Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МОЛДАВСКИХ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19'

ПРОБЛЕМЫ МОЛДАВСКИХ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
171
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛДАВСКИЕ МИГРАНТЫ / ЗДОРОВЬЕ МИГРАНТОВ / УЯЗВИМОСТЬ МИГРАНТОВ / СТИГМАТИЗАЦИЯ МИГРАНТОВ / COVID-19 / «КРАСНАЯ ЗОНА» / ПОЛИТИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ДИАСПОРЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Оставная Алла Николаевна

Миграционный процесс сопряжен с большим риском для здоровья. Факторами уязвимости здоровья мигрантов являются сложность миграционного пути; плохие условия жизни и труда; ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию; языковые и культурные барьеры при взаимодействии с поставщиками медицинских услуг и др. Пандемия COVID 19 вызвала новые уязвимости мигрантов в сфере здравоохранения. Совокупность политико-правовых, экономических и социокультурных факторов создают уязвимости для мигрантов и повышают вероятность заражения COVID 19; отсутствия доступа к надлежащему уходу; возникновения серьезных симптомов; плохого психосоциального воздействия; отсутствия доходов и средств к существованию. Содержание настоящего исследования основано на анализе библиографических источников по теме здоровья мигрантов в условиях пандемии COVID-19; вторичном анализе результатов исследований молдавских мигрантов за рубежом; анализе статистической информации о состоянии заболеваемости COVID-19 на территории Республики Молдовы; анализе публикаций по теме молдавских мигрантов в условиях пандемии COVID-19 в СМИ; анализе комментариев в онлайн-группах молдавской диаспоры за рубежом. Правовой статус молдавских мигрантов в стране назначения, их сфера деятельности, тип заключенного трудового договора, а также политика защиты стран приема мигрантов стали факторами уязвимости молдавских мигрантов за рубежом в условиях пандемии COVID-19. При возвращении на родину молдавские мигранты столкнулись с рядом проблем и стали объектом острой критики и стигматизации со стороны своих же соотечественников. Неспособность руководства страны справиться с возникшими проблемами вызвала острую реакцию в рядах молдавских граждан за рубежом и способствовала беспрецедентной явке молдавской диаспоры на президентских выборах в ноябре 2020 г. Победа прозападного кандидата Майи Санду стала возможной благодаря поддержке диаспоры, которая составила 1/4 всего электората избранного президента. Исследование показало, что в условиях пандемии COVID-19 международные мигранты стали социальной проблемой как для стран приема, так и для стран-доноров. Своевременная политика комплексных мер поддержки здоровья мигрантов и их социальной защиты может стать решающим фактором эффективного сдерживания распространения COVID-19 и минимизации масштабов чрезвычайной ситуации и социальной напряженности как в странах приема, так и в странах-донорах мигрантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MOLDOVAN MIGRANTS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

The migration process is associated with great health risks. The factors of health vulnerability of migrants are: the complexity of the migration route; poor living and working conditions; limited access to health care; linguistic and cultural barriers when interacting with healthcare providers, etc. The COVID 19 pandemic has created new health vulnerabilities for migrants. The combination of political, legal, economic and socio-cultural factors creates vulnerabilities for migrants and increases the likelihood of: being infected with COVID 19; lack of access to adequate care; the occurrence of serious symptoms; poor psychosocial impact; lack of income and livelihood. The content of this study is based on: analysis of bibliographic sources on the health of migrants in the context of the COVID-19 pandemic; secondary analysis of the results of studies of Moldovan migrants abroad; analysis of statistical information on the state of incidence of COVID-19 on the territory of the Republic of Moldova; analysis of publications on the topic of Moldovan migrants in the context of the COVID-19 pandemic in the media; analysis of comments in online groups of the Moldovan diaspora abroad. The legal status of Moldovan migrants in the country of destination, their field of activity, the type of employment contract concluded, as well as the policy of protecting the countries of destination of migrants have become factors of vulnerability of Moldovan migrants abroad in the context of the COVID 19 pandemic. When returning home, Moldovan migrants faced a number of problems and became an object sharp criticism, and stigmatization from their own compatriots. The inability of the country’s leadership to cope with the problems that arose caused a sharp reaction in the ranks of Moldovan citizens abroad and contributed to an unprecedented turnout of the Moldovan diaspora in the presidential elections in November 2020. The victory of the pro-Western candidate Maia Sandu became possible thanks to the support of the diaspora, which made up 1⁄4 of the entire electorate elected president. The study showed that in the context of the COVID-19 pandemic, international migrants have become a social problem for both receiving countries and donor countries. A timely policy of comprehensive measures to support the health of migrants and their social protection can be a decisive factor in effectively containing the spread of COVID-19 and reducing the emergency and social tensions in both receiving countries and countries that are donor migrants.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МОЛДАВСКИХ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19»

ПРОБЛЕМЫ МОЛДАВСКИХ МИГРАНТОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ COVID-19

Оставная А. Н.

Приднестровский государственный университет им. Т. Г. Шевченко, Тирасполь, Приднестровье. E-mail: ataost@rambter.ru

DOI: 10.19181/demis.2021.1.2.3

Для цитирования: Оставная А. Н. Проблемы молдавских мигрантов в условиях пандемии COVID-19 // ДЕМИС. Демографические исследования. 2021. Т. 1. № 2. С. 47-56. DOI: 10.1918l/demis.2021.1.2.3

Аннотация. Миграционный процесс сопряжен с большим риском для здоровья. Факторами уязвимости здоровья мигрантов являются сложность миграционного пути; плохие условия жизни и труда; ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию; языковые и культурные барьеры при взаимодействии с поставщиками медицинских услуг и др. Пандемия COVID19 вызвала новые уязвимости мигрантов в сфере здравоохранения. Совокупность политико-правовых, экономических и социокультурных факторов создают уязвимости для мигрантов и повышают вероятность заражения COVID 19; отсутствия доступа к надлежащему уходу; возникновения серьезных симптомов; плохого психосоциального воздействия; отсутствия доходов и средств к существованию. Содержание настоящего исследования основано на анализе библиографических источников по теме здоровья мигрантов в условиях пандемии COVID-19; вторичном анализе результатов исследований молдавских мигрантов за рубежом; анализе статистической информации о состоянии заболеваемости COVID-19 на территории Республики Молдовы; анализе публикаций по теме молдавских мигрантов в условиях пандемии COVID-19 в СМИ; анализе комментариев в онлайн-группах молдавской диаспоры за рубежом. Правовой статус молдавских мигрантов в стране назначения, их сфера деятельности, тип заключенного трудового договора, а также политика защиты стран приема мигрантов стали факторами уязвимости молдавских мигрантов за рубежом в условиях пандемии COVID-19. При возвращении на родину молдавские мигранты столкнулись с рядом проблем и стали объектом острой критики и стигматизации со стороны своих же соотечественников. Неспособность руководства страны справиться с возникшими проблемами вызвала острую реакцию в рядах молдавских граждан за рубежом и способствовала беспрецедентной явке молдавской диаспоры на президентских выборах в ноябре 2020 г. Победа прозападного кандидата Майи Санду стала возможной благодаря поддержке диаспоры, которая составила 1/4 всего электората избранного президента. Исследование показало, что в условиях пандемии COVID-19 международные мигранты стали социальной проблемой как для стран приема, так и для стран-доноров. Своевременная политика комплексных мер поддержки здоровья мигрантов и их социальной защиты может стать решающим фактором эффективного сдерживания распространения COVID-19 и минимизации масштабов чрезвычайной ситуации и социальной напряженности как в странах приема, так и в странах-донорах мигрантов.

Ключевые слова: молдавские мигранты, здоровье мигрантов, уязвимость мигрантов, стигматизация мигрантов, COVID-19, «красная зона», политическая активность, диаспоры.

Введение

Здоровье мигрантов на протяжении многих лет находится в фокусе внимания международных организаций, правительств стран приема и стран-доноров мигрантов. В ежегодных отчетах Международной организации по миграции (МОМ) отмечается, что данный процесс сам по себе сопряжен с большим риском для здоровья. Факторами уязвимости здоровья мигрантов являются:

- сложность миграционного пути;

- плохие условия жизни и труда;

- ограниченный доступ к медицинскому обслуживанию;

- языковые и культурные барьеры при взаимодействии с поставщиками медицинских услуг и др. [World..., 2019: 209].

Пандемия COVID-19 вызвала новые уязвимости мигрантов в сфере здравоохранения. Актуальность настоящего исследования связана с необходимостью изучения проблем молдавских мигрантов в условиях пандемии COVID-19 за рубежом и при

возвращении на родину. Значимость обращения к теме положения молдавских мигрантов в условиях пандемии COVID-19 выходит за пределы их интересов, затрагивая внутреннюю и внешнюю политику всей страны.

Материалы и методы

Содержание настоящего исследования основано на:

1) анализе библиографических источников по теме здоровья мигрантов в условиях пандемии COVID-19;

2) вторичном анализе результатов исследований молдавских мигрантов за рубежом «Картографирование молдавской диаспоры в Италии, Португалии, Франции и Великобритании» [Cheianu-Andrei, 2013], «Картографирование молдавской диаспоры в Германии, Великобритании, Израиле, Италии, Португалии и России» [Mosneaga, 2017] и «Экспресс-оценка Международной организации по миграции воздействия COVID-19 на благосостояние молдавской диаспоры: база фактических данных о стратегиях выживания мигрантов и их вкладе», проведенного, Миссией МОМ в Молдове [IOM rapid field assessment..., 2020];

3) анализе статистической информации о состоянии заболеваемости COVID-19 на территории Республики Молдовы;

4) анализе публикаций по теме молдавских мигрантов в условиях пандемии COVID-19 в популярном молдавском издании «Комсомольская правда в Молдове»;

5) анализе комментариев в онлайн-группах молдавской диаспоры за рубежом.

Обзор литературы

Многие исследователи пандемии COVID-19 отмечают ключевую роль туризма и миграции в стремительном распространении вируса на глобальном уровне. По оценке З. Д. Бергер и др. перемещения мигрантов являются фундаментальной демографической, социальной, культурной и экономической проблемой, формирующей местные условия, на которые влияет пандемия [Berger et al., 2000]. Исследования М. Биванд Эрдал и др. демонстрируют непропорциональное воздействие на мигрантов пандемии COVID-19. [Erdal et al., 2020] По оценке А. Лием и др., различные аспекты статуса мигрантов создали дополнительные уязвимости мигрантов в условиях пандемии COVID-19. Это условия жизни и работы мигрантов, отсутствие учета культурного и языкового разнообразия мигрантов в предоставлении услуг, ксенофобия, ограниченная осведомленность о местном сообществе, недоступность некоторых прав и услуг, низкийуровень интеграции в принимающем обществе [Liem et al., 2020]. В этом контексте Д. Сан-дерсон и Н. Собецкий указывают на сложности соблюдения мигрантами социального дистанцирования и правил гигиены [Sanderson, 2020; Sobecki, 2020]. Н. Киньянджуй обращает внимание на внезапную потерю дохода мигрантами. [Kinyanjui, 2020]

Л. Гуаданьо составил классификацию уязвимостей мигрантов в условиях COVID-19 (см. табл. 1). Из нее следует, что совокупность политических, правовых, экономических, социальных и культурных факторов создает уязвимости для мигрантов и повышает вероятность:

- заражения COVID-19;

- отсутствия доступа к надлежащему уходу;

- возникновения серьезных симптомов и осложнений;

- плохого психосоциального воздействия;

- отсутствия доходов и средств к существованию.

Таблица 1.

Анализ уязвимости мигрантов в условиях COVID-19

Table 1.

Analysis of the migrants' vulnerability in the context of COVID-19

Условие уязвимости Повышенная вероятность

Ограниченная осведомленность о рекомендуемых профилактических мерах, в том числе из-за языковых барьеров Заражение COVID-19

Неспособность соблюдать социальную дистанцию в многолюдных домах

Опора на общественный транспорт

Занятость в профессиях с близким контактом с людьми

Ограниченный доступ к основным предметам гигиены

Ограниченные средства индивидуальной защиты на рабочем месте

Отсутствие права на медицинское обслуживание и приоритета при предоставлении услуг Отсутствие доступа к надлежащему уходу

Отсутствие доступа к объектам инфраструктуры

Ограниченная осведомленность о вариантах или праве на получение медицинской помощи

Языковые барьеры, мешающие общению с поставщиками услуг

Нежелание обращаться за помощью из-за страха ареста или стигматизации

Существующие легочные (респираторные) проблемы, связанные с поездками и условиями жизни Возникновение серьезных симптомов и осложнений

Физическое истощение

Невозможность получить своевременную помощь

Ограниченное жилое и бытовое пространство во время изоляции Плохое психосоциальное воздействие

Изоляция и неспособность общаться

Препятствия для правильного захоронения умерших

Беспокойство, связанное с ограничениями передвижения, потенциальным арестом или вероятностью стать жертвой ксенофобских действий

Прекращение предоставления базовой помощи и услуг по интеграции Отсутствие доходов и средств к существованию

Потеря ненадежной, незащищенной работы

Отсутствие включения в схему поддержки доходов ОШ-19, программы предоставления жилья или субсидий и льгот на аренду

Неспособность поддерживать статус регулярной миграции

Источник: Guadagno, 2020.

Результаты

Республика Молдова - одна из стран-доноров мигрантов. Согласно информации «Расширенного миграционного профиля», в 2018 г. в качестве временных мигрантов из Республики Молдова за рубежом находились порядка 350 тыс. молдавских граждан. По разным оценкам, на сегодняшний день за рубежом проживают порядка 1 млн граждан Республики Молдова, при том, что все население на начало 2020 г. составляли 2,6 млн человек. Из официальных источников известно, что в 2018 г. 41,9% молдавских граждан за рубежом находились в России, 23,5% - в Италии, 7,2% - в США, 3,2% -на Украине, 3,1% - в Канаде, 21,1% - в других странах [Угет^ ег а1., 2019]. Особенности молдавской миграции повлияли на уязвимость молдавских мигрантов за рубежом.

Вторичный анализ результатов картографирования молдавских мигрантов за рубежом в разные годы (до пандемии COVID-l9) выявил несколько закономерностей миграционного поведения граждан Молдовы, которые негативным образом повлия-

ли на их положение стране приема в условиях пандемии.

Во-первых, исследования В. Мошняги показали, что в 2017 г. в целом 24,2% молдавских мигрантов не имели разрешения на проживание в стране назначения, 14,4% - не имели разрешения на работу в стране миграции, 80,5% - не имели гражданства страны пребывания, 10,6% - не были трудоустроены, 44,9% - работали свыше 49 часов в неделю, 47,0% - трудились на низкоквалифицированной работе (в Италии - 54,0%). Большинство молдавских мигрантов в Италии работают в секторах оказания услуг, которые больше всего затронуты COVID-l9 (уход за престарелыми, гостиничный бизнес) [Mosneaga, 2017].

Во-вторых, с точки зрения здравоохранения молдавские мигранты наиболее уязвимы на территории Италии - первой из европейских стран, которая столкнулась с кризисом системы здравоохранения в начале пандемии COVID-l9. В исследовании Д. Кеяну-Андрей 2013 г. 21,3% молдавских мигрантов указали, что у них нет возможности получить доступ к медицинским услугам. Причины недоступности медицинских услуг были названы следующие: нехватка денег, слишком дорогие медицинские услуги [Cheianu-Andrei, 2013: 60]. Исследования В. Мошняги показали, что в 2017 г. в целом 10,3-22,5% молдавских мигрантов предпочитают получать медицинские услуги по возвращении на родину [Mosneaga, 2017: 152].

В 2016 г. Правительство Республики Молдова приняло национальную стратегию «Диаспора 2025». Ее цель - развитие устойчивых и всеобъемлющих рамок сотрудничества между государственными учреждениями и диаспорой, основанных на доверии и общих инициативах, касающихся облегчения возможностей эффективного возвращения диаспоры. Одна из четырех стратегических задач Стратегии - «обеспечение прав диаспоры и усиление доверия» - направлена на «защиту и поддержку членов диаспоры в случае кризисных ситуаций», «обеспечение соблюдения прав в области труда и социальной защиты трудовых мигрантов в странах назначения». Ответственными за реализацию этих задач являются Министерство иностранных дел и европейской интеграции, Министерство труда, социальной защиты и семьи, Национальная касса социального страхования. Государственная канцелярия (Бюро по связям с диаспорой)1.

Партнерства Республики Молдова со странами приема мигрантов призваны стать значимым инструментом обеспечения социальных прав и социальной защиты молдавских мигрантов за рубежом. К концу 2019 г. Республика Молдова подписала 14 двухсторонних соглашений в области социального обеспечения граждан за рубежом с такими странами как: Румыния, Португалия, Болгария, Люксембург, Австрия, Эстония, Чешская Республика, Польша, Венгрия, Бельгия, Литва, Германия, Турция и Беларусь. Кроме того, продолжают действовать соглашения в области обеспечения социальных прав мигрантов на основе принципа территориальности с некоторыми странами СНГ: Россией, Украиной, Узбекистаном и Азербайджаном. Пять соглашений находятся в процессе переговоров: с Италией, Россией, Испанией, Грецией и Эстонией [Toarta, 2020].

Согласно исследованию 2020 г., несмотря на имеющиеся у Республики Молдова соглашения в области обеспечения социальных прав и социальной защиты молдавских мигрантов за рубежом, у большинства молдавских трудовых мигрантов от-

1 Национальная стратегия «Диаспора-2025». Утверждено: Постановление Правительства Республики Молдова № 200 от 26.02.2016. Опубликован: 04.03.2016 в Monitoral Oficial № 49-54 / статья № 230. 118 c.

сутствует доступ к механизмам социальной защиты в странах-партнерах. Основная причина такого положения дел - нелегальное трудоустройство за рубежом [Toarta, 2020].

В условиях пандемии COVID 19 повысилась уязвимость молдавских мигрантов за рубежом. Представительство Международной организации по миграции в Молдове в апреле-мае 2020 г. провело экспресс-мониторинг воздействия COVID-19 на благосостояние молдавских мигрантов за рубежом. Были опрошены 1 186 респондентов, проведены интервью с 59 мигрантами и лидерами молдавской диаспоры за рубежом. Согласно результатам исследования:

- 83% респондентов указали, что пандемия затронула их напрямую; 47% молдавских мигрантов в период пандемии потеряли работу или их работа была приостановлена;

- 26% молдавских мигрантов потеряли доходы; у 62% снизились доходы;

- 16% респондентов, оставшихся без источников дохода, указали, что им не к кому обратиться за помощью, и что они находятся на грани выживания; 23% респондентов указали, что им не хватает денег для покрытия расходов по ипотеке или аренде жилья;

- 57% молдавских мигрантов не получили какой-либо компенсации или пособие по безработице [IOM rapid field assessment..., 2020].

Из мониторинга групп молдавской диаспоры в социальной сети Фейсбук известно, что в период первой волны пандемии имели место следующие случаи:

- молдавские мигранты, находящиеся за рубежом нелегально и имеющие симптомы COVID-19, занимались самолечением и не обращались за медицинской помощью из страха депортации из страны;

- молдавские мигранты, зараженные COVID-19 и госпитализированные за рубежом, при отсутствии медицинского полиса сбегали из больниц из страха оплаты больших сумм за медицинское обслуживание2;

- молдавские легальные мигранты из-за слабой языковой интеграции и низкой осведомленности о своих правах в условиях кризиса имели сложности в получении государственной поддержки во время пандемии;

- молдавские нелегальные мигранты в Италии, трудящиеся в сфере домашних услуг для престарелых, в случае смерти клиентов в разгар повсеместных ограничений, связанных с пандемией, оказывались без жилья и доходов3;

- молдавские мигранты, находящиеся за рубежом на основании паспортов зарубежных стран, столкнулись с проблемой выезда из стран миграции и въезда на территорию Республики Молдова4;

- молдавские мигранты при наличии возможности во время пандемии вернуться на родину оставались за рубежом из страха закрытия границ и невозможности вернуться обратно, а также из опасения потерять доходы и невозможности распла-

2 Новые подробности: Молдаванка, прилетевшая из Милана в Кишинев с коронавирусом, сбежала из итальянской больницы еще 4 марта // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 08.03.2020. URL: https://www.kp.md/daily/27101/4175165 (дата обращения: 10.02.2021).

3 Молдаване в закрытой Италии: Жизнь на карантине замерла, почти всех уволили за свой счет, мы едем домой! // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 10.03.2020. URL: https://www. kp.md/daily/27101/4175595 (дата обращения: 10.02.2021).

4 «Лечу из Москвы в Кишинев последним рейсом»: В аэропорту истерика и рыдания тех, кого не пускают на рейс - нет молдавских паспортов // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 16.03.2020. URL: https://www.kp.md/daily/27104/4178898 (дата обращения: 10.02.2021).

титься с долгами за кредитование миграционных контрактов со стороны агентств по трудоустройству (в частности, такая проблема характеризует молдавских мигрантов, трудоустроенных по контракту в Израиле).

Таким образом, уязвимость молдавских мигрантов за рубежом в условиях пандемии COVID-l9 обусловлена такими факторами, как:

1) правовой статус в стране назначения;

2) сфера деятельности;

3) тип трудового договора, заключенного с работодателем до пандемии;

4) политика защиты, осуществляемой принимающей страной, и включения мигрантов в число бенефициаров этой политики, а также чрезмерные бюрократические процедуры для доступа к государственной поддержке во время кризиса и т.д.

Опыт молдавских мигрантов показал, что их уязвимости в условиях пандемии COVID-l9 создают трудности как для стран приема мигрантов, так и для стран-доноров мигрантов.

С начала пандемии молдавские мигранты массово стали возвращаться на родину. До 15 марта 2020 г., когда в Республике Молдова была объявлена чрезвычайная ситуация, а в большинстве стран введены ограничения по пересечению государственной границы, в страну вернулись порядка 55 тыс. молдавских мигрантов. Первые очаги заражения COVID-l9 были связаны с мигрантами. Призывы переждать острую фазу пандемии за рубежом и не возвращаться на родину звучали от руководства страны, прессы, лидеров мнений (в том числе из диаспоры)5, 6.

В 2020 г. в период пандемии Республика Молдова на долгие месяцы была отнесена к «красной зоне» опасности заражения COVID-l9. Многие страны ввели запрет на въезд молдавских граждан на их территорию. К 1 января 2021 г. на территории Молдовы (включая Приднестровье) было зарегистрировано 145 258 больных COVID-l9. Из них скончались 3 004 человека. До 1% больных COVID-l9 приехали из-за рубежа. 99,2% больных заразились на территории Республики Молдова7.

Из прессы и данных мониторинга социальных сетей известно, что молдавские мигранты при возвращении на родину использовали различные средства для подавления симптомов COVID-l9 для прохождения эпидемиологических кордонов на вокзалах, в аэропортах, тем самым создавая угрозу заражения других пассажиров8, а затем и близких по месту жительства9.

5 Президент Молдовы обратился к тем, кто живет за границей: Не рискуйте отправляться на Пасху домой - можете встретить ее в карантинных зонах на границах // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 13.03.2020. URL: https://www.kp.md/daily/27104.7/4177581 (дата обращения: 10.02.2021).

6 Обращение к мигрантам, которые едут из Европы в Молдову: Хватит с нас ваших пьянок - бегом на карантин, из-за вашего коронавируса умрут родные и друзья // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 24.03.2020. URL: https://www.kp.md/daily/27108/4183987 (дата обращения: 10.02.2021).

7 COVID-19 в Республике Молдова: текущая ситуация. Министерство здравоохранения, труда и социальной защиты Республики Молдова [сайт]. URL: http://gismoldova.maps.arcgis.com/ apps/opsdashboard/index.h1ml#/b8a5ead53f214b649ac4ec45e4Mc65f (дата обращения: 10.02.2021).

8 «Эмоции убили логику»: Молдаванка, заболевшая коронавирусом в Италии и понявшая, что умирает, инстинктивно рвалась домой - к родным и близким // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 08.03.2020. URL: https://www.kp.md/daily/27101/4175286 (дата обращения: 10.02.2021).

9 Вот тебе и Ла мулць ань: Житель Молдовы «привез» из Франции коронавирус и закатил шумную вечеринку на 25 человек - теперь все в больнице // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 22.03.2020. URL: https://www.kp.md/daily/27107.5/4182310 (дата обращения: 10.02.2021).

По возвращении в Республику Молдова некоторые мигранты при прохождении пограничного контроля с целью несоблюдения двухнедельного карантина сообщали о себе недостоверные данные относительно места проживания и контактов, т. е., в случае болезни становились источником заражения для окружающих10.

В начале пандемии все эти случаи превратили молдавских мигрантов в объект острой критики со стороны местного населения Республики Молдова. В прессе, личных отношениях, в социальных сетях молдавские мигранты подверглись стигматизации со стороны своих же соотечественников. Порицанию подверглись не только факты безответственного поведения молдавских мигрантов при возвращении на родину в условиях распространения COVID-1911, нежелание приобретать молдавскую медицинскую страховку12, но и миграционный процесс в целом: отсутствие патриотизма, занятость за рубежом в низкоквалифицированных, непрестижных нишах, нагрузка на рынок труда и систему социальной защиты при возвращении на роди-ну13, политическая активность молдавской диаспоры, проживающей в странах Запада, поддержка оппозиционных сил Республики Молдова.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В это время на повестке дня встали следующие вопросы обеспечения возвращения молдавских мигрантов на родину: организация чартерных рейсов в условиях отмены регулярных рейсов; помощь мигрантам, передвигавшимся наземным транспортом и застрявшим в пограничной зоне различных стран Европейского союза (Румынии, Польши, Венгрии); медицинское страхование молдавских мигрантов (въезд на территорию Республики Молдова был возможен только при условии приобретения медицинского полиса).

На общественное мнение дополнительно влияла политическая обстановка в стране. Дело в том, что в ноябре 2020 г. в Молдове прошли выборы Президента страны. Основными конкурентами избирательной кампании стали действующий Президент Игорь Додон и лидер Партии «Действие и солидарность» Майя Санду, которая в 2019 г. избралась депутатом в Парламент Республики Молдова по 50-му одномандатному избирательному округу к Западу от Республики Молдова. Особенностью прошедших выборов стала беспрецедентная избирательная активность граждан Республики Молдова, находящихся за рубежом. В первом туре голосования приняли участие 1 368 516 избирателей, из которых 104 605 (7,6%) проголосовали за рубежом. Во втором туре проголосовал 1 633 621 избиратель, из которых 263 177 избирателей (16,1%) посетили избирательные участки за пределами Республики Молдовы. Для сравнения, в президентской кампании 2016 г., где основными конкурентами также были Игорь Додон и Майя Санду, в первом туре проголосовали 1 418 518 избирателей, из которых 67 205 избирателей (4,7%) проголосовали за рубежом. Во втором туре проголосовали

10 Минус 15 врачей в Молдове: «Он приехал из Европы и, даже вызвав «скорую» и попав в больницу, не сказал никому об этом». Газета «Комсомольская правда» в Молдове // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 25.03.2020. URL: https://www.kp.md/daily/27109.4/4184192 (дата обращения: 10.02.2021).

11 Жители Молдовы нашли «внешнего врага» - гастарбайтеров: из-за них мы на карантине, их надо полностью изолировать от нас! // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 02.04.2020. URL: https://www.kp.md/daily/27112.4/4189183 (дата обращения: 10.02.2021).

12 Медполисы для диаспоры: почему столько шума в разгар эпидемии в Молдове? // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 05.04.2020. URL: https://www.kp.md/daily/27113.7/4190946 (дата обращения: 10.02.2021).

13 Жизнь после коронавируса: В Европе работы не будет еще долго, жителям Молдовы придется потесниться // «Комсомольская правда» в Молдове. Газета. 18.04.2020. URL: https://www. kp.md/daily/27115/4195125 (дата обращения: 10.02.2021).

х 600 674 избирателя, из которых 138 720 избирателей (8,7%) посетили избирательные участки за пределами Республики Молдова.

В президентских выборах 2020 г. по итогам второго тура победила кандидат Майя Санду. Четверть ее электората (25,8%) составили избиратели, проголосовавшие на избирательных участках за границей Республики Молдова (см. рис. 1). Таким образом, голоса избирателей из диаспоры определили не только исход президентских выборов в Республике Молдова, но и, судя по приоритетам внешней политики И. Додона (пророссийские) и М. Санду (прозападные), прозападный геополитический вектор страны на ближайшие четыре года. Так, меры, принимаемые руководством страны в период пандемии и затронувшие в том числе представителей молдавской диаспоры, стали инструментом борьбы в электоральной кампании по выборам Президента Республики Молдова.

■ Игорь Додон ■ Майя Санду

■ Избирательные округа на территории РМ ■ Избирательные округа диаспоры

Рис. 1. Результаты президентских выборов zozo г. в Республике Молдова. Второй

тур14

Fig. 1. Results of the zozo presidential elections in the Republic of Moldova. Second round

Проведенное исследование на примере молдавских мигрантов показывает, что в условиях пандемии COVID-19 международные мигранты стали социальной проблемой как для стран приема, так и для стран - доноров миграции. Таким образом, существует необходимость в проведении комплексных мер поддержки здоровья мигрантов и их социальной защиты в условиях пандемии как в части международного сотрудничества Республики Молдова в области обеспечения социальных прав и социальной защиты молдавских мигрантов за рубежом, так и развития услуг в данной сфере, предоставляемых молдавскими государственными структурами и диаспоральными организациями. Своевременная политика в этом направлении может стать решающим фактором эффективного сдерживания распространения COVID-19 и сокращения чрезвычайной ситуации и социальной напряженности как в странах приема, так и в странах - донорах мигрантов.

Список литературы

Berger Z. D., Evans N. G., Phelan A. L., Silverman R. D. Covid-19: control measures must be equitable and inclusive. BMJ, 2020. 368: m1141. D0I:10.1136/bmj.m1141.

Cheianu-Andrei D. Mapping of the Moldovan Diaspora in Italy, Portugal, France and the United

14 Rezultatele alegerilor prezidentiale din 2020. Alegeri.md [site]. 01.11.2020. URL: http:IIalegeri. md/w/Rezultatele_alegerilor_preziden%C8%9Biale_din_2020 (accessed on: 02.11.2020).

Kingdom. Geneva, Switzerland: International Organization for Migration, 2013. 140 p.

Erdal M. B., Aden H., Tellander E., Valland T. D., Sandvik K. B., Borchgrevink K. Migrants and COVID-19 in Norway: Five Reflections on Skewed Impacts. Beyond the COVID Curve, Migration. PRIO blogs. 6 April, 2020. [Electronic source]. Access mode: https://blogs.prio.org/2020/04/migrants-and-covid-19-in-norway-five-reflections-on-skewed-impacts.

Guadagno L. Migrants and the COVID-19 pandemic: An initial analysis. Migration Research Series No. 60. Geneva, Switzerland: International Organization for Migration, 2020. 25 p. ISBN: 978-92-9068833-4.

IOM rapidfield assessment of the impact of COVID-19 on the wellbeing of the Moldovan diaspora: an evidence base regarding migrants' coping strategies and contributions. Geneva, Switzerland: International Organization for Migration, 2020. 29 p.

Kinyanjui N. How the COVID-19 Pandemic Will Affect Informal Workers: Insights from Kenya. Political Economy. 2020. Vol. 3. [Electronic source]. Access mode: https://perma.cc/EY95-2L8R.

Liem A., Wang C., Wariyanti Y., Latkin C. A., Hall B. J. The neglected health of international migrant workers in the COVID-19 epidemic. The Lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7, No. 4. P. e20. DOI: 10.1016/ S2215-0366(20)30076-6.

Mosneaga V. Mapping Moldovan Diaspora in Germany, UK, Israel, Italy, Portugal and Russia. Geneva, Switzerland: International Organization for Migration, 2017. 212 p. ISBN: 978-9975-4469-6-9.

Sanderson D. Coronavirus: Having fled crisis before, displaced people living in Africa's cities are especially at risk. Sydney: Kaldor Centre for International Refugee Law, 2020. [Electronic source]. Access mode: https://www.kaldorcentre.unswedu.au/publication/coronavirus-having-fled-crisis-displaced-people-living-africa%E2%80%99s-cities-are-especially.

Sobecki N. In Nairobi, quarantine is a luxury few can afford. National Geographic. 2020. [Electronic source]. Access mode: https://www.nationalgeographic.com/history/article/nairobi-coronavirus-quarantine-luxury-few-afford.

Toarta V. Implementarea cadrului de M&E participativa a politicilor in domeniul Diasporei Migratiei si Dezvoltarii si a abordarii integrate in acest sens. Chisinau: Cancelaria de Stat, Biroul Relatii cu Diaspora. 2020. 85 p. [Electronic source]. Access mode: https://brd.gov.md/sites/default/files/document/attachments/ raport_m_e_dmd_29.07.2020_def.pdf.

Vremi§ M., Craievschi-Toartä V., Burdeinai E., Herm A., Polain M. Profilul Migrational extins al Republicii Moldova 2014-2018: Raport analitic. Ministerul Afacerilor Interne al Republicii Moldova Biroul Migratie si Azil, 2019. 112 p. [Electronic source]. Access mode: http://bma.gov.md/sites/default/files/media/ ra_pme_2014-2018_0.pdf.

World migration report 2020. Geneva, Switzerland: International Organization for Migration, 2019. 480 p. ISSN: 1561-5502.

Сведения об авторе:

Оставная Алла Николаевна, старший преподаватель кафедры социологии и социальных технологий, научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Социология» Приднестровского государственного университета им. Т. Г. Шевченко, Тирасполь (Приднестровье).

Контактная информация: e-mail: alaost@rambler.ru; ORCID ID: 0000-0002-3011-6034; Web of Science Researcher ID: AAJ-8999-2020; РИНЦ Author ID: 851227.

Статья поступила в редакцию 11.01.2021; принята в печать 16.03.2021. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

PROBLEMS OF MOLDOVAN MIGRANTS IN THE CONTEXT OF THE COVID-19 PANDEMIC

Alla N. Ostavnaia

Shevchenko Transnistria State University, Tiraspol, Pridnestrovie. E-mail: alaost@rambler.ru

For citation: Alla N. Ostavnaia. Problems of Moldovan migrants in the context of the COVID-19 pandemic. DEMIS. Demographic research. 2021. Vol. 1. No. 2. P. 47-56. DOI: 10.1918l/demis.2021.1.2.3

Abstract. The migration process is associated with great health risks. The factors of health vulnerability of migrants are: the complexity of the migration route; poor living and working conditions; limited access to health care; linguistic and cultural barriers when interacting with healthcare providers, etc. The COVID 19 pandemic has created new health vulnerabilities for migrants. The combination of political, legal, economic and socio-cultural factors creates vulnerabilities for migrants and increases the likelihood of: being infected with COVID 19; lack of access to adequate care; the occurrence of serious symptoms; poor psychosocial impact; lack of income and livelihood. The content of this study is based on: analysis of bibliographic sources on the health of migrants in the context of the COVID-19 pandemic; secondary analysis of the results of studies of Moldovan migrants abroad; analysis of statistical information on the state of incidence of COVID-19 on the territory of the Republic of Moldova; analysis of publications on the topic of Moldovan migrants in the context of the COVID-19 pandemic in the media; analysis of comments in online groups of the Moldovan diaspora abroad. The legal status of Moldovan migrants in the country of destination, their field of activity, the type of employment contract concluded, as well as the policy of protecting the countries of destination of migrants have become factors of vulnerability of Moldovan migrants abroad in the context of the COVID 19 pandemic. When returning home, Moldovan migrants faced a number of problems and became an object sharp criticism, and stigmatization from their own compatriots. The inability of the country's leadership to cope with the problems that arose caused a sharp reaction in the ranks of Moldovan citizens abroad and contributed to an unprecedented turnout of the Moldovan diaspora in the presidential elections in November 2020. The victory of the pro-Western candidate Maia Sandu became possible thanks to the support of the diaspora, which made up 1A of the entire electorate elected president. The study showed that in the context of the COVID-19 pandemic, international migrants have become a social problem for both receiving countries and donor countries. A timely policy of comprehensive measures to support the health of migrants and their social protection can be a decisive factor in effectively containing the spread of COVID-19 and reducing the emergency and social tensions in both receiving countries and countries that are donor migrants.

Key words: Moldovan migrants, health of migrants, vulnerability of migrants, stigmatization of migrants, COVID 19, "Red Zone", political activity of the diaspora.

Bio note:

Alla N. Ostavnaia, Senior Lecturer, Department of Sociology and Social Technologies, Research Fellow, Scientific Research Laboratory "Sociology", Shevchenko Transnistria State University, Tiraspol, Pridnestrovie.

Contact information: e-mail: alaost@rambler.ru; ORCID ID: 0000-0002-3011-6034; Web of Science Researcher ID: AAJ-8999-2020; RSCI Author ID: 851227.

Received on 11.01.2021; accepted for publication on 16.03.2021.

The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.