Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
гих государств даже тогда, когда она физически не затрагивает пределы территориальной юрисдикции иностранных государств. Космическое пространство и небесные тела представляют интерес с точки зрения их исследования и использования для всех без исключения государств. Кроме того, результаты деятельности, осуществляемой в космическом пространстве, могут оказывать влияние на жизнь людей многих государств мира.
Учет всего этого приводит к выводу, что космическая деятельность носит глобальный характер, не ограничиваясь национальными рамками государства, непосредственно ее осуществляющего.
В Договоре по космосу 1967 года установлено, что исследование и использование космического пространства являются «достоянием всего человечества». Юридическое содержание этого положения заключается в том, что космическая деятельность должна осуществляться на благо и в интересах всех стран в соответствии с международным правом в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания [5].
Российская доктрина исходит из того, что космическое право призвано регулировать деятельность государств по освоению космоса независимо от места ее осуществления.
В соответствии с Законом Российской Федерации «О космической деятельности» подкосмической деятельностью понимается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Космическая деятельность также включает в себя создание, в том числе разработку, изготовление и испытания, использование (эксплуатацию) космической техники, космических материалов и космических технологий и оказание иных связанных с космической деятельностью услуг, а также международное сотрудничество Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства [6].
Таким образом, космическая деятельность - это любая деятельность, связанная с доступом в космос, непосредственно в космосе, через космос и из космо-
са для достижения определенных целей. Следовательно, можно выделить следующие признаки:
- представляет собой научные космические исследования;
- включает в себя не только действия людей, но и работу автоматических аппаратов и приборов на борту космических объектов;
- включает также операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта;
- регулирует деятельность государств по освоению космоса независимо от места ее осуществления;
- результаты оказывают влияние на жизнь людей многих государств мира;
- должна осуществляться на благо и в интересах всех стран;
- включает деятельность на Земле, если она имеет отношение к исследованию и использованию космического пространства.
Библиографические ссылки
1. Международное сотрудничество в использовании космического пространства в мирных целях: Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.
2. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27января 1967 года (ст. VII)
3. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами от 29 марта 1972 г. (п. b ст. I).
4. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27января 1967 года (ст. VII).
5. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27января 1967 года (ст. I и III).
6. О космической деятельности : закон РФ от 20.08.1993 № 5663-1 (ред. от 21.11.2011).
© Одинцова Е. А., 2012
УДК 34.097
А. К. Позднякова, А. А. Сандалова Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРОБЛЕМЫ МИЛИТАРИЗАЦИИ В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Одним из основных принципов международного космического права является использование космического пространства исключительно в мирных целях. Однако, несмотря на многочисленные соглашения о сотрудничестве, в 2010-2011 году мировые державы продолжили космическую гонку вооружений.
На данный момент главным источником космического права является «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие
небесные тела» от 27 января 1967 г. (Договор по космосу). Согласно этому договору, государства-участники осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства,
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания [1].
Согласно нормам международного космического права, космос является частично демилитаризованным пространством [2]. Так, например, запрещается выводить в космос ядерное и иное оружие массового уничтожения. В то же время запрет не охватывает пролет через космос движущихся по баллистической траектории головных частей межконтинентальных ракет. В отношении Луны и других небесных тел установлен более жесткий режим: они используются всеми государствами исключительно в мирных целях, запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров.
Несмотря на то, что мировое сообщество выступает за принцип мирного использования космоса, ведущие страны продолжают усовершенствовать свои космические аппараты, преследуя как мирные, так и военные цели [3]. Большая часть доходов бюджета данных стран тратится на содержание и развитие космических войск, а так же на создание более совершенного оружия, которое может быть использовано в космосе. Это обусловлено тем, что господство в космическом пространстве позволило бы контролировать зоны военных конфликтов как на суше, так и на море, а также предоставило бы существенное стратегическое преимущество перед остальными странами.
В 2008 году, в рамках совместного сотрудничества, Россия и Китай внесли на рассмотрение конференции ООН по разоружению проект договора «О недопущении размещения вооружений в открытом космосе». США категорически отвергли инициативу Китая и России, объяснив это тем, что они выступают против принятия новых правовых документов и каких-либо запретов, которые могут ограничить или перекрыть доступ или использование космического пространства [4].
Несмотря на то, что ранее наша страна выступала с инициативой сотрудничества в рамках использования космического пространства в мирных целях, в начале этого года Россия и США проигнорировали предложенный Европейским Союзом «кодекс поведения» в космической деятельности в его нынешнем виде. Договор в основном состоит из общих принципов: так, присоединившиеся к нему страны должны наблюдать за тем, чтобы космос оставался зоной, свободной от конфликтов, избегать столкновений и отказаться от уничтожения спутников. Главной причиной отказа со стороны каждой из стран является нежелание публикации военной части своих космических программ из-за секретности данной информации. Ведущие страны не собираются раскрывать информа-
цию, которая может быть использована их соперниками [5].
Однако, несмотря на заключенные договоры и соглашения о сотрудничестве в отношении космического пространства, ведущие страны признают начало гонки вооружений в космосе. Так, например, США признало неизбежным нарастание соперничества мировых держав за военное господство в космосе. Американские военные стратеги признали неизбежной милитаризацию космоса и гонку вооружений за господство в космическом пространстве, поставив перед вооруженными силами задачу добиваться в ближайшие годы развертывания как оборонительных, так и наступательных вооружений соответствующего профиля [6].
Существует множество фактов, подтверждающих гонку вооружений в космосе. Так, например, в 2010 году США в условиях строжайшей секретности вывели на орбиту беспилотный космический корабль многоразового использования X-37b. На сегодняшний день никто с точностью не может сказать, что именно X-37b делал в космосе семь с половиной месяцев. Ряд китайских СМИ предположил, что корабль был создан для транспортировки космического оружия на орбиту [7].
Проанализировав данную тему, остается добавить, что космическое пространство является общим достоянием, и интересам мирового сообщества отвечает его освоение и использование только в мирных целях.
Библиографические ссылки
1. Договор о принципах деятельности по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (Москва - Вашингтон - Лондон, заключен 27.01.1967 г.).
2. Международное космическое право. М. : МО, 1985.
3. Яковенко А. В. Современные космические проекты: международно-правовые проблемы. М. : Международные отношения, 2009.
4. Петренко Т. Проект договора о демилитаризации космоса - не более чем политический жест [Электронный ресурс]. URL: http://panarin.com/ comment/785/reklama.php.
5. Тошер «Кодекс поведения» в космосе [Электронный ресурс]. URL: Режим доступа: http://earth-chronicles.ru/news/2012-01-17-15286.
6. Итоги международного сотрудничества Рос-космоса в 2011 году [Электронный ресурс]. URL: http://www.federalspace.ru/main.php?id=23.
7. Штуте Д., Барановская М. Милитаризация космоса: удастся ли избежать? [Электронный ресурс]. URL:http://www.dw.de/dw/article/0,,15755733,00. html.
© Позднякова А. К., Сандалова А. А., 2012