Г.фВойтенкова
Проблемы мироВого социально-экономического прогресса В сВете Саммита ООН по Вопросом Цепей разбития тысячелетия
В 2010 г. исполняется 10 лет со дня принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации тысячелетия, в которой перед мировым сообществом поставлены Цели развития на пороге тысячелетия (ЦРТ) для обеспечения устойчивого социально-экономического прогресса в мире. Цели тысячелетия, определенные в Декларации, отражают основные потребности и права, которые должны быть предоставлены всем жителям планеты: защищенность от крайней нищеты и голода, хорошее образование, достойная работа, хорошее здоровье и жилье, равенство мужчин и женщин, жизнь в условиях экологической устойчивости.
В Декларации были поставлены конкретные задачи, которые предполагалось выполнить в 2015 г.:
1. Вдвое сократить число людей, имеющих доход менее 1 долл. США и страдающих от голода.
2. Обеспечить всеобщее начальное образование.
3. Способствовать достижению равенства между мужчинами и жен-
щинами и расширение прав и возможностей женщин.
4. Снизить на две трети смертность детей в возрасте до 5 лет; 5. Снизить на 3/4 материнскую смертность.
6. Остановить распространение ВИЧ/СПИД, малярии и туберкулеза.
7. Сократить вдвое число людей, не имеющих доступа к чистой питьевой воде.
8. Для реализации ЦРТ была поставлена задача создания глобального партнерства, в рамках которого богатые развитые страны должны оказывать помощь развивающимся странам [1]. В качестве точки отсчета для оценки результатов приняты показатели 1990 г.
Сейчас пройдены уже 2/3 пути. Необходимо подвести итоги пройденного, оценить динамику прогресса, рассмотреть трудности и отставания, наметить план конкретных действий для выполнения принятых обязательств к 2015 г. С этой целью в сентябре 2010 г. по инициативе Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна мировые лидеры собрались на саммит ООН по
Г. Ф. ВойТенкова
вопросам Целей развития тысячелетия.
Генеральный секретарь ООН представил участникам саммита Доклад об осуществлении целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия за 2010 г. [2]. В докладе отмечается, что за прошедшие 10 лет достигнут значительный прогресс в достижении некоторых ЦРТ во многих странах. Благоприятные тенденции, наблюдавшиеся до 2008 г., позволили многим регионам стать на путь достижения хотя бы нескольких целей. Заметные улучшения наблюдаются в области образования, сокращения детской и материнской смертности, борьбы с ВИЧ/СПИД, сохранения окружающей среды. Сохраняется высокая динамика экономического роста в развивающихся странах. Вместе с тем отмечалось, что не все намеченное в ЦРТ удалось осуществить. Улучшение происходит неравномерно. Наблюдается большой разрыв в результатах по отдельным целям и регионам.
В докладе дается анализ выполнения поставленных задач по каждой из 8 целей развития.
1. Ликвидация крайней нищеты и голода. Несмотря на серьезное ухудшение ситуации в результате экономического кризиса 2008—2009 гг., продовольственного и энергетического кризиса, сокращение бедности продолжается, а доля бедного населения снижается. По оценкам авторов доклада, число людей, живущих меньше чем на 1 долл. в день, к 2015 г. снизится до 920 млн человек. Это вдвое меньше, чем в 1990 г. Самое быстрое сокращение бедности происходит странах Восточной и Южной Азии. Здесь продолжает лидировать Китай, где уровень крайней нищеты должен упасть к 2015 г. до 5%. В Индии прогнозируется его сниже-
ние до 24% против 51% в 1990 г. [2. С. 7]. Самое тяжелое положение наблюдается в Южной Африке и в районах к югу от Сахары — абсолютное число бедных там увеличивается. В Африке к югу от Сахары сейчас половина населения имеет менее 1 долл. в день. Продолжает расти неравенство доходов между бедными и богатыми странами.
Ожидается, что первую цель развития выполнят все регионы, кроме стран Африки к югу от Сахары. Однако в случае продолжения экономического кризиса уровень крайней нищеты может стать выше, чем он мог бы быть при сохранении докризисных темпов роста мировой экономики. Сегодня, по последним данным ПРООН, в мире голодают 1,2 трлн человек.
2. Обеспечение всеобщего начального образования. Значительные успехи достигнуты в увеличении охвата детей начальным школьным образованием. Во многих развивающихся странах он продолжает увеличиваться и уже достиг 89%. Однако в половине стран Африки к югу от Сахары каждый четвертый ребенок младшего школьного возраста в 2008 г. не ходил в школу. Процент охвата в этих странах остается самым низким в мире, хотя и вырос с 58% в 1990 г. до76% в 2008 г. По имеющимся данным, там более 30% учеников начальной школы бросают учебу, не закончив курса.
Количество детей школьного возраста в мире продолжает увеличиваться, а общее количество детей, не посещающих школу, уменьшается — со 106 млн в 1999 г. до 69 в 2008 г. Почти половина из них (32 млн) живет в странах к югу от Сахары, еще боле 1/4 (18 млн) — в Южной Азии. Шанс попасть в школу у детей в сельской местности вдвое ниже, чем в городе. У девочек он еще
ниже. Но больше всего образованию мешает бедность. Меньше всего возможностей получить образование имеют девочки из беднейших семей — шанс у них в 3,5 раза ниже, чем у девочек из богатых семей, и в 4 раза ниже, чем у мальчиков из богатых семей [2. С. 17—18]. Несмотря на заметный прогресс, существующие темпы его явно недостаточны для того, чтобы обеспечить всем детям мира полный курс начального образования в к 2015 г.
3. Поощрение гендерного равенства и расширение прав и возможностей женщин. Развивающиеся страны в целом приближаются к установлению гендерного паритета в посещаемости школ. В 2008 г. в начальной школе на 100 мальчиков приходилось 96 девочек, а в средней — 95. Но для многих стран эта цель остается недостижимой. В начальном образовании самая неблагополучная ситуация наблюдается в Океании, странах Африки к югу от Сахары и Западной Азии. В среднем образовании самое значительное гендерное неравенство отмечается в регионах с наименьшим охватом — в странах Африки к югу от Сахары, в Западной и Южной Азии. Напротив, в странах Латинской Америки и Карибского бассейна, Восточной и Юго-Восточной Азии школы посещают больше девочек, чем мальчиков.
В высших учебных заведениях гендерное соотношение близко к паритету — 97 девушек на 100 юношей. Оно достигнуто за счет стран СНГ, Латинской Америки и Карибского бассейна, Северной Африки и Юго-Восточной Азии, где число девушек превышает число юношей. В странах Африки к югу от Сахары и Южной Азии соотношение обратное. Нищета является главным препятствием для получения девочками образования.
Медленно растет доля женщин, занятых на оплачиваемой работе в несельскохозяйственном секторе. В 2008 г. она достигала во всем мире 41%. А в Южной Азии, Северной Африке и Западной Азии женщины составляют лишь 20% занятых в несельскохозяйственном секторе. Во всех развивающихся регионах, за исключением СНГ, среди наемных работников преобладают мужчины. При этом женщинам обычно платят меньше, а условия труда зачастую хуже, чем у мужчин. Женщины, работающие в сельском хозяйстве и в неофициальном секторе, не охвачены социальным страхованием и лишены социальных пособий. Возможности для трудоустройства женщин хуже всего в Западной Азии и Северной Африке. Должности руководителей среднего и высшего звена по-прежнему в большинстве случаев заняты мужчинами. В мировом масштабе лишь 1/4 руководителей — женщины. Только в 3 из 10 регионов доля женщин на руководящих постах превышает 30%, а в Западной Азии, Южной Азии и Северной Африке она не достигает 10%.
Постепенно растет представительство женщин в парламентах по всему миру. В 2010 г. оно выросло до 18%. Но этот показатель далек от намеченного в Декларации тысячелетия. Только в 26 странах женщины занимают более 30% мест в нижних палатах, и только в 7 странах — выше 40%. В январе 2010 г. женщины возглавляли лишь 13% палат парламента (35 из 269). В 2009 г. больших успехов на выборах добились женщины в странах Африки к югу от Сахары, получив 29% депутатских мест. А в Южноафриканской Республике женщины заняли 44% депутатских мест, оказавшись на 3-м