Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ "СЕРЕБРЯНОГО" ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ "СЕРЕБРЯНОГО" ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ОБЩНОСТЬ ЛЮДЕЙ "ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА" / "СЕРЕБРЯНОЕ" ОБРАЗОВАНИЕ / МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ "СЕРЕБРЯНОГО" ОБРАЗОВАНИЯ / ПРЕДИКТОРЫ МОБИЛИЗАЦИИ / ФАКТОРЫ МОБИЛИЗАЦИИ / НАПРАВЛЕНИЯ И МЕХАНИЗМЫ МОБИЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зборовский Г.Е.

Мобилизация ресурсов «серебряного» образования рассматривается как одна из важных проблем социальной общности людей «третьего возраста», от решения которой во многом зависит ее успешное функционирование и развитие. В статье дается трактовка основных концептов - социальной общности людей третьего возраста, «серебряного» образования и мобилизации его ресурсов. Мобилизация ресурсов «серебряного » образования раскрывается сквозь призму ее предикторов и факторов, а также направлений и механизмов. Статья написана на основе материалов репрезентативного эмпирического исследования, проведенного в 2019-2020 гг. в Свердловской области, и представляет собой теоретическое обобщение его результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF MOBILIZATION OF "SILVER" EDUCATION RESOURCES

Mobilization of «silver» education resources is considered as one of the important problems of the social community of the «third age» people, the solution of which largely depends on its successful functioning and development. The article gives an interpretation of the main concepts -the social community of «third age» people, «silver» education and the mobilization of its resources. The mobilization of «silver» education resources is revealed through the prism of its predictors and factors, as well as directions and mechanisms. The paper is based on the data of a representative empirical study conducted in 2019-2020 in the Sverdlovsk region, and is a theoretical generalization of its results.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МОБИЛИЗАЦИИ РЕСУРСОВ "СЕРЕБРЯНОГО" ОБРАЗОВАНИЯ»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ

SOCIOLOGY OF EDUCATION AND PROBLEMS OF EDUCATION MANAGEMENT

DOI 10.26105/SSPU.2021.71.2.001 УДК 37.015.4:316.346.32-053.9 ББК 60.561.9

Г.Е. ЗБОРОВСКИЙ ПРОБЛЕМЫ МОБИЛИЗАЦИИ

РЕСУРСОВ «СЕРЕБРЯНОГО» ОБРАЗОВАНИЯ

G.E.ZBOROVSKY PROBLEMS OF MOBILIZATION

OF «SILVER» EDUCATION RESOURCES

Мобилизация ресурсов «серебряного» образования рассматривается как одна из важных проблем социальной общности людей «третьего возраста», от решения которой во многом зависит ее успешное функционирование и развитие. В статье дается трактовка основных концептов — социальной общности людей третьего возраста, «серебряного» образования и мобилизации его ресурсов. Мобилизация ресурсов «серебряного» образования раскрывается сквозь призму ее предикторов и факторов, а также направлений и механизмов. Статья написана на основе материалов репрезентативного эмпирического исследования, проведенного в 2019-2020 гг. в Свердловской области, и представляет собой теоретическое обобщение его результатов.

Mobilization of «silver» education resources is considered as one of the important problems of the social community of the «third age» people, the solution of which largely depends on its successful functioning and development. The article gives an interpretation of the main concepts — the social community of «third age» people, «silver» education and the mobilization of its resources. The mobilization of «silver» education resources is revealed through the prism of its predictors and factors, as well as directions and mechanisms. The paper is based on the data of a representative empirical study conducted in 2019-2020 in the Sverdlovsk region, and is a theoretical generalization of its results.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальная общность людей «третьего возраста», «серебряное» образование, мобилизация ресурсов «серебряного» образования, предикторы мобилизации, факторы мобилизации, направления и механизмы мобилизации.

KEY WORDS: social community of the «third age» people, «silver» education, mobilization of «silver» education resources, predictors of mobilization, factors of mobilization, directions and mechanisms of mobilization.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 19-011-00096 «Образование как ресурс сохранения и развития социальной общности людей «третьего возраста»»

ВВЕДЕНИЕ. Успешное функционирование и развитие социальной общности людей «третьего возраста» во многом зависит от мобилизации их ресурсов, равно как и ресурсов общества и государства, направленных на поддержку рассматриваемой категории

населения. Одними из основных являются ресурсы ее образования, часто называемого «серебряным». В чем смысл и направленность этих ресурсов, каковы особенности и содержание их мобилизации?

Прежде чем ответить на эти вопросы, подчеркнем, что под социальной общностью людей «третьего возраста» автор понимает реально существующую, массовую, эмпирически фиксируемую, относительно единую и самостоятельную совокупность (взаимосвязь) людей, объединенных по демографическим, социокультурным, экономическим основаниям и находящихся в возрастных границах перехода от завершения зрелости до старости [5, с. 11; 2, с. 65]. Реально эта социальная общность включает в себя лиц не только пенсионного, но и предпенсионного возраста. В публикациях (в том числе и наших) нижняя граница общности все чаще рассматривается как 45+ (особенно, когда исследуются проблемы ее образования).

Количественные, структурные, качественные характеристики изучаемой общности демонстрируют ее способности к переменам, которые являются следствием значительных трансформаций демографического, экономического, социокультурного, а в ряде случаев и политического плана. Основными объективными и субъективными признаками социальной общности людей «третьего возраста» являются: совпадающие условия жизнедеятельности (получение пенсии, альтернативность трудовой занятости, невысокий уровень материального обеспечения, проблемы со здоровьем), снижение скорости жизненных и социальных процессов, ограничение мобильности, осознание своей принадлежности к старшему возрасту.

Образование людей этого возраста (на основе полученного ранее, до вступления их в новую для себя социальную общность), как уже отмечалось, принято называть «серебряным». Оно включает в себя многообразные виды образования, различающиеся по уровню (среднее профессиональное, высшее), направленности (основное и дополнительное профессиональное, общекультурное), степени формализации (формальное, неформальное, информальное), технологиям (традиционное, дистанционное, смешанное), целям (профессиональное, досуговое, для общественной активности, социально-экономической адаптации).

Отличительная особенность «серебряного» образования состоит в том, что оно характеризует людей непосредственно предпенсионного и пенсионного возраста (от 45+ и выше), его получающих. Ключевым признаком «серебряного» образования выступает его ресурс-ность, т. е. совокупность потенциальных и реальных возможностей, которые возникают в результате получения соответствующего образования и удовлетворения таким образом определенных индивидуальных и социальных потребностей людей «третьего возраста». Ресурсный потенциал «серебряного» образования позволяет сформировать новые или раскрыть имеющиеся личностные и социальные качества людей «третьего возраста», необходимые для поддержания качества их жизни [8; 9].

Говоря о мобилизации ресурсов «серебряного» образования, нужно иметь ввиду, что в самом общем виде речь здесь может идти об обогащении человеческого капитала людей предпенсионного и пенсионного возраста, повышении их трудовой, профессиональной, социальной, гражданской, интеллектуальной активности, превращении этой общности в эффективного субъекта гражданского общества, ее интеграции с другими поколенче-скими общностями.

ЦЕЛЬ СТАТЬИ — проанализировать проблемы мобилизации ресурсов «серебряного» образования.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Исследование возможностей мобилизации ресурсов «серебряного» образования включает в себя использование ключевых положений следующих теорий и концепций: образования для взрослых и непрерывного

образования [1; 3; 12; 13; 14]; социальной общности [6]; человеческого капитала [10; 11]; ресурсного подхода [7], развитых в работах отечественных и зарубежных ученых.

Эмпирическая база статьи представлена результатами социологического исследования, проведенного в Свердловской области в декабре 2019 — феврале 2020 гг. с использованием микс-стратегии1. В массовом опросе приняли участие граждане старше 45 лет, выборка квотная, n = 512. Был осуществлен анализ данных образовательной и демографической статистики, отражающей количественные и качественные характеристики людей в возрасте 45+. Источниками данных послужили отчеты за 2015-2019 гг., размещенные на официальных сайтах Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и сайте Свердловскстата. Определялась динамика численности населения старшего возраста в России и Свердловской области. Проводился сравнительный анализ уровня образования различных возрастных групп населения.

Выборкой были охвачены жители основных типов муниципальных образований области (мегаполиса, больших, средних и малых городов, поселков и сельских поселений, всего 52 населенных пункта). Инструментарий включал блоки вопросов, посвященных образовательному статусу респондентов, их готовности включаться в различные виды образования, их образовательным потребностям и способам их реализации (образовательным стратегиям). Материалы опроса обрабатывались с помощью программы SPSS.

С учетом задач статьи, связанных с преимущественным интересом к группам людей «третьего возраста», в чьем образе жизни проблематика мобилизации ресурсов «серебряного» образования стоит особенно остро, была сформирована подвыборка респондентов в возрасте 45-64 года. В нее вошло 374 чел., что составило 73% от общего числа опрошенных. По полу большинство представителей подвыборки — женщины (68%). По уровню образования респонденты в подвыборке распределились следующим образом: 49% имеют среднее профессиональное образование, у 44% — высшее профессиональное образование, у 7% — общее образование.

Эмпирическую базу исследования составили также результаты анализа документов. Этот метод позволил изучить содержание государственной образовательной и социальной политики в отношении россиян старшего возраста. Были изучены нормативные акты и государственные программы, разработанные на федеральном уровне и в Свердловской области. Они позволили увидеть целый ряд проблем, которые далее группируются и анализируются в рамках 1) предикторов и 2) факторов, направлений и механизмов мобилизации ресурсов «серебряного» образования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Предикторы мобилизации ресурсов «серебряного» образования

Имеет смысл говорить о нескольких группах предикторов. Первая выступает в виде образовательных потребностей и мотивов людей «третьего возраста». Чтобы понять их характер, обратимся к анализу образовательного уровня людей предпенсионного и пенсионного возраста в РФ и Свердловской области [4, с. 944-945]. Данные приведенной ниже таблицы позволяют сравнить образование этой общности в целом по России и в Свердловской области, а также показать распределение населения в возрасте от 45 лет и старше в Свердловской области по уровню образования.

Из таблицы следует, что удельный вес лиц с высшим и средним профессиональным образованием в предпенсионных и пенсионных возрастных группах неуклонно снижается — от 29,8% (45-49 лет) до 14,4% (70 лет и более). Кроме того, существует значительный разрыв в численности людей «серебряной» общности, имеющих высшее и среднее про-

1 Исследование было осуществлено коллективом социологов Уральского федерального университета в составе: П.А. Амба-рова, Г.Е. Зборовский, Л.А. Лесина, Н.В. Шаброва, Е.А. Шуклина.

фессиональное образование. У некоторых возрастных групп он более чем двукратен. Так, по российским данным у возрастной группы 50-54 года удельный вес имеющих высшее образование составляет 25,6%, а среднее профессиональное — 51,3%, у группы 55-59 лет — соответственно 22,6 и 51,1%, 60-64 года — 21,1 и 48,4%, 65-69 лет — 21,5 и 44,8%, 70 лет и более — 14,4 и 27,8%. Еще большие разрывы наблюдаются в Свердловской области. По данным статистики, удельный вес имеющих среднее профессиональное образование во всех возрастных группах в 2-3 раза выше, чем имеющих высшее образование.

Таблица. Образовательный уровень групп людей предпенсионного и пенсионного возраста в РФ и Свердловской области (СО) (в % от указавших уровень образования по возрастной группе)2

Возраст, лет Указавших уровень образования Высшее образование СПО Общее среднее образование Без образования

РФ СО РФ СО РФ СО РФ СО

45-49 100,0 29,8 25,1 50,0 54,8 20,0 20,0 0,2 0,1

50-54 100,0 25,6 21,0 51,3 54,7 22,9 24,2 0,2 0,1

55-59 100,0 22,6 17,8 51,1 53,5 26,2 28,6 0,1 0,1

60-64 100,0 21,1 15,3 48,4 49,8 30,4 34,8 0,1 0,1

65-69 100,0 21,5 16,5 44,8 45,0 33,6 38,4 0,1 0,1

70 и более 100,0 14,4 13,4 27,8 28,6 56,9 57,3 0,9 0,7

Всего

население 100,0 22,0 17,7 44,7 46,5 33,0 35,5 0,3 0,3

старше 45 лет

Можно предположить, что через несколько лет уровень образования «серебряной» общности региона повысится в связи с вливанием в нее значительного числа представителей поколения 45+ и предпенсионеров, имеющих высшее и среднее профессиональное образование. Это закономерно повлечет за собой изменение образовательных потребностей и стратегий «серебряной» общности.

Из приведенных данных можно сделать вывод о том, что у «серебряной» общности в регионе уже сейчас наблюдается существенный потенциал и ресурс роста как среднего профессионального, так и высшего образования. По результатам нашего опроса, хотели бы повысить уровень своего образования более трети жителей Свердловской области старше 45 лет (36%). При этом 7% свердловчан старшего возраста хотели бы получить среднее профессиональное, а 26% — высшее образование. Желание это возникает по разным причинам, в том числе и потому, что в свое время им это не удалось сделать. Некоторые из опрошенных понимают, что сдвиг выхода на пенсию на 5 лет, требования работодателей, личное желание «быть в форме» заставляют их продолжить образование.

В то же время опрос показал, что 50% людей «третьего возраста» в регионе не хотят учиться, 13% затруднились с ответом. Исследование подтверждает сильное негативное действие социальных стереотипов, подавляющих образовательную активность этой группы свердловчан «третьего возраста». Кроме того, у большинства пенсионеров и предпенсионеров наблюдается высокий уровень профессионального выгорания и усталости. У половины

2 Составлено по таблице «Уровень образования населения по возрастным группам» (по данным микропереписи населения 2015 г.) [Электронный ресурс]. URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/micro-perepis/finish/micro-perepis. html (дата обращения 06.01.2021).

из них отсутствуют сформированные социокультурные паттерны образования через всю жизнь, зато проявляется чувство бесполезности продолжения образования в условиях несформированности «серебряного» рынка труда.

Для кого же характерен высокий уровень образовательных потребностей? Выяснилось, что он присущ больше: 1) женщинам, чем мужчинам; 2) молодым группам старшего поколения (до 60 лет); 3) специалистам, служащим и руководителям, нежели рабочим, пенсионерам и безработным; 4) работникам сферы образования, чем представителям других сфер деятельности; 5) людям старшего возраста, ведущим активный образ жизни (посещающим культурные и образовательные мероприятия; занимающимся спортом и творчеством; читающим; проводящим время в интернете, за компьютером; участвующим в социальных проектах). Особенно важной, на наш взгляд, оказывается выявленная взаимосвязь между образовательными потребностями людей «третьего возраста» и их вовлеченностью в практики непрерывного образования. Те, кто обладает потребностью получения образования, чаще включается в практики непрерывного образования.

Обнаружилось, что отсутствие у людей старшего возраста образовательных потребностей сопряжено с рядом факторов. Было выделено три группы причин отказа пожилых людей от продолжения образования. Во-первых, это отсутствие ценностной установки, мотивации к «обучению на протяжении всей жизни» (непрерывному образованию). 42% респондентов считают, что их уровень образования достаточен для них, а 29% полагает, что повышение уровня образования не позволит им решить их проблемы. Было доказано, что отсутствие у людей «третьего возраста» мотивации к «обучению на протяжении всей жизни» выступает барьером для реализации некоторых направлений государственной образовательной политики: переобучения, переквалификации людей старшего возраста за счет государственных субсидий и иных источников.

Ко второй группе причин нежелания учиться было отнесено отсутствие необходимых для учебы ресурсов: материальных возможностей (27%), здоровья (22%), времени (18%). Важно отметить, что корреляционный анализ показал достаточно тесную связь между готовностью граждан старше 45 лет оплачивать свое обучение и уровнем их материального положения: более обеспеченные граждане в большей мере склонны инвестировать в свое образование, чем бедные слои населения.

В третью группу причин вошли ответы респондентов, связанные с неудовлетворенностью лиц «третьего возраста» качеством образовательных услуг, предоставляемых различными структурами.

Во многом образовательные потребности людей старшего возраста определяются отношением к «серебряному» образованию со стороны родственников. Выяснилось, что их поддержку ощущает большинство респондентов (72%).

Почти половина опрошенных нами граждан старшего возраста (52%) положительно относится к получению образования в старшем возрасте. Ценность образования для них определяется возможностями расширить свои знания, кругозор (49%). Для 41% респондентов оно — основа жизненного успеха, а для 36% опрошенных — залог материального благополучия.

В качестве ключевых мотивов к получению образования выступают желания: 1) продолжить трудовую жизнь или трудоустроиться (49%), 2) разнообразить свой досуг (29%), 3) расширить круг общения (21%). Приоритетными видами образования для респондентов являются дополнительное профессиональное образование (среднесрочные и краткосрочные курсы) (31%), высшее образование (28%) и самообразование (25%).

При выборе формы получения образования респонденты отдали предпочтение заочному и дистанционному обучению (39% и 36% соответственно). При этом заявленная позиция, как оказалось, не зависит от пола, возраста, семейного и материального положения

респондентов, от уже имеющегося у них уровня образования. Это касается получения образования как по основным образовательным программам, так и программам дополнительного образования (общеразвивающего и профессионального).

Был сделан вывод о том, что для успешной реализации экономической и социальной политики государству необходимо: 1) целенаправленно формировать у населения (в т.ч. старших групп) ценностные установки, мотивацию к «обучению на протяжении всей жизни»; 2) реализовывать дифференцированную (в том числе по интересам, этапам жизни) информационную политику о видах, формах обучения взрослых и возможностях участия в них; 3) вовлекать группы активных людей старшего возраста в трансляцию ими своего позитивного опыта обучения.

Вторая группа предикторов мобилизации ресурсов «серебряного» образования связана с образовательными стратегиями людей «третьего возраста». Эти образовательные стратегии интегрируют вокруг себя многие виды активностей пожилых людей, благодаря чему оказывают комплексный положительный эффект на их ментальное, физическое и социальное самочувствие. Их структуру образуют ценностные ориентации на образование, позитивная мотивация к обучению и различные типы образовательных практик.

Проведенное нами исследование позволило разработать типологии образовательных стратегий социальной общности людей «третьего возраста». Первая и вторая типологии были эмпирическими. Третья типология — теоретическая — была замерена в ходе эмпирического исследования.

Первая эмпирическая типология образовательных стратегий людей «третьего возраста» базировалась на таком критерии, как целевая ориентация их участия в образовательных практиках. Эмпирическое исследование показало, что стратегическое поведение в сфере образования отличается от ситуативных фрагментарных практик поведения целенаправленностью и относительной устойчивостью. В этом смысле образовательные стратегии пожилых людей представляют собой целостную линию поведения и являются следствием принятия осознанного стратегического решения. Целевая функция образования для людей «серебряного» возраста определяет, в конечном счете, конфигурацию и особенности конструирования их образовательных стратегий поведения. На основании критерия целевой ориентации были выделены следующие типы стратегий использования ресурса образования:

1 тип — стратегия включенности в образовательные практики для адаптации к изменяющимся требованиям мира профессий и рынка труда. Данную стратегию реализуют около 40% опрошенных жителей Свердловской области «серебряного» возраста. В основном это «молодые» пенсионеры, которые продолжили работу после выхода на пенсию, или те, которые стремятся «восстановить» свой трудовой статус в новой для них сфере занятости.

2 тип — стратегия включенности в образовательные практики для реализации творческого потенциала и проведения полноценного досуга. Данную типологическую группу составили 25% опрошенных. Это — одна из базовых стратегий представителей «третьего возраста». Освоение новых творческих практик и одновременно стремление провести интересно и разнообразно свой досуг традиционно выступало основной целью включения в образование людей старшего возраста. Сохранилась эта стратегия в «пуле» образовательных стратегий «серебряных» людей и сегодня. Однако, по данным исследования, сегодня она ушла на второе место по сравнению со стратегией адаптации к миру профессий и рынку труда.

3 тип — стратегия включенности в образовательные практики для восстановления социальных связей. Данную стратегию реализуют около 20% опрошенных. Как правило, это люди старше 65 лет, одинокие или проживающие отдельно от родственников, в большинстве своем неработающие. Различные виды образовательных практик — в широком

спектре формального дополнительного образования и неформального в виде краткосрочных курсов — используются ими для преодоления одиночества, компенсации многолетней коммуникативной депривации после выхода на пенсию. Однако небольшая часть (примерно 15% от численности типологической группы) носителей данной стратегии мотивированы на передачу своих знаний и жизненного опыта. Как правило, это представители интеллектуальных профессий (инженеры, педагоги, врачи).

4 тип — стратегия включенности в образовательные практики для альтруистической самореализации, реализуется 15% опрошенных. Она характеризуется приобретением новых компетенций, прежде всего, через систему неформального образования (семинары, краткосрочные курсы, лекции), организуемого некоммерческими организациями. Целевой ориентир для носителей данной стратегии — получение образования для занятий «серебряным» волонтерством, организации локальных самоуправляющихся объединений (НКО, ТСЖ и др.). К этой типологической группе относятся люди «третьего возраста», обладающие большим ресурсом свободного времени (неработающие), сохраняющие хорошее здоровье и отличающиеся высоким уровнем социальной активности (вовлеченности).

В основу второй эмпирической типологии были положены ценности и мотивы образования, а также используемые для их реализации образовательные практики. Первая стратегия получила название терминальной (36% опрошенных). В сознании носителей данной стратегии образование однозначно имеет терминальную ценность, выступая как «самоценность» и главная цель (образование ради него самого). При этом в качестве основного мотива обучения выступает «привычка учиться». Субъекты данной стратегии используют широкий круг образовательных практик, но отдают предпочтение неформальным. Эта стратегия в большей мере присуща женщинам старших возрастных групп.

Вторая стратегия — инструментальная — также характеризуется сохранением за образованием высокой позиции в системе ценностных ориентаций (48% опрошенных). Однако, в отличие от первой, она имеет некоторые отличительные черты. Так, носители инструментальной стратегии ориентируются, прежде всего, на получение результата от образования (образование как средство и инструмент достижения цели). Для субъектов, придерживающихся инструментальной стратегии, особое значение имеет получение профессионального образования, причем они проявляют высокую степень избирательности при выборе вида и формы этого образования, а также организации, которая реализует ту или иную образовательную программу. Приверженцами этой стратегии являются экономически благополучные представители общности людей «третьего возраста» с высшим образованием. Образование для них служит способом сохранения устойчивого профессионального и социального статуса.

Третья стратегия — адаптационная — присуща 17% опрошенных. Ее характерными чертами являются инструментальная ценность образования (для достижения материального благополучия), рациональная мотивация (для трудоустройства или продолжения трудовой деятельности), использование краткосрочных образовательных практик (как формальных, так и неформальных). Данная стратегия в большей мере присуща мужчинам предпенсионного возраста, имеющим низкий доход.

Теоретическая типология была построена на основе такого критерия, как эффективность образования для преодоления жизненных трудностей. На этой основе были выделены две образовательные стратегии людей «третьего возраста». Первая условно была названа успешной образовательной стратегией, вторая — неуспешной. Типологические характеристики данных стратегий изучались качественными методами (кейс-стади и биографическое интервью), поэтому количественные параметры не были замерены. В ходе исследования был сделан акцент на успешных образовательных стратегиях, поскольку перед нами стояла задача выявить предикторы эффективности образовательных практик «серебряных»

людей. Среди них в качестве основных были выделены сильная мотивация к обучению, включенность в различные виды социальной активности и позитивное отношение семьи к образованию своего пожилого родственника.

Исследование показало, что сильная мотивация основана на действии компенсаторного механизма (стремление наверстать упущенные в молодости возможности) и на привычке учиться (т.е. носители данной стратегии постоянно были включены в практики непрерывного образования). Социальная включенность основана на альтруистических устремлениях людей «серебряного» возраста (желании помочь своим родственникам, соседям, другим людям) и их интеграции в социальные сети мезоуровня (НКО, политические движения, локальные объединения граждан). Поддержка семьи служит для них мощным ресурсом, как финансовым, так и моральным. Стоит специально отметить, что указанный предиктор впервые был исследован в рамках тематики «серебряного» образования.

2. Факторы, направления и механизмы мобилизации ресурсов

«серебряного» образования

Рассмотренные предикторы мобилизации ресурсов «серебряного» образования обусловливают возможности ее реализации в условиях экономической и социальной неопределенности, сложившейся под влиянием системного кризиса и пандемии коронавируса. Речь идет о факторах мобилизации ресурсов образования для людей предпенсионного и пенсионного возраста.

Основными факторами, определяющими развитие «серебряного» образования в стране и регионе, выступают:

1) концептуальное видение «серебряного» образования как системного инструмента совершенствования образа жизни людей «третьего возраста»;

2) привлечение к разработке и реализации концепции «серебряного» образования всех заинтересованных сторон — органов власти, работодателей, общественности, представителей общности людей «третьего возраста»;

3) проактивная государственная федеральная и региональная политика в отношении «серебряного» образования;

4) развитие и трансформация рынка труда и рынка профессий, тех его сегментов, которые заинтересованы в людях «третьего возраста»;

5) интеграция «серебряного» образования с другими видами образования и формирование культуры непрерывного образования;

6) изменения в самом образовании, уход многих его форм и видов в тотальный онлайн-формат, готовность системы образования откликнуться на потребности людей «третьего возраста» и возможности рынка труда. Остановимся на некоторых из названных факторов мобилизации ресурсов «серебряного» образования более подробно.

Как показали авторские исследования в Свердловской области, «серебряный» рынок труда в регионе демонстрирует противоречивые тенденции своего развития. С одной стороны, повышается трудовая активность людей «третьего» возраста. С другой, происходит «вымывание» их с рынка труда или концентрация в «теневом» и вторичном его сегменте, что влечет за собой прекаризацию труда пенсионеров и недоиспользование образовательного капитала людей «третьего возраста». Образование одной части населения «третьего возраста» оказывается избыточным для вторичного и «теневого» рынка труда, другой части — недостаточным для того, чтобы обеспечить ее конкурентоспособность в первичном сегменте.

Государственная политика содействия занятости стимулирует развитие тех направлений и видов «серебряного» образования, которые компенсируют современные дисбалансы рынка труда. По стратегической направленности эту политику можно назвать реактивной, поскольку она является односторонней реакцией на сигнал с рынка труда. Региональные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения не выполняют важ-

нейшей управленческой функции, актуальной в ситуации социальной и экономической неопределенности,—они не занимаются регулированием и развитием «серебряного» рынка труда и трудовых ресурсов. Вектор их деятельности направлен на «подгонку» образовательного профиля общности людей «третьего возраста» под сложившийся рынок труда.

Анализ документов показал, что в регионе сформированы лишь рамочные нормативно-правовые основы «серебряного» образования. Несмотря на большое количество документов, принятых в интересах старшего поколения, они содержат ряд существенных «изъянов»: декларативность, необеспеченность нужного объема финансирования, отсутствие концепту-альности, системности и перспективности в видении развития «серебряного» образования.

Кроме того, нормативные документы не учитывают тенденции увеличения в структуре «серебряной» общности доли людей, имеющих высокий уровень образования. Как состоявшиеся профессионалы, они вряд ли захотят обучаться менее престижным профессиям, имеющим более низкие квалификационные требования и обеспечивающим более низкий уровень заработной платы. Индивидуальная организация обучения людей с высшим и средним профессиональным образованием, имеющим предпенсионный и пенсионный возраст, с использованием государственных субсидий теоретически возможна, но она трудно реализуема на практике. Чаще всего такая форма обучения проводится по инициативе работодателя. Следовательно, «опция» индивидуального обучения доступна лишь тем, кто работает в организации и кого работодатель решил обучить в соответствии со своими кадровыми потребностями.

Государственная политика в интересах граждан старшего возраста должна иметь стратегическую направленность и конструировать систему «серебряного» профессионального образования в регионе как часть системы непрерывного профессионального образования. В реальности же, согласно принятым документам, свердловчане предпенсионного и пенсионного возраста имеют возможность реализовать свое право на получение бесплатного дополнительного профессионального образования только один раз и только в формате краткосрочных курсов. Такая организация обучения мало способствует созданию и развитию в регионе системы непрерывного «серебряного» образования.

Потенциальную организационную базу для развития «серебряного» образования в Свердловской области составляют организации СПО и вузы, реализующие основные программы профессионального образования и программы ДПО. Однако реально вовлечена в практики «серебряного» образования» только малая часть всех образовательных организаций, в основном она представлена несколькими колледжами г. Екатеринбурга и Н.Тагила.

Такая ситуация обусловлена, во-первых, высокими требованиями со стороны государства к образовательным организациям, с которыми могут быть заключены договоры на обучение людей «третьего возраста», и конкурентоспособностью самих организаций в условиях системы государственных тендеров. Во-вторых, многие вузы, колледжи, учебные центры организационно и методически не готовы к деятельности в сегменте «серебряного» образования. Есть еще и финансовый фактор, обусловливающий отсутствие интереса к «серебряному» образованию со стороны многих образовательных организаций, особенно вузов. Это невысокая стоимость обучения (норматив на одного человека — не более 54 тыс. рублей) при высоких затратах на этапе создания организационных условий для запуска образовательной программы и далее на этапе ее реализации.

Работодатели из коммерческого сектора, самостоятельно (без участия государства) организующие обучение персонала своих организаций, чаще всего не обращаются в государственные образовательные учреждения. По мнению опрошенных экспертов, им выгоднее или удобнее осуществлять узкопрофильное повышение квалификации работников в корпоративных учебных центрах, коммерческих и некоммерческих организациях, оказывающих образовательные услуги, соответствующие специфическим запросам ра-

ботодателей. Кроме того, в коммерческих организациях чаще практикуется приглашение консультантов, тренеров, коучей. При этом возрастные сотрудники не выделяются в отдельную группу обучающихся, а само обучение заточено на формирование специфических компетенций, необходимых для той или иной категории работников организации независимо от их возраста.

Обучение сотрудников «третьего возраста» в коммерческих организациях должно быть важной составной частью «серебряного» образования в регионе. Его значение состоит в том, что оно позволяет сохранять людей этого возраста на своих рабочих местах и поддерживать на высоком уровне их трудовую и профессиональную активность. Такой сценарий трудовой жизни на пенсии является наиболее благоприятным для них. В то же время статистика показывает, что инвестиции работодателей в социальные корпоративные программы, включая образование, невелики. Ежегодно они не превышают 0,3% от фонда оплаты труда. Между тем в законах и государственных программах как федерального, так и регионального уровня отсутствуют какие-либо меры поддержки тех, кто самостоятельно (без использования государственных субсидий) инвестирует в образование сотрудников старшего возраста.

Анализ возможностей развития «серебряного» образования и использования образовательных ресурсов населения «третьего возраста» целесообразно проводить с ориентацией не только на коммерческий и государственный сектор региональной экономики. В ее структуре в последние годы активно развивается некоммерческий сектор, производящий широкий спектр услуг и удовлетворяющий различные социально-экономические и социальные потребности региона. Так, существенный вклад в социально-экономическое развитие региона вносит экономика волонтерского труда. Именно в этом секторе НКО сегодня наиболее развиты «серебряные» образовательные практики. Их цель — подготовка профессиональных волонтеров по различным направлениям: медицинскому, спортивному, юридическому, социально-бытовому, педагогическому, творческому.

По своей сути профессиональное добровольчество выступает новой, альтернативной формой занятости людей «третьего возраста», проживающих в регионе. Некоммерческий сектор не только организует обучение людей «третьего возраста», но и выступает привлекательной для них сферой занятости, поскольку испытывает большой дефицит квалифицированных кадров (руководителей, бухгалтеров, юристов). Профессионализация сектора НКО влечет за собой увеличение в нем количества людей старшего возраста, обладающих богатым жизненным и профессиональным опытом работы в разнообразных структурах.

Говоря о мобилизации ресурсов «серебряного» образования, нужно иметь в виду ее направления и механизмы. Они направлены на обогащение человеческого капитала социальной общности людей «третьего возраста», повышение ее трудовой, социальной, гражданской, интеллектуальной активности, превращение в эффективного субъекта гражданского общества, интеграцию с другими поколенческими общностями.

В качестве контекста реализации мобилизационных ресурсов мы рассматриваем два сценария развития «серебряного» образования и «серебряной» общности в условиях разворачивающегося системного кризиса российского общества и пандемии коронавируса. Позитивный сценарий предполагает сохранение имеющихся системных организационных мер поддержки, в том числе инвестиций, в «серебряное» образование. Их наращивание в условиях кризиса невозможно. Но в то же время необходима их «консервация» по крайней мере на том же уровне. Это позволит сохранить сложившийся в российском обществе позитивный опыт реализации различных практик «серебряного» образования, пока функционирующих в плохо систематизированном виде.

Негативный сценарий предполагает реализацию риска, суть которого в том, что первоочередные меры по спасению национальной и региональной экономики отодвинут на задний

план многие социальные, в том числе образовательные, проекты и программы, имеющие отсроченный и неочевидный эффект. Уже сейчас бюджет государственных программ, реализуемых в интересах старшего поколения россиян, секвестируется, что ставит под угрозу не только возможность создания системы «серебряного» образования, но и многих других инфраструктурных проектов, обеспечивающих адаптацию россиян «третьего возраста» к сложным социально-экономическим и социокультурным условиям жизни. Риск в том, что отсутствие системы «серебряного» образования в стране и ее регионах, выстроенной на ее основе грамотной политики повышения качества человеческого капитала людей «третьего возраста», с большой вероятностью запустит негативный тренд развития социальной общности россиян «третьего возраста». Соответственно, в контексте предотвращения негативного сценария, мы предлагаем следующие направления деятельности ключевых социальных субъектов, заинтересованных в образовательных ресурсах людей «третьего возраста».

Первое направление — выработка органами законодательной и исполнительной власти всех уровней управленческих решений по сохранению образовательной компоненты государственных программ, реализуемых в интересах старшего поколения россиян, обеспеченной необходимым объемом финансирования, целевыми показателями и системой программных мер (проектов и мероприятий).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Второе направление — создание органами власти инициативы по привлечению к разработке и реализации концепции «серебряного» образования всех акторов, заинтересованных в нем, — самих этих органов, работодателей из всех секторов региональной экономики, некоммерческих организаций, представителей общности людей «третьего возраста», общественности, организация их взаимодействия с целью согласования интересов всех социальных акторов и разработки ресурсной модели «серебряного» образования в условиях социально-экономического кризиса.

Третье направление — разработка подходов к интеграции практик «серебряного» образования в систему формального российского образования с целью обеспечения преемственности между ними, верификации результатов, восполнения ресурсных дефицитов «серебряного» образования (финансовых, кадровых, организационных).

Четвертое направление — формирование культуры непрерывного образования у всего взрослого населения. Вместе с механизмами третьего направления оно должно обеспечить готовность возрастных групп 45+ и предпенсионеров к активной трудовой, профессиональной, общественной жизни в «серебряном» возрасте. Кроме того, реализация данного направления дает возможность формировать активные поведенческие стратегии и мотивацию у той части общности «третьего возраста», которая продолжит трудовую жизнь на предприятиях и в организациях регионов.

В рамках данного направления особое значение имеют механизмы популяризации образования среди граждан старшего возраста. Первая группа таких механизмов непосредственно связана с формированием позитивных установок на образование у взрослых людей. Результатами действия этих механизмов станут представления о том, что обучение в старшем возрасте: 1) возможно и полезно; 2) не ограничивается рамками формального образования; 3) может быть реализовано с применением различных педагогических и информационных технологий.

Вторая группа механизмов ориентирована на формирование у россиян разных возрастов позитивного образа старости и пожилого человека, который учится. Результативность популяризации образования среди граждан старшего возраста зависит от заинтересованности и согласованных действий широкого круга субъектов: органов власти, бизнеса, общественности и самих граждан старшего возраста.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Завершая статью, хотелось бы кратко остановиться на перспективах осуществления сформулированных направлений и механизмов развития «серебряного»

образования и мобилизации его ресурсности. Эти перспективы определяются прогнозом развития экономики, рынка труда и социокультурной сферы российских регионов. События 2020 года «сломали» картину ближайшего будущего российского общества. Потребуется немало финансовых, организационных, интеллектуальных усилий для формирования новой социальной, экономической, культурной реальности и сценария интеграции в нее людей «серебряного» возраста.

С учетом этих перспектив мы обозначаем тренды, которые необходимо учесть при разработке концепции «серебряного» образования. К этим трендам мы относим, прежде всего, усиление трансформации рынка труда и мира профессий. Исследователи прогнозируют исчезновение многих профессий, которые обеспечивали глобальную взаимосвязь стран и вытекающую отсюда мобильность. Это профессии, связанные с туризмом, перевозками, трудовой миграцией, индустрией развлечений, и сопутствующие им профессии. Вместе с тем прогнозируется увеличение значимости видов занятости в общественном секторе экономики и тех профессий, которые могут существовать в режиме удаленной занятости. Для людей «третьего возраста» в этой ситуации кроются как риски, так и возможности. Их баланс должна обеспечить проактивная государственная политика в отношении образования людей «третьего» возраста, имеющая опережающий и регулирующий характер.

Другим трендом является изменение характера самого образования, его уход в тотальный онлайн-формат, который сейчас проходит своеобразную проверку. Ресурсный дефицит актуализирует возможности электронного и дистанционного обучения маломобильных и малоресурсных групп старшего населения региона, рассредоточенных территориально. Возможно, востребованным станет потенциал практик взаимного обучения и самообразования, подтвержденных системой признания результатов такого образования. Вместе с тем онлайн-технологии не являются абсолютной панацеей для «серебряного» образования, и их качество и возможности будут особым образом протестированы и оценены людьми «третьего возраста».

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Н. Б. Социологические интерпретации концепции «непрерывного профессионального образования взрослых» // Журнал социологии и социальной антропологии. 2011. Т. 14. № 3. С. 83-103.

2. Амбарова П.А., Зборовский Г. Е. Профессиональное образование для людей «серебряного возраста» // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 10. С. 59-88.

3. Диденко Д.В., Ключарев Г.А. О ресурсах российской модернизации: роль непрерывного образования в процессе накопления капиталов // Общество и экономика. 2012. № 11. С. 3-23.

4. Зборовский Г.Е., Амбарова П.А. «Серебряное» образование как ресурс развития региона // Вестник РУДН. Серия «Социология». 2020. Т. 20. № 4. С. 939-952.

5. Зборовский Г. Е. Социальная общность людей «третьего возраста»: понятие, структура, функции // Вестник СурГПУ. 2019. № 2. С. 9-20.

6. Зборовский Г.Е.Теория социальной общности. Екатеринбург, 2009. 300 с.

7. Сорокин Н.С. Ресурсный подход в изучении роли наемных работников в социальном партнерстве: к методологии исследования // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2018. Т. 11. Вып. 1. С. 105-115.

8. Challenges of Aging: Pensions, Retirement and Generational Justice / Ed. by C.Torp. England: Palgrave, 2015. 295 p.

9. Craciun C., Gellert P., Flick U.Aging in Precarious Circumstances: Do Positive Views on Aging Make a Difference? // Gerontologist. 2017. Vol. 57. № 3. Pp. 517-528.

10. Gennaioli N., La Porta R. Lopez-de-Silanes F., Shleifer A. Human Capital and Regional Development // The Quarterly Journal of Economics. 2013. Vol. 128. № 1. Pp. 105-164.

11. Heckman J.J. Policies to Foster Human Capital // Research in Economics. 2000. Vol 54. № 1. Pp. 3-56.

12. Istance D. Learning in Retirement and Old Age: an agenda for the 21(st) century // European Journal of Education. 2015. Vol. 50. № 2. Pp. 225-238.

13. Jamieson A. Retirement, learning and the role of Higher Education // International Journal of Lifelong Education. 2016. Vol. 35. № 5. Pp. 477-489.

14. Midtsundstad T., Nielsen R.A. Lifelong learning and the continued participation of older Norwegian adults in employment // European Journal of Education. 2019. Vol. 54. № 1. Pp. 1-12.

REFERENCES

1. Abramova N.B.Sociologicheskie interpretacii koncepcii «nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya vzroslyh» [Sociological interpretations of the concept of «continuous professional adult education»] // Zhurnal Sociologii i Social'noj Antropologii. 2011. T. 14. № 3. S. 83-103. (In Rusian).

2. Ambarova P.A., Zborovsky G.E.Professional'noe obrazovanie dlya lyudej «serebryanogo vozrasta» [Vocational education for people of the third age] // Obrazovanie i nauka. 2019. T. 21. № 10. S. 59-88. (In Rusian).

3. Didenko D.V., Klyucharev G.A. O resursah rossijskoj modernizacii: rol' nepreryvnogo obrazovaniya v processe nakopleniya kapitalov [About the resources of Russian modernization: the role of continuing education in the process of capital accumulation] // Obshchestvo i Ekonomika. 2012. T. 11. S. 3-23. (In Russian).

4. Zborovsky G.E., Ambarova P.A. «Serebryanoe» obrazovanie kak resurs razvitiya regiona [«Silver» education as a resource for regional development] // Vestnik RUDN. Seriya «Sociologiya». 2020. T. 20. № 4. S. 939-952. (In Russian).

5. Zborovsky G.E.Social'naya obshchnost'lyudej «tret'ego vozrasta»: ponyatie, struktura, funkcii [Social community of the «third age» people: concept, structure, functions] // Vestnik SurGPU. 2019. № 2. S. 9-20. (In Russian).

6. Zborovsky G.E.Teoriya social'noj obshchnosti [Theory of social community]. Yekaterinburg: Gumanitarnyj universitet, 2009. 300 s. (In Russian).

7. Sorokin N.S. Resursnyj podhod v izuchenii roli naemnyh rabotnikov v social'nom partnerstve: kmetodologiiissledovaniya [Resource approach in studying the role of employees in social partnership: To methodology of research] // Vestnik of Saint Petersburg University. 2018. T. 11. № 1. S. 105-115. (In Russian).

8. Challenges of Aging: Pensions, Retirement and Generational Justice / Ed. by C.Torp. England: Palgrave, 2015. 295 p. (In English).

9. Craciun C., Gellert P., Flick U.Aging in Precarious Circumstances: Do Positive Views on Aging Make a Difference? // Gerontologist. 2017. Vol. 57. № 3. Pp. 517-528. (In English).

10. Gennaioli N., La Porta R. Lopez-de-Silanes F, Shleifer A. Human Capital and Regional Development // The Quarterly Journal of Economics. 2013. Vol. 128. № 1. Pp. 105-164. (In English).

11. Heckman J.J. Policies to Foster Human Capital // Research in Economics. 2000. Vol 54. № 1. Pp. 3-56. (In English).

12. Istance D. Learning in Retirement and Old Age: an agenda for the 21(st) century // European Journal of Education. 2015. Vol. 50. № 2. Pp. 225-238. (In English).

13. Jamieson A. Retirement, learning and the role of Higher Education // International Journal of Lifelong Education. 2016. Vol. 35. № 5. Pp. 477-489. (In English).

14. Midtsundstad T., Nielsen R.A. Lifelong learning and the continued participation of older Norwegian adults in employment // European Journal of Education. 2019. Vol. 54. № 1. Pp. 1-12. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.