Научная статья на тему 'Проблемы муниципальной службы в современном российском обществе'

Проблемы муниципальной службы в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13250
1421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ / МОТИВАЦИЯ СЛУЖАЩИХ / ДЕФИЦИТ КАДРОВ / КАДРОВЫЙ МОНИТОРИНГ / MUNICIPAL SERVICE / PROBLEMS OF MUNICIPAL SERVICE / MUNICIPAL EMPLOYEES / MOTIVATION OF EMPLOYEES / LACK OF SHOTS / PERSONNEL MONITORING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сантрян Наира Альбертовна, Момотова Оксана Николаевна

В статье освещаются проблемы муниципальной службы в современном российском обществе, такие как отсутствие или нехватка профессиональных кадров, бюрократия и коррупция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of municipal service in modern Russian society

In article problems of municipal service in modern Russian society, such as absence or shortage of professional shots, bureaucracy and corruption are covered.

Текст научной работы на тему «Проблемы муниципальной службы в современном российском обществе»

PROBLEMS OF MUNICIPALSERVICEIN MODERN RUSSIAN SOCIETY Santryan Naira Albertovna, Student, E-mail: santryank_naira@mail.ru

Momotova Oksana Nikolaevna, PhD of Economics, Associate Professor, E-mail: msaccess@mail.ru

Chair of Management of Projects and Innovations, North-Caucasian Federal University, Stavropol

In article problems of municipal service in modern Russian society, such as absence or shortage of professional sho ts, bureaucracy and corruption are covered.

Keywords: municipal service; problems of municipal service; municipal employees; motivation of employees; lack of shots; personnel monitoring.

УДК 35.08

© Сантрян H.A., 2014 © МомотоваО.Н., 2014

САНТРЯН Haupa Альбертовна, студентка, santryan_naira@mail.ru

МОМОТОВА Оксана Николаевна, кандидат экономических наук, доцент, msaccess@mail.ru

кафедра Управления проектами и инновациями, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь

ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье освещаются проблемы муниципальной службы в современном российском обществе, такие как отсутствие или нехватка профессиональных кадров, бюрократия и коррупция.

Ключевые слова: муниципальная служба; проблемы муниципальной службы; муниципальные служащие;мотивация служащих; дефицит кадров; кадровый мониторинг.

В России в последние десятилетия происходят коренные преобразования во всех сферах жизни, продолжается поиск оптимальной модели развития общества и государства. В период административной реформы и реформирования местного самоуправления в России неизбежно усиливается внимание к такому важнейшему социальному институту, как муниципальная служба [1].

Муниципальная служба в соответствии с Федеральным законом №25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" определяется как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на должностях муниципальной службы. А должности муниципальной службы - это должности в органе местного самоуправления и аппарате избирательной комиссии муниципального образования, образующиеся в соответствии с уставом муниципального образования для решения вопросов местного значения. В отношениях между населением и властью главным связующим звеном являются именно муниципальные служащие. От их профессионализма, компетентности, грамотности и элементарного желания работать во благо населения и каждого человека в отдельности зависит эффективность реализации как государственной, так и муниципальной социально-экономической политики на территории муниципалитетов, степень доверия и престиж органов власти в глазах местного сообщества [2].

На сегодняшний день, несмотря на активное развитие законодательства о муниципальной службе, существует немало проблем и спорных вопросов относительно правоприменительной практики, проблем, которые неразрывно связаны с институтом муниципальной службы.

Наиболее распространенными среди всего перечня проблем являются: отсутствие или нехватка профессиональных кадров, бюрократия и коррупция. Эти проблемы очень сложно поддаются искоренению и присутствуют на всех этапах реформирования муниципальной службы.

Муниципальная служба - это специфическая деятельность, направленная на обеспечение прав и свобод человека и гражданина, оказания услуг населению, обеспечение социальной, культурной,

политической жизнедеятельности муниципального образования. Проблема отсутствия и дефицита кадров заключается в нехватке кадров в целом, кадров не той профессиональной направленности, отсутствие в достаточном количестве грамотных и квалифицированных руководителей и специалистов, не соответствие образования большинства муниципальных служащих занимаемым должностям и требованиям практики [3].

Главным аспектом здесь является проблема обучения персонала органов местного самоуправления. Это связано с деятельностью учреждений высшего профессионального образования, которые осуществляют подготовку кадров. Требование значительного роста профессионализма муниципальных служащих определяет необходимость реформирования системы высшего профессионального образования по подготовке кадров для местного самоуправления, основных направлений совершенствования действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Государственное и муниципальное управление".

Проведя анализ реализации Программы формирования резерва управленческих кадров, утвержденной Указом Президента РФ от 25 августа 2008 г. № 1252 [4], а также законодательных актов субъектов РФ и законов муниципальных образований, регламентирующих формирование кадрового резерва муниципальной службы, ученые пришли к выводу, что в целом в настоящее время сформирована необходимая правовая основа для обеспечения данной деятельности. Тем не менее, органы местного самоуправления все также испытывают нехватку квалифицированных кадров. Помимо этого существуют проблемы финансового характера, которые в свою очередь препятствуют подготовке и формированию кадрового резерва муниципальной службы [5].

Основными причинами могут являться: отсутствие мотивации к труду муниципальных служащих (как профессиональной, так и материальной), отсутствие постоянной практики проведения кадрового мониторинга и аудита муниципальных служащих, низкая заработная плата, неудовлетворенность в своей профессиональной деятельности, вызываемая частыми структурными реорганизациями, тенденция уменьшения численности муниципальных служащих, находящихся на пике реализации своего профессионального потенциала, не уделяется достаточного внимания формированию кадрового резерва, неправильная

расстановка кадров, и, как следствие, отсутствие возможности у муниципального служащего реализовать свои профессиональные качества [1].

Одним из наиболее действенных механизмов повышения результативности работы муниципальных служащих является предоставление им возможности для профессионального развития и карьерного роста, т.е. собственно профессиональная мотивация [6]. Что касается оплаты труда, то она должна быть достойной, в соответствии с предъявляемыми высокими требованиями и ответственностью гражданского служащего, учитывая достаточно большое количество ограничений и запретов и тот факт, что единственным источником материального обеспечения муниципального служащего является его денежное содержание.

Ключевой во всех государственных сферах, и в муниципальной службе в том числе, является проблема коррупции. На сегодняшний день сформирована антикоррупционная правовая база: Федеральный закон №273-Ф3 "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г., приняты ряд указов Президента РФ, разработаны Национальный план и Национальная стратегия по противодействию коррупции, при Президенте РФ под его председательством создан Совет по противодействию коррупции, который ежегодно осуществляет заседания. В рамках антикоррупционной политики были приняты указы и внесены соответствующие изменения в Федеральный закон №79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" и Федеральный закон № 25-ФЗ "О муниципальной службе в РФ" в соответствии с которыми лица, замещающие государственные должности, государственные и муниципальные служащие обязаны каждый год предоставлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера [7].

Практика показывает, что невозможно сведение противодействия коррупции только к привлечению к ответственности лиц, виновных в коррупционных нарушениях, необходима система экономических, правовых, организационных , образовательных, а также воспитательных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, устранение порождающих ее причин. Несмотря на то, что органы местного самоуправления автономны в решении вопросов противодействия коррупции, организация работы по данному направлению осуществляется комплексно на всех уровнях власти в рамках единой антикоррупционной политики [8].

Я

■е

8

■ Ои

¡Е

Е^

71

72

Эффективность противодействия коррупции в определенной степени зависит от точного определения сфер, где наиболее высоки коррупционные риски (земельные и имущественные отношения, предпринимательская деятельность и т. д.).

Также во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях (в особенности в сельских поселениях) присутствуют такие проблемы муниципальной службы, как отсутствие ротации кадров, отсутствие обновления персонала, несоответствие образования муниципальных служащих их профессиональной деятельности. Но для искоренения перечисленных проблем не требуется разработки специальных программ или методов, достаточно того, чтобы каждый служащий соответствовал всем требованиям, предъявляемым к муниципальным служащим.

Особенностью муниципальной службы на современном этапе является то, что ее реформирование совершается в условиях объективно обоснованной нехватки кадров соответствующего профессионального уровня.

Исходя из вышеизложенного, можно предложить следующие меры по решению перечисленных проблем:

- постоянный мониторинг кадрового состава муниципальных служащих, а также выполняемых ими функций;

- повышение профессиональной заинтересованности муниципальных служащих в прохождении муниципальной службы;

- привлечение молодых специалистов на муниципальную службу;

- материальное стимулирование муниципальных служащих.

Таким образом, несмотря на столь долгий опыт развития местного самоуправления, организация муниципальной службы до сих пор остается достаточно новым явлением в отечественной истории государственного строительства. Соответственно решение выделенных проблем потребует немало материальных и человеческих ресурсов, также необходимо осознание органами местного самоуправления и самими муниципальными служащими сильных и слабых сторон в развитии института муниципальной службы и собственной важности в развитии и процветании всей страны.

Примечание:

1. Мамонтова В.Ф. Формирование профессионального потенциала муниципальных служащих в современной России: дис.... канд. соц. наук. - Тюмень, 2005. - 167 с.

2. Мануйлова О.В. Развитие системы отбора при найме персонала в органах местного самоуправления: дис.... канд. экон. наук.- М.,2008. -219 с.

3. Адамская Л.В. Тенденции развития и управления кадровым потенциалом муниципального образования в современной России: дис.... канд. соц. наук. - М., 2008. - 164 с.

4. Указ Президента РФ от 25.08.2008 №1252 "О комиссии при Президенте РФ по формированию и подготовке резерва управленческих кадров". Режим доступа: http://graph.document. kremlin.ru/page.aspx

5. Киреева Е.Ю. Кадровый резерв муниципальной службы // Журнал Российского права. - 2009. - №2. - С. 41-45.

6. Заборовская С.Г. Развитие кадрового потенциала муниципальной службы в современных условиях: региональный аспект: дис.... канд. соц. наук. - Уфа, 2009. - 177 с.

7. Федеральный закон от 02 марта 2007 года №25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации". Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159779/

8. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года №273-Ф3 "0 противодействии коррупции". Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156929/

LEGAL SUPPORT OF REENGINEERING IN HOUSING AND COMMUNAL SERVICES

Frolov Dmitry Viktorovich, PhD of Economics, Specialist in Chief, Management Department the Food Markets and Services, Administration of Sochi city, Sochi E-mail: dima@msx.ru

Shevchenko Milana Viktorovna, PhD of Economics, Associate Professor, Chair of Logistics and Management of Transport Systems, Rostov State University of Means of Communication, Rostov-on-Don E-mail: milana@msx.ru

Reengineering in housing and communal services (conversion of ordinary processes in business processes) continues for more than 20 years. The process is actively supported by legislative-legal acts, at the interface of which you can see the cracks of a Scam. Necessary the law on the formation of a profitable part, venture (risk) capital housing andcommunal services at the expense of deductions from business, and also it is necessary to create the market shares for communal services. Keywords: housing and communal services; reengineering; and legal acts and possible scams.

УДК 330.3 ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА РЕИНЖИНИРИНГА В ЖКХ

© Фролов Д.В., 2014 Реинжиниринг в ЖКХ (преобразование обычныхпроцессов в бизнес-процессы) про-

© Шевченко М.В., 2014 должается в течение более20лет. Процесс активно подкрепляется законодатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.