал систему наказаний за различные преступления и определил необходимое количество тюрем, которое должно быть в государстве для организации действенного процесса наказания.

Одним из основоположников античной философии по праву считается Демокрит1. Его заслуга состоит в том, что он исследовал такие важные этические понятия, как долг, справедливость, мораль, и считал, что в основе правомерного поведения людей должно лежать чувство долга, а не их страх перед наказанием.

В вопросах соотношения интересов человека и государства Демокрит проповедовал сдержанность и терпимость. Наказания должны основываться на принципе достаточности и целесообразности. Но даже при таком подходе он признавал необходимость соблюдения принципа справедливости при назначении наказания и не отрицал целесообразность сурового наказания за нарушение этого принципа.

Большое влияние на последующую философскую мысль оказала демокри-товская разработка проблемы соотношения истины, общества и закона. Эта нравственно-правовая проблема исследуется позже Сократом, Аристотель и другими мыслителями.

Все авторы в своих исследованиях по-разному пытались объяснить происхождение законов. Они прибегали к различным версиям обоснования различий между естественным и рукотворным правом. При этом на принципе справедливости как на естественной основе наказания выстраивали свои собственные философские позиции большинство исследователей. о Сократ2 воспринимал наказание как налагаемые на человека страдания за со-

¿г вершенное им преступление. Он считал, что наказание приводит к нравственному ~ исправлению и был убежден в первичности справедливости, она обязательна при назначении наказания и его исполнении. По его мнению, в поведении человека | главное — знания, которые отводят на второй план наслаждения, удовольствия | и все прочее. Учение о наказании Сократа основывается на выводе о том, что £ плохие поступки совершаются по незнанию, а хорошие, наоборот, по знанию

0

| согласуется с идеей о том, что смысл существования человека заключается в его

у

| нравственном совершенствовании.

2 Учеником Сократа был Платон3. Рассуждая о преступлении, он всегда назы-

1 вал его несправедливым поступком. Размышляя о наказании за преступление,

I

« Платон утверждал, что ни одно наказание не имеет своей целью причинить зло. | Наказание налагается ради предупреждения преступления в будущем. Нака-е зание приводит к достижению цели тремя способами:

° 1) исправлением самого преступника, для которого оно является как бы ле-

о

° карством, исцеляющим его нравственный недуг; § 2) устранением влияния дурного примера на сограждан;

I 3) избавлением государства от опасного, вредного члена.

| Наказание производит одно из двух действий: оно делает наказуемого либо

лучшим, либо менее испорченным. Наказание вообще не налагается с тем, чтобы причинить зло наказываемому, напротив, оно или исправляет его, или препятствует ему сделаться еще хуже. Если же наказываемый неисправим, его подвергают смерти. Наказание при этом не должно распространяться на семью. Однако, если сразу и отец, и дед, и прадед были осуждены на смерть, правнуки 196 подвергались изгнанию4.

В своих взглядах относительно видов наказания за преступления Платон был достаточно агрессивен. Он признавал наказанием смерть и изгнание даже за инакомыслие и предлагал очистить государства от неугодных людей. Отдельных, наиболее опасных преступников Платон относил к категории людей, не заслуживающих прощения. Большинство преступлений (по Платону) должно караться смертной казнью. Кроме того, к видам наказания, кроме смертной казни, он относил тюремное заключение и денежный штраф. За обиды, нанесенные родителям, оскорбление государства Платон, кроме смерти, предлагает и длительные мучения. К категории преступников, не заслуживающих снисхождения, пощады, Платон причислял убийц. Преступники должны быть лишены жизни по решению суда и хорониться в пустынных местах.

Заслугой Платона, кроме прочего, является то, что он формулировал принцип неотвратимости наказания за совершенное преступление, который не утратил своего значения и в настоящее время. Никто и никогда не должен оставаться безнаказанным за любой поступок, даже если он находится за пределами государства. Философские и правовые идеи Платона оказывали существенное влияние на научные взгляды других философов.

Цицерон5 особое внимание уделял вопросам естественного права, вопросам восприятия наказания виновным лицом. Именно страх перед наказанием, по его мнению, являлся тем сдерживающим стержнем, который обусловливает необходимое и разумное воздержание от преступления. Огромная заслуга Цицерона состояла том, что еще в начале I в. до н.э. он отмечал: «Величайшее поощрение преступления — безнаказанность Наибольший соблазн преступления заключается в расчете на безнаказанность»6. Там, где законы, с позиции Цицерона, ш там всегда есть и будут те, кто их нарушает, а за нарушением законов должно и следовать наказание. а

Сенека7 — представитель римской школы философии, приверженец монар- о хизма. Он относил милосердие е числу этических категорий. От милосердия к же все ждут одного и того же: снисхождения к человеческим заблуждениям, о

с

поэтому оно должно цениться в равной мере и виновными, и безвинными, т.к. а каждый может оказаться в положении взывающего к снисхождению8. В понятие в

е

«милосердие» он вкладывал следующий смысл: «Чтобы как-нибудь не обмануло о нас прекрасное слово „милосердие" и не привело иной раз к своей противопо- ю

ложности, посмотрим, что такое милосердие, каковы сущность и границы этого |

понятия. Милосердие есть сдержанность человека, облеченного властью, нака- к

зывать. Это кротость сильного к слабому в наложении наказаний»9. а

Сенека пытается подчеркнуть, что милосердие есть действие правителя, |

уменьшающего меру наказания. «Разумный человек наказывает не потому, и

что был совершен проступок, а для того, чтобы он не совершился впредь. № Человек заслужил высокую меру наказания. Все окружающие это понимают. И (1

никто не осудит Цезаря, если он накажет по заслугам. Но в том-то и суть мило- ) сердия как стержня власти, что правитель проявляет великодушие. Он, исходя 6 из реальной обстановки, не только может, но и обязан по целесообразности, по велению души уменьшить должное наказание. И это с неизбежностью приведет к благоприятным последствиям: от такого поступка укрепится авторитет Цезаря, укрепится моральный дух общества, улучшится правопорядок в обществе»10.

Противоположностью милосердия, говорил Сенека, является жестокость, утверждая при этом, что преступник может иногда избежать наказания, но не страха перед 197

ним. И в этом тоже жестокость самого наказания, даже если оно не последовало. «Жестокость есть склонность души к более тяжким мерам наказания»11.

Аристотель12 вопросам уголовного права уделял мало внимания. Свои взгляды на наказание он выражал через понятие целесообразности. Предопределяя наказание за преступление, Аристотель характеризовал преступления как порочные поступки и чувства и акцентировал внимание на неразрывной связи человека и государства. «Человек вне государства, вне права и закона — существо жалкое. Человек, нашедший свое завершение в государстве, — совершеннейшее из творений, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, занимает жалчайшее место в мире»13.

Определяя социальное назначение наказания, философ заключает, что оно имеет устрашительное и исправительное значение. В отношении неисправимых людей, по его мнению, цель наказания состоит в их обезвреживании. Применение наказания предполагает свободную волю, без которой нет преступления. Там, где действие обусловливается случаем, не может быть речи о наказании. Человек наказуем, однако за намеренное приведение себя в состояние невменяемости, например за опьянение, но не за проступок, совершенный в опьянении 14.

Плутарх15 рассматривал наказание за проступки через его восприятие самим наказуемым. Исправление виновного напрямую увязывалось им с самим наказание и расценивалось в качестве его (наказания) последствия, отраженного в сознании преступника. Определяя роль государства в вопросах права наказывать, Плутарх наделял именно его монопольным правом применять наказание. Суды при этом наделялись таким же единоличным правом на применение на-з казания. Судебная система рассматривалась автором как обязательный атрибут 2Г цивилизованного государства.

я Основное содержание учения Конфуция — это учение о правилах поведения,

| его нормах, нравственности и человеке. Философ формирует и учение об управ-

1 лении государством. При этом оно полностью ориентируется на сохранение и | закрепление традиционных, сложившихся в Китае с древности семейно-родовых

го

| обрядов и культа предков16.

| Особое значение Конфуций придавал описанию правителя. Руководитель

| должен уметь разбираться в людях. Мыслитель отрицал необходимость казнить

2 людей в качестве наказания. Примерное поведение по Конфуцию предполагало ° наличие совести. Совесть есть правильное поведение в обществе, индивидуальная « духовная и интеллектуальная жизнь.

| Относительно роли законов и отношения к ним людей Конфуций заключал,

| что установление и доведение до всеобщего сведения официальных законов

° может вызвать стремление избежать наказаний. Но эти законы не должны и не

0

° могут не вызывать стыда за совершенное преступление. Основная же задача при-

го

3 менения закона состоит в перевоспитании на основе соблюдения установленных

1 в обществе правил поведения и долга.

| Несколько по-иному рассматривали роль государства и закона в вопросах

регулирования общественных отношений другие представили китайской философской школы, в частности, Шан Ян17 и Хань Фэй18, которые явились основоположниками нового философского и достаточно реакционного направления — легизма. Легизм стал не только философским направлением, но и официальной государственной идеологией, востребованной в то время. Представители этого 198 направления философии в основу своего видения построения общества ставили

государство, которому отводили роль главного регулирующего механизма общественных отношений, признавали насилие государства и рассматривали его (насилие) в качестве основного способа управления обществом. Таким образом, легизм можно расценивать как философию сильной государственной власти.

Приведенный краткий научный анализ философских учений о наказании позволяет сформулировать следующие выводы:

1) философские учения античных авторов относительно уголовного наказания не имеют стройного построения и представляются лишь в форме отдельных афоризмов, мыслей и положений;

2) сама необходимость наказания базировалась на религиозной почве. На протяжении всего античного исторического период предпринимались активные попытки разработки клерикальной концепции наказания, суть которой определялось верховенством Бога, в исключительности его права наказывать (карать). В отдельных философских системах наказание трактовалось не как божественная кара;

3) во главу угла примерного поведения людей отдельные философы помещали нравственные начала, такие как совесть и справедливость. Не отрицая наказания как такового, признавалось, что наказание должно соответствовать интересам общества;

4) суть справедливого наказания заключалась в наложении на человека таких страданий, которые должно приводить к его нравственному исправлению;

5) на самых ранних этапах прослеживаются настоятельные попытки определить и цели наказания, среди которых особое место занимает просвещение через наказание, вырабатываются и предлагаются рекомендации по принуждению к е должному и образцовому общественному поведению. Здесь уже формируются и взгляды относительно неотвратимости наказания; а

7) в античной философии сформулированы и иные проблемы, связанные с о осмыслением наказания: как относиться к смертной казни; за какие деяния к должно следовать наказание и т.д. о

с

а

О)

1 Демокрит Абдерский — древнегреческий философ, один из основателей материалистической фило- о софии. н

2 Сократ — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмо- о трения природы и мира к рассмотрению человека. Ю

3 Платон — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, являлся одним из осно- 1 вателей идеалистического направления в мировой философии. и

4 Подробнее об этом см.: Щербаков А.И. Древнегреческая философия эпохи классики. Краснодар, 1994. с С. 47. о

г

5 Марк Тул лий Цицерон — древнеримский политик и философ. к

6 Цит. по: Павлова М.А. Возникновение идеи о наказании в догосударственном обществе и на Древнем д Востоке // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. № 3. С. 25. и

7 Луций Анней Сенека — римский философ, поэт и государственный деятель. •

8 См.: Сенека Л.А. О милосердии. Кн. II , гл. II. №

9 Там же. С. 12. (

10 Там же. С. 15. 1

11 См.: Там же. С. 18. ~

12Аристотель — древнегреческий философ, ученик Платона, учитель и воспитатель Александра Ма- о

кедонского. 6

13 Аристотель. Политика. Книга I , ч.2, 12.

14 Подробнее об этом см.: Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981. С. 29.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15 Плутар х — древнегреческий философ, биограф, моралист.

16 Последователи учения Конфуция развивали его основные идеи, создавали новое направление в китайской философии — конфуцианство.

17 Шан Ян — выдающийся китайский мыслитель, один из основоположников легизма.

18 Хань Фэй — идеолог древнекитайских легистов, отстаивавший преимущества деспотической формы правления. 199

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.