Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОХРАНЕНИЯ И УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОРСКОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РАЙОНАХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ'

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОХРАНЕНИЯ И УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОРСКОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РАЙОНАХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
315
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНВЕНЦИЯ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ / МОРСКОЕ БИОРАЗНООБРАЗИЕ / МОРСКИЕ ГЕНЕТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / РАЦИОНАЛЬНОЕ И УСТОЙЧИВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОРСКИХ ГЕНЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ РАЙОН МОРСКОГО ДНА / КОНЦЕПЦИЯ ВСЕОБЩЕГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / МЕЖПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ПРОЕКТ СОГЛАШЕНИЯ НА БАЗЕ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ О СОХРАНЕНИИ И УСТОЙЧИВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ МОРСКОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ В РАЙОНАХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Боброва Юлия Викторовна, Боржиа Фиамметта

Переход к использованию высоких технологий как фактор современного социально-экономического развития диктует появившийся и развивающийся интерес всего мирового сообщества, а также коммерческого и научного секторов к морскому биоразнообразию, в том числе к морским генетическим ресурсам, имеющим фактическую или потенциальную полезность либо ценность для человечества. Поставлена задача по созданию международно-правового регулирования их сохранения и устойчивого использования в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в районах за пределами действия национальной юрисдикции. Проанализированы положения соответствующих международных договоров, документы Генеральной Ассамблеи ООН в этой сфере, а также труды специалистов в области международного права, касающиеся данной проблематики. Исследованы основные положения темы: определения биологического разнообразия, морских генетических ресурсов (Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. и др.); процесс формирования необходимости разработки международного юридически обязательного документа на базе Конвенции по морскому праву; проект Соглашения на базе Конвенции по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции; применение концепции общего наследия человечества в проекте указанного Соглашения; соотношение международного публичного и международного частного права в проекте Соглашения на базе Конвенции по морскому праву в части включения норм, прямо регулирующих поведение субъектов национального права, в международные договоры с примером деятельности Международного органа по морскому дну, Камеры по спорам, касающимся морского дна; и др. Методы исследования: диалектический метод научного познания, методы формальной логики и исторического анализа, системно-структурный метод. Представлен критический анализ вышеуказанных положений, который может быть полезен для осмысления процесса и завершения работы по подготовке проекта Соглашения на базе Конвенции по морскому праву в рамках последующей сессии Межправительственной конференции под эгидой ООН (согласно резолюции 72/249 Генеральной Ассамблеи ООН).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF INTERNATIONAL LEGAL REGULATIONS OF THE CONSERVATION AND SUSTAINABLE USE OF MARINE BIOLOGICAL DIVERSITY IN AREAS BEYOND NATIONAL JURISDICTION

The transition to the use of high technologies dictates the emerging and developing interest of the world community in marine biodiversity - including marine genetic resources - of actual or potential utility or value to humanity. The task is to create international legal regulation under the 1982 UNCLOS on the conservation and sustainable use of marine biological diversity of areas beyond national jurisdiction. The authors analyze the provisions of the relevant international treaties, documents of the UN General Assembly in this area, as well as the works of experts in the field of international law. The following main provisions of the topic are investigated: definitions of biological diversity; marine genetic resources (1992 Convention on Biological Diversity, etc.); the process of forming the need to develop an international legally binding document based on the Convention on the Law of the Sea; draft Agreement based on the Convention on the Law of the Sea on the Conservation and Sustainable Use of Marine Biological Diversity in Areas beyond the national jurisdiction; application of the concept of the common heritage of mankind in the draft of the said Agreement; the correlation of public international and private international law in the draft Agreement based on the Convention on the Law of the Sea regarding the inclusion of norms directly regulating the conduct of subjects of national law in international treaties with an example of the activities of the International Seabed Authority, the Chamber for Disputes concerning the Seabed; and others. Research methods are: dialectical method of scientific cognition, methods of formal logic and historical analysis, system-structural method. A critical analysis of the above provisions is presented, which may be useful for understanding the process and completing the work on preparing a draft Agreement based on the Convention on the Law of the Sea within the framework of the subsequent session of the Intergovernmental Conference under the auspices of the United Nations (in accordance with UN General Assembly resolution 72/249).

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОХРАНЕНИЯ И УСТОЙЧИВОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МОРСКОГО БИОРАЗНООБРАЗИЯ В РАЙОНАХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ ДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЮРИСДИКЦИИ»

МЕЖДУНАРОДНОЕ И ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО. ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

УДК 341.225

DOI: 10.12737/jflcl.2022.034

Проблемы международно-правового регулирования сохранения и устойчивого использования морского биоразнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции

Юлия Викторовна Боброва1, Фиамметта Боржиа2

1Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Москва, Россия, juliabobrova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3635-5770

2Университет «Тор Вергата», Рим, Италия, flammettaborgia@gmail.com

Аннотация. Переход к использованию высоких технологий как фактор современного социально-экономического развития диктует появившийся и развивающийся интерес всего мирового сообщества, а также коммерческого и научного секторов к морскому биоразнообразию, в том числе к морским генетическим ресурсам, имеющим фактическую или потенциальную полезность либо ценность для человечества. Поставлена задача по созданию международно-правового регулирования их сохранения и устойчивого использования в рамках Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в районах за пределами действия национальной юрисдикции.

Проанализированы положения соответствующих международных договоров, документы Генеральной Ассамблеи ООН в этой сфере, а также труды специалистов в области международного права, касающиеся данной проблематики. Исследованы основные положения темы: определения биологического разнообразия, морских генетических ресурсов (Конвенция о биологическом разнообразии 1992 г. и др.); процесс формирования необходимости разработки международного юридически обязательного документа на базе Конвенции по морскому праву; проект Соглашения на базе Конвенции по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции; применение концепции общего наследия человечества в проекте указанного Соглашения; соотношение международного публичного и международного частного права в проекте Соглашения на базе Конвенции по морскому праву в части включения норм, прямо регулирующих поведение субъектов национального права, в международные договоры с примером деятельности Международного органа по морскому дну, Камеры по спорам, касающимся морского дна; и др.

Методы исследования: диалектический метод научного познания, методы формальной логики и исторического анализа, системно-структурный метод.

Представлен критический анализ вышеуказанных положений, который может быть полезен для осмысления процесса и завершения работы по подготовке проекта Соглашения на базе Конвенции по морскому праву в рамках последующей сессии Межправительственной конференции под эгидой ООН (согласно резолюции 72/249 Генеральной Ассамблеи ООН).

Ключевые слова: Конвенция ООН по морскому праву, морское биоразнообразие, морские генетические ресурсы, рациональное и устойчивое использование морских генетических ресурсов, Международный район морского дна, концепция всеобщего наследия человечества, Межправительственная конференция, проект Соглашения на базе Конвенции ООН по морскому праву о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции

Для цитирования. Боброва Ю. В., Боржиа Ф. Проблемы международно-правового регулирования сохранения и устойчивого использования морского биоразнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2022. Т. 18. № 3. С. 37—47. DOI: 10.12737/jflcl.2022.034

Problems of International Legal Regulations of the Conservation and Sustainable Use of Marine Biological Diversity in Areas beyond National Jurisdiction

Julia V. Bobrova1, Fiammetta Borgia2

institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia, juliabobrova@gmail.com, https://orcid.org/0000-0003-3635-5770

2University of Rome "Tor Vergata", Rome, Italy, flammettaborgia@gmail.com

Abstract. The transition to the use of high technologies dictates the emerging and developing interest of the world community in marine biodiversity — including marine genetic resources — of actual or potential utility or value to humanity. The task is to create

International legal regulation under the 1982 UNCLOS on the conservation and sustainable use of marine biological diversity of areas beyond national jurisdiction.

The authors analyze the provisions of the relevant international treaties, documents of the UN General Assembly in this area, as well as the works of experts in the field of international law. The following main provisions of the topic are investigated: definitions of biological diversity; marine genetic resources (1992 Convention on Biological Diversity, etc.); the process of forming the need to develop an international legally binding document based on the Convention on the Law of the Sea; draft Agreement based on the Convention on the Law of the Sea on the Conservation and Sustainable Use of Marine Biological Diversity in Areas beyond the national jurisdiction; application of the concept of the common heritage of mankind in the draft of the said Agreement; the correlation of public international and private international law in the draft Agreement based on the Convention on the Law of the Sea regarding the inclusion of norms directly regulating the conduct of subjects of national law in international treaties with an example of the activities of the International Seabed Authority, the Chamber for Disputes concerning the Seabed; and others.

Research methods are: dialectical method of scientific cognition, methods of formal logic and historical analysis, system-structural method.

A critical analysis of the above provisions is presented, which may be useful for understanding the process and completing the work on preparing a draft Agreement based on the Convention on the Law of the Sea within the framework of the subsequent session of the Intergovernmental Conference under the auspices of the United Nations (in accordance with UN General Assembly resolution 72/249).

Keywords: the United Nations Convention on the Law of the Sea (the 1982 UNCLOS), marine biological diversity, marine genetic resources, access and benefit sharing, conservation and sustainable use, areas beyond national jurisdiction, the principle of the common heritage of mankind, Intergovernmental Conference, draft text of an Agreement under the 1982 UNCLOS

For citation. Bobrova J. V., Borgia F. Problems of International Legal Regulations of the Conservation and Sustainable Use of Marine Biological Diversity in Areas beyond National Jurisdiction. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law, 2022, vol. 18, no. 3, pp. 37—47. (In Russ.) DOI: 10.12737/jflcl.2022.034

Введение. ООН обозначила цели в области устойчивого развития. В сентябре 2019 г. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш призвал все слои мирового сообщества мобилизовать усилия в рамках десятилетия действий по достижению глобальных целей в области устойчивого развития на трех уровнях — глобальном, местном и представителей научных кругов и других заинтересованных сторон для необходимых, по мнению экспертов ООН, преобразований1.

ООН определила 17 целей в области устойчивого развития: ликвидация нищеты; ликвидация голода; хорошее здоровье и благополучие; качественное образование; гендерное равенство; чистая вода и санитария; недорогостоящая и чистая энергия; достойная работа и экономический рост; индустриализация, инновации и инфраструктура; уменьшение неравенства; устойчивые города и населенные пункты; ответственное потребление и производство; борьба с изменением климата; сохранение морских экосистем; сохранение экосистем суши; мир, правосудие и эффективные институты; партнерство в интересах устойчивого развития. На наш взгляд, в поставленных целях есть неоднозначность, противоречивость, но это сформированные обстоятельства, в которых субъектам международного права придется действовать в ближайшем будущем. Тем более, как отмечают российские специалисты, начиная со второй половины XX в. наступившая эпоха пятой технологической революции, или эпоха информации и телекоммуни-

1 URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/decade-of-action/.

каций, позволяет прогнозировать развитие законодательства о науке и высоких технологиях2.

В рамках этой статьи наше внимание обращено на 14-ю цель ООН в области устойчивого развития — сохранение морских экосистем. Признано, что рациональное использование Мирового океана как глобального ресурса является залогом пригодности Земли для жизни человечества. А в настоящее время происходит постоянное ухудшение состояния вод Мирового океана в результате деятельности самого человека. Более того, в XXI в. водные биоресурсы остаются дефицитным природным и — косвенно — продовольственным ресурсом всего человечества, испытывающим на себе негативное воздействие экологического и продовольственного кризисов3.

В рамках этой проблемы ООН поставила задачи увеличить объем научных знаний, расширить научные исследования и обеспечить передачу морских технологий, принимая во внимание Критерии и руководящие принципы в отношении передачи морских технологий Межправительственной океанографической комиссии (МОК ЮНЕСКО) 2005 г.4, чтобы

2 См.: Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я., Абрамова А. И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015. С. 224 (авторы — Доронина Н. Г., Емельянцев В. П.).

3 Там же. С. 309 (авторы—Боголюбов С. А., Сиваков Д. О., Шуплецова Ю. И.).

4 Подробнее см.: Анисимов И. О. Некоторые международно-правовые вопросы разработки и передачи морских технологий // Московский журнал международного права. 2021. № 4. DOI: 10.24833/0869-0049-2021-4-136-147.

улучшить экологическое состояние океанской среды и повысить вклад морского биоразнообразия в эволюцию развивающихся стран, особенно малых островных и наименее развитых стран. Кроме того, поставлена задача улучшить работу по сохранению и рациональному использованию океанов и их ресурсов путем соблюдения норм международного права, закрепленных в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. (далее — Конвенция 1982 г.). В пункте 158 документа «Будущее, которого мы хотим»5 отмечено, что указанная Конвенция закладывает юридическую базу для сохранения и рационального использования Мирового океана и его ресурсов6.

Понятие биологического разнообразия. Определение содержится в ст. 2 Конвенции о биологическом разнообразии 1992 г.7 (далее — Конвенция 1992 г.). Это вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем.

Конвенция 1992 г. — единственный международный документ, полностью посвященный биологическому разнообразию в целях его сохранения, устойчивого использования его компонентов и совместного получения на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов. Обратим внимание на сферу юрисдикции Конвенции 1992 г. (ст. 4): ее положения применяются в отношении каждой договаривающейся стороны: а) в том, что касается компонентов биологического разнообразия в пределах ее национальной юрисдикции; б) в том, что касается процессов и деятельности, независимо от места проявления их последствий, осуществляемых под ее юрисдикцией или контролем, как в пределах ее национальной юрисдикции, так и за пределами национальной юрисдикции.

Итак, морское биоразнообразие жизненно важно для благополучия человека, поскольку лежит в основе широкого спектра экосистемных услуг, от которых зависит человеческая жизнь8.

Но на пути устойчивого использования морского биоразнообразия стоят современные вызовы. Один из них заключается в том, что очагам биоразнообразия

5 Резолюция ГА ООН от 27 июля 2012 г. 66/288. Будущее, которого мы хотим. URL: https://undocs.org/pdf?symbol=ru/A/ RES/66/288 (дата обращения: 27.02.2022).

6 URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/oceans/.

7 Открыта для подписания 5 июня 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию и вступила в силу 29 декабря 1993 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Федеральным законом от 17 февраля 1995 г. № 16-ФЗ.

8 См.: URL: https://www.un.org/depts/los/

biodiversityworkinggroup/marine_biodiversity.htm.

свойственно притягивать человеческую активность и становиться очагами социально-экономической деятельности. Отмечается, что районы с богатым биоразнообразием часто характеризуются большим количеством портов и объектов прибрежной инфраструктуры и интенсивностью использования прибрежных районов, в том числе ведением рыболовства и иной деятельности. Например, в мире насчитывается 66 крупных морских экосистем; они являются наиболее продуктивными регионами и одновременно испытывают наибольшую нагрузку. Экологически заданные границы крупных морских экосистем обычно не укладываются в юридические границы и охватывают морские зоны двух и более стран, что способствует международному сотрудничеству между странами, однако порождает большие сложности с управлением.

В последние годы международное сообщество стало все больше осознавать, какой спектр услуг предоставляется морскими экосистемами и насколько богатым является биоразнообразие экосистем, расположенных за пределами национальной юрисдикции9.

Тема данной статьи имеет комплексный междисциплинарный характер. Здесь затрагивается ряд вопросов, в том числе правовых, например актуальные проблемы международно-правовой защиты морских генетических ресурсов, в том числе от так называемого биопиратства; защиты интеллектуальных прав на морские генетические ресурсы и генетическую информацию; правового режима охраны генетической (геномной) информации коренных народов и местных общин в международном праве; и др. Это подтверждает актуальность и целесообразность проведения международно-правовых исследований в рамках этой темы.

Понятие генетических ресурсов и генетического материала. Все живые организмы — растения, животные и микроорганизмы являются носителями генетического материала, который может быть полезен людям. Эти ресурсы могут быть получены от диких, одомашненных или культивируемых видов, а также в естественных условиях обитания (in situ) или в условиях, специально созданных человеком, например ботанических садах, генетических банках, семенных фондах и коллекциях культур микроорганизмов (ex situ).

Как подчеркивают российские специалисты, в отличие от рыбы морские генетические ресурсы под-

9 Речь идет о морских пространствах открытого моря и международного района морского дна (Района). Открытое море —это все части моря, не входящие в исключительную экономическую зону, в территориальное море, или во внутренние воды государства, или в архипелажные воды архипелажного государства в соответствии с Конвенцией 1982 г. (ст. 86). Район — это дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции (ст. 1 Конвенции 1982 г.).

вергаются сбору не в качестве источника продовольствия, а ради содержащейся в них информации, которую можно воспроизвести и эксплуатировать в таких областях, как биотехнология, фармацевтика, косметология, медицина и т. д.10 Они являются важнейшим источником информации для понимания мира природы. Такие знания позволят создавать широкое разнообразие продуктов и услуг на благо человечества, например лекарства, косметику, внедрять новые технологии сельского хозяйства и защиты окружающей среды.

В освоении генетических ресурсов важное место отводится традиционным знаниям коренных и местных общин, которые накапливались на протяжении поколений11. Важно, чтобы права коренных и местных общин были учтены при согласовании доступа и пользования генетическими ресурсами12.

Международно-правовой режим, применяемый для сохранения и устойчивого использования морского биологического разнообразия, в том числе морских генетических ресурсов, в районах Мирового океана за пределами национальной юрисдикции. Ни Конвенция 1982 г., ни Конвенция 1992 г. не предусматривают специальных правовых норм в этом отношении.

А. Н. Вылегжанин провел классификацию международно-правовых норм об охране морского биологического разнообразия, в том числе его составной части — морских генетических ресурсов, и сделал вывод, что эти международные договоры не представляют целостную договорно-правовую базу сохранения биоразнообразия, в том числе морского13.

Изначально правила поиска и разведки минеральных ресурсов Района разрабатывались и утверждались в соответствии с Конвенцией 1982 г. и Соглашением об осуществлении части XI Конвенции 1982 г., принятым резолюцией 48/263 ГА ООН от 28 июля 1994 г.14, для возможной деятельности только с од-

10 См.: Бекяшев Д. К. Современные международно-правовые проблемы рыболовства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017. С. 48.

11 Понятие доступа и совместного использования выгод. Конвенция о биологическом разнообразии: ABS (доступ и совместное использование выгод). Справочные публикации по вопросам ABS, составлено Секретариатом Конвенции о биологическом разнообразии. Монреаль, 2010.

12 Подробнее см., например: Гуляева Е. Е. Правовой режим охраны генетической/геномной информации коренных народов и местных общин в международном праве. URL: http://inter-legal.ru/pravovoj-rezhim-ohrany-geneticheskoj-genomnoj-mformatsii-korennyh-narodov-i-mestnyh-obshhin-v-mezhdunarodnom-prave#_ftn24 (дата обращения: 03.03.2022).

13 См.: Вылегжанин А. Н. Биоразнообразие морской среды и международное право // Государство и право. 2001. № 3. С. 69—81; Вылегжанин А. Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). М., 2001. С. 237.

14 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/

conventions/agreement_impl_lawsea.shtml.

ним видом ресурсов — полиметаллических конкреций. В силу объективных физических характеристик новых видов минеральных ресурсов правовые нормы этих правил не могут быть напрямую применены к ним и требуют разработки новых норм для каждого вида ресурсов15.

Итак, этот вопрос нашел отражение в документе 2005 г. Вспомогательного органа по научному, техническому и технологическому консультированию, утвержденного согласно Конвенции 1992 г., о состоянии глубоководных генетических ресурсов за пределами действия национальной юрисдикции, тенденциях и угрозах в этой области а также об определении технических вариантов их сохранения и устойчивого использования16. В документе отмечаются очень высокая стоимость технологий, необходимых для доступа к экстремальной окружающей среде глубоководного морского дна, но в то же время потенциально высокие научные и коммерческие выгоды от глубоководных исследований. Также отмечается, что к настоящему времени исследована очень небольшая часть глубоководного морского дна и потенциал открытия новых видов очень высок. Подчеркивается, что в настоящее время существует правовой, регуляторный пробел в отношении коммерческой деятельности, связанной с глубоководными генетическими ресурсами за пределами национальной юрисдикции. В документе отмечена срочная необходимость уточнить в компетентных органах статус и характер деятельности, связанной с генетическими ресурсами в глубоководных районах Мирового океана за пределами национальной юрисдикции, в рамках Конвенции 1982 г. и других соответствующих международно-правовых документов, а также на основе научной информации.

Этот вопрос рассматривался Генеральной Ассамблеей ООН. Генеральным секретарем ООН в годовых отчетах 58-й и 59-й сессий ГА ООН в 2003 и 2004 гг. отмечена необходимость уточнения правового статуса и характера деятельности, связанной с морскими генетическими ресурсами на глубоководных участках морского дна17.

В отчете о 59-й сессии ГА ООН закреплено решение об учреждении Специальной неофициальной рабочей группы открытого состава для изучения вопросов сохранения и устойчивого использования морского биоразнообразия за пределами действия национальной юрисдикции. В одном из докладов этой рабочей группы отмечено, что всеобъемлющей правовой основой

15 См.: Глумов А. И. Актуальные международно-правовые вопросы поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов Международного района морского дна: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

16 UNEP/CBD/SBSTTA/11/11 22 July 2005.

17 А/58/65, А/59/62 и A/59/62/Add.1.

для всех этих документов является Конвенция 1982 г. в качестве зонтичного договора, охватывающего все виды использования Мирового океана18.

Решение о разработке международного юридически обязательного документа на базе Конвенции 1982 г. закреплено в резолюции ГА ООН от 19 июня 2015 г. № 69/292 в надежде, что у мирового сообщества появится мощный инструмент, с помощью которого пользователей морских ресурсов заставят бережнее взаимодействовать с природой, чтобы гарантировать сохранение и приумножение морских богатств во благо нынешнего и будущих поколений19. Данной резолюцией учрежден Подготовительный комитет по разработке рекомендаций, на основе которых впоследствии будет составлен текст международного юридически обязательного документа на базе Конвенции 1982 г. о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции.

5—9 июня 2017 г. Секретариатом Конференции ООН был представлен Концептуальный документ «Использование, защита, сохранение и восстановление морских и прибрежных экосистем» по содействию достижению 14-й цели в области устойчивого развития «Сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития»20.

В резолюции ГА ООН 72/249 от 24 декабря 2017 г. зафиксировано решение Генеральной Ассамблеи созвать Межправительственную конференцию под эгидой ООН с целью рассмотреть рекомендации вышеупомянутого Подготовительного комитета и как можно скорее разработать текст этого международного юридически обязательного инструмента на базе Конвенции 1982 г.

Межправительственная конференция проходила с 16 по 18 апреля 2018 г. В пунктах 6, 7 резолюции 72/249 определено, что работа и результаты конференции должны всецело соответствовать положениям Конвенции 1982 г. и не должны ослаблять уже существующие правовые акты и рамки, а также глобальные, региональные и секторальные органы соответствующего профиля.

18 URL: http://cbd.int/kb/record/meetingDocument/ 11639?Subject=PA.

19 См.: Шувалова Т. В. В ООН разрабатывают новый документ по сохранению морского биоразнообразия. Аналитическая записка. 20 июня 2019 г. Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/v-oon-razrabatyvayut-novyy-dokument-po-sokhraneniyu-morskogo-bioraznoobraziya/ (дата обращения: 03.03.2022).

20 Пункт 9 предварительной повестки дня. Партнерские

диалоги. Нью-Йорк, 5—9 июня 2017 г. // A/C0NF.230/5, 1 May

2017.

Для данной конференции в резолюции обозначено проведение четырех сессий с 2018 по 2020 г. Три из них состоялись; работа велась в четырех рабочих группах: по морским генетическим ресурсам, включая вопросы совместного использования выгод; по зонально привязанным инструментам хозяйствования, включая охраняемые морские районы; по оценкам воздействия на окружающую среду; по наращиванию потенциала и передаче морских технологий21. Проведение последней из запланированных сессий было перенесено на более позднее время в связи с пандемией СOVID-19.

Проект Соглашения на базе Конвенции 1982 г. о сохранении и устойчивом использовании морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции. Согласно существующей версии проекта Соглашения на базе Конвенции 1982 г. это международный договор, состоящий из 70 статей. В качестве общей цели документа обозначено обеспечение долгосрочного сохранения и устойчивого использования морского биологического разнообразия в районах за пределами действия национальной юрисдикции на основе эффективного осуществления соответствующих положений Конвенции 1982 г. и упрощение международного сотрудничества и координации (ст. 2 проекта Соглашения). В статье 4 закреплено, что никакие положения этого Соглашения не ущемляют права, юрисдикцию и обязанности государств по Конвенции 1982 г. Настоящее Соглашение толкуется и применяется в контексте указанной Конвенции и в предусмотренном ею порядке.

Части проекта Соглашения посвящены следующим вопросам: морские генетические ресурсы, включая вопросы совместного использования выгод; применение зонально привязанных инструментов хозяйствования, включая создание охраняемых морских районов, и других мер; оценки экологического воздействия; наращивание потенциала и передачи морских технологий; институциональные механизмы; финансовые ресурсы; урегулирование споров; добросовестность и незлоупотребление правами; и др.

В проекте Соглашения есть два приложения: ориентировочные критерии идентификации районов; виды деятельности по наращиванию потенциала и передаче морских технологий.

Определение генетического материала в проекте Соглашения на базе Конвенции 1982 г. В настоящей версии проекта Соглашения предложены два вари-

21 Подробнее о состоявшихся сессиях см., например: Бекя-шев К. А. Будут ли морские генетические ресурсы объектом международно-правовой охраны? // Рыбное хозяйство. 2019. № 3. С. 48—54; Бекяшев К. А., Галстян Г. Г. Итоги 3-й сессии Межправительственной конференции по разработке Соглашения ООН о сохранении и устойчивом использовании морского биоразнообразия открытого моря // Рыбное хозяйство. 2019. № 5. С. 15—19.

анта определения «морские генетические ресурсы» и «морской генетический материал». «Морские генетические ресурсы» — это любой материал морского растительного, животного, микробного или иного происхождения, обнаруживаемый в районах за пределами действия национальной юрисдикции и содержащий функциональные единицы наследственности, имеющие фактическую или потенциальную ценность с точки зрения их генетических и биохимических свойств. Другой вариант определения «морские генетические ресурсы»: это морской генетический материал, представляющий фактическую или потенциальную ценность. «Морской генетический материал» означает любой морской материал растительного, животного, микробного или иного происхождения, содержащий функциональные единицы наследственности.

Так, определение генетического материала совпадает с определением, содержащимся в Конвенции 1992 г. Некоторые российские специалисты отмечают, что такое упрощение определения генетического материала в проекте Соглашения на базе Конвенции 1982 г. выглядит странным22. Оно не содержит каких-либо указаний на пространства, откуда они могут быть получены, на условия in-situ, в том числе морские, с различными международно-правовыми режимами.

Применение концепции общего наследия человечества (the concept of the common heritage of mankind) в проекте Соглашения на базе Конвенции 1982 г. За время работы состоявшихся сессий межправительственной конференции сформировались две позиции относительно применения названной концепции к этому виду ресурсов в районах за пределами национальных юрисдикций (ст. 5 проекта Соглашения):

1) так называемые развивающиеся государства выдвигали требование о закреплении в проекте Соглашения положений о применимости концепции общего наследия человечества к морским генетическим ресурсам Района;

2) так называемые развитые государства ссылались на ст. 13323 и 13624 Конвенции 1982 г., отрицали такую возможность, предлагали разработать тему справедливого распределения выгод, нематериальных благ (обмен информацией, данными, передача технологий на добровольной основе) и повышения потенциала25.

Остановимся на концепции общего наследия человечества, особенностях ее появления и применения.

22 См.: Гуляева Е. Е. Указ. соч.

23 Статья 133 Конвенции 1982 г.: а) «ресурсы» означают все твердые, жидкие или газообразные минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции, in situ в Районе на морском дне или в его недрах; b) ресурсы, когда они извлечены из Района, рассматриваются как «полезные ископаемые».

24 Статья 136 Конвенции 1982 г.: Район и его ресурсы являются общим наследием человечества.

25 См.: Шувалова Т. В. Указ. соч.

Впервые эта идея общего наследия человечества прозвучала в известном впоследствии выступлении в ГА ООН Арвида Пардо, представителя, посла Мальты, 1 ноября 1967 г. по вопросу кодификации международного морского права, чтобы исключить любое обращение в национальную собственность богатств, содержащихся в недрах океанов, и способствовать их разработке в интересах всего человечества26.

Это предложение А. Пардо нашло закрепление в резолюции ГА ООН 2749 (XXV) от 17 декабря 1970 г. «Декларация принципов, регулирующих режим дна морей и океанов и его недр за пределами действия национальной юрисдикции», в которой Генеральная Ассамблея ООН торжественно заявляет, что дно морей и океанов и его недра за пределами действия национальной юрисдикции (далее — Район), а также ресурсы этого района являются общим достоянием человечества27.

С этого времени концепция общего наследия человечества не переставала обсуждаться международным сообществом; по мнению специалистов ООН (ЮНЕСКО), сама идея, что некоторые материальные и нематериальные творения являются общим достоянием всех людей, т. е. принадлежат человечеству в целом, стара и в то же время привлекательна, поскольку связана с извечными идеями общности людей и солидарности между ними28.

Так, на III Конференции ООН по морскому праву (1973—1982 гг.) обсуждалась идея сделать дно Мирового океана и его богатства принадлежащими всему человечеству. Как подчеркивает Т. Ско-ваззи, в это же время техническое развитие характеризовалось ожиданием скачка в области появления возможностей для коммерческой эксплуатации полиметаллических конкреций, залегающих на поверхности морского дна или непосредственно под его поверхностью, и содержащих марганец, кобальт, никель, медь29.

По словам Г. Г. Шинкарецкой, началось нечто вроде «золотой лихорадки»: некоторые государства спешили захватить участки на дне и присвоить исключительное право их разработки. Развивающиеся страны, которые в основном заняты добычей металлов на суше, решили принять меры к предотвращению растаскивания морского дна30.

26 См.: Scovazzi T. The deep seabed. Legal and political challenges // Ocean Resources. 2015. P. 449.

27 URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ declarations/seabed_principles.shtml; https://www.un.org/ru/ law/lawsea/.

28 См. п. 2 Доклада по п. 4.13 предварительной повестки дня (Генеральная конференция ЮНЕСКО. 30-я сессия. Париж, 1999. URL: https://unesdoc.unesco.org/arkV48223/ pf0000117569_rus).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 См.: Scovazzi T. Op. cit. P. 450.

30 См.: Шинкарецкая Г. Г. Контуры международного част-

ного права в отраслях международного публичного пра-

В Конвенции 1982 г. появилась концепция общего наследия человечества: все ее базовые элементы содержатся в части XI «Район». Статьи 1 и 136 Конвенции 1982 г. гласят, что дно морей и океанов и его недра за пределами национальной юрисдикции являются общим наследием человечества. Юридическая сущность концепции раскрывается в п. 1 ст. 137: ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права или осуществлять их в отношении какой бы то ни было части Района или его ресурсов. Значит, национальное присвоение глубоководного морского дна запрещено. Согласно п. 2 ст. 137 все права на ресурсы Района принадлежат человечеству.

Здесь Г. Г. Шинкарецкая напоминает, что человечество — это не юридическое понятие31. Поэтому в Конвенции 1982 г. установлено, что деятельность в Районе организуется, осуществляется и контролируется Международным органом по морскому дну32 от имени всего человечества (п. 1 ст. 153).

По ряду причин было разработано вышеупомянутое Соглашение об осуществлении части XI Конвенции 1982 г., принятое резолюцией 48/263 ГА ООН от 28 июля 1994 г. (далее — Соглашение 1994 г.). Положения Соглашения 1994 г. и части XI Конвенции 1982 г. толкуются и применяются вместе, как единый документ (ст. 2 Соглашения 1994 г.).

В разделах I—V Приложения к Соглашению 1994 г. содержатся положения о Международном органе по морскому дну, Предприятии, функции которого выполняются Секретариатом Органа, принятии решений, конференции по обзору, передаче технологии, и др.

Готовы ли государства предоставить юридическим лицам решение вопросов (международной юрисдикции) согласно проекту Соглашения на базе Конвенции 1982 г.? Мортен Тведт, доцент кафедры социальных наук Университета Мольде (Норвегия), отмечает, на наш взгляд, важный факт: основная идея при введении международно-правового регулирования деятельности с морскими генетическими ресурсами в Районе — это регулирование поведения всех участников процесса, в том числе исследователей и коммерческих организаций, использующих эти ресурсы. Сторонами Конвенции 1982 г. являются государства. Если разрабатываемый сейчас международно-правовой инструмент, юридически обязательный к исполнению — проект Соглашения на базе Конвенции 1982 г., — будет иметь обязательства к исполнению и для частных участников процесса, то в таком случае недостаточно адресо-

ва // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2021. № 2. С. 55—67. DOI: 10.7256/2454-0633.2021.2.35889.

31 См.: Шинкарецкая Г. Г. Указ. соч.

32 URL: https://www.un.org/ru/law/lawsea/seabed/docs.shtml.

вать все задачи по его разработке только международному публичному праву33.

Здесь встает вопрос о соотношении международного публичного и международного частного права. Г. Г. Шинкарецкая подчеркивает, что эти системы различаются по предмету регулирования. Международное частное право применяется для регулирования гражданских отношений между субъектами различных государств, а международное публичное право регулирует отношения между властными субъектами, прежде всего государствами. Далее — различаются и методы регулирования. По мере развития технологий, а также образования единого мирового рынка наблюдается включение норм, прямо регулирующих поведение субъектов национального права, в международные договоры34. Отдельные вопросы отношений государств и международных межправительственных организаций с физическими и юридическими лицами также подпадают под регулирование норм и принципов международного публичного права, влияние которых все более возрастает в связи с расширением практики их толкования и применения в национальных правовых системах государств35.

По мнению Г. Г. Шинкарецкой, в международном морском праве можно говорить только об опосредованном наложении на юридическое лицо обязательств по международному праву. В международном морском праве, где физические и юридические лица допускаются к добыче ресурсов морского дна, действует исключительное право государств регулировать деятельность и своих, и чужих юридических лиц. В законодательных актах национального права уточняются и конкретизируются права и обязанности юридических лиц, вытекающие из международных обязательств государств — своеобразная форма унификации национального законодательства36.

Получается, что этот международно-правовой режим Конвенции 1982 г. отводит государствам практически решающую роль в предоставлении своим физическим и юридическим лицам права доступа к ресурсной деятельности37.

Так, согласно подп. "Ь" п. 2 ст. 153 Конвенции 1982 г. деятельность в Районе осуществляется совместно с Международным органом по морскому

33 См.: TvedtM. W. Marine Genetic Resources: a Practical Legal Approach to Stimulate Research, Conservation and Benefit Sharing // The Law of the Seabed. Access, Uses, and Protection of Seabed Resources. Ed. by C. Banet. BRILL, 2020. P. 238—254. DOI: 10.1163/9789004391567_013.

34 См.: Шинкарецкая Г. Г. Указ. соч.

35 См.: Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я., Абрамова А. И. и др. Указ. соч. С. 495—496 (авторы — Капустин А. Я., Тиунов О. И., Осминин Б. И., Бальхаева С. Б.).

36 См.: Шинкарецкая Г. Г. Указ. соч.

37 См.: Глумов А. И. Указ. соч.

дну государствами-участниками, либо государственными предприятиями, либо в случае, если государства-участники поручились за них, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств или их граждан, либо любой группой вышеуказанных лиц, которые отвечают требованиям, предусмотренным в настоящей части XI «Район» и в приложении III «Основные условия поиска, разведки и разработки».

Некоторые вопросы ответственности. Государства-участники обязуются обеспечивать осуществление деятельности в Районе в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. Но согласно п. 2 ст. 139 Конвенции 1982 г. ущерб, причиненный в результате невыполнения каким-либо государством-участником или международной организацией своих обязанностей по части XI Конвенции 1982 г., влечет соответствующую ответственность. Важно, что государство-участник, однако, не несет ответственности за ущерб, причиненный в результате несоблюдения настоящей части лицом, за которое оно поручилось, на основании подп. "b" п. 2 ст. 153, если это государство-участник приняло все необходимые и надлежащие меры для обеспечения эффективного соблюдения в соответствии с п. 4 ст. 153 и п. 4 ст. 4 приложения III Конвенции 1982 г.

Для разрешения споров, вытекающих из деятельности в Районе, в Конвенции 1982 г. предусмотрена Камера по спорам, касающимся морского дна, как одна из камер в составе Международного трибунала по морскому праву со своей исключительной компетенцией38.

В рамках настоящей статьи важно обозначить первое консультативное заключение Камеры, вынесенное 1 февраля 2011 г.39, на тему «Ответственность и обязательства государств, поручающихся за физических и юридических лиц в отношении их деятельности в Районе» по трем вопросам: 1) в чем заключаются ответственность и обязательства государств — участников Конвенции 1982 г. в отношении поручительства за деятельность в Районе в соответствии с Конвенцией, особенно с частью XI, и Соглашением 1994 г. об осуществлении части XI Конвенции 1982 г.; 2) в каких пределах возникает ответственность государства-участника в случае невыполнения положений Конвенции, особенно части XI, и Соглашения 1994 г. юридическим лицом, за которое государство поручилось в соответствии со ст. 153 (п. 2(b)) Конвенции 1982 г.; 3) какие необходимые и надлежащие меры должно предпринимать государство-поручитель для выпол-

38 См. ст. 187 и др. Конвенции 1982 г., а также Приложение VI «Статут Международного трибунала по морскому праву» к данной Конвенции.

39 URL: www.itlos.org/fileadmin/itlos/documents/cases/case_ no_17/17_adv_op_010211_en.pdf.

нения своих обязанностей по Конвенции 1982 г., особенно ст. 139 и приложения III, и Соглашению 1994 г.40

Анализируя это консультативное заключение, специалисты делают вывод об уникальности этого документа: он является первым в истории Трибунала и был принят единогласно. Заключение вносит определенный вклад в прогрессивное развитие морского права, установив высокие стандарты «должной осмотрительности», отметив значение обязательств применения мер предосторожности, «наилучшей существующей технологии». В нем отражена важная норма: развивающиеся страны несут те же обязательства в отношении охраны окружающей среды, что и развитые страны41.

У российских специалистов по поводу консультативного заключения Камеры складывается мнение, что концепция общего наследия человечества не вполне сформировалась и нельзя определенно сказать, какие обязательства вытекают из нее; поэтому Камера, формулируя свои ответы, делала прогноз на будущее de lege ferenda (с позиций будущего права)42. Важно помнить, что консультативные заключения, в том числе Камеры по спорам, касающиеся морского дна, не имеют обязательной силы, но способствуют разъяснению и развитию международного права43.

О подходах в проекте Соглашения на базе Конвенции 1982 г. По мнению зарубежных специалистов, современные подходы к доступу и совместному использованию выгод генетических ресурсов в пределах национальной юрисдикции имеют определенный парадокс: с одной стороны, инструменты регулирования и мониторинга стремятся содействовать совместному использованию выгод от использования генетических ресурсов, с другой стороны, они устанавливают требования и ограничения доступа, которые настолько сложны, что препятствуют самим исследованиям и проектам. Поиск решения по совместному использованию выгод в рамках обязательного подхода «открытого доступа» также создает парадокс: нарушается цепочка контроля, необходимая для отслеживания доступа к совместному использованию выгод, а также требуется включение пользователей в обширную систему мониторинга, что противоречит самой идее свободы «открытого доступа»44.

40 См.: Абашидзе А. Х., Солнцев А. М., Сюняева М. Д. Консультативное заключение Международного Трибунала по морскому праву об ответственности государств за деятельность на морском дне за пределами национальной юрисдикции // Государство и право. 2012. № 7. С. 74.

41 Там же. С. 80.

42 См.: Шинкарецкая Г. Г. Указ. соч.

43 См.: Абашидзе А. Х., Солнцев А. М., Сюняева М. Д. Указ. соч. С. 74.

44 См.: Humphries F., Gottlieb H. M., Laird S., etc. A tiered

approach to the marine genetic resource governance framework

Отдельные режимы доступа в проекте Соглашения, основанные на том, находятся ли морские генетические ресурсы in situ («уведомление»), ex situ («бесплатно и открыто») или in silico («упрощенный»), скорее всего, приведут к ненужной сложности и путанице для пользователей и тех, кто внедряет системы мониторинга, особенно в связи с тем, что в одной и той же исследовательской деятельности могут использоваться все три формы морских генетических ресурсов. Ряд зарубежных авторов считают, что переговоры по разработке текста Соглашения на базе Конвенции 1982 г. ведутся в мире, далеком от того, в котором была создана первоначальная концепция доступа и совместного использования выгод, так как развитие технологий обнаружения, сбора, использования, хранения и обмена генетическими ресурсами и связанной с ними информацией продолжают расширять границы существующих моделей доступа и совместного использования выгод45.

Российские специалисты считают, что это Соглашение на базе Конвенции 1982 г. могло бы создать новый регламентационно-хозяйственный режим, определяющий создание многофункциональных морских охраняемых районов и управление ими. Такой режим основывался бы на принципах экосистемного и пред-осторожного подходов, предусматривал, в частности, проведение предварительных экологических экспертиз и возложение бремени доказывания (в случае нанесения ущерба) на пользователей46.

Заключение. Случилось ли сейчас «уже виденное» (дежавю), подобное той «золотой лихорадке» в 1960-х гг. по разработке минеральных ресурсов в Районе Мирового океана, которая привела концепцию всеобщего наследия человечества в Конвенцию 1982 г. на III Конференции по морскому праву? Заметим, что в настоящее время мы являемся свидетелями «генной лихорадки», в том числе за пределами действия национальных юрисдикций в Мировом океане, с аналогичным «ажиотажем» вокруг ожидания скачка технического развития (биотехнологии, генные технологии, генная инженерия) с целью коммерчески выгодной эксплуатации морских генети-

under the proposed UNCLOS agreement for biodiversity beyond national jurisdiction (BBNJ) // Marine Policy. 2020. Vol. 122. December. DOI: 10.1016/j.marpol.2020.103910.

45 См.: Humphries F., Gottlieb H. M., Laird S., etc. Op. cit.

46 См.: Бекяшев Д. К., Бекяшев К. А. Рыболовство и сохранение морского биоразнообразия в открытом море: проблемы и перспективы международно-правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2016. № 4(95). С. 31.

ческих ресурсов в районах за пределами национальных юрисдикций.

В рамках ООН активно ведется работа по согласованию текста проекта Соглашения на базе Конвенции 1982 г.

В современных экономических условиях добыча даже минеральных ресурсов в Районе продолжает оставаться сомнительно выгодной с точки зрения их коммерческой эксплуатации из-за ряда негативных факторов47.

Остаются открытыми вопросы, вступит ли в силу данное Соглашение на базе Конвенции 1982 г. и для каких государств, потребуется ли имплементация его положений в нормы внутригосударственного права, причем некоторые российские специалисты отмечают, что это должно быть сделано путем подписания имплементационного соглашения48.

Несмотря на то что широкомасштабная по охвату и всеобъемлющая в своих целях Конвенция 1982 г. известна как «Конституция океанов», веха в истории самой ООН, научно-технический прогресс не остановить, в том числе в сфере генетических исследований и эксплуатации. Генеральный секретарь ООН на пленарном заседании ГА ООН 9 декабря 2002 г. по вопросу «Мировой океан и морское право: празднование двадцатой годовщины открытия для подписания в 1982 г. Конвенции ООН по морскому праву» отметил, что в каждой из основных областей, которые рассматриваются в Конвенции (мирное использование морей, судоходство и связь, равноправное и рациональное использование ресурсов Мирового океана и защита морской среды) появились новые сложные задачи, решение которых требует нового мышления и решительных действий. Конвенция — это не догма, а живой документ, который подлежит адаптации к меняющейся обстановке. На самом деле многое изменилось с момента ее принятия, и, безусловно, в будущем произойдут новые события49.

Остается добавить, что в процессе согласования текста проекта рассматриваемого Соглашения на базе Конвенции 1982 г. и его принятия также необходимы высокие стандарты принципа «должной осмотрительности» с учетом долгосрочных перспектив мирного использования пространств и ресурсов Мирового океана.

47 См.: Scovazzi T. Op. cit. P. 451.

48 См.: Бекяшев Д. К., Бекяшев К. А. Указ. соч. С. 31.

49 См.: URL: https://www.un.org/ru/sg/annan_messages/2002/ a57pv70.shtml.

Список литературы

Humphries F., Gottlieb H. M., Laird S., etc. A tiered approach to the marine genetic resource governance framework under the proposed UNCLOS agreement for biodiversity beyond national jurisdiction (BBNJ) // Marine Policy. 2020. Vol. 122. December. DOI: 10.1016/j.marpol.2020.103910.

Scovazzi T. The deep seabed. Legal and political challenges // Ocean Resources. 2015.

Tvedt M. W. Marine Genetic Resources: a Practical Legal Approach to Stimulate Research, Conservation and Benefit Sharing // The Law of the Seabed. Access, Uses, and Protection of Seabed Resources. Ed. by C. Banet. BRILL, 2020. DOI: 10.1163/9789004391567_013.

Абашидзе А. Х., Солнцев А. М., Сюняева М. Д. Консультативное заключение Международного Трибунала по морскому праву об ответственности государств за деятельность на морском дне за пределами национальной юрисдикции // Государство и право. 2012. № 7.

Анисимов И. О. Некоторые международно-правовые вопросы разработки и передачи морских технологий // Московский журнал международного права. 2021. № 4. DOI: 10.24833/0869-0049-2021-4-136-147.

Бекяшев Д. К. Современные международно-правовые проблемы рыболовства: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2017.

Бекяшев Д. К., Бекяшев К. А. Рыболовство и сохранение морского биоразнообразия в открытом море: проблемы и перспективы международно-правового регулирования // Евразийский юридический журнал. 2016. № 4(95).

Бекяшев К. А. Будут ли морские генетические ресурсы объектом международно-правовой охраны? // Рыбное хозяйство. 2019. № 3.

Бекяшев К. А., Галстян Г. Г. Итоги 3-й сессии Межправительственной конференции по разработке Соглашения ООН о сохранении и устойчивом использовании морского биоразнообразия открытого моря // Рыбное хозяйство. 2019. № 5.

Вылегжанин А. Н. Биоразнообразие морской среды и международное право // Государство и право. 2001. № 3.

Вылегжанин А. Н. Морские природные ресурсы (международно-правовой режим). М., 2001.

Глумов А. И. Актуальные международно-правовые вопросы поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов Международного района морского дна: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010.

Гуляева Е. Е. Правовой режим охраны генетической/геномной информации коренных народов и местных общин в международном праве. URL: http://inter-legal.ru/pravovoj-rezhim-ohrany-geneticheskoj-genomnoj-informatsii-korennyh-narodov-i-mestnyh-obshhin-v-mezhdunarodnom-prave#_ftn24 (дата обращения: 03.03.2022).

Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я., Абрамова А. И. и др. Научные концепции развития российского законодательства: монография / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. 7-е изд. М., 2015.

Шинкарецкая Г. Г. Контуры международного частного права в отраслях международного публичного права // Международное право и международные организации / International Law and International Organizations. 2021. № 2. DOI: 10.7256/24540633.2021.2.35889.

Шувалова Т. В. В ООН разрабатывают новый документ по сохранению морского биоразнообразия. Аналитическая записка. 20 июня 2019 г. Российский совет по международным делам. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/ v-oon-razrabatyvayut-novyy-dokument-po-sokhraneniyu-morskogo-bioraznoobraziya/ (дата обращения: 03.03.2022).

References

Abashidze A. Kh., Solntsev A. M., Sunyaeva M. D. Advisory Opinion of the International Tribunal for the Law of the Sea on the Responsibility of States for Activities on the Seabed Beyond National Jurisdiction. State and Law, 2012, no. 7. (In Russ.)

Anisimov I. O. Some international legal issues of development and transfer of marine technologies. Moskovskiy zhurnal mezhdunarodnogoprava, 2021, no. 4. (In Russ.) DOI: 10.24833/0869-0049-2021-4-136-147.

Bekyashev D. K. Modern international legal problems of fisheries. Dr. diss. thesis. Moscow, 2017. (In Russ.)

Bekyashev D. K., Bekyashev K. A. Fishing and conservation of marine biodiversity in the High seas: problems and prospects of international legal regulation. Evraziyskiyyuridicheskiy zhurnal, 2016. no. 4(95), pp. 20—31. (In Russ.)

Bekyashev K. A. Will marine genetic resources be subject to international legal protection? Rybnoe khozyaystvo, 2019, no. 3, pp. 48—54. (In Russ.)

Bekyashev K. A., Galstyan G. G. Results of the 3rd session of the Intergovernmental Conference on the Development of the UN Agreement on the Conservation and Sustainable Use of Marine Biodiversity of the High Seas. Rybnoe khozyaystvo, 2019, no. 5, pp. 15— 19. (In Russ.)

Glumov A. I. Actual international legal issues of prospecting, exploration and development of mineral resources of the International Seabed Region. Cand. diss. thesis. Moscow, 2010. (In Russ.)

Gulyaeva E. E. Legal regime for the protection of genetic/genomic information of indigenous peoples and local communities in international law. (In Russ.) Available at: http://inter-legal.ru/pravovoj-rezhim-ohrany-geneticheskoj-genomnoj-informatsii-korennyh-narodov-i-mestnyh-obshhin-v-mezhdunarodnom-prave#_ftn24 (accessed 03.03.2022).

Humphries F., Gottlieb H. M., Laird S. etc. A tiered approach to the marine genetic resource governance framework under the proposed UNCLOS agreement for biodiversity beyond national jurisdiction (BBNJ). Marine Policy, 2020, December, vol. 122. DOI: 10.1016/j.marpol.2020.103910.

Naryshkin S. E., Khabrieva T. Y., Abramova A. I. et al. Scientific concepts of the development of Russian legislation. Ed. by T. Y. Khabrieva, Yu.A. Tikhomirov. 7th ed. Moscow, 2015. (In Russ.)

Scovazzi T. The deep seabed. Legal and political challenges. Ocean Resources, 2015.

Shinkaretskaya G. G. Contours of private international law in the branches of public international law. International Law and International Organizations, 2021. no. 2, pp. 55—67. (In Russ.) DOI: 10.7256/2454-0633.2021.2.35889.

Shuvalova T. V. The UN is developing a new document on the conservation of marine biodiversity. Analytic note. June 20, 2019 Russian International Affairs Council. (In Russ.) Available at: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/v-oon-razrabatyvayut-novyy-dokument-po-sokhraneniyu-morskogo-bioraznoobraziya/ (accessed 03.03.2022).

Tvedt M. W. Marine Genetic Resources: a Practical Legal Approach to Stimulate Research, Conservation and Benefit Sharing. The Law of the Seabed. Access, Uses, and Protection of Seabed Resources. Ed. by C. Banet. BRILL, 2020. Pp. 238—254. DOI: 10.1163/9789004391567_013.

Vylegzhanin A. N. Marine natural resources (international legal regime). Moscow, 2001. (In Russ.)

Vylegzhanin A. N. Biodiversity of the Marine Environment and International Law. State and Law, 2001. no. 3, pp. 69—81. (In Russ.) Информация об авторах

Ю. В. Боброва, старший научный сотрудник отдела международного права Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, кандидат юридических наук

Ф. Боржиа, доцент факультета права (международного права) Университета «Тор Вергата», Ph.D

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.