Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ'

ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее учебное заведение / повышение качества подготовки обучающихся / мониторинг / трудоустройство выпускников / higher educational institution / improving the quality of training of students / monitoring / employment of graduates

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.Д. Калинчев, Г.И. Юрковская

Подготовка выпускников вузов напрямую влияет на эффективность и инновационное развитие экономики страны. Именно поэтому процесс мониторинга трудоустройства выпускников имеет важное значение для повышения уровня качества образования университетов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А.Д. Калинчев, Г.И. Юрковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EMPLOYMENT MONITORING OF GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The training of university graduates directly affects the efficiency and innovative development of the country's economy. That is why the process of monitoring the employment of graduates is important for improving the quality of education of Russian universities.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ»

УДК 378.1

ПРОБЛЕМЫ МОНИТОРИНГА ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

А. Д. Калинчев Научный руководитель - Г. И. Юрковская

Сибирский государственный университет науки и технологий им. М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nordwind.ru@vandex.ru

Подготовка выпускников вузов напрямую влияет на эффективность и инновационное развитие экономики страны. Именно поэтому процесс мониторинга трудоустройства выпускников имеет важное значение для повышения уровня качества образования университетов России.

Ключевые слова: высшее учебное заведение, повышение качества подготовки обучающихся, мониторинг, трудоустройство выпускников.

PROBLEMS OF EMPLOYMENT MONITORING OF GRADUATES OF HIGHER

EDUCATION INSTITUTIONS

A. D. Kalinchev Scientific supervisor - G. I. Yurkovskaya

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nordwind.ru@yandex.ru

The training of university graduates directly affects the efficiency and innovative development of the country's economy. That is why the process of monitoring the employment of graduates is important for improving the quality of education of Russian universities.

Keywords: higher educational institution, improving the quality of training of students, monitoring, employment of graduates.

Повышение качества подготовки обучающихся является важнейшей текущей задачей учреждений высшего профессионального образования. Постоянные изменения рынка труда в условиях санкционированной экономической среды России значительно повышают потребность в квалифицированных кадрах для расширения технико-технологической базы предприятий, что необходимо для снижения зависимости от услуг зарубежных стран. Повышается ответственность высших учебных заведений за достижение стратегических целей, результаты научно-технологического развития и обеспечение национальной безопасности страны. Выполнение политики импортозамещения, обеспечение эффективного функционирования оборонного комплекса и суверенности государства могут быть достигнуты только при условии высокого уровня качества полученного выпускниками образования.

Для выполнения поставленной задачи задействуются различные структурные подразделения университета. Особую роль, в определении качества подготовки

обучающихся имеет мониторинг трудоустройства выпускников, который ежегодно проводится центрами трудоустройства или карьеры не только в рамках самоанализа с элементами аудита, но и с привлечением независимых экспертов. Мониторинг организуется как внутренний, так и внешний. Порядок проведения мониторинга в учебных заведениях варьирует, но в конечном итоге полученные результаты способствуют повышению качества подготовки выпускников.

Текущий сбор информации для последующего анализа в СибГУ им. М. Ф. Решетнева начинается с опроса студентов перед получением диплома и заканчивается анкетированием работодателей. Этапы организации мониторинга представлены в таблице 1.

Таблица 1

Этапы организации мониторинга качества подготовки обучающихся

Этап мониторинга Описание процесса проведения Полученные результаты

Внутренний 1. Опрос обучающихся последнего курса обучения Обучающимся последнего курса непосредственно перед получением диплома предлагается пройти анкетирование в электронной форме по удовлетворенности образовательным процессом и распределению по каналам занятости, где, в рамках самодиагностики, учитывается информация об основных результатах полученного образования за время обучения. 1. На основе базы студентов АСУ университета и результатов опроса формируется первичный реестр выпускников по трудоустройству. 2. Проводится анализ сильных и слабых сторон подготовки по направлениям. 3. Учитываются недостаточно сформированные компетенции за период обучения.

Внешний Опрос выпускников Сотрудниками университета, путем проведения последовательных телефонных звонков, проводится опрос выпускников с целью выяснения места работы, должности и факта трудоустройства по специальности. 1. Реестр выпускников уточняется и дополняется, сохраняется хронология трудоустройства. 2. Создается реестр работодателей для дальнейшего анкетирования.

Анкетирование работодателей Разрабатывается форма анкеты для крупных профильных предприятий, проводится рассылка сопроводительных писем и анкет с целью определения качества профессиональной подготовки и эффективности реализации образовательных программ. Подтверждается факт трудоустройства выпускников. 1. По каждой программе подготовки проводится анализ отзывов работодателей. 2. Полученные результаты сопоставляются с результатами опроса обучающихся на первом этапе, для дальнейшего повышения уровня заложенных компетенций за время обучения.

К внутреннему мониторингу относится опрос студентов перед выпуском. Университет обеспечивает конфиденциальность, но никакими стимулирующими методами по обеспечению достоверности и ревалентности полученной информации не обладает. Кроме того более 35 процентов выпускников вовсе отказываются проходить анкетирование. Эта проблема создает условия, при которых в дальнейшем, не удается определить каналы занятости и качество всех направлений подготовки. Нарушается и изменяется порядок проведения мониторинга, теряется обратная связь и возможность двустороннего анализа уровня заложенных компетенций.

К этапам внешнего мониторинга относятся опрос выпускников и анкетирование работодателей. Опрос выпускников проводится дважды: после 6 и 12 месяцев с момента

окончания обучения. Уточняется место работы, должность и трудоустройство по специальности. Второй этап мониторинга сопровождается такими проблемами, как:

- отказ выпускников в сотрудничестве и предоставлении данных;

- трудно оценить достоверность представленной информации;

- некорректно представленные наименование и контактные данные организации.

Результаты заносятся в реестр выпускников по трудоустройству, который в дальнейшем

используется для составления сопроводительных писем и анкетирования крупных профильных предприятий и организаций. Тесная взаимосвязь в последовательности мониторинга, зависимость от результатов предшествующих этапов и отсутствие законодательного регулирования приводят к возникновению следующих проблем на третьем этапе:

- выпускники, указанные в анкете, трудоустроенными в организации не числились;

- невозможность оценить представителем организации качество подготовки выпускника по причине трудоустройства не по специальности;

- незаинтересованность организации в принятии участия в анкетировании.

Выявленные проблемы на каждом этапе в совокупности создают непреодолимый барьер в

получении необходимых данных по каждому направлению подготовки и формированию отчета на основе анализа. Так, в 2020-2021 году, по результатам проведенного мониторинга магистерских программ не было учтено 30% от возможных направлений подготовки обучающихся. Рычаги воздействия и меры мотивации к преодолению барьера предлагаются в таблице 2.

Таблица 2

Предложения по решению проблем мониторинга_

№ п/п Участники мониторинга Меры по решению поставленных проблем

1. Обучающиеся последнего курса Разработка и внесение в документооборот регламента по обязательному прохождению опросов обучающимися университета. Введение практики по применению QR-кодов в дипломе со ссылкой на достижения и успехи, дипломную работу и все задолженности выпускника перед университетом для потенциального работодателя.

2. Выпускники Направление официального письменного запроса профильным предприятиям-партнерам с просьбой указать всех трудоустроенных выпускников для дальнейшего анкетирования.

3. Работодатели Развитие сотрудничества с потенциальными работодателями путем заключения договоров по целевым программам обучения. Стимулирование предприятий и организаций к расширению и развитию сотрудничества по практической подготовке обучающихся в их структурных подразделениях. Расширение базы профильных предприятий-партнеров и, в том числе, проведение ознакомительных экскурсий в производственной среде с целью повышения привлекательности и дальнейшего трудоустройства по специальности.

Мониторинг студентов и выпускников, заключивших договор по целевым программам обучения, ведется отдельно, согласно данным АСУ университета. Выполняется проверка прохождения студентами производственных практик исключительно на предприятиях, заключивших с ними договор. Ежегодно ведется учет факта реализации целевых программ, подтверждается действие договора для обучающегося. К моменту выпуска и в течение года после выпуска уточняется место работы выпускника в рамках целевого обучения.

Комплекс мероприятий, адаптированных под участника на каждом этапе, повысит эффективность мониторинга и сократит его время проведения. Также планируется

увеличение показателя трудоустроенных выпускников по профилю подготовки, что напрямую повлияет на контрольные цифры приема. Таким образом, предложенные решения текущих проблем выполняют сразу несколько задач. Результаты мониторинга в рамках общего отчета университета, по повышению качества подготовки обучающихся, предоставляются Министерству образования и науки Российской Федерации [1-3].

Библиографические ссылки

1. Центр содействия трудоустройству студентов и выпускников СибГУ им. академика М.Ф. Решетнева [Электронный ресурс]. URL: https://www.sibsau.ru/page/graduate (дата обращения: 03.04.2021).

2. Министерство Труда России: государственная программа Российской Федерации «Содействие занятости населения» [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/3/1 (дата обращения: 03.04.2021).

3. Устав ФГБОУ высшего образования «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева» [Электронный ресурс]. URL: https://www.sibsau.ru/sveden/document/ (дата обращения: 03.04.2021).

© Калинчев А. Д., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.