II. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 9. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ,МЕНЕДЖМЕНТ
9.1. ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ МАРКЕТИНГОВОГО АНАЛИЗА И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ (НА ПРИМЕРЕ НАНОИНДУСТРИИ)
Сычев А. В., к.э.н., доцент, проректор.
Сыктывкарский государственный университет.
Аннотация: развитие наноиндустрии формирует техникоэкономическую среду, имеющую существенные особенности. Это, требует коррекции методологии маркетинга. В статье рассмотрены проблемы и направления развития методологической базы маркетинга наноиндустрии.
Ключевые слова: инновационная деятельность,
технологический маркетинг, смена технологий, наноэлектроника, наноиндустрия, технологический уклад, технико-экономическая среда.
PROBLEMS OF METHODOLOGY OF THE MARKETING ANALYSIS AND FORECASTING OF AN INNOVATIVE INDUSTRY (ON THE EXAMPLE OF NANO-INDUSTRY)
Sychev A. V., Candidate Economics Sciences, associate professorof the economic theory and cooperative management of federal public budgetary educational institution of higher education «Syktyvkar state university».
Annotation: development of nanoindustry forms the technical and economic environment with its own essential specific features. It requires the correction of marketing methodology The paper discusses the problems and directions for the development of methodological procedures of nanoindustry marketing.
Keywords: innovative activities, technology marketing, replacement of technologies, nanoelectronics, nanoindustry, technological mode, technical and economic environment.
До последнего времени наноиндустрия не воспринималась как существенно особенная техникоэкономическая среда. Ее маркетинговый анализ, например, не слишком отличался от анализа микроэлектроники. Однако в последнее время начинает проявляться специфика общеэкономической роли и характера формирования наноиндустрии1. Это
1 Лазарев И.А. Информация и безопасность. Композиционная технология информационного моделирования сложных объектов принятия решений. -М.: Московский центр научно-технической информации. 1997-336 с.
требует развития методологической базы2.
Особенность нового поколения технико-экономических сред, сопряженных с наноиндустрией, состоит в следующих особенностях.
Наличие большого объема массовых технологий позволяет для решения каждой отдельной задачи легко сконцентрировать значительную
технологическую мощь. Например, для создания простого рисунка дизайнеры применяют компьютер, созданный множеством массовых технологий.
Происходит «усиление» возможностей снятия технических ограничений. Это ускоряет процессы развития. Поэтому темп формирования каждой отдельной технологии начинает определяться уровнем ее согласованности с остальными технологиями в технологической цепи. Для новых технологий системные свойства начинают становиться более важными, чем утилитарные.
Ограничения в развитии становятся связанными не столько с трудностью решения отдельных технических проблем (это решается концентрацией технологической мощи), сколько с трудностью согласования изменений множества взаимосвязанных массовых технологий.
Наноиндустрия проявляет определяющую особенность технологий нового уклада, которая, вероятно, является основополагающей новацией. Ее суть в следующем. Поскольку нанотехнологии имеют большое влияние на развитие всех остальных (сопряженных с ними), то формирование наиболее сложных и влиятельных нанотехнологий должно происходить по моделям, близким к моделям идеально развивающихся технологий. Иначе они внесут неидеальность в большой комплекс сопряженных областей.
Значит, формирование инфраструктуры комплекса технологий, сопряженного с наноиндустрией, должно выстраиваться в связи с некоторым идеальным стратегирующим процессом.
Это свойство имеет принципиальное значение. Оно открывает возможность построения обобщенных моделей развития рынка, сопряженного с наноиндустрией. Нужно расширить методологическую базу маркетинга. Это позволит заранее выявлять возможности возникновения продуктовых ниш и производственных кластеров, т.е. эффективные формы быстрого развития.
Особенности постановки задач маркетинга и прогнозирования
1. Особенность предмета маркетингового анализа и форм представления результатов
Современные индустрии становятся высоко интегрированными объектами, в которых трудно выделить частные проблемы. Поэтому все стороны деятельности наноиндустрии анализируются как неразрывное целое. Предметом маркетинга становится содержание индустрии
2 Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада./ Под ред. С.Ю. Глазьева, В.В. Харитонова. М.: «Травант».2009.-256с.
(рынка) во всем многообразии составляющих ее технологий и продуктов (индустриальных, организационных, потребительских, финансовых и др.). Системная полнота исследований становится важнейшим фактором.
Высокие темпы развития технико-экономической системы, сопряженной с наноиндустрией, ставят вопрос о высокой скорости проведения маркетинговых исследований и представления результата в форме, удобной для быстрого принятия решений.
Таблица 1
Предложения по развитию
2. Особенности прогнозирования
Глобализация действия наноминиатюризации должна быть учтена в методологии прогнозирования. В ходе микроминиатюризации происходит постоянная смена поколений производств и продуктовых потоков, изменение сегментирования рынка. Приборы нового поколения являются качественно иными и технологии их использования тоже меняются.
методологической базы
Природа задачи Направление работ Инструмент осуществления
Новый характер развития технико-экономической среды (ТЭС). Разработка моделей развития ТЭС, сопряженной с наноиндустрией. Разработка адекватных приемов маркетинга и прогноза Межвузовский научнообразовательный кластер.
Необходимость эффективных форм развития техникоэкономической среды нового поколения. Разработка методов маркетинга для ниш и кластеров технико-экономической среды, сопряженной с наноиндустрией на основе адекватных моделей. Исследования в реализации приоритетных проектов
Необходимость высокой скорости и обоснованности принятия решений в кооперативных средах. Разработка маркетинговой базы для автоматизированной поддержки принятия решений в кооперативных средах. Государственные корпорации.
Скорость развития становится важнейшим параметром Создание «маркетинга развития» Межвузовский научнообразовательный кластер
Возникновение механизмов быстрого перехода технологий из промышленного использования в потребительский сектор. Разработка методов маркетинга на основе моделей формирования комплекса потребительских технологий под влиянием наноминиатюризации, разработка моделей потребительских обществ. Корпорации и потребительские общества, создаваемые при участии государства.
Быстрые качественные изменения в ТЭС под действием наноиндустрии Разработка методов прогнозирования в условиях непрерывных массовых качественных изменений в ТЭС Межвузовский научнообразовательный кластер
Особенности характера развития наноиндустрии Особая подготовка респондентов и экспертов Межвузовская коллаборация экспертов
Поколения сегментов рынка не возможно объективно сопоставлять по числу выпущенных приборов или по цене. Поэтому развитие трудно описывать статистиками. Статистики не успевают формироваться, качества системы все время меняются. Нужно использовать адекватные аналитические методы.
Таким образом, объективное прогнозирование становится связано не с экстраполяцией, а с определением траекторий развития продуктовых секторов, в которых не разрушается согласованность производителя и потребителя(например, композиционными методами3).
3. Исследование рынка
Процедуры маркетинга исследуют процессы рыночной среды, опираясь на мнение экспертов (т.е. посредством «головы, схватывающей всю систему»). Однако в условиях происходящей смены модели развития эксперты
оказываются дезориентированы. Они не способны
«схватить» систему в ее новой динамике. Для этого должны участвовать респонденты, имеющие опыт понимания рынка с позиции моделей массового перехода к новому поколению.
3 Путилов А.В. Введение в технологический маркетинг развития наноиндустрии /Москва/ Издательский дом МИСиС. 2008. -135 с.
По-видимому, маркетинг должен сопровождаться опережающим обучением респондентов и экспертов, формированием опыта их мышления в моделях нового класса. Требуется скорректировать процедуры маркетинга в соответствии с новым характером процессов естественного совершенствования в рыночной среде.
4. Управление рынком
Высокая интеграция и темпы развития требуют введения механизмов целенаправленного формирования рыночной среды.
Так, неупорядоченный бизнес разрушает интегрирующие систему как целое, конкурентоспособность системы, в которую он Отсутствие таких механизмов формирования среды особенно опасно для технико-экономических сред, сопряженных с наноиндустрией.
5. Исследование процессов формирования нового поколения рыночной среды
Сейчас важно формирование нового поколения техникоэкономической среды. Задачей маркетинга становится исследование процессов формирования качеств техникоэкономических сред, порождающих и востребующих наноиндустрию.
свойства,
снижает
включен.
Таблица 2
Предложения по перспективным исследованиям
Природа задачи Цель разработки Основной результат
Переход к новому поколению технико-экономических сред под влиянием наноиндустрии Построение теории техникоэкономических сред нового поколения, создание комплексирующих моделей Фундаментальная основа аналитического аппарата для решения задач развития.
Возникновение эффективных форм для быстрого развития. Разработка содержательных моделей эффективных форм наноиндустрии (ниш, кластеров, технологий интеграции и др.) Формирование комплекса знаний, интегрированного для быстрого развития.
Необходимость автоматизированного принятия решений в кооперативных системах Разработка информационных сред для интегрированных систем поддержки принятия решений. Формирование управленческого инструмента для комплексного междисциплинарного развития.
Необходимость «плавной» трансформации технологического комплекса под влиянием наноиндустрии Анализ сложившихся продуктовых потоков и технологий для выявления взаимовлияний, создающих потенциал развития в новом поколении ТЭС Инструмент для планирования процессов трансформации ТЭС
Необходимость интеграции сложившихся ресурсов для быстрого развития Разработка нормативной базы организации коопераций быстрого развития Обоснованная модель для развития организационных структур.
Формирование междисциплинарного аппарата развития научного знания, акцент на развитии инструментированного знания Создание моделей междисциплинарных научнообразовательных структур (межвузовских) и адекватных учебных курсов. Образовательные структуры, способные поддержать комплексную смену аналитического аппарата при переходе к новому поколению технико-экономических сред.
Техническая политика становится непосредственно связана с масштабными процессами междисциплинарных изменений Разработка принципов технической политики в прикладных областях, сопряженных с наноиндустрией. Создание Аналитический аппарат координации развития технических решений.
Необходимость ясных моделей для восприятия обществом процессов формирования нового поколения техникоэкономической среды под влиянием наноиндустрии. Разработка концепции информирования общества о технико-экономических процессах нового поколения. Платформа для интеграции сил в процессе перехода к посткризисной экономике.
Со стороны государства нужно непосредственное участие в процессах изменений на всех уровнях инфраструктуры наноиндустрии. Разработка моделей государственного управления развитием технологической среды, сопряженной с наноиндустрией. Инструментарий непосредственного воздействия государства на всех уровнях инфраструктуры наноиндустрии.
6. Сопряжение технологий маркетинга с технологиями анализа сложных систем.
На быстро развивающемся рынке, сопряженном с наноиндустрией затруднено объективное
исследование взаимосвязей качеств множества
продуктов и технологий, тенденций их совместного развития.
В решении этой задачи важную роль приобретает создание и исследование наиболее сложных
технических систем. Дело в том, что такие сложные системы (например, военные) и множество
относительно простых бытовых продуктов выполняются (в целом) на общем множестве высокопроизводительных массовых технологий. Заметим, если бы сложные системы не выполнялись на массовых технологиях, связанных с множеством простых систем, то развитие сложных систем было бы не возможно.
Поэтому, в ходе развертывания мощных технологий производства, тенденции простых систем быстро становятся закономерностями сложных.
Закономерности организации сложных систем определяют тенденции развития простых.
Это означает, что в новом поколении техникоэкономических сред должна устанавливаться связь между методами маркетинга рыночной среды и методами исследования сложных систем. Нужны методы маркетинга, вскрывающие совместную динамику систем разных поколений.
7. Маркетинг научных знаний
Научные исследовании становятся «индустриальной технологией» информируют сегмент рынка с маркетингом особого характера.
В ходе быстрого развития постоянно происходит переоценка результатов научно - исследовательских работ (НИР) и значимости направлений исследований. Нужно точно выяснять состав НИР, объективно содействующий развитию среды, сопряженной с наноиндустрией.
Проблема состоит в том, что до сих пор направления фундаментальных исследований выбирались собственной логикой развития отдельных областей. В наноиндустрии они все более определяются логикой концентрации усилий на быстрое развитие техникоэкономической среды. Это требует особой подготовки научных экспертов.
Исходя из рассмотренных особенностей постановки задач, предлагаются следующие направления развития методологической базы маркетинга (табл. 1).
Предложения по развитию методологической базы и перспективным исследованиям
Рассмотренные особенности развития позволяют предложить следующие направления исследований в областях, сопряженных с наноиндустрией (табл.2).
Для совместной реализации множества перспективных исследований технико-экономической среды нового поколения наилучшим средством являются проекты высокой сложности, имеющие комплексирующее и стратегирующее значение.
Примером может служить проект «Суперкомпъютер» (одно из пяти приоритетных направлений технологического развития). Его назначением является формирование технико-экономической среды производства, применения и т.д., способной поддержать развитие вычислительной техники нового поколения (и прежде всего очень высокой
производительности). Выполнение программы должно быть увязано с развитием рынка наноэлектроники и сопряженных с ней прикладных областей, с созданием спектра взаимосвязанных технологий и быстрой их «диффузии» в сферу непосредственного потребления. Это потребует проведения маркетинговых исследований на новой методологической базе.
Список литературы:
1. Лазарев И.А. Информация и безопасность.
Композиционная технология информационного
моделирования сложных объектов принятия решений. -
М.: Московский центр научно-технической информации. 1997-33б с.
2. Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада./ Под ред. С.Ю. Глазьева, В.В. Харитонова. М.: «Травант».2009.-25бс.
3. Путилов А.В. Введение в технологический маркетинг развития наноиндустрии /Москва/ Издательский дом МИСиС. 2008. -135 с.
Reference list:
РЕЦЕНЗИЯ
В данной статье рассматриваются проблемы и направления развития методологической базы маркетинга в наноиндустрии. Подчеркнуто, что развитие наноиндустрии формирует технико-экономическую среду, имеющую существенные особенности. Это, в свою очередь требует коррекции методологии маркетинга.
Как известно, до последнего времени наноиндустрия не воспринималась как существенно особенная техникоэкономическая среда. В статье указывается на то, что в последнее время начинает проявляться специфика общеэкономической роли и характера формирования наноиндустрии, что в значительной мере требует развития составных форм и методов работы на рынке. В этом, несомненно, заключается актуальность данной статьи.
В работе также рассмотрены характерные особенности наноиндустрии, механизм влияния наноминиатюризации на технико-экономическую среду, а так же новые акценты при постановки задач маркетинга и прогнозирования.
Статья рекомендована к публикации.
Д.э.н., профессор,
заслуженный деятель науки РФ
А. А. Шулус
10б