Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тесля А.С., Мотохина Т.А., Храмова С.А.

В статье рассматриваются проблемы мировоззренческого самоопределения личности старшеклассников. При помощи проведения анонимного анкетирования, мы попытались выяснить, какие проблемы для учеников старших классов являются мировоззренческими и, что влияет на формирование их мировоззрения. Анализ собранных данных показал, что большинство старшеклассников такими проблемами считают философские: проблема смысла жизни, ценностей, понимания себя и самореализация. Для подавляющего большинства старшеклассников на первом месте по степени влияния на формирование их мировоззрения находятся родители.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS IDEOLOGICALLY SELF-IDENTITY IN ADOLESCENCE

The article deals with the problems of ideological self-determination of senior personalities. We tried to find out what problems for high school students are the worldview and that affects the formation of their world, with the help of an anonymous questionnaire. Analysis of collected data has shown that the majority of high school students with such problems is considered philosophical: the problem of the meaning of life, values, self-understanding and self-realization. parents are in first place in terms of influence on the formation of the world for the vast majority of high school students.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 159.923

Тесля А.С. студент

2 курс, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк Мотохина Т.А. студент

2 курс, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк Храмова С.А. студент

2 курс, Институт экономики и менеджмента Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк Научный руководитель: Ковыршина С.В., доцент, к. филос. н.

доцент кафедры философии Сибирский государственный индустриальный университет

Россия, г. Новокузнецк ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ В статье рассматриваются проблемы мировоззренческого самоопределения личности старшеклассников. При помощи проведения анонимного анкетирования, мы попытались выяснить, какие проблемы для учеников старших классов являются мировоззренческими и, что влияет на формирование их мировоззрения. Анализ собранных данных показал, что большинство старшеклассников такими проблемами считают философские: проблема смысла жизни, ценностей, понимания себя и самореализация. Для подавляющего большинства старшеклассников на первом месте по степени влияния на формирование их мировоззрения находятся родители.

Ключевые слова: мировоззрение, самоопределение, личность, старшеклассники, подростковый возраст.

Tesla A.S. student

2nd year, the Institute of Economics and Management

Siberian State Industrial University Russia, Novokuznetsk Motohina T.A. student

2nd year, the Institute of Economics and Management

Siberian State Industrial University

Russia, Novokuznetsk Khramova S.A. student

2nd year, the Institute of Economics and Management

Siberian State Industrial University Scientific director: Kovyrshina S. V., Associate Professor, PhD, Associate Professor of Philosophy

Siberian state industrial University Russia, Novokuznetsk PROBLEMS IDEOLOGICALLY SELF-IDENTITY IN ADOLESCENCE

The article deals with the problems of ideological self-determination of senior personalities. We tried to find out what problems for high school students are the worldview and that affects the formation of their world, with the help of an anonymous questionnaire. Analysis of collected data has shown that the majority of high school students with such problems is considered philosophical: the problem of the meaning of life, values, self-understanding and self-realization. parents are in first place in terms of influence on the formation of the world for the vast majority of high school students.

Keywords: outlook, determination, personality, high school, adolescence.

Мировоззрение - сложный феномен, формирование которого занимает длительный отрезок в жизни человека. Согласно А.Н. Чанышеву, под мировоззрением мы понимаем совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения[1]. Мы придерживаемся точки зрения А.А. Радугина, что структура мировоззрения состоит из четырех компонентов[2]:

1. Познавательный

2. Ценностно-нормативный

3. Морально-волевой

4. Жизненно-практический

Самой распространенной формой является обыденный или жизненно -практический компонент.

Цель нашей работы - выявить факторы, влияющие на формирование мировоззрения, и основные мировоззренческие проблемы среди старшеклассников. Для этого нами был проведен анонимный опрос, в котором приняли участие 78 старшеклассников из Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 61». Возраст опрашиваемых учеников составляет 16-17 лет.

Старшеклассникам были предложены следующие вопросы:

1. Какую проблему можно считать мировоззренческой?

2. Кто и что влияет на ваше мировоззрение?

Первый вопрос вызвал у старшеклассников некие затруднения, но, несмотря на это, дали ответ все 100 % опрашиваемых. Большинство учеников, а именно 34 %, отметили, что мировоззренческими проблемами являются проблемы смысла жизни, ценностей человека, понимания себя и проблема самореализации. Данные проблемы являются философскими, так как в них затрагивается отношение человека к себе. Приблизительно 20 опрашиваемых старшеклассников выделили в качестве мировоззренческих этические (любовь, добро и зло, эгоизм) и психологические (взаимоотношения людей, конфликты) проблемы. Религиозные проблемы (вера в Бога, вопрос жизни после смерти) получили самый маленький процент ответов - всего 2 % учеников. Особенностями возраста и засильем массовой культуры объясняется столь малый интерес к религиозным проблемам, уводящим от постановки серьезных философских вопросов. Около трети указанных учениками проблем в числе мировоззренческих назвали семейные проблемы, проблемы загрязнения окружающей среды, проблемы мира на земле, катастроф, наркомании, алкоголизма и другие. Возможно, старшеклассники еще не понимают отличия между мировоззренческими проблемами и просто актуальными и острыми проблемами жизни. Мы систематизировали процент ответов в виде диаграммы, основываясь на классификации мировоззренческих проблем.

50 45 40 35 30 25 20 15 10 5 0

Какие проблемы можно считать мировоззренческими?

« в

== в

« го

и В

® 2

и Ч

о _

4 ^ ^ —

5 —

О &

чъ

В о 2 И

о и а«

^ 3 Ю 2

В 5 о и

о « 4

в И

88

4» И

Рн 3

Н : о ,

а ер 2

ё = £ Ч

5 в

£ °

<Т) ю

2

ч

в

о -

т

о

Я о

и

и

В »

и и Т В н

е „

Е- «

® 2 В «

в 1

i

а, ^

_ и м

2 ^ В

, 2

В го

&

о &

&

и н

и В

и

и и Т

В -

о Ч о х В и

в

л н и в

ч

О ■©"

2 В

а о

¡3 и

РО

й -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В <и :

Ы В - -т

у «и ,2 К

а « я §

Т И щ в

£ И ч в

2 & & 5

О ^ Я

м ® еЗ

О w ®

2 ¡С

■а 2 = =

I

5 ®

в

« 5«

N

И

в 3

2 о

£ &

о -

& «

ез Н

в 2

Второй вопрос вызвал затруднение всего у двух старшеклассников. На первом месте по степени воздействия на мировоззрение для большинства учеников, а именно 23 %, находятся родители. Из этого следует, что ценность семьи стоит на одном из первых мест среди ценностных ориентаций современной молодежи. На втором месте - влияние друзей (20 % опрашиваемых учеников). В общении формируется мировоззрение: столкновение позиций и взглядов, свобода чувств и эмоций в кругу своих сверстников. Именно так проверяются свои мнения и убеждения, сложившиеся в период взросления. К большому сожалению, на мировоззрение старшеклассников влияние книг оказалось слабым и

составило 13 % отпрашиваемых старшеклассников. Значительное снижение интереса к чтению в современном обществе и засилье массовой культуры приводит к спаду мировоззренческого влияния книг. Любая книга требует вдумчивого чтения, и не каждый современный старшеклассник оказывается готов к этому. Также, вполне очевидным было то, что на мировоззрение 16 % опрошенных старшеклассников влияние оказывают фильмы и телевизионные передачи. Однако лишь серьёзные фильмы (исторические, документальные и др.) могут оказать положительное влияние на молодого человека, но все же развлекательному кино старшеклассники отдают большее предпочтение.

Оказался удивительным факт, что влияние внеклассной работы на мировоззрение отметили всего 3 ученика. Внеклассная работа в школе направлена на развлечение учеников, всевозможные экскурсии, посещение музеев и театров, где в первую очередь есть возможность пообщаться с одноклассниками, обсудить интересы и взгляды. Содействие учителей и школьных занятий в формировании мировоззрения отметили 12 старшеклассников, что составило 16 % опрашиваемых. Влияние учителя на мировоззрение учащихся зависит от личности самого учителя. Если присутствуют качества, такие как честность, справедливость, уважение и любовь к ученикам, неравнодушие к делу, внимание к личным проблемам учеников, способность к диалогу, то такой учитель способен помочь сформировать верное мировоззрение у старшеклассников. Результаты ответов опрашиваемых на второй вопрос содержатся в диаграмме.

Таким образом, мы видим, что лидирующими мировоззренческими проблемами старшеклассников являются философские, этические и психологические. Можно сделать вывод о том, что для них любые важные на данный момент проблемы являются мировоззренческими. На формирование мировоззрения большинства старшеклассников влияют родители. Чуть меньше опрашиваемых отметило, что главенствующее влияние на их мировоззрение оказывают друзья. Следовательно, в основном мировоззрение

старшеклассников формируется при общении, при котором они свободно обмениваются своими мыслями, выражают чувства, имеют свои взгляды на ценности и мир в целом.

Использованные источники:

1.Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. - М.: Высш. шк., 2001. - С. 3 - 33

2. Радугин А.А. Философия: Курс лекций / А.А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Центр, 2005. - С. 12 -22.

УДК 159.9.07

Усынина Т.П., кандидат психологических наук доцент кафедры общей психологии

Криволапова К.В.

студент 3 курс, факультет клинической психологии Оренбургский государственный медицинский университет

Россия, г. Оренбург

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Аннотация. Статья посвящена изучению тревожности в младшем и старшем подростковом возрасте. Представлены результаты ситуативной и личностной тревожности в экспериментальных группах. Выявлено, что личностная и ситуативная тревожность выше у учащихся старшего подросткового возраста.

Ключевые слова: тревожность, ситуативная тревожность, личностная тревожность, младшие подростки, старшие подростки, подростковый возраст.

Usynina T. P., candidate of psychological Sciences associate Professor of General psychology

Krivolapova K. V. the student of 3 course of faculty clinical psychology Orenburg state medical University Russia, Orenburg STUDY OF ANXIETY IN ADOLESCENCE Abstract. The article is devoted to the study of anxiety in younger and older Teens. Presents the results of situational and personal anxiety in the experimental groups. It was revealed that personal and situational anxiety is higher among students older adolescents.

Keywords: anxiety, situational anxiety, personal anxiety, younger Teens, older teenagers, adolescence.

Тревожность характеризует черту личности и является индивидуальной характеристикой каждого человека.

В психологической литературе можно встретить различные определения тревожности. Тревожность в современной мировой науке рассматривается с различных позиций, многочисленными научными

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.