УДК 338.26
ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В ГОСУДАРСТВЕННОМ СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ
METHODOLOGY ANALYSIS OF STRATEGIC ISSUES IN STATE STRATEGIC PLANNING
Елена Ивановна КУЗНЕЦОВА,
доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и экономического анализа,
Московский университет МВД России E-mail: [email protected]
Основным способом достижения стратегических целей устойчивого развития является реализация стратегических национальных приоритетов. Разработка стратегии экономического развития требует применения системного анализа для оценки мировой и внутренней экономической ситуации, выявления потребностей населения страны и его контрагентов в мировом хозяйстве. Исследованию проблем методологии стратегического анализа и посвящена данная статья.
Ключевые слова: методология, стратегический анализ, государственное планирование.
Elena I. KUZNETSOVA,
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of Finance and Economic Analysis, Moscow University of Ministry of Home Affairs of Russia E-mail: [email protected]
The main way of achieving the strategic goal of sustainable development is the implementation of the strategic national priorities. Devising strategy of economic development requires a systematic analysis to evaluate the global and domestic economic situation, identify the needs of the population and its counterparties in the world economy. This article is devoted to the study of the problems of the methodology of the strategic analysis.
Keywords: methodology, strategic analysis, state planning.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 №№ 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» [4] разработан законопроект «О государственном стратегическом планировании». Он определяет основы государственного стратегического планирования в Российской Федерации, координации государственного стратегического управления и бюджетной политики, полномочия и функции органов государственной власти, субъектов Федерации и порядок их взаимодействия с общественными, научными организациями в области стратегического планирования. Ключевая идея законопроекта - создать правовую основу для разработки, построения и функционирования комплексной системы государственного стратегического планирования в области социально-экономического развития и национальной безопасности России [5, 6].
Такая система призвана повысить качество жизни населения, улучшить российскую экономику и обеспечить безопасность страны. В последнее время решения в оборонной, социальной, технологической и экономической сферах приобретают долгосрочный стратегический характер. Поэтому возникла необходимость в наборе ряда управленческих инструментов. Согласно законопроекту ими могут стать государственное прогнозирование, программно-целевое и территориальное планирование, мониторинг реализации. Все это и образует рассматриваемую целостную систему.
Для разработки экономической стратегии государства широко используется стратегический анализ национальной экономики, основанный на использовании методологии системного анализа для оценки мировой и внутренней конъюнктуры.
18
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ
Он предполагает систематическое и постоянное изучение потребностей национальной экономики и ее позиционирование в мировом хозяйстве, разработку концепций и стратегий эффективного хозяйствования в рамках национальной и мировой экономик, обеспечивающих отечественным предприятиям устойчивые конкурентные преимущества.
Проблема методологии стратегического анализа, кроме раскрытия сущности, заключается в определении системы его неотъемлемых признаков: объекта; предмета; субъектов; горизонтов; целей и задач; роли; концептуально-методологических принципов; системы терминов и определений; научных основ, включающих моделирование и алгоритмизацию объектов; методического обеспечения и определения обоснованной сферы приложения методов.
Предметом стратегического анализа являются оцениваемые с позиций обеспечения защищенности жизненно важных национальных интересов качество стратегий и эффективность действий хозяйствующих субъектов на внутреннем и мировом рынках. К объекту стратегического анализа относится экономическая система, субъектами выступают верхние эшелоны государственного аппарата.
Цель стратегического анализа национальной экономики — выявление потребностей населения страны и его контрагентов в мировом хозяйстве, рациональных по отобранным критериям. Он призван отслеживать эволюцию мирохозяйственной конъюнктуры и выявлять потенциальные рынки российских товаров и услуг.
Основными задачами стратегического анализа национальной экономики являются [1, с. 37] определение целей национальной экономики; разработка концептуальных основ развития национальной экономики; обеспечение сбалансированного учета экономических, политических и военных интересов России в сфере мировой торговли и внешнеэкономической деятельности.
Таким образом, роль стратегического анализа национальной экономики состоит в том, чтобы подготовить для лиц, принимающих решения в системе национальной экономики, варианты концептуальных документов, нацеливающих хозяйствующие субъекты на привлекательные с позиций национальных интересов экономические возможности и парирование угроз экономической безопасности страны.
Концептуально-методологические принципы в совокупности с методами анализа национальной
экономики составляют теорию ее стратегического анализа. Поскольку разработка теории является научно-прикладной проблемой, то необходимо различать общие принципы, обусловленные преимущественно научным аспектом стратегического анализа, и частные принципы, обусловленные прикладным аспектом. Первые выступают как известные принципы системного анализа. К частным принципам относятся научные положения, обусловленные специфическими особенностями предметной и объектной областей, а также этапов стратегического анализа национальной экономики.
Это, во-первых, принцип приоритета национальных интересов, во-вторых, это принципы анализа политико-экономической обстановки, сегментации рынков национальной продукции и услуг, оценки рынков по критериям экономической привлекательности, оценки конкурентных возможностей хозяйствующих субъектов-резидентов и страны в целом; синтеза концептуальных основ политики и стратегий государства в сфере взаимодействия системы национальной экономики с внутренней и внешней системными средами. Первый этап (шаг) стратегического анализа — выявление главных целей, следующие два - изучение внутренней и внешней среды национальной экономики, последний — анализ среды в целом (см. таблицу).
Последний этап заключается в совместном исследовании потенциала и климата, или в оценке стратегической позиции национальной экономики в пространстве из двух координат: на абсциссе откладывается значение потенциала, а на ординате отражается состояние климата (условий внешней среды). Произведение потенциала и климата дает основной результат аналитической стадии — значение стратегической позиции национальной экономики, которая с высокой вероятностью представляется как потенциальная возможность; ее реальная мощь определится лишь при определенной стратегической активности на уровне руководства государства. Произведение стратегической позиции на стратегическую активность даст стратегическую силу (или определит так называемый стратегический успех), которую часто называют конкурентным преимуществом.
Каждый этап стратегического анализа требует соответствующего методического обеспечения, которое пока отсутствует.
Предполагается, что вместо стандартной последовательности SWOT-анализа - Strengths (силь-
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя ъ ЪР^тжгсх*
19
Характеристика этапов стратегического анализа
Этап Задачи Решения
Анализ миссии и целей Идентификация миссии и цели развития Выбор структуры и редакция миссии. Выбор (редакция) цели развития. Выбор структуры дерева цели
Анализ внутренней среды Оценка стратегического потенциала Выбор методов. Выбор оценки потенциала. Выбор варианта структуры внутренней среды (потенциала) -базовый вариант прогноза внутренней среды
Анализ внешней среды Оценка стратегического климата (условий) Выбор методов. Выбор оценки климата. Выбор варианта структуры внешней среды (условий) - базовый вариант прогноза внешней среды
Анализ среды в целом Оценка стратегической позиции. Оценка конкурентного преимущества Выбор методов. Выбор оценки позиции (идентификация стратегий). Выбор варианта структуры стратегического пространства (общий базовый прогноз внутренней и внешней среды)
ные стороны) ^ Weaknesses (слабые стороны) ^ Opportunities (возможности) ^ Threats (угрозы) -логичнее эти операции выполнять на основе использования концепции ключевых факторов успеха. Выявленные на мировом рынке ключевые факторы сравниваются с сильными и слабыми сторонами национальной экономики, и только после этого определяется, какие параметры потенциала реально сильны или слабы. Далее эти выводы уточняются путем сопоставления с возможностями и исходящими извне угрозами.
Таким образом, технология стратегического анализа на первой стадии стратегического управления включает разработку миссии и цели, оценку потенциала, климата (условий), позиции и конкурентного преимущества (преимуществ) национальной экономики. Вторая стадия стратегического управления состоит в подготовке альтернативных и каталога базовых (эталонных) стратегий, а также выбора и принятия предпочтительной цели (как правило, представляющей собой комбинацию разного вида и уровня задач). Третья стадия предусматривает организационные меры по реализации выбранной стратегии: разработку проекта и плана, реструктуризацию, контроль (мониторинг) за аналитическим процессом, реализацию решений [3, с. 238].
Необходимым компонентом инструментария стратегического анализа является его информационная база, представляющая собой систему учетных регистров, в рамках которых осуществляется декомпозиция сегментов (квадрантов) матрицы SWOT-анализа на совокупность ее отдельных сторон. Такая декомпозиция может иметь иерархическую или фасетную (списочную) структуру либо их со-
четание. Каждый фасет строится на основе последовательного порядкового перечисления объектов классификации по одному признаку. Фасетную структуру имеет система индикаторов состояния экономики страны. Эта система используется чаще всего. В этой системе сначала выделяют объекты анализа, которые представлены функциональными областями национальной экономики. Затем эти объекты описываются с помощью известных экономико-статистических показателей.
Применение техники SWOT-анализа не только на уровне корпораций, но и на уровне национальных экономик представляется актуальным и методологически правильным, поскольку в современных условиях глобализации то, что для предприятий является рынками сырья и сбыта продукции, для национальной экономики, понимаемой как целое, представляет мировой рынок, на котором действуют те же экономические законы, что и на частных рынках.
При разработке экономической стратегии государства необходимо нацелить ее на использование перспектив, соответствующих возможностям национальной экономики. Возможности и угрозы на практике ранжируются экспертами по степени влияния на национальную экономику (от 0 до 10 баллов) и вероятности реализации (от 0 до 1). Затем выводится обобщенный показатель. Полученные результаты отражаются в соответствующих матрицах.
Анализ SWOT-матрицы позволяет понять, есть ли у национальной экономики сильные стороны и достоинства, делают ли слабые стороны национальной экономики ее уязвимой в конкурентной борьбе, какие слабые стороны должна сгладить стратегия,
20
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ
какие возможности может использовать страна со своими ресурсами и т. п.
В столбцах матрицы представлена предполагаемая степень влияния открывающихся возможностей на состояние национальной экономики, а в строках -вероятности возникновения соответствующей ситуации. В квадрантах матрицы приводятся необходимые действия. Комбинация сильных и слабых сторон и предоставляющихся возможностей и угроз предопределяет для государства все возможные варианты потенциальных стратегических альтернатив. Анализ дополняется составлением профиля среды, с помощью которого оценивается относительная роль для национальной экономики внешних и внутренних факторов при различной степени значимости стратегий. При этом попарно сравниваются профили (свой и стран-конкурентов) с угрозами с их стороны: сильные и слабые места конкурентов с собственными.
Важность для национальной экономики или ее отрасли каждого фактора оценивается экспертами по трехбалльной шкале, а направленность влияния -величинами «-1» или «+1». Интегральная оценка получается путем перемножения этих частных оценок. Она дает руководству ориентир для действий.
В связи с этим можно дополнить общие правила применения SWOT-анализа национальной экономики. Во-первых, для стратегического анализа, включающего всю национальную экономику, возможен самый общий анализ, охватывающий лишь важнейшие ее параметры. Фокусирование SWOT-анализа на конкретном сегменте в силу сужения границ обзора обеспечивает большую вероятность выявления наиболее важных для этого сегмента сильных и слабых сторон, возможностей и угроз, но чревато потерей общей картины. Во-вторых, необходимо учитывать различия между элементами SWOT: сильные и слабые стороны - это внутренние черты экономики страны, следовательно, подконтрольные государству. Возможности и угрозы связаны с характеристиками мирового хозяйства и в значительной мере не подвластны влиянию конкретного государства.
Методика SWOT может быть усовершенствована также путем объединения в одной процедуре аналитических оценок и выбора стратегии. Для этого в состав экспертных оценок включаются оценки вероятности появления благоприятных возможностей и угроз, уровней влияния на национальную экономику внешних факторов, интенсивности сильных
и слабых сторон экономики страны и их влияния на реализацию благоприятных возможностей и защиту от возможных угроз. Эти оценки выступают в качестве компонентов интегрированных весов сильных и слабых сторон национальной экономики с учетом внешних благоприятных возможностей и угроз. Таким образом, осуществляется переход от фиксации балльных оценок отдельных факторов к выбору наиболее существенных по всей совокупности частных факторов и их взаимосвязи.
Заполнение таблицы усовершенствованного SWOT-анализа национальной экономики происходит по разработанному алгоритму. Таким образом, сильные и слабые стороны национальной экономики автоматически определяются по всей совокупности благоприятных возможностей и угроз. Формулировка целей и определение средств их достижения являются завершающим шагом аналитического этапа стратегического управления.
Наличие методики стратегического анализа национальной экономики не гарантирует успеха, поскольку SWOT-анализ является процессом творческим, так что применение тех или иных поддерживающих его процедур способно лишь облегчить сам аналитический процесс. Тем не менее регламентация этой процедуры дает новый способ решения задач стратегического управления [2, с. 165].
На основе результатов стратегического анализа формулируются долгосрочные и среднесрочные цели, определяются наиболее важные из них, последние далее декомпонуются в краткосрочные цели, содержащие уже определенные количественные ориентиры. Сформулировав цели развития национальной экономики, государство определяет средства их достижения, т. е. долгосрочные действия, направленные на выполнение поставленных задач. Исходя из того, что стратегия состоит не только из продуманных целенаправленных действий (намеченная стратегия), но должна включать и возможные реакции на непредвиденное развитие событий (незапланированные стратегические решения), формулировка целей и определение средств их достижения являются завершающим шагом аналитического этапа стратегического управления.
Реализация стратегии происходит благодаря выполнению определенных функций, т. е. сложившихся специализаций по видам деятельности. Это необходимо для того, чтобы поддерживать или обеспечивать реализацию целей. Такая специализация институционализируется в виде соответствующих
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя ъ ЪР^тжгсх*
21
государственных органов. Помимо целей и функций в процессе реализации стратегии возникают и решаются задачи, которые в отличие от функций надо выполнять постоянно, которые связаны лишь с определенным этапом и с ограниченным периодом времени для осуществления.
Далее необходимо закрепить выполнение функций и решение возникающих задач за исполнителями - теми институтами, которые организационно оформлены и нацелены на реализацию сформированной стратегии. Процесс реализации экономической стратегии государства может быть теоретически смоделирован в терминах теории графов и представлен в качестве движения из точки на плоскости (или в «-мерном пространстве), определяющей существующее состояние объекта экономической стратегии, в точку, определяющуюся поставленными стратегическими целями. Для этого необходимо разработать уравнение движения стратегического объекта.
Стратегический контроль представляет собой процесс обеспечения достижения целей, постав-
Список литературы
1. Агафонов С. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. М.: Экономика, 1990.
2. Агеев А. Методология стратегической матрицы. М.: Институт экономических стратегий, 2004.
3. Кузык Б. Н., Кушлин В. И., Яковец Ю. В. Прогнозирование и стратегическое планирование социально-экономического развития: учебник. М.: Экономика, 2006.
List of references
1. Agafonov S. A. Policy analysis and development of complex programs [Analiz strategii i razrabotka kompleksnykh programm], Moscow: Ekonomika, 1990.
2. AgeevA. Methodology strategic matrix [Metod-ologiia strategicheskoi matritsy], Moscow: Institute of Economic Strategies, 2004.
3. Kuzyk B. N., Kushlin V. I., Iakovets Iu. V. Forecasting and strategic planning of socio-economic development [Prognozirovanie i strategicheskoe planirovanie
ленных государством, или обеспечения реализации принятых управленческих решений, при котором определяется их правильность и устанавливается потребность в их корректировке. Процесс контроля обычно определяется как процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов. Именно результаты стратегического контроля являются основанием для руководителей государства корректировать принятые ранее решения, если отклонения значительны.
Чтобы изменить положение со стратегическим процессом в стране, необходимы также меры оперативного и тактического характера. Следует изменить само отношение к документам стратегического характера, которые реально должны стать руководством к текущим планам; повысить уровень научной проработанности стратегий и программ; каждая программа должна конкретизироваться в плане действий, увязанном по срокам, исполнителям и объемам финансирования; обеспечить контроль за выполнением мероприятий и программ.
4. О долгосрочной государственной экономической политике: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596.
5. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537.
6. Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 536.
sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiia]: a textbook, Moscow: Ekonomika, 2006.
4. About long-term state economic policy: Decree of the President of the Russian Federation of07.05.2012 no. 596.
5. About Strategy of national security of the Russian Federation till 2020: Decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 no. 537.
6. About Bases of strategic planning in the Russian Federation: Decree of the President of the Russian Federation of 12.05.2009 no. 536.
22
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪРЛЖгеЫ