Научная статья на тему 'Проблемы молодежной безработицы и пути ее решения в Тюменской области'

Проблемы молодежной безработицы и пути ее решения в Тюменской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
330
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗРАБОТИЦА / МОЛОДЕЖЬ / РЫНОК ТРУДА / UNEMPLOYMENT / YOUNG PEOPLE / LABOUR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обухова О. О.

В статье рассматривается проблема молодежной безработицы, обозначены статистические данные о численности безработной молодежи, указаны причины данного явления и последствия. В статье предложены основные направления работы по снижению уровня безработицы среди молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF YOUTH UNEMPLOYMENT AND WAYS OF ITS SOLUTION IN THE TYUMEN REGION

The article considers the problem of youth unemployment, marked statistical data on the number of unemployed young people, are the reasons behind this phenomenon and implications. In the article the basic directions of work, the reduction of unemployment among young people.

Текст научной работы на тему «Проблемы молодежной безработицы и пути ее решения в Тюменской области»

Несмотря на тот факт, что имеются значительные концептуальные и практические проблемы с определением стоимости образованной рабочей силы, неоднократно поступали предложения рассмотреть этот вопрос в контексте СНС.

Следует заметить, что человеческий капитал не рассматривается как актив в СНС. Таким образом трудно себе представить права собственности на людей и, даже если оставить это в стороне, вопрос об оценке не очень ясен [4].

Литература

1. Arundhati Kunte, Kirk Hamilton, John Dixon, Michail Clemens Estimating National Wealth:Methodology and Rescults.-Public Disclosure Authorized, 2008.

2. Б.Б. Прохоров, Д.И. Шмаков. Оценка стоимости статистической жизни и экономического ущерба от потери здоровья / М., 2002. № 3 - С. 134..

3. Система национальных счетов 2008 Нью-Йорк, 2009 Комиссия Европейских сообществ Международный валютный фонд Номер публикации SNA EA 2008 001.

4. Сысоев, С.А. Внутрисемейный социальный капитал как стимул инвестиций в человеческий капитал / С.А. Сысоев // Вопросы экономики, 1 т., 2010. - №4.

List of references:

1. Arundhati Kunte, Kirk Hamilton, John Dixon, Michail Clemens Estimatiing National Wealth:Methodology and Rescults.-Public Disclosure Authorized, 2008.

2. B.B. Prokhorov, D. Shmakov. Assessment of the value of a statistical life and economic damage caused by the loss of health / M., 2002. Number 3 - 134 S. ..

3. The System of National Accounts, 2008 New York, 2009 Commission of the European Communities International Monetary Fund Publication Number 2008 SNA EA 001.

4. Sysoev, SA Intra-family social capital as an incentive to investment in human capital / SA Sysoev / / Problems of Economics, 1-ton, 2010. - № 4.

Обухова О.О.

Магистрант, Тюменский государственный университет

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ И ПУТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ В ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Аннотация

В статье рассматривается проблема молодежной безработицы, обозначены статистические данные о численности безработной молодежи, указаны причины данного явления и последствия. В статье предложены основные направления работы по снижению уровня безработицы среди молодежи.

Ключевые слова: безработица, молодежь, рынок труда.

Obuhova O^.

MA student, Tyumen State University

THE PROBLEM OF YOUTH UNEMPLOYMENT AND WAYS OF ITS SOLUTION IN THE TYUMEN REGION

Abstract

The article considers the problem of youth unemployment, marked statistical data on the number of unemployed young people, are the reasons behind this phenomenon and implications. In the article the basic directions of work, the reduction of unemployment among young people.

Keywords: unemployment, young people, labour market.

Острой социальной проблемой в России на протяжении ряда лет остается безработица. Согласно данным Росстата показатели уровня регистрируемой безработицы и коэффициента напряженности на рынке труда Тюменской области являются минимальными среди регионов Уральского федерального округа, а также ниже значений по Российской Федерации в целом. Значение уровня безработицы в Тюменской области ниже общероссийского показателя на 1,0 п.п., коэффициента напряженности - в четыре раза. По данным, на 1 января 2012 года в органах службы занятости зарегистрированы 4388 безработных граждан, а уровень регистрируемой безработицы в Тюменской области составил 0,7% [1].

Тем не менее, при общем низком уровне безработицы, безработица молодежи остается одной из наиболее актуальных проблем современного рынка труда, в том числе на территории Тюменской области. Данная социально-экономическая проблема может привести к замедлению процесса обновления рабочей силы и ротации кадров.

Согласно, мнению большинства исследователей, проблема безработицы среди социально уязвимых групп населения, слабоконкурентных на рынке труда приобретает наиболее острую форму. При этом к категориям граждан, особо нуждающихся в социальной защите на рынке труда, относится молодежь.

Таким образом, проблема регулирования занятости молодежи и их защиты от безработицы является одной из наиболее актуальных задач политики государства на рынке труда. Угроза безработицы для данной категории граждан особо высока в связи с их неконкурентоспособностью и дискриминацией на рынке труда.

Молодежная безработица имеет в основном структурный характер. Специальности, полученные в учебных заведениях всех типов, остаются невостребованными на рынке труда. Так, согласно данным Л.Ф. Бондаренко, около половины молодых специалистов сменили профессию, не проработав по полученной специальности [2].

Безработная молодежь является психологически неустойчивой категорией населения, которая подвержена воздействию антиобщественного влияния, что может оказать деструктивное влияние, в том числе на трудовую и производственную деятельность.

Низкая конкурентоспособность на рынке труда, обусловленная недостатком профессиональных знаний и навыков, отсутствием необходимого уровня квалификации, приводит незаинтересованности работодателей в молодых специалистах. Подобная ситуация распространяется в основном на молодежь в возрасте 14-22 лет, которые во время образовательного процесса получили определенные теоретические знания по избранной профессии, но при этом не имеющие опыта работы и практических навыков. Как следствие, при приеме на работу преимущество отдается квалифицированным специалистам, имеющим опыт работы. Исходя из вышеизложенного, особому риску стать безработными подвержены выпускники профессиональных учебных заведений различного уровня. При этом главными причинами роста безработицы среди данной категории граждан, по мнению К.М. Оганяна, являются:

1) Структурные несоответствия профиля выпускников потребностям рынка труда, отсутствие прогноза востребованности кадров. При этом профессиональное образование сохраняет ведомственный характер, осуществляя подготовку рабочих кадров. По многим специальностям наблюдается переизбыток специалистов, а вновь открываемые специализации ориентируются, в первую очередь, на престижность профессии, при этом, не учитывая потребности рынка труда;

2) Несоответствие уровня квалификации выпускников требованиям работодателей. Снижение практических навыков у молодых специалистов;

43

3) Низкая заработная плата у молодых специалистов;

4) Конъюнктурный или ошибочный выбор профессии, специальности;

5) Отсутствие у молодых граждан настойчивости в приобретении профессиональных знаний, практических навыков поиска работы, самопрезентации [3].

Исходя из вышеизложенного, молодежная безработица, как социально-экономическое явление обусловлена следующими факторами: возрастной критерий, социально-экономическое положение, несоответствие объемов и профилей подготовки специалистов потребностям рынка труда, низкая конкурентоспособность молодых специалистов, не использование возможности самозанятости, создания собственного дела и др.

В соответствии с Законом Тюменской области от 06.02.1997 г. № 72 «О молодежной политике в Тюменской области» молодежью признаны граждане в возрасте 14-30 лет. Вышеназванный диапазон возрастных категорий достаточно обширен, в связи с чем, необходимо разделение данной категории граждан на следующие возрастные группы: несовершеннолетние граждане в возрасте 14-17 лет и молодежь старше 18 лет.Согласно статистическим данным численность молодежи в возрасте 1430 лет на 2011 год составила 362 572 человек [4]. Численность безработной молодежи в возрасте 16-29 лет, зарегистрированной в органах службы занятости населения в Тюменской области, на 1 января 2012 года составила 876 человек (АППГ - 1 049 человек). Согласно представленным данным на рисунке 1 численность безработной молодежи в сравнении с прошлым годом снизилась.

Рисунок 1.

Информация о численности безработной молодежи в возрасте 16-29 лет, зарегистрированной в органах службы занятости населения

1 049 876

□ На 01.01.2011 года □ На 01.01.2012 года '

Согласно, представленным на рисунке 2 статистическим данным, к наиболее уязвимой группе (имеющей риск быть не трудоустроенной) относятся молодые люди в возрасте 20-29 лет.

Данный факт обусловлен возрастным критерием, и соответственно, формой занятости молодежи ввозрасте 14-30 лет. Рисунок 2.

Информация о численности безработной молодежи в возрасте 16-29 лет, зарегистрированной в органах службы занятости населения (в разрезе возрастных категорий).

530

16-17 лет 18-19 лет 20-24 года 25-29 лет

OHaOl.01.2011 года ОНа01.01.2012 года

Поскольку, основным видом занятости несовершеннолетних граждан в возрасте 14-17 лет является учеба в общеобразовательных учреждениях, в связи с чем, их трудоустройство возможно, преимущественно в свободное от учебы время и период летних каникул, в соответствии с Законом Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1031-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Для молодежи в возрасте 18-22 лет основной формой занятости является обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования региона. Кроме того, молодые люди указанной категории имеют возможность совмещать учебную деятельность струдовой, в том числе в каникулярный период. Для молодых людей в возрасте 23-30 лет основным видом деятельности является работа, дополнительным - учеба, в целях повышения профессиональноквалификационного уровня.

Следует отметить, что численность безработной молодежи в возрасте 16-29 лет, зарегистрированной в органах службы занятости населения на 01.01.2012 года, составляет минимальное количество от численности проживающей молодежи на территории Тюменской области.

Данное положение на рынке труда обусловлено принятыми мерами и скоординированными действиями органов службы занятости населения и молодежной политики Тюменской области, в части разработки и реализации программ постоянной и временной занятости молодежи, развития и поддержки молодежного отрядного движения, профессиональной ориентации

44

молодежи, поддержки молодых специалистов на рынке труда, реализации мероприятий по содействию занятости выпускников учреждений профессионального образования, поддержки и развития молодежного предпринимательства.

В настоящее время значительную роль для молодежи, в целях приобретения трудового опыта, приобрела возможность прохождения практики и стажировки. Так, в рамках реализации мероприятий по содействию занятости выпускников учреждений профессионального образования, для трудоустройства молодых специалистов по полученной ими специальности в 2011 году были организованы рабочие места на 237 предприятиях области различных организационно-правовых форм и форм собственности. Под руководством 253 наставников на условиях временной занятости была проведена стажировка 756 выпускников образовательных учреждений [1].

Кроме того, в целях содействия трудоустройству молодежи, в регионе проводится следующий комплекс мероприятий: оказание психологической и правовой поддержки молодежи, информационных и консультационных услуг в сфере профессиональной ориентации, предоставление информации об имеющихся вакансиях на рынке труда, выявление вакантных мест у потенциальных работодателей области и др.

Несмотря на минимальную численность безработной молодежи, зарегистрированной в органах службы занятости населения, одной из проблем на рынке труда региона остается нерегистрируемая безработица.

В рамках решения данного социального феномена необходим поиск эффективных путей решения вышеназванной проблемы. В целях максимального сокращения уровня нерегистрируемой безработицы среди молодых граждан в возрасте 14-30 лет необходимо принятие мер, направленных на:

1) Формирование социальных компетенций у молодежи,

2) формирование социально-ответственной, имеющей активную гражданскую позицию личности, а также личностных качеств молодежи, способствующих повышению конкурентоспособности в профессиональном плане,

3) вовлечение молодежи в программы практики и стажировки, с целью получения первого трудового опыта, профессиональных знаний, умений и навыков,

4) обучение молодежи рабочим специальностям, в соответствии с потребностями современного рынка труда;

5) включение молодежи в предпринимательскую деятельность.

Литература

1. Основные итоги реализации программных мероприятий

[Электронный ресурс] URL: http://trud.admtyumen.ru/zan_to/program_plan/program/itogi.htm

2. Плакся В.И. Безработица и современная российская практика (социально-экономический аспект). Изд. 2. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 332.

3. Оганян К.М., Стрельцов Н.М. Занятость населения и ее регулирование. Спб.: Изд-во «Бизнес-пресса, 2008. С. 225-226

4. Демографический ежегодник (2007 - 2011): Стат. сборник. Часть rV/Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области. - Т., 2011. 288 с.

Петрикова Л.Н.

Доцент, кандидат экономических наук, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И.Вавилова ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация

Статья посвящена тенденциям развития высшего образования в России. Определяется значение высшего образования для воспроизводства интеллектуального потенциала общества. Вскрываются причины, связанные с историческими и социальноэкономическими факторами, определившими неравномерность в развитии высшего образования, его финансирования, изменение отношения общества к высшему образованию.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка специалистов, образовательная политика, воспроизводство

интеллектуального ресурса.

Petrikova L N

Associate Professor, candidate of economic Sciences, Saratov state agrarian University. Vavilov TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF HIGHER EDUCATION

Abstract

The article is devoted to the tendencies of development of higher education in Russia. Determined by the value of higher education for the reproduction of the intellectual potential of the society. Reveal causes associated with historical and socio-economic factors in determining the unevenness in the development of higher education, its financing, the change in society's attitude to higher education.

Keywords: higher education, training of specialists, educational policy, reproduction of intellectual resources.

Проблемы развития современного высшего образования близки и понятны университетскому преподавателю, даже если он специально не утруждал себя анализом его состояния. Они волнуют, заботят нас, а главное - не теряют остроты своей актуальности. Естественно, у каждого складываются собственное видение, отношение и выводы относительно их решения, однако для всех нас остается общим сам подход ко всему многообразию этих проблем. Этим общим является - более острое, более тонкое осознание преподавателями вуза (чем в любой другой среде) смысла и роли производства интеллектуального ресурса и значения обеспечения условий его воспроизводства. Разумеется, сегодня уже никто не спорит, что с использованием интеллектуального ресурса связаны практически все ключевые проблемы современного развития, ибо им гораздо в большей степени, чем другими известными возможностями определяется уровень и направление общественного производства. Но с другой стороны, совершенно очевидно, что между фактом признания ценности интеллектуального ресурса и реализацией его качественного воспроизводства, по-прежнему - пропасть. Этот парадокс и попытка найти ему объяснение подводят к некоторым выводам.

Мы выделяем, по крайней мере, три основные причины, объясняющие настоящий разрыв между декларацией значимости и фактическим положением дел в области высшего образования, являющегося одним из основных факторов воспроизводства интеллектуального ресурса. Первая причина - академический характер оценки роли воспроизводства интеллектуального ресурса. Вторая причина - продолжительная экономическая нестабильность в России. Третья причина тесно связана с историей и особенностями отечественного образования, начиная со второй половины ХХ века.

Итак, мы полагаем, что оценка роли воспроизводства интеллектуального ресурса имеет место в большей степени в академической сфере и только здесь приобрела статус непреложной истины. Энергия ученых направлена на ее обсуждение и доказательства. Кто же читает публикации подобного рода? Читают, считают, делают доклады их же собратья из вузовского мира. Круг замкнулся. Но не этот круг решает вопросы ассигнований на развитие национальной высшей школы.

Здесь уместно взаимоувязать первую и вторую причины, поскольку состояние любой области жизнедеятельности людей, будь то искусство или наука, зависит от экономического положения в стране. А положение ее в этом смысле достаточно продолжительное время остается нестабильным, и в известные времена - кризисным (период системных реформ, изменивших

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.