Научная статья на тему 'Проблемы минерально-сырьевого комплекса на этапе диверсификации экономики'

Проблемы минерально-сырьевого комплекса на этапе диверсификации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Записки Горного института
Scopus
ВАК
ESCI
GeoRef
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — В. П. Орлов

Рассмотрены инвестиционные возможности и направления диверсификации минерально-сырьевого комплекса в процессе структурной перестройки экономики. Выделены его внутренние проблемы и обоснованы причины недостаточной инвестиционной активности по их решению. Предложена концепция экономического механизма использования свободных средств сырьевых отраслей в целях диверсификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

process of economic restructuring are considered. Internal problems of the complex are revealed and causes of the insufficient investment activity aimed at their solving are substantiated. The concept of an economic mechanism of the use of resource industries' free funds for the diversification purposes is proposed.

Текст научной работы на тему «Проблемы минерально-сырьевого комплекса на этапе диверсификации экономики»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕМ

УДК 330.15:533

В.П. ОРЛОВ

Российское геологическое общество, г.Москва

ПРОБЛЕМЫ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОГО КОМПЛЕКСА НА ЭТАПЕ ДИВЕРСИФИКАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Рассмотрены инвестиционные возможности и направления диверсификации минерально-сырьевого комплекса в процессе структурной перестройки экономики. Выделены его внутренние проблемы и обоснованы причины недостаточной инвестиционной активности по их решению. Предложена концепция экономического механизма использования свободных средств сырьевых отраслей в целях диверсификации.

Investment potentialities and lines of diversification of the mineral resource complex in the process of economic restructuring are considered. Internal problems of the complex are revealed and causes of the insufficient investment activity aimed at their solving are substantiated. The concept of an economic mechanism of the use of resource industries' free funds for the diversification purposes is proposed.

Структурная перестройка экономики путем диверсификации ее минерально-сырьевого сектора считается одним из способов ускоренного роста валового внутреннего продукта и снижения уровня бедности в России. Выполнение этой долгосрочной задачи потребует переориентации крупных инвестиционных потоков, изменения промышленной, внешнеэкономической и налоговой политики, а также нового подхода к оценке общегосударственной эффективности минерально-сырьевого комплекса (МСК).

Минерально-сырьевой комплекс, включающий добычу и первичную переработку сырья недр, обеспечивает производство около 30 % ВВП, примерно 50 % доходов бюджета и не менее 60 % экспорта страны. С учетом смежных отраслей промышленности (нефтехимической, металлургической, горно-химической), а также транспорта, энергетики, строительства, горного и нефтегазового машиностроения и сферы обслуживания, комплекс фактически является го-сударствообразующим. В этой связи представляется весьма актуальным исследование ряда проблем, вытекающих из состояния

самого МСК и конкретных направлений его диверсификации.

Прежде всего, отметим, что проблема диверсификации сырьевой экономики России, в конечном итоге, выливается в задачу привлечения и адресного размещения инвестиций. Именно дефицит средств порождает желание применить простой по исполнению, но разрушительный, по сути, механизм решения: отнять у одних и улучшить жизнь другим. Безболезненное изъятие инвестиционных ресурсов возможно только в случае их избыточности. В противном случае сокращение объемов основного производства неизбежно. А это означает снижение темпов экономического роста, так как любая новая промышленная сфера вложения средств может компенсировать затраты не ранее чем через 5-10 лет, если к тому же уровень стоимостной отдачи привлекаемых инвестиций не ниже, чем в сырьевых отраслях.

В нашей экономике исторически сложилось своеобразное сочетание высокоразвитых сырьевых и оборонных отраслей промышленности. Сырьевая и военно-промышленная продукция составляла не

менее 90 % экспорта СССР. Научный, технический и технологический уровень отраслей МСК и военно-промышленного комплекса (ВПК) обеспечивал конкурентоспособность их продукции на мировых рынках, которая не утрачена до настоящего времени. Сырьевые отрасли предотвратили развал промышленности страны в 90-х гг. ХХ в. и темпы их роста остаются высокими. Отрасли ВПК с их производственным, технологическим и научным потенциалом при необходимой реорганизации могут стать искомым направлением диверсификации МСК. Однако минерально-сырьевой комплекс страны испытывает сейчас крупные затруднения, связанные с истощением минерально-сырьевой базы, низкой эффективностью использования разведанных запасов, старением основных производственных фондов и дефицитом инвестиций.

Расходы на геологоразведку уже в течение 12 лет в 2,5 раза ниже потребностей, а объемы добычи минерального сырья давно уже не компенсируются приростом запасов. Например, разведанные запасы нефти ежегодно сокращаются на 1,3 % и к 2021 г. составят лишь 62 % от уровня 1991 г. К тому времени все резервные и открытые к настоящему времени месторождения будут введены в разработку. Как правило, это мелкие и достаточно сложные объекты. При такой структуре сырьевой базы сохранить добычу нефти на уровне 450-500 млн т, как это предусмотрено Энергетической стратегией на период до 2020 г., и успешно конкурировать на мировых рынках со странами ОПЕК будет практически невозможно. Решить проблему можно только путем резкого увеличения инвестиций на геолого-разведочные работы.

Рост добычи нефти в последние годы во многом обусловлен чрезмерной нагрузкой на высокопродуктивные месторождения и вы-сокодебитные скважины. В частности, в

2002 г. за счет превышения более чем на 10 % технологически обоснованных уровней добычи произведено 16,6 млн т нефти, в

2003 г. уже около 30 млн т. В целом же снижается эффективность использования разведанных запасов, падает коэффициент извле-

чения, выборочно отрабатываются лучшие блоки и залежи, остаточные запасы искусственно переводятся в нерентабельные.

Переход на более рациональное недропользование, повышение полноты и комплексности извлечения полезных ископаемых возможны лишь при широком внедрении новых технологий и технических средств. В то же время обновление основных фондов в нефтегазовой промышленности осуществляется крайне медленно (их износ достигает 50-60 %), нуждаются в замене и капитальном ремонте тысячи километров магистральных нефте- и газопроводов, затягивается строительство новых объектов по транспортировке нефти и газа, модернизация нефтеперерабатывающих заводов и строительство заводов по сжижению газа.

Аналогичные проблемы свойственны и другим отраслям горно-добывающей промышленности. Ни одна из них, за исключением золотодобывающей промышленности, по объемам производства еще не достигла уровня 1990 г., а некоторые до настоящего времени находятся в состоянии кризиса.

Несмотря на устоявшееся мнение об избыточности финансовых резервов в нефтяной отрасли, на практике уровень инвестирования в поддержание и развитие основного производства недостаточен. На эти цели российские нефтяные компании в расчете на 1 т добытой нефти расходуют почти в 3 раза меньше средств, чем крупные иностранные компании. Согласно Энергетической стратегии России на период до 2020 г., потребности нефтяной и газовой промышленности в инвестициях оцениваются в 400-440 млрд долларов, т.е. от 16-18 млрд в первые годы до 30-35 млрд в последующие. Фактически же вкладывается всего около 11-12 млрд долларов. Ежегодный дефицит инвестиций в предприятия других отраслей комплекса оценивается в 4-6 млрд долларов.

Масштабы недоизымаемой горной ренты, которую можно рассматривать как инвестиционный резерв, в процессе недавнего публичного обсуждения оценивались политиками в 10-15 млрд долларов, а специалистами - в 3-6 млрд долларов. Но такие объе-

6--

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.161.

мы условно-свободной прибыли пока еще недостаточны для ускоренного возвращения основных добывающих отраслей на рубежи 1987-1990 гг., которые можно рассматривать как оптимальную стартовую базу и надежный фундамент перестраиваемой экономики.

Таким образом, ситуация в минерально-сырьевом комплексе далека от того состояния, когда некоторые его отрасли можно рассматривать как источники средств для структурной перестройки экономики страны. Главная причина - дефицит законодательных и иных нормативно-правовых решений, поощряющих и защищающих инвестиционный капитал. Поэтому даже имеющиеся свободные средства неохотно вкладываются в основное производство.

Полноценное развитие сырьевых отраслей должно быть подкреплено адекватным состоянием смежных отраслей (транспорта, химической промышленности, металлургии, машиностроения, приборостроения, связи), науки, подготовки кадров, социальной сферы и т.д. Например, единственным, хотя и недостаточно изученным стратегическим резервом, способным после 2030 г. сохранить за Россией лидирующее положение в мире по добыче нефти и газа, является прогнозный ресурсный потенциал шельфа омывающих морей. Морская добыча для России - это новая отрасль, требующая высокоразвитого специального судостроения, машиностроения, приборостроения, создания нового поколения морских платформ, мощного танкерного флота. Это фактически и новое рождение Северного морского пути.

В модернизации и развитии собственно сырьевых, а также смежных и перерабатывающих отраслей и производств, очевидно, и заключается содержание первого этапа диверсификации нынешней экономики. При соответствующей налоговой, инвестиционной, таможенной и технологической политике диверсификация МСК по указанным направлениям пойдет естественным путем, так как в последние годы такие тенденции уже проявились и нуждаются в усилении. В определенной мере здесь могут быть задействованы и некоторые мощности ВПК. Тес-

ные технологические, финансовые, а в ряде случаев организационные и имущественные отношения развивающихся отраслей с МСК будут значительно снижать инвестиционные риски и повышать гарантии для инвесторов.

Использование экспорто-ориентирован-ных отраслей и производств ВПК в качестве второго (после МСК) сектора экономики, способного генерировать собственное развитие и восстановление смежных отраслей и производств также является вполне реальным, но нуждается в специальном исследовании.

Иными словами, диверсификация нуждается в огромных средствах. Но она должна быть не всеобщей, а целевой и адресной, к тому же не принудительной, а естественной.

У предприятий ряда добывающих отраслей, и, прежде всего, в нефтегазовой промышленности, очевидно, имеются некоторые финансовые резервы. В то же время в масштабах страны остаются нерешенными крупные инвестиционные проблемы, связанные с воспроизводством минерально-сырьевой базы, переходом на интенсивные технологии рационального недропользования, с восстановлением и техническим обновлением основных производственных фондов. Такое несоответствие обусловлено рядом экономических факторов, главным образом, недостаточной правовой защищенностью и отсутствием стимулирования долгосрочных инвестиций. В связи с этим использование возможностей МСК как основного финансового спонсора диверсификации экономики проблематично.

Формула решения должна предусматривать замену фискальной системы изъятия сверхприбыли на поощрительный порядок размещения условно-свободных средств в качестве адресных инвестиций в решение собственных проблем МСК, а также в развитие смежных, обеспечивающих и перерабатывающих отраслей промышленности. В качестве же главного условия следует рассматривать создание специального инвестиционного механизма с целью использования возможностей отечественного и мирового рынков капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.