Проблемы мониторинга реализации национального проекта «Жилье и городская
среда»
Problems of monitoring of the implementation of the national project "Housing and urban
environment"
Лаврова Е.О.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
Россия, Москва email: [email protected]
Lavrova E.O.
Financial University under the Government of the Russian Federation,
Russia, Moscow email: [email protected]
Научный руководитель: Липатова И.В.
к.э.н., доцент кафедры «Финансовый контроль и
казначейское дело» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия, Москва
Scientific supervisor: Lipatova I.V.
Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Financial Control and Treasury Affairs at the Financial University under the Government of the Russian Federation
Russia, Moscow
Аннотация.
В статье рассматривается процесс мониторинга как одного из этапов проектного управления реализацией национальных проектов, а также его роль в достижении ключевых государственных целей. Особое внимание уделяется анализу проблем мониторинга реализации национального проекта «Жилье и городская среда», включая организационные, технологические и информационные трудности, что подчеркивает важность системного подхода к улучшению процесса мониторинга для достижения национальных целей развития страны.
Annotation.
The article examines the monitoring process as one of the stages of project management of the implementation of national projects, as well as its role in achieving key state goals. Particular attention is paid to the analysis of problems in monitoring the implementation of the national project "Housing and Urban Environment", including organizational, technological and information difficulties, which emphasizes the importance of a systematic approach to improving the monitoring process to achieve national development goals of the country.
Ключевые слова: мониторинг, национальный проект, национальные цели, стратегическое планирование, проектная деятельность, национальная экономика.
Key words: monitoring, national project, national goals, strategic planning, project activities, national economy.
Введение
На сегодняшний день национальные проекты являются одним из главных инструментов достижения ключевых государственных целей. С их помощью решаются системные проблемы в различных отраслях, что доказывает их стратегически важную роль для социально-экономического развития России. В свою очередь национальный проект «Жилье и городская среда», являясь основным направлением стратегического развития
Российской Федерации, направлен на создание доступного и комфортного жилья, что обеспечивает повышение уровня качества жизни граждан.
Приоритетность реализации национальных проектов для социально-экономического развития России обуславливает необходимость применения эффективной системы мониторинга, позволяющей отслеживать достижение целевых показателей и выявлять возможные сложности на каждом этапе проекта. В свою очередь проблемы, возникающие в процессе мониторинга реализации национальных проектов, могут привести к различным рискам, влияющим на выполнение целевых показателей, а также ухудшения качества жизни населения в целом, что подчеркивает важность и актуальность исследования проблем мониторинга реализации национального проекта «Жилье и городская среда».
Цель исследования
Цель исследования - проанализировать проблемы мониторинга реализации национального проекта «Жилье и городская среда» в России для повышения эффективности и результативности управления проектом и достижения его ключевых целей.
Результаты исследования
В основе реализации национальных проекты лежит проектный подход, позволяющий организовать деятельность в виде конкретизированного проекта с четко установленными целями, сроками, ресурсами и ответственными лицами за его выполнение. Такой метод управления позволяет осуществлять проекты, используя гибкий подход к достижению стратегических целей развития страны. Как правило процесс проектного управления состоит из пяти основных этапов, которые, образуя циклический процесс, обеспечивают последовательность и эффективность выполнения проекта, что является залогом данного механизма, и включают в себя следующие этапы: инициация, планирование, исполнение, мониторинг и контроль, а также завершение проекта [5].
Проектная деятельность в России нормативно закреплена Постановление Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018г. № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [4]. Такой документ регламентирует порядок всех этапов проектной деятельности, что обеспечивает единый подход к их проведению, гарантируя соответствие установленному стандарту.
Мониторинг, являясь критически важным этапом проектного управления, позволяет систематически отслеживать ход выполнения проекта, начиная с момента его утверждения и заканчивая принятием решения о его завершении, оценивать его прогресс, а также сравнивать фактические результаты с запланированными [4]. В результате на данном этапе происходит сбор необходимых данных для принятия обоснованных управленческих решений и корректировка хода реализации проекта [6]. Ниже на рисунке 1 представлены ключевые функции мониторинга, изучение которых дает представление о преимуществах его применения в управлении проектами.
В текущем году НП "Жилье и городская среда" подходит к завершению, однако по итогам 2022 года он занял последнее место по исполнению среди всех нацпроектов — 83,69% [9]. Такой низкий показатель подчеркивает необходимость рассмотрения проблем, с которыми может быть связан мониторинг в рамках его реализации.
Исследуя вопрос мониторинга реализации национального проекта «Жилье и городская среда», выявленные проблемы можно классифицировать на несколько групп.
N
•регулярный сбор данных о текущем состоянии проектов для анализа их выполнения в сравнении с плановыми показателями
_)
\
• выявление различий между фактическими значениями и запланированными, что позволяет своевременно обнаруживать проблемы и анализировать их причины
_У
\
• предоставление актуальной информации о ходе реализации проектов, необходимой для обоснованных управленческих решений и корректировок
_У
\
• подготовка, согласование и утверждение отчетов о ходе реализации проектов на регулярной основе (месяц, квартал, год)
_/
•использование системы "Электронный бюджет" для обработки данных и автоматического получения информации о реализации проектов из различных источников, включая государственные информационные системы
\
•оценка рисков, связанных с реализацией проектов, и разработка мер по их минимизации или устранению, что повышает устойчивость проектов
_У
N
•обеспечение точности информации о реализации проектов через интеграцию с другими информационными системами и контроль ее надежности
_/
\
•гарантия прозрачности данных о ходе реализации проектов для заинтересованных сторон, что способствует повышению доверия и вовлеченности общества
_/
Источник: составлено автором на основе источника [4].
Рисунок 1 . Ключевые функции мониторинга в проектной деятельности
Первая группа связана со сложностями в организационной структуре, взаимодействием участников, а также распределением обязанностей и ресурсов, то есть совмещает в себе организационные проблемы мониторинга. С учетом того, что национальный проект «Жилье и городская среда» (далее - нацпроект или НП) реализуется с помощью четырех федеральных проектов («Ипотека», «Жильё», «Формирование комфортной городской среды» и «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда»),
а также государственных программ, региональных проектов, то в его осуществлении участвует большое количество участников, что создает определенные сложности для мониторинга. Другими словами, ключевая проблема лежит в том, что процесс реализации нацпроекта происходит через федеральные, региональные и ведомственные проекты, а также интегрирован с государственными программами, что создает большой объем информации о показателях и результатах, затрудняющих процесс мониторинга, поскольку управление таким массивом данных требует значительных усилий на этапе сбора, обработки и анализа информации. Такая многоуровневость в управлении также может привести к несогласованности между различными органами власти, что замедляет процесс принятия решений и может привести к задержке в реагировании на возникающие проблемы и корректировке хода реализации проектов. Кроме того, это влияет на информированность о процессе реализации мероприятий, что негативно сказывается на полноте и точности собираемых данных для мониторинга [6].
Технологические проблемы представляют собой трудности, которые возникают в процессе использования технологий и информационных систем в процессе мониторинга.
Для мониторинга в режиме реального времени реализации НП используется система «Электронный бюджет», которая предоставляет возможность осуществлять онлайн-мониторинг реализации проектов, в которой участники формируют и передают информацию о ходе выполнения мероприятий, достижении показателей и связанных рисках. Точность и актуальность отчетности складывается посредством автоматической генерации информации о показателях национальных проектов на основе данных из государственных информационных систем. Такой механизм онлайн-мониторинга в свете технологического прогресса положительно влияет на эффективность управления нацпроектами, поскольку автоматизирует сбор данных и позволяет быстро реагировать на риски, что способствует более качественной реализации государственных инициатив [4].
Кроме того, также используется государственная автоматизированная система «Управление», позволяющая анализировать информацию о плановом объеме и кассовом исполнении федерального бюджета в разрезе государственных программ РФ [8].
Тем самым подобные системы направлены на улучшение процесса мониторинга, так как позволяют более эффективно отслеживать информацию о результатах, значительно сокращая затрачиваемое на это время. Однако трудность может быть заключена в нехватке ресурсов, а именно в том, что не все региональные бюджеты способны обеспечить средства на развитие и поддержку цифровых технологий, что сдерживает полноценное использование возможностей системы. Нельзя не учесть тот факт, что в Российской Федерации не все субъекты находятся на высоком уровне по цифровой зрелости, особенно это касается вновь присоединенных регионов, а также отдаленных: Ненецкий АО, Тыва, Сахалинская область и тд [10]. Таким образом в условиях недостаточного развития информационных систем в некоторых регионах не происходит процесс обновления данных о результатах исполнения региональных программ, что приводит к дефициту показателей, необходимых для проведения мониторинга.
Информационные проблемы обусловлены недостаточным использованием системы «Электронный бюджет» для мониторинга национального проекта. Опираясь на вышеуказанную раннее проблему, связанную с тем, что многие субъекты и участники проектов не полностью интегрируют свои данные, что приводит к фрагментарности информации и препятствует формированию целостной картины о выполнении НП. Кроме того, имеет место быть, что, устанавливая отчетную дату предоставления отчетности о ходе реализации проектов на различных уровнях, информация для ее составления собирается только на этапе подготовки этой отчетности. В результате такого подхода затруднена корректировка действий и принятие управленческих решений, поскольку
сами проблемы выявлены достаточно поздно и нет возможности оперативно среагировать на возможные отклонения от плана.
Изучив основные группы проблем, возникающих в процессе реализации мониторинга, подчеркнем важность системного подхода в данном аспекте. Данный подход строится на комплексном анализе и решении проблем, что в свою очередь не только позволит устранить существующие недостатки, но и положительно скажется на реализации национальных проектов и эффективности государственного управления в целом. Ведь, решая выявленные проблемы комплексно, можно создать эффективную систему мониторинга, которая учитывает все аспекты реализации национальных проектов. Такой подход будет ориентирован на улучшение взаимодействия между всеми участниками процесса, на обеспечение высокого качества собираемых данных, а также сможет повысить технологическую основу для мониторинга.
В таблице 1 представлены возможные проблемы и препятствия, влияющие на процесс мониторинга реализации национального проекта «Жилье и городская среда».
Таблица 1 . Проблемы, влияющие на процесс мониторинга реализации национального проекта «Жилье и __городская среда»._
Группа проблем Возможные проблемы и препятствия
Организационные проблемы - недостаточное взаимодействие между участниками реализации национального проекта «Жилье и городская среда»: ФОИВ и субъектами РФ, а также между различными ФОИВ; - отсутствие налаженного процесса передачи информации о выполнении бюджета по региональным проектам до национального проекта «Жилье и городская среда»; - нарушение сроков и неполное предоставление отчетности или отдельных ее элементов;
Технологические проблемы - ограниченное использование цифровых возможностей системы «Электронный бюджет» в некоторых регионах; - нерегулярное проведение оценки рисков и информирование о проблемах, включая риски за пределами прогнозного периода; - задержки в формировании отчетности из-за трудностей интеграции данных, поступающих из различных государственных информационных систем.
Информационные проблемы - сбор информации о выполнении контрольных точек и достижении результатов осуществляется лишь к моменту предоставления отчетности; - недостаточный сбор и анализ данных о достижении показателей и поквартальная оценка результатов; - ограниченное использование данных, содержащихся в Государственной интегрированной информационной системе (ГИИС) «Электронный бюджет».
Источник: составлено автором.
Вывод
Таким образом, в результате данного исследования, была неоднократно подчеркнута важность такого этапа проектной деятельности, как мониторинг, который играет ключевую роль в реализации национальных проектов, а также достижении стратегических целей страны.
Были проанализированы основные проблемы, возникающие в процессе мониторинга реализации национальных проектов, а именно в контексте НП «Жилье и городская среда». Данный анализ позволил классифицировать выявленные трудности на три группы: организационные, технологические и информационные. В заключении, было также установлено, что выявленные проблемы подчеркивают необходимость системного подхода к улучшению процесса мониторинга, что в свою очередь положительно отразится на управлении проектами и обеспечит достижение национальных целей развития страны.
Список используемой литературы:
1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 №172-
ФЗ.
2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года».
4. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 N 1288 (ред. от 21.12.2023) "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (вместе с "Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации") (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024)
5. Кравцова, М. В. Роль национальных проектов в решении социально-экономических задач государства (на примере национального проекта «Здравоохранение») / М. В. Кравцова // Экономика и управление: научно-практический журнал. - 2023. - № 2(170). - С. 8-13. - Б01 10.34773/Еи.2023.2.2. - ББМ 1УБЯУ8.
6. Петрина, О. А. Правовые и организационные основы проектного управления в секторе государственного управления / О. А. Петрина, М. Е. Стадолин // Муниципальная академия. - 2020. - № 1. - С. 20-25. - ЕБМ ЛСБШ.
7. Строев Владимир Витальевич, Кузнецов Николай Владимирович Мониторинг национальных проектов в Российской Федерации и риски, связанные с их реализацией // Вестник ГУУ. 2023. №11. иЯЬ: https://cyberleninka.ru/article/n/monitoring-natsionalnyh-proektov-v-rossiyskoy-federatsii-i-riski-svyazannye-s-ih-геаИ7а1$1еу
8. Государственная автоматизированная информационная система «Управление» //gasu.gov.ru [сайт].URL: https://gasu.gov.ru/infopanel?id=11847
9. Результаты исполнения национальных проектов в 2022 году: общие итоги //iminfin.ru [сайт].URL:https://www.iminfin.ru/news/516-rezultaty-ispolneniya-natsionalnykh-proektov-v-2022-godu-obshchie-itogi
10. Рейтинг цифровой зрелости. Ситуационно-информационный центр Минтранса России //sicmt.ru [сайт].URL: https://sicmt.ru/dmrating