Научная статья на тему 'Проблемы молодежи и механизмы реализации молодежной политики в регионе'

Проблемы молодежи и механизмы реализации молодежной политики в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
8194
715
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПРОБЛЕМЫ / МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / YOUTH ISSUES / IMPLEMENTATION MECHANISMS / THE YOUTH POLICY AREA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котова О. И.

Молодежь – это та часть населения, которая еще не играет решающей роли в жизни страны, но от которой непосредственно зависит будущее всех остальных социально-демографических групп. Поэтому для государства важно обеспечить полный набор условий, способствующих «хорошему старту» молодежи, своевременной и успешной интеграции в сферу социально-трудовых отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of youth and youth policy implementation mechanisms in the region

Young people is the part of the population that does not play a decisive role in the life of the country yet, but it is upon them that the future of all other social and demographic groups depends directly. Therefore it is important for the state to provide a complete set of conditions for a «good start» of the youth, timely and successful integration into the sphere of social and labour relations.

Текст научной работы на тему «Проблемы молодежи и механизмы реализации молодежной политики в регионе»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 28 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 28 2012

удк 338.2

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

© О. и. котова

нижегородский педагогический университет, кафедра экономики организации e-mail: ikotova_86@mail.ru

Котова О. И. - Проблемы молодежи и механизмы реализации молодежной политики в регионе // Известия

ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2012. № 28. С. 393-397. - Молодежь - это та часть населения, которая еще не играет решающей роли в жизни страны, но от которой непосредственно зависит будущее всех остальных социальнодемографических групп. Поэтому для государства важно обеспечить полный набор условий, способствующих «хорошему старту» молодежи, своевременной и успешной интеграции в сферу социально-трудовых отношений. ключевые слова: молодежь, проблемы, механизмы реализации, молодежная политика, регион.

Kotova O. I. - The problems of youth and youth policy implementation mechanisms in the region // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2012. № 28. P. 393-397. - Young people is the part of the population that does not play a decisive role in the life of the country yet, but it is upon them that the future of all other social and demographic groups depends directly. Therefore it is important for the state to provide a complete set of conditions for a «good start» of the youth, timely and successful integration into the sphere of social and labour relations.

Keywords: youth issues, implementation mechanisms, the youth policy area.

Одним из важнейших индикаторов социального неблагополучия нашей страны является резкое ухудшение положения молодежи - той части российского общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития государства на ближайшие десятилетия. Составляя примерно пятую часть населения страны, молодежь должна играть большую роль в социальных переменах, в реализации курса реформ.

Проблемы молодежи всегда будут привлекать внимание исследователей, поскольку данный «объект» всегда ориентирован на будущее. Знакомство с большим объемом современных исследований показывает, что имеющиеся в них оценки проблем и результатов молодежной политики носят фрагментарный характер и не являются универсальными. Это мешает не только правильно оценивать, но и своевременно разрешать насущные проблемы в этой сфере, создавая очаги социальной напряженности. О молодежи и молодежной политике принято говорить в общем, хотя российская молодежь крайне неоднородна.

Однако за годы реформ государству не удалось значительно продвинуться вперед в решении основных социальных проблем молодого поколения, что сузило их социальную базу. необходимость проведения исследований молодежной политики на региональном уровне, является сегодня особенно актуальной. Реа-

лизация интересов и удовлетворение потребностей молодежи, во многом зависит от конкретной политики и действий власти на этом уровне. Её эффективность определяется наличием научно разработанных систем и механизмов управления и технологий реализации. длительная полемика по поводу выделения молодежи в самостоятельную социально-возрастную группу, определения специфики и круга молодежных проблем во многом определили вопросы формирования и реализации государственной молодежной политики. накопленный опыт послужил толчком к наметившемуся системномумеждисциплинарному исследованию молодого поколения россиян в контексте социальных взаимодействий и многочисленным попыткам разработать иреализовать сбалансированную молодежную политику.

Молодежь, как правило, рассматривается обществом и государством лишь как ресурс общественного производства и объект управления. Социальнопсихологические особенности различных категорий молодежи и её потребности не учитываются в должной мере властными структурами и социальными институтами, занимающимися проблемами молодежи.

Социальные проблемы молодежи, требующие решении со стороны органов государственной власти, являются неотъемлемыми от общей социально-экономической ситуации, сложившейся как в стране, так и

в области. Проблемы молодежи неотделимы от проблем всего населения, являясь частью общего. Решая проблемы молодого поколения в виде намеченных приоритетов сегодня, органы власти и управления избавляют себя, да и общество в целом от большинства нерешенных задач завтра.

Под приоритетами региональной молодежной политики подразумеваем наиболее важные, настоятельные проблемы, понимаемые как первоочередные задачи региональной молодежной политики, лежащие в основе направлений деятельности государства и общества в соответствии с ее целью и ориентированные на решение этих проблем в контексте территориальновременной значимости [4].

Молодежная политика является системой формирования приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, для развития ее потенциала в интересах региона и России и, следовательно, на социально-экономическое и культурное развитие Нижегородцев, обеспечение ее конкурентоспособности и укрепление национальной безопасности [1].

Региональная молодежная политика формируется и реализуется органами государственной власти совместно с органами местного самоуправления при участии молодежных и детских общественных объединений, иных юридических и физических лиц. В связи со стремительным старением населения и неблагоприятными демографическими тенденциями сегодняшние 10-25-летние жители станут основным трудовым ресурсом региона, их трудовая деятельность - источником средств для социального обеспечения детей, инвалидов и старшего поколения. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, ее уверенности в завтрашнем дне и активности будет зависеть темп продвижения нижегородской области по пути демократических преобразований.

Именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. По-прежнему актуальной в молодежной среде остается проблема трудоустройства. Ежегодно на рынок труда попадают около 50 тыс. граждан в возрасте от 16 до 29 лет. Но отсутствие требуемого работодателями стажа и опыта работы у молодых граждан резко снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Численность молодежи области, признанной безработной, составляет около половины всех безработных. дополнительно усугубляет ситуацию миграция рабочей силы из других регионов России и стран ближнего зарубежья [2].

Жилищная проблема в Нижегородской области была и остается одной из наиболее сложных и острых проблем сферы реализации молодежной политики области. Среди причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив в приобретении жилья. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие на различные аспекты состояния молодежной среды, в том числе здоровье, образование, рост преступности. Целью региональной молодежной политики является

развитие и реализация потенциала молодежи в интересах региона.

Молодежная политика разрабатывается и реализуется в Нижегородской области с учетом социальноэкономического развития региона на основе следующих принципов:

- выделение приоритетных направлений;

- учет интересов и потребностей различных групп молодежи;

- участие молодых граждан в разработке и реализации приоритетных направлений государственной молодежной политики;

- взаимодействие государства, институтов гражданского общества и представителей бизнеса;

- информационная открытость.

Приоритетные направления можно рассматривать в качестве системообразующих региональной молодежной политики в Нижегородской области. Проекты, разработанные для реализации приоритетных направлений, будут обращены ко всей молодежи региона, откроют возможности для равного участия в них всех молодых людей независимо от пола, национальности, профессии, социального статуса, предоставят молодежи возможности деятельности, которые более всего соответствуют ее интересам. Приоритетными должны стать такие направления, работа по которым обеспечит создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, а также возможности для самостоятельного и эффективного решения молодыми людьми возникающих проблем. Такой подход будет способствовать взаимосвязанному улучшению качества жизни молодого поколения и развитию региона в целом.

Учитывая тенденции социально-экономического и общественно-политического развития региона, молодежную политику в Нижегородской области предполагается реализовывать по следующим приоритетным направлениям:

- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития;

- развитие созидательной активности молодежи;

- интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества.

Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики обеспечит улучшение положения молодых людей, приведет к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность региона и вместе с тем компенсирует и минимизирует последствия ошибок, объективно свойственных молодым людям.

для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития, предусмотрены следующие проекты:

• Нижегородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»;

• «Молодой доброволец региона»;

• «Карьера»;

• «Молодежь Нижнего Новгорода».

Таблица 1

Объединение ресурсов молодежной политики

Молодежная политика призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях: системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей области, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в регионе, а также культуры применения созданных возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

выявления, продвижения, поддержки активности молодежи и ее достижений в социальноэкономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание;

вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе, - инвалидов, выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии и специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, жертв насилия, военных действий и катастроф, переселенцев и мигрантов, лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также молодых людей и семей, оказавшихся в социально опасном положении, безработных, ВИЧ-инфицированных и молодых людей, зависимых от употребления психоактивных веществ.

Таблица 2

Основные цели проектов Нижегородской области

Основными целями проекта Нижегородская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» являются: - вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в обществе; - развитие механизмов и форм передачи информации, актуальной для жизни молодежи; - развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям нашего общества; - формирование и продвижение образа успешного молодого человека.

Основными целями проекта «Молодой доброволец региона» являются: - мотивация молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке; - формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни молодых нижегородцев; - развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.

Основными целями проекта «Карьера» являются: - самоопределение молодежи на рынке труда; - развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи. - увеличение количества благополучных семей в Нижегородской области;

Основными целями проекта «Молодая семья Белгородчины» являются: - укрепление института молодой семьи; - увеличение количества благополучных семей в Нижегородской области; - пропаганда ответственногородительства.

для достижения этих целей будут реализованы разработанные мероприятия, направленные на:

- вовлечение молодежи в деятельность трудовых объединений, студенческих отрядов, молодежных бирж труда и других форм занятости молодежи;

- внедрение форм и технологий профессионального и социально-правового просвещения и ориентирования молодежи, помощи в планировании и развитии эффективной карьеры молодежи на рынке труда;

- внедрение эффективных программ развития социальной компетентности молодежи, необходимой для продвижения на рынке труда;

- развитие взаимодействия субъектов рынка труда в решении вопросов трудоустройства молодых людей;

- создание условий для максимально гибкого включения молодого человека в новые для себя виды

деятельности и на обеспечение его законных прав и интересов;

- поддержку и популяризацию инициатив и начинаний молодежи в социально-экономической сфере, сфере технологий и научно-промышленных разработок.

- укрепление института молодой семьи;

Таким образом, благодаря социально-экономическому развитию региона на основе реализации приоритетных направлений, таких как, вовлечение молодежи в социальную практику, развитие активности молодежи и интеграция молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества происходит постепенная ликвидация проблем в области молодежной политики [4].

Также большой вклад в реализацию приоритетных направлений молодежной политики внесли всевозможные проекты, образованные в регионе.

В дальнейшем ходе своего развития проекты обеспечат улучшение положения молодых людей, приведут к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность региона и минимизируют последствия ошибок, свойственных молодым людям.

По определению, развитие представляет собой необратимое, направленное, закономерное изменение систем. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обратимость изменений характеризует процессы функционирования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности свойственно случайным процессам катастрофического типа; при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры [1].

В общем виде развитие организаций обусловлено следующими факторами:

• изменением внешней среды (экономика, политика, этика, культура);

• изменением внутренней среды (переход на новые технологии, перемещения работников и др.);

• потребностями и интересами человека и общества (потребность в самовыражении человека, потребность в прибавочном продукте общества);

• старением и износом материальных элементов (оборудования, человека, технологии);

• изменением экологии;

• техническим прогрессом;

• глобальным состоянием мировой цивилизации.

В соответствие с законом развития утверждается, что каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла.

Региональное развитие должно создать равные возможности для людей и содействовать развитию человеческого потенциала [2].

Сбалансированное развитие регионов требует синхронизации трех направлений региональной политики:

- стимулирования экономического развития путем создания новых центров роста в регионах на основе конкурентных преимуществ;

- координации инфраструктурных инвестиций государства и инвестиционных стратегий бизнеса в регионах с учетом приоритетов пространственного развития и ресурсных ограничений, в том числе демографических;

- сокращения дифференциации в уровне и качестве жизни населения в различных регионах и на территории каждого из них с помощью эффективных механизмов социальной и бюджетной политики, обеспечивающих рост человеческого потенциала всех регионов России.

В основе государственной политики развития регионов лежат такие принципы:

- скоординированность принятия на федеральном, региональном и местном уровнях мер по созданию условий для развития отраслей экономики и социальной сферы;

- предоставление финансовой поддержки регионам с целью обеспечения законодательно установленного минимально допустимого уровня качества жизни, связанного с предоставлением населению возможностей по получению качественного образования, медицинского и культурно-досугового обслуживания;

ПРИНЦИПЫ

X

инерции эластичности непрерывности стабилизации

изменение скорость процесс система

потенциала изменения изменения стремится

(суммы потенциала потенциала к стабилизации

ресурсов) зависит системы идет диапазона

системы от самого изменения

начинается потенциала. непрерывно, потенциала

спустя На практике меняются лишь системы.

некоторое эластичность скорость и знак Этот принцип

время после системы изменения; основан

начала оценивается на известной

воздействий в сравнении потребности

изменений с другими человека

во внешней или системами, и общества

внутренней исходя к стабильности.

среде из анализа

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и продолжается статистических

некоторое данных или

время после классификаций.

их окончания;

Рис. 1. Принципы, опирающиеся на закон развития

- оказание финансовой поддержки регионам в целях сокращения их дифференциации;

- развитие инфраструктурной обеспеченности территорий и создание условий для повышения конкурентоспособности экономик регионов, а также решения вопросов социального развития, включая повышение транспортной доступности территорий;

- совершенствование механизмов стимулирования органов государственной власти субъектов российской Федерации и органов местного самоуправления к эффективному осуществлению их полномочий.

В Нижегородской области создание равных возможностей для людей планируется реализовать за счет выравнивания развития территории путем развития малых городов, поселков (их около 90), сел и деревень.

В поселках в приоритетном порядке будут формироваться филиалы крупных и средних предприятий, а также предприятия малого бизнеса, включенные в областные комплексы. Развитие и выравнивание возможностей будет осуществляться и за счет обустройства капиллярной транспортной инфраструктуры области. доступность образования - как за счет дистанционных форм обучения, так и учебных кредитов, софинансирования бюджетами всех уровней и работодателями. доступность медицинских услуг -как за счет оснащения специализированных центров на уровне области, так и путем укрепления поселковых медицинских пунктов. доступность общей базы данных по рынку труда Владимирской области за счет компьютеризации и создания мест общего пользования при поселковых администрациях. Равные возможности в части улучшения жилищных условий будут реализовываться как за счет развития системы ипотечного кредитования в области, так и путем предоставления социального жилья для малоимущих граждан области.

Формирование мотивации к инновационному поведению будет базироваться на пропаганде примеров успешных предпринимателей малого бизнеса (презентации, интервью, наглядная агитация), создание областного бизнес-инкубатора при технопарке, входящем в научно-образовательный комплекс области, созданного на базе Нижегородского государственного университета. Необходимо будет разработать инвестиционные проекты, направленные на предоставление возможности гражданам области инвестировать свои сбережения (только в Сбербанке хранятся вклады населения области на сумму более 15 млрд. руб.) в инновационные технологии предприятий области. для формирования инновационной культуры внутри промышленного, сельскохозяйственного и прочих комплексов области будут организованы выставки, конференции и рекомендации от научнообразовательного комплекса.

Инновационное поведение населения в социальной жизни области будет мотивироваться в предоставлении возможности участия в саморегулируемых организациях, участия в подготовке инициатив для внесения в законодательные и исполнительные органы власти всех уровней, расположенных на территории области.

Радикальное повышение конкурентоспособности продукции и эффективности экономики будет обеспечено как за счет повышения квалификации работников реального сектора экономики области, так и за счет создания в рамках технопарка сектора венчурных фирм, ориентированных на создание принципиально новых видов продукции для освоения в регионе.

Рост экономической эффективности и повышение конкурентоспособности производимой продукции комплексами области будут обеспечены путем подключения научно-образовательного комплекса к диагностике проблем иных комплексов области для последующей подготовки инновационных решений и оказания помощи в реализации инноваций.

Региональная политика в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе будет состоять в обеспечении условий для эффективного использования квалифицированного труда, развития эффективной, ориентированной на конечный результат инфраструктуры рынка труда [4].

Жилищная политика области будет направлена на обеспечение доступности жилья для всех категорий граждан России, а также соответствия объемов комфортного жилищного фонда потребностям населения. Будет обеспечена поддержка социально уязвимых категорий населения и повышение эффективности и восприимчивости к инновациям сектора социальных услуг.

Будет сформирована система социальных институтов, отвечающих потребностям населения области. Будут формироваться дополнительные стимулы для участия в добровольных пенсионных системах и работавших без назначения пенсии после достижения пенсионного возраста, а также стимулы софинансирова-ния добровольных пенсионных накоплений населения работодателями [3].

Экологическая политика будет направлена на значительное улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека, формирование сбалансированной экологически ориентированной модели развития экономики и экологически конкурентоспособных производств в регионе.

Российские регионы и сама Россия вместе с мировым сообществом вступает в новую эпоху, важнейшими характеристиками которой выступают, прежде всего, глобальные изменения в экономике, гуманизация основных сфер жизни, формирование постиндустриального общества, изменение роли образования, науки и культуры в обществе. Эти процессы способствуют повышению роли человеческого капитала и в первую очередь подрастающего поколения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Управление проектами: от планирования до оценки эффективности / Под ред. Ю. Н. Лапыгина. М.: Издательство «Омега-Л», 2007. 250 с.

2. Смарт Дж. К. Как решать проблемы. СПб.: Издательский Дом «Нева», 2004. 160 с.

3. управление региональной экономикой / Под ред Г. В. Гутмана. М.: Финансы и статистика, 2001. 176 с.

4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://

regionsar.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.